Астенический синдром
Астенический синдром | |
---|---|
![]() | |
Режиссер | Кира Муратова |
Написал | Aleksandr Chernykh Сергей Попов Кира Муратова |
Продюсер: | Миша Ламперт |
В главных ролях | Ольга Антонова |
Кинематография | Vladimir Pankov |
Под редакцией | Валентина Олейник |
Производство компания | |
Дата выпуска |
|
Время работы | 153 минуты |
Страна | Советский Союз |
Язык | Русский |
The Asthenic Syndrome ( Russian : Астенический синдром , romanized : Astenicheskiy sindrom ) is a 1989 Soviet drama film directed by Kira Muratova . [ 1 ] Это шестой полнометражный фильм Муратовой и, пожалуй, ее шедевр. [ 1 ] самый важный фильм [ 2 ] и самый известный фильм. [ 3 ] Фильм был представлен на 40-м Берлинском международном кинофестивале , где получил специальный приз жюри «Серебряный медведь» . [ 4 ] Он также получил премию «Ника» в России в 1991 году. [ 5 ]
Сюжет
[ редактировать ]Фильм состоит из двух частей: первая часть снята в черно-белом режиме, вторая – в цвете.
В первой части главная героиня Наташа была на похоронах мужа, когда внезапно потеряла контроль над своими состояниями крайней ярости и отчаяния. Она ушла с похорон и начала вести себя со всеми вызывающе и агрессивно. Выйдя из больницы, где она работала врачом, она ищет секса с двумя случайными незнакомцами. Первое встречается с замешательством и гневом, но второе приводит к интрижке, о которой она сожалеет и впадает в панику, когда он идет ее поцеловать. В конце концов Наташа наконец приходит в себя и способна принять добрый поступок от незнакомца.
Затем мы понимаем, что первая часть была показом фильма в кинотеатре, когда начинается вторая часть. Во второй части, снятой в цвете, главный герой — измученный и разочаровавшийся школьный учитель Николай, заснувший на показе черно-белого фильма. Зрители игнорируют просьбу ведущего остаться для беседы с актрисой фильма («Ольгой Сергеевной») и беспорядочно и шумно покидают зал. (Муратова иронично высмеивает реакцию широкой публики на ее собственные фильмы.) [ 6 ] Этот спящий школьный учитель просыпается и уходит из театра, но снова засыпает в переполненном метро, а затем на собрании в школе. В фильме говорится, что в результате личных затруднений и проблем на работе у Николая развился астенический синдром – он засыпает в самое неподходящее время. («Астения» означает «отсутствие силы, уменьшение жизненной силы, слабость, слабость», согласно OED.) [ 3 ] Его помещают в больницу для душевнобольных, где он понимает, что окружающие его люди не более сумасшедшие, чем те, кто живет на свободе. Через некоторое время его отпускают, и он засыпает в метро. Пустая повозка увозит спящего в темный тоннель.
Бросать
[ редактировать ]- Olga Antonova as Natalia Ivanovna
- Sergei Popov as Nikolai Alekseevich
- Galina Zakhurdayeva as Masha (Blonde)
- Natalya Buzko as Masha (Brunette)
- Aleksandra Svenskaya as Teacher
- Павел Полищук как Иуников
- Наталья Раллева в роли матери
- Галина Касперович — жена Николая
- Виктор Аристов — директор школы
- Николай Семенов — главный врач
- Олег Школьник — владелец канареек
- Vera Storozheva as secretary
- Aleksandr Chernykh as episode
- Leonid Kushnir as a patient
- Галина Стаханова — врач Московского метрополитена
Тема и стиль
[ редактировать ]Маша Сотская пишет в Наследии Киры Муратовой «Астенический синдром» [ 7 ] что
«Астенический синдром», который часто называют «последним советским и первым постсоветским фильмом», начинается с изображения черно-белой драмы, в центре которой недавно овдовевшая женщина и ее отчаянные и саморазрушительные протесты против мира. Этот раздел быстро завершается и оказывается частью постмодернистского фильма в фильме, и по мере того, как изображения меняются с черно-белых на цветные, сцена переходит в переполненный кинотеатр, в котором показывают это черно-белое изображение. фильм. Фильм состоит из двух частей, едва связанных между собой. Эту технику Муратова на протяжении десятилетий использовала во многих своих фильмах.
