Референдум о государственности Пуэрто-Рико 1998 г.
Референдум о политическом статусе Пуэрто-Рико состоялся 13 декабря 1998 года. [ 1 ] Избирателям был предоставлен выбор между государственностью, независимостью, свободной ассоциацией , территориальным содружеством или ни одним из предложенных вариантов. За последнее проголосовало большинство при явке 71,3%. [ 2 ]
В бюллетенях для голосования были перечислены пять альтернатив: «ограниченное самоуправление»; «свободная ассоциация»; "государственность"; «суверенитет»; и «ничего из вышеперечисленного». Споры возникли относительно определения каждого из вариантов голосования; и защитники Содружества, среди прочих, как сообщается, призывали проголосовать «ни за что из вышеперечисленного». Они утверждали, что определение Содружества, включенное в бюллетень для голосования, «не признало ни конституционную защиту, предоставляемую нашему американскому гражданству, ни тот факт, что отношения основаны на взаимном согласии Пуэрто-Рико и Соединенных Штатов». В конце концов, незначительное большинство избирателей на этом плебисците не выбрали «ничего из вышеперечисленного» (50,3%). [ 3 ]
Определение вариантов статуса
[ редактировать ]Политический климат, сложившийся после плебисцита 1998 года, отразил необходимость правильного определения вариантов статуса.
В своем Политический статус Пуэрто-Рико: варианты для Конгресса» за отчете « июнь 2011 года Исследовательская служба Конгресса заявляет, что «определения или, более конкретно, отсутствие определений вариантов политического статуса Пуэрто-Рико усугубляют сложность дебатов. " [ 4 ] В отчете говорится, что конституционные последствия трех вариантов статуса («новое содружество», государственность и независимость) были рассмотрены Министерством юстиции в ответ на запрос Конгресса. История дебатов, особенно плебисцита 1998 года, показывает, что в отсутствие конституционно действительных вариантов статуса и определений, приемлемых для Конгресса, дебаты по поводу статуса дают мало или вообще не дают окончательных результатов. Ниже приводится краткое изложение анализа вариантов на страницах 26 и 27 отчета:
- Содружество
- Вариант Содружества представляет собой продолжение нынешнего статуса Пуэрто-Рико. Территориальный пункт Конституции США наделяет Конгресс полномочиями по регулированию территорий. Статус Содружества Пуэрто-Рико основан на законодательных положениях и Конституции Пуэрто-Рико, которая установила республиканскую форму самоуправления. (Закон Пуэрто-Рико о федеральных отношениях, PL 81-600, 64, Закон 319). В соответствии с действующим федеральным законом жители Пуэрто-Рико пользуются гражданством США, но многие утверждают, что пуэрториканская идентичность отражает степень автономии, которая позволяет острову оставаться в некоторой степени отдельным от Соединенных Штатов, но оставаться частью них. В «Меморандуме для глав