Райт Р-790 Вихрь
Р-790 Вихрь | |
---|---|
Райт R-790 (J-5 Whirlwind) в Национальном музее авиации и космонавтики | |
Тип | 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель с воздушным охлаждением. |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Райт Аэронавигационная Корпорация Завод Škoda (Чехословакия) Авиа (Польша) |
Первый запуск | 1923 |
Основные приложения | Дух Сент-Луиса Фоккер Тримотор Форд Тримотор |
Wright R-790 Whirlwind представлял собой серию девятицилиндровых с воздушным охлаждением радиальных авиационных двигателей , построенных Wright Aeronautical Corporation , с общим объемом около 790 кубических дюймов (12,9 л) и мощностью около 200 лошадиных сил (150 кВт). Эти двигатели были первыми представителями семейства двигателей Wright Whirlwind .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]R-790 Whirlwind начинался как Lawrance J-1 , девятицилиндровый радиальный двигатель с воздушным охлаждением, разработанный в 1921 году компанией Lawrance Aero Engine Company для ВМС США. Военно-морской флот с большим энтузиазмом относился к двигателям воздушного охлаждения, которые, по его мнению, лучше подходили для использования на флоте, чем двигатели с жидкостным охлаждением. [ 1 ] Однако компания Lawrance была небольшой, и ВМС сомневались, что она сможет производить достаточно двигателей для своих нужд. [ 1 ] Несмотря на призывы ВМФ, крупнейшие производители авиационных двигателей США, Райт и Кертисс , были удовлетворены своими двигателями жидкостного охлаждения и не проявили интереса к созданию двигателей с воздушным охлаждением. [ 1 ] Поскольку военно-морской флот уже был крупным покупателем двигателей Райта, он вынудил Райта купить Лоуренс и построить сам J-1, сообщив компании, что ВМС больше не будут покупать существующие двигатели или запасные части. [ 1 ] Чтобы сохранить бизнес ВМФ, Райт подчинился в 1923 году, и Лоуренс J-1 стал Райтом J-1. [ 1 ]
К моменту слияния Lawrance с Wright они уже разработали более мощный J-2 — версию J-1 со слегка увеличенным диаметром ствола и водоизмещением. Однако Лоуренс решил, что J-1 достаточно велик, а J-2 так и не пошел в производство; было построено всего два экземпляра. [ 1 ]
В течение следующих двух лет Райт постепенно усовершенствовал двигатель J-1, представив J-3, J-4, J-4A и J-4B. Изменения улучшили надежность двигателя, охлаждение и расход топлива, но основная конструкция, размеры и характеристики остались неизменными. [ 1 ]
J-4 был первым двигателем, носившим название Whirlwind; предыдущие двигатели использовали только буквенно-цифровой код. [ 1 ]
J-5 Whirlwind, представленный в 1925 году, представлял собой полностью переработанную конструкцию двигателя со значительно улучшенными охлаждением и вентиляцией, что еще больше повысило его надежность и снизило расход топлива. Среди видимых изменений было гораздо более широкое расстояние между клапанами для лучшего потока охлаждающего воздуха, а также полностью закрытые толкатели и коромысла вместо открытых . [ 1 ]
Позже правительство США обозначило J-5 Whirlwind как R-790, но не применяло это обозначение к более старым двигателям. [ 2 ]
Все эти двигатели имели диаметр цилиндра 4,5 дюйма (11,4 см), ход поршня 5,5 дюйма (14,0 см) и рабочий объем 788 дюймов. 3 (12,91 л).
В отчете о трансконтинентальной авиации за 1928 год автор указал, что стоимость типичного пятиместного коммерческого самолета составляет 12 500 долларов, из которых 5 000 долларов приходились на один из 350 двигателей Whirlwind мощностью 200 л.с., доступных в том году. [ 3 ] J-5 был последним из оригинальных девятицилиндровых Whirlwinds. В 1928 году его заменил семицилиндровый Whirlwind J-6 .
-
Частично разобранный Райт J-4B в Канадском музее авиации
-
Вид сбоку на R-790 (J-5) из музея ВВС США.
Операционная история
[ редактировать ]Многие двигатели Whirlwind использовались в самолетах ВМС США, в основном в учебно-тренировочных самолетах, а также в некоторых корабельных наблюдательных самолетах и истребителях. По мере совершенствования двигателей и роста их репутации по надежности их использование распространилось на учебно-тренировочные самолеты армии США и широкий спектр гражданских самолетов США, включая самые ранние версии авиалайнеров Fokker Trimotor и Ford Trimotor .
Надежность двигателей J-5 Whirlwind также побудила авиаторов использовать их для ряда рекордных полетов на дальность и продолжительность. Самым известным из них является Чарльза Линдберга одиночный трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Париж 20–21 мая 1927 года на самолете Spirit of St. Louis , оснащенном одним самолетом Whirlwind J-5C. Во время полета Линдберга двигатель работал непрерывно 33,5 часа. Достижение Линдберга значительно укрепило и без того хорошую репутацию Whirlwind. [ 4 ]
Некоторые другие исторические длительные полеты, совершенные на самолетах J-5 Whirlwind:
- Кларенс Чемберлин и Берт Акоста совершили рекордный полет продолжительностью 51 час 11 минут 25 секунд на одномоторном самолете Wright-Bellanca WB-2 над Нью-Йорком в апреле 1927 года.
