Джон Моран (композитор)
Джон Моран | |
---|---|
![]() Рекламный кадр от Джона Морана... и его соседки Саори. | |
Рожденный | 1965 (58–59 лет) |
Гражданство | Американский |
Род занятий | оперного и музыкального театра Композитор |
Годы активности | 1988 – настоящее время |
Известный | Семья Мэнсона: Опера Книга мертвых (2-я авеню) Джон Моран... и его соседка Саори |
Джон Моран — американский композитор , хореограф и театральный художник. [ 1 ] Его называли «опеперным первопроходцем». [ 2 ] и его работы по-разному называют «нетрадиционными», [ 3 ] «инновационный», [ 4 ] и сложно классифицировать. [ 5 ] Его работы объединяют различные средства, включая записанную музыку, устную речь , хореографию и танец, пантомиму , синхронизацию губ и видео. [ 2 ] Кроме того, в его работах участвовал ряд исполнителей, в том числе актеры Ума Турман и Джулия Стайлз , а также певец Игги Поп и поэт Аллен Гинзберг . [ 1 ]
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Джон Моран родился в Линкольне , штат Небраска , в 1965 году. У него нет формального образования по композиции, и он фактически так и не окончил среднюю школу. Он безуспешно пытался учиться неофициально в Университете Небраски-Линкольна , где его отец был заместителем декана факультета искусств и наук. [ 4 ] Но он знал, что его тянет к композиции, и учитывая его опыт пения детских партий в операх. Когда в городе выступал ансамбль Филипа Гласса , Моран обзвонил все отели района Линкольна, пока не узнал, где остановился Гласс. По словам Гласса, «этот тощий ребенок подошел и дал мне кассету, как это делают все тощие дети с кассетами, и, хотите верьте, хотите нет, я слушаю их, по крайней мере бессистемно. И меня сразу поразило. .Это был прирожденный театральный деятель, даже в том возрасте, который был около 20". [ 4 ]
Он переехал в Нью-Йорк в 1988 году в возрасте 23 лет. [ 3 ] где он подружился и стал протеже композитора Филипа Гласса . [ 2 ] В том же году, в 1988 году, он дебютировал со своей первой оперой. [ 3 ]
Карьера
[ редактировать ]Начало карьеры: 1988–2000 гг.
[ редактировать ]Первая опера Морана, Джек Бенни! , был создан в 1988 году и полностью состоит из фрагментов звука из «Программа Джека Бенни» телесериала . Спектакль был поставлен в нью-йоркском экспериментальном театральном клубе La Mama , где его представила труппа Ridge Theater, и получила высокую оценку в таких изданиях, как The New York Times . [ 6 ] Хотя в то время эта работа считалась эталоном современной композиции, сама работа, как сообщается, была украдена во время ограбления квартиры в Нижнем Ист-Сайде и больше не была представлена. Есть много необычных анекдотов о жизни Морана в то время, в том числе о том, что он несколько лет жил «за диваном» Филипа Гласса после того, как появился на пороге композитора-старшего и объявил себя протеже Гласса. [ 7 ] Сам Гласс подтвердил подобные истории в нескольких интервью ( The Boston Globe , 1997 и The New York Times , 2000). [ 4 ]

поручил Морану В 1990 году Линкольн-центр исполнительских искусств создать свою вторую оперу «Семья Мэнсона: Опера» . [ 3 ] Запись оперы, в которой снялся Игги Поп , была спродюсирована Glass и выпущена на POINT Music /Philips/PolyGram Records.
Это было примерно в то время, когда Национальный фонд искусств (NEA) находился под пристальным вниманием Конгресса из-за финансирования, казалось бы, «непристойного» искусства, такого как » Андреса Серрано « Piss Christ «Моран» и «Семья Мэнсона: Опера» , а также . попал под перекрестный огонь полемики. [ 8 ] Хотя запись была практически сразу же отозвана родительским лейблом из-за нецензурной лексики и содержания (получила одну из первых в стране наклеек с предупреждением для родителей ). Это единственная представленная запись Морана, которая когда-либо публиковалась. В другом необычном анекдоте, касающемся ранней карьеры Морана, Чарльз Мэнсон , как считалось, взял на себя задачу послать письмо критику Wall Street Journal Марку Сведу, который опубликовал отрицательный обзор оперы.

