Страдания Бога
![]() |
«Страдания Божьи: перспектива Ветхого Завета» — это книга исследователя Ветхого Завета Теренса Э. Фретхайма . В 1984 году оно появилось под номером 14 в серии «Увертюры к библейскому богословию», опубликованной издательством Fortress Press .
Резюме и обзор
[ редактировать ]Большинство христиан считают, что воплощение Бога — это исключительно идея Нового Завета , но в книге «Страдания Божьи: перспектива Ветхого Завета» Теренс Э. Фретхайм утверждает, что воплощение всегда было стандартным методом взаимодействия Бога с человечеством. Через экзегезу, литературный и философский подход к Священному Писанию Фретхайм приближает неуловимого Бога Ветхого Завета . Действительно, автор стремится сбалансировать общепринятые образы Бога как гневного судьи или холодного законодателя с образом Бога в отношениях с человечеством. По мнению Фретхайма, Бог страдает, потому что Он полностью и тесно связал Себя по отношению к сотворенному миру, особенно Своему народу Израилю .
Фретхейм защищает свою диссертацию, утверждая, что « метафоры имеют значение», и апеллируя к библейским образам имманентного божества . Для него наиболее значимые метафоры Бога в Ветхом Завете антропоморфны . Если человек создан по образу Божьему , утверждает он, то у нас есть «разрешение повернуть процесс вспять и, глядя на человека, узнать, каков Бог» (стр. 11). Человеческая метафора представлена как доминирующее выражение природы и характера Бога. Автор говорит, что многие аспекты человечества не подходят для описания Бога. Сексуальность , смерть , греховность и т. д. — это аспекты человеческой природы, которые не следует приписывать Богу. Эти «безбожные» аспекты человечества побудили некоторых христиан сразу отвергнуть антропоморфные описания Бога, но Фретхайм утверждает, что человеческая метафора настолько распространена и уместна, что действует как своего рода руководство, направляя читателя на правильный путь. понимать все нечеловеческие метафоры.
По мнению Фретхейма, человеческой метафорой долгое время пренебрегали, но он рассматривает феминистскую теологию , теологию освобождения / Черную теологию и теологическую реакцию на катастрофические события двадцатого века как положительные ответы на это пренебрежение. Проблема, говорит он, в том, что слишком много богословов занимаются собственной экзегезой и привносят в текст идеи, которые невозможно поддержать. Он утверждает, что ученые-библеисты , предвзятые в своей теологии, в значительной степени игнорировали тексты, касающиеся покаяния Бога , преуменьшали значение антропоморфических описаний Бога и неправильно понимали вопросы, касающиеся божественного предвидения . Фретхайм считает, что непредвзятый взгляд будет более плюралистическим и более склонным включать реляционные аспекты ветхозаветного Бога.
Краткое содержание
[ редактировать ]Первая традиционная точка зрения, которую Фретхайм пытается подорвать или, точнее, сбалансировать, — это идея божественной трансцендентности . Он утверждает, что в Священных Писаниях присутствуют как монархические, так и организмические взгляды, но организмический, имманентный доминирует образ. Эти «отношения взаимности» (стр. 35) между Богом и миром лежат в основе всех выводов Фретгейма. Бог влияет и находится под влиянием мира, который Он создал, и эти отношения являются ключом к пониманию того, каким Богом Он является.
Вторая широко распространенная позиция, которую оспаривает Фретхайм, – это доктрина божественного всеведения . (глава 4) Фретхайм использует основательную библейскую экзегезу, чтобы убедительно опровергнуть точку зрения (по крайней мере, в Ветхом Завете), которая классифицирует всеведение как одну из фундаментальных характеристик Бога. Он считает, что божественное предвидение ограничено из-за отношений Бога с творением. Нет сомнения, говорит он, что Бог всегда знает, что Он будет делать в будущем, но Он не всегда знает, что будут делать свободные моральные агенты вне Него. По мнению Фретхайма, широкое использование таких слов, как «возможно» и «если» в божественной речи, указывает на отсутствие уверенности в Божьем разуме относительно будущего. Сделка Бога с Авраамом по поводу Содома является прекрасным примером того, что Божий разум открыт для изменений в зависимости от непредвиденных действий людей. Вопрос предвидения не представляется сложным или трудным. Вместо этого Фретхейм быстро излагает свои аргументы и менее чем на пятнадцати страницах переходит к рассмотрению проблемы Присутствие Бога в мире. (глава 5) Признавая, что Бог везде и всегда в структурном или общем присутствии, Фретхайм описывает то, что он называет «интенсификацией божественного присутствия». На эту интенсивность присутствия люди могут влиять как положительно, так и отрицательно. Фретхайм утверждает, что грех отгоняет Бога (как в Иезекииля 8:6) и фактически приводит к усилению божественного присутствия в форме Божьего гнева . И наоборот, праведность или « восприимчивость » могут побудить Бога приблизиться.
