Брассай
Брассай | |
---|---|
![]() Автопортрет | |
Рожденный | Дьюла Халас 9 сентября 1899 г. |
Умер | 8 июля 1984 г. Болье-сюр-Мер , Франция | ( 84 года
Национальность | Венгерский/Французский |
Альма-матер | Венгерская академия изящных искусств |
Род занятий | Фотограф, писатель, скульптор и художник |
Супруг | Жильберта-Мерседес Бойер (м. 1948) |
Брассай ( Французский: [bʁa'saj] ; псевдоним Дьюла Халас ; 9 сентября 1899 — 8 июля 1984) — венгерско-французский фотограф, скульптор, медалист . [ 1 ] писатель и режиссер, получивший международную известность во Франции в 20 веке. Он был одним из многочисленных венгерских художников, процветавших в Париже в период между мировыми войнами .
В начале 21 века обнаружение более 200 писем и сотен рисунков и других предметов периода с 1940 по 1984 год предоставило ученым материал для понимания его дальнейшей жизни и карьеры.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Дьюла Халас, он же Брассай (псевдоним), родился 9 сентября 1899 года в Брассо, Венгерское королевство (сегодня Брашов , Румыния ) в семье армянки и отца-венгра. Он вырос, говоря на венгерском и румынском языках. Когда ему было три года, его семья в течение года жила в Париже, а его отец, профессор французской литературы, преподавал в Сорбонне .
В молодости он изучал живопись и скульптуру в Венгерской академии изящных искусств (Magyar Képzőművészeti Egyetem) в Будапеште . Он вступил в кавалерийский полк австро-венгерской армии, где прослужил до конца Первой мировой войны . Он сослался на Анри де Тулуз-Лотрека как на художника, оказавшего на него влияние. [ 2 ]
Карьера
[ редактировать ](фото Эмиэля ван Меркеркена )
После Первой мировой войны его родной город Брассо и остальная часть Трансильвании были переданы из королевства Румынии Венгерского по Трианонскому договору . Халас уехал в Берлин в 1920 году, где работал журналистом в венгерских газетах «Келети» и «Напкелет» . [ 3 ] Он начал обучение в Берлинско- Шарлоттенбургской академии изящных искусств ( Hochschule für Bildende Künste ), ныне Universität der Künste Berlin . Там он подружился с несколькими старшими венгерскими художниками и писателями, в том числе с художниками Лайошем Тиханьи и Берталаном Пором , которые позже переехали в Париж и стали частью венгерского круга. [ 4 ]
В 1924 году Халас переехал жить в Париж, где и останется до конца своей жизни. Он начал изучать французский язык, читая произведения Марселя Пруста . Живя среди тусовки молодых художников в квартале Монпарнас , он устроился на работу журналистом. Вскоре он подружился с американским писателем Генри Миллером и французскими писателями Леоном-Полем Фаргом и Жаком Превером . В конце 1920-х годов он жил в том же отеле, что и Тиханьи. [ 4 ]
Позже Миллер преуменьшил значение заявлений Брассаи о дружбе. В 1976 году он писал о Брассае: « Мы с Фредом [Перлесом] его сторонились – он нам наскучил». Миллер добавил, что биография, которую написал о нем Брассай, обычно была «переполненной», «полной фактических ошибок, полна предположений, слухов и украденных им документов, которые в значительной степени являются ложными или создают ложное впечатление». [ 5 ]
Работа Халаса и его любовь к городу, по улицам которого он часто бродил поздно вечером, привели Халаса к фотографии. Сначала он использовал его, чтобы дополнить некоторые из своих статей за дополнительные деньги, но быстро исследовал город с помощью этого средства, в котором его обучал его соотечественник-венгр Андре Кертес . Позже он писал, что использовал фотографию, «чтобы запечатлеть красоту улиц и садов под дождем и туманом, а также запечатлеть ночной Париж». [ 6 ] Используя имя своего места рождения, Халас взял псевдоним «Брассай», что означает «из Брассо».
Брассай запечатлел суть города в своих фотографиях, опубликованных в качестве его первой коллекции в книге 1933 года под названием Paris de nuit ( «Ночной Париж »). Его книга имела большой успех, в результате чего Генри Миллер в эссе назвал ее «глазом Парижа». Помимо фотографий захудалой части Парижа, Брассаи изображал сцены из жизни высшего общества города , его интеллектуалов, его балета и больших опер . С ним подружилась французская семья, которая открыла ему доступ к высшим классам. Брассай фотографировал многих своих друзей-художников, в том числе Сальвадора Дали , Пабло Пикассо , Анри Матисса , Альберто Джакометти , а также нескольких выдающихся писателей своего времени, таких как Жан Жене и Анри Мишо . [ нужна ссылка ]
Молодые венгерские художники продолжали приезжать в Париж на протяжении 1930-х годов, и большинство из них поглотил венгерский круг. Кертес иммигрировал в Нью-Йорк в 1936 году. Брассай подружился со многими вновь прибывшими, в том числе с Эрвином Мартоном , племянником Тиханьи, с которым он дружил с 1920 года. Мартон заработал свою репутацию в уличной фотографии в 1940-х и 1950-х годах. Брассай продолжал зарабатывать на жизнь коммерческой работой, а также фотографировал для американского журнала Harper's Bazaar . [ 6 ] Он был одним из основателей агентства Rapho , созданного в Париже Шарлем Радо в 1933 году. [ нужна ссылка ]
Фотографии Брассай принесли ему международную известность. В 1948 году у него была персональная выставка в Музее современного искусства (МоМА) в Нью-Йорке, которая прошла в Доме Джорджа Истмана в Рочестере, Нью-Йорк; и Институт искусств Чикаго , Иллинойс. [ 7 ] МоМА выставлял больше работ Брассаи в 1953, 1956 и 1968 годах. [ 8 ] Он был представлен на фестивале Rencontres d'Arles во Франции в 1970 году (показ в Античном театре, Брассай Жан-Мари Дро), в 1972 году (показ Brassai si, Vominino Рене Бурри ) и в 1974 году (в качестве почетного гостя). ). [ нужна ссылка ]
В 1979 году Брассай был занесен в Международный зал славы и музей фотографии . [ 9 ]
Свадьба
[ редактировать ]В 1948 году Брассай женился на Жильберте Бойер, француженке. Она работала с ним, поддерживая его фотографии. В 1949 году он стал натурализованным гражданином Франции после многих лет отсутствия гражданства . [ 10 ]
Смерть
[ редактировать ]Брассай умер 8 июля 1984 года в своем доме на Французской Ривьере недалеко от Ниццы и был похоронен на кладбище Монпарнас в Париже. Ему было 84 года. [ 11 ]
Публикации Брассай
[ редактировать ]- Париж ночью . Париж: Arts et Métiers Graphiques, 1933. С текстом Поля Морана .
