Тревел Эйр 4000
Модель 4000 | |
---|---|
![]() | |
Travel Air B-4000, регистрация NC174V | |
Роль | Авиация общего назначения |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Путешествие по воздуху |
Первый полет | 1927 |
Количество построенных | около 100 |
Разработано на основе | Travel Air Модель B |
Travel Air 4000 — американский биплан общего назначения 1920-х годов, представитель семейства самолетов, начавшегося с Travel Air Model A. [ 1 ] Позже он был известен как Модель 4 . [ 2 ] На основе модели BW было построено около 100 экземпляров, в том числе два, которые были переоборудованы из модели 2000-х годов . [ 2 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Как и другие представители этого семейства, Модель 4000 представляет собой неравный размах, однопролетный, шахматно-ориентированный биплан традиционной конструкции. [ 2 ] Пассажиры и пилот сидят тандемом в открытых кабинах. [ 2 ] Он имеет обычное хвостовое оперение и фиксированное шасси с хвостовым оперением. [ 2 ] Фюзеляж построен из сварных стальных труб, крылья — из дерева. [ 3 ] Номера моделей Travel Air в первую очередь отражали изменения в силовой установке, а модель 4000 изначально оснащалась радиальным двигателем Wright J-5 или J-4 , установленным в носовой части и приводившим в движение тягач. [ 2 ] Однако с конца 1928 года обозначения Model 4000 и Model 4 стали применяться к самолетам, оснащенным множеством других радиальных двигателей с воздушным охлаждением. [ 2 ] [ 4 ]
В 1927 году компания Travel Air построила четырнадцать моделей Model 4000, а в апреле 1928 года эта конструкция получила сертификат типа ATC-32. [ 4 ] Большинство моделей BW были зарегистрированы по одному и тому же сертификату типа. [ 5 ]
Начиная с модели B-4000 , некоторые варианты имели новую ходовую часть типа «аутригеры», где олео-стойки крепились снаружи от основных агрегатов ходовой части и соединялись со стойками в передней части нижнего крыла. [ 6 ]
Варианты модели 4000 отличаются изменениями типа крыла и силовой установки, хотя другие характеристики, такие как изменения ходовой части или такие функции, как почтовый самолет или воздушное распыление, иногда также отражаются в номерах моделей.
Типы крыльев следующие: [ 7 ]
Тип крыла | Профиль | Описание | Год введения |
---|---|---|---|
Тип А | Тревел Эйр #1 | Аэродинамически сбалансированные элероны («слоновье ухо»), без топливного бака. | 1925 |
Тип Е | Тревел Эйр #1 [ 8 ] | Элероны Frize , нет топливных баков | 1927 |
Тип Б | Тревел Эйр #1 [ 9 ] | Элероны Frize, топливные баки | 1929 |
Спидвинг | Другое, более тонкое крыло [ 10 ] | Элероны Frize, большая прочность конструкции. | 1929 |
Операционная история
[ редактировать ]Помимо общего использования, Модель 4000 использовалась на соревнованиях. Луиза Тейден летала на D-4000 и выиграла первое женское воздушное дерби на Национальных воздушных гонках 1929 года . [ 11 ]
Их также использовали для работы в кино. D-4000 времен Первой мировой войны Ньюпор представляли истребители в фильмах «Рассветный патруль» (1930), «Ангелы ада» (1930) и «Молодые орлы» (1930). [ 12 ]
Варианты
[ редактировать ]- Модель 4000