Наиболее интенсивное переживание присутствия Бога происходит в форме теофании . В, вероятно, самой противоречивой главе Фретхайма (глава 6) он описывает явления Бога в Ветхом Завете и человеческую реакцию на них. Для Фретхейма произнесенное Богом слово не более важно, чем сама видимость, видимое слово, как он его называет. Он предполагает, что современным богословам необходимо расширить свое понимание Слова Божьего, включив в него визуальные аспекты откровения, а также устное/написанное слово. Фретхайм тщательно исследует несколько различных теофаний Ветхого Завета, отмечая их сходства и различия, прежде чем прийти к удивительному выводу: все теофании предполагают, что Бог принимает человеческий облик (глава 6). С теологической точки зрения это является ключевым моментом для Фретхайма. Бога Постоянное использование человеческого облика показывает уязвимость . Это доказывает, что в человеческой форме нет ничего фундаментально безбожного, и показывает, что «конечная форма способна на бесконечное». (стр. 102) Борясь с богословскими последствиями такого утверждения, Фретхайм задается вопросом, использует ли Бог человеческую форму ради видимости или существует фундаментальная преемственность между ними. Неудивительно, что он отстаивает последнюю позицию и на основе этого аргумента устанавливает, что Бог фундаментально связан со Своим творением и что Он фундаментально уязвим из-за этих отношений. Это приводит к его фактическому обсуждению страданий Бога.
В трех коротких главах Фретхайм описывает Бога как страдающего из-за Своего творения (глава 7), из-за Своего творения (глава 8) и из-за Своего творения (глава 9). Эти главы логически вытекают из основы, заложенной на первых ста страницах текста. Каждая глава аккуратно сгруппирована по пронумерованным пунктам, что упрощает обзор и обобщение. Последняя глава книги Фретхайма посвящена особым отношениям между страдающим Богом и Его страдающими слугами, пророками . В таких людях, как Иеремия , божественное слово воплощено до такой степени, что пророк разделяет божественные страдания, а Бог разделяет страдания пророка. Жизнь пророков связана с божественной жизнью до такой степени, что они воплощают слово Божье как в своей жизни, так и в своих словах. в Страдающий слуга Исайе переживает то же явление, что и такие пророки, как Моисей и Иеремия, но Фретхайм видит в нем усиление присутствия другого уровня. Несмотря на свои решительные заявления об общих страданиях пророков и Бога, Фретхайм признает, что в Ветхом Завете Сам Бог не воплощался полностью в течение всей человеческой жизни. Этот акт зарезервирован для воплощение Иисуса Христа , но Фретхайм видит в нем не что-то радикально новое, а как «кульминацию давних взаимоотношений Бога с миром, которые гораздо более распространены в Ветхом Завете, чем обычно признается».
Работа Фретхайма невероятно успешна в достижении заявленной цели – приведения баланса в церковный образ Бога в Ветхом Завете. Он мощно синтезирует работы феминисток, теологов-освободителей и теологов процесса , твердо полагаясь при этом на свой опыт библейского экзегета. Настоящая сила этой работы в том, что Фретхайм умудряется выдвигать многие из тех же критических замечаний, которые свойственны этим движениям, но при этом не выглядеть феминисткой или теологом освобождения. Хотя он признает их влияние на него, тон и направленность автора на протяжении всей книги остаются откровенно библейскими.
Фретхейм привносит в экзегезу атмосферу авторитета и опыта, которой нет в работах богословов-систематиков, занимающихся теми же проблемами. Такие влияния, как Авраам Хешель, помогают ему свести к минимуму христианскую предвзятость при подходе к тексту Ветхого Завета. Более того, он не ограничивается одним или двумя доказательствами своей позиции. Напротив, я постоянно перелистывал Библию, читая его работы. Он призывает читателя черпать богословие из библейского текста, а не позволять нашим предвзятым представлениям о Боге искажать наше прочтение Ветхого Завета. Книга Фретхайма представляет собой чудесный пример индуктивной логической организации и рационального подхода к сложной теме. Его аргументация хорошо сформулирована, и ее легко понять. Читатель может быть озадачен тем, почему книга под названием «Страдания Бога» занимает более ста страниц, чтобы фактически обсудить любую боль, которую испытывает божество, но Фретхейм не торопится принять свою позицию, прежде чем заложить библейскую и философскую основу, необходимую для ее обоснования. позиция. Действительно, заложить фундамент – это самая трудная часть. После шестой главы читатель уже предвкушает развязку.
Автор знаком с широким спектром современной науки, о чем свидетельствуют его превосходные примечания и библиография. Относительная краткость книги поразительна, учитывая широкий спектр рассматриваемых тем. И здесь снова сработали организаторские способности Фретхайма. Когда возникает связанная, но несущественная проблема, он обычно добавляет примечание, отсылающее читателя к хорошим источникам по этой теме, и продолжает, не прерывая свою аргументацию. Одна из самых приятных особенностей этой работы — ее энергичный и увлекательный стиль. Фретхайм надеется, что эта книга изменит взгляд церкви на Бога в Ветхом Завете, а ее читабельность имеет важное значение для оказания влияния на проповедников и учителей внутри церквей. Провокационный характер темы и готовность Фретхайма делать смелые заявления приводят читателя к диалогу с текстом. Уорд характеризует его как «смелый и вызывающий, требующий энергичной реакции», говоря, что поля его рецензии «заполнены комментариями». Хотя контент слишком технический для прямого использования в большинстве В церковных условиях идеи, изложенные Фретхаймом, можно легко перенести на проповедь или урок по изучению Библии . Конечно, «Страдания Божьи» — это не книга популярного уровня, но она и не настолько техническая, чтобы исключать из своей аудитории служителей или студентов семинарии .
Критика
[ редактировать ]Хотя отзывы были очень положительными, они вызвали три серьезных критических замечания в адрес работы. Во-первых, в своих попытках подчеркнуть непосредственную и реляционную природу Бога Фретхейм пренебрегает адекватным рассмотрением таких тем, как святость , как баланса своей реляционной теологии. Без напряжения, создаваемого святостью Бога, реляционная теология может зайти слишком далеко, и иногда в этом виноват Фретхайм. Дейл Патрик отмечает, что, хотя Фретхейм не отрицает, что большая часть разговоров о Боге в Ветхом Завете действительно вписывается в традиционные парадигмы, подчеркивающие святость, суверенитет и трансцендентность, он игнорирует эти элементы, утверждая, что преобладает организмическое. Патрик утверждает, что задача библейского богословия — представить всеобъемлющий образ Бога, а не просто выдающийся. Некоторые утверждают, что в недостатке материалов по святости виновата теология процесса Фретхайма (термин, который сам Фретхайм никогда не принимает). Однако, учитывая предположение Фретхейма о том, что трансцендентность и суверенитет были переоценены, легко понять, почему он не тратит время на их подтверждение. Его заявленная цель — не заменить идеи святости, а сбалансировать их. Как уже говорилось ранее, Фретхайм использует широкий спектр текстов для обоснования своей позиции, но подавляющее большинство из них взято из Псалмы и пророческая литература. Как отмечает Элизабет Беллефонтен, в Израиле традиции мудрости явно отсутствуют . Несмотря на резкую критику тех, кто «удаляет определенные материалы из богословского репертуара Ветхого Завета» в целях богословской конвергенции (стр. 20), сам Фретхайм отдает дань литературе мудрости , а затем полностью игнорирует ее. Это было бы менее актуально, если бы не тот факт, что большая часть литературы мудрости находится в противоречии, если не в оппозиции, с его собственным богословием.
Хотя крылатая фраза Фретхайма «Метафоры имеют значение» может быть подтверждена повсеместно, иногда он виновен в том, что думает, что они имеют слишком большое значение. Иногда это приводит его к чрезмерно буквальному чтению Священного Писания. Метафоры открывают нам Бога, но они не являются самим Богом. «Задача современного толкователя, которая не рассматривается должным образом в этой книге, состоит в том, чтобы понять, как Ветхий Завет понимал свои метафоры». Он преувеличивает свою позицию, когда обсуждает метафору воплощения и теодицею . Уайт говорит: «Фретхайму нет нужды доказывать (как он это делает), что все теофании имели человеческую форму, чтобы обосновать взаимосвязь между теофаническим мотивом и пророком». Утверждение о том, что человеческую фигуру можно предполагать внутри облачного столпа или горящего куста (стр. 94–95), в лучшем случае является умозрительным, и Фретхайму это не нужно для продвижения своих аргументов.
Опубликованные обзоры
[ редактировать ]- Бельфонтен, Элизабет. Обзор книги Теренса Э. Фретхайма «Страдания Божьи: перспектива Ветхого Завета». Горизонты 13 (весна 1986 г.): 151–153.
- Харр, Мюррей Дж. Обзор книги Теренса Э. Фретхайма «Страдания Божьи: взгляд на Ветхий Завет». Теология сегодня 42 (апрель 1985 г.): 140–142.
- Люкер, Ламонт. Обзор книги Теренса Э. Фретхайма «Страдания Божьи: перспектива Ветхого Завета». Течения в теологии и миссии 12 (декабрь 1985 г.) 376–378.
- Патрик, Дейл. Обзор книги Теренса Э. Фретхайма «Страдания Божьи: перспектива Ветхого Завета». Слово и мир 5 (осень 1985 г.): 444–445.
- Тайсс, Норман. Обзор книги Теренса Э. Фретхайма «Страдания Божьи: перспектива Ветхого Завета». Интерпретация 40, нет. 1 (январь 1986 г.): 81–82.
- Уорд, Джеймс М. Обзор книги Теренса Э. Фретхейма «Страдания Божьи: взгляд на Ветхий Завет». Журнал библейской литературы 105, вып. 3 (лето 1986 г.): 516–518.
- Уайт, Джон Б. Обзор книги Теренса Э. Фретхайма «Страдания Божьи: перспектива Ветхого Завета». Журнал Американской академии религии 54, вып. 3 (осень 1986 г.): 578–579.