- Чемберлин и Чарльз Левин летели без пересадок из Нью-Йорка в Эйслебен, Германия , в том же Райт-Белланке 4–6 июня 1927 года, полет длился 42,5 часа (3920 миль).
- Первый успешный полет из континентальной части США на Гавайи был совершен Альбертом Хегенбергером и Лестером Мейтлендом на самолете Fokker C-2 «Райская птица» из Окленда, Калифорния , в Гонолулу, Гавайи , 28–29 июня 1927 года, продолжавшийся 25 часов 50 минут. (2400 миль).
- Первый перелет через Тихий океан совершил сэр Чарльз Кингсфорд Смит на самолете Fokker Trimotor Southern Cross из Окленда в Брисбен, Австралия , с остановками на Гавайях и Фиджи , с 31 мая по 9 июня 1928 года. Перелет от Гавайев до Фиджи длился 34,5 года. часов на расстоянии более 3100 миль (5000 км) в открытом океане.
- Рекордный полет продолжительностью 150 часов 40 минут 14 секунд был совершен летчиками армии США на тримоторе Fokker C-2A Вопросительный знак был достигнут с помощью дозаправки в воздухе над Южной Калифорнией 1–7 января 1929 года . Этот полет . закончилось только тогда, когда из-за отказа клапанного механизма остановился двигатель левого борта, а чрезмерный износ клапанного механизма замедлял радиальные движения носового и правого борта.
Чарльз Л. Лоуренс , разработавший оригинальную серию Whirlwind и ставший президентом Wright, выиграл Collier Trophy 1927 года за свою работу над радиальными авиационными двигателями с воздушным охлаждением.
Лицензионные версии
[ редактировать ]J-5 Whirlwind был построен компанией Hispano-Suiza во Франции . [ 5 ]
Whirlwind J-5 также производился по лицензии в Польше несколькими производителями. Среди них были Polskie Zakłady Skody , польский филиал Škoda Works , который построил от 350 до 400 двигателей с 1929 по 1931 год, и польская фирма Avia , которая произвела еще 300 двигателей с 1935 по 1938 год. Польские J-5 были используется во многих польских самолетах, в основном в учебных самолетах, самолетах наблюдения и связи.
Варианты
[ редактировать ]- J-1 : Lawrance J-1 , построенный компанией Wright Aeronautical в 1923 году.
- J-3 : первая усовершенствованная версия Райта, 1923 год.
- J-4 : улучшенная версия, 1924 г. Сначала получил название «Вихрь».
- J-4A, J-4B : дальнейшие усовершенствования J-4.
- J-5 (R-790) : полная модернизация с повышенной надежностью и характеристиками, 1925 г.
Приложения
[ редактировать ]самолет США
[ редактировать ]- Боинг НБ
- Буль-Вервиль CA-3 Airster (J-4)
- Буль-Вервиль CA-3A Airster (J-5)
- Консолидированный Нью-Йорк
- Объединенный О-17
- Объединенный ПТ-3
- Кертисс АТ-5 Хок
- Кёртисс N2C-1 Неоперившийся
- Кертисс-Райт CW-14 Оспри
- Фэйрчайлд ФК-2
- Фоккер Ф.VII
- Фоккер Универсал
- Форд Тримотор 4-АТ
- Кистоун Пронто
- Локхид Вега
- Гамильтон H-18
- Завод военно-морских самолетов Н3Н-1 Канарейка
- Новый стандарт Д-25
- Моноплан Пейсер
- Питкэрн Мейлвинг
- Райан Б-1 Брум
- Дух Сент-Луиса
- Стирман НС-1
- Стирман C2B
- Стирман C3B
- Стинсон Детройтер СБ-1 и СМ-1
- Стинсон Джуниор СМ-2АБ
- Ласточка Новая ласточка
- Техас-Темпл Аэро C-4
- Коммерческое крыло Техасского храма
- Тревел Эйр 2000
- Тревел Эйр 3000
- Тревел Эйр 4000
- Воут ФУ
- Воут УО
- Уэйко 10
Польский самолет с двигателями польского производства.
[ редактировать ]Самолеты из других стран
[ редактировать ]Двигатели на выставке
[ редактировать ]Некоторые музеи, в которых выставлены J-5 Whirlwinds (или военные эквиваленты R-790):
- Национальный музей авиации и космонавтики в Вашингтоне, округ Колумбия [ 6 ]
- Национальный музей ВВС США недалеко от Дейтона , штат Огайо . [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] (Этот двигатель, также изображенный выше, был одним из трех, использовавшихся « Райской птицей» во время полета на Гавайи.)
- Национальный музей морской авиации недалеко от Пенсаколы , Флорида . [ 10 ]
- Музей EAA AirVenture в Ошкоше , Висконсин . [ 11 ]
- Аэродром Олд-Райнбек в Райнбеке , Нью-Йорк , [ 12 ] как один из них приводит в действие недавно завершенную музейную репродукцию Райана Нью- Йорка «Дух Сент-Луиса », годную к полетам.
