Эмиэль ван Меркеркен
Эмиэль ван Меркеркен | |
---|---|
Рожденный | Харлем , Нидерланды | 15 августа 1916 г.
Умер | 6 марта 1995 г. Амстердам , Нидерланды | ( 79 лет
Род занятий | Фотограф, кинорежиссер, писатель |
Годы активности | 1930–1995 |
Награды | Золотой теленок (1983) |
Эмиль ван Меркеркен , также известный как Эмиль ван Меркеркен ( Харлем , 15 августа 1916 — 6 марта 1995, Амстердам ) — голландский фотограф ( сюрреалист ), кинорежиссёр и писатель. Ван Меркеркен считается одним из самых выдающихся художников-сюрреалистов Нидерландов 1930 - х и 1940-х годов 20-го века. [1] Он был сыном писателя проф. Доктор П.Х. ван Меркеркен , внук стойкого антикатолического богослова Тьерда Каннегитера . Во время Второй мировой войны Ван Меркеркен сотрудничал, в частности, с К. Баддингом , Луисом Т. Леманн , Тео ван Баарен и Гертруда Пейп в сюрреалистическом журнале « The Beautiful Handkerchief ». В 1983 году Ван Меркеркен получил Золотого теленка за фильм « Следующий год в Холислуте» .
Биография
[ редактировать ]Ван Меркеркен, выходец из творческой семьи, заинтересовался фотографией еще в раннем возрасте. Его отец, профессор доктор П.Х. ван Меркеркен , был писателем и директором Рейксакадемии ван Бельденде Кунстен в Амстердаме. Благодаря своей матери, Йоханне Петронелле Каннегитер, он познакомился с фотографией в молодом возрасте. Во время поездок в Париж с родителями в 1920-е годы юный Ван Меркеркен сделал свои первые фотографии. С 1931 года он посещал Оденвальдскую школу в Германии, где начал экспериментировать как с фотографией, так и с кинопроизводством. В возрасте шестнадцати лет он поступил на Технический курс кино под руководством Виллема Бона , а в 1934 году создал свой первый фильм «Соната'34» — художественно-экспериментальное предприятие.
На протяжении 1930-х годов Ван Меркеркен проводил значительное количество времени в Париже, где его пути пересекались с такими светилами, как Брассай , Сальвадор Дали , Андре Бретон и Ман Рэй . Он был частью сюрреалистических кругов. В 1938 году Бретон пригласил его опубликовать свои фотографии в журнале «Минотавр» . Однако Ван Меркеркен отказался подписать новый сюрреалистический манифест из-за разногласий внутри коммунистического движения. Следовательно, Бретон указал ему на дверь.
Во время Второй мировой войны Эмиэль работал над фильмами коммунистического сопротивления и сотрудничал в сюрреалистическом журнале «De Schone Zakdoek» вместе с такими фигурами, как К. Буддинг , Луи Т. Леманн , Тео ван Баарен и Гертруда Папе . Этот журнал оставался скрытым от нацистской цензуры из-за его ограниченного тиража.
После войны он все больше сосредоточился на портретной фотографии и создал сотни портретов известных писателей и художников, в том числе Брассай, Виллема Фредерика Херманс , Анни М.Г. Шмидт , Бертольта Брехта , Жерара Реве и даже шаха Персии Мохаммада Реза Пехлеви . Многие из этих фотографий по сей день используются в качестве обложек. Ван Моеркеркен также рискнул заняться киноиндустрией и внес свой вклад в фильм 1949 года «Третий человек» с участием Орсона Уэллса . Он продюсировал несколько фильмов, один из которых «Де Вадлоперс» был показан на Каннском кинофестивале 1950 года .
С 1967 по 1979 год Ван Меркеркен преподавал кинотехнологии и фотоаппаратуру, а также психологию восприятия в Нидерландской киноакадемии в Амстердаме. Кроме того, с 1966 по 1981 год он занимал должность старшего научного сотрудника психологической лаборатории Амстердамского университета на кафедре функциональной психологии .
