История евреев в Манчестере
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2017 г. ) |
К концу 18-го века в быстрорастущем городе Манчестер в Англии существовала небольшая еврейская община , некоторые из членов которой открыли бизнес и место поклонения. История еврейской общины Манчестера рассказывается в Манчестерском еврейском музее в Читаме . Еврейская община Манчестера является второй по величине в Великобритании; первый из них был в Большом Лондоне . [1]
Первые поселенцы
[ редактировать ]В 1750-х годах евреи не имели политических прав в Англии, в частности, им не разрешалось приобретать собственность. Как деревенские члены Великой синагоги , они торговали разносчиками и разносчиками . Небольшие группы группировались вокруг безопасных, дружелюбных к евреям ночлежек, где они организовывали временные миньяны для соблюдения Шаббата . Ливерпуль был центром первого еврейского поселения на северо-западе Англии с общинами на Камберленд-стрит, которые переехали в 1775 году в комнату в Тертон-Корт. Манчестер быстро расширялся, и в 1758 году одна семья, занимавшаяся торговлей, стала настолько преуспевающей, что обзавелась частной каретой. Манчестер становился все более важным рынком, и еврейские торговцы из Ливерпуля работали в Манчестере в течение недели, возвращаясь в Ливерпуль, чтобы отпраздновать субботу.
Пресса Манчестера была антисемитской. Евреи традиционно торговали помоями , ювелирными изделиями и каллиграфией и становились ростовщиками , шарлатанами , резчиками печатей, граверами , часовщиками и художниками-миниатюристами. Торговля была прибыльной, но злоумышленник мог использовать те же навыки для подделки документов, взлома замков и укрытия украденного имущества . В Манчестере существовал страх перед странствующими плагиаторами, которые могли раскрыть прибыльные секреты хлопковой промышленности иностранным конкурентам и соблазнить хлопкоробов перевезти свои навыки за границу. Манчестерский журнал Прескотта за 1774 год предупреждал:
- несколько ЕВРЕЕВ И ДРУГИХ ИНОСТРАНЦЕВ в течение нескольких месяцев часто посещали город под разными предлогами, и некоторые из них приобрели прядильные машины, ткацкие станки, машины для правки, режущие ножи и другие инструменты, используемые при производстве (так в оригинале) фустианов, хлопчатобумажного бархата , вельвета и других инструментов. другие товары из Манчестера. ... И предпринимались частые попытки побудить, убедить и соблазнить ремесленников выйти за пределы владений Его Величества ... (Это) будет разрушением торговли этой страны, если не будет своевременно предотвращено.
Ни один еврей никогда не был осужден. Было отмечено присутствие все более богатых торговцев помоями и разносчиков, и в 1788 году ювелир Саймон Соломон и торговец цветами Гамильтон Леви захватили магазины в Лонг-Миллгейте и Шудехилле . [2]
Урегулирование
[ редактировать ]Около четырнадцати еврейских семей поселились в Манчестере в 1786 году; их первой синагогой была арендованная комната в Эйнсворт-Корт, Лонг-Миллгейт. [3] Лемон и Джейкоб Натан, Аарон Джейкоб, Исаак Фрэнкс, Авраам Исаак Коэн и его сын Филип и Генри Айзекс и его сыновья сформировали ядро группы, которая арендовала кладбище в 1794 году и к 1796 году начала поклоняться в верхней комнате на Гарден-стрит. в Уизи Гроув. Аарон Иаков был чтецом и шохетом , а Иаков Натан был надзирателем. Евреи поселились на улицах вокруг синагоги. Войны против французов вызвали у них трудности, особенно Закон об иностранцах 1793 года, который ограничивал их передвижение. Вольф Полак, ростовщик из Шудехилла, был депортирован за нераскрытые нарушения Закона в 1800 году. Манчестерская хроника Уиллера поддержала Закон и призвала читателей сообщать о нем. Сообщество в целом было стабильным.
Самуил Соломон, купивший участок на кладбище, продавал чудодейственный бальзам Галаад и капли Соломона для лечения дефектов кожи, вызванных нечистотой крови. Он купил особняк в Кенсингтоне, Ливерпуль , который назвал Галаад-Хаус, и поместье на Моссли-Хилл для семейного мавзолея.
