Ян Кросс (офицер Королевских ВВС)
Иэн Кингстон Пембрук Кросс | |
---|---|
![]() | |
Имя при рождении | Иэн Кингстон Пембрук Кросс |
Рожденный | Кошэм , Хэмпшир | 4 апреля 1918 г.
Умер | 31 марта 1944 г. Хальбау возле Гёрлица | (25 лет)
Похороненный | Познаньское старое гарнизонное кладбище, Польша |
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1936–44 |
Классифицировать | Командир эскадрильи |
Сервисный номер | 39305 |
Единица | 38-я эскадрилья RAF , 103-я эскадрилья RAF |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Крест «За выдающиеся заслуги перед полетом» , упомянутый в депешах |
Ян Кингстон Пембрук Кросс (4 апреля 1918 — 31 марта 1944) — офицер британских Королевских ВВС и пилот бомбардировщика, попавший в плен во время Второй мировой войны . Известен своим участием в «Великом побеге» из Шталага Люфт III в марте 1944 года, когда он был одним из мужчин, пойманных и впоследствии убитых гестапо .
Довоенный
[ редактировать ]Ян Кросс родился в Кошэме , Хэмпшир, в семье Джинни и Пембрука Кросс, успешных дипломированных геодезистов, агентов по недвижимости и оценщиков. Его старший брат Кеннет позже стал главным маршалом авиации сэром Кеннетом Кроссом , командиром бомбардировщика и транспортного командования Королевских ВВС. Ян Кросс был слабым ребенком, и из-за раннего плохого здоровья у него был домашний репетитор. В 1918 году семья переехала на остров Хейлинг , и там его здоровье начало быстро улучшаться. Он получил образование в школе Черчерс в Питерсфилде до 1936 года, где он был признан легкоатлетом и игроком в регби , а также членом школьного корпуса подготовки офицеров . Ян Кросс бросил школу и последовал за своим старшим братом Кеннетом в Королевские ВВС, чтобы пройти обучение на пилота. [ 1 ] [ 2 ]
Ранняя служебная карьера
[ редактировать ]Кросс присоединился к Королевским ВВС в качестве курсанта 12 октября 1936 года, проходя начальную летную подготовку в гражданской летной школе в Ханворте. [ 3 ] Он был назначен исполняющим обязанности летчика 21 декабря 1936 года под служебным номером 39305. [ 4 ] [ 5 ] присоединился к 38-й эскадрилье RAF, базирующейся в RAF Marham в Норфолке, управляя бомбардировщиками Fairey Hendon , и был утвержден в качестве пилота-офицера 13 октября 1937 года. [ 6 ] [ 7 ] Эскадрилья начала переоборудоваться в тяжелые бомбардировщики Vickers Wellington Кросс получил звание летного офицера. в январе 1939 года, а 12 мая 1939 года [ 8 ] и был капитаном станционной команды по регби .
