Jump to content

Люблин Р-XIII

Люблин Р-XIII
Люблин Р-XIIID
Роль Самолет армейского сотрудничества
Производитель Пляж и Ласкевич , LWS
Первый полет 1931
Введение 1932
Ушедший на пенсию 1940-е (Румыния)
Основные пользователи Польские ВВС
Королевские ВВС Румынии
Произведено 1932-1938
Количество построенных 273

Lublin R-XIII самолет сотрудничества польской армии ( самолет наблюдения и связи ), спроектированный в начале 1930-х годов на заводе Plage i Laśkiewicz в Люблине . Это был основной самолет сотрудничества армии во время вторжения в Польшу . Его вариант Lublin R-XIV представлял собой военно- учебный самолет .

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

В 1927 году польские авиационные власти объявили конкурс на самолет для нужд армии (по-польски: samolot towarzyszący , буквально: «самолет-сопровождающий»). В польской доктрине это был самолет непосредственной разведки, наблюдения и связи, действующий с обычных аэродромов и обеспечивающий крупные сухопутные подразделения армии информацией о противнике. Государственный завод PZL Lublin предложил PZL Ł-2 , построенный серией из 25 самолетов, а частный завод Plage i Laśkiewicz в Люблине предложил RX , спроектированный Ежи Рудлицким . Он совершил полет 1 февраля 1929 года. Пять самолетов были построены для ВВС под обозначением R-Xa , а один - как спортивный самолет дальнего следования. Третьим конкурентом стал PWS-5t2 .

Конкурс выиграл R-Xa, имеющий самый короткий взлет и посадку и хорошие характеристики, но заводу было поручено доработать конструкцию. В то время Рудлицкий работал над невооруженным учебно-тренировочным самолетом R-XIV и самолетом наблюдения R-XV . Оба были новыми разработками, основанными на конструкции RX. Номер XIII изначально не упоминался в обозначениях как « неудачный ». В феврале 1930 года ВВС Польши заказали 15 самолетов R-XIV. Первый серийный самолет был построен в июне 1930 года без более раннего прототипа, и все они были поставлены к июлю 1931 года. R-XIV представлял собой двухместный самолет с зонтичным крылом мощностью 220 л.с. , радиальным двигателем и фиксированным шасси . Члены экипажа сидели в открытых кабинах тандемом . R-XV не был заказан, но вместо этого ВВС потребовали, чтобы два R-XIV были вооружены пулеметом наблюдателя для испытаний. Вооруженный таким образом, R-XIV, оснащенный также другими незначительными модификациями, в первую очередь измененной формой хвостового оперения , стал первым прототипом армейского самолета, который в конечном итоге получил обозначение Люблинский Р-XIII . Недавно был построен еще один прототип (№ 56.1). [ 1 ]

21 июля 1931 г. было заказано 50 самолетов R-XIII. Первая пара самолетов получила обозначение R-XIIIA и отличалась плоской верхней частью фюзеляжа. [ 1 ] На смену им пришел улучшенный вариант R-XIIIB с овальной верхней частью фюзеляжа, новой пулеметной установкой и более длинными элеронами. [ 1 ] Позже R-XIIIA были преобразованы в стандарт R-XIIIB, всего было выпущено 49 штук (номера с 56,2 по 56,50). [ 1 ] Первые серийные R-XIII были построены 7 июня 1932 года. К 11 марта 1933 года все они были переданы ВВС. В более старых источниках можно было найти номера 30 R-XIIIA и 20 R-XIIIB.

В 1932 году было заказано еще 170 самолетов. 48 было построено в варианте R-XIIIC с небольшими модификациями, затем 95 - в наиболее многочисленном варианте R-XIIID . Он внес видимые изменения, такие как кольцо Тауненда на радиальном двигателе и новый капот двигателя. Он также имел новый тип пулеметной установки. Первый R-XIIID был испытан в феврале 1933 года. Все самолеты были переданы ВВС ко 2 марта 1935 года. В ходе ремонта старые модели A, B и C также были доработаны до стандарта R-XIIID.