Натан Мейер Ротшильд из Франкфурта был отправлен в Манчестер своим отцом в августе 1800 года. Он провел три месяца в Лондоне с Леви Барентом Коэном, чтобы изучить английскую коммерческую практику. Он прибыл с 20 000 фунтов стерлингов и занял офис на Браун-стрит, чтобы обойти английских агентов на континенте и получить английский текстиль у источника по самым низким ценам. Он выделил три прибыльных направления: сырье, крашение и производство. Он обменивал краску и хлопок на готовую продукцию, которая отправлялась через Халл , Лейт и Лондон в Гамбург . Блокада со стороны французов, когда война возобновилась, еще больше усложнила эту задачу. У Ротшильда был дом на Даунинг-стрит в Ардвике , аккуратном пригороде, излюбленном торговцами города. В период с 1800 по 1806 год в Манчестер переехало по меньшей мере пятнадцать немецких купцов, восемь из которых были евреями, но Ротшильд был единственным, кто занял место в синагоге и соблюдал все ее обряды и церемонии. Деньги Ротшильда, вероятно, были ответственны за обеспечение безопасности раввина Джозефа Крула и ограждение могильника. В 1805 году он получил офис в Лондоне и стал проводить меньше времени в Манчестере, поскольку семейный бизнес перешел от торговли к финансам. Он женился на дочери Леви Барента Коэна и через ее сестру установил связи с Мозес Монтефиоре и сефардское банковское и финансовое сообщество в Амстердаме . В 1809 году он переехал в просторный таунхаус на Мосли-стрит с большим складом на Бэк-Мосли-стрит. Поместье было продано в 1810 году, и он покинул Манчестер в 1811 году. [4]
После Петерлоо
[ редактировать ]После наполеоновских войн в Манчестере произошел быстрый физический и экономический рост. С радикальными требованиями политического признания, которые видели тысячи людей на улицах Петерлоо (16 августа 1819 г.), еврейский вопрос становился все менее актуальным. Еврейская община поддержала статус-кво: Джейкоб Натан подписал письмо, в котором пообещал поддержать констеблей в сохранении общественного спокойствия. Страстные англиканцы, такие как Хью Стоуэлл , [5] ректор церкви Святого Стефана Солфорд пропагандировал Англиканское общество по распространению христианства среди евреев, а не изгнание. Газета Manchester Guardian , основанная в 1821 году, твердо поддерживала права религиозных меньшинств. [6] Пятнадцать наиболее известных еврейских семей того времени были ассимилированы: это была община владельцев магазинов с небольшой элитой торговцев и фабрикантов. В его число входили четырнадцать торговцев одеждой, девять ювелиров, пять продавцов перьев и карандашей, пять торговцев, три разносчика, два шляпника , два скорняка , два дантиста, два фабриканта шелка, два торговца фланками, оптик, ростовщик , торговец мебелью и производитель веревок. Торговля была сосредоточена в старом городе, но одна семья жила на Кларендон-стрит, Чорлтон-он-Медлок , в южных пригородах, а другая — на Солфорд-Кресент. У Авраама Франклина был магазин на площади Святой Анны, у Мендельсона на Кинг-стрит , Беренс и Гумпель жили на Мосли-стрит, клиника Ааронсона располагалась на Принцесс-стрит, а у Фримена, миниатюриста, была студия на Брейзеноз-стрит, и все это по лучшим адресам. [7] Эти семьи сформировали олигархию , управлявшую синагогой. В Манчестере была четвертая по величине еврейская община за пределами Лондона. [8]
Авраам Франклин (род. 1784) взял на себя руководство синагогой на Холливелл-стрит. Он был сыном Бенджамина Вольфа Франклина, семья которого приехала в Лондон через Бреслау из Праги . Его усыновила тетя, жена серебряного мастера, и он начал свою трудовую деятельность в качестве продавца очков для часов. Он поступил в ученики к часовщику, приобрел магазин в 1807 году и поднялся по лестнице розничной торговли. Он был непоколебимо ортодоксальным человеком, англичанином в социальном и культурном отношении. Он не видел необходимости в религиозной реформе и выступал против сомнительной новой волны еврейских торговцев-иммигрантов, которые, по его мнению, своим ломаным английским языком и отсутствием английских коммерческих моральных ценностей нанесли дурную славу синагогам и оседлым еврейским торговцам. [9] Он выступал за закон и порядок и отправил сына в Манчестерскую гимназию . Чтобы повысить престиж и респектабельность сообщества, он стремился к более просторному жилью, проповедям на английском языке, а также к созданию хора, а также образовательных и благотворительных организаций. 1832 года Эпидемия холеры заставила богатых переехать из города в окрестности Бротона и Читам-Хилл , воспользовавшись новым мостом через реку Ирк и вдоль Плимут-Гроув на юге. Франклин назвал свой новый дом Джесунде Хаус. [номер 1]
