Прощай, разум
![]() | |
Автор | Пол Фейерабенд |
---|---|
Язык | Английский |
Предметы | История науки Эпистемология древняя философия |
Издатель | Новые левые книги |
Дата публикации | 1987 |
Тип носителя | Печать ( в твердом переплете и в мягкой обложке ) |
Страницы | 327 |
ISBN | 0860918963 |
Предшественник | Наука как искусство |
С последующим | Три диалога о знаниях |
«Прощай, разум» — книга австрийского философа науки Пауля Фейерабенда, вышедшая в 1987 году . Книга включает в себя несколько переизданных эссе, опубликованных в других изданиях, а также издательством Verso Books, которое также опубликовало книгу « Против метода и науки в свободном обществе» . Основная цель книги — проследить исторические истоки «рационализма» и привести доводы в пользу версии релятивизма и культурного разнообразия .
Переводы
[ редактировать ]«Прощание с разумом» переведено на множество языков: [1]
- Испанский перевод Хосе Р. де Риверы: Прощай, разум , Tecnos: Мадрид, 1984, 300 стр.
- Французский перевод Бодуэна Жюрдана: Adieu à la raison , Seuil: Paris 1989, 373 стр.
- Немецкий перевод Юргена Блазиуса: Ошибки разума , Suhrkamp: Frankfurt am Main, 1989, 471 стр. Перепечатано в 1990 г.
- Итальянский перевод Марчелло Д'Агостино: Прощай, разум , Армандо: Рим, 1990, 320 стр.
- Японский перевод: Risei yo saraba, Hoseidaigakushuppankyoku : Tokyo 1992, 34+399 стр.
- Португальский перевод: Прощай, разум , UNESP: Сан-Паулу, 2010, 399 стр.
Книга переиздавалась в 1988, 1990, 1993, 1994, 1996 и 1999 годах. [2] Было выпущено второе издание с новым предисловием Фейерабенда.
Содержание
[ редактировать ]Книга «Прощание с разумом» начинается с длинной главы, посвященной релятивизму. Он отличает его от абсолютизма , или мнения, что некоторые взгляды полностью истинны, а их альтернативы ложны, плюрализма , когда несколько взглядов поддерживаются одновременно без критического взаимодействия, и научного плюрализма, когда различные традиции должны критически взаимодействовать друг с другом. [3] Он утверждает, что нет никаких оснований обязательно признавать науку перед другими традициями. [4] и что традиции могут учиться друг у друга. [5] Продолжая аргументы, приведенные в книге «Наука в свободном обществе» , Фейерабенд разъясняет политические последствия релятивизма, включая утверждение о том, что всем традициям должен быть предоставлен равный доступ к ресурсам, необходимым для развития их традиций. [6] Он продолжает помещать свой релятивизм в историческую традицию, включающую Геродота , Протагора и некоторых теоретиков демократии .
Во второй главе утверждается, что Ксенофан хвалил , которого Карл Поппер за изобретение научного рационализма, никогда не приводит аргументов против гомеровских богов . [7] Скорее, Ксенофан задает этот вопрос и предполагает, что защитники гомеровского мировоззрения признают возможность существования единого Бога . Ксенофан вместо того, чтобы изобретать рациональную критику , представляет собой поучительный эпизод в истории релятивизма. [8]
Далее следуют несколько глав, которые представляют собой переизданные эссе на различные темы, включая роль теорий в упрощении природы (тема, которая будет более подробно исследована в «Покорении изобилия »), творчество , прогресс в науках, искусствах и философии, идеи Маха. принцип , несоизмеримость , книги теория математики Аристотеля и критические рецензии на некоторые . Поппера
Заключительные части книги включают длинное письмо, в котором он, среди прочего, утверждает, что культурный обмен не требует общих предположений или общего языка. [9] а также титульное эссе, в котором он утверждает, что от философии следует отказаться как от практики и заменить ее участием в определенных традициях. [10]
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пинч, Тревор (1989). «Рецензия на «Прощание с разумом». Американский журнал социологии . 94 (6): 1457–1459. дои : 10.1086/229174 . ISSN 0002-9602 . JSTOR 2780979 .
- Лагг, Эндрю (1991). «Рецензия на «Прощание с разумом». Канадский философский журнал . 21 (1): 109–120. дои : 10.1080/00455091.1991.10717239 . ISSN 0045-5091 . JSTOR 40231736 .
- Джари, Дэвид (1988). «Рецензия на «Прощание с разумом». Социология . 22 (2): 312–314. дои : 10.1177/0038038588022002025 . ISSN 0038-0385 . JSTOR 42854103 . S2CID 220675447 .
- Хакинг, Ян (1991). «Обзор книги «Против метода» (переработанное издание); Прощай, разум». Журнал философии . 88 (4): 219–223. дои : 10.2307/2026949 . ISSN 0022-362X . JSTOR 2026949 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Труды П. К. Фейерабенда» .
- ^ Фейерабенд, Пол К. (1987). Прощание с разумом (1-е изд.). п. внутри клапана.
- ^ Фейерабенд, Пол К. (1987). Прощание с разумом (1-е изд.). стр. 21–2.
- ^ Фейерабенд, Пол К. (1987). Прощание с разумом (1-е изд.). п. 36.
- ^ Фейерабенд, Пол К. (1987). Прощание с разумом (1-е изд.). п. 20.
- ^ Фейерабенд, Пол К. (1987). Прощание с разумом (1-е изд.). п. 39.
- ^ Фейерабенд, Пол К. (1987). Прощание с разумом (1-е изд.). п. 96.
- ^ Фейерабенд, Пол К. (1987). Прощание с разумом (1-е изд.). п. 101.
- ^ Фейерабенд, Пол К. (1987). Прощание с разумом (1-е изд.). п. 273.
- ^ Фейерабенд, Пол К. (1987). Прощание с разумом (1-е изд.). п. 319.