- стандартная модель с крылом Типа А и двигателем Райт J-5; сертификат типа АТС-32 [ 13 ] [ 4 ]
- Модель А-4000
- версия с крылом Типа А и семицилиндровым Floco ; двигателем [ 6 ] [ 14 ] сертификат типа АТС-148; [ 14 ] [ 15 ] 9 зарегистрировано [ 6 ]
- Модель Б-4000
- версия с крылом типа E или типа B, [ 6 ] Двигатель Райт J-5, [ 9 ] и выносная ходовая часть; [ 6 ] [ 9 ] сертификат типа АТС-146; [ 9 ] [ 16 ] 25 зарегистрировано [ 6 ]
- Модель С-4000
- версия, построенная Curtiss [ 6 ] [ 17 ] с крылом типа A или типа E, [ 17 ] и Curtiss Challenger , двигатель [ 17 ] ; сертификат типа АТС-149; [ 17 ] [ 18 ] прототип переоборудован из D-4000 , затем зарегистрировано 22, плюс семь моделей 2000 и два E-4000 . переоборудовано [ 6 ]
- Модель BC-4000
- версия на базе С-4000 , но с крылом типа В и выносной ходовой частью; [ 6 ] 1 построен, позже преобразован в SBC-4000 [ 6 ] [ 19 ]
- Модель SBC-4000
- гидросамолетная версия БК-4000 ; [ 6 ] номер одобрения 2-154; [ 20 ] [ 21 ] 1 переоборудован из BC-4000 [ 6 ]
- Модель СК-4000
- вариант гидросамолета с Curtiss C-6 ; двигателем [ 6 ] [ 17 ] обозначение могло также относиться к версии гидросамолета BC-4000. [ 6 ]
- Модель Д-4000
- версия «спидвинг» с двигателем Райт J-5; [ 11 ] некоторые построены как одноместные; [ 6 ] номер одобрения 2-84; [ 20 ] [ 22 ]
- Модель Е-4000
- версия с крылом типа E [ 23 ] и Райт J-6-5 ; двигатель [ 12 ] [ 8 ] номер одобрения 2-156, [ 20 ] [ 21 ] заменен сертификатом типа АТС-188; [ 8 ] [ 24 ] наиболее широко производимая модель семейства 4000, [ 12 ] [ 8 ] 59 зарегистрировано [ 12 ]
- Модель БЕ-4000
- версия с крылом типа E или типа B, двигателем Wright J-6, [ 23 ] и, возможно, ходовая часть с выносными опорами; [ 12 ] 12 зарегистрировано [ 12 ]
- Модель J4-4000
- версия с двигателем Райт J-4; [ 20 ] [ 12 ] номер одобрения 2-243; [ 20 ] [ 25 ] минимум 6 построено [ 12 ]
- Модель К-4000
- версия с крылом типа А [ 23 ] и Кинер К-5 ; двигатель [ 26 ] [ 27 ] удлиненный нос для компенсации изменений веса и баланса; сертификат типа АТС-205; [ 27 ] 6 построено [ 26 ]
- Модель ДК-4000
- «Спидвинг» вариант К-4000 ; 1 построен [ 26 ]
- Модель Л-4000
- версия, созданная Авиаколледжем Паркса в 1941 году для модернизации модели 4000 , которую они использовали в качестве учебно-тренировочных, путем установки двигателей Lycoming R-680 -B4. Эти самолеты имели двойное управление, а их задние кабины были оснащены складными капотами для слепого полета. [ 26 ]
- Модель БМ-4000
- специальная версия почтового самолета, в которой передняя кабина заменена почтовым отделением, а хвостовой плавник измененной конструкции; [ 26 ] Двигатель Райт J-5 [ 23 ] [ 26 ] сертификат типа АТС-147; [ 28 ] [ 29 ] не менее 7 построено или переоборудовано [ 26 ]
- Модель Б9-4000
- версия с крылом типа E или типа B, [ 23 ] Двигатель Wright J-6-9 и выносная ходовая часть; [ 26 ] некоторые построены как одноместные; [ 30 ] некоторые позже были оснащены капотами NACA ; [ 26 ] номер одобрения 2-381; [ 30 ] [ 31 ] 7 построено или переоборудовано, [ 26 ] включая один от модели 4-D [ 32 ]
- Модель Д9-4000
- D-4000, модифицированный для Артура Гебеля для полетов на авиашоу; [ 26 ] спидвинги (или крылья с подрезанными иным образом), двигатель Райт J-6-9 и передняя кабина заменены химическим баком для производства дыма; [ 26 ] БМ-4000 установлен позже; Плавник в стиле [ 26 ] 1 преобразовано [ 26 ]
- Модель У-4000
- альтернативное обозначение модели 4-U [ 26 ]
- Модель W-4000
- версия с крылом типа А [ 23 ] и Warner R-420 ; двигатель [ 23 ] [ 33 ] номер одобрения 2-35 [ 20 ] [ 34 ] заменен сертификатом типа АТС-112; [ 35 ] [ 36 ] 27 зарегистрировано [ 33 ]
- Модель DW-4000
- Версия «спидвинг», преобразованная из прототипа W-4000 ; [ 33 ] двигатель Warner R-420; [ 23 ] [ 33 ] 1 преобразовано [ 33 ]
- Модель 4000-CAM
- альтернативное обозначение модели 8000 [ 32 ]
- Модель 4000-SH
- альтернативное обозначение модели 9000 [ 32 ]
- Модель 4000-Т
- экспериментальное крупное преобразование Curtiss из модели 4-D ; [ 32 ] новые крылья с автоматическими прорезями передней кромки, закрылками почти полного размаха и Танагера ; «плавающими элеронами» в стиле [ 32 ] 1 переоборудован, в свою очередь позже преобразован в модель D-4-D. [ 32 ]
- Модель 4-Д
- разработка модели В-4000 с крылом типа В, [ 32 ] Двигатель Райт J-6, [ 32 ] [ 37 ] и выносная ходовая часть; [ 32 ] сертификат типа АТС-254; [ 28 ] примеры включали два переоборудованных из модели BE-4000 . [ 32 ]
- Модель 4-П
- версия с двигателем ACE LA-1 и капотом NACA; [ 32 ] номер одобрения 2-160 [ 20 ] [ 21 ] заменен сертификатом типа АТС-280 [ 28 ]
- Модель 4-ПТ
- альтернативное обозначение модели 4-P [ 32 ]
- Модель 4-С
- экспериментальный стенд для рычажного двигателя Пауэлла ; 1 построен [ 38 ]
- Модель 4-У
- Общее обозначение ранних версий, переоборудованных Отто Тиммом для использования 7-цилиндровых радиальных двигателей Comet. [ 38 ]
- Модель Д-4-Д
- облегченная версия с крылом уменьшенного размаха, двигателем Wright J-6 и новой ходовой частью; [ 38 ] номер одобрения 2-178; [ 20 ] [ 39 ] 5 зарегистрировано, плюс еще 6 переоборудовано из других вариантов [ 38 ]
- Модель W-4-B
- специальная гоночная версия, разработанная Тедом А. Уэллсом ; значительно укороченные крылья, двигатель Wright J-5, а также новая конструкция ходовой части и межплоскостных стоек. 1 построен. [ 38 ]
- Модель Z-4-D
- специальная версия для опрыскивания с воздуха и самая тяжелая из всего семейства бипланов Travel Air; двигатель Райт J-6-9; 1 построен, плюс 1 переоборудован из модели 4000. [ 38 ]
Операторы
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]- Паркс Эйр Колледж
- эксплуатировал Модель 4000 для обучения транспортных пилотов. [ 40 ] Некоторые самолеты модифицированы двигателями Lycoming R-680 -B4. [ 26 ]
- Сан-Диего Эйр Сервис
- управлял W-4000 [ 35 ]
- Министерство сельского хозяйства США
- эксплуатировал Б-4000 [ 41 ]
- Министерство торговли США
- эксплуатировал Б-4000 [ 41 ]
Военный
[ редактировать ]- Перуанские ВВС
- эксплуатировал как минимум один Е-4000 [ 42 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]

Это неполный список сохранившихся образцов модели 4000 и ее подтипов, ограниченный самолетами, которые все еще используются в коммерческих целях, в музеях или каким-либо другим образом примечательны.
- строительный номер 374, регистрация NC4321 (действительна в 2024 году) [ 43 ] ). С 2024 года этот самолет использовался для живописных полетов над островами Сан-Хуан . [ 44 ]
- строительный номер 416, регистрационный номер N1004 (действителен в 2024 году) [ 45 ] ) в Музее полетов Средней Америки , Маунт-Плезант, Техас. [ 46 ] [ 47 ]
- строительный номер 475, регистрация NC2709 (действительна в 2024 году) [ 48 ] ) в Музее авиации Келча , Бродхед, Висконсин [ 49 ]
- строительный номер 766, регистрация NC6425 (действительна в 2024 году) [ 50 ] ), в коллекции Музея полетов Кавано в Аддисоне, штат Техас. [ 51 ] (закрыт на неопределенный срок с 1 января 2024 г.) [ 52 ] )
- строительный номер 850, регистрация NC9049 (действительна в 2024 году) [ 53 ] ) в Западном музее антикварных самолетов и автомобилей , Худ-Ривер, Орегон. [ 54 ]
- строительный номер 1059, регистрационный номер N9872 (действителен в 2024 году) [ 55 ] ). По состоянию на 2022 год это был самый старый самолет, который регулярно отслеживался службой отслеживания полетов Flightradar24 . [ 56 ]
- строительный номер 1151, регистрация CF-JLW (действительна в 2024 г.) [ 57 ] ) в Музее Рейнольдса , Ветаскивин, Канада. [ 58 ]
- строительный номер 1224, регистрация NC648H (действительна в 2024 г.) [ 59 ] ) в Музее авиации EAA , Ошкош, Висконсин. [ 60 ]
- строительный номер 1266, регистрационный номер NR671H (действителен в 2024 году) [ 61 ] ) в коллекции Музея женщин-пилотов «Девяносто девять» . [ 62 ] По состоянию на 2024 год передан в аренду Канзасскому музею авиации , Уичито, Канзас. [ 63 ]
- строительный номер 1295, регистрация NC367M (действительна в 2024 году) [ 64 ] ) и Музей наследия Бичкрафт , Таллахома, Теннесси. [ 65 ]
- строительный номер 1340, регистрация NC434N в Национальном музее авиации и космонавтики , Вашингтон, округ Колумбия. [ 10 ]
- строительный номер 1365, регистрация NC174V (действительна в 2024 году) [ 66 ] ) в Fantasy of Flight , Полк-Сити, Флорида. [ 67 ]
- строительный номер 1379, регистрация NC477N (действительна в 2024 г.) [ 68 ] ) в Транспортном музее Owls Head , Owls Head, Мэн [ 69 ]
Технические характеристики (Е-4000)
[ редактировать ]Данные Phillips 1994, стр. 102.
Общие характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Вместимость: 2 пассажира
- Длина: 24 фута 1 дюйм (7,34 м)
- Размах крыльев: 33 фута 0 дюймов (10,06 м)
- Площадь крыла: 289 кв. футов (26,8 м 2 )
- Пустой вес: 1640 фунтов (744 кг)
- Полная масса: 2700 фунтов (1225 кг)
- Силовая установка: 1 × Wright J- 6-5 9-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения мощностью 165 л.с. (123 кВт)
Производительность
- Максимальная скорость: 122 миль в час (196 км/ч, 106 узлов)
- Крейсерская скорость: 103 миль в час (166 км/ч, 90 узлов)
- Диапазон: 690 миль (1110 км, 600 миль)
- Практический потолок: 13 000 футов (4 000 м)
- Скорость набора высоты: 700 футов/мин (3,6 м/с)
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Тейлор 1993, стр. 856,865.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Пеллетье 1995, стр.32.
- ^ Филлипс 1994, стр. 91–92.
- ^ Перейти обратно: а б с Юптнер 1962а, стр.94.
- ^ Пеллетье 1995, стр.23.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Пеллетье 1995, стр.33.
- ^ Филлипс 1994, стр.91,93.
- ^ Перейти обратно: а б с д Филлипс 1994, стр.102.
- ^ Перейти обратно: а б с д Филлипс 1994, стр.99.
- ^ Перейти обратно: а б «Трэвел Эйр Д4Д»
- ^ Перейти обратно: а б Пеллетье, 1995, стр. 33–34.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Пеллетье 1995, стр.34.
