Jump to content

Насо люди

(Перенаправлено с Терибеса )
Нос
Терибе
Местоположение людей Насо
Общая численность населения
3,005 [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
 Коста-Рика ,  Панама
Языки
Терибе , испанский [ 1 ]
Родственные этнические группы
Борука , Брибри

Народ Насо или Терибе (также Тьер Ди ) — коренной народ Панамы и Коста-Рики . В основном они живут на северо-западе Панамы в провинциях Бокас-дель-Торо и Насо-Тьер-ди-Комарка . К племени насо принадлежит около 3500 человек. Это одна из немногих индейских групп или племен, в которой продолжает существовать монархия .

Народ Насо (Терибе или Терраба) традиционно населял горные районы джунглей западного Бокас-дель-Торо, где они продолжают отождествлять себя с землями вдоль реки, которая стала известна в испаноязычном мире как Терибе или Тьер Ди в Насо. «Ди» означает «вода», а «Тьер» — их мифическая «Бабушка», наделенная Богом секретами ботанической медицины. [ 2 ] Еще три или четыре поколения назад народ Насо вел удивительно автономное существование. Рассредоточенные по своим кланам и усадьбам и географически изолированные от большей части мира, насо развивали и взращивали свою культурную самодостаточность посредством идиомы и института семьи. [ 3 ]

Терраба, или Терибе, — коренная группа в регионе Пунтаренас на юге Коста-Рики с богатым культурным наследием. Расположенные на площади около 34,7 квадратных миль (9000 гектаров) вдоль реки Терраба , Терраба выжили за пределами суши уже более 500 лет. Река под названием Гранде-де-Терраба — самая большая река в Коста-Рике, в провинции Пунтаренас, также известная как река «Дикис», что на их родном диалекте означает «великая вода». Значительная часть народа Терраба проживает на берегах указанной реки.

Терраба — воинственный народ, корни которого уходят корнями в доколумбовую цивилизацию Чирики, которая доминировала в Коста-Рике. Терраба имеют глубокие духовные отношения с землей и особенно с водой. Когда испанские конкистадоры прибыли в начале 1500-х годов, они обнаружили, что Коста-Рика — суровая страна с небольшим количеством ресурсов для эксплуатации. По сравнению с другими доколониальными цивилизациями, здесь было мало коренных жителей, которых можно было использовать в качестве рабочей силы.

Испанцы принесли католицизм и оспу , и многие племена не смогли пережить и то, и другое. Несмотря на испанское влияние, Терраба может проследить свою историю до конкретных событий еще в 1600-х годах. Терраба смогли сохранить свою культуру, традиции и язык, несмотря на испанскую оккупацию и католическое влияние. Они записали обширную устную историю, чтобы сохранить ее для будущих поколений.

На традиционном языке Терибе говорит лишь горстка людей в сообществе. Однако усилия по его восстановлению поддерживаются терибе из Панамы , еще одной группой, которая разделяет свою культуру и историю с террабами из Коста-Рики. Панамское сообщество смогло полностью сохранить родной язык и помогло небольшой общине Коста-Рики, отправив в этот район профессора для помощи в преподавании языка.

Историки не могут сказать, почему и как эти местные племена посетили остров Кокос . Однако Хейердал (1966) и Лайнс (1940) поддерживают старое заявление (Гонсало Фернандес де) Овьедо относительно таких ранних визитов. (Подробнее см. в разделе «Хронология».)

Работа Арройо (1966), вероятно, является лучшей лингвистической работой и словарем языка терраба, но могут существовать и более поздние публикации. Краткую библиографию по языку терраба можно найти в книге «Индийская лингвистика» библиотеки Ньюберри в коллекции Эдварда Э. Эйера, том 2.

Хронология

[ редактировать ]

1610

Терраба вместе с группами коренных народов Атеос, Вицеитас и Кабекарес участвовали в восстании, разрушившем Сантьяго Саламанки.

Испанцы писали об острове Кокос: «Там были найдены несколько идолов, вырезанных из камня». [ 4 ] Лайнс (1940) утверждал то же самое. То есть «там [на острове Кокос] были найдены некие идолы, высеченные из камня». Это указывает на визиты некоторых местных племен до (или в начале) колониальной эпохи. Археологические находки Хейердала (1966) подтверждают, что Галапагосские острова, находящиеся примерно на таком же расстоянии от континента, имели аналогичные посещения южноамериканских индейцев. Не исключено, что временная родина или базовый порт одного из племен находились в те десятилетия на Галапагосских островах .

