Дворец Диоклетиана
Исторический комплекс Сплита с дворцом Диоклетиана | |
---|---|
Родные имена Хорватский : исторический центр города Сплит с дворцом Диоклетиана. Латинское : Дворец Диоклетиана. | |
![]() Вид на Перистиль (центральную площадь дворца) в сторону входа в покои Диоклетиана. | |
Расположение | Сплит, Хорватия |
Координаты | 43°30′30″ с.ш. 16°26′24″ в.д. / 43,50833° с.ш. 16,44000° в.д. |
Построен | 4 век нашей эры |
Тип | Культурный |
Критерии | Да, iii, iv |
Назначен | 1979 г. (3-я сессия ) |
Справочный номер. | 97 |
Область | Европа |
Официальное название | Дворец Диоклетиана |
Дворец Диоклетиана ( хорватский : Dioklecijanova palača , произносится [diɔklɛt͡sijώːnɔʋa pǎlat͡ʃa] , латынь : Palatium Diocletiani ) был построен в конце третьего века нашей эры как резиденция римского императора Диоклетиана , и сегодня составляет около половины старого города Сплит, Хорватия . Хотя его называют «дворцом» из-за его предполагаемого использования в качестве пенсионной резиденции Диоклетиана, этот термин может вводить в заблуждение, поскольку сооружение массивное и больше напоминает большую крепость: около половины его предназначалось для личного пользования Диоклетиана, и в остальных размещался военный гарнизон.
Комплекс был построен на полуострове в шести километрах (3,7 миль) к юго-западу от Салоны , бывшей столицы Далмации , одного из крупнейших городов поздней империи с населением 60 000 человек и места рождения Диоклетиана. Рельеф вокруг Салоны плавно спускается к морю и представляет собой типичный карст , состоящий из невысоких известняковых хребтов, идущих с востока на запад, с мергелем в расщелинах между ними. Сегодня остатки дворца являются частью исторического ядра Сплита, который в 1979 году был внесен в список ЮНЕСКО Всемирного наследия .
История
[ редактировать ]Диоклетиан приказал построить сильно укрепленный комплекс недалеко от своего родного города Спалатум, готовясь к выходу на пенсию 1 мая 305 года нашей эры. [ 1 ] Место было выбрано недалеко от Салоны , административного центра Далмации , на южной стороне небольшого полуострова. Судя по данным римской карты (известной по средневековой пергаментной копии Tabula Peutingeriana ), в этой бухте уже существовало поселение Спалатум, остатки и размеры которого до сих пор не установлены.

Начало строительства дворца Диоклетиана точно не установлено. Предполагается, что это началось около 295 г., после введения Тетрархии ( правила четырех). Однако спустя десять лет после этого решения, когда Диоклетиан отрекся от престола в 305 году, дворец, похоже, все еще не был завершен, и есть признаки того, что некоторые работы велись во время пребывания императора во дворце. Неизвестно, по чьим архитектурным идеям был построен дворец и кто были его строителями. Комплекс был создан по образцу римских фортов эпохи III века, примеры которых можно увидеть в липах , таких как плацдармовый форт Каструм Дивития через Рейн от Кельна . [ 2 ]
Однако выгравированные греческие имена Зотикос и Филотас, а также многие греческие буквы указывают на то, что ряд строителей были родом из восточной части империи, т. е. Диоклетиан привез с собой мастеров с Востока. Тем не менее, большая часть рабочей силы, вероятно, была местного происхождения. Основные материалы пришли из непосредственной близости. Белый известняк поступает из Брача и некоторых районов Сегета недалеко от Трогира ; туф добывали в близлежащих руслах рек, а кирпичи производили в Спалатуме и других мастерских, расположенных неподалеку.
В Карнунтуме люди умоляли Диоклетиана вернуться на престол, чтобы разрешить конфликты, возникшие в результате прихода к власти Константина и узурпации Максенция. [ 3 ] Диоклетиан ответил знаменито:
Если бы вы могли показать вашему императору капусту, которую я посадил собственными руками, он бы точно не посмел предложить мне заменить покой и счастье этого места бурями никогда неудовлетворенной жадности. [ 4 ]
Это была ссылка на императора, который удалился в свой дворец, чтобы выращивать капусту .
