Люблин Р-XIII
Люблин Р-XIII | |
---|---|
![]() | |
Люблин Р-XIIID | |
Роль | Самолет армейского сотрудничества |
Производитель | Пляж и Ласкевич , LWS |
Первый полет | 1931 |
Введение | 1932 |
Ушедший на пенсию | 1940-е (Румыния) |
Основные пользователи | Польские ВВС Королевские ВВС Румынии |
Произведено | 1932-1938 |
Количество построенных | 273 |
Lublin R-XIII — самолет сотрудничества польской армии ( самолет наблюдения и связи ), спроектированный в начале 1930-х годов на заводе Plage i Laśkiewicz в Люблине . Это был основной самолет сотрудничества армии во время вторжения в Польшу . Его вариант Lublin R-XIV представлял собой военно- учебный самолет .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]В 1927 году польские авиационные власти объявили конкурс на самолет для нужд армии (по-польски: samolot towarzyszący , буквально: «самолет-сопровождающий»). В польской доктрине это был самолет непосредственной разведки, наблюдения и связи, действующий с обычных аэродромов и обеспечивающий крупные сухопутные подразделения армии информацией о противнике. Государственный завод PZL Lublin предложил PZL Ł-2 , построенный серией из 25 самолетов, а частный завод Plage i Laśkiewicz в Люблине предложил RX , спроектированный Ежи Рудлицким . Он совершил полет 1 февраля 1929 года. Пять самолетов были построены для ВВС под обозначением R-Xa , а один - как спортивный самолет дальнего следования. Третьим конкурентом стал PWS-5t2 .
Конкурс выиграл R-Xa, имеющий самый короткий взлет и посадку и хорошие характеристики, но заводу было поручено доработать конструкцию. В то время Рудлицкий работал над невооруженным учебно-тренировочным самолетом R-XIV и самолетом наблюдения R-XV . Оба были новыми разработками, основанными на конструкции RX. Номер XIII изначально не упоминался в обозначениях как « неудачный ». В феврале 1930 года ВВС Польши заказали 15 самолетов R-XIV. Первый серийный самолет был построен в июне 1930 года без более раннего прототипа, и все они были поставлены к июлю 1931 года. R-XIV представлял собой двухместный самолет с зонтичным крылом мощностью 220 л.с. , радиальным двигателем и фиксированным шасси . Члены экипажа сидели в открытых кабинах тандемом . R-XV не был заказан, но вместо этого ВВС потребовали, чтобы два R-XIV были вооружены пулеметом наблюдателя для испытаний. Вооруженный таким образом, R-XIV, оснащенный также другими незначительными модификациями, в первую очередь измененной формой хвостового оперения , стал первым прототипом армейского самолета, который в конечном итоге получил обозначение Люблинский Р-XIII . Недавно был построен еще один прототип (№ 56.1). [ 1 ]
21 июля 1931 г. было заказано 50 самолетов R-XIII. Первая пара самолетов получила обозначение R-XIIIA и отличалась плоской верхней частью фюзеляжа. [ 1 ] На смену им пришел улучшенный вариант R-XIIIB с овальной верхней частью фюзеляжа, новой пулеметной установкой и более длинными элеронами. [ 1 ] Позже R-XIIIA были преобразованы в стандарт R-XIIIB, всего было выпущено 49 штук (номера с 56,2 по 56,50). [ 1 ] Первые серийные R-XIII были построены 7 июня 1932 года. К 11 марта 1933 года все они были переданы ВВС. В более старых источниках можно было найти номера 30 R-XIIIA и 20 R-XIIIB.
В 1932 году было заказано еще 170 самолетов. 48 было построено в варианте R-XIIIC с небольшими модификациями, затем 95 - в наиболее многочисленном варианте R-XIIID . Он внес видимые изменения, такие как кольцо Тауненда на радиальном двигателе и новый капот двигателя. Он также имел новый тип пулеметной установки. Первый R-XIIID был испытан в феврале 1933 года. Все самолеты были переданы ВВС ко 2 марта 1935 года. В ходе ремонта старые модели A, B и C также были доработаны до стандарта R-XIIID.
