Венеция сохранена

«Сохраненная Венеция» — английская пьеса эпохи Реставрации, написанная Томасом Отуэем , и самая значительная трагедия английской сцены 1680-х годов. Впервые он был поставлен в 1682 году с Томасом Беттертоном в роли Джаффера и Элизабет Барри в роли Бельвидеры. Пьеса вскоре была напечатана и неоднократно возрождалась вплоть до 1830-х годов. В 2019 году Королевская шекспировская труппа поставила современную адаптацию «Сохранённой Венеции » в театре «Лебедь» в Стратфорде-на-Эйвоне . [ 1 ]
Сюжет
[ редактировать ]
Джаффейр, знатный, но обедневший венецианец , тайно женился на Бельвидере, дочери гордого сенатора по имени Приули, отрезавшего ей наследство. Друг Жаффера Пьер, иностранный солдат, разжигает негодование Жаффера и вовлекает его в заговор против Сената Венеции. Собственные причины Пьера для заговора против Сената вращаются вокруг другого сенатора (коррумпированного, глупого Антонио), платящего за отношения с любовницей Пьера, Акилиной. Несмотря на жалобы Пьера, Сенат ничего не предпринимает, объясняя это тем, что Антонио обладает сенаторскими привилегиями.
Пьер знакомит Жаффера с заговорщиками, возглавляемыми кровожадным Рено. Чтобы завоевать их доверие, Джаффер должен передать Бельвидеру под опеку Renault в качестве заложника. Той ночью Рено пытается изнасиловать Бельвидеру, но она сбегает в Джаффейр. Затем Джаффейр рассказывает Бельвидере о заговоре против Сената. Она разрабатывает собственный план: Джаффейр раскроет заговор Сенату и потребует в награду жизни заговорщиков. (Тогда Жаффейр решил помиловать некоторых или всех заговорщиков, особенно своего друга Пьера.)
Джаффейр следует плану Бельвидеры, но когда Сенат предоставляет заговорщикам выбор между признанием (и возможностью помилования) и смертью, они предпочитают умереть, а не пожертвовать своей гордостью. В раскаянии в предательстве Пьера и потере чести Джаффейр угрожает убить Бельвидеру, если она не сможет добиться помилования заговорщиков. Она так и делает, но прощение приходит слишком поздно. Жаффейр навещает Пьера перед казнью. Пьер удручен, потому что его приговорили к позорной смерти через повешение, а не к смерти солдата. Он прощает Джаффейра и шепчет ему (не слышно публики), чтобы он с честью убил его, прежде чем его казнят. Когда Пьера собираются повесить, Жаффейр бросается к виселице и наносит ему удар; В качестве формы искупления он затем совершает самоубийство. Затем Бельвидера сходит с ума и умирает.
Главные герои
[ редактировать ]Антонио
[ редактировать ]Антонио — коррумпированный сенатор , вступивший в сексуальную связь с куртизанкой Акилиной: в прологе « Сохраненной Венеции » Отуэй описывает Антонио как «сенатора, который держит шлюху». В Венеции никто из высших должностей не носил. / К разврату каждую ночь бегал развратник; / Покажи мне, весь Лондон, такого еще мужчину, /». [ 2 ] Приглашение Отуэя найти «такого другого человека» позволило нескольким критикам связать сенатора Антонио с Энтони Эшли Купером, 1-м графом Шефтсбери , который был политиком- вигом . [ 3 ]
Ключевая сцена Антонио в «Сохраненной Венеции » - сцена «Ники Наки», где Антонио пытается прелюдию к Акилине, притворяясь быком, жабой и собакой. По словам Дерека Х. Хьюза, отношения Антонио с Акилиной отражают другие отношения в пьесе, изображая проституцию, подчинение и самоунижение, что можно тонко увидеть в отношениях между Рено и Бельвидерой, Джаффером и Пьером, а также Джаффером и Бельвидерой. [ 4 ]
Аквилина
[ редактировать ]Акилина - куртизанка, у которой романтические отношения с Пьером и сексуальные отношения с сенатором Антонио. Акилина позволяет Пьеру встретиться с заговорщиками у себя дома (II.i.48). Акилина появляется в пьесе трижды: акт II, акт III и акт V (8). Когда в 1920 году Лирический театр поставил «Сохраненную Венецию» , Эдит Эванс выступила в роли успешной Аквилины. Аквилину сыграла Стефани Бичем в Театре Литтелтона в 1984 году. [ 5 ]
Бельвидера
[ редактировать ]Бельвидера — дворянка, дочь Приули и жена Джаффеира. «Бельвидера — ласковый, постоянный и чистый» персонаж, который остается верным Джаффейру и добивается прощения заговорщиков, замышлявших убийство ее отца (1). По словам Дерека Хьюза, Бельвидера — сложный персонаж; иногда Бельвидера является замечательным персонажем, особенно по сравнению с теми, кто ее окружает. Когда Джаффейр рассказывает Бельвидере о заговоре с целью уничтожить сенат, она признает коррумпированность сената, но не одобряет план заговорщиков (4): она говорит Джафферу: «Может ли твое великое сердце опуститься так гнусно низко, / Микс с наемными рабами, браво и простыми / колючими, ... и брать зарплату разбойника / Чтоб резать глотки беднякам, пока они спят? (8). Ее аргументы убеждают Джаффейра не участвовать в плане заговорщиков, а вместо этого передать их сенату.