В 1993 году опера-трилогия Морана « Каждый день Ньют Берман» («Трилогия циклического существования») дебютировала в большом пристройке La MaMa в Нью-Йорке и получила широкое признание критиков. [ 9 ] Благодаря опере Моран была удостоена премии Бесси . Моран также получил в 1995 году Фонда современного искусства премию для художников.
В 1995 и 1996 годах состоялась премьера его оперы «Мэтью в школе жизни» в зале «Кухня» в Нью-Йорке. [ 10 ] В произведении использовался вокал поэта Аллена Гинзберга и небольшая партия, озвученная актрисой Джулией Стайлз . Как исполнителя The New York Times сравнила Морана с такими фигурами, как Мерс Каннингем и Твайла Тарп . [ 11 ] и как композитор он получил премию Оби . В этих более поздних ранних работах Морана можно увидеть, как он расширяет работу с театральными иллюзиями и подробными спецификациями постановки произведений. При озвучивании этих событий он часто использовал дублированных исполнителей, играющих одну и ту же роль, чтобы имитировать эффект монтажа в кинематографическом стиле.
В конце этого периода, в 1997 году, состоялась премьера его версии «Кабинета доктора Калигари» в Американском репертуарном театре Гарварда . Что касается Калигари, The Boston Globe охарактеризовала Морана как «современного Моцарта», но сам Моран выразил недовольство постановкой, а также продюсером произведения Робертом Брустайном и его партнерами-представителями Ridge Theater. [ 12 ] что, очевидно, привело к напряженному и публичному расколу с группой. В статье New York Times 1998 года в следующем году Моран утверждал, что видел, как его постановочные и визуальные идеи были присвоены группой, хотя директор группы Боб МакГрат публично не указал ему в титрах. [ 12 ] Сама статья, возможно, пытаясь выступить в защиту МакГрата, ошибочно приписала МакГрату некоторые театральные приемы Морана (возможно, неосознанно). В статье были представлены другие точки зрения на эту тему из театрального мира Нью-Йорка того времени, но она явно ознаменовала конец десятилетия совместной постановки двух сторон.
2000–2005
[ редактировать ]
В 2000 году опера Морана «Книга мертвых» (2-я авеню) была заказана Линкольн-центром исполнительских искусств и спродюсирована Джорджем Вулфом для Нью-Йоркского Шекспировского фестиваля / Общественного театра в Нью-Йорке, а выступила актриса Ума Турман в роли произведения . рассказчик. Однако работа получила менее чем положительные отзывы, а в более поздних автобиографических произведениях сам Моран описывал постановку как «один из самых несчастных периодов в [его] жизни» из-за «чистой механической огромности всего этого». [ 7 ] Работа (также разработанная Мораном) получила премию American Theater Wing Design Award (теперь называемую The Hewes Award) в категории «Лучший театральный дизайн в Нью-Йорке (2000)».
Он переехал в Германию и повторно смонтировал свою работу «Каждый день, Ньют Бурман» в 2001 году в Государственном театре Дармштадта , где он, по-видимому, встретил немецкую танцовщицу Еву Мюллер, которая снялась в перемонтированной постановке. Вернувшись вместе в Америку, Моран начал создавать дуэтные произведения для себя и Мюллера. Что касается этих выступлений дуэта, журнал TimeOut написал, что Моран «подтвердил свою репутацию одной из самых важных (и недооцененных) фигур авангарда » . Также в это время, в 2003 году, цитировали слова Филипа Гласса : «Я убежден, что сегодня нет более важного композитора, чем Джон Моран. Его произведения настолько продвинуты, что их можно считать революционными». Однако, возможно, из-за неутешительных отзывов о его амбициозной работе 2000 года «Книга мертвых» (2-я авеню) , Моран, похоже, смирился с меньшими площадками. [ 7 ] такие как Galapagos Art Space в Бруклине и Joe's Pub в Нью-Йорке.