Александр Джейкоб при поддержке Франклина сформировал Манчестерское еврейское филантропическое общество в 1826 году, поскольку конгрегация взяла на себя ответственность за старых и бедных, которые из-за своих диетических ограничений не могли пользоваться работного дома положениями Закона о бедных . Взносы были добровольными (обязательный взнос должен был быть утвержден парламентским актом). До принятия Закона о реформе 1832 года в Манчестере не было члена парламента. Синагоге приходилось иметь дело с безродной беднотой, жившей на маргиналах общества, с неанглизированными нищими иммигрантами послевоенных лет; [10] работали разносчиками, когда торговля стала невыгодной. [11] Иммигранты бросили вызов с трудом завоеванной респектабельности, которую ценило сообщество. [10] Еще одно социальное изменение произошло в пошиве одежды. Подержанная одежда была недостаточно хороша для среднего класса, а пошив одежды на заказ стоил дорого. Примерно в 1830 году розничные посредники начали иметь дело с покупателями и поручил работу над низкорентабельной системой надомникам в потогонных цехах . Одним из самых выдающихся посредников в розничной торговле был Бенджамин Хайам , создавший современный пошив одежды для массового рынка, где прибыль приносила объем продаж, а не высокие цены. Он утверждал, что может изготовить полный костюм за шесть часов за фиксированную цену в мастерских при его магазине. Он рекламировал костюмы в Manchester Guardian с гарантией возврата денег. [12] В его штате, вероятно, было более 100 человек. Хьям был ультраортодоксальным, и его магазин закрывался на закате в пятницу. Его влияние было велико, так что к 1836 году семь человек из синагог последовали его примеру и стали портными. Условия, которые они навязали своим работникам, спровоцировали серию безуспешных забастовок в 1833 и 1834 годах. Готовая одежда была неизбежным следствием такой производственной системы, и Хьям рекламировал это в 1836 году. [номер 2]
Пригородная плутократия
[ редактировать ]
1834–1836 годы были годами бума хлопчатобумажной промышленности. Владельцев возили на каретах из пригородов, а мастера и клерки приезжали на омнибусах, курсировавших каждые полчаса по Аппер-Брук-стрит и Читам-Хилл . Центр города стал районом складов , а Ньютон, Анкоутс и Маленькая Ирландия разместили рабочих в трущобах. Франклин, Симмонс, Хайам, братья Джейкоб и Саймон Джозеф были богатыми торговцами. [13] За три года, начиная с 1834 года, наблюдался приток торговцев, открывших агентства в Манчестере. К 1837 г. существовала 101 иностранная экспортная фирма, из них 75 были немецкими. [13] Тринадцатью новыми фирмами управляли практикующие евреи, в основном молодые люди, которые внесли солидный капитал для инвестирования в постоянные предприятия. Они отличались от авторитетных еврейских торговцев, которые отказались от связей с синагогой. Из вновь прибывших только один отступил, так как не видел никакой стигмы, связанной с еврейской идентичностью. Хотя 1837–1843 годы были годами рецессии, еще 28 еврейских купцов мигрировали из Нидерландов и Северной Германии; а Самуаль Хадида из Гибралтара и Авраам Ниссим Леви из Константинополя приобрели склад на Мосли-стрит . Перепись 1841 года показывает, что по меньшей мере 76 евреев занимались торговлей хлопком в Манчестере. [14]
Склад Беренса был построен на углу улиц Портленд и Оксфорд для Louis Behrens & Sons П. Нанном ок. 1860. [15] Семья Беренс занимала видное место в банковской и общественной жизни немецкой общины города. Луи Беренс был первым председателем « Шиллер Анштальт» (1855–1911), председателем которого позже стал Фридрих Энгельс . Членами этой организации были Шарль Халле и Карл Маркс . [16]
Середина 19 века
[ редактировать ]- раскол 1844 года
В связи с политическими событиями в Германии либералы из обеих синагог объединились с местными немцами-неевреями, чтобы поддержать немецких националистических повстанцев. Они участвовали в Лидертафеле ; Перепись 1851 года показала, что в Манчестере проживало 1000 человек немецкого происхождения, из которых 292 были евреями. Демографически лидеры новой синагоги продвигались вверх. Давид Гессе приобрел фабрику.
- Реформистская синагога
Соломон Маркус Шиллер-Синесси был избран министром Объединенной конгрегации в Манчестере. Это было до отделения, которое привело к созданию в этом городе реформистской общины. Главным образом благодаря Тобиасу Теодоресу (профессору иврита в колледже Оуэнса), Шиллер-Синесси был предложен, и он принял должность министра недавно сформированной общины. Реформистская синагога Манчестера была основана в 1857 году. [17] под названием «Манчестерская конгрегация британских евреев» группой, состоящей в основном из немецких еврейских иммигрантов. [18] В 1941 году он пострадал от бомбы во время войны , а в 1952 году его заменили новым зданием.
- 1859 г. Потеря общинного раввина.