- Париж ночью . Париж: Фламмарион , 2001. ISBN 978-2080106025 . С предисловием Морана.
- Разговоры с Пикассо. Париж: Галлимар , 1964; 1997. Мемуары. [ 12 ]
- Разговоры с Пикассо. Чикаго, Иллинойс: Чикагский университет , 1999; ISBN 0-226-07148-0 . Перевод Джейн Мари Тодд.
- Генри Миллер: Парижские годы. Аркадное издательство, 1975.
- Тайный Париж 30-х годов. Нью-Йорк: Темза и Гудзон , 1976; ISBN 0-500-27108-9 .
- Письма моим родителям . Чикаго, Иллинойс: Чикагский университет, 1997.
Коллекции
[ редактировать ]Работы Брассай хранятся в следующих публичных коллекциях:
- Чикагский институт искусств , Чикаго, Иллинойс: 47 отпечатков (по состоянию на июнь 2020 г.) [ 13 ]
- Музей современного искусства , Нью-Йорк: 112 гравюр (по состоянию на июнь 2018 г.) [ 14 ]
- Рейксмузеум , Амстердам: 9 гравюр (по состоянию на ноябрь 2018 г.) [ 15 ]
- Тейт , Лондон: 30 гравюр (по состоянию на июнь 2018 г.) [ 16 ]
- Музей Виктории и Альберта , Лондон: 383 экспоната (по состоянию на июнь 2018 г.) [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брассай. «в: Французский медальный клуб». В память (на французском языке). Полет. Второй семестр 1984 года. Париж: Администрация монет и медалей. п. 101.
- ^ «Брассай» в Хорсте Вольдемаре Янсоне, Энтони Ф. Янсоне, История искусства: Западная традиция . Профессионал Прентис Холл, 2004 г.; ISBN 978-0-13-019732-0
- ^ Брассай, Письма моим родителям , 1997, с. 8
- ^ Jump up to: а б Брассай, Письма моим родителям , Издательство Чикагского университета, 1995, стр. 241. По состоянию на 6 сентября 2010 г.
- ^ Письма Даррелла-Миллера, 1935–80, Ред. Ян С. Макнивен, Faber & Faber, 1988.
- ^ Jump up to: а б Ален Саяг, редактор, Брассай: Монография , Бостон: Little, Brown and Co., 2000.
- ^ «Биография Брассаи». Архивировано 12 февраля 2007 г. в Wayback Machine , Фотосеминары. Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Брассай, Письма моим родителям , Чикаго, Иллинойс: University of Chicago Press, 1997, стр. XVIII. Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ «Брассай (Дьюла Халас)» . Международный зал славы фотографии . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ «Брассай» , Румынский культурный фонд Продана. Проверено 2 сентября 2010 г.
- ^ Грундберг, Энди (12 июля 1984 г.). «Умер Брассай, фотограф Парижской ночной жизни» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ Райдинг, Алан (30 сентября 2006 г.). «Брассай – Фотография – Аукцион – Отчет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ Брассай, Чикагский институт искусств, https://www.artic.edu/collection?q=%22Brassai%22%20
- ^ «Брассай (Дьюла Халас)» . Музей современного искусства . Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ «Поиск – Рейксмузеум» . Рейксмузеум . Проверено 18 ноября 2018 г.
- ^ Тейт. «Брассай 1899–1984» . Тейт и др. Проверено 7 июня 2018 г.
- ^ «Результаты вашего поиска» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 7 июня 2018 г.
Библиография
[ редактировать ]- Такер, Энн Уилкс , Ричард Ховард и Эвис Берман. Брассай: Глаз Парижа. Хьюстон, Техас: Хьюстонский музей изящных искусств, 1997. ISBN 0-8109-6380-9
- Марья Варехиме, Брассай: образы культуры и сюрреалистический наблюдатель . ЛГУ Пресс, 1998. ISBN 0-8071-2276-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1899 рождений
- 1984 смертей
- Люди из Брашова
- Венгерские эмигранты во Франции
- Венгерские фотографы
- Венгерский народ армянского происхождения
- Французы армянского происхождения
- Французские фотографы
- Фотографы-портретисты
- Уличные фотографы
- Выпускники Венгерского университета изящных искусств
- Похороны на кладбище Монпарнас
- Натурализованные граждане Франции