Джеймс Дж. Гибсон
Джеймс Дж. Гибсон | |
---|---|
Рожденный | МакКоннелсвилл, Огайо , США | 27 января 1904 г.
Умер | 11 декабря 1979 г. Итака, Нью-Йорк , США | (75 лет)
Альма-матер | Северо-Западный университет Принстонский университет ( бакалавр , доктор философии ) |
Известный | Теория доступности |
Научная карьера | |
Поля | Экспериментальная психология Визуальное восприятие |
Учреждения | Смит-Колледж Корнелльский университет |
Докторантура | Герберт Лангфельд |
Джеймс Джером Гибсон ( / ˈ ɡ ɪ b s ən / ; 27 января 1904 — 11 декабря 1979) — американский психолог и считается одним из наиболее важных авторов в области визуального восприятия . Гибсон бросил вызов идее о том, что нервная система активно формирует сознательное зрительное восприятие, и вместо этого продвигал экологическую психологию , в которой разум напрямую воспринимает стимулы окружающей среды без дополнительной когнитивной конструкции или обработки. [1] Обзор общей психологии , опубликованный в 2002 году, поставил его на 88-е место среди самых цитируемых психологов 20-го века, наряду с Джоном Гарсией , Дэвидом Румельхартом , Луи Леоном Терстоуном , Маргарет Флой Уошберн и Робертом С. Вудвортом . [2]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Джеймс Джером Гибсон родился в Макконнелсвилле, штат Огайо , 27 января 1904 года в семье Томаса и Гертруды Гибсон. [3] Он был старшим из троих детей, у него было два младших брата, Томас и Уильям. [4] Отец Гибсона работал на Центральной железной дороге Висконсина, а мать была школьной учительницей. [5] Поскольку его отец работал на железной дороге, Гибсону и его семье приходилось довольно часто путешествовать и переезжать, перемещаясь по Дакоте и Висконсину, пока они, наконец, не обосновались в пригороде Чикаго Уилметт . [4]
Когда Гибсон был мальчиком, отец катал его на поезде. Гибсон вспоминал, что был совершенно очарован тем, как выглядит визуальный мир в движении. В направлении поезда визуальный мир, казалось бы, течет в том же направлении и расширяется. Когда Гибсон смотрел позади поезда, казалось, что визуальный мир сжимается. Этот опыт пробудил интерес Гибсона к оптическому потоку и визуальной информации, генерируемой различными видами транспорта. Позже Гибсон применил это увлечение к изучению зрительного восприятия приземляющихся и летающих самолетов. [5]
Образование и карьера
[ редактировать ]Гибсон начал свою студенческую карьеру в Северо-Западном университете , но после первого года обучения перешел в Принстонский университет , где специализировался на философии . Во время учебы в Принстоне у Гибсона было много влиятельных профессоров, включая Эдвина Б. Холта , который выступал за новый реализм , и Герберта С. Лангфельда , который читал Гибсону экспериментальной психологии курс . Пройдя курс Лангфельда, Гибсон решил остаться в Принстоне в качестве аспиранта и защитить докторскую диссертацию. Кандидат психологических наук, Лангфельд был его научным руководителем. [5] Его докторская диссертация была посвящена памяти зрительных форм, и он получил степень доктора философии. в 1928 году. [4]
Э.Б. Холт , которого обучал Уильям Джеймс , вдохновил Гибсона стать радикальным эмпириком. [6] Холт был наставником Гибсона. Хотя Гибсон, возможно, и не читал напрямую работы Уильяма Джеймса, Э.Б. Холт был связующим звеном между ними. Теория молярного бихевиоризма Холта привнесла в психологию философию радикального эмпиризма Джеймса. Хефт утверждает, что работа Гибсона была применением работы Уильяма Джеймса. [6] Гибсон считал, что восприятие прямое и значимое. Он обсудил значение восприятия через свою теорию возможностей . Джеймса Гибсон также находился под влиянием нейтрального монизма , который утверждает, что нет ничего исключительно умственного или физического.