Диоклетиан прожил еще четыре года, проводя дни в садах своего дворца. Он видел, как его тетрархическая система потерпела крах, раздираемая эгоистическими амбициями его преемников. Он слышал о третьем притязании Максимиана на трон, о его насильственном самоубийстве и о его Damnatio Memoriae . В его дворце были снесены и уничтожены статуи и портреты его бывшего компаньона-императора. Глубоко в отчаянии и болезни Диоклетиан, возможно, покончил жизнь самоубийством . Он умер 3 декабря 312 года. [ 5 ] [ 6 ] [ Примечание 1 ]
Со смертью Диоклетиана жизнь дворца не закончилась, и он оставался императорским владением римского двора, предоставляя приют изгнанным членам императорской семьи. В 480 году император Юлий Непот был убит одним из своих солдат, как сообщается, зарезан на своей вилле недалеко от Салоны. [ 7 ] Поскольку дворец Диоклетиана находился в этом районе, возможно, это было то же самое здание.
Его вторая жизнь пришла, когда Салона была в значительной степени разрушена во время вторжений аваров и славян в VII веке, хотя точный год разрушения до сих пор остается открытым спором между археологами. Часть изгнанного населения, ставшего теперь беженцами, нашла приют внутри крепких стен дворца, и вместе с ними началась новая, организованная городская жизнь. [ 8 ] С тех пор дворец постоянно был занят, жители строили свои дома и предприятия в подвале дворца и прямо в его стенах. [ 9 ] Церковь Святого Мартина является примером этой тенденции. Сегодня в стенах все еще можно найти множество ресторанов и магазинов, а также некоторые дома.
В период свободной средневековой коммуны, между XII и XIV веками, произошло большее архитектурное развитие, когда многие средневековые дома заполняли не только римские постройки, но и большую часть свободного пространства улиц и доков. Также в этот период было завершено строительство романской колокольни собора Святого Домния , которая занимает здание, первоначально возведенное как храм Юпитера, а затем использовавшееся как мавзолей Диоклетиана. [ 10 ]
После Средневековья дворец был практически неизвестен в остальной Европе, пока шотландский архитектор Роберт Адам не обследовал руины. Затем, с помощью французского художника и антиквара Шарля-Луи Клериссо и нескольких рисовальщиков, Адам опубликовал «Руины дворца императора Диоклетиана в Спалатро в Далмации» (Лондон, 1764 г.). [ 11 ]
Дворец Диоклетиана послужил источником вдохновения для нового стиля неоклассической архитектуры Адама. [ 12 ] а публикация обмерных чертежей впервые внесла его в дизайнерский словарь европейской архитектуры. Несколько десятилетий спустя, в 1782 году, французский художник Луи-Франсуа Кассас создал рисунки дворца, опубликованные Жозефом Лавалле в 1802 году в хрониках его путешествий. [ 13 ]
Сегодня дворец со всеми важнейшими историческими постройками хорошо сохранился в центре города Сплит, второго по величине города современной Хорватии. Дворец Диоклетиана далеко превосходит местное значение из-за степени сохранности. Дворец является одним из самых известных и полных архитектурных и культурных объектов на хорватском побережье Адриатического моря. Будучи наиболее полными в мире остатками римского дворца, он занимает выдающееся место в средиземноморском, европейском и мировом наследии.
Культурное наследие
[ редактировать ]
В ноябре 1979 года ЮНЕСКО в соответствии с международной конвенцией о культурном и природном наследии приняла предложение о включении исторического города Сплит, построенного вокруг дворца, в реестр всемирного культурного наследия . [ 14 ]
В ноябре 2006 года городской совет решил разрешить строительство более двадцати новых зданий на территории дворца (включая торговый и гаражный комплекс), хотя дворец был объявлен объектом Всемирного наследия . Говорят, что это решение было политически мотивированным и во многом обусловлено лоббированием со стороны местных застройщиков. Как только общественность в 2007 году узнала о проекте, она подала петицию против этого решения и выиграла. Никаких новых зданий, торговых центров и подземных гаражей построено не было.
Всемирный фонд памятников работает над проектом консервации дворца, включая обследование структурной целостности, очистку и восстановление камня и штукатурки.