В 1933 году Ежи Рудлицкий предложил новый проект R-XXI для нового конкурса на преемника R-XIII, но он не был принят (конкурс выиграл RWD-14 Czapla ). Однако некоторые особенности R-XXI, такие как более высокий и закругленный в поперечном сечении фюзеляж и измененная форма хвостового оперения, были обнаружены и в последних вариантах R-XIII. Единственный прототип R-XIIIE был построен в 1934 году и оснащен более мощным двигателем Gnome-Rhone 7 K Titan мощностью 360 л.с., но не производился. Другой вариант R-XIIIF представил новый польский двигатель Skoda G-1620A Mors-I отсутствовало кольцо Тауненда мощностью 340 л.с. На цилиндрах радиального двигателя . После одного прототипа (№ 56.101) в 1934 году была заказана серия из 50 R-XIIIF. После поставки семи самолетов польские авиационные власти отказались покупать еще почти готовые 18 самолетов, планируя национализировать всю авиационную промышленность Польши. В результате в конце 1935 года фабрика Plage i Laśkiewicz обанкротилась , а затем была национализирована под названием LWS ( Lubelska Wytwórnia Samolotów). - Люблинский авиационный завод). Затем были построены 18 R-XIIIF, купленных за металлолом, и построена следующая серия из 32 машин. Все R-XIIIF были поставлены ВВС к 1938 году. Однако только 26 из них были укомплектованы двигателями «Морс» (и в основном использовались для обучения или связи штабов), а 32 имели стандартные двигатели «Райт» мощностью 220 л.с., что снизило их характеристики до R-XIIIF. XIII уровень.

В 1931 году один R-XIV испытывался на поплавках, как гидросамолет . Поскольку испытания прошли успешно, ВМС Польши присвоили ему обозначение R-XIII bis/гидро и заказали следующие три (№ 700–703). В 1933 году ВМФ заказал 10 самолетов R-XIII ter/ Hydro , которые представляли собой вариант гидросамолета R-XIIID (номера 704-713). Наконец, в 1934 году ВМФ закупил 6 гидросамолетов Р-XIIIG , отличавшихся деталями от предыдущего варианта, в том числе металлическим винтом (№№ 714-720). Они были поставлены к апрелю 1935 года. Все варианты также можно было легко переоборудовать под колесное шасси.

Люблин Р-XIIIДр.

В 1933 году один R-XIIIB был переоборудован в дальний спортивный самолет R-XIIIDr , названный Błękitny Ptak ( Синяя птица ), предназначенный для полета в Австралию, однако в 1935 году он разбился в Сиаме Станиславом Карпинским. Несколько самолетов были переоборудованы в гражданские спортивные, используемые в польских аэроклубах .

В 1934 году 12 самолетов R-XIII были переоборудованы в слепые учебно- тренировочные самолеты R-XIIIt с более высокой закрытой кабиной для стажеров. Некоторые из них были переоборудованы в простые самолеты связи , сняв вооружение и установив лобовое стекло во второй кабине. Несколько R-XIII использовались для буксировки планеров при помощи специальной рамы с крюком, прикрепленной к фюзеляжу.

Прототип R-XIII был преобразован в 1932 году в экспериментальный вариант R-XIX с V-образным хвостовым оперением конструкции Рудлицки, но он не был принят властями, несмотря на то, что имел лучшее поле для пулеметного огня.

Всего было построено 15 R-XIV и 273 R-XIII, в том числе 20 гидросамолетов.

Боевое применение

[ редактировать ]

В начале 1930-х годов R-XIII был вполне удачным самолетом для своих целей. Он имел очень короткие взлет (68 м для R-XIIIA) и посадку, что позволяло действовать с полей и лугов. Однако лишь некоторые из R-XIII были оснащены радиостанцией и камерой , что снижало их полезность. В 1932-1936 годах они использовались в составе взводов связи из трех самолетов, являясь основным самолетом сотрудничества польской армии. В 1937 году они были сформированы в эскадры армейского сотрудничества ( eskadra towarzysząca ), в 1939 году преобразованы в наблюдательные эскадрильи ( eskadra obserwacyjna ). Лишь в 1939 году часть R-XIII была заменена на RWD-14b Czapla , который был не намного современнее. Плановой заменой стал современный LWS-3 Mewa , но он не был представлен из-за начала войны.

