Жан Симеон Шарден
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на французском языке . (Апрель 2015 г.) Нажмите [показать], чтобы просмотреть важные инструкции по переводу. |
Жан Симеон Шарден | |
---|---|
![]() Автопортрет , 1771, пастель, Лувр. | |
Рожденный | Рю де Сена , Париж, Франция | 2 ноября 1699 г.
Умер | 6 декабря 1779 г. Лувр , Париж, Франция | (80 лет)
Место отдыха | Сен-Жермен-л'Осерруа |
Национальность | Французский |
Образование | Пьер-Жак Каз , Ноэль-Николя Куапель , Академия Сен-Люк |
Известный | Живопись: натюрморт и жанр. |
Заметная работа | |
Движение | Барокко , Рококо |
Покровитель(и) | Людовик XV |
Жан Симеон Шарден (англ. Французский: [ʒɑ̃ simeɔ̃ ʃaʁdɛ̃] ; 2 ноября 1699 г. - 6 декабря 1779 г. [ 1 ] XVIII века ) — французский художник . [ 2 ] Его считают мастером натюрморта . [ 3 ] а также известен своими жанровыми картинами, на которых изображены кухарки, дети и домашние дела. тщательно сбалансированной композицией, мягким рассеянием света и зернистой импасто Его работы характеризуются .
Жизнь
[ редактировать ]Шарден родился в Париже в семье краснодеревщика и редко покидал город. Он жил на Левом берегу недалеко от Сен-Сюльпис до 1757 года, когда Людовик XV пожаловал ему студию и жилое помещение в Лувре . [ 4 ]
Шарден заключил брачный контракт с Маргаритой Сентар в 1723 году, на которой женился только в 1731 году. [ 5 ] Он проходил стажировку у художников-историков Пьера-Жака Каза и Ноэля-Николя Куапеля , а в 1724 году стал мастером Академии Сен-Люка .
По словам одного писателя девятнадцатого века, в то время, когда неизвестным художникам было трудно привлечь внимание Королевской академии, он впервые привлек внимание, выставив картину на «малом Корпус-Кристи» (проводившемся через восемь дней после обычного один) на площади Дофина (у моста Неф ). Ван Лоо , проезжавший мимо в 1720 году, купил его и впоследствии помогал молодому живописцу. [ 6 ]

После представления «Луча и шведского стола» в 1728 году он был принят в Королевскую академию искусства и скульптуры. [ 7 ] В следующем году он уступил свою должность в Академии Сен-Люк. Он зарабатывал на жизнь скромно, «создавая картины в различных жанрах по любой цене, которую ему платили клиенты». [ 8 ] и такой работой, как реставрация фресок в галерее Франсуа I в Фонтенбло в 1731 году. [ 9 ]
В ноябре 1731 года крестился его сын Жан-Пьер, а в 1733 году крестилась дочь Маргарита-Аньес. В 1735 году умерла его жена Маргарита, а через два года умерла и Маргарита-Аньес. [ 5 ]
Начиная с 1737 года Шарден регулярно выставлялся в Салоне . Он окажется «преданным академиком», [ 4 ] регулярно посещал собрания в течение пятидесяти лет и последовательно работал советником, казначеем и секретарем, наблюдая в 1761 году за организацией выставок Салона. [ 10 ]

Работы Шардена приобрели популярность благодаря репродукционным гравюрам его жанровых картин (сделанных такими художниками, как Франсуа-Бернар Леписье и П.-Л. Сугурю), которые приносили Шардену доход в виде «того, что сейчас назвали бы гонорарами». [ 11 ] В 1744 году он вступил во второй брак, на этот раз с Франсуазой-Маргаритой Пуже. Союз существенно улучшил финансовое положение Шардена. В 1745 году родилась дочь Анжелика-Франсуаза, но умерла в 1746 году.