Гибсон начал свою карьеру в Смит-колледже в качестве преподавателя психологии. Находясь в Смите, Гибсон встретил в своей жизни двух влиятельных фигур, одной из которых был гештальт- психолог Курт Коффка . Хотя Гибсон не был согласен с гештальт-психологией, он, тем не менее, согласился с мнением Коффки о том, что основными исследованиями психологии должны быть проблемы, связанные с восприятием. [7] Другой важной фигурой, с которой Гибсон познакомился во время своего пребывания в Смит-колледже, была его жена Элеонора Джек , которая стала выдающимся психологом, известным своими исследованиями, такими как « визуальный обрыв ». [4] [8] Они поженились 17 сентября 1932 года, позже у них родилось двое детей: Джеймс Джером-младший в 1940 году и Жан Грир в 1943 году. [4]
В 1941 году Гибсон поступил на службу в армию США, где стал директором подразделения армейских ВВС программы авиационной психологии во время Второй мировой войны . Особый интерес для него представляло влияние полета на самолете на зрительное восприятие. [5] Он использовал свои выводы для разработки тестов на зрительные способности для отбора кандидатов на участие в пилотных проектах. В 1946 году ему было присвоено звание подполковника . [4] После окончания войны он на короткое время вернулся в Смит-колледж, в течение которого начал писать свою первую книгу « Восприятие визуального мира» , в которой обсуждал визуальные явления, такие как градиент текстуры сетчатки и градиент движения сетчатки. [5] Прежде чем книга была опубликована в 1950 году, Гибсон переехал в Корнеллский университет , где продолжал преподавать и проводить исследования до конца своей жизни. [9]
Почести и награды
[ редактировать ]После публикации своей книги в 1950 году Гибсон получил медаль Уоррена как член Общества психологов-экспериментаторов в 1952 году. [7] Он также стал президентом подразделения Американской психологической ассоциации (APA) и Восточной психологической ассоциации . Среди многих других наград Гибсона было получение Премии за выдающийся научный вклад в 1961 году, стипендия Фулбрайта в Оксфордском университете , научный сотрудник Института перспективных исследований в Принстоне, штат Нью-Джерси, и научный сотрудник Центра перспективных исследований в области поведенческих исследований. наук в Стэнфордском университете . Гибсон был избран членом Национальной академии наук в 1967 году. [7] Гибсон получил почетные докторские степени Эдинбургского и Уппсальского университетов. [7]
Гибсон умер в Итаке, штат Нью-Йорк , 11 декабря 1979 года. Ему было 75 лет. [7]
Основные вклады и работы
[ редактировать ]Подход Гибсона к зрительному восприятию
[ редактировать ]Вопрос, лежащий в основе исследования восприятия Гибсона, заключался в том, «как мы видим мир таким, какой мы видим?». Это побудило его к эмпирическим исследованиям окружающей среды и того, как человек воспринимает эту среду. [10] Джеймс Дж. Гибсон изменил взгляды психологии на восприятие двумя основными способами. Во-первых, на шаблоны нашей стимуляции влияет движущийся организм. Это было показано в ходе его исследований оптических матриц. Во-вторых, он сформулировал идею концептуальности трехмерного пространства. Для Гибсона восприятие — это совокупность окружающей среды человека и того, как человек с ней взаимодействует. [11]
Основные достижения Джеймса Гибсона на протяжении всей его карьеры были опубликованы в трех его основных работах: «Восприятие визуального мира» (1950), «Чувства, рассматриваемые как системы восприятия» (1966) и «Экологический подход к визуальному восприятию» (1979). [12]
Большая часть работ Гибсона по восприятию возникла во время его службы в ВВС США. Здесь он углубился в размышления о том, насколько важно восприятие для повседневных функций. [10] Его работа, возможно, первая, демонстрирующая четкую разницу между типами восприятия. Восприятие формы , с одной стороны, представляет собой отображение двух статических дисплеев, тогда как восприятие объекта предполагает, что один из дисплеев находится в движении. [10] Гибсон на протяжении всей своей жизни заложил основу для эмпирических исследований восприятия. Он работал над адаптацией и проверкой изогнутых линий, что впоследствии стало предшественником перцептивных исследований. [11] Его основная работа отвергла точку зрения, согласно которой восприятие само по себе бессмысленно, вместо этого он утверждал, что значение не зависит от воспринимающего. Он утверждал, что окружающая среда определяет восприятие, и что смысл заключается в том, что среда «предоставляет» наблюдателю. [13]
Основные работы
[ редактировать ]В своей классической работе «Восприятие визуального мира » (1950) он отверг модную тогда теорию бихевиоризма в пользу точки зрения, основанной на его собственных экспериментальных работах, которые выдвинули идею о том, что животные «отбирают» информацию из «окружающего» внешнего мира. Он изучил концепцию оптического потока (позже опубликованную как часть его теории доступности). По Гибсону, оптический поток (который можно описать как кажущийся поток движения объектов в поле зрения относительно наблюдателя) можно определить, используя рисунок света на сетчатке. [14] Термин « доступность » относится к возможностям для действия, предоставляемым конкретным объектом или средой. Эта концепция оказала чрезвычайное влияние на область дизайна и эргономики : см., например, работу Дональда Нормана , который взаимодействовал с Гибсоном и адаптировал идею Гибсона о возможностях (со значительными концептуальными поправками) к промышленному дизайну. [15]
В своих более поздних работах (таких как, например, «Экологический подход к зрительному восприятию» (1979)) Гибсон стал более философским и критиковал когнитивизм так же, как он раньше критиковал бихевиоризм. Гибсон решительно выступал за прямое восприятие и прямой реализм (первопроходцем которого выступил шотландский философ Томас Рид ), в отличие от когнитивистского косвенного реализма . Он назвал свой новый подход экологической психологией . Он также отверг точку зрения на познание, связанную с обработкой информации . Гибсон оказывает все большее влияние на многие современные движения в психологии , особенно на те, которые считаются посткогнитивистскими . [11] Одним из наиболее важных утверждений в этой книге является то, что Гибсон утверждает, что оптическая информация изображения — это не впечатление от формы и цвета, а, скорее, инварианты. Фиксированная форма объекта определяет только определенные инварианты объекта, а не его твердую форму. (с. 227) [16] Это означает, что нашим системам восприятия доступно гораздо больше информации, чем мы осознаём, что может привести нас к загадкам над «инвариантностями», которые легко решают наши зрительные и другие системы. Гибсон работал над восприятием вместе со своей женой Элеанор Дж. Гибсон. Вместе они предложили перцептивное обучение как процесс видения различий в поле восприятия вокруг человека. Ранним примером этого является классическое исследование, проведенное Элеонорой Гибсон и Р.Д. Уоком, — эксперимент с визуальным обрывом . В этом эксперименте было обнаружено, что младенец, впервые умевший ползать, был чувствителен к глубине края. [10]
Экология и восприятие
[ редактировать ]Гибсон считал, что окружающая среда и животные неотделимы друг от друга. [13] Он заявил, что без окружающей среды животные не могут выжить, а без животных нет окружающей среды. Окружающая среда – это то, что мы воспринимаем в любой момент времени. Все животные способны воспринимать. Человек воспринимает окружающую среду напрямую. [6] [17] Вот почему мы не можем воспринимать в окружающей среде вещи, которые слишком малы, чтобы их можно было увидеть, например атом .
