Анри Годье-Бжеска
Анри Годье-Бжеска | |
---|---|
![]() Автопортрет , 1913 год. | |
Рожденный | Анри Годье 4 октября 1891 г. Сен-Жан-де-Брэ, недалеко от Орлеана , Франция. |
Умер | 5 июня 1915 г. Невиль-Сен-Вааст , Франция | ( 23 года
Известный |
|
Движение | Вортицизм |
Анри Годье-Бжеска (урожденный Годье ; 4 октября 1891 г. - 5 июня 1915 г.) [ 1 ] французский художник и скульптор, разработавший грубый, примитивный стиль прямой резьбы .
Биография
[ редактировать ]Анри Годье родился в Сен-Жан-де-Брэ недалеко от Орлеана . В 1910 году он переехал в Лондон, чтобы стать художником, хотя формального образования у него не было. С ним пришла Софи Бжеска , [ 2 ] польский писатель, вдвое старше его, которого он встретил в Библиотеке Святой Женевьевы в Париже и с которым у него завязались интенсивные отношения, присоединив ее фамилию, хотя они никогда не были женаты. (По словам Джима Ида, соединение их имен никогда не было чем-то большим, чем личной договоренностью.) В это время его противоречивое отношение к искусству иллюстрируется тем, что он написал доктору Ульмайру, с которым он жил в прошлом году: [ 1 ]
«Когда я сталкиваюсь с красотой природы, я уже не чувствителен к искусству, но в городе я ценю его бесчисленные преимущества — чем больше я ухожу в леса и поля, тем более недоверчивым я становлюсь к искусству и желаю всей цивилизации дьявол; чем больше я брожу среди грязи и пота, тем лучше я понимаю искусство и люблю его; стремление к нему становится моей кричащей потребностью».

Он разрешил эти сомнения, занявшись скульптурой, вдохновленный своим отцом-плотником. Оказавшись в Англии, Годье-Бжеска присоединился к вортицизма движению Эзры Паунда и Уиндема Льюиса , став одним из основателей Лондонской группы . Подпав под влияние Якоба Эпштейна в 1912 году, он начал верить, что скульптура должна оставить позади высокозаконченный, отполированный стиль Древней Греции и использовать более приземленную прямую резьбу, при которой следы инструментов остаются видимыми на окончательной работе. отпечаток пальца художника. Отказавшись от своего раннего увлечения Огюстом Роденом , он вместо этого начал изучать внеевропейские произведения искусства, находящиеся в Британском музее и Музее Виктории и Альберта . Поскольку он не мог позволить себе сырье, необходимое для реализации проектов такого масштаба, как произведения Эпштейна, вдохновленные Индией и Ассирией, он сначала сосредоточился на жанрах миниатюрной скульптуры, таких как японский нэцкэ, прежде чем у него появился интерес к работам из Западной Африки и Тихоокеанские острова . [ 3 ]


В 1913 году он помогал с иллюстрациями к Холдейна Макфолла книге «Великолепное путешествие» вместе с Клодом Ловатом Фрейзером и Эдвардом Гордоном Крейгом . В 1913 году Анри Годье-Бжеска познакомился с Альфредом Вольмарком, еврейским художником, и смоделировал бронзовый бюст молодого художника, и они остались близкими друзьями.
На стиль рисования Годье-Бжески повлияла китайская каллиграфия и поэзия, которые он открыл для себя в «Эзуверситете», неофициальном месте преподавания Эзры Паунда. Взаимодействие Паунда с работами Эрнеста Феноллосы о китайцах привело молодого скульптора в галереи восточного искусства, где он изучил идеограмму и применил ее в своем искусстве. Годье-Бжеска обладал способностью несколькими ловкими штрихами передать сущность предмета. Его рисунки также показывают влияние кубизма .
В начале Первой мировой войны Годье-Бжеска записался во французскую армию . Судя по всему, он сражался, мало заботясь о собственной безопасности, получив награду за храбрость, прежде чем был убит в окопах у Невиль-Сен-Вааст . Во время службы в армии он вылепил фигурку из приклада винтовки, отнятой у немецкого солдата, «чтобы выразить более мягкий порядок чувств». [ 4 ]
Отношения с Софи Бжеской
[ редактировать ]Годье познакомился с Софи Бжеской , бывшей польской гувернанткой вдвое старше его, когда ему было всего 18. Годье был художником, а Бжеска — писателем. Было выпущено несколько книг о творчестве Годье, но только книга 1931 года «Дикий Мессия» Х.С. Эде (Джим Эде) фокусируется на этих отношениях. В пьесе Уны Флетт 1985 года под названием «Зосенька » исследуются их отношения и возрастные различия. [ 5 ] В работах Эде Бжеска была представлена скорее как компаньонка, а ее отношения с Годье напоминали созависимость, поскольку оба страдали явными проблемами психического здоровья . Анри был предан Софи, даже взял ее фамилию как свою, но Софи часто пренебрежительно и холодно относилась к романтическим предложениям Анри (действительно, по словам Эде, они либо никогда не занимались сексом, либо занимались только один или два раза, либо делали это редко). Они часто были в разлуке, и Софи покупала Анри проституток для его удовольствия, вместо того, чтобы поддерживать с ним отношения.