С другой стороны, Дерек Хьюз также говорит: «Бельвидера ничем не отличается от других персонажей. Она — высшее произведение мира Сохраненной Венеции , но она принадлежит этому миру до самого конца» (4). Бельвидера также находчива и хитра, когда дело доходит до получения желаемого. Бельвидера убеждает Джаффейра прекратить сотрудничество с заговорщиками, рассказывая ему о нападении на нее Рено (III. ii. 181). Бельвидера обращается к воспоминаниям своей умершей матери, чтобы убедить отца помиловать заговорщиков (Отвей V. i. 44). .)
Сохраненной Венеции Первое выступление « » состоялось в Театре Герцога 9 февраля 1682 года с Элизабет Барри в роли Бельвидеры. В 1782 году в театре «Друри-Лейн» Сара Сиддонс сыграла роль Бельвидеры; два года спустя Сиддонс играл в Бельвидере в «Ковенант Гарден» (5). Лирический театр в Лондоне исполнил роль Бельвидеры с Кэтлин Несбитт в 1920 году. Барбара Ли-Хант сыграла Бельвидеру в 1970 году в постановке « Сохраненной Венеции » компании Prospect Productions . Джейн Лапотайр сыграла Бельвидеру в постановке театра Литтелтона « Сохраненная Венеция» в 1984 году. В 2019 году Джоди Макни сыграла Бельвидеру в RSC.
Джаффейр
[ редактировать ]Жаффейр — муж Бельвидеры, зять Приули и друг Пьера.
Джаффейр — трагический герой в «Сохраненной Венеции» : от него ждут роли мужа, друга и активиста. По словам Майкла ДеПорте, «большинство читателей редко, если вообще когда-либо, восхищаются Джаффейром в чем-либо, они могут сочувствовать ему только как человеку, раздираемому ужасной дилеммой»; эта дилемма заключается в том, что его лояльность разделена между Бельвидерой и Пьером (1). Из-за дружбы с Пьером Жаффейр выказывает свою преданность Пьеру и заговорщикам, но из-за любви к Бельвидере предает Пьера и заговорщиков.
По мнению Байуотерса, Джаффейра можно легко сравнить с папским предателем Титусом Оутсом из-за близости « Папского заговора» к постановке « Сохраненной Венеции» , а также католической терминологии, которую Пьер использует по отношению к Джафферу. [ 6 ] (2). Религиозные тона в «Сохраненной Венеции» позволяют Бетти Проффитт в своей статье о религиозной символике в «Сохраненной Венеции » сравнивать Джаффера с Адамом .
На первом показе « Сохраненной Венеции» 9 февраля 1682 года в Герцогском театре Уильям Смит сыграл роль Джаффейра. В 1782 году Джон Кембл был Джаффейром. В Лондоне в 1953 году Джон Гилгуд роль Джаффейра исполнил . Алан Бейтс играл Джаффера в 1969 году в постановке Бристольского театра «Олд Вик» « Сохраненная Венеция» . Совсем недавно Джон Касл был Джаффером в 1970 году во время съемок фильма « Сохраненная Венеция » компании Prospects Productions . (6) в 1984 году Майкл Пеннингтон был Джаффером (6). В 2019 году Майкл Грейди-Холл сыграл Джаффера на RSC.