Дворец был изображен на реверсе хорватской банкноты номиналом 500 кун , выпущенной в 1993 году. [ 15 ] [ 16 ]
Архитектура
[ редактировать ]
План дворца представляет собой неправильный прямоугольник размером на восток: 214,97 м, север: 174,74 м, юг: 181,65 м (с учетом рельефа местности), с шестнадцатью башнями, выступающими из западного, северного и восточного фасадов на фасадах, обращенных к материк. По углам площади расположены четыре башни, придающие дворцу характер легионерских фортов, подобных тем, что на Дунае . [ 17 ]
Две из шести восьмиугольных башен первого этажа были обрамлены тремя лестничными входами, причем шесть прямоугольных первых этажей прямоугольного этажа находились между углом и восьмиугольным. На сегодняшний день сохранились три угловые башни (кроме юго-западной) и лишь остатки восьмиугольной и прямоугольной. Три хорошо сохранившиеся площадки архитектурно фрагментированы, особенно северная, которая была основным подъездом со стороны Салоны . Южные, приморские ворота , небольшие, простые и хорошо сохранившиеся. Фасадные стены дворца в нижней части массивны и просты, без проемов, а в верхней части имеют большие арки, обращенные к земле, т. е. на западном, северном и восточном фасадах. Подземные части дворца украшены каменной кладкой с цилиндрическими сводами .
Наружные стены
[ редактировать ]Неукрепленным оказался только южный фасад, возвышавшийся прямо над морем или совсем рядом с ним. Сложная архитектурная композиция аркадной галереи ее верхнего этажа отличается от более строгой обработки трех береговых фасадов. Монументальные ворота посередине каждой стены вели в закрытый двор. Южные «Морские ворота» ( Porta Meridionalis ) были проще по форме и размерам, чем три других, и считается, что первоначально они предназначались либо для личного доступа императора к морю, либо для служебного входа для припасов.
Северные ворота
[ редактировать ]Porta septemtrionalis («северные ворота») — одни из четырех главных римских ворот дворца. Первоначально главные ворота, через которые император входил в комплекс, ворота находятся на дороге на север, в сторону Салоны , тогдашней столицы. римской провинции Далмация и места рождения Диоклетиана. Вероятно, это ворота, в которые вошел император после своего отречения от императорского престола 1 мая 305 года. [ 18 ] церковь Святого Мартина Сегодня над воротами находится VII века, открытая для публики.

Восточные ворота
[ редактировать ]Porta Orientalis («Восточные ворота») [ 19 ] — одни из четырех главных римских ворот дворца. Первоначально это были второстепенные ворота, но они обращены на восток, в сторону римского города Эпетия, сегодня Стобреч . [ 20 ] Вероятно, примерно в VI веке, над воротами в сторожевом коридоре, небольшая церковь, посвященная святому Аполинару. [ 21 ] был построен. Это совпало с тем, что комплекс увидел приток беженцев из отдаленных общин; подобные церкви находились над Золотыми воротами , Железными воротами и Бронзовыми воротами . Структура этой части стены и сама дверь позже были включены в различные здания в последующие столетия, например, в церковь Душица, разрушенную во время Второй мировой войны. [ 19 ]
Западные ворота
[ редактировать ]Porta Occidentalis («западные ворота») [ 22 ] — одни из четырех главных римских ворот дворца. Первоначально это были военные ворота, через которые в комплекс входили войска, но эти ворота — единственные, которые постоянно используются до сих пор. Во время гонений при Феодосии I с ворот была снята рельефная скульптура Ники , римской богини Победы (стоявшая на перемычке), позднее, в V веке, христиане выгравировали Крест . на ее месте [ 22 ] [ 23 ] В VI веке над воротами построена небольшая церковь, посвященная Святой Теодоре . [ 24 ] Это совпало с появлением в комплексе притока беженцев из отдаленных общин. Подобные церкви находились над Золотыми , Серебряными и Бронзовыми воротами .
Южные ворота
[ редактировать ]Porta Meridionalis или «южные ворота» — меньшие из четырех главных римских ворот дворца. Первоначально это были морские ворота, через которые император въезжал в комплекс на лодке через подвальные помещения Императорского дворца.
Внутренняя планировка
[ редактировать ]Дизайн заимствован как у вилл, так и у каструмов , и эта двойственность также очевидна в планировке интерьера. Поперечная дорога ( декуманус ), соединявшая Восточные ворота и Западные ворота, делила комплекс на две половины.
