Данило Стойкович
Бата Стойкович | |
---|---|
Бата Стойкович | |
![]() Данило Стойкович на сербской марке 2007 года | |
Рожденный | Данило Стойкович 11 августа 1934 г. |
Умер | 16 марта 2002 г. Белград, СР Югославия | (67 лет)
Национальность | сербский |
Занятие | Актер |
Годы активности | 1964–2002 |
Высота | 1,73 м (5 футов 8 дюймов) |
Данило Стойкович ( сербская кириллица : Данило Стойкович ; 11 августа 1934 — 16 марта 2002), обычно прозванный Бата (Бата), был сербским театра, телевидения и кино актёром .
Многочисленные комедийные изображения государственных чиновников и персонажей рабочего класса Стойковича сделали его популярным среди сербской и бывшей югославской публики. Большинство его ролей были созданы в сотрудничестве либо с режиссером Слободаном Шиджаном , либо со сценаристом Душаном Ковачевичем , либо с обоими.
Карьера
[ редактировать ]Ранняя карьера
[ редактировать ]Стойкович родился в Белграде в 1934 году. [ 1 ] К середине 1960-х годов он стал известным театральным актером. он начал Свою карьеру в кино с полнометражного фильма 1964 года «Издайник» (букв. «Предатель»). [ 1 ]
Последовала череда ролей на телевидении и второстепенных ролей в кино, самые важные из которых были в образе отца главного героя – «Чувар плаже у зимского периода» ( «Пляжный страж зимой» , 1976), «Пас койи е волео возове» ( «Собака») . «Кто любил поезда» , 1977), будучи наиболее узнаваемыми, а также по роли в хорошо принятом критиками фильме Майстор и Маргарита ( Il Maestro e Margherita ), 1972. [ 2 ] [ 3 ]
Он также исполнил отцовскую роль в чрезвычайно популярном телешоу «Грлом у Ягоде» . Первоначально шоу вышло в эфир в 1975 году и продолжало находить свою аудиторию благодаря многочисленным повторам в 1980-х и 1990-х годах. Он также сыграл второстепенного антагониста в Горана Марковича городской классике «Национальная школа до 750 см». 3 ( Категория национального класса до 750 куб.см ), 1979 г. [ 3 ] [ 4 ]
Прорыв
[ редактировать ]Стойкович работал с режиссером Слободаном Шиджаном, который, в свою очередь, добился наибольшего успеха при работе со сценариями Душана Ковачевича. Ковачевич, талантливый драматург с особым даром к острой сатире , умел писать персонажей, которых Стойкович мог прекрасно перевести на экран. Сочетание этих трех творческих талантов привело к одним из самых запоминающихся кинематографических достижений Югославии на сегодняшний день.
Шиян, который ранее работал со Стойковичем в нескольких телевизионных постановках , дебютировал на большом экране в «Ко то тамо пева» ( «Кто там поет?» , 1980), фарсовой комедии действие которой происходит в начале Второй мировой войны в тогдашней Югославии . В сильном актерском ансамбле Стойкович отличился ролью пассажира автобуса -германофила по дороге в Белград накануне 5 апреля 1941 года - дня, когда Белград подвергся бомбардировке державами оси, что ознаменовало вступление Югославии в войну. [ 5 ] [ 6 ]
«Ко то тамо пева» имел большой успех у критиков и коммерческий успех, получив специальную награду жюри на Всемирном кинофестивале в Монреале в Канаде . [ 6 ] Успех фильма «Ко то тамо пева» открыл новые двери для Стойковича, который затем утвердил свой статус кинозвезды, сыграв ряд ролей, получивших признание критиков. Он появился в Горана Паскальевича о мрачной комедии реабилитации от « алкоголизма Посебан третман» ( «Особое лечение »), 1980. [ 7 ]
Он воссоединился с Шиджаном для еще одной высшей точки сербского кино, черной комедии Maratonci trče počasni krug ( Марафонская семья ). Этот фильм, юмористический сюжет о семье, чьему бизнесу угрожает местный бандит, стал еще одним оглушительным успехом Шияна и Стойковича и приобрел культовый статус . Он также озвучил Стромболи в сербской версии «Пиноккио» .
Марксисты, шпионы и революционеры
[ редактировать ]После пары второстепенных ролей, среди которых заслуживает некоторого упоминания его роль директора школы в комедии «Идемо дале» (букв. « Двигаясь дальше» , 1982), Стойкович поставил трио спектаклей, которые в конечном итоге закрепили за ним место в зале славы югославского актерского мастерства. Как ни странно, во всех трех ролях он будет изображать персонажа, тесно связанного с коммунистическими идеалами – или, лучше сказать, высмеивать стереотип «партийных людей» или « марксистских революционеров».
