Jump to content

М. Висвесварая

Статья с расширенной защитой

М. Висвесварая
Вишвешварая, 40 лет.
19-й деван Майсура
В офисе
1912–1918
Монарх Кришна Раджа Вадияр IV
Предшественник Т. Ананда Рао
Преемник М. Кантарадж Урс
Личные данные
Рожденный
Мокшагундам Висвесварая

15 сентября 1861 г.
Мудденахалли , Королевство Майсур , Британская Индия
Умер 14.12.1962 (100 лет)
Бангалор , штат Майсур , Индия
(современная Карнатака , Индия)
Национальность Британская Индия (1861-1947)
Индия (1947–1962)
Альма-матер
Профессия Инженер-строитель и государственный деятель
Награды Бхарат Ратна (1955)

Сэр Мокшагундам Вишвесварая KCIE , FASc (Moːkśguṇam Viśveśvarayya; 15 сентября 1861 г. - 12/14 апреля 1962 г.), [1] [2] также известный по инициалам М.В. , был индийским инженером-строителем , администратором и государственным деятелем. [3] который служил 19-м деваном Майсура с 1912 по 1918 год. [4]

Висвесварая считается в Индии одним из выдающихся инженеров-строителей, чей день рождения, 15 сентября, ежегодно отмечается как День инженера в Индии, Шри-Ланке и Танзании . Его также часто называют «создателем современного Майсура ». [5] По данным «Праджавани» газеты на языке каннада , он также является самой популярной фигурой в южно-индийском штате Карнатака .

Висвесварая работал инженером-строителем в правительстве Британской Индии , а затем премьер-министром Королевства Майсур . За заслуги перед Британской Индией он был назначен CIE. [6] а позже посвящен в рыцари KCIE. [7] За заслуги перед Королевством Майсур и Республикой Индия он был награжден наградой Бхарата Ратна правительством Индии в 1955 году. [8]

Ранний период жизни

М. Висвесварая родился 15 сентября 1861 года в Мудденахалли , Королевство Майсур (в современном округе Чиккабаллапура , Карнатака) в говорящей на телугу семье Мокшагундама Шриниваса Шастри и Венкаталакшми. [9] Его предки родом из Мокшагундама, деревни на территории современного Андхра-Прадеша , и мигрировали в королевство за несколько лет до рождения Вишвешварайи. [10] [11] [12]

Висвесварая получил начальное образование в Бангалоре и получил степень бакалавра наук (BSc) в Мадрасском университете . Позже он учился в Инженерном колледже Пуны (тогда Научный колледж Бомбейского университета ) и получил диплом инженера, получив диплом в области гражданского строительства (DCE). [13] Именно здесь он помог основать и стать членом Деканского клуба и был его первым секретарем; он был хорошо знаком с прогрессивными деятелями Пуны , в том числе сэром Р.Г. Бхандаркаром , Гопалом Кришной Гокхале и судьей Махадевом Говиндом Ранаде , которые сыграли важную роль в создании клуба и были его членами. [14] [15]

Карьера

Висвесварая начал свою карьеру, работая в правительстве Британской Индии , работая в президентстве Бомбея и других британских колониях на Ближнем Востоке . Позже он работал в штате Хайдарабад . После выхода на пенсию он начал свою административную и государственную карьеру и продолжил карьеру инженера в Королевстве Майсур.

Инженерная карьера

Висвесварая стал помощником инженера в 1885 году в Департаменте общественных работ Бомбея при президентстве Бомбея .

В 1899 году Висвесварая был приглашен присоединиться к Индийской ирригационной комиссии, где он внедрил сложную систему орошения на плато Декан , а также разработал и запатентовал систему автоматических водосливных шлюзов, которые были впервые установлены в 1903 году на плотине Хадаквасла недалеко от Пуны . Эти ворота подняли уровень хранения в водохранилище до самого высокого уровня, который мог быть достигнут без какого-либо ущерба плотине. Основываясь на успехе этих ворот, такая же система была установлена ​​на плотине Тигра в Гвалиоре , а затем на плотине KRS в Майсуре , штат Карнатака. Позже он стал главным инженером плотины Лакшми Талав недалеко от Колхапура .