назначил Шардену пенсию в размере 500 ливров В 1752 году Людовик XV . В 1756 году Шарден вернулся к теме натюрморта. В Салоне 1759 года он выставил девять картин; это был первый Салон, который прокомментировал Дени Дидро , который оказался большим поклонником и общественным защитником творчества Шардена. [ 12 ] Начиная с 1761 года, его обязанности от имени Салона (одновременная организация выставок и выполнение функций казначея) привели к снижению производительности в живописи и показу «копий» предыдущих работ. [ 13 ] В 1763 году его заслуги перед Академией были отмечены дополнительной пенсией в 200 ливров. В 1765 году он был единогласно избран ассоциированным членом Академии наук, изящной словесности и искусств Руана, но нет никаких свидетельств того, что он покинул Париж, чтобы принять эту честь. [ 13 ] К 1770 году Шарден стал «главным художником короля», и его пенсия в 1400 ливров была самой высокой в академии. [ 14 ] В 1770-х годах его зрение ослабло, и он начал рисовать пастелью — технику, в которой он писал портреты своей жены и самого себя (см. «Автопортрет» вверху справа). Его работы пастелью сейчас высоко ценятся. [ 15 ]
В 1772 году сын Шардена, тоже художник, утонул в Венеции , предположительно покончив жизнь самоубийством. [ 14 ] Последняя известная картина художника, написанная маслом, датирована 1776 годом; его последнее участие в Салоне состоялось в 1779 году и включало несколько пастельных этюдов. Тяжело заболев к ноябрю того же года, он умер в Париже 6 декабря в возрасте 80 лет.
Работа
[ редактировать ]

Шарден работал очень медленно и в общей сложности написал лишь немногим более 200 картин (около четырех в год). [ 16 ]
Творчество Шардена имело мало общего с живописью рококо , доминировавшей во французском искусстве XVIII века. В то время, когда историческая живопись считалась высшей классификацией публичного искусства, предметы, выбранные Шарденом, рассматривались как второстепенные категории. [ 4 ] Он отдавал предпочтение простым, но красиво фактурным натюрмортам, чутко относился к домашним интерьерам и жанровым картинам . Простые, даже резкие картины с изображением обычных предметов домашнего обихода (« Натюрморт с коробкой курильщика» ) и сверхъестественная способность изображать детскую невинность в несентиментальной манере (« Мальчик с верхом [справа]) тем не менее нашли в свое время благодарную аудиторию, и отчет за его вневременную привлекательность.
Будучи в значительной степени самоучкой, Шарден находился под сильным влиянием реализма и тематики мастеров Лоу-Кантри 17-го века . Несмотря на его нетрадиционное изображение восходящей буржуазии , ранняя поддержка пришла от покровителей французской аристократии , включая Людовика XV. Хотя его популярность первоначально опиралась на картины с изображением животных и фруктов, к 1730-м годам он ввёл в своё творчество кухонную утварь ( «Медная цистерна» , ок. 1735 , Лувр). Вскоре фигуры появились и в его сценах, предположительно в ответ на предложение художника-портретиста заняться этим жанром. [ 17 ] Женщина, запечатывающая письмо (ок. 1733 г.), что, возможно, было его первой попыткой. [ 18 ] за ним последовали поясные композиции, в которых дети произносили благодать, как в «Бенедиците» , и кухарки в минуты размышлений. Эти скромные сцены посвящены простым, повседневным действиям, но они также послужили источником документальной информации об уровне французского общества, который до сих пор не считался достойным предметом для живописи. [ 19 ] Картины отличаются формальной структурой и живописной гармонией. [ 4 ] Шарден говорил о живописи: «Кто сказал, что рисуют красками? Красят , но рисуют чувствами » . [ 20 ]
Играющий ребенок был любимым предметом Шардена. Он как минимум четыре раза изображал подростка, строящего карточный домик. Версия в поместье Уоддесдон является самой сложной. Сцены, подобные этой, взяты из нидерландских произведений vanitas 17-го века, которые несли сообщения о преходящей природе человеческой жизни и бесполезности материальных амбиций, но Шарден также демонстрирует восторг от эфемерных периодов детства как таковых. [ 21 ]
Шарден часто писал копии своих композиций, особенно жанровых картин, почти все из которых существуют в нескольких версиях, которые во многих случаях практически неотличимы. [ 22 ] Начиная с «Гувернантки» (1739, в Национальной галерее Канады , Оттава ), Шарден переключил свое внимание с сюжетов рабочего класса на несколько более просторные сцены буржуазной жизни. [ 23 ] Сохранившиеся картины Шардена, которых насчитывается около 200, [ 8 ] находятся во многих крупных музеях, в том числе в Лувре .
