Физир F1V
Физир F1V | |
---|---|
![]() | |
Физир Ф1В (Физир-Майбах 260) | |
Роль | Продвинутый тренер |
Национальное происхождение | Югославия |
Производитель | Первый сербский авиационный завод Живоина Рогозарского, Белград и завод самолетов и гидросамолетов Змая Земуна |
Дизайнер | Rudolf Fizir ; D. Stankov |
Первый полет | ноябрь 1925 г. |
Введение | 1928 |
Ушедший на пенсию | 1941 |
Статус | ушедший на пенсию |
Основной пользователь | Югославские Королевские ВВС |
Произведено | с 1928 по 1932 год |
Количество построенных | 56 [ 1 ] |
Разработано на основе | Физир F1 |
Fizir F1V ( сербская кириллица : Физир Ф1В ) стал основой, на которой инженер Рудольф Физир разработал серию одномоторных двухместных разведывательных бипланов, оснащенных различными двигателями. Строительство велось на югославских авиазаводах Змай и Рогожарский в период с 1928 по 1932 год.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Рудольф Физир спроектировал биплан-разведчик во время первой войны Королевства Югославии (КСШС) в 1925 году. Он был оснащен двигателем Maybach мощностью 260 л.с. , а прототип был изготовлен в мастерской Новисадского авиаполка. Прототип впервые поднялся в воздух в конце ноября 1925 года летчиком-испытателем Владимиром Стрижевским. Дальнейшая разработка базовой конструкции «Физира» проводилась при содействии Душана Станкова , в результате чего были построены пять дополнительных прототипов и поставлены 32 серийные машины под обозначением «Физир F1V» (обычно называемые «Физир-Майбах мощностью 260 л.с.») в течение следующих трех лет. годы. Хотя они были построены на заводе Рогожарского, Змай построил 15 гидросамолетов Fizir F1V-Wright с двигателем Юпитер версии и 5 гидросамолетов Fizir F1M для морской авиации в 1930 году. Змай также отвечал за переоборудование нескольких учебно-тренировочных самолетов Fizir-Maybach в Lorraine-Dietrich. двигателей в 1932 году, что продлило срок службы этих машин под новым названием Физир-Лотарингия 400 л.с.
Операционная история
[ редактировать ]Сразу после заводских испытаний 8 октября 1926 года летчик Владимир Стрижевский перелетел на самолете из Нови-Сада в Скопье, в Мостар, в Райловац ( Сараево ) в Загреб и вернулся в Нови-Сад – расстояние 1410 км – за 8 часов 40 минут. минут. [ 2 ]
В результате этого выступления самолет был представлен на международном конкурсе Малой Антанты в Польше, где стал одним из 14 заявок. Хотя у некоторых других конкурентов были самолеты вдвое большей мощности, он занял первое место.
Благодаря этому успеху и удовлетворительным результатам испытаний было решено запустить Fizir F1V в серийное производство, но в качестве промежуточного учебно-тренировочного самолета, а не как разведчика, в результате чего были внесены некоторые изменения, такие как добавление двойного управления. Трудности с поставками оригинального двигателя Maybach привели к установке множества других двигателей, от которых отдельные варианты получили свои названия.
Fizir F1V использовался в летных школах для перевода учеников на самолеты-разведчики и бомбардировщики, заменяя изношенные Hansa-Brandenburg CI , если позволяло производство. К концу 1928 года было произведено 20 экземпляров, а в 1929 году — 12. Самолеты Fizir F1V, использовавшиеся в пилотных школах, были сняты с вооружения и заменены новыми Zmaj Fizir FP-2 в 1936 году. Некоторые экземпляры этих самолетов летали на начале апреля и все еще использовались, когда в 1941 году началась война, в качестве самолета связи или обучения.
Последним полетом из семейства самолетов этих типов «Физир Ф1М» («Физир первый ВМФ») стал гидросамолет, разработанный в «Змае» фирмой «Земун» по заказу командования ВМФ для гидросамолета-разведчика на поплавках. Известные как Змай Физир-Юпитер или «Большой Физир», они использовались в ВВС ВМФ в качестве гидросамолета-разведчика и для буксировки целей для тренировок по противовоздушной обороне. На одном из этих самолетов в 1931 году было установлено кольцо NACA для улучшения охлаждения двигателя Юпитера и уменьшения лобового сопротивления. Эти самолеты летали во время войны, три из них были захвачены итальянцами , однако неизвестно, использовали ли они их.