- ^ Филлипс 1994, стр.95
- ^ Перейти обратно: а б Филлипс 1994, стр.98.
- ^ Юптнер 1962b, стр.139.
- ^ Юптнер 1962b, стр.135.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Филлипс 1994, стр.101.
- ^ Юптнер 1962b, стр.141.
- ^ Юптнер 1962b, стр.256.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Филлипс 1994, стр.89.
- ^ Перейти обратно: а б с Юптнер 1962d, стр.131.
- ^ Юптнер 1962d, стр.121.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Филлипс 1994, стр.94.
- ^ Юптнер 1962b, стр.188.
- ^ Юптнер 1962d, стр.143
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Пеллетье 1995, стр.35.
- ^ Перейти обратно: а б Филлипс 1994, стр.103.
- ^ Перейти обратно: а б с Филлипс 1994, стр.88.
- ^ Юптнер 1962b, стр.137.
- ^ Перейти обратно: а б Филлипс 1994, стр.90.
- ^ Юптнер 1962d, стр.167.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Пеллетье 1995, стр.37.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Пеллетье 1995, стр.36.
- ^ Юптнер 1962d, стр.112.
- ^ Перейти обратно: а б Юптнер 1962б, стр.35
- ^ Филлипс 1994, стр.104.
- ^ Филлипс 1994, стр.112.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Пеллетье 1995, стр.38.
- ^ Юптнер 1962d, стр.133
- ^ Юптнер 1962a, стр.95
- ^ Перейти обратно: а б Юптнер 1962b, стр.136.
- ^ Хагедорн 2006 стр.88
- ^ "Запрос на самолет" [4321]
- ^ "Волшебные туры на воздушном биплане Капитана Мака"
- ^ "Расследование самолета" [1004]
- ^ "Travel Air 4000 [Музей полетов Средней Америки]"
- ^ "1928 Curtiss-Wright Travel Air 4000 C/N 416"
- ^ "Запрос на самолет" [2709]
- ^ "1927 Travel Air 4000"
- ^ "Запрос на самолет" [6425]
- ^ "Самолет"
- ^ Салливан 2024
- ^ "Расследование самолета" [9049]
- ^ "Travel Air 4000 [Западный музей старинных самолетов и автомобилей]"
- ^ "Расследование самолета" [9872]
- ^ Ли, 2022 г.
- ^ "CCAR - Детали самолета"
- ^ Скааруп 2009, стр.450.
- ^ "Запрос на самолет" [648H]
- ^ "1929 Travel Air E-4000 - NC648H"
- ^ "Запрос на самолет" [671H]
- ^ "Путешествие Луизы Тейден"
- ^ "Внутренние экспонаты"
- ^ "Запрос на самолет" [367M]
- ^ "Приходские путешествия Air"
- ^ "Расследование самолета" [174V]
- ^ "1929 Travel Air 4000"
- ^ "Запрос на самолет" [477N]
- ^ "1930 Curtiss-Wright Travel Air D-4000 Speedwing"
Библиография
[ редактировать ]- «1927 Тревел Эйр 4000» . Музей авиации Кельха . Бродхед, Висконсин: Музей авиации Альфреда и Лоис Келч . Проверено 2 августа 2024 г.
- «1928 Curtiss-Wright Travel Air 4000 C/N 416» . ТВРФотография . Монтерей, Калифорния: TVRPhotography . Проверено 4 августа 2024 г.
- «1929 Тревел Эйр 4000» . Фантазия полета . Полк-Сити, Флорида: Фантазия полета . Проверено 2 августа 2024 г.
- «1929 Travel Air E-4000 — NC648H» . ЕАА . Ошкош, Висконсин: Ассоциация экспериментальных самолетов . Проверено 3 августа 2024 г.
- "Curtiss-Wright Travel Air D-4000 Speedwing, 1930 год" . Музей транспорта «Голова совы» . Голова Совы, Мэн: Музей транспорта Головы Совы . Проверено 2 августа 2024 г.