исполнительных департаментов и агентств» президента Джорджа Буша-старшего 1992 года отношения Содружества с Соединенными Штатами в отношении управления федеральными программами описывались следующим образом: «Поскольку степень конституционное самоуправление, численность населения и размер отличают его от других территорий, также находящихся под федеральной юрисдикцией в соответствии со статьей IV, раздел 3, пункт 2 Конституции, настоящим я направляю все федеральные департаменты, агентствам и должностным лицам, в той степени, в которой это соответствует Конституции и законам Соединенных Штатов, впредь относиться к Пуэрто-Рико в административном отношении, как если бы это был штат, за исключением случаев, когда это в отношении существующей федеральной программы или деятельности могло бы увеличит или уменьшит федеральные поступления или расходы или серьезно нарушит работу такой программы или деятельности». Некоторые поддерживают расширенный или «новый» статус Содружества и стремятся к изменениям в нынешних отношениях для увеличения автономии Пуэрто-Рико. Аспекты расширенного Содружества, рассмотренные, но отвергнутые Конгрессом в 1991 и 2001 годах, включали предоставление правительству Пуэрто-Рико полномочий удостоверять, что определенные федеральные законы не будут применимы к Содружеству, а также требование, чтобы президент консультировался с губернатором по поводу назначений на федеральные должности в Пуэрто. Рико, которые требуют одобрения Сената, признания постоянных отношений между Пуэрто-Рико и Соединенными Штатами, которые не могут быть изменены в одностороннем порядке, и установления экономических отношений с другими странами. Концепции, связанные с расширенным или новым содружеством, не были опубликованы в 2005 году, но бывший губернатор, как сообщается, добивался дополнительных суверенных полномочий, которые позволили бы правительственным чиновникам Пуэрто-Рико вести переговоры по международным соглашениям и устанавливать новые межправительственные финансовые отношения с федеральным правительством. Министерство юстиции (Письмо Рабена) установило, что некоторые аспекты предложения «Нового Содружества», описанные в документах платформы НДП, могут быть или являются: «конституционно неисполнимыми» или ошибочными (положения о взаимном согласии и делегирование полномочий), с неопределенной законностью ( установленное законом гражданство и международные соглашения) и, возможно, с учетом конституционных ограничений (полномочия постоянного комиссара). [ 4 ]
- Свободная ассоциация