Примерно в 1906/1907 году правительство Британской Индии отправило Висвесвараю в британскую колонию Аден (современный Йемен ) для изучения систем водоснабжения и дренажа. Подготовленный им проект был успешно реализован в Адене. [16]

Решив добровольно уйти на пенсию в 1908 году, Вишвесварая отправился в зарубежное турне для изучения промышленно развитых стран. Затем в течение короткого периода он работал у Низама Османа Али Хана . Он был одним из главных инженеров системы защиты от наводнений города Хайдарабад. [17] который предложил меры по ликвидации последствий наводнения для города, которому постоянно угрожала река Муси . Он достиг статуса знаменитости, когда спроектировал систему защиты города от наводнений. Он сыграл важную роль в разработке системы защиты порта Висакхапатнам от морской эрозии. [18] Эта плотина создала самое большое водохранилище в Азии на момент ее постройки. [19]

В ноябре 1909 года по приглашению вице-президента Девана Мадхавы Рао Висвесварая присоединился к компании в качестве главного инженера штата Майсур . Он был главным инженером плотины KRS в Майсуре . Позже он также был председателем совета инженеров плотины Тунгабхадра в Хоспете , штат Карнатака .

Премьерство

назначил Вишвешвараю Деваном Майсура В 1912 году Махараджа Кришнараджа Вадияр IV . Он прослужил почти семь лет до 1918 года. [4] При поддержке махараджи Вишвешварая внес свой вклад в общее развитие Королевства Майсур.

Во время своего премьерства на посту Девана Висвесварая отвечал за основание фабрик и учреждений, финансируемых махараджей, в том числе Майсурского мыловаренного завода , Лаборатории паразитоидов, Майсурского металлургического завода в Бхадравати , Бангалорского политехнического института (ныне Политехнического института Шри Джаячамараджендры в Бангалоре), Бангалорского сельскохозяйственного института. Университет, Государственный банк Майсура , Century Club, Торговая палата Майсура (ныне Федерация торгово-промышленных палат штата Карнатака), Торговая палата Майсура Apex (ныне Палата Apex штата Карнатака) и множество других промышленных объектов. Бангалорская пресса также была основана во время его пребывания на посту Девана. Он также сыграл важную роль в основании Государственного инженерного колледжа (ныне Инженерный колледж Университета Висвесварая) в Бангалоре в 1917 году, одного из первых инженерных институтов в Индии. [20] Он ввел в эксплуатацию несколько новых железнодорожных линий на Майсурской железной дороге (ныне часть Юго-Западной Индийской железной дороги ).

Во время своего пребывания на посту Девана Висвесварая поощрял частные инвестиции в промышленность. Он сыграл важную роль в разработке плана строительства дороги между Тирумалой и Тирупати . [21] [22]

Вишвешварая дал технические советы по расположению моста Мокама через Гангу в Бихаре . На тот момент ему было более 90 лет. [23] [24]

График карьеры

  • Помощник инженера в Бомбее, 1885 г.; служил в Насике , Кхандеше (в основном в Дхуле ) и Пуне.
  • Услуги предоставлены муниципалитету Суккур, Синд, 1894 г.; спроектировал и выполнил гидротехнические работы для муниципалитета
  • Исполнительный инженер, Сурат, 1896 г.
  • Помощник главного инженера, Пуна, 1897–1899 гг.; посетил Китай и Японию , 1898 г.
  • Главный инженер по ирригации, Пуна, 1899 г.
  • Санитарный инженер, Бомбей, член Санитарного совета, 1901 год; дал показания перед Индийской ирригационной комиссией
  • Спроектировал и построил запатентованные им автоматические ворота для водохранилища на озере Файф; ввел новую систему орошения, известную как «Блочная система», 1903 г.; представлял правительство Бомбея в ирригационной комиссии Симлы, 1904 год; на особом дежурстве, 1905 г.
  • Старший инженер, 1907 г.; посетил Египет , Канаду , США и Россию , 1908 г.
  • Инженер-консультант штата Хайдарабад/Низам руководил и проводил инженерные работы на реке Муси; Хайдарабадское наводнение 1909 года
  • Уволен с британской службы, 1909 г.
  • Главный инженер и секретарь правительства Майсура, 1909 г.
  • Деван из Майсура, Департамент общественных работ и железных дорог, 1913 год.
  • Совет директоров Tata Steel , 1927–1955 гг. [25] [26] [27]

Награды и почести

Висвесварая на марке Индии 1960 года.