Пьер
[ редактировать ]Пьер — друг Жаффеира, любовник Акилины, заговорщик против сената, а также солдат Венеции.

Пьер обнаруживает, что, пока он отсутствовал (предположительно на войне), сенатор Антонио имел сексуальные отношения со своей любовницей Акилиной. Пьер выносит это дело на рассмотрение сената, надеясь на справедливость, но сенат оправдывает поведение Антонио, считая его привилегией, имеющей право на сенаторов (I. i. 206–217). Именно эта ситуация заставляет Пьера участвовать в заговоре против государства.
Пьер является основным голосом заговорщиков и на протяжении всей пьесы произносит множество красноречивых речей. Пьеру не составляет труда вовлечь Джаффера в заговор против сената из-за его способности трансформировать потребность Джаффера в мести Приули в потребность мести коррумпированному сенату (3).
Несмотря на то, что Пьер манипулирует Джаффером, Пьер остается верным и преданным другом Джаффера. [ 7 ] (1). Когда Пьер представляет Жаффера заговорщикам, он говорит: «Я вынес все свое на всеобщее обозрение, / У меня был только один Друг, и его я поделю между вами!» (II. 310–11) Не только верен Жафферу, Пьер также верен своему делу с заговорщиками до самого конца.
Из-за политического жаргона Пьера несколько его выступлений подвергались цензуре на протяжении многих лет . Байуотерс считает, что «Сохраненная Венеция» — это нападение на партию вигов и что речи Пьера являются основным средством этих нападок: «и обвинения Пьера в «новой тирании»... обращают риторику вигов о тирании и произволе власти против Харизматические речи Пьера вызвали такой страстный отклик у аудитории, что газета «Таймс» писала: «Аудитория, казалось, была в восторге от каждого развития бунтарского движения» . подлость». После покушения на Георга III выступление «Венецианского заповедника» в тот вечер едва не вызвало беспорядки, из-за которых дальнейшие выступления были отменены. «Сохраненную Венецию» не видели в Лондоне семь лет, пока она не вернулась в 1802 году; однако роль Пьера подверглась цензуре и лишена идеализма.
В Герцогском театре в 1682 году Пьера исполнял Томас Беттертон. В 1802 году роль Пьера сыграл Джордж Фредерик Кук. В Лондоне в 1920 году в Лирическом театре Балиол Холлоуэй играл Пьера. В 1953 году Пьера сыграл Пол Скофилд . В фильме «Проспект Продакшн» 1970 года Джулиан Гловер сыграл Пьера. (6) в 1984 году Иэн Маккеллен сыграл Пьера в театре Литтелтона. В 2019 году Стивен Фьюэлл сыграл Пьера на RSC.
Приули
[ редактировать ]Приули — отец Бельвидеры и сенатор Венеции. По словам ДеПорта, Приули — сложный персонаж из-за неоднозначных сигналов, которые он подает в отношении Бельвидеры (1). Приули называет Бельвидеру своей «любимицей века», которая является «всем, что дорого его сердцу», но, по словам Джаффейра, Приули защищает себя, прежде чем позаботиться о Бельвидере: «Твой неопытный лоцман / Разбил нас на скале, когда к твоей лодке / Ты сделано для безопасности, вошел первым сам» (I. i. 36.). Приули отрекается от своего единственного ребенка, когда выбирает мужчину и выходит замуж без разрешения отца (8). В 1984 году Брюстер Мейсон сыграл Приули в Театре Литтелтона.
Контекст
[ редактировать ]В пьесе немало политических параллелей. Персонаж сенатора Антонио является отсылкой к Шефтсбери , а грандиозный заговор напоминает Пороховой заговор , в первую очередь так называемый «Испанский заговор» против Венеции 1618 года. Океанический город Венеция использовался в качестве плацдарма. в Лондоне и раньше, но наиболее заметным для современников подтекстом была параллель с кризисом исключения (см., например, Авессалом « и Ахитофел ). Таким образом, одной из причин выдающегося первоначального успеха пьесы была ее политическая намек.