- Этот вариант сделает Пуэрто-Рико суверенным государством, отдельным от Соединенных Штатов, но юридически связанным (на бессрочной основе) с ними. Как правило, свободной ассоциации будет предшествовать признание того, что Пуэрто-Рико является самоуправляемым суверенным государством, не являющимся частью Соединенных Штатов, поскольку договоры о свободной ассоциации являются юридическими документами между суверенными государствами. Свободная ассоциация может сопровождаться переходным периодом, в течение которого Соединенные Штаты будут продолжать управлять определенными услугами и оказывать помощь острову в течение периода времени, указанного в договоре. Свободная ассоциация может быть аннулирована в любое время любой страной. Переговоры о свободной ассоциации, скорее всего, решат вопросы торговли, обороны, валюты и экономической помощи. [ 4 ]
- Независимость
- Некоторые сторонники независимости утверждают, что культурная самобытность пуэрториканцев и другие факторы оправдывают независимость. Будучи жителями суверенного независимого государства, пуэрториканцы могли бы установить более тесные связи со странами Карибского бассейна, но, скорее всего, им придется выбирать между гражданством США или Пуэрто-Рико. Нынешнее неограниченное перемещение между Соединенными Штатами и островом может прекратиться, как и федеральные льготы (если не указано иное в соответствующем законодательстве). Пуэрто-Рико, как суверенное государство, будет развивать свою собственную экономику, форму правления и полную национальную идентичность. [ 4 ]
- Государственность
- Сторонники государственности утверждают, что жителям Пуэрто-Рико должны быть предоставлены все права и обязанности гражданства. Политическая стабильность, особенно как инструмент экономического развития, рассматривается некоторыми как одно из существенных преимуществ государственности. Как жители штата, пуэрториканцы будут иметь право на полное представительство в Конгрессе, будут облагаться подоходным налогом и будут иметь право на получение федеральной помощи, подобной той, которая предоставляется всем штатам. Оппоненты утверждают, что государственность приведет к утрате национальной идентичности. [ 4 ]
Результаты
[ редактировать ]Выбор | Голоса | % | |
---|---|---|---|
Государственность | 728,157 | 46.63 | |
Независимость | 39,838 | 2.55 | |
Свободная ассоциация | 4,536 | 0.29 | |
Территориальное Содружество | 993 | 0.06 | |
Ни один из вышеперечисленных | 787,900 | 50.46 | |
Общий | 1,561,424 | 100.00 | |
Действительные голоса | 1,561,424 | 99.69 | |
Недействительные/пустые голоса | 4,846 | 0.31 | |
Всего голосов | 1,566,270 | 100.00 | |
Зарегистрированные избиратели/явка | 2,197,824 | 71.26 | |
Источник: Нолен |
По муниципалитету
[ редактировать ]Муниципалитет | Ни один из вышеперечисленных | Государственность | Независимость | Свободная Ассоциация | Территориальное содружество | Нулевой | Пустой | Общий | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Голоса | % | Голоса | % | Голоса | % | Голоса | % | Голоса | % | Голоса | % | Голоса | % | ||
Лоиза | 3,950 | 41.6 | 5,286 | 55.7 | 215 | 2.3 | 16 | 0.2 | 8 | 0.1 | 12 | 0.1 | 11 | 0.1 | 9,498 |
Мока | 7,995 | 44 | 9,794 | 53.9 | 291 | 1.6 | 35 | 0.2 | 11 | 0.1 | 31 | 0.2 | 26 | 0.1 | 18,183 |
