Тадеуш Хилинский

Тадеуш Хилинский (13 октября 1911 в Варшаве — 15 февраля 1978 в Варшаве) — польский авиаконструктор и конструктор, научный сотрудник Института авиации в Варшаве и специалист по авиационным конструкциям .
Перед Второй мировой войной
[ редактировать ]Хилиньский был сыном Станислава Казимежа и Софии Я., урожденной Тушовской. В 1920 году поступил в училище Мушинского в Варшаве. Через год он переехал в Милановек (пригород Варшавы), где его родители купили поместье «Африканка» (буквально: африканская женщина ) и где он посещал классическую среднюю школу с совместным обучением.
В 1926 году он вернулся в Варшаву, чтобы продолжить образование в школе Людвика Лоренца «Лоренцовка», которую окончил в 1930 году. Начал обучение в Варшавском университете , но в 1931 году перешёл на механическое отделение Варшавского университета. технологий и его авиационная школа. Во время учебы он получил лицензию пилота-планериста в Сокола-Гуре недалеко от Кшеменца . практиковал в Югославии Он также . В то же время он получил степень бакалавра на авиационном отделении механического факультета Варшавского технологического института.
В 1936—1937 годах проходил военную подготовку в доофицерской артиллерийской школе во Влодзимеже-Волынском , 5-я батарея, получив звание юнкера 2-го класса с дипломом артиллериста . [ 1 ]
В 1937 году он начал работать в Экспериментальных авиационных мастерских ( Doświadczalne Warsztaty Lotnicze ) RWD в аэропорту Окенце в Варшаве авиаконструктором, одновременно продолжая учебу. [ 2 ] Осенью того же года он женился на Алине Дабковской. В это время он подготовил техническую документацию на самолет-разведчик RWD-14 Czapla . [ 3 ]
В 1938 году он вместе с Ежи Джевецким начал проектирование высокопроизводительного экспериментального самолета RWD-19 , для которого Хилиньский сконструировал крылья. К октябрю 1938 года самолет прошел летные испытания. Следующие его проекты включали в себя следующие проекты: фюзеляж самолета вспомогательного назначения RWD-18 , опорное крепление для двигателя учебно-тренировочного RWD-23 и лонжерон крыла истребителя RWD-25 . Хилиньский отвечал за работу над конструкцией и документацией этих самолетов. С 1933 по 1938 год он был членом секции авионики Механического кружка студентов Варшавского технического университета . [ 3 ]
Вторая мировая война
[ редактировать ]В 1939 году он был призван в армию и служил сначала в 5-м легком артиллерийском полку (ПАЛ) в Торуни , затем в 8-м ПАЛ в Плоцке , где он защищал свою страну во время немецкого вторжения в Польшу в битве при Бзуре . а затем укомплектовал крепость Модлин . [ 1 ] При захвате крепости 29 сентября 1939 года он был взят в плен и помещен в лагерь для военнопленных Дзялдово , откуда через несколько дней по договору о капитуляции был освобожден. Он вернулся в Варшаву, сменив имя и адрес, чтобы безопасно присоединиться к польскому сопротивлению .
С января 1940 года работал в местном Управлении электротранспорта (EKD) кондуктором и машинистом ; затем в качестве техника в отделе путей сообщения. В этой роте он работал до августа 1944 года. Однако с ноября 1942 года он также входил в состав Армии Крайовой ( Armia Krajowa ) в ее диверсионной дивизии под названием « Вахларц ». Действул под псевдонимами «Ага» и «Дзенчол». [ 1 ] Среди своей тайной деятельности он строил железнодорожные шахты . Он пережил Варшавское восстание и его исход, сбежав от немецкого военного конвоя, перевозившего поляков , и вернулся жить в Милановек . Это была его резиденция до 1966 года. Также в 1942-1944 годах, предшествовавших Варшавскому восстанию, он вел тайное производство и распространение мыла, что помимо финансовой помощи участникам делалось для накопления капитала. и средства для возобновления производства скромного авиационного завода после окончания войны. Это было сделано совместно в неформальном сотрудничестве с коллегой-авиаинженером Романом Берковским и авиаконструктором Брониславом Журковским . [ 4 ]
После войны
[ редактировать ]Вышеупомянутая попытка возобновить частное производство самолетов не могла быть реализована в коммунистической Польше . Станки, приобретенные инструменты и измерительные инструменты закончились тем, что правительство забрало их, а затем продало на аукционе. [ 4 ] Между тем, в 1945 году для Министерства связи он спроектировал строительство линии высокого напряжения между пригородами Отвоцка и Милошны. В 1945 и 1946 годах Хилиньский принял участие в открытом конкурсе Управления гражданской авиации на разработку учебного планера, в котором получил первую премию со своим проектом моторного планера HWL Pegaz . [ 5 ]
С 1946 по 1947 год Хилинский вместе с конструктором Брониславом Жураковским авиации Польши по согласованию с Департаментом гражданской разработал планы строительства «Пегаза». [ 1 ] В то же время он работал в штаб-квартире авиационного отдела Польской ассоциации скаутов и гидов ( Związek Harcerstwa Polskiego ). В команду дизайнеров также входили технические специалисты Вашкевич и Бревински. Двигатель для «Пегаза» сконструировал Стефан Гаенцкий. Мотопланер поднялся в воздух 16 июля 1949 года под управлением Бронислава Журавского и Ежи Шиманкевича. Сначала планировалось построить для аэроклубов 80 «Пегазов». Однако в производство он так и не был запущен, несмотря на то, что прошел национальные испытания и получил очень хорошую оценку. Основной причиной этого стал приказ СССР прекратить работы над любым национальным авиационным проектом.