В 1933 году Ежи Рудлицкий предложил новый проект R-XXI для нового конкурса на преемника R-XIII, но он не был принят (конкурс выиграл RWD-14 Czapla ). Однако некоторые особенности R-XXI, такие как более высокий и закругленный в поперечном сечении фюзеляж и измененная форма хвостового оперения, были обнаружены и в последних вариантах R-XIII. Единственный прототип R-XIIIE был построен в 1934 году и оснащен более мощным двигателем Gnome-Rhone 7 K Titan мощностью 360 л.с., но не производился. Другой вариант R-XIIIF представил новый польский двигатель Skoda G-1620A Mors-I отсутствовало кольцо Тауненда мощностью 340 л.с. На цилиндрах радиального двигателя . После одного прототипа (№ 56.101) в 1934 году была заказана серия из 50 R-XIIIF. После поставки семи самолетов польские авиационные власти отказались покупать еще почти готовые 18 самолетов, планируя национализировать всю авиационную промышленность Польши. В результате в конце 1935 года фабрика Plage i Laśkiewicz обанкротилась , а затем была национализирована под названием LWS ( Lubelska Wytwórnia Samolotów). - Люблинский авиационный завод). Затем были построены 18 R-XIIIF, купленных за металлолом, и построена следующая серия из 32 машин. Все R-XIIIF были поставлены ВВС к 1938 году. Однако только 26 из них были укомплектованы двигателями «Морс» (и в основном использовались для обучения или связи штабов), а 32 имели стандартные двигатели «Райт» мощностью 220 л.с., что снизило их характеристики до R-XIIIF. XIII уровень.
В 1931 году один R-XIV испытывался на поплавках, как гидросамолет . Поскольку испытания прошли успешно, ВМС Польши присвоили ему обозначение R-XIII bis/гидро и заказали следующие три (№ 700–703). В 1933 году ВМФ заказал 10 самолетов R-XIII ter/ Hydro , которые представляли собой вариант гидросамолета R-XIIID (номера 704-713). Наконец, в 1934 году ВМФ закупил 6 гидросамолетов Р-XIIIG , отличавшихся деталями от предыдущего варианта, в том числе металлическим винтом (№№ 714-720). Они были поставлены к апрелю 1935 года. Все варианты также можно было легко переоборудовать под колесное шасси.

В 1933 году один R-XIIIB был переоборудован в дальний спортивный самолет R-XIIIDr , названный Błękitny Ptak ( Синяя птица ), предназначенный для полета в Австралию, однако в 1935 году он разбился в Сиаме Станиславом Карпинским. Несколько самолетов были переоборудованы в гражданские спортивные, используемые в польских аэроклубах .
В 1934 году 12 самолетов R-XIII были переоборудованы в слепые учебно- тренировочные самолеты R-XIIIt с более высокой закрытой кабиной для стажеров. Некоторые из них были переоборудованы в простые самолеты связи , сняв вооружение и установив лобовое стекло во второй кабине. Несколько R-XIII использовались для буксировки планеров при помощи специальной рамы с крюком, прикрепленной к фюзеляжу.
Прототип R-XIII был преобразован в 1932 году в экспериментальный вариант R-XIX с V-образным хвостовым оперением конструкции Рудлицки, но он не был принят властями, несмотря на то, что имел лучшее поле для пулеметного огня.
Всего было построено 15 R-XIV и 273 R-XIII, в том числе 20 гидросамолетов.
Боевое применение
[ редактировать ]В начале 1930-х годов R-XIII был вполне удачным самолетом для своих целей. Он имел очень короткие взлет (68 м для R-XIIIA) и посадку, что позволяло действовать с полей и лугов. Однако лишь некоторые из R-XIII были оснащены радиостанцией и камерой , что снижало их полезность. В 1932-1936 годах они использовались в составе взводов связи из трех самолетов, являясь основным самолетом сотрудничества польской армии. В 1937 году они были сформированы в эскадры армейского сотрудничества ( eskadra towarzysząca ), в 1939 году преобразованы в наблюдательные эскадрильи ( eskadra obserwacyjna ). Лишь в 1939 году часть R-XIII была заменена на RWD-14b Czapla , который был не намного современнее. Плановой заменой стал современный LWS-3 Mewa , но он не был представлен из-за начала войны.
Накануне вторжения в Польшу в 1939 году в ВВС Польши было около 150 R-XIII. Из них 49 находились в боевых частях, 30 — в резерве, около 30 — в учебных частях и около 40 — в ремонтных. В боевых частях Р-XIII использовались в 7 наблюдательных эскадрах (из 12): № 16, 26, 36, 43, 46, 56 и 66. В каждой эскадрилье было по 7 самолетов. 16-я эскадра находилась в резерве главнокомандующего, а остальные были распределены по полевым армиям. R-XIII не мог сравниться ни с одним Люфтваффе истребителем , бомбардировщиком или даже самолетом-разведчиком , будучи гораздо медленнее и вооруженным всего одним пулеметом, но активно использовался для задач непосредственной разведки и связи .
За время кампании было уничтожено около 40 R-XIII из боевых частей, но лишь часть из них была сбита немецкой авиацией или зенитной артиллерией . В ходе кампании в качестве пополнения наблюдательным эскадрильям были переданы 9 самолетов. Некоторые самолеты также использовались в импровизированных частях военного времени на авиабазах. было выведено около 10 боевых самолетов и 7 из других частей В Румынию . Некоторое количество самолетов было разбомблено немцами на авиабазах или сожжено отступающими поляками. Ни один из них не сохранился до наших дней.
В морской авиационной эскадрилье в 1939 году использовалось 11 гидросамолетов R-XIIIter и R-XIIIG. Самолет № 714 был отправлен 7 сентября ночью на поиски «Шлезвиг-Гольштейн» линкора в Данциге , но не нашел его там. Экипаж утверждал, что взорвал гражданский парад победы в Данциге, вместо этого празднуя взятие Вестерплатте , но в немецких источниках не было обнаружено никаких подтверждений такой атаки. [ 2 ] 8 сентября были разбомблены все самолеты, стоявшие в море недалеко от Хель на полуострове Хель .
Варианты
[ редактировать ]
- Прототип Р-XIII (№ 56.1) [ 1 ]
- Второй прототип Р-XIII (конверсия Р-XIV, № 54.15) [ 1 ]
- R-XIIIA - армейский самолет сотрудничества с 1931 года, затем переоборудованный в R-XIIIB. [ 1 ]
- R-XIIIB - армейский самолет сотрудничества, с 1931 г. произведено или переоборудовано 49 штук (номера 56.2-56.50). [ 1 ]
- R-XIIIC - армейский кооперативный самолет, с 1933 г. выпущено 48 штук (номера 56.52-56.99).
- R-XIIID - стандартный вариант армейского кооперативного самолета, с 1933 г. выпущено 95 штук (№ 56.102-56.196).
- Р-XIIIE — один прототип 1934 г. с двигателем Gnome-Rhone 7K Titan мощностью 360 л.с. (№ 56.100)
- R-XIIIF - армейский самолет сотрудничества с доработанным фюзеляжем, часть с двигателем Skoda G-1620A Mors-I мощностью 340 л.с., с 1934 г. выпущено 58 штук (№№ 56.101, 58.01-58.57)
- Р-XIII бис/гидро - гидросамолет, 4 шт. выпуска с 1931 г. (№ 700-703)
- Р-XIII тер/гидро - гидросамолет, с 1934 г. выпущено 10 штук (№ 704-713).
- Р-XIIIG - гидросамолет, выпущено 6 штук с 1934 г. (№№ 714-720).
- R-XIIIDr - спортивная конверсия для дальних дистанций, изготовлен 1 шт. (№ 56.51)
- Р-XIIIt - переоборудование учебно-тренировочного самолета, произведено не менее 12 штук.
- Р-XIV - учебно-тренировочные, выпущено 15 штук с 1930 г. (№54.1-54.15)
- R-XV - армейский кооперативный вариант R-XIV, не строился
- Р-XIX — один прототип с V-образным оперением 1932 г. (№ 56.1)
- R-XXIII — это было первоначальное обозначение R-XIIIDr.
Описание
[ редактировать ]Моноплан смешанной конструкции (сталь и дерево), традиционной компоновки, с подкосным высоким крылом, обшитым брезентом и фанерой (передняя часть фюзеляжа была обшита металлом). обычное неубирающееся Шасси , с хвостовым оперением. Экипаж из двух человек, сидящих тандемом в открытой кабине , с двойным управлением. Наблюдатель имел 7,92-мм пулемет «Виккерс» на кольцевой установке (редко — 2 пулемета). [ 3 ] воздушного охлаждения 9-цилиндровый звездообразный двигатель Wright Whirlwind J-5 (производство Польша) номинальной мощностью 162 кВт (220 л.с.) и взлетной мощностью 176 кВт (240 л.с.) (на 22 самолетах R-XIIIF - 250 кВт ( 340 л.с.) двигатель Skoda G-1620A Морс-I). Двухлопастной деревянный или металлический гребной винт . Топливный бак 200 литров в фюзеляже, мог сбрасываться в случае пожара (R-XIV - бак 135 литров).
Операторы
[ редактировать ]Спецификация (R-XIIIB)
[ редактировать ]Свидание из Цинка, 1971 год. [ 4 ]
Общие характеристики
- Экипаж: двое, пилот и наблюдатель.
- Длина: 8,2 м (26 футов 11 дюймов)
- Размах крыльев: 13,25 м (43 фута 6 дюймов)
- Высота: 2,76 м (9 футов 1 дюйм)
- Площадь крыла: 24,5 м 2 (264 кв. фута)
- Вес пустого: 891 кг (1964 фунта) в снаряженном состоянии.
- Полная масса: 1330 кг (2932 фунта)
- Запас топлива: 200 л (44 имп галлона; 53 галлона США)
- Силовая установка: 1 × Wright Whirlwind J-5 мощностью 9-цилиндровый звездообразный двигатель 160 кВт (220 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастные Соманского фиксированного шага, деревянные.
Производительность
- Максимальная скорость: 177 км/ч (110 миль в час, 96 узлов) на уровне моря.
- Дальность: 600 км (370 миль, 320 миль)
- Практический потолок: 4100 м (13500 футов)
- Время набора высоты: от 22 минут 35 секунд до 3000 м (9800 футов).
- Взлетная дистанция: 68 м (223 фута)
Вооружение
- Орудия: 1 пулемет калибра 7,7 мм (0,303 дюйма) на кольце Скарфа в задней кабине.
См. также
[ редактировать ]Сопутствующие разработки:
Сопоставимые самолеты:
Ссылки
[ редактировать ]![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2009 г. ) |
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Моргала, Анджей (2003), стр. 191-192.
- ^ Олейко, Анджей (сентябрь 2018 г.). «С шахматной доской внизу… Польская морская авиация в сентябре 1939 года». Авиация (на польском языке). Том XXI, нет. 202 (9/2018). стр. 94–97. ISSN 1732-5323 .
- ^ Моргала, Анджей (2003), стр. 198.
- ^ Цинк, Ежи (1971). Польские самолеты 1893-1939 гг . Лондон: Издательство Патнэм. стр. 315 . ISBN 0-370-00085-4 .
Библиография
[ редактировать ]- Гласс, Анджей (1977): «Польские авиационные конструкции 1893-1939» , WKiŁ, Варшава, (на польском языке)
- Моргала, Анджей (2003). Военная авиация в Польше 1924–1939 гг. , Беллона, Варшава, ISBN 83-11-09319-9 (на польском языке)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Цинк, Ежи Б. «Люблинские варианты R-XIII». Самолет в профиль, Том 11 . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Profile Publications Ltd., 1972, с. 193-217.
- Цинк, Ежи Б. Польские самолеты, 1893–1939 гг . Лондон: Putnam & Company Ltd., 1971. ISBN 0-370-00085-4 .
- Стекло, Анджей. Люблин R.XIII (Wydawnictwo Militaria 1) (на польском языке). Варшава, Польша: Wydawnictwo Militaria, 1994. ISBN 83-86209-01-1 .
- Польский военный самолет 1930-х годов.
- Польский военный самолет-разведчик 1930-х годов.
- Польский военный учебно-тренировочный самолет 1930-х годов.
- Польский самолет времен Второй мировой войны.
- Люблинский самолет
- Одномоторный самолет-тягач
- Самолет с зонтиком
- Самолет совершил первый полет в 1931 году.