Марикао | 1,531 | 44.8 | 1,801 | 52.7 | 54 | 1.6 | 6 | 0.2 | 3 | 0.1 | 11 | 0.3 | 10 | 0.3 | 3,416 |
Вильяльба | 4,973 | 45.7 | 5,660 | 52.1 | 169 | 1.6 | 19 | 0.2 | 3 | 0 | 14 | 0.1 | 33 | 0.3 | 10,871 |
Агуадилья | 12,167 | 45.7 | 13,787 | 51.8 | 509 | 1.9 | 52 | 0.2 | 22 | 0.1 | 53 | 0.2 | 24 | 0.1 | 26,614 |
Гуайнабо | 18,332 | 44.9 | 20,935 | 51.3 | 1,190 | 2.9 | 204 | 0.5 | 40 | 0.1 | 69 | 0.2 | 32 | 0.1 | 40,802 |
Камни | 6,792 | 46.7 | 7,452 | 51.2 | 226 | 1.6 | 27 | 0.2 | 7 | 0 | 29 | 0.2 | 15 | 0.1 | 14,548 |
Прикрепил | 4,247 | 47 | 4,572 | 50.6 | 148 | 1.6 | 21 | 0.2 | 8 | 0.1 | 15 | 0.2 | 27 | 0.3 | 9,038 |
ламантин | 8,783 | 46.4 | 9,590 | 50.6 | 435 | 2.3 | 61 | 0.3 | 12 | 0.1 | 32 | 0.2 | 24 | 0.1 | 18,937 |
Флорида | 2,458 | 45.5 | 2,732 | 50.5 | 186 | 3.4 | 15 | 0.3 | 2 | 0 | 9 | 0.2 | 6 | 0.1 | 5,408 |
Сиалес | 4,580 | 47.7 | 4,820 | 50.2 | 146 | 1.5 | 12 | 0.1 | 2 | 0 | 13 | 0.1 | 21 | 0.2 | 9,594 |
Рио-Гранде | 8,546 | 47 | 9,100 | 50 | 409 | 2.2 | 55 | 0.3 | 16 | 0.1 | 43 | 0.2 | 22 | 0.1 | 18,191 |
Баямон | 43,912 | 47 | 46,435 | 49.7 | 2,488 | 2.7 | 320 | 0.3 | 56 | 0.1 | 174 | 0.2 | 80 | 0.1 | 93,465 |
Камуи | 8,190 | 48.2 | 8,442 | 49.7 | 254 | 1.5 | 34 | 0.2 | 9 | 0.1 | 30 | 0.2 | 32 | 0.2 | 16,991 |
Фахардо | 6,660 | 47.2 | 7,015 | 49.7 | 344 | 2.4 | 34 | 0.2 | 19 | 0.1 | 32 | 0.2 | 15 | 0.1 | 14,119 |
Сан-Лоренцо | 8,067 | 47.7 | 8,405 | 49.7 | 313 | 1.9 | 39 | 0.2 | 11 | 0.1 | 36 | 0.2 | 26 | 0.2 | 16,897 |
Обман | 7,762 | 45.8 | 8,377 | 49.5 | 687 | 4.1 | 50 | 0.3 | 8 | 0 | 36 | 0.2 | 17 | 0.1 | 16,937 |
Джаюя | 3,961 | 47.7 | 4,104 | 49.5 | 181 | 2.2 | 16 | 0.2 | 5 | 0.1 | 18 | 0.2 | 14 | 0.2 | 8,299 |
камыш | 6,555 | 47.9 | 6,769 | 49.5 | 271 | 2 | 20 | 0.1 | 10 | 0.1 | 27 | 0.2 | 19 | 0.1 | 13,671 |
Арройо | 4,058 | 47 | 4,261 | 49.3 | 266 | 3.1 | 14 | 0.2 | 6 | 0.1 | 20 | 0.2 | 11 | 0.1 | 8,636 |
Аресибо | 21,024 | 48.1 | 21,528 | 49.2 | 915 | 2.1 | 96 | 0.2 | 20 | 0 | 83 | 0.2 | 59 | 0.1 | 43,725 |
Утуадо | 7,688 | 48.7 | 7,757 | 49.2 | 248 | 1.6 | 25 | 0.2 | 7 | 0 | 34 | 0.2 | 21 | 0.1 | 15,780 |
Коросаль | 8,501 | 48.8 | 8,533 | 48.9 | 308 | 1.8 | 24 | 0.1 | 8 | 0 | 30 | 0.2 | 29 | 0.2 | 17,433 |
Катано | 6,052 | 48.2 | 6,124 | 48.7 | 303 | 2.4 | 43 | 0.3 | 7 | 0.1 | 24 | 0.2 | 14 | 0.1 | 12,567 |
Ороковис | 5,917 | 49.4 | 5,826 | 48.6 | 167 | 1.4 | 11 | 0.1 | 6 | 0.1 | 35 | 0.3 | 19 | 0.2 | 11,981 |
гуашь | 9,044 | 49 | 8,885 | 48.1 | 383 | 2.1 | 48 | 0.3 | 9 | 0 | 35 | 0.2 | 49 | 0.3 | 18,453 |
Хорошие воды | 5,989 | 47.6 | 6,037 | 48 | 491 | 3.9 | 30 | 0.2 | 2 | 0 | 17 | 0.1 | 15 | 0.1 | 12,581 |
Кебрадильяс | 6,095 | 49.3 | 5,934 | 48 | 273 | 2.2 | 29 | 0.2 | 3 | 0 | 23 | 0.2 | 11 | 0.1 | 12,368 |
Анаско | 6,632 | 50.2 | 6,334 | 47.9 | 186 | 1.4 | 28 | 0.2 | 3 | 0 | 19 | 0.1 | 17 | 0.1 | 13,219 |