Военная служба
[ редактировать ]Его первый оперативный вылет (миссия) состоялся 3 декабря 1939 года — это удар по немецким судам возле Гельголанда . В ночь на 20 февраля 1940 года во время поиска корабля противника на его бомбардировщике Vickers Wellington Mark IA (серийный номер P2526), которым пилотировал лейтенант М. Нолан (Кросс был вторым пилотом), по возвращении закончилось топливо, и экипаж был вынужден прыгнуть с парашютом, оставив самолет разбившимся. [ 9 ] [ 10 ] Вскоре после этого Кросс был назначен «первым пилотом», выполнил 34 операции (миссии) и завершил свой оперативный срок. Направлен в группу оперативной подготовки № 11 на базе Королевских ВВС в Бассингборне. [ 11 ] он был недоволен работой летного инструктора и настаивал на возвращении к боевым полетам. 3 сентября 1940 г. ему присвоено звание летного лейтенанта. [ 12 ] [ 13 ] Кросс был награжден Крестом за выдающиеся летные заслуги 13 сентября 1940 года за храбрость во время своего первого боевого тура в составе 38-й эскадрильи Королевских ВВС. [ 14 ] [ 15 ] В августе 1941 года Кросс добился своей цели вернуться к боевым полетам и был направлен в 103-ю эскадрилью Королевских ВВС для управления бомбардировщиками Vickers Wellington . Он совершил еще шестнадцать вылетов и стал командиром звена категории «Б». [ 16 ] назначен временным командиром эскадрильи. 1 декабря 1941 г. [ 17 ]

Военнопленный
[ редактировать ]12 февраля 1942 года Королевские военно-воздушные силы провели серию крупномасштабных операций по атаке трех крупных военных кораблей немецкого флота, вышедших из гавани Бреста, официально известных как операция «Фуллер» , но более известных как « Ланш-Дэш» . Среди бомбардировщиков, охотившихся за военными кораблями, был Vickers Wellington Mark Ic из 103-й эскадрильи RAF, которым пилотировал командир эскадрильи Ян Кросс. Не приспособленные для операций в дневное время, Королевские ВВС использовали почти все, что у них было, чтобы попытаться потопить военные корабли. Кросс вылетел из британских ВВС «Элшам-Уолдс» в 14:52 того же дня. Его самолет был сбит легким зенитным огнем немецких военно-морских подразделений, и ему пришлось «приземлиться» (приземлиться в море) в 40 милях от Роттердама. [ 18 ] [ 19 ] где двое из его команды из шести человек утонули, когда не смогли добраться до спасательной шлюпки. Двадцать четыре часа спустя четверо выживших были спасены немецкой воздушно-морской спасательной службой. [ 20 ]

Кросс был взят в плен и стал военнопленным № 189 в Офлаге XXI-B в Шубине в оккупированной немцами Польше. [ 21 ] где он познакомился с опытными беглецами, такими как Роджер Бушелл , Сирил Суэйн и Билл Эш , и стал опытным прокладчиком туннелей. Он был одним из «неприятных» заключенных, которых немцы перевели в Шталаг Люфт III, который считался защищенным от побега , где он продолжал свою деятельность. В одной из попыток он прыгнул на борт немецкого грузовика, покидавшего территорию комплекса с грузом сосновых стволов и веток, которые были срублены российскими подневольными работниками, но были пойманы до того, как грузовик оказался за проволочным заграждением. [ 22 ]
«Великий побег»
[ редактировать ]В операции «Большой побег» Кросс был одним из основных прокладчиков туннелей, а также руководил и контролировал команду «пингвинов». [ 23 ] для рассеивания многих тонн песчаной земли, выкопанной во время работ по прокладке туннелей - большая часть ее была спрятана под полом лагерного театра через люк, построенный для этой цели под сиденьем № 13, работающим с Джимми Джеймсом . [ 24 ] [ 25 ] Он был одним из 76 мужчин, сбежавших из лагеря для военнопленных в ночь с 24 на 25 марта 1944 года в ходе побега, ныне известного как « Великий побег ». Когда немцы обнаружили побег, они начали обширную, хорошо спланированную охоту на людей. Ян Кросс был одним из заключенных, которых относительно быстро отбили местные патрули, и первоначально они содержались под стражей на месте. [ 26 ] На следующий день девятнадцать пойманных офицеров погрузили в грузовик и перевезли в Гёрлиц тюрьму под контролем гестапо . Здесь число пойманных офицеров росло, пока их не удержали тридцать пять. [ 27 ] Заключенным угрожали смертью и допрашивали жестко, но не физически. 