Висвесварая был назначен кавалером Ордена Индийской Империи (CIE) в 1911 году королем Эдуардом VII , когда он был главным инженером правительства Майсура. [6] В 1915 году, когда он был Деваном Майсурским, Висвесварая был посвящен в рыцари Ордена Индийской Империи (KCIE) королем Георгом V за его вклад в общественное благо. [7]

После обретения Индией независимости в 1955 году Вишвешварая получил Бхарат Ратну , высшую гражданскую награду Индии. [8] Он получил почетное членство от Института инженеров-строителей в Лондоне . [28] [29] стипендия Индийского института науки в Бангалоре и несколько почетных степеней, включая доктора наук. , доктор юридических наук , Д.Литт. из восьми университетов Индии. Он был президентом сессии Индийского научного конгресса 1923 года .

Признание

Висвесварая получила признание во многих областях, особенно в образовании и технике. Технологический университет Висвесварая в Белагави (к которому принадлежит большинство инженерных колледжей Карнатаки) был назван в его честь, а также такие известные колледжи, как Инженерный колледж Университета Висвесварая в Бангалоре; Технологический институт сэра М. Висвесварая , Бангалор; и Национальный технологический институт Висвесварая , Нагпур ; Visvesvaraya Hostel, IIT (BHU) Варанаси ; Промышленный и технологический музей Висвесварая , Бангалор.

, Инженерный колледж Пуны его альма-матер , воздвиг статую в честь Висвесварая. [30] две станции метро в Индии: одна в Бангалоре на фиолетовой линии ( Sir M. Visveshwaraya Station, Central College ), а другая в Дели на розовой линии ( Sir Vishweshwaraiah Moti Bagh ). В его честь названы [31] Железнодорожный терминал в Байяпанахалли в Бангалоре назван в его честь Терминалом сэра М. Висвесварая . [32]

15 сентября 2018 года в честь своего 157-летия со дня рождения сэр Висвесварая был удостоен дудла Google . [33]

Смерть

Самадхи . Вишвешварая в Мудденахалли

Висвесварая умер 12/14 апреля 1962 года в возрасте 100 лет.

Висвесварая был известен своей искренностью, умением распределять время и преданностью своему делу. Висвесварая был строгим лакто-вегетарианцем и никогда не ел мяса и яиц. [34] Он также был некурящим и трезвенником. [35]

Очень важной частью характера Висвесварая была его любовь к языку каннада . Он основал Каннада Паришат для улучшения Каннады. Он хотел, чтобы семинары для сторонников каннада были организованы и проводились прямо на каннаде. [36]

Мемориал в Мудденахалли

Национальный мемориальный фонд Висвесварая управляет мемориалом Висвесварая на месте его рождения в Мудденахалли. В мемориале представлены его награды, звания и личные вещи, в том числе его гостиная, очки, чашки, книги и блок , с помощью которого были напечатаны его визитные карточки. На выставке представлены модели плотины Кришна Раджа Сагар, которую Вишвесварая спроектировал и руководил строительством. Мемориал примыкает к его дому, который был отремонтирован и считается местными жителями святыней. [37] [38]

Работает

  • Висвесварая, М. (1920), Реконструкция Индии , PS King & son, ltd, OCLC   2430680
  • Висвесварая, М. (1936), Плановая экономика Индии , Бангалор: Bangalore Press, OCLC   19373044
  • Висвесварая, М. (1951), Воспоминания о моей трудовой жизни , Бангалор, OCLC   6459729 {{citation}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Висвесварая, Мокшагундам (1932), Безработица в Индии; его причины и лечение , Бангалор: The Bangalore Press, OCLC   14348788.
  • Висвесварая, Мокшагундам (1917), Речи , Бангалор: Правительство. Пресс, OCLC   6258388