Накануне вторжения в Польшу в 1939 году в ВВС Польши было около 150 R-XIII. Из них 49 находились в боевых частях, 30 — в резерве, около 30 — в учебных частях и около 40 — в ремонтных. В боевых частях Р-XIII использовались в 7 наблюдательных эскадрах (из 12): № 16, 26, 36, 43, 46, 56 и 66. В каждой эскадрилье было по 7 самолетов. 16-я эскадра находилась в резерве главнокомандующего, а остальные были распределены по полевым армиям. R-XIII не мог сравниться ни с одним Люфтваффе истребителем , бомбардировщиком или даже самолетом-разведчиком , будучи гораздо медленнее и вооруженным всего одним пулеметом, но активно использовался для задач непосредственной разведки и связи .

За время кампании было уничтожено около 40 R-XIII из боевых частей, но лишь часть из них была сбита немецкой авиацией или зенитной артиллерией . В ходе кампании в качестве пополнения наблюдательным эскадрильям были переданы 9 самолетов. Некоторые самолеты также использовались в импровизированных частях военного времени на авиабазах. было выведено около 10 боевых самолетов и 7 из других частей В Румынию . Некоторое количество самолетов было разбомблено немцами на авиабазах или сожжено отступающими поляками. Ни один из них не сохранился до наших дней.

В морской авиационной эскадрилье в 1939 году использовалось 11 гидросамолетов R-XIIIter и R-XIIIG. Самолет № 714 был отправлен 7 сентября ночью на поиски «Шлезвиг-Гольштейн» линкора в Данциге , но не нашел его там. Экипаж утверждал, что взорвал гражданский парад победы в Данциге, вместо этого празднуя взятие Вестерплатте , но в немецких источниках не было обнаружено никаких подтверждений такой атаки. [ 2 ] 8 сентября были разбомблены все самолеты, стоявшие в море недалеко от Хель на полуострове Хель .

Варианты

[ редактировать ]
Люблин Р-XIII тер/гидро
  • Прототип Р-XIII (№ 56.1) [ 1 ]
  • Второй прототип Р-XIII (конверсия Р-XIV, № 54.15) [ 1 ]
  • R-XIIIA - армейский самолет сотрудничества с 1931 года, затем переоборудованный в R-XIIIB. [ 1 ]
  • R-XIIIB - армейский самолет сотрудничества, с 1931 г. произведено или переоборудовано 49 штук (номера 56.2-56.50). [ 1 ]
  • R-XIIIC - армейский кооперативный самолет, с 1933 г. выпущено 48 штук (номера 56.52-56.99).
  • R-XIIID - стандартный вариант армейского кооперативного самолета, с 1933 г. выпущено 95 штук (№ 56.102-56.196).
  • Р-XIIIE — один прототип 1934 г. с двигателем Gnome-Rhone 7K Titan мощностью 360 л.с. (№ 56.100)
  • R-XIIIF - армейский самолет сотрудничества с доработанным фюзеляжем, часть с двигателем Skoda G-1620A Mors-I мощностью 340 л.с., с 1934 г. выпущено 58 штук (№№ 56.101, 58.01-58.57)
  • Р-XIII бис/гидро - гидросамолет, 4 шт. выпуска с 1931 г. (№ 700-703)
  • Р-XIII тер/гидро - гидросамолет, с 1934 г. выпущено 10 штук (№ 704-713).
  • Р-XIIIG - гидросамолет, выпущено 6 штук с 1934 г. (№№ 714-720).
  • R-XIIIDr - спортивная конверсия для дальних дистанций, изготовлен 1 шт. (№ 56.51)
  • Р-XIIIt - переоборудование учебно-тренировочного самолета, произведено не менее 12 штук.
  • Р-XIV - учебно-тренировочные, выпущено 15 штук с 1930 г. (№54.1-54.15)
  • R-XV - армейский кооперативный вариант R-XIV, не строился
  • Р-XIX — один прототип с V-образным оперением 1932 г. (№ 56.1)
  • R-XXIII — это было первоначальное обозначение R-XIIIDr.