- «Самолет» . Музей полетов Кавано . Аддисон, Техас: Музей полетов Кавано. Архивировано из оригинала 5 декабря 2018 года . Проверено 2 августа 2024 г.
- «Запрос на самолет [1004]» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 2 августа 2024 г.
- «Запрос на самолет [174В]» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 2 августа 2024 г.
- «Запрос на самолет [2709]» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 2 августа 2024 г.
- «Запрос на самолет [367М]» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 4 августа 2024 г.
- «Запрос на самолет [4321]» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 3 августа 2024 г.
- «Запрос на самолет [477N]» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 2 августа 2024 г.
- «Запрос на самолет [6425]» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 2 августа 2024 г.
- «Запрос на самолет [648H]» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 3 августа 2024 г.
- «Запрос на самолет [671H]» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 4 августа 2024 г.
- «Запрос на самолет [9049]» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 2 августа 2024 г.
- «Запрос на самолет [9872]» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 2 августа 2024 г.
- «CCAR - Детали самолета» . Транспорт Канады . Проверено 2 августа 2024 г.
- Хагедорн, Дэн (2006). Латиноамериканские воздушные войны и авиация 1912–1969 гг . Кроуборо, Великобритания: Хикоки.
- «Внутренние экспонаты» . Канзасский музей авиации . Уичито, Канзас: Музей авиации Канзаса . Проверено 4 августа 2024 г.
- Юптнер, Джозеф П. (1962a). Гражданские самолеты США Vol. 1 (АТК 1-100) . Лос-Анджелес: Издательство Aero.
- Юптнер, Джозеф П. (1962b). Гражданские самолеты США Vol. 2 (АТЦ 101-200) . Лос-Анджелес: Издательство Aero.
- Юптнер, Джозеф П. (1962c). Гражданские самолеты США Vol. 3 (АТЦ 201-300) . Лос-Анджелес: Издательство Aero.
- Юптнер, Джозеф П. (1962d). Гражданские самолеты США Vol. 9 (АТЦ 801-817) . Лос-Анджелес: Издательство Aero.
- Ли, Габриэль. «Ничего, кроме номера? Объяснен возраст самолета» . Флайтрадар24 . Стокгольм: Flightradar24 . Проверено 3 августа 2024 г.
- «Путешествие Луизы Тэйден» . Музей женщин-пилотов «Девяносто девять» . Оклахома-Сити, Оклахома: Музей девяносто девяти женщин-пилотов . Проверено 4 августа 2024 г.
- «Приход Трэвэл Эйр» . Музей наследия Бичкрафта . Таллахома, Теннесси: Музей наследия Бичкрафта. Архивировано из оригинала 7 октября 2014 года . Проверено 4 августа 2024 г.
- Пеллетье, Ален Дж. (1995). Самолеты «Бук» и их предшественники . Лондон: Патнэм Аэронавтикал.
- Филлипс, Эдвард Х. (1994). Путешествие по воздуху: Крылья над прерией . Иган, Миннесота: Flying Books International.
- «Живописные воздушные туры» . Туры на бипланах Magic Air от Cap'n Mac . Истсаунд, Вашингтон . Проверено 3 августа 2024 г.
- Скааруп, Гарольд А. (2009). Канадские военные самолеты . Блумингтон, Индиана: iUniverse.
- Салливан, Коул. «Исторический музей полетов Аддисона объявляет о закрытии» . wfaa.com . Даллас, Техас: WFAA-TV . Проверено 2 августа 2024 г.
- Тейлор, Майкл Дж. Х. (1993). Энциклопедия авиации Джейн . Лондон: Студийные издания.
- «Трэвел Эйр 4000» . Музей полетов Средней Америки . Маунт-Плезант, Техас: Музей полетов Средней Америки . Проверено 4 августа 2024 г.
- «Трэвел Эйр 4000» . Западный музей антикварных самолетов и автомобилей . Худ-Ривер, Орегон: Западный музей антикварных самолетов и автомобилей . Проверено 2 августа 2024 г.
- «Трэвел Эйр Д4Д» . Национальный музей авиации и космонавтики . Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт . Проверено 3 августа 2024 г.