У «Венецианского заповедника» также есть несколько феминистских проблем. Поскольку пьеса была написана в период Реставрации , когда правовая защита женщин была невелика, эмоциональной сутью пьесы является уязвимость женщин. из пьесы Аквиллина, куртизанка , не пользуется большим уважением со стороны мужчин в пьесе. Ее возлюбленный Пьер отказывается раскрыть ей заговор против Сената, предлагая женщинам не разговаривать вне постели, а Антонио никогда не называет ее по имени, а называет ее не иначе как своей «маленькой Наки» (сленговое слово). термин, обозначающий женские гениталии ). Бельвидера превращается в залог, когда она остается в руках мужчин, которых ее муж едва знает. Честь Джаффейра имеет приоритет над Бельвидерой, а напряжение вокруг любви и чести является кризисом мужских персонажей. В конце пьесы Джаффейр предпочитает преданность своему другу преданности жене, и двое мужчин умирают с честью, тогда как Бельвидере остается умирать бесславной смертью в результате ее безумия. Современные театралы были чувствительны к трагическое напряжение между общественными и частными обязанностями персонажей.
«Сохраненная Венеция» была одной из первых пьес о женщинах-трагедиях . Современная публика откликнулась на пафос персонажа Бельвидеры, написанного для трагичной актрисы Элизабет Барри и воспользовавшегося феноменальным успехом Барри в роли столь же беспомощной Монимии в «Сироте» Отуэя (1680). Из всех персонажей Бельвидера является наиболее бессильной перед лицом всепоглощающих социальных и политических потрясений. У каждого из персонажей есть конфликт между социальными и личными законами класса и самости. Бельвидере приходится бороться с долгом перед отцом и любовью. Джаффейру приходится бороться с «честью» и любовью, а также с дружбой и идеалами. Приули должна сделать выбор между любовью дочери и личной гордостью. Бельвидера оставалась главной ролью для актрис, поскольку ее трагическая ситуация больше всего тронула зрителей.
Успех спектакля
[ редактировать ]Отуэй был героем Лондона после «Сохраненной Венеции», однако финансовое положение театра означало, что он не разбогател благодаря своей работе. В 1692 году Роберт Гулд ( «Джулиану, секретарю муз» ) писал: «Отуэй, хоть и очень толстый, но умирает от голода». Хотя «Сохраненная Венеция» не дожила до XXI века как синоним трагедии, она была одной из самых известных и важных английских трагедий на протяжении более 100 лет.
10 апреля 1865 года Джон Уилкс Бут сказал Луису Дж. Вейхману , что со сценой покончено и что единственная пьеса, которую он хочет отныне представлять, - это «Сохраненная Венеция» . Хотя в то время Вейхманн не понял этой ссылки, позже было решено, что это завуалированный намек на заговор с целью убийства Авраама Линкольна . [ 8 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сохранившаяся Венеция» . Королевская шекспировская труппа . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Отвей, Томас. «Сохранившаяся Венеция». Антология реставрации и драмы начала восемнадцатого века Бродвью . Краткое изд. Питерборо, Онтарио: Broadview Press, 2001. 381–426.
- ^ Байуотерс, Дэвид. «Венеция, ее Сенат и ее участок в «Сохраненной Венеции» Отуэя». Современная филология 80.3 (1983): 256.
- ^ Хьюз, Дерек. «Новый взгляд на сохранившуюся Венецию». Исследования по английской литературе , 1500–1900 11.3 (1971): 437.
- ^ «История сохранившихся произведений Венеции». Питер Гилл Продакшнс. Нп, 23 апреля 2008 г. Интернет. 8 июня 2010 г.
- ^ Байуотерс, Дэвид. «Венеция, ее Сенат и ее участок в «Сохраненной Венеции» Отуэя». Современная филология 80.3 (1983): 256.
- ^ ДеПорте, Майкл. «Отвей и Венецианский пролив». Статьи по языку и литературе 18.3 (1982): 245.
- ^ Кауфман, Майкл В. Американец Брут: Джон Уилкс Бут и заговоры Линкольна . Рэндом Хаус, 2004, с. 207
- Хау, Элизабет (1992). Первые английские актрисы: женщины и драма 1660–1700 гг . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с «Сохраненной Венецией», на Викискладе?
Полный текст книги «Сохраненная Венеция» в Wikisource.
- Текст Венеции, сохраненный в проекте «Гутенберг». Текст из американского издания 1874 года, в котором текст искажен, полностью исключая характер Антонио.
- Венеция сохранилась; или «Раскрытый заговор — трагедия» . Адаптировано для театрального представления (1796 г.). Отсканировано из Университета Торонто - Библиотеки Робартса, в Интернет-архиве. Полный текст.