В 2004–2005 годах Моран проработал почти два года в качестве постоянного художника в Mairie de Paris («Город Париж»), однако композитор охарактеризовал эти годы как менее чем продуктивные времена. В более поздних интервью Моран рассказал, что похоронил остатки своих прежних работ вместе с танцовщицей Евой Мюллер под «популярной достопримечательностью» в Париже, чтобы туристы по незнанию фотографировали ее останки. [ 7 ] Если это правда, то, скорее всего, это будет район Монмартра , рядом со знаменитой базиликой Сакре-Кёр , где в то время проживал Моран.
В этот период Моран получил стипендии Американской академии искусств и литературы и ПЕН-клуба Америки . сообщила Но в 2006 году The New York Times , что Моран пережила период бездомности после возвращения в Америку в конце 2005 года. [ 3 ] сразу после создания своей высоко оцененной работы Джон Моран... и его соседка Саори с танцовщицей японского происхождения Саори Цукада. [ 13 ] [ 14 ]
Сотрудничество с Саори Цукада: 2005–2011 гг.
[ редактировать ]
В 2005 году Моран начала работать исключительно с танцовщицей японского происхождения Саори Цукада, которую в многочисленных обзорах описывали как исполнительницу необычайной точности и сценического присутствия. Говорили, что, увидев однажды днем Цукаду издалека на улице, композитор понял, что двое незнакомцев «предназначены» для совместной работы, и ждал ее возвращения во время отключения электроэнергии в 2003 году.
Похоже, это ознаменовало сдвиг в тематике Морана, который затем начал появляться в своих работах как он сам. [ 7 ] часто рассказывает очень личные истории о своей причудливой жизни и описывает (в художественном плане) «одержимость» своим тогдашним соседом Цукадой. Во многих статьях Цукаду называют «музой» Морана. [ 3 ] По описанию Цукады: «Если я дисциплинированная японская девушка, то он — образ того, кого люди считают замученным художником». [ 3 ] Их совместная работа под названием « Джон Моран… и его сосед Саори», похоже, сразу же имела успех у критиков.
В 2008 году Моран перенес свою карьеру, чтобы выступать почти исключительно перед европейской публикой, одновременно радикально изменив формат. В интервью Моран рассказывает, что отвернулся от крупномасштабных мультимедийных постановок, которыми он был известен на протяжении 1990-х годов, и вместо этого начал создавать интимные произведения, часто для одного или двух исполнителей, без каких-либо театральных постановок. [ 3 ] Его серия дуэтов под названием « Джон Моран… и его сосед Саори» — с танцовщицей и исполнительницей Саори Цукада — получила похвалу и гастроли по Европе на протяжении 2005–2011 годов. В 2007 году The New York Times охарактеризовала Морана и Цукаду как «одно из самых важных и инновационных совместных проектов года».
Помимо переезда своей работы в Европу примерно в 2007 году, Моран и Цукада в период с 2005 по 2010 год представили несколько музыкальных, танцевальных и театральных работ, во всех из которых Цукада и Моран изображали автобиографические изображения самих себя. [ 3 ] Их работы Джон Моран... и его сосед Саори за этот пятилетний период много гастролировали по Европе. В 2007 году газета The Guardian охарактеризовала это произведение как «произведение, в основе которого лежит гениальность». а The New York Times назвала их работу «одним из самых важных и инновационных танцевальных проектов года». Эти двое часто выступали на таких площадках, как Edinburgh Fringe , Dublin Fringe, Amsterdam Fringe, The Arches , Soho Theater в Лондоне, а также на других театральных площадках Великобритании, Германии, Израиля и Польши.