Ссылки

  1. ^ Мудде, Рагги (10 декабря 2016 г.). «Сэр М. Висвесварая – выдающийся государственный деятель и выдающийся инженер» . Карнатака.com . Архивировано из оригинала 1 сентября 2022 года . Проверено 14 сентября 2022 г.
  2. ^ «Полная биография доктора М. Висвесварая» . PreserveArticles.com: Сохранение ваших статей на вечность . 30 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2022 г. . Проверено 14 сентября 2022 г.
  3. ^ «Мнение несентиментальный человек действия» . 14 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 14 сентября 2022 г. Проверено 16 сентября 2018 г.
  4. ^ Jump up to: а б «Диваны берут верх» . Индус . 15 августа 2002 г. Архивировано из оригинала 22 июня 2003 г.
  5. ^ Сен, Сиба Пада; Индия), Институт исторических исследований (Калькутта (1967). Индийская пресса: Сборник статей, представленных на четвертой ежегодной конференции института, Майсур, 1966. Институт исторических исследований.
  6. ^ Jump up to: а б «№28559» . Лондонская газета . 8 декабря 1911 г. с. 9363.
  7. ^ Jump up to: а б «№29180» . Лондонская газета (Приложение). 1 июня 1915 г. с. 5329.
  8. ^ Jump up to: а б «Справочник наград Падма (1954–2007)» (PDF) . Министерство внутренних дел. Архивировано из оригинала (PDF) 10 апреля 2009 года . Проверено 26 ноября 2010 г.
  9. ^ Икегаме, Ая (7 мая 2013 г.). Переосмысление княжеской Индии: историческая антропология Майсура с 1799 года по настоящее время . Рутледж. п. 86. ИСБН  978-1-136-23909-0 . Архивировано из оригинала 14 сентября 2022 года . Проверено 22 ноября 2020 г.
  10. ^ «Знаете, почему День инженеров связан с Карнатакой?» . Архивировано из оригинала 20 октября 2020 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
  11. ^ «Бьяппанахалли когда-то принадлежал предкам Вишвешвараи» . Архивировано из оригинала 1 октября 2020 года . Проверено 23 сентября 2020 г.
  12. ^ К., Смт. Бхарати (2012). М. Висвесварая . ООО "Книжный Дом Сапна (П)" ISBN  9788128017810 . Архивировано из оригинала 14 сентября 2022 года . Проверено 17 ноября 2021 г.
  13. ^ «День инженера: история ирландца, который построил Альма-матер Висвесварайи» . Проволока . Архивировано из оригинала 14 февраля 2022 года . Проверено 14 февраля 2022 г.
  14. ^ «Прогрессивный подход» . punemirror.com . 3 февраля 2018 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2022 г. Проверено 14 февраля 2022 г.
  15. ^ Мокшагундам, Висвесварая (1951). Воспоминания о моей трудовой жизни . G. Claridge & Co., Ltd., стр. 28–30.
  16. ^ Гупта, Джьоти Бхусан Дас, изд. (2007). Наука, технологии, империализм и война . История науки, философии и культуры в индийской цивилизации. Том. XV(1). Пирсон Лонгман. п. 247.
  17. ^ «Мокшагундам Висвесварая: инженер-модельер и ученый» . Индостан Таймс . 14 января 2020 года. Архивировано из оригинала 28 января 2020 года . Проверено 13 апреля 2020 г. .
  18. ^ «Услуги Висвесварая отозваны» . Индус . 16 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 10 мая 2011 г. . Проверено 21 марта 2011 г.
  19. ^ Хусейн, Дилдар (1966) Инженерный волшебник Индии , Институт инженеров (Индия); AP, Хайдарабад.
  20. ^ «Почему Индия празднует День инженеров в день рождения Висвесварайи» . Экономические времена . 15 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2018 г. Проверено 16 сентября 2018 г.