Подробных данных о Террабе до 1697 года нет. Тогда они насчитывали от 500 до 2000 человек. Их мужчины описывались как обнаженные и отличающиеся от других коста-риканских племен своей славой как прилежные работники. Их смертельными врагами были чангенцы , упоминавшиеся в испанских документах как минимум с 1680 года и жившие на тихоокеанском побережье Коста-Рики. В 1708–1709 годах Терраба также жили на побережье Дикиса, позже названного «Гранде де Терраба». Они стали очень верными христианами. [ 5 ]

1710

Миссионеры во главе с Фраем Пабло де Ребуллидой и испанскими военными перевезли часть населения Террабы в юго-западный регион Коста-Рики, недалеко от Боруки и реки Терраба. Город Сан-Франциско-де-Терраба был основан в 1689 году. Позже его название было сокращено до Терраба.

1761

Северные индейцы напали на Сан-Франциско-де-Терраба, сожгли его, убили мужчин и взяли в плен женщин, через день после нападения на Кабагра , еще одну местную коренную группу. После резни в Террабе осталось всего 300 человек.

1845-1848

После сожжения церкви католические священники решили, что сокращение территории позволит сохранить и защитить население. Через несколько лет священники Полины прибыли, чтобы захватить общину Терраба, но принесли с собой оспу. Эпидемия уничтожила население.

1956-1977

Законодательство о создании и защите территорий коренных народов дало Террабе неотъемлемое право на их традиционные земли, использование их ресурсов и некоторую автономию в самоуправлении.

1970-е годы

Коста-Рика начала продвигать вырубку лесов, чтобы превратить их в сельскохозяйственные и пастбищные угодья. Большая часть леса Террабы была потеряна.

1982

Согласно новому закону о горнодобывающей промышленности, Терраба потеряли право владеть полезными ископаемыми, находящимися под землей на своей земле.

1999

Коста-Рика признала языки коренных народов в своей конституции .

2002

Общины коренных народов начали протестовать против проекта гидроэлектростанции Дикис, который тогда был известен как проект гидроэлектростанции Борука.

2004

Право собственности на территорию было изменено и сокращено без запроса Террабы, в результате чего территория была разбита на блоки.

2007

Работники проекта Дикис переехали в этот регион и приступили к работе, не посоветовавшись с сообществом Терраба.

2009

6 октября более 150 Терраба и другие прошли маршем по межамериканскому шоссе, требуя уважения их права на участие в принятии решений, касающихся их земель. Они прошли маршем до города Буэнос-Айрес , более чем в 8 милях (13 километрах) от территории Терраба. Сотрудники ICE снимали их на видео и кричали на них в Буэнос-Айресе, что вызвало конфронтацию, потребовавшую вмешательства полиции.

2011

Коста-риканский институт электроэнергетики ( Instituto Costarricense de Electricidad – ICE) вывез свое оборудование и приостановил работу на территории Террабы.

Экономика

[ редактировать ]

Насо, которые сейчас живут в провинции Бокас-дель-Торо, Панама, по большей части являются очень бедными фермерами, ведущими натуральное хозяйство и пополняющими свои заработки продажей сельскохозяйственной продукции (какао, апельсинов, бананов и т. д.), животных (свиней). , куры, утки и т. д.), лесоматериалы ( C ordia alliodora , Cedrela odorata и т. д.) и некоторые изделия ручной работы, которые они перевозят в относительно близлежащий город Чангвинола. (население 30 000 человек, два часа вниз по реке на плоту или каноэ). Хотя насо изолированы географически и принимают мало посетителей в своих общинах, они по большей части двуязычны (насо и испанский), носят западную одежду, и многие из них обратились в евангелические протестантские религии. [ 6 ] Филиалу в Коста-Рике удалось получить финансовую поддержку Организации Объединенных Наций для строительства туристических объектов, включая общежития/домики с водопроводом и благоустройства троп. [ 7 ]

Огромный научный, гидроэнергетический и экотуристический потенциал исконной территории народа насо привлек значительный международный и национальный интерес. Начиная с 1980-х годов правительство Панамы передало большие части региона в свою собственную систему охраняемых территорий ( Национальный лес Пало-Секо (BBPS) и Международный парк Ла-Амистад (PILA). В 2005 году были реализованы три крупных проекта по сохранению и развитию. Предлагая существенно реорганизовать местную деятельность по землепользованию, они включали новый закон о признании территориальных прав и юрисдикции НАСО в Национальной ассамблее Панамы , Всемирным банком. проект «Биологический коридор», финансируемый (CBMAP), способствующий устойчивому развитию общин коренных народов и охраняемых территорий, а также гидроэнергетический проект, спонсируемый колумбийской коммунальной компанией ( Empresas Públicas de Medellín ). [ 8 ]