Влияние
[ редактировать ]
Влияние Шардена на искусство современной эпохи было широким и хорошо документировано. [ 24 ] Эдуарда Мане Поясной портрет «Мальчик, пускающий пузыри» и натюрморты Поля Сезанна в равной степени обязаны своему предшественнику. [ 25 ] Он был одним из Анри Матисса самых почитаемых художников ; будучи студентом-художником, Матисс сделал копии четырех картин Шардена в Лувре . [ 26 ] Хаима Сутина Натюрморты черпали вдохновение у Шардена, как и картины Жоржа Брака , а позже и Джорджио Моранди . [ 25 ] В 1999 году Люсьен Фрейд нарисовал и запечатлел несколько копий по мотивам «Молодой школьной учительницы» ( Национальная галерея, Лондон ). [ 27 ]
Марсель Пруст в главе «Как открыть глаза?» из «В поисках утраченного времени » ( À la recherche du temps perdu ) описывается меланхоличный молодой человек, сидящий за своим простым завтраком. Единственное утешение, которое он находит, — это воображаемые идеи красоты, изображенные в великих шедеврах Лувра, материализующие роскошные дворцы, богатых принцев и тому подобное. Автор предлагает молодому человеку следовать за ним в другой отдел Лувра, где находятся картины Шардена. Там он видел красоту в домашних натюрмортах и в повседневных делах, таких как чистка репы.
Галерея
[ редактировать ]-
Мертвый кролик и охотничьи принадлежности (ок. 1727), холст, масло, 81 х 65 см., Лувр
-
Стеклянная фляга и фрукты (ок. 1728 г.), холст, масло, 55,7 х 46 см., Staatliche Kunsthalle Karlsruhe
-
Атрибуты исследования (1731), холст, масло, 141 х 219 см., Музей Жакмара-Андре .
-
Запечатывание письма (1733), холст, масло, 146 х 147 см., Замок Шарлоттенбург
-
Мыльные пузыри (ок. 1733-1734), холст, масло, 93 х 74,6 см., Национальная художественная галерея .
-
Урок рисования (ок. 1734 г.), холст, масло, 41 × 47 см., Токийский художественный музей Фудзи .
-
Чертежник (1737), холст, масло, 80 х 65 см., Лувр
-
Женщина, чистящая репу (ок. 1738), холст, масло, 46,2 х 37 см., Старая пинакотека
-
Возвращение с рынка (1738–39), холст, масло, 47 х 38 см., Лувр .
-
Гувернантка (1739), холст, масло, 47 х 38 см., Национальная галерея Канады .
-
Портрет Огюста Габриэля Годфруа (1741 г.), холст, масло, 64,5 х 76,5 см., Художественный музей Сан-Паулу.
-
Изречение Благодати (1744), холст, масло, 50 х 38 см., Эрмитаж.
-
Внимательная медсестра (1747), холст, масло, 46,2 х 37 см., Национальная художественная галерея .
-
Хорошее образование (ок. 1753 г.), холст, масло, 43 х 47,3 см, Музей изящных искусств, Хьюстон.
-
Приготовление обеда (1756), холст, масло, 38 × 46 см., Музей изящных искусств Каркассона.
-
Корзина с земляникой (ок. 1760 г.), холст, масло, 38 х 46 см., частное собрание.
-
«Бриошь» (1763), холст, масло, 47 х 56 см., Лувр
-
Корзина слив (1765 г.), холст, масло, 32,4 х 41,9 см., Художественный музей Крайслера .
-
Натюрморт с атрибутами искусства (1766), холст, масло, 112 х 140,5 см., Эрмитаж .