В 1983 году Ван Меркеркен получил премию «Золотой теленок» за короткометражный фильм « Следующий год в Холислуте», в котором он также сыграл главную роль. В фильме рассказывается о слепом человеке, путешествующем по различным ландшафтам мира по пути в Холислот , что служит метафорой для кинематографистов, зацикленных на привлекательности голливудской славы.
6 марта 1995 года Ван Меркеркен скончался в Амстердаме в возрасте 78 лет. Хотя он всегда считал себя скорее кинорежиссером, чем фотографом, его сюрреалистические фотографии 1930-х и 1940-х годов получили все большее признание после его кончины. Он остается единственным голландским фотографом той эпохи, которому удалось сделать такой значительный объем изображений, тесно связанных с международным визуальным языком сюрреализма .
Фотографии в публичных коллекциях (подборка)
[ редактировать ]- Рейксмузеум Амстердам [2]
- Стеделик-музей Амстердам [3]
- Центральный музей в Утрехте [4]
- Фото Музей Гааги [5]
- Нидерландский институт коллекций (ICN) .
- Городской архив Амстердама
- Литературный музей, Гаага
Фотография
[ редактировать ]Фотокниги (монографии)
[ редактировать ]- Эмиэль ван Меркеркен (2011), подробный обзор работ Эмиэля ван Меркеркена. Он также включает обширное эссе Минке Воса о его жизни и творчестве.
- Фотографии (1989)
- Девушки Нидерландов (1959), текст Яна Блоккера .
- Амстердам (1957) со вступительным словом Адриана Морриена .
- Репортажи в свете и тени (1947), со вступительным словом Саймона Кармигельта .
Портретные фотографии, сделанные Ван Меркеркеном.
[ редактировать ]Ван Меркеркен запечатлел множество писателей, поэтов и художников в ранний и дебютный периоды:
|
|
|
Фильмы
[ редактировать ]Все следующие (короткометражные) фильмы хранятся в Музее глазного кино в Амстердаме.
- В следующем году в Холислуте (1983). Этот фильм получил Золотого теленка за лучший короткометражный фильм в 1983 году.
- Дом Пикасьетт (1977)
- Волшебная книжка с картинками (1976)
- Чиполата Соната (1973)
- Импровизация (1972)
- Друмпалеис, Идеальный дворец лошади-почтальона ( ВПРО , 1969)
- Фейфильм 5 (ВПРО, 1967)
- Горные вершины в океане (Летние дни на Фарерских островах) (ВПРО, 1966)
- Описание икоты (1965)
- Прощай (1964)
- Исландия (1963)
- Доброе утро (1963)
- De Wadlopers (1959), показанный на Каннском кинофестивале под названием: Les Alpinistes de la Mer.
- Вальс с кукушкой (Koekoekswals) (1955)
- Чоменики (1948)
- Лаймхаус Блюз (1936–1948)
- Через 100 лет (фильм «Железнодорожный») (кинематография, 1939)
- Взгляды на зоопарк (1936: незаконченный)
- Соната (1934)
Библиография
[ редактировать ]Под псевдонимом: Эрик Тердуйн
[ редактировать ]- Ледяная принцесса (1982)
- В следующем году в Холислуте (1979)
- Домой вместе (1957)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Эмиэль ван Меркеркен, Вос, Минке, ISBN 978-9089102218
- ^ «Зекен» . Рейксмузеум . Архивировано из оригинала 29 марта 2020 г. Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Э. ван Меркеркен в Стеделикском музее. Архивировано 22 марта 2023 г.
- ^ «Центральный музей – Художественный музей Утрехта» . Центральный музей Утрехта . Архивировано из оригинала 16 марта 2020 г. Проверено 23 марта 2020 г.
- ^ Фото Музей Гааги. «Первая страница» . Фото Музей Гааги . Проверено 23 марта 2020 г.
- 1995 смертей
- Голландские режиссеры-экспериментаторы
- Режиссеры-сюрреалисты
- Голландские фотографы
- Фотографы-портретисты
- 1916 рождений
- Голландские писатели-мужчины XX века
- Голландские режиссеры документального кино
- Голландские режиссеры-документалисты
- голландские кинорежиссеры
- голландские телевизионные режиссеры
- Победители Золотого теленка