Киновед Джейн А. Таубман во многих «неприятных» сценах видит попытку режиссеров вывести зрителя из «моральной апатии», в которой находится советское общество в последние годы своего существования. Изображение обнаженной натуры она сравнивает с фильмом «Спасите и защитите» Александра Сокурова . Эпоха гласности , считает Таубман, начинается с » Тенгиза Абуладзе и «Покаяния заканчивается «Астеническим синдромом» . В своей рецензии она приходит к выводу, что фильм является важнейшим достижением в творчестве Киры Муратовой, однако средства и посыл, заложенные режиссером, исключают его коммерческий успех. она пишет : В своей обзорной статье «Кино Киры Муратовой» [ 2 ] что
... ее самый важный фильм, «Астенический синдром» , снятый в 1989 году и выпущенный в начале 1990 года. Продолжительностью два с половиной часа и чрезвычайно сложный стилистически и тематически, .... Медицинский синдром, от которого фильм получил свое название. Это состояние абсолютного физического и психологического истощения, метафора советского общества в последние годы его существования. Главный герой, учитель средней школы Николай (Сергей Попов), постоянно засыпает в неподходящие моменты, например, на родительском собрании. Но его нарколепсия — это психологическая защита от мира, моральная деградация которого стала невыносимой. Хотя ужасы, с которыми Муратова нападает на своего зрителя, были ужасами современного советского общества...
Астенический синдром выражал глубокое отчаяние и моральное разложение советской личной и общественной жизни. Те, кто не смог или не захотел увидеть в фильме пророческое, толстовское нравственное видение, осмолили его эпитетом « чернуха » (грубо говоря, «черная штука»), чересчур черное изображение действительности.
Астенический синдром... использовал эстетику, которая кажется интригующей Муратовой: «эстетика мусора, треша, эклектичных сочетаний хлама, но стройка лаконично выражает то, что я имею в виду». Критик Андрей Плахов оценивает этот фильм как «современный китч, живописный соц-арт, [вырастающий] из атмосферы наших городов и деревень, их постоянных строек: стройки, недостройки, перестройки, миграции масс». человечности, граница между деревней и городом, традиционное пренебрежение общественной культурой и поэтический культ романтики дороги... Своеобразная социалистическая пустыня».
По поводу упомянутого выше толстовского нравственного видения Муратова также утверждает, что
Я мог бы посвятить этот фильм Толстому. Это ключ к моему фильму. Он говорит о наивности интеллигенции, которая верит, что культура и искусство могут изменить мир… Я считаю, что мы можем только привлечь внимание, спровоцировать, заставить людей задуматься. Постарайтесь утончить душу и поднять умственный уровень. Но суть того, что внутри, изменить невозможно. Этот фильм – трагедия, посвященная этому факту. [ 8 ]
Прием
[ редактировать ]Фильм был удостоен двух премий: премии «Ника» (лучший полнометражный фильм 1991 года), специального приза жюри Берлинского кинофестиваля (1990); кроме того, фильм получил четыре номинации. [ 5 ]
В прессе 90-х фильм часто считали критикой советской действительности, но Олег Ковалов с этим мнением не согласен. Критик отмечает в фильме наличие «внутреннего монолога», выраженного посредством чтения отрывков из произведения, написанного главным героем — учителем, сравнивая этот аспект с « 8½» Федерико Феллини . Американский критик Джонатан Розенбаум утверждает, что «Астенический синдром» «нарушает все привычные правила» кино, а также называет его «шедевром кино гласности». [ 9 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Кинонотки - Астенический синдром» . www.albany.edu . Проверено 3 июля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Таубман, Джейн А. (1993). «Кино Киры Муратовой» . Русское обозрение . 52 (3): 367–381. дои : 10.2307/130736 . ISSN 0036-0341 . JSTOR 130736 .
- ^ Jump up to: а б «Обзор фильма: Астенический синдром | Исследования России, Восточной Европы и Евразии в Йельском университете» . reees.macmillan.yale.edu . Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ «Берлинале: Лауреаты премии 1990 года» . berlinale.de . Проверено 16 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Astenicheskiy sindrom - IMDb , retrieved 4 July 2021
- ^ Гусятинский, Евгений. «Астенический синдром Киры Муратовой (1989) – Чувства кино» . Проверено 4 июля 2021 г.
- ^ Сотская, Маша (16 января 2017 г.). «Наследие Киры Муратовой «Астенический синдром» » . Одесское обозрение . Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ Тайваньская ассоциация женского кино. «Кинофестиваль «Женщины волнуют Тайвань»» . www.wmw.org.tw. Проверено 6 июля 2021 г.
- ^ «Домашняя правда [АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ] | Джонатан Розенбаум» . jonathanrosenbaum.net . Проверено 4 июля 2021 г.