Первым был его портрет бездомного подражателя революционера Баби Пупушки в книге Шияна «Как меня систематически уничтожал » идиот (1983), рассказе о человеке, который отправляется в путешествие по самоанализу после того, как услышал По крайней мере, для него это стало шокирующим известием о Че Гевары кончине . еще одна дисфункциональная фигура отца-марксиста в элегическом произведении Горана Паскальевича » « Ускользающее лето 68-го , 1984. [ 3 ] [ 8 ]
Снова объединив свои таланты с талантами Душана Ковачевича, Стойкович показал свою лучшую роль в кино – роль стойкого сталиниста и параноика на всю жизнь в фильме «Балканский шпион» ( Balkan Spy , 1984), режиссерами которого совместно выступили Божидар Николич и сам Ковачевич. С Ковачевичем в его самых ярких проявлениях Стойкович полностью взял на себя роль бывшего политзаключенного Илии Чворовича. Критики часто выделяют эту роль как самую заметную роль Стойковича. [ 1 ]
Поздние годы и смерть
[ редактировать ]Его роль в «Балканском шпиюне» была одной из последних крупных театральных ролей Стойковича. После своих крупных успехов в начале 1980-х Стойкович сосредоточился в основном на телевидении и театре, кое-где исполняя странные второстепенные роли. Он был эффективен как в фильмах «Време чуда» (букв. «Время чудес» , 1989), так и в «Сабирни центар» ( «Коллективный центр» ), а также сыграл запоминающуюся эпизодическую роль в «Балканском экспрессе 2» (1989). Его самой известной театральной ролью была роль Луки Лабана в другой пьесе Ковачевича « Професионалац » (букв. «Профессионал»). Он играл эту роль за несколько дней до своей смерти. В интервью 2007 года его жена рассказала, что отвезла его из больницы на последние спектакли, а после спектакля вернула на больничную койку.
В 1990-х годах Стойкович сыграл эпизодическую роль в фильме «Бомбардировщик из Црни» ( «Черный бомбардировщик» , 1992), а также сыграл второстепенные роли в таких фильмах, как Эмира Кустурицы » «Подполье (1995) и Дарко Байича » «Балканские правила ( «Правила Балкан» , 1997).
По иронии судьбы, одной из его последних театральных ролей была роль православного священника – персонажа, которого, вероятно, презирали бы Баби Пупушка и Илья Чворович – в постановке Лазаря Ристовского 1999 года « Бело одело » («Белый костюм») . После этого он появился в сборнике « Proputovanje» ( «Путешествие» , 1999) и снялся в телеадаптации пьесы « Августа Стриндберга Отец» для Radio-televizija Srbije – RTS ( Otac , 2001).
Стойкович умер в Белграде 16 марта 2002 года после приступа рака легких . [ 9 ]
Награды и наследие
[ редактировать ]На протяжении всей своей жизни Стойкович был лауреатом Сербской премии за выдающиеся заслуги как за театральную ( Добричин прстен , 1990), так и за кинематографическую ( Павле Вуйисич , 1998) деятельность. После смерти он остается таким же популярным, как и при жизни, поскольку его персонажи развлекали многие поколения сербско-хорватских говорящих. Его многочисленные комедийные изображения государственных чиновников и персонажей рабочего класса сделали его популярным среди югославской публики. [ 9 ]
Избранная фильмография
[ редактировать ]Выбранное телевидение
[ редактировать ]Год | Заголовок | Роль | Примечания |
---|---|---|---|
1966 | Сегодня вечером мы импровизируем Райкина | телефильм | |
Молодые духи | Генерал Розденственский | телефильм | |
День рождения | Отец | телефильм | |
1967 | Пробисвет | Сериал; 1 серия | |
Круг с двумя | Сериал; 2 серии | ||
Ово зене после рата | телефильм | ||
Старая кола, хороший суп | телефильм | ||
1968 | Горный император | Сериал; 3 серии | |
Побег | Вершина | телефильм | |
Однажды один человек | телефильм | ||