Южная половина
[ редактировать ]
В южной половине были более роскошные постройки, чем в северной части; в их число входили общественные, частные и религиозные здания, а также апартаменты императора .
Квартира императора
[ редактировать ]образовывали Покои императора квартал вдоль набережной, с внешней квадратной и круглой планировкой, с куполом. Оттуда подходили к покою императора, протянувшемуся на 40 м в глубину вдоль всего южного фасада; на верхнем этаже он сохранился лишь частично, но его перенесенные подконструкции первого этажа, непосредственно несущие его, сохранились почти полностью, поэтому общую планировку и внешний вид верхних помещений можно увидеть с учетом совпадения планов верхнего и нижнего этажей. . На западной стороне верхнего этажа сохранились остатки купольного зала и двух залов с апсидами, а на восточной стороне — части восьмиугольной столовой ( триклиния ) с тремя залами с крестообразной планировкой. Стена Западного Крестового зала сохранилась во всю высоту. Помещение Диоклетиана было соединено между собой длинной комнатой вдоль южного фасада (криптопортикус). [ 25 ] из которого через 42 окна и 3 балкона открывался вид на море. Недавно к северу от покоев Императора были обнаружены две бани: одна примыкала к западу, а другая к восточным залам. Хотя на протяжении многих столетий здание было почти полностью заполнено мусором, большая часть основания хорошо сохранилась и указывает на первоначальную форму и расположение комнат наверху.
Вестибюль
[ редактировать ]Ротонда, которая когда-то была первой частью императорского коридора во дворце, который вел через перистиль к императорским покоям. [ 26 ] Дворца.
Дворцовые подвалы
[ редактировать ]
, расположенные ниже императорских покоев, Подвалы дворца Диоклетиана представляют собой комплекс подстроек, расположенных в южной части дворца. [ 27 ] которые представляют собой один из наиболее хорошо сохранившихся древних комплексов такого рода в мире. [ 28 ]
Перистиль
[ редактировать ]Монументальный двор Перистиль образовывал северный доступ к императорским покоям перед вестибюлем. Он также давал доступ к мавзолею Диоклетиана на востоке (сегодня Собор Святого Домния ) и к трем храмам на западе (два из которых сейчас утеряны, а третий, первоначально бывший храмом Юпитера , стал баптистерием). К западу от перистиля также находится храм под названием «Храм Эскулапа» с полуцилиндрической крышей, построенной из каменных блоков, которая не протекала до 1940-х годов, когда ее покрыли свинцовой крышей. Недавно храм был отреставрирован.
Северная половина
[ редактировать ]Северная половина дворца, разделенная на две части главной улицей с севера на юг ( cardo ), ведущей от Золотых ворот ( Porta aurea ) к перистилю, сохранилась хуже. Обычно предполагается, что каждая часть представляла собой жилой комплекс, в котором размещались солдаты, прислуга и, возможно, какие-то другие помещения.
Улицы и пристройки
[ редактировать ]Обе части дворца, по-видимому, были окружены улицами. [ 14 ] ведущий к периметру стены через прямоугольное здание (возможно, хранилище магазинов). [ сомнительно – обсудить ]
Строительные материалы
[ редактировать ]
Дворец построен из белого местного известняка и мрамора высококачественного , большая часть которого была добыта в мраморных карьерах Брача на острове Брач , из туфа, взятого из русел близлежащих рек, а также из кирпича, изготовленного на Салонитанском и других заводах. Некоторые материалы для отделки были импортированы: из египетского гранита колонны , прекрасный мрамор для облицовки и некоторые капители, изготовленные в мастерских Проконнеса .
Египетские сфинксы
[ редактировать ]Дворец был украшен многочисленными 3500-летними гранитными сфинксами , происходящими из этого места. [ сомнительно – обсудить ] египетского фараона Тутмоса III . Лишь трое пережили столетия. Один до сих пор находится в Перистилии, второй сидит без головы перед храмом Юпитера , а третий хранится в городском музее.
Место съемок
[ редактировать ]Дворец Диоклетиана использовался как локация для съемок четвертого сезона сериала HBO « Игра престолов» . [ 29 ] Во дворце также проходили съемки 31-го сезона CBS « реалити-шоу Удивительная гонка» . [ 30 ] [ 31 ]
Галерея
[ редактировать ]Внешние территории комплекса
[ редактировать ]- Внешние территории комплекса
-
Дворец Диоклетиана.
