Концерт для оркестра (Лутославский)
польского композитора Витольда Лютославского был Концерт для оркестра написан в 1950–54 годах по инициативе художественного руководителя Варшавской филармонии , Витольда Ровицкого которому он посвящен. Он написан в трех частях, длится около 30 минут и представляет собой последний этап и высшее достижение фольклорного стиля в творчестве Лютославского. [ 1 ] Этот стиль, вдохновленный музыкой Курпского региона , восходит к годам до 1939 года. Написав серию небольших фольклорных пьес для различных инструментов и их сочетаний (фортепиано, кларнет с фортепиано, камерный ансамбль, оркестр, голос с оркестром), Лютославский решил использовать свой опыт стилизации польского фольклора в более масштабном произведении. Однако Концерт для оркестра отличается от более ранних фольклорных произведений Лютославского не только тем, что он более расширен, но и тем, что от фольклора сохранились лишь мелодические темы. Композитор формирует их в иной реальности, придавая им новую гармонию, добавляя атональные контрапункты, превращая их в необарочные формы.
оркестровка
[ редактировать ]Для партитуры требуется большой оркестр, состоящий из трех флейт (две сдвоенных пикколо ), трех гобоев (один сдвоенный английский рожок ), трех кларнетов (один сдвоенный бас-кларнет ), трех фаготов (один сдвоенный контрфагот ), четырех валторн , четырех труб, четырех тромбоны, туба, литавры , малый барабан , тенор и большой барабан , тарелки , бубен , там-там , ксилофон , колокольчики , челеста , две арфы , фортепиано и струнные .
Структура
[ редактировать ]Эти три движения:
- Интрада: Allegro maestoso — своего рода расширенная увертюра из двух тем , начинающаяся с 9/8 барабанным битом остинато, более угрожающим, чем та, с которой начинается Первая симфония Брамса .
- Capriccio notturno ed Arioso: Vivace — Каприччио — воздушное, виртуозное скерцо , главную тему которого интонирует скрипка, за которой следуют остальные струнные и деревянные духовые инструменты. За ним следует выразительное Ариозо, инициированное духовой секцией. Расправа над каприччио исполняется виолончелями и арфой, смычковая тема, затем пиццикато. Завершается она зловещим грохотом барабанов, контрабасов и бас-кларнета.
- Passacaglia, Toccata e Corale: Andante con moto — Allegro giusto — в трёх частях: Passacaglia представляет собой набор вариаций на задумчивую тему, исполняемую контрабасами; за ним следует живая и динамичная Токката ; и (инструментальная) Corale .
Второе появление «Коралы» дает торжественный финал монументального сооружения, материал для которого заимствован из коллекции XIX века, составленной польским этнологом Оскаром Кольбергом . Концерт завершается драматическим расцветом и кульминацией всего оркестра.
История выступлений
[ редактировать ]Работа была впервые исполнена в Варшаве 26 ноября 1954 года и способствовала признанию имени Лютославского на Западе. Однако, как только Лютославский в начале 1960-х годов приступил к стилю, отмеченному тяжелым алеаторизмом , он попытался дистанцироваться от Концерта для оркестра, хотя и дирижировал им в Копенгагене в августе 1967 года, получив приз в размере 10 000 долларов от датского фонда.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бендковский, Станислав; Станислав Грабия (2001). Витольд Лютославский: биобиблиография . Издательская группа Гринвуд. стр. 5. ISBN 978-0-313-25962-3 .