Сефардская еврейская община Алеппо в Манчестере связалась с раввином Йешая Аттиа, чтобы тот стал их раввином и лидером, но он исчез. Спустя годы была найдена запись, которая показала, что, когда он был пассажиром парусного корабля, следовавшего из Александрии (Египет) в Ливерпуль (Англия), он, по-видимому, погиб во время шторма в Бискайском заливе в ночь с 25 на 27 июня 1859 года. [19]
Отношение к еврейской общине Олдхэма
[ редактировать ]Самым ранним зарегистрированным свидетельством существования еврейской общины Олдхэма является рождение Филипа Коэна в 1872 году. [20] С тех пор члены сообщества перемещались из двух сообществ туда и обратно, и хотя полная история сообщества Олдхэма остается более неуловимой, эти два сообщества имеют общую историю.
Галерея
[ редактировать ]- Бывшая синагога Южного Манчестера, Уилбрахам-роуд, Фэллоуфилд [номер 3]
- Синагога на Квинстон-роуд, Вест-Дидсбери.
См. также
[ редактировать ]- Еврейская община Хитон-Парк , Крампсолл
- Синагога Менора , Уитеншоу
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Gesund — немецкое слово, означающее «здоровый».
- ↑ Это было за десять лет до того, как челночного стежка в 1845 году были представлены швейные машины .
- ^ Стилистически эклектичная и для своего времени структурно новаторская бывшая синагога Южного Манчестера (1913–2003 гг.) была преобразована для других целей.
Сноски
- ^ «Еврейская община Манчестера» . Музей еврейского народа в Бейт-Хатфуцот .
- ^ Уильямс 1976 , стр. 6–10.
- ^ Франгопуло, Нью-Джерси, изд. (1962) Богатое наследство . Манчестер: Комитет по образованию; п. 114
- ^ Уильямс 1976 , стр. 12–23.
- ^ Уильямс 1976 , с. 46
- ^ Уильямс 1976 , с. 42
- ^ Уильямс 1976 , с. 38
- ^ Уильямс 1976 , с. 39
- ^ Уильямс 1976 , стр. 36–7.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс 1976 , с. 57
- ^ Уильямс 1976 , с. 62
- ^ Уильямс 1976 , с. 68
- ^ Перейти обратно: а б Уильямс 1976 , стр. 801.
- ^ Уильямс 1976 , с. 83
- ^ Хартвелл, Клэр (2001) Манчестер . Лондон: Пингвин; п. 194
- ^ Паркинсон-Бейли 2000 , с. 84
- ^ Хоффман, Дэвид. «Наша история» . Что это такое? . Реформистская синагога Манчестера. Архивировано из оригинала 14 ноября 2010 года . Проверено 10 января 2014 г.
- ^ Уильям Д. Рубинштейн, Словарь англо-еврейской истории Пэлгрейва , Пэлгрейв Макмиллан, 2011. с. 638.
- ↑ Почему первый сефардский раввин так и не добрался до Манчестера. 24 августа 2021 г. Точка невозврата. Еврейские беженцы.
- ^ Томас, Хилари (17 июня 2018 г.). Из Риги на Рок-стрит .
Библиография
- Паркинсон-Бейли, Джон (2000), Манчестер. История архитектуры , Манчестер и Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета, стр. 364, ISBN 0-7190-5606-3
- Уильямс, Билл (1976), Становление манчестерского еврейства 1740–1875 , Манчестер: Издательство Манчестерского университета, ISBN 0-7190-0631-7
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Олдерман, Джеффри (1998). Современное британское еврейство (пересмотренная ред.). Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19820-759-7 .
- Ласки, Невилл Дж. (1956) «История манчестерского еврейства», в: The Manchester Review ; лето 1956 г., стр. 366–78.
- «История манчестерского еврейства», публикуемая еженедельно в The Jewish Telegraph ; 6 января - 16 марта 1956 г.
- Уильямс, Билл (1985) «Антисемитизм толерантности: средний класс Манчестера и евреи, 1870–1900», в: Кидд, Алан Дж. и Робертс, К.В., ред. Город, класс и культура . Манчестер: Издательство Манчестерского университета ISBN 0-7190-1768-8 ; стр. 74–102
- Добкин, Монти (?) Бротон и Читам Хилл в Victorian Times Рэдклифф: Нил Ричардсон ISBN 1-85216-131-0
- Добкин, Монти (?) (1986) Рассказы о манчестерском еврействе и Манчестере в тридцатые годы . Рэдклифф: Нил Ричардсон ISBN 1-85216-071-3
- Еврейские социальные службы (Большой Манчестер) (1995) Они пришли из Хаима: история манчестерского еврейства с 1867 года . Манчестер: Еврейские социальные службы (Большой Манчестер) ISBN 0-9525213-0-X