-
Перистиль дворца.
-
Дворец Диоклетиана.
-
Дворцовый дом.
-
Подземный сад дворца Диоклетиана.
-
Укрепления дворца.
Виды на внешний вид комплекса
[ редактировать ]- Виды на внешний вид комплекса
-
Вид на дворец с южной стороны.
-
Вид с воздуха на дворец Диоклетиана в городе Сплит (2012 г.).
-
Северная стена дворца.
-
Золотые ворота, северные ворота дворца.
Золотые ворота
[ редактировать ]- Золотые ворота
-
Порта Ауреа (фрагмент) в 2013 году.
-
Ворота Ауреа , план этажа.
-
Золотые ворота.
-
Вид на Золотые ворота ок. 1910 г., фото Э. Эбрара и Ж. Цейлера, Спалато, Дворец Диоклетена, Париж, 1912 г.
Диаграммы и реконструкции
[ редактировать ]- Диаграммы и реконструкции
-
Модель дворца в исходном состоянии.
-
Реконструкция Фарлатии.
-
Генеральный план Сплита 1912 года.
-
Изображение фасада дворца Теодориха Великого из Равенны на мозаике базилики Сант-Аполлинаре Нуово.
Храм
[ редактировать ]- Храм
-
Реконструкция храма Юпитера (ныне церковь Св. Иоанна).
-
Рисунок-реконструкция Э. Эбрара в разрезе, показывающий сводчатый интерьер храма.
-
Гранитный сфинкс Рамзеса II. Ему 3500 лет, он происходит с места пребывания фараона Тутмоса III. Двух других сфинксов можно найти в Храме Юпитера во дворце Диоклетиана и в Музее Сплита.
Мавзолей
[ редактировать ]- Мавзолей
-
3D mausoleum cross-section.
-
План мавзолея.
-
Фасад мавзолея.
-
Столб мавзолея, рухнувший рисунок.
-
Внутренний вид купола Мавзолея: видны кирпичные ключи свода.
Церковь/Собор
[ редактировать ]- Церковь/Собор
-
Колокольня Сплитского собора .
-
Внутреннее изображение церкви Святого Мартина с видом на экран алтаря (июнь 2013 г.).
Подвалы и подземный комплекс дворца
[ редактировать ]- Подвалы и подземный комплекс дворца
-
Вестибюль, ведущий в подвалы дворца.
-
Подвалы дворца Диоклетиана
-
Подвалы дворца Диоклетиана подобны перистилю (вверху) месту частых явлений.
-
Часть подземного дворцового комплекса.
-
Восточное крыло подземного комплекса.
См. также
[ редактировать ]- Список римских куполов
- Красный перистиль (акт городского вмешательства, совершенный на главной площади дворца)
- Акведук Диоклетиана
- Римская архитектура
- Марьян, Сплит
Примечания
[ редактировать ]- ^ Диапазон дат, предложенных для смерти Диоклетиана, простирался от 311 до 318. До недавнего времени предпочтение отдавалось дате 3 декабря 311 года; однако отсутствие Диоклетиана на монетах Максенция « AETERNA MEMORIA » указывает на то, что он был жив до поражения Максенция в октябре 312 года. Учитывая, что Диоклетиан умер к моменту смерти Максимиана Дайи в июле 313 года, это было утверждал, что правильной датой его смерти было 3 декабря 312 г. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фик Мейер (2004) Императоры не умирают в постели с. 114
- ^ Диксон, Карен Р. и Саузерн, Пэт. Позднеримская армия с. 34
- ^ Барнс, Константин и Евсевий , 31–32; Ленский, 65 лет; Одал, 90.
- ^ Аврелий Виктор, Воплощение Цезарей 39.6.
- ^ Jump up to: а б Накамура, Байрон Дж. (июль 2003 г.). «Когда умер Диоклетиан? Новые доказательства старой проблемы». Классическая филология . 98 (3): 283–289. дои : 10.1086/420722 . JSTOR 420722 . S2CID 161249335 .
- ^ Барнс, Константин и Евсевий , 41.
- ^ Вильгельм Энсслин , «Юлий Непот», в Paulys Realencyclopädie der classicische Altertumswissenschaft , том XVI, 2 (1935), стр. 1505–1510.