В 2010 году Моран и Цукада дебютировали со своей работой John Moran and Saori (в Таиланде) . В качестве кредита упоминалось совместное производство The Arches в Глазго, Шотландия, и Pumpenhaus в Мюнстере, Германия. Работа получила высокую оценку [ 15 ] на международном уровне и много гастролировал по Европе, Великобритании и США в 2010–2011 годах. Он был представлен на первом фестивале Days & Nights, организованном Филипом Глассом в Кармеле, Калифорния , в августе 2011 года. [ 16 ]
Другие работы Морана и Цукады включают « День рождения Саори!». (2007), созданный по заказу Performance Space 122 в Нью-Йорке, в котором помимо Цукады участвовали артисты-перформансы Джозеф Кеклер и Кэтрин Брук, а также несколько второстепенная работа под названием Zenith 5! который играл в The Spiegeltent в Нью-Йорке в 2006 году.
Сольные работы: 2012–2015 гг.
[ редактировать ]В 2012 году Моран представил сольную работу под названием « Этюды: Амстердам» — совместную постановку Mayfest Bristol (Англия), Spoleto Open (Италия) и Fringe Amsterdam (Нидерланды), которая в последующие годы много гастролировала по Европе. В 2017 году его опера 1990 года «Семья Мэнсон» получила новую постановку в Германии по заказу Центра европейских искусств Хеллерау (Дрезден) и Шаубюне Линденфельс (Лейпциг). [ 17 ]
В 2012 году Моран представил новую сольную работу (которая продолжила его портретную серию, начатую Джоном Мораном в Таиланде ) под названием « Джон Моран: Мошенник (Этюды: Амстердам») , позже переименованную в «Этюды: Амстердам» . Премьера произведения состоялась на фестивале Mayfest в Бристоле, Англия, в мае 2012 года, и с момента его премьеры он часто исполнялся на европейских площадках. Работа была описана как совместное производство Mayfest (Англия), Spoleto Open (Италия) и Fringe Amsterdam (Нидерланды). Он выиграл награду Best of Fringe на турнирах Spoleto Open (Сполето, Италия) и Amsterdam Fringe (Амстердам, Нидерланды) в 2012 году. [ 18 ]
В 2013 году Моран завершил трилогию сольных выступлений с песней «Прощай, Таиланд» («Портрет глаза») , третья часть была заказана Центром искусств Баттерси (BAC), Лондон, Англия, и Mayfest, Бристоль, Англия. Как сольный исполнитель Моран был описан журналом Venue Magazine (Великобритания) на его премьере; «Это почти сбивает с толку та легкость, с которой Моран, кажется, покидает свое тело, его собственная личность полностью исчезает, уступая место личности персонажа, которого он создает. Его язык тела, то, как двигаются его лицевые мышцы, и, конечно же, голос , каждый аспект человека плавно объединяется в мельчайшие детали изображения главных героев истории».
Критический прием
[ редактировать ]Такие издания, как The New York Times, называли Морана «одним из ведущих авангардов американского музыкального театра », а The Boston Globe писали: «Моран - современный Моцарт ». [ 19 ] В 2003 году Филип Гласс сказал: «Я убежден, что сегодня нет более важного композитора, чем Джон Моран». [ 18 ]
Моран дважды получал заказ на крупномасштабные произведения музыкального театра от Линкольн-центра исполнительских искусств (Нью-Йорк). [ 4 ] а также Американский репертуарный театр в Гарварде (Кембридж), Шекспировский фестиваль Джозефа Паппа / Нью-Йорк (Нью-Йорк), Центр искусств Баттерси (Лондон), Мэйфест (Бристоль) , The Arches (Глазго, Шотландия), Pumpenhaus Münster (Германия) , Центр европейских искусств Хеллерау (Германия) и другие. Он получил множество стипендий и наград, в том числе от ПЕН-Америки , Американской академии искусств и литературы и Фонда современного искусства . [ 1 ] Его работа «Книга мертвых» (2-я авеню) получила премию Генри Хьюза за дизайн в категории «Лучший театральный дизайн Нью-Йорка» в 2000 году, а также премию Village Voice Obie в 1995 году и несколько Best of Fringe . международных наград [ 1 ]