Бжеска часто не упоминается в описаниях жизни Годье. Даже сам «Дикий Мессия» фокусируется на художнике, а Бжеска вызывает очень мало интереса. Однако фильм Кена Рассела 1972 года по книге меняет акцент на отношениях Софи и Анри Годье.
После его смерти Софи Бжеска обезумела и в конце концов умерла в приюте в 1925 году.
Наследие
[ редактировать ]
Джим Иде купил значительную часть работ Годье-Бжески в поместье Софи Бжески после того, как она умерла, не оставив завещания. В ее поместье было множество писем, отправленных между Анри и Софи. Эде использовал их в качестве основы для своей книги «Дикий Мессия» о жизни и творчестве Годье-Бжески, которая, в свою очередь, стала основой Кена Рассела одноименного фильма . В заключении фильма рассматриваются многие из его скульптур и полностью демонстрируется, какое великое искусство он создал за свою короткую жизнь.
Несмотря на то, что у него было всего четыре года на развитие своего искусства, Годье-Бжеска оказал удивительно сильное влияние на модернистскую скульптуру 20-го века в Англии и Франции. Его работы находятся в постоянных коллекциях галереи Тейт , Кеттлс-Ярд , Художественного музея Принстонского университета . [ 6 ] Гарвардские художественные музеи , [ 7 ] университета Музей искусств Мичиганского , [ 8 ] Музей современного искусства , [ 9 ] Филадельфии Художественный музей , [ 10 ] Музей Виктории и Альберта , [ 11 ] Музей изящных искусств, Будапешт , [ 12 ] Музеи изящных искусств Сан-Франциско , [ 13 ] Метрополитен -музей , [ 14 ] библиотека Хантингтона , [ 15 ] Музей изящных искусств, Бостон , [ 16 ] Национальный музей современного искусства в Париже, Музей изящных искусств Орлеана и другие.
С 30 сентября 2010 года по 2 января 2011 года в Художественном музее Нэшера при Университете Дьюка с 30 сентября 2010 года по 2 января 2011 года прошла выставка под названием «Вортицисты : художники-бунтовщики в Лондоне и Нью-Йорке, 1914–1918» , на которой были представлены его работы. [ 17 ]
Отношения Анри Годье и Софи Бжески были воплощены в спектакле « Смеющаяся женщина» .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Эде, HS (1931). Дикий Мессия . Лондон, Великобритания: Хайнеманн. OCLC 1655358 .
- ^ «Софи Бжеска» . Графика Меркурия . Архивировано из оригинала 16 июля 2011 года . Проверено 20 октября 2010 г.
- ^ Эроусмит, Руперт Ричард (2010). Модернизм и музей: азиатское, африканское и тихоокеанское искусство и лондонский авангард . Издательство Оксфордского университета . пассим . ISBN 978-0-19-959369-9 .
- ^ Годье-Бжеска, Анри (1915). «Вихрь (Написано из окопов)» . Взрыв . № 2. с. 34.
- ^ Книги в Шотландии, выпуски 19–29 . Рамзи Хэд Пресс. 1985. с. 1.
- ^ «Анри Годье-Бжеска» . Художественный музей Принстонского университета . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Идиот» . Гарвардские художественные музеи . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Обмен: Черепаха» . Музей искусств Мичиганского университета . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Анри Годье-Бжеска. Рабочий (Мужчина в кепке). 1912» . Музей современного искусства . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Объект коллекции: Торс» . Художественный музей Филадельфии . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Дизайн текстиля и обоев: Годье-Бжеска, Анри» . Музей Виктории и Альберта . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Набросок животных» . Музей изящных искусств, Будапешт . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Анри Годье-Бжеска» . Музеи изящных искусств Сан-Франциско . 21 сентября 2018 года . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Борцы, ок. 1914 г.» . Метрополитен-музей . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Портрет Клода Ловата Фрейзера» . Библиотека Хантингтона, Художественный музей и Ботанический сад . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Борцы» . Музей изящных искусств . Проверено 12 марта 2021 г.
- ^ «Вортицисты: художники-бунтовщики в Лондоне и Нью-Йорке, 1914-18» . Художественный музей Нашера . 2010. Архивировано из оригинала 7 марта 2013 года . Проверено 17 сентября 2010 г.
Источники
[ редактировать ]- Паунд, Эзра (1916). Годье-Бжеска: Мемуары . Лондон, Великобритания: Джон Лейн . (Перепечатано в 1970 г., Нью-Йорк: Новые направления, ISBN 0-8112-0527-4 ) - Мемуары о времени Паунда с Годье-Бжеской, включая письма и фотографии скульптур.
- «Мы, современники»: Годье-Бжеска и рождение современной скульптуры . Кембридж, Великобритания: Чайный двор . 2007. ISBN 1-904561-22-5 . — Каталог одноименной выставки.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Работы Анри Годье-Бжески или о нем в Интернет-архиве
- «Анри Годье-Бжеска 1891–1915» . Папа .
- «TateShots: Альбом для рисования Годье-Бжески» . Папа . 2011.
- 1 произведение Анри Годье-Бжески или после него на Art UK сайте
- «Предыстория фильма «Дикий Мессия » .
- «Статья о фильме Анри Годье-Бжески и Кена Рассела» .
- Анри Годье-Бжеска в американских публичных коллекциях, на сайте Французской переписи скульптуры.
- «Письма, написанные Анри Годье-Бжеской» . Имперский военный музей .