30 марта 1944 года двое из выживших видели, как три больших седана с десятью агентами гестапо забрали шесть офицеров: Яна Кросса, Майка Кейси , Джорджа Уайли, Эла Хейка , Тома Ли и Джона Поэ . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] больше их никто не видел, на этикетках их кремационных урн было указано, что они умерли 31 марта 1944 года и были кремированы в Гёрлице. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] Он был одним из 50 беглецов, и убитых гестапо казненных . [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] Первоначально кремированный и похороненный в Жагани , сейчас он похоронен на части Старого гарнизонного кладбища Познани. [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] где его родители выбрали для его надгробия надпись «До смерти верный своему Богу и стране». [ 41 ]
Послевоенное расследование показало, что агент гестапо по имени Люкс возглавлял отряд, который расстрелял группу из шести пойманных летчиков возле автобана недалеко от Хальбау по указанию старшего офицера по имени Шарпвинкель. [ 42 ]
Он был среди 47 убитых офицеров, названных в прессе Великобритании и Содружества, когда эта история стала достоянием общественности примерно 19–20 мая 1944 года. [ 43 ] [ 44 ] Газета Glasgow Herald от 19 мая 1944 года опубликовала ранний список, в котором были названы несколько офицеров, включая Кросса. [ 45 ]

Награды
[ редактировать ]Крест «За выдающиеся заслуги» награжден 13 сентября 1940 года за храбрость в 38-й эскадрилье Королевских ВВС. [ 46 ] [ 47 ]
Упоминание в депешах. Его выдающаяся храбрость в качестве пленника и беглеца была отмечена упоминанием в депешах , поскольку ни одна из других соответствующих наград, имевшихся в то время, не могла быть вручена посмертно. Он был опубликован в приложении к « Лондонской газете» 8 июня 1944 года. [ 48 ] [ 49 ]
Другие жертвы
[ редактировать ]- Посмотрите убийства Шталаг Эйр III
Гестапо казнило группу из 50 пойманных заключенных, представлявших почти все национальности, участвовавшие в побеге.
В ходе послевоенных расследований ряд виновных в убийствах был выслежен, арестован и предан суду за свои преступления. [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ]
Национальности 50 казненных |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Отрывок из книги Google Вэнс (2000) Галантная компания - Ян Кросс
- ^ Веб-сайт Unithistories - карьера IKP Cross DFC [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Вэнс, Джонатан Ф (2000). Галантная компания . Пасифика Милитари. п. 54. ИСБН 978-0-935-55347-5 .
- ^ «№34358» . Лондонская газета . 8 января 1937 г. стр. 170–171.
- ^ Архив Flightglobal - ссылка на страницу со списком его комиссий.
- ^ «№34447» . Лондонская газета . 26 октября 1937 г., стр. 6616–6617.
- ^ Веб-сайт Unithistories - карьера IKP Cross DFC
- ^ «№34634» . Лондонская газета . 9 июня 1939 г., стр. 3894–3895.
- ^ Чорли (1992), стр.29
- ^ Команды RAF - специально для Cross на борту этого самолета.
- ^ Веб-сайт Unithistories - карьера IKP Cross DFC
- ^ «№34964» . Лондонская газета . 8 октября 1940 г., стр. 5902–5903.
- ^ Архив Flightglobal - страница, показывающая рекламную акцию.
- ^ «№34945» . Лондонская газета . 13 сентября 1940 г., стр. 5488–5489.
- ^ Веб-сайт Unithistories - карьера IKP Cross DFC
- ^ «Сайт 13 Base RAF - Ян Кросс DFC» . Архивировано из оригинала 17 октября 2015 года . Проверено 27 августа 2015 г.
- ^ «№35383» . Лондонская газета (Приложение). 16 декабря 1941 г., стр. 7114–7115.
- ^ Участие Польши в Великом побеге - подробно о Яне Кросса DFC
- ^ «Сайт 13 Base RAF - Ян Кросс DFC» . Архивировано из оригинала 17 октября 2015 года . Проверено 27 августа 2015 г.
- ^ Чорли (1996), стр.30
- ^ Эндрюс (1976), страница с фотографиями, копии немецких записей
- ^ Берджесс (1990), стр.121
- ^ [1] Архивировано 17 октября 2015 г. в Wayback Machine [веб-сайт 13 Base RAF - Ян Кросс, DFC]
- ^ Берджесс (1990), стр.114-115.