В январе 1948 года Тадеуш Хилинский приступил к работе в Техническом авиационном институте ( Instytut Techniczny Lotnictwa ), переименованном 1 апреля того же года в Национальный авиационный институт ( Główny Instytut Lotnictwa ). С 3 марта 1952 года вместе со Збигневом Бжоским работал конструктором в Авиационном институте на кафедре материаловедения и строительства. Там он спроектировал фюзеляж, шасси и рулевой винт для первого польского вертолета BŻ -1 GIL . [ 6 ] главным конструктором которого был инженер Бронислав Жураковский. В 1949 году под руководством Хилинского были завершены экстензометрические исследования пролета моста Понятовского в Варшаве. В 1951 году он провел такие же исследования на других пролетах моста, в том числе на Висле в Кныбаве , и интенсивности напряжений на изоляторах линий с высоким напряжением. [ 3 ] [ 7 ]
В 1950 году он переработал самолет Пайпер Каб и превратил его в санитарный самолет. [ 1 ] Прототип был построен в Авиационном институте, а 14 из них изготовлены в Окружной авиационной мастерской № 4 в Гданьске. В начале 1950-х годов он разработал дроны-мишени с пульсирующей тягой ТС1 и ТС2, а в 1955 году — дроны-буксировщики Спец-3 и Спец-4, которые прошли испытания в том же году.
1 июня 1951 года он стал заведующим кафедрой прочности и конструкции Польского национального авиационного института в Варшаве. В феврале 1961 года он окончил Варшавский технологический университет ( Politechnika Warszawska ) и получил степень магистра авиационной техники.
В 1954-1956 годах он руководил кафедрой планера , а с 1956 по 1965-12-15 был заведующим прочностным отделом Авиационного института, развивая свои лаборатории и создавая новую систему испытаний на прочность авиации. оборудование. В 1957 году он разработал вместе с конструкторами Юстином Сандауэром и Я. Харазным опытный проект учебно-тренировочного самолета «Ас» как аналога PZL TS-11 «Искра» .
С 18 марта 1957 года он был членом совета директоров Авиационного института, а с февраля 1959 года — членом коллегии института. Под его руководством были подготовлены главные специалисты по прочности авиационных структур Авиационного института. Под его руководством были проверены и испытаны все самолеты, вертолеты и ветропланы для авиационного дела, построенные в 1950-60-е годы ХХ века.
С 1948 по 1952 год это были испытания прочности конструкций авиационной техники типа CSS-10 , CSS-11 , CSS-12 , LWD Junak 2, а также элементов вертолета BŻ-1 GIL и планеров Sęp , Jastrząb , и Яскулка . С 1952 по 1961 годы проводились прочностные испытания реактивных самолетов : Лим-1 (лицензионный МиГ-15 ), Лим-2 ( МиГ-15бис ), Лим-5 ( МиГ-17 ), а также ТС-11 «Искра». в качестве поршневых самолетов: УСС-13 , Юнак-3 , Ли-2 , ТС-8 Биес , Як-12М , Як-12А, ПЗЛ М-2 , а также элементы вертолета БЖ-4 Жук . К этому времени Хилинский уже был директором кафедры прочности материалов.
С 1962 по 1965 год проводил испытания на прочность самолета ПЗЛ-104 «Вильга» , планеров «Кобуз» , «Фока» , «Корморан» , а также дизелей валов и подводного крыла корабля на подводных крыльях «Гриф». Кроме того, под его руководством были проведены ресурсные испытания крыльев планера «Муха-100», обоймы крыльев на ПЗЛ МД-12 , валов и шатунов авиационного двигателя WN3 и шлифовки лопастей несущего винта вертолет СМ-1 ( Ми-1 ). В марте 1956 года его проект «Кавка» получил признание на конкурсе, организованном Лигой солдатских друзей (ЛПЗ), на одноместный учебный планер. [ 1 ]
21 ноября 1960 г. министр транспорта предложил ему занять должность руководителя Комиссии правил гражданских полетов Департамента гражданской авиации Министерства транспорта. В 1962 году принимал участие в принятии самолетов « Виккерс Виконт из Англии на вооружение авиакомпании LOT Polish Airlines » . 1 января 1964 г. ему предложили должность независимого исследователя, одновременно работая директором Центра специальных конструкций (например, ракет) и директором Проблемной группы.