Операторы
[ редактировать ]- ВВС Независимого Государства Хорватия (5 экземпляров бывших югославских Королевских ВВС )
Варианты
[ редактировать ]- Физир F1 - прототип с двигателем Maybach Mb.IVa мощностью 190 кВт (260 л.с.) (1 экземпляр, 1925 г.)
- Fizir F1V-Maybach - 190 кВт (260 л.с.) Maybach Mb.IVa (32 экземпляра, 1928 г.)
- Fizir F1V-Loren W-12 мощностью 340 кВт (450 л.с.) - двигатель Lorraine-Dietrich 12Eb (1-й прототип переоборудован в 1928 году + 15 конверсий Lorraine Maybach 12 dB 400KS в 1933 году)
- Fizir F1V-Hispano V-12 мощностью 340 кВт (450 л.с.) (1 прототип переоборудован в 1928 году) Hispano-Suiza 12G - двигатель
- Fizir F1V-Wright мощностью 160 кВт (220 л.с.) (1 прототип и 15 серийных экземпляров в 1930 г.) Wright Whirlwind J-5 - радиальный двигатель
- Физир F1М-Юпитер - морской гидросамолет (также называемый «Великий Физир») с радиальным двигателем Gnome-Rhône 9A / IAM 9AD мощностью 310 кВт (420 л.с.) (5 экземпляров в 1930 г.)
- Fizir F1G-Castor мощностью 180 кВт (240 л.с.) (1 прототип в 1931 году) Walter Castor - 7-цилиндровый радиальный двигатель
- Fizir F1G-Titan мощностью 170 кВт (230 л.с.) (1 прототип в 1931 г.) Bristol Titan - 7-цилиндровый радиальный двигатель
-
Двигатель Maybach Mb IVa установлен на самолете Fizir F1V-Maybach.
-
Двигатель Lorraine Dietrich 12Eb установлен на самолете Fizir F1V-Loren.
-
Двигатель Райт J-5 установлен на самолете Физир F1V-Райт.
-
Двигатель Юпитер 9А установлен на самолете Физир Ф1М-Юпитер.
-
Двигатель Walter Castor установлен на самолете Fizir F1G-Castor.
Технические характеристики (F1V-Майбах)
[ редактировать ]Данные из [ нужна ссылка ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 10,21 м (33 фута 6 дюймов)
- Размах крыльев: 12,71 м (41 фут 8 дюймов)
- Высота: 3,10 м (10 футов 2 дюйма)
- Вес пустого: 1100 кг (2425 фунтов)
- Полная масса: 1450 кг (3197 фунтов)
- Силовая установка: 1 × Maybach Mb.IVa 6-цилиндровый рядный, мощностью 190 кВт (260 л.с.)
Производительность
- Максимальная скорость: 176 км/ч (109 миль в час, 95 узлов) на уровне моря.
- Практический потолок: 6000 м (20 000 футов)
- Скорость набора высоты: от 3,46 м/с (681 фут/мин) до 5000 м (16 405 футов)
См. также
[ редактировать ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Грей, CG (1972). Джейн «Все самолеты мира», 1938 год . Лондон: Дэвид и Чарльз. стр. 47д–48д. ISBN 0-7153-5734-4 .
- Ганстон, Билл (1989). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей (2-е изд.). Веллингборо: Патрик Стивенс Лтд., с. 95. ИСБН 1-85260-163-9 .
- Янич, Чедомир; О. Петрович (2011). Краткая история авиации в Сербии . Белград: Аэрокоммуникацие. ISBN 978-86-913973-2-6 .
- Петрович, Огнян М. (февраль 2000 г.). «Военные самолеты Королевства СВС/Югославия (Часть I: 1918–1930)». Полет – Полет (на сербском языке). 2 . -{YU}--Белград: Музей югославской авиации: 21–84. ISSN 1450-684X .
- Острич, Шиме; М. Мичевски (14–27 сентября 2007 г.). Leteći Čunovi: Лодки, которые летают - самолеты, которые плывут (на сербском языке). -{SRB}--Белград: Галерея '73.
- Исаич, Владимир; Фрка Даниэль (2010). «ДРАКОН ФИЗИР-ЮПИТЕР». Морская авиация на восточном побережье Адриатического моря 1918–1941 (Том 1) . -{CRO}--Загреб: Кто знает, тот знает. стр. 65–73. ISBN 978-953-97564-6-6 .
- неизвестно (12 октября 1926 г.). Значительный успех нашей авиации . Politica (in Serbian). Vol. 6633. YU-Београд: В.Рибникар. p. 6. ISSN 0350-4395 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]