- ^ Чарльз Джордж Герберманн, Католическая энциклопедия: международный справочник (1913). См. также Константин VII Багрянородный, De adminiстрандо империо ; Греческий текст под редакцией Гая. Моравчик; Английский перевод Р.Дж. Дженкинса. преподобный, Центр византийских исследований в Думбартон-Оксе, 1967, 1985; и Томае Архидиакони (архидиакон Фома Сплитский), Spalatensis Historia Salonitanorum atque Spalatinorum pontificum ( История епископов Салоны и Сплита ). Дамир Карбич, Мирьяна Матиевич Сокол, Ольга Перич и Джеймс Росс Суини, ред. Будапешт: CEU Press (2006).
- ^ Дворец Диоклетиана Хорватия Путешественник
- ^ «Как протекает жизнь в разрушенном римском дворце» . Журнал «Аполлон» . 22 декабря 2016 года . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ Текст на Archive.org; Текст в Смитсоновском институте; Текст в Университете Висконсина
- ↑ Хоган, К. Майкл, «Дворец Диоклетиана» , Мегалитический портал, изд. А. Бернэма, 6 октября 2007 г.
- ^ Живописное и историческое путешествие по Истрии и Далмации, написанное по мотивам маршрута Л. Ф. Кассаса Жозефа Лавалле (Париж, 1802 г.).
- ^ Jump up to: а б «Дворец Диоклетиана» . W3.mrki.info . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ «Особенности банкнот куна» . Архивировано из оригинала 6 мая 2009 года . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ «500 кун» . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Диксон, Карен Р. и Саузерн, Пэт. Позднеримская армия с. 143
- ^ «Золотые ворота в Сплите» . Путовница.нет . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Сплит.хр | Сребрна врата» . сплит.hr . Архивировано из оригинала 19 января 2019 года . Проверено 28 июня 2019 г.
- ^ Шушняр, Богдан, Вилла Диоклетиана в Сплите, с. 74-е место
- ^ «Серебряные ворота в Сплите | Путеводители на Putovnica.net» . putovnica.net . Проверено 28 июня 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Сплит – Железные ворота» . Посетитеisplit.com .
- ^ Приятель, Круно, Памятники Сплита и окрестностей, с. 34.
- ^ «Министерство культуры Республики Хорватия — КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ — Реестр культурных ценностей» . Архивировано из оригинала 3 июня 2020 года . Проверено 2 июля 2019 г.
- ^ «Сплит – Вестибюль» . Посетитеsplit.com . Проверено 17 февраля 2022 г.
- ^ «Вестибюль | Достопримечательности Сплита, Хорватия» . Lonelyplanet.com .
- ^ «Подвал дворца Диоклетиана, Сплит» . Absolute-croatia.com .
- ^ «Сплит – Подструктуры» . Посетитеsplit.com .
- ^ «День 72: Съемки во дворце Диоклетиана и Жрновнице» . WinterIsComing.net . 27 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 25 марта 2014 года . Проверено 26 апреля 2014 г.
- ^ Рогуль, Даниэла (13 июня 2019 г.). «Давайте разделимся: удивительная гонка открывает Хорватию в 31 сезоне (ВИДЕО)» . Всего новостей Хорватии . Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 года . Проверено 31 декабря 2019 г.
- ^ Макларен, Хантер (13 июня 2019 г.). «Звезды Джексона на YouTube «Удивительные гонки» Тайлер Окли и Кори Куль берут на себя главную роль» . Стенд газет . Проверено 31 декабря 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вайцманн, Курт , изд., Эпоха духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство, третий-седьмой века , вып. 104, 1979, Метрополитен-музей , Нью-Йорк, ISBN 9780870991790 ; полный текст доступен в Интернете в библиотеках Метрополитен-музея.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Дома, построенные в IV веке
- Древнеримские здания и сооружения в Хорватии
- Объекты всемирного наследия в Хорватии
- Дворцы в Хорватии
- Здания и сооружения в Сплите, Хорватия
- Королевские резиденции в Хорватии
- Диоклетиан
- Заведения IV века в Римской империи
- Городские стены в Хорватии
- Заведения в Далмации (Римская провинция)
- Туристические достопримечательности в Сплите