Описание

[ редактировать ]

Моноплан смешанной конструкции (сталь и дерево), традиционной компоновки, с подкосным высоким крылом, обшитым брезентом и фанерой (передняя часть фюзеляжа была обшита металлом). обычное неубирающееся Шасси , с хвостовым оперением. Экипаж из двух человек, сидящих тандемом в открытой кабине , с двойным управлением. Наблюдатель имел 7,92-мм пулемет «Виккерс» на кольцевой установке (редко — 2 пулемета). [ 3 ] воздушного охлаждения 9-цилиндровый звездообразный двигатель Wright Whirlwind J-5 (производство Польша) номинальной мощностью 162 кВт (220 л.с.) и взлетной мощностью 176 кВт (240 л.с.) (на 22 самолетах R-XIIIF - 250 кВт ( 340 л.с.) двигатель Skoda G-1620A Морс-I). Двухлопастной деревянный или металлический гребной винт . Топливный бак 200 литров в фюзеляже, мог сбрасываться в случае пожара (R-XIV - бак 135 литров).

Операторы

[ редактировать ]
 Польша
 Румыния

Спецификация (R-XIIIB)

[ редактировать ]

Свидание из Цинка, 1971 год. [ 4 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: двое, пилот и наблюдатель.
  • Длина: 8,2 м (26 футов 11 дюймов)
  • Размах крыльев: 13,25 м (43 фута 6 дюймов)
  • Высота: 2,76 м (9 футов 1 дюйм)
  • Площадь крыла: 24,5 м 2 (264 кв. фута)
  • Вес пустого: 891 кг (1964 фунта) в снаряженном состоянии.
  • Полная масса: 1330 кг (2932 фунта)
  • Запас топлива: 200 л (44 имп галлона; 53 галлона США)
  • Силовая установка: 1 × Wright Whirlwind J-5 мощностью 9-цилиндровый звездообразный двигатель 160 кВт (220 л.с.)
  • Гребные винты: 2-лопастные Соманского фиксированного шага, деревянные.

Производительность

  • Максимальная скорость: 177 км/ч (110 миль в час, 96 узлов) на уровне моря.
  • Дальность: 600 км (370 миль, 320 миль)
  • Практический потолок: 4100 м (13500 футов)
  • Время набора высоты: от 22 минут 35 секунд до 3000 м (9800 футов).
  • Взлетная дистанция: 68 м (223 фута)

Вооружение

  • Орудия: 1 пулемет калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) на кольце Скарфа в задней кабине.

См. также

[ редактировать ]

Сопутствующие разработки:

Сопоставимые самолеты:

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Моргала, Анджей (2003), стр. 191-192.
  2. ^ Олейко, Анджей (сентябрь 2018 г.). «С шахматной доской внизу… Польская морская авиация в сентябре 1939 года». Авиация (на польском языке). Том XXI, нет. 202 (9/2018). стр. 94–97. ISSN   1732-5323 .
  3. ^ Моргала, Анджей (2003), стр. 198.
  4. ^ Цинк, Ежи (1971). Польские самолеты 1893-1939 гг . Лондон: Издательство Патнэм. стр. 315 . ISBN  0-370-00085-4 .

Библиография

[ редактировать ]
  • Гласс, Анджей (1977): «Польские авиационные конструкции 1893-1939» , WKiŁ, Варшава, (на польском языке)
  • Моргала, Анджей (2003). Военная авиация в Польше 1924–1939 гг. , Беллона, Варшава, ISBN   83-11-09319-9 (на польском языке)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Цинк, Ежи Б. «Люблинские варианты R-XIII». Самолет в профиль, Том 11 . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1972, с. 193-217.
  • Цинк, Ежи Б. Польские самолеты, 1893–1939 гг . Лондон: Putnam & Company Ltd., 1971. ISBN   0-370-00085-4 .
  • Стекло, Анджей. Люблин R.XIII (Wydawnictwo Militaria 1) (на польском языке). Варшава, Польша: Wydawnictwo Militaria, 1994. ISBN   83-86209-01-1 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8429d17a0a9e3732ad4619158b5809a__1691555580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/9a/c8429d17a0a9e3732ad4619158b5809a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Lublin R-XIII - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)