1969 | Кобели 2 | Вита Суклетич | Сериал; 1 серия |
Рождение трудящегося народа | Бангела Кукулевич | Сериал; 2 серии | |
1971 | Вся моя жизнь за один год | Стив Баджик | Сериал; 3 серии |
1972 | Весь певец | Капитан пожарной охраны | телефильм |
1973 | Белград или трамвай до парадной двери | телефильм | |
1976 | Клубника в моем горле | Сериал; 10 серий | |
1977 | Никола Тесла | Джордж Вестингауз | Сериал; 3 серии |
1979 | Детство юности | Сериал; 3 серии | |
1980 | Рассказы Радоя Домановича | Сериал; 10 серий | |
1982 | Сиамский | Джура Митрович | ТВ-мини-сериал; 5 серий |
1983 | Учитель | портит | ТВ-мини-сериал; 7 серий |
1985 | Серебряная лиса | Кавце | телефильм |
1986 | Торжественное обязательство | Стеван | телефильм |
1996-1997 | Вверх вниз | Аврам Якшич | Сериал; 32 серии |
Выбранный фильм
[ редактировать ]Год | Заголовок | Роль | Примечания |
---|---|---|---|
1964 | Мужик из дубового леса | Стеван | |
Предатель | |||
1965 | Мужчина не имеет значения | ||
1966 | Масло | Николас | |
1968 | в разногласиях | Почта | |
1970 | Бурдуш | Родитель | |
1971 | Молодая и здоровая как роза | ||
1972 | Мастер и Маргарита | Bobov | |
1976 | Пляжный охранник зимой | Милован Пасанович - отец Драгана | |
1977 | Собака, которая любила поезда | Отец | |
1979 | Национальный класс до 750 см. 3 | Спорт | |
1980 | Специальное лечение | Стив | |
Кто там поет? | Усы | ||
1982 | Марафонцы пробежали круг почета | Лаки Топалович | |
1983 | Как меня систематически уничтожали идиоты | Папушка Свинья | |
1984 | Обманчивый 68-й год | Веселин Цветкович | |
Балканский шпион | Илья Цворович | ||
1989 | Центр сбора | Симеон | |
Балканский Экспресс 2 | Что | ||
Время чудес | Йован | ||
1992 | Черный бомбардировщик | Президент | |
1995 | Метро | Deda | |
1997 | Балканские правила | Рыбак | |
1999 | Красивая модель | Свестеник |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Станкович, Ю. (11 августа 2020 г.). «Данило Бата Стойкович – любовь к актерскому мастерству больше, чем жизнь» . danas.rs
- ^ Кинематография в СР Сербии: Библиотека документации . Институт кино (Белград, Сербия). 1972 г. до н.э. 34.
- ^ Jump up to: а б с Елача, Диана; Коланович, Маша; Лугарич, Даниела, ред. (2017). Культурная жизнь капитализма в Югославии: (пост)социализм и его другие . Спрингер. п. 170. ИСБН 9783319474823 .
- ^ Слейтер, Томас Дж. (1992). Справочник советских и восточноевропейских кинодеятелей и кинематографистов . Академик Блумсбери. п. 224. ИСБН 9780313262395 .
- ^ Мэгилл, Фрэнк Нортен (1985). Обзор кино Мэгилла, фильмы на иностранных языках, том 7 . Салем Пресс. п. 3389. ИСБН 9780893562434 .
- ^ Jump up to: а б Робертс, Джерри; Гайдос, Стивен, ред. (1995). Разговор о кино с передовой: кинематографисты обсуждают свои работы с Ассоциацией кинокритиков Лос-Анджелеса . МакФарланд и компания. стр. 287–288. ISBN 9780786400058 .
- ^ Путеводитель по фильму «Тайм-аут», том 15 . Книги о пингвинах. 2007. с. 1084.
- ^ Лутар, Бреда; Пушник, Маруша, ред. (2010). Вспоминая утопию: культура повседневной жизни в Социалистической Югославии . Издательство «Новая Академия», ООО. п. 209. ИСБН 9780984406234 .
- ^ Jump up to: а б «Некрологи» . Вашингтон Пост . 18 марта 2002 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1934 рождения
- 2002 смертей
- Актеры-мужчины из Белграда
- Сербские актеры-мужчины 20-го века
- Победители Золотой арены
- Сербские актеры-мужчины XXI века
- Сербские киноактеры-мужчины
- Сербские актеры театра мужского пола
- Сербские телевизионные актеры мужского пола
- Сербские актеры озвучивания мужского пола
- Лауреаты Кольца Добрицы
- Смертность от рака легких в Сербии
- Похороны на Новом кладбище Белграда.