Политика Мозамбика
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2009 г. ) |
![]() |
---|
![]() |
Политика в Мозамбике протекает в рамках полупрезидентской представительной демократической республики , при которой президент Мозамбика является главой государства и главой правительства в многопартийной системе . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Исполнительную власть осуществляет правительство. Законодательная власть принадлежит как правительству , так и Ассамблее Республики .
The Economist Intelligence Unit оценил Мозамбик как « авторитарный режим » в 2022 году. [ 4 ] [ нужно обновить ]
Политическая история до введения демократии
[ редактировать ]Последние 25 лет истории Мозамбика воплотили в себе политические события всего 20 века. Португальский колониализм рухнул в 1974 году после десятилетия вооруженной борьбы, которую первоначально возглавил в Америке получивший образование Эдуардо Мондлане , который был убит в 1969 году. Когда в 1975 году была провозглашена независимость, лидеры военной кампании ФРЕЛИМО быстро создали союзное однопартийное государство. в советский блок , устраняя политический плюрализм, религиозные образовательные учреждения и роль традиционных властей.
Португальскому населению Мозамбика было приказано покинуть страну в течение 24 часов по приказу Армандо Гебузы . В панике португальцы покинули страну на самолете, по дороге и по морю и были вынуждены оставить все свое имущество, вернувшись в Португалию, где они оказались в нищете и попали под насмешки европейских португальцев, которые считали свою реабилитацию бременем для скудных ресурсов страны. Они стали известны как «реторнадо» или беженцы. Многие португальцы покончили жизнь самоубийством.
Новое правительство предоставило убежище и поддержку южноафриканским ( АНК ) и зимбабвийским ( ZANU-PF ) партизанским движениям, в то время как правительства апартеида Южной Африки и Родезии поощряли и финансировали вооруженное повстанческое движение в центральном Мозамбике, называемое Мозамбикским национальным сопротивлением ( РЕНАМО ). Гражданская война , саботаж со стороны соседних государств и экономический коллапс характеризовали первое десятилетие независимости Мозамбика. Этот период также ознаменовал массовый исход португальских граждан, слабую инфраструктуру, национализацию и бесхозяйственность. На протяжении большей части гражданской войны правительство не могло осуществлять эффективный контроль за пределами городских территорий, многие из которых были отрезаны от столицы. По оценкам, один миллион мозамбикцев погиб во время гражданской войны, 1,7 миллиона нашли убежище в соседних штатах, а еще несколько миллионов были перемещены внутри страны. На третьем съезде партии ФРЕЛИМО в 1983 году президент Самора Машел признал провал социализма и необходимость крупных политических и экономических реформ. Его смерть вместе с несколькими советниками в результате подозрительной авиакатастрофы в 1986 году прервала прогресс.
Его преемник Хоаким Чиссано продолжил реформы и начал мирные переговоры с РЕНАМО. Новая конституция, принятая в 1990 году, предусматривала многопартийную политическую систему, рыночную экономику и свободные выборы. Гражданская война закончилась в октябре 1992 года Римским общим мирным соглашением .
К середине 1995 года более 1,7 миллиона мозамбикских беженцев, искавших убежища в соседних Малави , Зимбабве, Свазиленде , Замбии , Танзании и Южной Африке в результате войны и засухи, вернулись в рамках крупнейшей репатриации, наблюдавшейся в странах к югу от Сахары. Африка. Кроме того, еще около 4 миллионов внутренне перемещенных лиц вернулись в места своего происхождения.
Под руководством в миротворческих сил ООН ЮНОМОЗ Мозамбик вернулся мир. В 1994 году в стране прошли первые демократические выборы. Хоаким Чиссано был избран президентом с 53% голосов, а в Национальном собрании, состоящем из 250 членов, были проголосованы 129 депутатов ФРЕЛИМО, 112 депутатов РЕНАМО и 9 представителей трех более мелких партий, сформировавших Демократический союз (UD).
Исполнительная власть
[ редактировать ]Офис | Имя | Вечеринка | С |
---|---|---|---|
Президент | Филипе Ньюси | ФРЕЛИМО | 15 января 2015 г. |
премьер-министр | Карлос Агостиньо ду Росарио | ФРЕЛИМО | 17 января 2015 г. |
Конституция Мозамбика предусматривает, что президент Республики действует как глава государства, глава правительства, главнокомандующий вооруженными силами и как символ национального единства. [ 5 ] Он избирается прямым голосованием на пятилетний срок во втором туре голосования; Если ни один из кандидатов не наберет более половины голосов, поданных в первом туре голосования, будет проведен второй тур голосования, в котором примут участие только два кандидата, получившие наибольшее количество голосов в первом туре, в зависимости от того, какой из них Таким образом, кандидаты, получившие большинство голосов во втором туре, будут избраны президентом. [ 6 ] Премьер-министр назначается Президентом. В его функции входит созыв и председательство в Совете министров (кабинета), консультирование президента, содействие президенту в управлении страной и координация функций других министров. [ 7 ]
Законодательная власть
[ редактировать ]Ассамблея Республики ( Assembleia da República ) состоит из 250 членов, избираемых на пятилетний срок по пропорциональному представительству .