Дома | 7,282 | 49.4 | 7,033 | 47.7 | 359 | 2.4 | 35 | 0.2 | 4 | 0 | 20 | 0.1 | 14 | 0.1 | 14,747 |
Горы | 2,838 | 48.3 | 2,805 | 47.7 | 197 | 3.4 | 9 | 0.2 | 6 | 0.1 | 10 | 0.2 | 10 | 0.2 | 5,875 |
Сейба | 2,782 | 49.9 | 2,647 | 47.5 | 107 | 1.9 | 15 | 0.3 | 5 | 0.1 | 10 | 0.2 | 10 | 0.2 | 5,576 |
Комерио | 5,099 | 49.7 | 4,869 | 47.5 | 249 | 2.4 | 14 | 0.1 | 2 | 0 | 12 | 0.1 | 10 | 0.1 | 10,255 |
Хуана Диас | 9,737 | 50.4 | 9,125 | 47.3 | 321 | 1.7 | 38 | 0.2 | 3 | 0 | 45 | 0.2 | 33 | 0.2 | 19,302 |
Тоа Альта | 10,353 | 49.8 | 9,794 | 47.2 | 511 | 2.5 | 55 | 0.3 | 7 | 0 | 41 | 0.2 | 11 | 0.1 | 20,772 |
Тоа Сталь | 17,324 | 49.5 | 16,496 | 47.1 | 958 | 2.7 | 99 | 0.3 | 24 | 0.1 | 74 | 0.2 | 29 | 0.1 | 35,004 |
Атилло | 8,888 | 50.7 | 8,220 | 46.9 | 326 | 1.9 | 42 | 0.2 | 9 | 0.1 | 20 | 0.1 | 19 | 0.1 | 17,524 |
Пенуэлас | 5,314 | 48.5 | 5,139 | 46.9 | 429 | 3.9 | 28 | 0.3 | 8 | 0.1 | 19 | 0.2 | 23 | 0.2 | 10,960 |
Барранкитас | 6,938 | 50.6 | 6,404 | 46.7 | 298 | 2.2 | 17 | 0.1 | 7 | 0.1 | 24 | 0.2 | 12 | 0.1 | 13,700 |
Каролина | 36,565 | 50 | 34,151 | 46.7 | 1,870 | 2.6 | 253 | 0.3 | 43 | 0.1 | 115 | 0.2 | 61 | 0.1 | 73,058 |
Лукильо | 4,029 | 50.7 | 3,699 | 46.6 | 158 | 2 | 33 | 0.4 | 2 | 0 | 12 | 0.2 | 9 | 0.1 | 7,942 |
Бакенбарды | 4,706 | 50 | 4,383 | 46.6 | 252 | 2.7 | 22 | 0.2 | 7 | 0.1 | 18 | 0.2 | 20 | 0.2 | 9,408 |
Сент-Джон | 82,427 | 49.4 | 77,537 | 46.5 | 5,490 | 3.3 | 871 | 0.5 | 135 | 0.1 | 309 | 0.2 | 135 | 0.1 | 166,904 |
Гурабо | 7,051 | 50.6 | 6,460 | 46.4 | 334 | 2.4 | 39 | 0.3 | 9 | 0.1 | 27 | 0.2 | 9 | 0.1 | 13,929 |
Изабела | 10,871 | 51.2 | 9,844 | 46.4 | 388 | 1.8 | 42 | 0.2 | 5 | 0 | 37 | 0.2 | 33 | 0.2 | 21,220 |
Гуаяма | 8,290 | 50.5 | 7,551 | 46 | 442 | 2.7 | 38 | 0.2 | 11 | 0.1 | 48 | 0.3 | 23 | 0.1 | 16,403 |
Ябукоа | 9,451 | 51.5 | 8,435 | 46 | 353 | 1.9 | 32 | 0.2 | 16 | 0.1 | 39 | 0.2 | 25 | 0.1 | 18,351 |
Он рухнул | 5,500 | 51.6 | 4,878 | 45.8 | 208 | 2 | 19 | 0.2 | 4 | 0 | 28 | 0.3 | 13 | 0.1 | 10,650 |
Понсе | 34,690 | 50.8 | 31,264 | 45.8 | 1,830 | 2.7 | 204 | 0.3 | 52 | 0.1 | 139 | 0.2 | 87 | 0.1 | 68,266 |
Коамо | 8,344 | 52.7 | 7,178 | 45.3 | 239 | 1.5 | 21 | 0.1 | 11 | 0.1 | 24 | 0.2 | 20 | 0.1 | 15,837 |
Марии | 2,805 | 52.4 | 2,411 | 45.1 | 105 | 2 | 6 | 0.1 | 1 | 0 | 8 | 0.1 | 12 | 0.2 | 5,348 |
Святой Герман | 8,605 | 52 | 7,432 | 44.9 | 375 | 2.3 | 63 | 0.4 | 17 | 0.1 | 38 | 0.2 | 27 | 0.2 | 16,557 |
Гуаника | 4,659 | 52 | 4,005 | 44.7 | 250 | 2.8 | 22 | 0.2 | 7 | 0.1 | 13 | 0.1 | 9 | 0.1 | 8,965 |
Моровис | 7,237 | 53.5 | 6,036 | 44.6 | 204 | 1.5 | 17 | 0.1 | 3 | 0 | 18 | 0.1 | 23 | 0.2 | 13,538 |
Кагуас | 30,388 | 52.3 | 25,582 | 44 | 1,787 | 3.1 | 190 | 0.3 | 40 | 0.1 | 116 | 0.2 | 46 | 0.1 | 58,149 |
Трухильо-Альто | 14,112 | 51.9 | 11,973 | 44 | 901 | 3.3 | 115 | 0.4 | 18 | 0.1 | 45 | 0.2 | 21 | 0.1 | 27,185 |
Барселонета | 5,552 | 54.1 | 4,501 | 43.9 | 151 | 1.5 | 12 | 0.1 | 3 | 0 | 24 | 0.2 | 11 | 0.1 | 10,254 |
