RWD-14 Цапля
RWD-14b Цапля | |
---|---|
![]() | |
Роль | разведки и связи самолет |
Производитель | ДВЛ , ЛВС |
Первый полет | 1936 |
Введение | 1939 |
Основные пользователи | Польские ВВС Румынские ВВС |
Произведено | 1938–1939 |
Количество построенных | 65 (+4 прототипа) |
RWD -14 Czapla польской (LWS Czapla) — самолёт сотрудничества армии (самолёт наблюдения, непосредственной разведки и связи ), спроектированный в середине 1930-х годов коллективом RWD и выпускавшийся на заводе LWS с 1938 года. Серия из 65 самолётов. были построены и большинство из них использовались наблюдательными эскадрильями польских ВВС во время Второй мировой войны в 1939 году.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Самолет был разработан в ответ на требование ВВС Польши от 1933 года о новом армейском самолете, преемнике Lublin R-XIII . Команда RWD мастерских DWL ( Doświadczalne Warsztaty Lotnicze ) изначально предложила проект RWD-12 , основанный на учебно-тренировочном RWD-8 . Однако он считался не таким хорошим, как R-XIII, и не был построен. Другой самолет, RWD-14, был разработан Станиславом Рогальским и Ежи Джевецким . [ 1 ] конструктор Тадеуш Хилинский . Техническую документацию подготовил [ 2 ]
Первый прототип поднялся в воздух в начале 1936 года (согласно новейшим исследованиям, ранее указанная дата декабря 1935 года неверна). [ 3 ] Он выиграл конкурс над проектом «Люблин Р-XXI» и проектом завода PWS , однако заводские испытания показали, что его характеристики по-прежнему неудовлетворительны. В 1937 году были построены два модифицированных прототипа, получившие обозначение RWD-14a , но оба разбились во время испытаний в том же году из-за неисправности рулевого механизма (пилоты выжили). [ 1 ] Наконец, в начале 1938 года был построен четвертый улучшенный прототип, получивший обозначение RWD-14b . После успешных испытаний он был заказан ВВС Польши , получив название Czapla (по-польски: цапля ), но из-за длительного процесса разработки рассматривался лишь как промежуточная модель, призванная заменить R-XIII до появления более современный LWS-3 Mewa . В обмен на возмещение затрат на разработку DWL передала права на производство RWD-14b государственному заводу LWS ( Lubelska Wytwórnia Samolotów – Lublin Aircraft Works, преемнику Plage i Laśkiewicz ). [ 1 ]
LWS построила серию из 65 RWD-14b Czapla К февралю 1939 года . Они также были известны под военным обозначением LWS Czapla . [ 4 ]
Операционная история
[ редактировать ]
«Чапла» поступил на вооружение ВВС Польши весной 1939 года, укомплектовав некоторые наблюдательные эскадрильи ( eskadra obserwacyjna ). Из-за длительной разработки это не был современный самолет, лишь немногим лучше Lublin R-XIII . Его преимуществом была короткая длина взлета (140 м) и посадки (120 м), что позволяло действовать с полей и лугов. [ 1 ] Его современный преемник, LWS-3 Mewa , из-за войны не успел поступить в оперативные части. [ 5 ]
К моменту вторжения в Польшу в 1939 году польские ВВС имели 35 «Чаплас» в пяти наблюдательных эскадрильях (из двенадцати): № 13, 23, 33, 53 и 63, по семь самолетов в каждой. [ 1 ] Эскадрильи были распределены по полевым армиям. Остальные 30 Czaplas изначально находились в резерве. Несколько использовались для дополнения боевых частей в ходе кампании (упомянутые эскадрильи и ряд других). Всего в частях использовалось 49 Czaplas. [ 4 ] Как и R-XIII, Czapla не мог сравниться ни с одним Люфтваффе истребителем , бомбардировщиком или даже самолетом-разведчиком , поскольку был намного медленнее и был вооружен всего двумя пулеметами. Несмотря на это, они активно использовались для непосредственной разведки и связи . задач [ 4 ]