Политические партии и выборы
[ редактировать ]В 1994 году в стране прошли первые демократические выборы . Хоаким Чиссано был избран президентом с 53% голосов, а в Национальном собрании, состоящем из 250 членов, проголосовали 129 депутатов ФРЕЛИМО , 112 депутатов РЕНАМО и 9 представителей трех более мелких партий, сформировавших Демократический союз (UD). С момента своего создания в 1994 году Национальное собрание добилось прогресса в превращении в орган, все более независимый от исполнительной власти. К 1999 году более половины (53%) принятых законов было принято Ассамблеей.
После некоторых задержек в 1998 году страна провела первые местные выборы, чтобы обеспечить местное представительство и некоторые бюджетные полномочия на муниципальном уровне. Основная оппозиционная партия РЕНАМО бойкотировала местные выборы, ссылаясь на недостатки в процессе регистрации. Независимые списки участвовали в выборах и получили места в муниципальных собраниях. Явка была очень низкой.
После местных выборов 1998 года правительство решило больше учитывать процедурные проблемы оппозиции во втором туре многопартийных национальных выборов в 1999 году. Благодаря усилиям Национальной ассамблеи закон о выборах был переписан и принят консенсусом в декабре 1998 года. С июля по сентябрь 1999 года, финансируемая в основном международными донорами, была проведена очень успешная регистрация избирателей, в результате которой регистрационные карточки избирателей получили 85% потенциального избирателя (подробнее). более 7 миллионов избирателей).
Вторые всеобщие выборы прошли 3–5 декабря 1999 г. с высокой явкой избирателей . Международные и местные наблюдатели согласились, что процесс голосования был хорошо организован и прошел гладко. И оппозиция, и наблюдатели впоследствии указали на недостатки в процессе подведения итогов, которые, если бы они не произошли, могли бы изменить результат. В конце концов, однако, международные и внутренние наблюдатели пришли к выводу, что близкий результат голосования отражает волю народа.
Президент Чиссано выиграл президентский пост с перевесом в 4% над кандидатом от коалиции РЕНАМО-Избирательный союз Афонсу Длакама и начал свой пятилетний срок в январе 2000 года. ФРЕЛИМО увеличило свое большинство в Национальном собрании, получив 133 из 250 мест. Коалиция РЕНАМО-ЕС получила 116 мест, одно стало независимым, третьи партии не представлены.
Оппозиционная коалиция не признала результаты президентских выборов Национальной избирательной комиссии и подала официальную жалобу в Верховный суд. Через месяц после голосования суд отклонил иск оппозиции и признал результаты выборов действительными. Оппозиция не подавала жалоб на результаты законодательного голосования.
Вторые местные выборы, в которых приняли участие 33 муниципалитета с примерно 2,4 миллионами зарегистрированных избирателей, состоялись в ноябре 2003 года. Это был первый случай, когда ФРЕЛИМО, РЕНАМО-ЕС и независимые партии соревновались без значительного бойкота. Явка в 24% была значительно выше явки в 15% на первых муниципальных выборах. ФРЕЛИМО получил 28 постов мэра и большинство в 29 муниципальных ассамблеях, а РЕНАМО получило 5 постов мэра и большинство в 4 муниципальных ассамблеях. Голосование прошло организованно, без инцидентов с применением насилия. Однако период сразу после выборов был отмечен возражениями по поводу регистрации избирателей и кандидатов и подсчета голосов, а также призывами к большей прозрачности.

В мае 2004 года правительство одобрило новый закон о всеобщих выборах, содержащий новшества, основанные на опыте муниципальных выборов 2003 года.
Выборы президента и Национального собрания состоялись 1–2 декабря 2004 г. Кандидат от ФРЕЛИМО Армандо Гебуза победил, набрав 64% голосов избирателей. Его оппонент, Афонсу Длакама из РЕНАМО, получил 32% голосов избирателей. ФРЕЛИМО получил 160 мест в парламенте. Коалиция РЕНАМО и нескольких небольших партий получила оставшиеся 90 мест. Армандо Гебуза вступил в должность президента Мозамбика 2 февраля 2005 года.