-
Корзина с персиками, грецкими орехами, ножом и бокалом вина (1768), холст, масло, 32 х 39 см., Лувр
-
Натюрморт с рыбой и овощами (1769), холст, масло, 68,6 х 58,4 см., Музей Дж. Пола Гетти.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Жан Симеон Шарден в Британской энциклопедии
- ↑ Имя «Батист» было ошибочно добавлено к его имени из-за нотариальной ошибки. См. документацию у Розенберга, Шардена, 1699–1779 (1979), 406.
- ^ «Жан Батист Симеон Шарден» . artchive.com .
- ^ Jump up to: а б с д «Метрополитен-музей – Специальные выставки» . Архивировано из оригинала 12 марта 2001 года.
- ^ Jump up to: а б Розенберг п. 179.
- ^ Фурнье, Эдуард (1862). «История Пон-Нёфа» . гугл.com .
- ^ «Жан Симеон Шарден» . Национальная галерея искусств . Проверено 25 мая 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Розенберг и Шумный, с. 56.
- ^ Розенберг и Шумный, с. 20.
- ^ Розенберг и Шумный, с. 23.
- ^ Розенберг и Шумный, с. 32.
- ^ Розенберг, с. 182.
- ^ Jump up to: а б Розенберг, с. 183.
- ^ Jump up to: а б Розенберг, с. 184.
- ^ «Интернет-музей: Шарден, Жан-Батист-Симеон» . ibiblio.org .
- ^ Моррис, Родерик Конвей (22 декабря 2010 г.). «Чарующие и нестареющие мгновения Шардена» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 января 2022 года . Проверено 24 декабря 2010 г.
- ^ Розенберг, с. 71.
- ^ Розенберг и Шумный, с. 190.
- ↑ Шарден в музее Тиссена-Борнемисы. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine. Проверено 15 июля 2007 г.
- ^ Джонсон, Пол. Искусство: новая история , Вайденфельд и Николсон, 2003, с. 414.
- ^ «Результаты поиска» . Collection.waddesdon.org.uk . Проверено 12 апреля 2017 г.
- ^ Розенберг и Брюянт, стр. 68–70.
- ^ Розенберг и Брюянт, стр. 187 и 242.
- ^ «Не осознавая, что он это делает, он отверг свое время и открыл дверь в современность». Розенберг, цитируется Уилкином, Карен, «Великолепный Шарден» , «Новый критерий». Требует подписки. Проверено 15 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Уилкин.
- ^ Неизвестный Матисс: Жизнь Анри Матисса, Ранние годы, 1869–1908 , Хилари Сперлинг, с. 86
- ^ Сми, Себастьян, Люсьен Фрейд 1996–2005 , иллюстрировано. Альфред А. Кнопф, 2005 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ArtCyclopedia : Жан-Батист Симеон Шарден .
- Розенберг, Пьер (1979). Шарден, 1699–1779 (каталог выставки). Париж; Кливленд, Огайо: Издание для собрания Национального музея; Кливлендский музей искусств. ISBN 0-910-386-48-Х . OCLC 1148189380 – через Интернет-архив.
- Розенберг, Пьер (2000), Шарден . Мюнхен: Престель. ISBN 9783791323398 .
- Розенберг, Пьер и Флоранс Брюян (2000), Шарден . Лондон: Королевская академия художеств. ISBN 0-900946-83-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Жаном Симеоном Шарденом, на Викискладе?
- Выставка Шардена в Метрополитен-музее
- Музей Гетти: Шарден .
- Интернет-музей: Жан-Батист-Симеон Шарден .
- Jean-Baptiste-Simeon-Chardin.org 124 работы Жана Симеона Шардена.
- Artcylopedia: Жан-Батист Симеон Шарден – определяет, где находятся работы Шардена в галереях и музеях по всему миру .
- Интернет-галерея искусств: Шарден .
- Нил Джеффарес, Словарь пастелистов до 1800 года , онлайн-издание
- Шарден, мальчик, строящий карточный домик в поместье Уоддесдон