- Wright J-5-CA выставлен на всеобщее обозрение в Аэрокосмическом музее Калифорнии.
Также выставлен в международном терминале международного аэропорта Сан-Франциско. Старые выставленные напоказ Whirlwinds труднее найти. В Национальном музее морской авиации есть два J-4, один из которых в разрезе. [ 10 ] В Музее авиации Новой Англии в Виндзор-Локсе , штат Коннектикут , хранится самолет Lawrance J-1 , прямой предшественник Whirlwind. [ 13 ] [ 14 ]
Технические характеристики (Р-790 Вихрь J-5)
[ редактировать ]Данные из паспорта сертификата типа Whirlwind J-5 ; [ 15 ] размеры из «Обозначения моделей авиационных двигателей ВВС США» [ 16 ]
Общие характеристики
- Тип: 9-цилиндровый без наддува с воздушным охлаждением. радиально-поршневой двигатель
- Диаметр цилиндра : 4,5 дюйма (114 мм)
- Ход : 5,5 дюйма (140 мм)
- Объем : 788 куб. Дюймов (12,91 л)
- Длина: от 34 до 40 дюймов (от 86 до 102 см).
- Диаметр: 45 дюймов (114 см)
- Сухой вес : 520 фунтов (236 кг)
Компоненты
- Клапанный механизм : 2 клапана на цилиндр, с приводом от толкателя.
- Топливная система: одинарный трехкамерный карбюратор. [ 17 ]
- Тип топлива: 50 октановое число
Производительность
- Выходная мощность: 220 л.с. (164 кВт) при 2000 об/мин.
- Удельная мощность : 0,279 л.с./куб.дюйм (12,7 кВт/л)
- Степень сжатия : 5,1:1
- Отношение мощности к весу : 0,423 л.с./фунт (0,696 кВт/кг)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Райт J-5 "Вихрь". Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine (PDF), Кимбл Д. Маккатчеон, Историческое общество авиационных двигателей.
- ↑ Хронология морской авиации 1920–1929 гг. Архивировано 15 октября 2014 г. в Wayback Machine из Военно-морского исторического центра. См. записи за 1928 год, 1 и 28 февраля.
- ^ Флорабель Мьюир (4 августа 1928 г.). «Сверкающие новые тропы крыльев». Журнал «Свобода» : 20.
- ^ Хардести, Фон (2002). Линдберг: загадочный герой полета . Нью-Йорк: Харкорт. п. 78. ИСБН 9780151009732 .
- ^ «Латиноамериканско-швейцарское ревю» (PDF) . dev.museesafran.com (на французском языке). Испано-швейцарско-французское общество . Получено 20 октября.
- ^ База данных коллекций: Объекты: A19791508000 , получено 6 сентября 2008 г.
- ^ Wright R-790 Radial , заархивировано из оригинала 4 апреля 2013 г. , получено 17 июля 2017 г.
- ^ Национальный музей ВВС США , получено 6 сентября 2008 г. В разделе «Изображения Гэри Броссетта» есть фотография музейного Р-790.
- ^ Национальный музей ВВС США: изображения Тони Уорда , получены 6 сентября 2008 г. На этой странице есть несколько фотографий музейного Р-790.
- ^ Jump up to: а б Галереи изображений Гэри и Джанет Броссетт: Национальный музей военно-морской авиации в Пенсаколе, Флорида , получено 6 сентября 2008 г. На этой странице есть фотографии J-5 и двух J-4, один в разрезе.
- ^ Галереи изображений Гэри и Джанет Броссетт: Музей AirVenture Ассоциации экспериментальных самолетов – Ошкош, Висконсин , получено 6 сентября 2008 г. На этой странице есть фотография Р-790А.
- ^ Аэродром Олд-Райнбек — Wright Whirlwind J-5 , получено 13 декабря 2009 г.
- ^ Музей авиации Новой Англии – Профиль двигателя: Lawrance J-1 , получено 13 декабря 2009 г.
- ^ Музей авиации Новой Англии в Виндзор-Локс, Коннектикут , получено 13 декабря 2009 г. В разделе «Изображения Кимбла Д. Маккатчеона» представлены фотографии музейного J-1.
- ^ Лист данных утвержденного сертификата типа № 13 (ATC 13) , доступный в ФАУ руководств Библиотеке нормативных документов и .
- ^ «Обозначения моделей авиационных двигателей ВВС США» , Раздел I, стр. 11 (изображение в формате TIF) .
- ↑ Machine Design (по состоянию на 30 мая 2017 г.)
Библиография
[ редактировать ]- Маккатчеон, Кимбл Д., Райт J-5 «Вихрь» (PDF) , получено 26 апреля 2018 г. . Подробная техническая статья об истории и развитии Whirlwind до J-5 от Исторического общества авиационных двигателей .
- «Райт J-5« Вихрь »: американский двигатель, вошедший в историю» , «Полет» , том. XIX, нет. 24, стр. 390–392, 16 июня 1927 г. Современная техническая статья об особенностях и характеристиках J-5.