  21. Шри Венкатешвара Гхат Роуд, Тирупати, AP. Архивировано 7 февраля 2016 года в Wayback Machine.
  22. ^ «Дорога от Тирумалы до Тирупати-гата» . Ютуб . 10 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 9 августа 2017 года . Проверено 13 октября 2016 г.
  23. ^ Ранганатх, Д. (25 сентября 2010 г.). «Неподражаемое видение сэра» . Индус .
  24. ^ «ЖЕМЧУЖИНА КАРНАТАКИ» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2016 года . Проверено 16 сентября 2016 г.
  25. ^ Синха, Ариндам (23 сентября 2014 г.). «Как неустанный подход к исследованиям и разработкам привел Tata Steel к зениту» . Финансовый экспресс . Архивировано из оригинала 26 сентября 2015 года . Проверено 26 июля 2015 г.
  26. ^ «44-я лекция доктора Амита Чаттерджи, посвященная памяти сэра М. Висвесварая» (PDF) . Развитие инженерного дела в Индии в новом тысячелетии: сборник мемориальных лекций, прочитанных на индийских инженерных конгрессах (2001–2010 гг.) : 12–13. Декабрь 2012 г. Архивировано (PDF) из оригинала 17 марта 2016 г. Проверено 26 июля 2015 г.
  27. ^ Маханти, Субодх. «Самый знаменитый индийский инженер: Мокшагундам Висвесварая» . Научный портал Вигьян Прасар . Архивировано из оригинала 4 июня 2007 года . Проверено 26 июля 2015 г.
  28. ^ «Добро пожаловать в район Чикбаллапур – Висвесварая» . Chikballapur.nic.in. Архивировано из оригинала 20 сентября 2010 года . Проверено 11 августа 2010 г.
  29. ^ «Братство – Висвесварая, М.» Индийская академия наук. Архивировано из оригинала 6 марта 2018 года . Проверено 5 марта 2018 г.
  30. ^ «Празднование Дня инженера 2010» . Сегодня 24news . 15 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 5 апреля 2012 г. Проверено 28 октября 2011 г.
  31. ^ «В Дели появится станция метро имени сэра М. Висвесварая» . Индус . 6 августа 2018 года. Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 9 августа 2018 г.
  32. ^ Кидиёр, Сушит (14 июня 2022 г.). «Моди официально откроет терминал сэра М. Висвесварая 20 июня» . thehindu.com . Проверено 10 марта 2024 г.
  33. ^ «Дудл Google отмечает 157-летие со дня рождения инженера М. Висвесварая» . Время Индии . 15 сентября 2018 г. Архивировано из оригинала 25 октября 2018 г. Проверено 15 сентября 2018 г.
  34. ^ Атре, HVR (1990). Новая книга о Бхарата Ратне: Др. Биография М. Висвесварая . Майсурский экономический обзор. п. 81
  35. ^ Натх, Пандри. (1987). Мокшагундам Висвесварая: жизнь и творчество . Бхаратия Видья Бхаван. п. 110
  36. ^ Натх, Пандри (1987). Мокшагундам Висвесварая: жизнь и творчество . Бхаратия Видья Бхаван. стр. 37, 47, 49, 91. Архивировано из оригинала 12 января 2014 года . Проверено 12 октября 2016 г.
  37. ^ «Памятные вещи из клипа дают представление о гении» . ДНК Индии . 13 августа 2011 года. Архивировано из оригинала 9 марта 2012 года . Проверено 28 октября 2011 г.
  38. ^ Камат, Виджеш (8 сентября 2009 г.). «Для местных жителей дом Вивесварайи является местом поклонения» . Декан Вестник . Архивировано из оригинала 14 ноября 2012 года . Проверено 28 октября 2011 г.
Политические офисы
Предшественник Диван Майсура
(1912–1919)
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a4f96ef9e5f70670f089acc809112654__1721561220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a4/54/a4f96ef9e5f70670f089acc809112654.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
M. Visvesvaraya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)