Кажется, это связано с весьма специфичным характером работ Морана: хотя они и были хорошо приняты, в целом они не увидели более широкой аудитории в коммерческом смысле. Эти работы, хотя критики часто восторженно описывают их, не могут служить фоном для других сценариев. Например, почти все работы наставника Морана, Гласса, могли бы в равной степени подойти в качестве фона к другой теме. Однако можно сказать, что работы Морана с самого начала создаются с необычайно конкретной целью. Возможно, невозможно оценить музыку Морана без наличия специфики, позволяющей ее понять. Возможно, благодаря этому записи творчества и партитур Морана можно найти, но они крайне редки. [ нужна ссылка ]
Композиционные приемы
[ редактировать ]Хотя большая часть работ Морана содержала то, что можно было бы назвать «традиционной» музыкой (или «подчеркиванием», которое часто имитирует оркестровые пассажи с помощью синтетических звуков), основной акцент в композиции для Морана всегда был настолько переплетен с конкретными действиями, называемыми ибо в повествовании произведения было бы невозможно отделить его композиции от действия и постановки, которым они были призваны соответствовать. Например, когда персонаж произведения идет идущим, шаги исполнителя, видимого на сцене, должны быть (тихими и) в точной синхронизации с записью (или, скорее, множеством записей) шагов персонажа в саундтрек к произведению. Точно так же голоса персонажей также были заранее записаны и, предположительно, отредактированы с такой же детализацией. Подобным же образом построена и обстановка его драматических сцен. Например, когда персонаж стоит или сидит на стуле, существует множество отдельных звуков (или «сэмплов», как их называют), которые конструируют событие, определяя не только действие, но и нюансы его специфики: так ли это? деревянный или металлический стул? Насколько тяжелый или легкий персонаж использует его? Какова природа или эмоция персонажа, когда он с ним взаимодействует? [ 20 ]
К большинству работ Морана прилагались карты постановки произведений, включая то, в каком месте на сцене происходит событие. Это было сделано для того, чтобы казалось, что звук(ы) исходит из того места, где артисты видны на сцене (т. е. слева, справа, близко или далеко). Ожидается, что исполнители в этих произведениях запомнят очень сложные последовательности действий, в которых каждое движение выполняется в точном соответствии с композицией. [ нужна ссылка ]
Структура
[ редактировать ]Под влиянием Филипа Гласса (а также других представителей минималистского жанра: Стива Райха , Терри Райли или Арво Пярта ) часто используется использование повторяющихся структур. Однако, выйдя за рамки музыки и применив постановку драматических событий, Моран стремился найти повторяющиеся события, изображенные с точностью, что (все больше и больше по ходу его постановок) требовало использования обученных специалистов. танцоры. Хотя произведения не исполняли то, что традиционно считалось танцем, для них требовались исполнители, которые могли выполнять свои движения настолько детально, чтобы точно воспроизводить повторяющиеся события. Некоторые утверждают, что работы Морана с самого начала были «танцем». [ 3 ] Однако ясно то, что в этих работах эти разные формы смешались до невиданной ранее степени. Их нельзя по праву назвать «оперой», их нельзя адекватно охарактеризовать как «танец», «театр» или какую-либо одну классификацию. Скорее, они представляют собой смешение этих форм в единое выражение. [ нужна ссылка ]
Темп и гармонические отношения
