RWD 13
RWD-13 | |
---|---|
![]() RWD 13 в Польском авиационном музее | |
Общая информация | |
Тип | Туристический самолет |
Национальное происхождение | Польша |
Производитель | DWL Польша и Рогозар Югославия |
Дизайнер | RWD Team |
Основные пользователи | Польша |
Номер построен | примерно 100 |
История | |
Производится | 1935-1939 |
Дата введения | 1935 |
Первый полет | 15 января 1935 года |
Разработан из | RWD-9 |
RWD 13 был польским туристическим самолетом 1935 года , трехместного моноплана высокого крыла, разработанного командой RWD . Это был самый большой коммерческий успех RWD.
Разработка
[ редактировать ]RWD 13 был туристическим самолетом, разработанным на основе линии спортивных самолетов RWD 6 (победитель конкурса Shakes 1932 International Touring Aircraft) и RWD 9 (победитель Challenge 1934 ). [ 1 ] Он был спроектирован Станиславом Рогальски и Джери Древеки из команды RWD, на семинарах DWL ( Doświadczalne Warsztaty Lotnicze ) в Варшаве, для и порядок военизированной организации LOPP . Прототип был построен с использованием частей разбитого RWD 6 (первоначально он должен был быть обозначен RWD 6BI), но его конструкция была более похожа на более новый RWD 9 . Сначала он пролетел 15 января 1935 года (регистрация SP-AOA). Поскольку RWD 13 не должен был быть самолетом соревнования, основными отличиями от RWD 9 были: встроенный двигатель с более низкой выходной мощностью, а не радиальным двигателем и более простой механизацией крыла. У него все еще были преимущества, такие как короткий взлет и посадка и простота полета, с хорошей стабильностью. К 1939 году около 85 были произведены.

В 1937 году был построен вариант воздушной машины скорой помощи (прототип маркировки SP - RWD 13S BFN), с шардовым люком для носилок в фюзеляже. Также были разработаны аналогичный универсальный вариант RWD 13TS (или ST, или S/T), который мог быть преобразован из туристического самолета в машину скорой помощи путем удаления правого места. К 1939 году было сделано 15 RWD 13S, в том числе несколько RWD 13T. Развитие RWD 13 была пятиместной RWD 15 .
Лицензия была продана Югославии в 1938 году и сделала четыре RWD 13, а два RWD 13 были произведены в 1939 году Рогосарски . Все четыре RWD 13S были преобразованы в 1939 году в самолеты скорой помощи RWD 13S. [ 2 ]
Летающая копия RWD 13 строится в Польше (по состоянию на 2008 год).
Дизайн
[ редактировать ]Трехместная спортивная и туристическая напорная моноплан . смешанной конструкции Фузеляж металлической рамы, покрытый холстом , в секции двигателя с алюминиевыми листами. Прямоугольное крыло деревянной конструкции с двумя SPAR, покрытое холстом и фанерой спереди. Крылья сложены назад и были оснащены автоматическими планками . Consilever Empennage , покрытая фанерой (стабилизаторами) и холстом (руль и лифты). Закрытая каюта с тремя сиденьями: два передних сиденья, оснащенные двойными элементами управления, за ними на третьем сиденье и место для багажа. В салоне была пара дверей. В RWD 13 с на левой стороне было два сиденья и носилки справа. Одиночный двигатель спереди представлял собой 4-цилиндровый инвертированный прямой двигатель с воздушным охлаждением 130 л.с. Walter Major 4, Pzinż. Майор (лицензированный Walter Major), или De Havilland Gipsy Major . Пропеллер представлял собой деревянную деревянную часть с двумя лезвиями фиксированного шага. Помещение было обычным, с задним заносом. Топливные баки были в крыльях с мощностью 140 л. [ 1 ] Расход топлива самолета составлял 28 литров/час.
Оперативная история
[ редактировать ]Польша
[ редактировать ]Большинство RWD 13s использовались Польской гражданской авиацией, первоначально, польским аэроумическим клубом (они финансировались Министерством связи или военизированной организацией LOPP - Лига обороны Air и Anti -Gas). Три были использованы Министерством связи в качестве самолета коммунальных услуг, два были использованы польскими авиакомпаниями LOT , а некоторые были в руках частных владельцев и компаний.
Польский аэро -клубный самолет также использовался для спортивных полетов, участвующих в многочисленных международных конкурсах и митингах, занимая высокие места. , 4 -е, 6 -е и 7 -е место в туристическом конкурсе самолетов во время 4 -го международного воздушного собрания в в 1937 году. Среди прочего, они заняли 1 -е Цюрихе В ESCH, Люксембург в июле 1938 года (сам конкурс был выигран другим польским самолетом, LWS-2 ).

Большинство воздушных машин скорой помощи RWD 13S принадлежало польскому Красному Кресту , пяти, к польским воздушным силам , но они также несли гражданские маркировки. Несколько (по крайней мере, пять) RWD 13, не считая воздушных машин скорой помощи, были мобилизованы после начала Второй мировой войны и использовались в качестве самолета связи во время кампании по польской сентябрь . Некоторые самолеты были эвакуированы в соседние страны, некоторые были уничтожены или захвачены немцами.
Большинство польских RWD 13 были окрашены в красный цвет, с серебряной молнией, нарисованной на фюзеляже и серебряных крыльях. RWD 13S были окрашены в слоновую кость, с маркировкой Красного Креста , в то время как RWD 13T были окрашены в слоновую кость, с красной молнией на фюзеляже.
Только четыре RWD 13 были использованы в Польше после войны, которые были возвращены Румынией в 1947 году (в 1948 году польское коммунистическое правительство потеряло интерес ко всему пользу, оставшееся за границей). Они использовались до 1953-1955 годов, с регистрациями: SP-MSZ (принадлежащий Министерству иностранных дел, MSZ), SP-ARG, SP-ARH, SP-ARL. SP-ARL в настоящее время сохраняется в Польском авиационном музее в Кракове , с его предварительной регистрацией SP-BNU (ранее использовавшейся Plock Airlines Lot ).
Испания
[ редактировать ]Около 20 RWD было экспортировано до Второй мировой войны. Четверо были проданы в Испанию Сепьюви и использовались в качестве самолета связи Франко Авиационом Националом во время гражданской войны в Испании под названием Полака (числа: 30-1-30-4). После гражданской войны оставшиеся использовались в аэро клубах.
Бразилия
[ редактировать ]В 1937-1938 годах восемь RWD 13 были проданы в Бразилию и использовались там до 1960-х годов. Один из них все еще остается в воздушном состоянии (PT-LFY). [ 3 ]
Палестина/Израиль
[ редактировать ]
Два или три RWD 13 были проданы еврейским владельцам в Палестине. С образованием Авира Шерута , воздушной руки Хаганы , в ноябре 1947 года два были включены в его инвентарь. 17 декабря 1947 года один из них предпринял первую воздушную атаку с ручными гранатами и пистолетами, во время израильских стычек (ранее, 15 июня 1936 года, RWD 13 был первым самолетом, приземленным в Тель-Авиве ). Два RWD 13 были одними из первых самолетов недавно созданных израильских ВВС и использовались для связи и транспорта во время арабо-израильской войны 1948 года . [ 3 ]
Румыния
[ редактировать ]После начала Второй мировой войны 28 польских RWD 13 были эвакуированы в Румынию (23 RWD 13 и 5 RWD 13S). После падения Польши они были захвачены румынской гражданской и военной авиацией. После того, как Румыния присоединилась к войне на стороне Оси и приняла участие в атаке на СССР , RWD 13 были использованы воздушными силами в качестве самолета связи. Особенно известными были воздушные машины скорой помощи, использовавшиеся « Эскадрила Альбэ » (Белая эскадрилья), которую лежат женщинами. Двадцать один пережил войну, а остальные использовались в Румынии до 1950-х годов.
Другие страны
[ редактировать ]использовался один самолет В Эстонии . Два RWD 13, отправленные на мировую ярмарку , были проданы после вспышки войны в 1939 году и использовались в Соединенных Штатах (N20651 и N20652), где их структура была изменена лейтенантом Джозефом Малежки . [ 4 ] Три (или один) самолеты были проданы Йемену . Несколько RWD 13 были эвакуированы в Латвию , и они, вероятно, были позже захвачены Советами.
Операторы
[ редактировать ]Военные операторы
[ редактировать ]- Эстонские ВВС управляли одним RWD 13S, эвакуированным в сентябре 1939 года в Эстонию.
- Luftwaffe управлял захваченным самолетом.
- Шведские ВВС управляли одиночным RWD 13 (под обозначением TP 11 ), эвакуированные в Швецию в сентябре 1939 года.
