Фундаментальная онтология
В «Бытии и времени» философ Мартин Хайдеггер проводит различие между онтическим и онтологическим , или между сущим и бытием как таковым. Он назвал это «онтологическим различием». Именно исходя из этого различия, он развивает концепцию «фундаментальной онтологии».
История онтологии в западной философии , в терминах Хайдеггера, онтическая, тогда как онтология должна обозначать фундаментальную онтологию. Он говорит, что это «онтологическое исследование» необходимо для понимания основ науки. [1]
Онтология, феноменология и онтологическое различие
[ редактировать ]Традиционная онтология спрашивает: «Почему что-то существует?», тогда как фундаментальная онтология Хайдеггера спрашивает: «Что значит быть чем-то?», пишет Тейлор Карман (2003). Карман уточняет: фундаментальная онтология Хайдеггера релевантна традиционной онтологии в том смысле, что она касается «того, что обязательно предполагает любое понимание сущностей, а именно нашего понимания того, в силу чего сущности являются сущностями». [2]
Это «онтологическое различие» занимает центральное место в философии Хайдеггера. [3] [4] В своем « Вкладе в философию » 1937 года Хайдеггер описал это как « сущность присутствия » , где «Dasein» относится к существу (например, человеку), для которого смысл бытия сам по себе является проблемой. [5] Он обвиняет западную философскую традицию в неправильном сосредоточении внимания на «онтическом» и, следовательно, в забвении этого различия. Это привело к ошибке понимания бытия (как такового) как некой конечной сущности, например, как идеи , энергии , субстанции или воли к власти . [3] [6] [7]
По словам Ричарда Рорти , Хайдеггер не предполагал никакой «скрытой силы Бытия» как высшей сущности. [8] Хайдеггер пытается исправить онтическую философию, вместо этого сосредоточившись на смысле бытия , то есть на фундаментальной онтологии. это «онтологическое исследование» необходимо для понимания основ наук . Согласно «Бытию и времени » (1927), [1]
Фундаментальная онтология является результатом решения Хайдеггера по-новому интерпретировать феноменологию , развитую ранее его наставником Эдмундом Гуссерлем . По мнению Хайдеггера, феноменологический проект потребовал новой терминологии и переопределения традиционных понятий. Например, тезис о том, что явление является сущностью вещи, не может быть сформулирован исключительно с помощью традиционных понятий и терминов. Фактически Хайдеггер последовательно отказывался использовать эти понятия в их гуссерлевском смысле.
Более того, Хайдеггер продолжал отделять свою фундаментальную онтологию от предыдущих онтологий. Хайдеггер писал, что выяснение смысла бытия необходимо для основы всех областей науки. Для Хайдеггера онтические формы исследования, проводимые учеными, предполагают фундаментально-онтологические. Как он это выражает:
Вопрос о бытии имеет целью... выяснить априорные условия не только возможности наук, которые рассматривают сущее как сущее такого-то типа и при этом оперируют уже пониманием бытия, но и возможность самих тех онтологий, которые предшествуют онтическим наукам и составляют их основу. В сущности, всякая онтология, какой бы богатой и прочной системой категорий она ни располагала, остается слепой и извращенной в отношении своей самой цели, если она предварительно не прояснила должным образом смысл бытия и не задумала это прояснение как свою фундаментальную основу. задача . [1]
В определении Гуссерля «феномен» казался всеобъемлющим и достаточным для его философских начинаний. Но Хайдеггер видел возможности для нового развития. Сместив приоритет с сознания (психологии) на существование (онтологию), Хайдеггер открыл новое направление феноменологических исследований.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Мартин Хайдеггер, Бытие и время , §3.
- ^ Карман (2003). Аналитическая интерпретация, дискурс и подлинность Хайдеггера в бытии и времени . стр. 8–52.
- ^ Jump up to: а б Уиллер, Майкл (2020). «Мартин Хайдеггер» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
- ^ Шалоу, Франк (2010). «Онтологическое различие». Исторический словарь философии Хайдеггера . Пугало Пресс.
- ^ Вклад в философию (мероприятия), 2012 пер. страница 369
- ^ Дальстрем, DO (2004). «Онтология». Новая католическая энциклопедия . Гейл.
- ^ Кораб-Карпович, В. Дж. «Хайдеггер, Мартин» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Грипп, Эдвард, «Ричард Рорти (1931–2007)» , Интернет-энциклопедия философии , ISSN 2161-0002 .
Ссылки
[ редактировать ]- Хайдеггер, Мартин (1997). Кант и проблема метафизики .
- Хайдеггер, Мартин (1988). Основные проблемы феноменологии .
- Хайдеггер, Мартин (2010). Бытие и время .