В 1964 году он создал опытный проект 12-местного многофункционального самолета с коротким взлетом и посадкой ТС-Борсук с двумя турбовинтовыми двигателями (как последователь Ан-2 и аналогичный ему класс, запущенный в производство). в 1970-х лицензировал российский Ан-28 ), а в 1969 году модифицировал Ан-2, увеличив площадь носовой части, чтобы улучшить грузоподъемность и сделать его более экономичным ( Ан-2 также оснащался турбовинтовыми двигателями). С 1972-10-01 работал в Научно-исследовательском центре прочности планеров и материалов Авиационного института в качестве независимого научного сотрудника , а с 1973 года - доцента ( доцента ).
Награды и публикации
[ редактировать ]За работу в авиации он получил Рыцарский крест ордена Возрождения Польши и другие высокие национальные награды. Он опубликовал множество статей об авиационной технике в « Skrzydlata Polska », « Technika Lotnicza i Astronautyczna » и в информационном бюллетене Авиационного института.
Семья
[ редактировать ]У него двое детей, Лидия и Рафал. Умер в Варшаве и похоронен на Повонзком кладбище , лот № 325. с. 20-22.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кшиштоф Луто (2011). «Тадеуш Хилинский» . Samolotypolskie.pl (на польском языке). Самоизданная Авиационная энциклопедия для Польши, веб-страница . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ Роберт Гуйски (2003–2010). «Тадеуш Хилинский» . RWD, История мастерских экспериментальной авиации (на польском и французском языках). самостоятельно опубликованная веб-страница по истории RWD (польского производителя самолетов) . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Эндрю Гласс (2003). Биографический словарь польских техников , СБТП: Варшава, стр. 24: фрагмент его записи о Тадеуше Хилинском: ( Польский : В 1937 году начал работать в Экспериментальных авиационных мастерских ( РВД ) конструктором и одновременно продолжал свою Работал над серийным документом самолета наблюдения RWD 14 Czapla , затем спроектировал крыло соревновательного самолета RWD 19 . фюзеляж самолета RWD 18 самолета RWD 23 и лонжерон крыла 25 . , моторное отделение истребителя RWD
- ^ Перейти обратно: а б Эндрю Гласс (2005). «(запись о Берковском)». Биографический словарь польских технических специалистов (на польском языке). Том 16 (т. 16). Варшава: НЕТ. стр. 16–17. ISBN 8385001328 .
- ^ «ХВЛ Пегаз» . Официальный сайт (на английском и польском языках). Краков , Польша : Музей польской авиации . Проверено 5 августа 2013 г.
- ^ «БЖ-1 Гиль (СП-ГИЛ)» . Официальный сайт (на английском и польском языках). Краков , Польша : Музей польской авиации . Проверено 4 августа 2013 г.
- ^ А. Гласс (июль 2004 г.). «Проблемы разработки вертолета БЖ-1 ГИЛ» (PDF) . Polska Technika Lotnicza, исторические материалы 7/2004 (на польском языке) . Проверено 4 августа 2013 г.
ХИЛИНСКИЙ ТАДЕУШ ЭДВАРД (1911-1978)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]На английском языке: «Польша под властью нацистов: 1939-1941» (рассекреченный отчет ЦРУ в виде книги доступен на Amazon).
- все на польском
- Ежи Лампарский и Бронислав Жураковский, Авиация и космонавтика , июль 1978 г.
- Анджей Гласс, Биографический словарь польских техников , том 14 (т. 14), издательство: НОТ, Варшава , 2003, стр. ?-? (Запись о Хилинском).
- Анджей Гласс, Биографический словарь польских технических специалистов , том 16 (т. 16), издательство: НОТ, Варшава, 2005, стр. 16–17 (Запись о Берковском).
- Анджей Гласс, Авиационные структуры Польской Народной Республики , 1966 год.
- Анджей Моргала, Польские военные самолеты 1945-1980 гг. , изд. Министерство национальной обороны
- Т.Хилиньский, Я.Лазиньский, Информационный бюллетень Института авиации №. 3, 1976.
- Цезарь Хлебовский, Вахларц , 1983.
- Анджей Гласс, Польские авиационные технологии, Исторические материалы
- Рышард Витковский, История вертолета , Oficyna Wydawnicza Echo, 2005.
- Коллективный труд, 85 лет польской авиации , изд. Альтаир, Варшава, 2003 г.
- Мариан Кшижан, Самолеты в польских музеях, Wydawnictwo Młodych, 1983.
- Лешек Дулемба, Анджей Гласс, RWD «Сомолоты», 1983 год.
- Фотоальбом: Летний курорт Милановек 1899-1951 , изд. Крылатый Милановек, 2007.
- Рафал Хилинский, Мотопланер Pegaz и его конструктор Тадеуш Хилинский , Agencja Wydawnicza CB, 2015.
- Рафал Хилински, Моя страсть к авиации. Жизнь и деятельность Тадеуша Хилинского для польской авиации в свете документов , Agencja Wydawnicza CB, 2017.