Больше всего – 35 RWD-14b было уничтожено в ходе кампании. [ 4 ] Не менее 14 человек были выведены в Румынию (источники называют цифры от 14 до 17). [ 4 ] Они были переданы ВВС Румынии и использовались для обучения и вспомогательных задач. Несколько самолетов были захвачены в Польше немцами или советскими войсками, но ими не использовались. Ни один RWD-14b не сохранился. [ 4 ]
Техническое описание
[ редактировать ]смешанной конструкции Подкосный зонтичный высокоплан , традиционной компоновки. Фюзеляж из металлического и деревянного каркаса, обтянутый брезентом . Крылья деревянные двухлонжеронные, обшитые брезентом и фанерой, снабженные предкрылками . Крылья складывались назад (ширина со сложенными крыльями: 3,9 м). [ 1 ] Стабилизаторы деревянных конструкций. Обычное фиксированное шасси с задним колесом. Экипаж из двух человек, сидящих тандемом в открытых кабинах , с двумя органами управления и отдельными лобовыми стеклами. Наблюдатель имел 7,7-мм Vickers K пулемет , пилот - стационарный 7,92-мм пулемет wz.33 с прерывателем . [ 1 ] воздушного охлаждения 9-цилиндровый звездообразный двигатель PZL G-1620B Mors-II номинальной мощностью 430 л.с. (320 кВт) и взлетной мощностью 470 л.с. (350 кВт). [ 1 ] Двухлопастной деревянный винт . Топливный бак емкостью 315 литров, находившийся в фюзеляже, аварийно сбросился. [ 1 ] [ 4 ] Самолет мог быть оснащен радиостанцией N2L/T и камерой . [ 4 ]
Операторы
[ редактировать ]Технические характеристики (РВД-14б)
[ редактировать ]Данные польских самолетов 1893–1939 гг. [ 6 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Грузоподъемность: полезная нагрузка 475 кг (1047,2 фунта).
- Длина: 9 м (29 футов 6 дюймов)
- Размах крыльев: 11,9 м (39 футов 1 дюйм)
- Высота: 3 м (9 футов 10 дюймов)
- Площадь крыла: 22 м 2 (240 кв. футов)
- Вес пустого: 1225 кг (2701 фунт)
- Полная масса: 1700 кг (3748 фунтов)
- Силовая установка: 1 × PZL G-1620B Mors-II 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения мощностью 350 кВт (470 л.с.) при 2375 об/мин на взлете.
- 430 л.с. (321 кВт) при 2150 об/мин на уровне моря
- Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага Шоманьского.
Производительность
- Максимальная скорость: 247 км/ч (153 миль в час, 133 узла)
- Крейсерская скорость: 232 км/ч (144 миль в час, 125 узлов)
- Скорость сваливания: 80 км/ч (50 миль в час, 43 узла), ок.
- Дальность действия: 675 км (419 миль, 364 миль)
- Практический потолок: 5100 м (16700 футов)
- Скорость набора высоты: 6,1 м/с (1200 футов/мин)
- Нагрузка на крыло: 77 кг/м 2 (16 фунтов/кв. футов)
Вооружение
- 1 фиксированный 7,92-мм пулемет wz.33 , стреляющий вперед
- 1 гибкий 7,7-мм Vickers K , стреляющий назад, для наблюдателя пулемет
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Гласс А. (1977), стр. 318–320.
- ^ Анджей Гласс (2003). Биографический словарь польских техников , СБТП: Варшава, стр. 24).
- ^ Мазур В. (2014), стр.12
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Моргала. А (2003), стр. 201–205
- ^ Моргала. А (2003), стр. 210
- ^ Цинк, Ежи Б. (1971). Польские самолеты 1893–1939 гг . Лондон: Патнэм. стр. 547-551 . ISBN 978-0-370-00085-5 .
- Анджей Гласс (1977): «Польские авиационные конструкции 1893–1939» , WKiŁ, Варшава (на польском языке)
- Анджей Моргала (2003): «Военная авиация в Польше 1924–1939» , Беллона, Варшава, ISBN 83-11-09319-9 (на польском языке)
- Войцех Мазур (2014): «Самолеты RWD.14 и LWS.3», серия Wielki Leksykon Armania Wrzesień 1939 № 39, Edipresse, Варшава, ISBN 978-83-7769-587-6 (на польском языке)