- ^ Берджесс (1990), стр.120
- ^ Эндрюс (1976), стр.48-49
- ^ Эндрюс (1976), стр.49
- ^ Вэнс (2000), стр.264
- ^ Читать (2012), стр.240
- ^ Эндрюс (1976), стр.49
- ^ Берджесс (1990), стр.159
- ^ Архив Пегаса - 50 убитых беглецов.
- ^ Эндрюс (1976), стр.49 и 205.
- ^ Берджесс (1990), стр.270
- ^ Вэнс (2000), стр.289
- ^ Эндрюс (1976), стр.205
- ^ Берджесс (1990), стр.270
- ^ Жертва Комиссии Содружества по военным захоронениям - Ян КП Кросс
- ^ Веб-сайт Unithistories - карьера IKP Cross DFC
- ^ Архив Пегаса - 50 убитых беглецов.
- ^ Комиссия Содружества по военным захоронениям, форма H/2
- ^ Эндрюс (1976), стр.186
- ↑ Western Morning News, Dundee Courier и Yorkshire Post, 20 мая 1944 г.
- ^ [2] [Ottawa Journal, 20 мая 1944 г., стр. 17 - список убитых офицеров]
- ^ Страница Glasgow Herald в Интернете - офицеры по названию статей
- ^ «№34945» . Лондонская газета . 13 сентября 1940 г., стр. 5488–5489.
- ^ [3] [Веб-сайт Unithistories - карьера IKP Cross DFC]
- ^ «№36544» . Лондонская газета (Приложение). 2 июня 1944 г., стр. 2615–2616.
- ^ [4] [Веб-сайт Unithistories - карьера IKP Cross DFC]
- ^ Читать (2012), стр.295.
- ^ Вэнс (2000), стр.310
- ^ Эндрюс (1976), стр. 188 и 199.
- Библиография
- Шон Фист (2015). Последний из 39-ти . Грубская улица. ISBN 978-1909166158 .
- Джонатан Ф. Вэнс (2000). Галантная компания . Пасифика Милитари. ISBN 978-0-935-55347-5 .
- Саймон Рид (2012). Человеческая игра . Констебль. ISBN 978-1-4721-1262-0 .
- Уильям Эш ; Брендан Фоули (2005). Под проводом: мемуары военного времени пилота «Спитфайра», легендарного мастера побега и «крутого короля» . Петух. ISBN 978-0-593-05408-6 .
- Аллен Эндрюс (1976). Образцовое правосудие пойманный ISBN 0-245-52775-3 .
- Уильям Р. Чорли (1994). Потери бомбардировочного командования Королевских ВВС, Том 3 . Округ Мидленд. ISBN 978-0904597899 .
- Пол Брикхилл (2004). Великий побег . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-32579-9 .
- Алан Берджесс (1990). Самый длинный туннель: правдивая история великого побега во время Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-097-9 .
- Альберт П. Кларк (2005). 33 месяца в плену в Шталаге Люфт III: летчик времен Второй мировой войны рассказывает свою историю . Паб «Фулькрам». ISBN 978-1-55591-536-0 .
- Артур А. Дюран (1 января 1989 г.). Шталаг Эйр III: Тайная история . Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 978-1-85260-248-2 .
- Уильям Р. Чорли (1992). Потери бомбардировочного командования Королевских ВВС, Том 1 . Округ Мидленд. ISBN 978-1906537401 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Проект «Уроки Великого побега» (Шталага Люфт III) Марка Козака-Холланда. Заключенные формально структурировали свою работу как проект. В этой книге анализируются их усилия с использованием современных методов управления проектами.
- Офицеры Королевских ВВС
- Британские пилоты времен Второй мировой войны
- Британские пилоты бомбардировщиков времен Второй мировой войны.
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- 1918 рождений
- 1944 смертей
- Персонал Королевских ВВС погиб во Второй мировой войне
- Участники Великого побега из Шталага Люфт III
- Британские беглецы
- Внесудебные казни во Второй мировой войне
- Британские военнопленные времен Второй мировой войны
- Выпускники колледжа Королевских ВВС Крэнвелл
- Военные из Хэмпшира