- Югославские Королевские ВВС управляли югославским производством два RWD 13S и два RWD 13S.
Гражданские операторы
[ редактировать ]- В мае 1939 года президент Польши был назначен один RWD 13 (SP-BNY) от персидского наследника Мухаммеда Резы Пахлави в качестве свадебного подарка.
- Aviron Company управляла 2 или 3 RWD 13S (зарегистрированным как VQ-PAL и VQ-PAM) до 1948 года, когда два самолета были переданы Израильским ВВС .
- После войны бывший самолет ВВС использовался с гражданскими маркировками SE-AOF до 1951 года.
- Su Belgrade управлял 2 RWD 13 самолетами. [ 5 ]
Спецификации
[ редактировать ]
Данные из польского самолета 1893-1939 [ 6 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 или 2
- Емкость: 1 или 2 пассажира
- Длина: 7,85 м (25 футов 9 дюймов)
- Размах крыльев: 11,6 м (38 футов 1 дюйма)
- Высота: 2,05 м (6 футов 9 дюймов)
- Область крыла: 16 м 2 (170 кв. Футов)
- Аэродинамическая профиль : IAW-192 (PZL-DJ3) [ 7 ]
- Пустой вес: 530 кг (1168 фунтов)
- Вес валового веса: 890 кг (1962 фунта)
- Максимальный вес взлета: 930 кг (2050 фунтов)
- Топливная емкость: 140 л (37 США Гал; 31 IMP GAL) в корневых резервуарах крыла
- Силовая установка: 1 × Pzinż-Walter Major 4-цилиндровый инвертированный встроенный поршневой двигатель, 89–97 кВт (120–130 л.с.)
- или подобные двигатели, такие как Walter Major или De Havilland Gipsy Major I
- Пропеллеры: 2-го шлифов с деревянный винт с фиксированным пропелком
Производительность
- Максимальная скорость: 210 км/ч (130 миль в час, 110 кН) на уровне моря
- Скорость круиза: 180 км/ч (110 миль в час, 97 кН)
- Скорость приземления: 67 км/ч (42 миль в час; 36 кН)
- Диапазон: 900 км (560 миль, 490 нми)
- Потолок обслуживания: 4200 м (13 800 футов)
- Скорость подъема: 3,8 м/с (750 футов/мин) [ Цитация необходима ]
- Время до высоты: 1000 м (3300 футов) за 4 минуты 20 секунд
- Загрузка крыла: 55,6 кг/м 2 (11,4 фунта/кв.
- Мощность/масса : 0,109 кВт/кг (0,066 л.с./фунт)
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Шмидт, Хайнц А.Ф. (1968). Исторический самолет (на немецком языке). Берлин: Транспрессен VEB Verlag для трафика Вессен. п. 127
- ^ Петрович, Огниджан М. (3/2004.). «Военный самолет Королевства Шс / Югославия (Часть II: 1931 - 1941)» (в (Сербский)). Полет - рейс 3: 42-44. ISSN 1450-684X .
- ^ Jump up to: а беременный Стефаницки, Маки. «Самолет RWD в Бразилии, Израиле и США» . Планы . Архивировано из оригинала 9 июля 2007 года . Получено 30 октября 2019 года .
- ^ «Джозеф Малежки - военнослужащий Второй мировой войны - 82fg - эскадрилья» . www.82fg.org . Получено 30 октября 2019 года .
- ^ «Регистр гражданских самолетов - Югославия» . Получено 30 октября 2019 года .
- ^ Cynk, Jerzy B (1971). Польский самолет 1893-1939 . Путнэм. стр. 539-546 . ISBN 0-370-00085-4 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Получено 16 апреля 2019 года .
Библиография
[ редактировать ]- Аррес Серда, Хуан (декабрь 2001 г.). «Польские националистические авиационные самолеты: PWS-10 и RWD-13» [Польские самолеты националистических ВВС: PWS-10 и RWD-13]. Самолет: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (105): 38–43. ISSN 1243-8650 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Стекло, Анджедж (1977). Польские воздушные конструкции 1893–1939 (на лаке). Варшава: стр. 313–318.
- Петрович, Огниджан М. (2004). «Военный самолет Королевства Шс / Югославия (Часть II: 1931 - 1941)». Let - Flight (на сербском языке). 3 - {yu} - Белград: Музей Югославских ВВС: 42-44. ISSN 1450-684X .
Внешние ссылки
[ редактировать ]