[ редактировать ]Во всех работах Морана можно обнаружить, что эти отредактированные события были тщательно отточены, чтобы особенности их внутренних ритмов соответствовали основному темпу. Другими словами (возвращаясь к примеру со стулом), если персонаж сидит, а затем стоит, то партитура не только выражает характер действий персонажа и обстановку, но и само событие строится как произведение музыка (т.е. нюансы деталей события находятся в общем темпе). Использование более традиционного подчеркивания служит цели определения этого темпа, а также определения или подчеркивания структурных закономерностей сцены. Эти события объединены не только темпом, но и гармоническим соотношением. Слышно, как отдельные элементы событий «настраиваются» (или тонко настраиваются), чтобы создать вместе гармоничные отношения, что снова частично подчеркивается подчеркиванием произведения. В этих произведениях все события представлены в виде музыки и хореографии. [ нужна ссылка ]
Таким образом, поскольку события составлены как музыка, но требуют точного физического исполнения со стороны живого исполнителя, и что вместе эти два слоя создают третий, театральный уровень, работы Морана объединили в себе музыкальные средства. танец и театр в едином выражении. [ нужна ссылка ]
Еще одна структурная техника, используемая Мораном в большинстве своих работ, - это техника, когда один исполнитель меняет персонажей в ритмических и повторяющихся последовательностях. Движения исполнителя должны «плавно переходить от одного персонажа к другому», поскольку они постоянно перемещаются через множество персонажей и ситуаций. Эффект подобен быстро меняющемуся обзору множества разных людей одновременно, каждый из которых находится в своем уникальном времени и ситуации, но каким-то образом объединен в своем общем опыте этой музыкальности. Среди множества примеров этой техники – соло третьего акта « Every Day Newt Burman» под названием «Маленький умственно отсталый мальчик» . [ нужна ссылка ]
Циклы
[ редактировать ]Еще одним структурным приемом, часто используемым Мораном, были циклы или циклы действий, в которых конец последовательности плавно переходит в ее начало. Похоже, это интересовало Морана во всех его работах. Благодаря тому, что звуки и события (т. е. сценическое действие) объединены общим темпом, использование в этих произведениях отдельных, но одновременных циклов может быть особенно ярким. Часто он использовал метод, при котором, казалось бы, отдельные события из разных моментов повествования произведения позже объединяются, чтобы показать сложный ритмический контрапункт друг другу в перекрывающихся циклах. Другими словами, каждая часть образует отдельный цикл звука и действия, и каждый цикл имеет разную длину, но оба имеют одинаковый темп и гармонические отношения . Таким образом, если эти аспекты являются общими, различные циклы могут начинаться в один и тот же момент, но затем продолжаться в течение длительных периодов времени, всегда оставаясь в ритмическом контрапункте друг другу, но в постоянном состоянии эволюции по мере развития процесса. Один из примеров таких перекрывающихся циклов можно найти в конце его оперы. Мэтью в Школе Жизни . И более интимный пример в заключении его камерной работы Джона Моран и Саори (в Таиланде) . [ нужна ссылка ]
Список работ
[ редактировать ]Среди его самых известных работ - Джек Бенни! , Семья Мэнсона: Опера , Каждый день Ньют Берман (Трилогия циклического существования) , Мэтью в школе жизни , Книга мертвых (2-я авеню) и Джон Моран... и его соседка Саори .
- The Taming Power of the Great (1986), альбом, выпущенный на кассете с Кристин Шляйф, ограниченным тиражом 100 копий. Включает материал, написанный в 1985 и 1986 годах, включая отрывки из двух опер («Смена времени года» и «Идиот») и короткую балладу («У моря»). Возможно, он был выпущен только в Линкольне, штат Небраска. [ 21 ]
- Джек Бенни! (1988–89) Музыкальный театр в 3-х действиях
- Семья Мэнсона: Опера (1990) Музыкальный театр в 3-х действиях / По заказу Линкольнского центра исполнительских искусств с участием Игги Попа . Также выпущен на компакт-диске в 1992 году.
- Больница (1991) Музыкальный театр по заказу « Мерил Владимер » для La MaMa.
- Дом (с привидениями) (1992) Музыкальный театр по заказу « Мерил Владимир » для клуба La MaMa.