В Коста-Рике землям Терраба угрожает проект строительства плотины Дикис, в результате которого будет затоплено 10 процентов земли, включая важные священные места, и что приведет к переселению примерно 600 представителей коренного населения насо, проживающих в стране. [ 9 ]

Политика

[ редактировать ]

Племенем управляет король. Наследование, согласно традиции, должно было следовать от короля к его брату, старшему сыну предыдущего короля. С 1980-х годов правопреемство осуществляется на основе голосования взрослого населения. Обычно, когда в сообществе чувствуется недовольство нынешним королем (или иногда королевой, например королевой Руфиной ), другой член королевской семьи может решить выставить свою кандидатуру на публичное голосование, чтобы посмотреть, смогут ли они заменить нынешний король. В 2004 году король Тито был свергнут после того, как он одобрил строительство гидроэлектростанции на реке Боньик , которая пересекает территорию Насо. Он был свергнут в ходе гражданского восстания в столице страны Сие Ллик и отправлен в ссылку. Его дядя теперь считается королем Насо большинством племени, хотя правительство Панамы еще не признало это положение дел.

Список королей

[ редактировать ]

Культура

[ редактировать ]

Терраба описывают себя как матриархальное сообщество. Они гордятся своим богатым сельским хозяйством и своей независимостью.

Большинство жителей Панамы говорят на родном языке, хотя большинство знает и испанский . Очень немногие племена насо придерживаются католицизма . Церковь адвентистов седьмого дня очень важна. Традиционный Бог — Сибо , верховный Бог и творец. Большинство насо живут в приподнятых деревянных домах с соломенной или оцинкованной крышей.

В Коста-Рике осталось мало носителей языка, в основном пожилые люди. Смешанные браки между группами Коста-Рики и Панамы привели к тому, что некоторые свободно говорящие люди стали жить на территориях Коста-Рики. В 2012 году сообщество Коста-Рики пригласило учителя из Панамы, чтобы вновь ввести язык в деревенские школы. [ 9 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б «Терибе». Этнолог. (получено 2 декабря 2011 г.)
  2. ^ Институт изучения священных традиций Абиа Яла, I. 2001. Рассказы Терибеса: Насога Лайвак. Том 7 . Священные тексты. Сан-Хосе, Чехия: Координационный фонд пастырства аборигенов.
  3. ^ Оплата 2009:18
  4. ^ Овьедо, 1959: 97.
  5. ^ Мелендес, 1978: 132-135.
  6. ^ Оплата 2009: 19-20.
  7. ^ iMedia, Илон ТурТерраба
  8. ^ Оплата 2009: 20-21.
  9. ^ Перейти обратно: а б iMedia, Илон. «Терраба» . Проверено 22 января 2013 г.
  10. 30 мая 2004 года Тито потерял вотум доверия, но по-прежнему претендует на титул короля. «Сводки новостей Панамы» . Архивировано из оригинала 14 августа 2006 г. Проверено 29 мая 2006 г.
  • Арройо, Виктор Мануэль. «Языки коренных народов Коста-Рики». Сан-Хосе: редакция Коста-Рики, 1966.
  • Илон iMedia. Терраба. http://terraba.org . По состоянию на 22 января 2013 г.
  • Хейердал, Тор. «Заметки о доевропейских кокосовых рощах на острове Кокос в (отчетах) Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в восточную часть Тихого океана», Vol. 2. Лондон: Джордж Аллен и Анвин Лтд., 1966.
  • Институт изучения священных традиций Абиа Яла, I. 2001. Повествования Терибеса: Насога Лайвак. Том 7 . Священные тексты. Сан-Хосе, Чехия: Координационный фонд пастырства аборигенов.
  • Лайнс, Дж. А. «Недавние археологические открытия показывают, что остров Кокос был заселен еще в доисторические времена». Сан-Хосе: Diario de Costa Rica, 12 мая 1940 г.
  • Мелендес, Карлос. «Коста-Рика: Земля и поселение в колонии». Сан-Хосе: редакция Коста-Рики, 1978.
  • Овьедо, Гонсало Фернандес де. «Общая и естественная история Индии», том V, в «Библиотеке испанских авторов». Мадрид, 1959 год.
  • Пеймент, Джейсон. 2009. Тигр и турбина: права коренных народов и управление ресурсами на территории Насо Панамы. ВДМ Верлаг . ISBN   978-3-639-14087-3 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a39e1dda36e585bfcfbe0f521a862329__1671883380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a3/29/a39e1dda36e585bfcfbe0f521a862329.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Naso people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)