Кандидат от правящего Фронта освобождения Мозамбика (Фрелимо) Филипе Ньюси является президентом Мозамбика с января 2015 года после победы на выборах в октябре 2014 года. [ 8 ] В октябре 2019 года президент Филипе Ньюси был переизбран после убедительной победы на всеобщих выборах . Фрелимо получил 184 места, Ренамо - 60 мест, а партия МДМ получила оставшиеся шесть мест в Национальном собрании. Оппозиция не приняла результаты из-за обвинений в мошенничестве и нарушениях. Фрелимо получил большинство в две трети в парламенте, что позволило Фрелимо внести изменения в конституцию без согласия оппозиции. [ 9 ]
Судебная власть
[ редактировать ]Судебная власть состоит из Верховного суда и провинциальных, окружных и муниципальных судов.
Административное деление
[ редактировать ]Мозамбик разделен на 10 провинций (provincias, единственное число — provincia); Кабо-Дельгадо, Газа, Иньямбане, Маника, Мапуту, Нампула, Ньяса, Софала, Тете, Замбезия
Участие международных организаций
[ редактировать ]Мозамбик является членом АКП , АфБР , Содружества , СПЯС , ЭКА , ФАО , G-77 , МБРР , ИКАО , ICCt (подписавшая сторона), ICFTU , ICRM , IDA , IDB , IFAD , IFC , IFRCS , IHO , ILO , МВФ. , ИМО , Интерпол , МОК , МОМ (наблюдатель), ИСО (корреспондент), МСЭ , МООНДРК , ДН , ОАЕ , ОИК , ОЗХО , САДК , ООН , ЮНКТАД , ЮНЕСКО , УВКБ ООН , ЮНИДО , МООНПВТ , ВПС , ВТО , ВФП , ВОЗ , ВОИС , ВМО , ВТОО и ВТРО
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нето, Октавио Аморим; Лобо, Марина Коста (2010). «Между конституционной диффузией и местной политикой: полупрезидентство в португалоязычных странах». Сеть исследований социальных наук . ССНН 1644026 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Шугарт, Мэтью Соберг (сентябрь 2005 г.). «Полупрезидентские системы: модели двойной исполнительной и смешанной власти» (PDF) . Высшая школа международных отношений и тихоокеанских исследований . США: Калифорнийский университет, Сан-Диего. Архивировано из оригинала (PDF) 19 августа 2008 года . Проверено 20 августа 2016 г.
- ^ Шугарт, Мэтью Соберг (декабрь 2005 г.). «Полупрезидентские системы: модели двойной исполнительной и смешанной власти» (PDF) . Французская политика . 3 (3): 323–351. дои : 10.1057/palgrave.fp.8200087 . S2CID 73642272 . Проверено 20 августа 2016 г.
Из современных случаев только четыре предоставляют большинству собрания неограниченное право вотума недоверия, и из них только два предоставляют президенту неограниченные полномочия по назначению премьер-министра. Эти две страны, Мозамбик и Намибия, а также Веймарская республика, таким образом, наиболее близко напоминают структуру власти, изображенную на правой панели рисунка 3, благодаря чему двойная подотчетность кабинета министров как президенту, так и ассамблее максимизируется.
- ^ Индекс демократии 2023: эпоха конфликтов (PDF) . Economist Intelligence Unit (Отчет). 2024. Архивировано (PDF) из оригинала 9 июня 2024 года . Проверено 22 июля 2024 г.
- ^ Конституция Мозамбика , статья 117: «1. Президент Республики является главой государства, олицетворяющим национальное единство, представляющим нацию внутри страны и на международном уровне и контролирующим правильную работу государственных органов.
2. Глава государства является гарантом Конституции.
3. Президент Республики является главой Правительства.
4. Президент Республики является главнокомандующим вооруженными силами и силами безопасности». - ^ Конституция Мозамбика , статья 119: «1. Кандидат, набравший более половины поданных голосов, избирается Президентом Республики.
2. Если ни один кандидат не наберет необходимого большинства, проводится повторное голосование между двумя кандидатами, получившими наибольшее количество голосов». - ^ Конституция Мозамбика , статьи 150, 154 и 155.
- ^ «Профиль Мозамбика — Лидеры» . Новости Би-би-си . 15 января 2015 г.
- ^ «Мозамбик: Президент Филипе Ньюси переизбран с убедительной победой | DW | 27.10.2019» . Немецкая волна .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хэнлон, Джозеф и Тереза Смарт. Соответствуют ли велосипеды развитию в Мозамбике? Издательство Джеймса Карри, 2008.
- Мэннинг КЛ. Политика мира в Мозамбике: постконфликтная демократизация, 1992-2000 гг. Издательская группа Гринвуд; 2002.
- Ньюитт, доктор медицинских наук. История Мозамбика. Издательство Университета Индианы; 1995.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Значительные перемены» Децентрализация и участие общественности в Мозамбике.