- Каждый день Ньют Берман (Трилогия циклического существования) (1993) Музыкальный театр в 3-х действиях с участием Джулии Стайлз
- Знакомьтесь с саранчой (1993) / Point Music , неизданный, [ 22 ] с участием Аллена Гинзберга
- Мэтью в школе жизни (1995–96) Музыкальный театр в 4-х действиях с участием Аллена Гинзберга и Джулии Стайлз
- Кабинет доктора Калигари (1997) Музыкальный театр в 2-х действиях / по заказу ART в Гарвардском университете
- Книга мертвых (2-я авеню) (2000) Музыкальный театр в 3-х действиях / по заказу Линкольн-центра исполнительских искусств с участием Умы Турман
- Джон Моран с Евой Мюллер (2003) - Разнообразие представлений
- Bonne Nuit (2004) - По заказу театра Агитакт / Париж, Франция
- Озеро слез (Для Кэбелла) (2004) - Оркестр и компьютер / по заказу Musique Nouvelle en Liberte, Париж
- Джон Моран и его сосед Саори (2005) - Разнообразие представлений
- Зенит 5! (2006)
- День рождения Саори (2007) / по заказу Performance Space 122 , Нью-Йорк
- Джон Моран и Саори (В Таиланде) (2010) / по заказу Pumpenhaus, Münster и The Arches , Глазго, Шотландия
- Этюды: Амстердам (Мошенник) (2012) / По заказу Fringe Amsterdam, Нидерланды, Spoleto Open, Италия и Mayfest Bristol, Англия.
- Джон Моран: Прощай, Таиланд (Портрет глаза) (2013) / По заказу Центра искусств Баттерси, Лондон, Англия, и Мэйфест-Бристоль, Англия.
- каждый (2019) / По заказу Шаушпиля Лейпцига (Германия) и Хеллерау – Центра европейских искусств (Дрезден, Германия).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Джон Моран» . Фонд современного искусства . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Смит, Стив (26 июня 2011 г.). « Джон Моран + Саори: сотрудничество со скоростью 72 удара в минуту» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Курлас, Гия (29 августа 2006 г.). «От оперы к танцу: его новый стиль, без пота» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с д и Козинн, Аллан (19 ноября 2000 г.). «Инновационный? Конечно. Но что это такое?» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Хутера, Дональд (10 апреля 2008 г.). «Джон Моран и его соседка Саори в театре Сохо» . Санди Таймс . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Роквелл, Джон (30 сентября 1989 г.). «Из фрагментов Джека Бенни, квазиоперы» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б с д и Филд, Энди (7 апреля 2008 г.). «Беспорядочный человек: загадочное кабаре Джона Морана» . Хранитель . Лондон.
- ^ «Культовая любимая семья Мэнсона: опера получает захватывающую постановку» . Бродвейский мир . Проверено 28 марта 2021 г.
- ^ Росс, Алекс (22 марта 1994 г.). «Обзор классической музыки» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Холден, Стивен (6 октября 1995 г.). «Это еще не конец, пока робот не синхронизирует губы» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Роквелл, Джон (7 апреля 1991 г.). « Больница» от Protege Of Glass» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Jump up to: а б «Труппа в центре города наслаждается новой научно-фантастической оперой» . Нью-Йорк Таймс . 11 октября 1998 г.
- ^ Хутера, Дональд (10 апреля 2008 г.). «Джон Моран и его соседка Саори в театре Сохо W1» . Таймс . Лондон.
- ^ Гарднер, Лин (10 апреля 2008 г.). «Театральный обзор: Джон Моран и его сосед Саори / Сохо, Лондон» . Хранитель . Лондон.
- ^ «Джон Моран и его сосед Саори в Таиланде! | Амстердам Fringe 2010 | Fringe Review | Fringe Theater Reviews» . Граничный обзор. 02 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 г. Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ «Расписание на 2011 год» . Центр Филипа Гласса . Проверено 16 августа 2017 г.
- ^ «ХЕЛЛЕРАУ — Семья Мэнсона» . www.hellerau.org .
- ^ Jump up to: а б «Амстердамская культурная группа» . Встреча .
- ↑ Хартиган, Патти (23 февраля 1997 г.) «Заглянуть внутрь кабинета», The Boston Globe
- ^ Маколей, Аластер (11 января 2008 г.). «О дне рождения и ребенке на грани мима» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Джон Моран, Укрощающая сила великих , примечания на обложке
- ^ Моран, Джон. «Герберт, печальный клоун» . Саундклауд . Проверено 28 марта 2021 г.