Канованас | 8,405 | 53.1 | 6,945 | 43.9 | 352 | 2.2 | 45 | 0.3 | 9 | 0.1 | 47 | 0.3 | 15 | 0.1 | 15,818 |
Сан-Себастьян | 11,335 | 52.2 | 9,499 | 43.7 | 748 | 3.4 | 59 | 0.3 | 12 | 0.1 | 43 | 0.2 | 32 | 0.1 | 21,728 |
Вега Альта | 8,548 | 53.5 | 6,975 | 43.6 | 362 | 2.3 | 42 | 0.3 | 8 | 0.1 | 38 | 0.2 | 19 | 0.1 | 15,992 |
Вега Баха | 13,559 | 54 | 10,801 | 43 | 625 | 2.5 | 47 | 0.2 | 12 | 0 | 50 | 0.2 | 23 | 0.1 | 25,117 |
Яуко | 9,947 | 53.7 | 7,879 | 42.6 | 556 | 3 | 49 | 0.3 | 18 | 0.1 | 27 | 0.1 | 34 | 0.2 | 18,510 |
Маягуес | 22,611 | 53.9 | 17,847 | 42.5 | 1,191 | 2.8 | 141 | 0.3 | 27 | 0.1 | 96 | 0.2 | 49 | 0.1 | 41,962 |
Святая Елизавета | 4,786 | 54.9 | 3,702 | 42.5 | 170 | 2 | 21 | 0.2 | 5 | 0.1 | 6 | 0.1 | 21 | 0.2 | 8,711 |
Угол | 4,093 | 55.9 | 3,082 | 42.1 | 97 | 1.3 | 11 | 0.2 | 4 | 0.1 | 21 | 0.3 | 15 | 0.2 | 7,323 |
Кейи | 11,228 | 54.2 | 8,706 | 42 | 629 | 3 | 63 | 0.3 | 21 | 0.1 | 29 | 0.1 | 34 | 0.2 | 20,710 |
Муравейники | 4,407 | 54.2 | 3,408 | 41.9 | 268 | 3.3 | 19 | 0.2 | 7 | 0.1 | 12 | 0.1 | 16 | 0.2 | 8,137 |
Плиты | 6,450 | 56.1 | 4,750 | 41.3 | 238 | 2.1 | 24 | 0.2 | 9 | 0.1 | 15 | 0.1 | 18 | 0.2 | 11,504 |
Красный Мыс | 10,252 | 53.9 | 7,839 | 41.2 | 796 | 4.2 | 62 | 0.3 | 10 | 0.1 | 48 | 0.3 | 23 | 0.1 | 19,030 |
Умакао | 13,184 | 56.1 | 9,577 | 40.8 | 567 | 2.4 | 73 | 0.3 | 23 | 0.1 | 41 | 0.2 | 26 | 0.1 | 23,491 |
Гуаянилья | 5,411 | 55.3 | 3,934 | 40.2 | 378 | 3.9 | 16 | 0.2 | 3 | 0 | 24 | 0.2 | 24 | 0.2 | 9,790 |
Вьекес | 2,207 | 56.2 | 1,580 | 40.2 | 110 | 2.8 | 7 | 0.2 | 2 | 0.1 | 12 | 0.3 | 12 | 0.3 | 3,930 |
Салинас | 6,726 | 57.2 | 4,693 | 39.9 | 259 | 2.2 | 28 | 0.2 | 5 | 0 | 17 | 0.1 | 26 | 0.2 | 11,754 |
Дорадо | 8,547 | 57.2 | 5,887 | 39.4 | 426 | 2.9 | 27 | 0.2 | 13 | 0.1 | 34 | 0.2 | 10 | 0.1 | 14,944 |
Змея | 492 | 57 | 336 | 38.9 | 28 | 3.2 | 0 | 0 | 4 | 0.5 | 1 | 0.1 | 2 | 0.2 | 863 |
Наранхито | 8,924 | 59.4 | 5,749 | 38.3 | 298 | 2 | 18 | 0.1 | 8 | 0.1 | 19 | 0.1 | 12 | 0.1 | 15,028 |
Большая Саванна | 7,257 | 60.5 | 4,425 | 36.9 | 238 | 2 | 27 | 0.2 | 8 | 0.1 | 19 | 0.2 | 15 | 0.1 | 11,989 |
Айбонит | 7,233 | 60.1 | 4,396 | 36.5 | 354 | 2.9 | 22 | 0.2 | 3 | 0 | 20 | 0.2 | 10 | 0.1 | 12,038 |
Общий | 787,900 | 50.3 | 728,157 | 46.5 | 39,838 | 2.5 | 4,536 | 0.3 | 993 | 0.1 | 2,956 | 0.2 | 1,890 | 0.1 | 1,566,270 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нолен, Дитер (2005). Выборы в Америке: Справочник по данным . Том. I. ОУП Оксфорд. п. 552. ИСБН 978-0-19-928357-6 .
- ^ Гвозди, с. 555
- ^ Политический статус Пуэрто-Рико: варианты для Конгресса. страница 19.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Политический статус Пуэрто-Рико: варианты для Конгресса» (PDF) . Исследовательская служба Конгресса. 7 июня 2011 года . Проверено 14 августа 2011 г. , страницы 26 и 27.
{{cite web}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )