Многоствольный моторный лафет М16
Многоствольный моторный лафет М16 | |
---|---|
Место происхождения | Соединенные Штаты |
История обслуживания | |
В эксплуатации | 1943–53 |
Используется | Посмотреть пользователей список |
Войны | Вторая мировая война , Корейская война |
История производства | |
Дизайнер | Уайт Мотор Компани |
Разработанный | 1940–42 |
Производитель | Уайт Мотор Компани |
Произведено | 1942–44 |
№ построено | 3550 (включая переоборудованные из М13 и Т10) |
Технические характеристики | |
Масса | 9,9 коротких тонн (9 т) |
Длина | 21 фут 4 дюйма (6,5 м) |
Ширина | 7 футов 1 дюйм (2,16 м) |
Высота | 7 футов 8 дюймов (2,34 м) |
Экипаж | 5 |
Броня | 12 мм (0,5 дюйма) по бокам и спереди |
Основной вооружение | 4 × 12,7-мм пулемета М2 Браунинг |
Двигатель | Белый 160AX, 386 дюймов 3 (6330 куб.см) 6-цилиндровый, бензиновый , степень сжатия 6,3:1, 128 л.с. (95 кВт) |
Мощность/вес | 15,8 л.с./тонну |
Приостановка | вертикальные спиральные пружины; листовые рессоры для колес |
Запас топлива | 60 галлонов США (230 л) |
Оперативный диапазон | 175 миль (282 км) |
Максимальная скорость | 41,7 миль в час (67,1 км / ч) |
, Многоствольный моторный лафет М16 также известный как полугусеничный М16 , — американская самоходная зенитная установка, построенная во время Второй мировой войны . Он был оснащен четырьмя пулеметами M2 Browning калибра .50 (12,7 мм) в M45 Quadmount . было произведено 2700 экземпляров С мая 1943 по март 1944 года компанией White Motor Company , при этом 568 M13 MGMC и 109 полугусеничных T10 также были переоборудованы в M16.
Шасси было создано на основе шасси T1E2, более ранней версии M13. Основанный на полугусеничном шасси M3, он заменил полугусеничный M13 MGMC после начала 1944 года. По мере того, как самолеты становились более совершенными, полезность M16 снижалась. Во время Корейской войны ему отводилась в первую очередь роль наземной поддержки, и он был выведен из эксплуатации в армии США в 1954 году.
По прозвищу «Мясной измельчитель». [1] М16 славился своей эффективностью против низколетящих самолетов и пехоты, что делало его чрезвычайно популярным среди солдат. Он использовался армией Соединенных Штатов , Британским Содружеством и Южной Кореей . Похожая версия М16, М17 , была основана на полугусеничном автомобиле М5 и экспортировалась по ленд-лизу в Советский Союз .
Технические характеристики
[ редактировать ]Технические характеристики М16 были аналогичны характеристикам полугусеничного М3 . Он имел длину 21 фут 4 дюйма (6,5 м) (с колесной базой 135,5 дюйма (3,44 м)), ширину 7 футов 1 дюйм (2,16 м), высоту 7 футов 8 дюймов (2,34 м) и весил 9,9 коротких тонны ( 9 т). [2] Он имел подвеску, состоящую из вертикальной спиральной рессорной подвески гусениц и листовых рессор для колес. [3]
Он был оснащен 6-цилиндровым бензиновым двигателем White 160AX мощностью 128 лошадиных сил (95 кВт) объемом 386 кубических дюймов (6300 куб.см) . Он имел степень сжатия 6,3: 1 и топливный бак емкостью 60 галлонов США (230 л). Он мог развивать максимальную скорость 41,7 миль в час (67,1 км/ч), запас хода 175 миль (282 км) и соотношение мощности к весу 15,8 лошадиных сил на тонну. [3] Основное вооружение состояло из четырех пулеметов калибра 0,5 дюйма (12,7 мм) в M45 Quadmount и 12-миллиметровой брони спереди и по бокам. [2]
Разработка
[ редактировать ]M16 представлял собой усовершенствование спаренного M2 Browning крупнокалиберного пулемета калибра .50, оснащенного M13 MGMC и M14 MGMC (построенным на полугусеничном шасси M3 и M5 соответственно). [4] Он был основан на более ранней модели M13 (T1E2). [а] но крепление M33 Maxson было заменено на M45 Quadmount, а полугусеничное шасси M2 было заменено шасси M3. [5]
Первоначально этот прототип имел обозначение T61 MGMC, но после испытаний в Абердине его приняли как многоорудийный лафет M16. Перед началом производства в начале 1943 года в пилотную машину было внесено несколько исправлений (включая добавление орудийного щита ). [6]
было произведено 2877 штук Всего за период с мая 1943 по март 1944 года компанией White Motor Company , при этом в М16 было переоборудовано 568 М13 и 109 полугусеничных Т10. [7] [8] Дальнейшее производство М13 и М14 было прекращено в пользу производства М16 и М17 (М16, построенный на полугусеничном шасси М5). [5]
История обслуживания
[ редактировать ]M16 MGMC поступил на вооружение в начале 1944 года, вскоре после этого M13 был выведен из строя. М16 получил прозвище «Мясной измельчитель» за свою смертоносную огневую мощь и пользовался огромной популярностью в войсках. Помимо зенитной роли, M16 использовался в качестве поддержки пехоты, часто в сопровождении полугусеничного танка M15 . M17 MGMC в основном служил Советскому Союзу в рамках операции «Багратион» и нескольких других сражений. [1]
M16 участвовал в итальянской кампании , операции «Оверлорд» , битве при Арракуре и Арденнском наступлении в Северной Европе. [4] [9] Небольшое количество было поставлено в Великобританию и Францию по ленд-лизу . [10] Автомобиль также широко использовался во время Корейской войны , южнокорейской армией Корпусом морской пехоты США и армией США . [5]
По мере того, как на протяжении всего срока службы M16 самолеты становились все более совершенными, его роль в качестве мобильного зенитного средства становилась ограниченной, а новый M19 MGMC был более тяжело вооружен более мощными и дальнобойными орудиями. Во время Корейской войны он выполнял в основном функцию наземной поддержки, где был очень эффективен. [б] В конце 1951 года он был объявлен « ограниченным стандартом » и в значительной степени снят с вооружения армии США в Корее, хотя несколько экземпляров прослужили до конца войны. [11] В 1958 году армия США объявила его устаревшим. [6]
Операторы
[ редактировать ]- США : США – армия США , Корпус морской пехоты США. [5]
- Великобритания : Великобритания - два получены по ленд-лиза. программе [10]
- Свободная Франция : Силы Свободной Франции - семьдесят получили по программе ленд-лиза. [10]
- Франция - в 1984 году во французской армии все еще находилось 300 единиц на вооружении. [12]
- Нацистская Германия : Вермахт – захвачен у США [13]
- Германия : Бундесвер , 1956–1962 гг. [ нужна ссылка ]
- Бельгия : Бельгийская армия - послевоенное использование. [ нужна ссылка ]
- Израиль : Армия обороны Израиля - на начальном этапе своего существования было мало подразделений. [ нужна ссылка ]
- Япония : Сухопутные силы самообороны Японии – предоставлены США. [13]
- Филиппины : Филиппинская армия [ нужна ссылка ]
- Польша : M16 Польской народной армии использовался во время Второй мировой войны. Вариант М17, доставленный из СССР в 1945 году. [14]
- Португалия : португальская армия [ нужна ссылка ]
- Южная Корея : Армия Республики Корея – 50 машин, полученных в рамках программы иностранной военной помощи США. [15]
- Таиланд : Королевская армия Таиланда - все еще используется в некоторых подразделениях ПВО. [ нужна ссылка ]
- Нидерланды : Королевская армия Нидерландов - несколько штук куплены на военных свалках и используются в подразделениях ПВО. [ нужна ссылка ]
Варианты
[ редактировать ]- M16 - T1E2 с четырехместной установкой M45D и полугусеничным шасси M3. [13]
- M16A1 - M16 с полугусеничным шасси M3A1, оборудованным четырехместной установкой M45F. [1]
- M16A2 - M16 с четырехместной установкой M45D, замененной на четырехместную установку M45F. [16]
- M17 MGMC — полугусеничные М5 со счетверённой установкой М45Ф, поставляемые по ленд-лизу в СССР . произвела 1000 экземпляров . компания International Harvester Всего с декабря 1943 по март 1944 года [17] До половины сил ПВО Советского Союза состояло из М17. [18]
См. также
[ редактировать ]- Список военной техники США по номеру модели
- Список военной техники США по обозначению в каталоге поставок
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ T1E2 имел крепление M33 Maxson на полугусеничном шасси автомобиля M2, единственное отличие от других моделей заключалось в креплении M33 вместо крепления Bendix . [5]
- ↑ Большинство самолетов, использовавшихся во время Корейской войны, двигались со скоростью звука или близкой к ней, что делало их достаточно быстрыми, чтобы обойти след зенитного огня. [11]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Берндт (1994), стр. 35–37.
- ^ Jump up to: а б Несс (2002), с. 202.
- ^ Jump up to: а б Берндт (1993), с. 152.
- ^ Jump up to: а б Zaloga (1994), p. 39.
- ^ Jump up to: а б с д и Ханникатт (2010), с. 123.
- ^ Jump up to: а б Ханникатт (2002), стр. 140–142.
- ^ Несс (2002), с. 196.
- ^ Дойл (2011), стр. 394–395.
- ^ Zaloga (1994), p. 40.
- ^ Jump up to: а б с Объемы поставок по ленд-лизу (1946 г.)
- ^ Jump up to: а б Бауэрс и Гринвуд (2011), с. 405.
- ^ «Ла 27е дивизия альпийская» . Gazette des Armes (на французском языке). № 126. Февраль 1984 г., стр. 33–37.
- ^ Jump up to: а б с Грин (2014), стр. 291–292.
- ^ Магнуски, Януш (1985). Боевые машины Польской Народной Армии 1943-1983 гг. (на польском языке) (1-е изд.). Варшава: Издательство Министерства национальной обороны. стр. 200-202. ISBN 83-11-06990-5 .
- ^ Бак, Донгчан (март 2021 г.). Корейская война: Оружие Организации Объединенных Наций (PDF) (на корейском языке). Республика Корея: Институт военной истории Министерства обороны. стр. 145–149. ISBN 979-11-5598-079-8 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 сентября 2022 года . Проверено 27 июня 2022 г.
- ^ Чемберлен и Эллис (1969)
- ^ Zaloga (2004, p. 39.
- ^ Грин (2014), с. 292.
Библиография
[ редактировать ]- Берндт, Томас (1993). Стандарт военной техники США . Иола, Висконсин: Публикации Краузе. ISBN 0-87341-223-0
- Берндт, Томас (1994). Американские танки Второй мировой войны . Миннесота, Миннесота: Издательская компания MBI. ISBN 0-87938-930-3
- Бауэрс, Уильям Т.; Гринвуд, Джон Т. (2011). Прохождение испытания: бой в Корее, апрель – июнь 1951 г. Лексингтон, Кентукки: Университет Кентукки Пресс. ISBN 978-0-8131-4053-7
- Чемберлен, Питер; Эллис, Крис (1969). Британские и американские танки Второй мировой войны . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Arco Publishing Inc. ISBN 0-668-01867-4
- Дойл, Дэвид (2011). Стандартный каталог военной техники США . (2-е издание). Иола, Висконсин: Публикации Краузе. ISBN 1-4402-2572-9
- Грин, Майкл (2014). Американские танки и ББМ времен Второй мировой войны . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 1-78200-931-0
- Ханникатт, Р.П. (2010). Half-Track: история американских полугусеничных машин . Навато, Калифорния: Presidio Press. ISBN 0-89141-742-7
- Несс, Лиланд (2002). Танки и боевые бронированные машины времен Второй мировой войны . Лондон, Великобритания: Харпер Коллинз. ISBN 0-00-711228-9
- Залога, Стивен Дж. (2004). Пехотный полугусеничный танк М3 1940–1973 гг . Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 1-85532-467-9