Возможности
[ редактировать ]Гибсон ввел существительное « аффорданс» . [18] Для Гибсона существительное «аффорданс» относится к среде, предоставляющей возможность для действия. Возможности требуют отношений, в которых окружающая среда и животное могут работать вместе. Примером может служить то, что человечество изменило окружающую среду, чтобы она лучше соответствовала нашим потребностям. Встречая естественные крутые склоны Земли, человек проектировал лестницы, чтобы позволить себе ходить. Кроме того, объекты в окружающей среде также могут допускать множество различных действий, таких как подъем или захват. Гибсон утверждал, что когда мы воспринимаем объект, мы наблюдаем его возможности, а не его конкретные качества. Он считал, что воспринимать возможности объекта легче, чем воспринимать множество различных качеств, которыми может обладать объект. могут быть связаны с различными областями среды обитания Возможности также . Некоторые районы мира позволяют прятаться, а некоторые позволяют добывать пищу .
Наследие
[ редактировать ]Джеймс Дж. Гибсон оказал неизгладимое влияние на то, как психологи и философы концептуализируют восприятие и действие. Он отверг предположения бихевиористов о том, что обучение включает в себя формирование ассоциаций между стимулами и реакциями, приняв вместо этого целостный взгляд, родственный взгляду гештальт-психолога Курта Коффки, с которым он контактировал. Он утверждал, что воспринимаемая окружающая среда состоит не из соединения таких элементов, как формы и края, а скорее из того, что мир состоит из значимых особенностей, которые постоянно воспринимаются как единое целое. [10] Его, пожалуй, больше всего запомнят за его теорию возможностей, которая, по мнению некоторых теоретиков, обеспечивает фундаментальный способ понять двойственность разума и внешней реальности.
Предыдущие теории чувственного значения утверждали, что восприятия отделены и частны друг от друга. [17] Эта позиция возлагала все перцептивное значение на человека, а это означало, что не было возможности найти общий язык в общем опыте людей. Гибсон утверждал, что когда ищется информация о стимуле, значимые свойства этого стимула также воспринимаются относительно. [10] Например, софтбол можно «бросить», если наблюдатель замечает, что мяч хорошо лежит в руке человека и что вес позволяет его бросить. [10] Подготовка авиаторов представляет собой практическое применение взглядов Гибсона, которые предполагают, что обучение должно быть максимально реалистичным и непринужденным.
Работа Гибсона указывает на взаимодействие наблюдателей и окружающей среды , в результате чего она получила название экологической психологии. Гибсон также утверждал, что экспериментаторы по перцепции ошибались в своем контроле над физическими переменными стимулов, и вместо этого следует манипулировать отображением информации о стимулах. Эта позиция отличается от традиционной мысли, поскольку Гибсон утверждал, что фундаментально обоснованные эксперименты могут проводиться во внешнем мире без необходимости создания искусственных лабораторных условий. [ нужна ссылка ]
Публикации
[ редактировать ]- Гибсон, Джеймс Джером, Крукс, Лоуренс Э. «Теоретический полевой анализ вождения автомобиля». Американский журнал психологии 51.3 (1938): 458 Теоретический полевой анализ вождения автомобиля.
- Гибсон, Джей Джей и Гибсон, Э. (1955). «Перцептивное обучение: дифференциация или обогащение?» Псих. Откр., 62, 32–41.
- Гибсон, Джей-Джей (1950). Восприятие визуального мира. Бостон: Хоутон Миффлин.
- Гибсон, Джей-Джей (1960). «Понятие стимула в психологии». Американский психолог 15/1960, 694–703.
- Гибсон, Джей-Джей (1966). Чувства как системы восприятия. Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 0-313-23961-4
- Гибсон, Джей-Джей (1972). «Теория прямого зрительного восприятия». В Дж. Ройсе, В. Розенбуме (ред.). Психология познания. Нью-Йорк: Гордон и Брич.
- Гибсон, Джей-Джей (1977). Теория возможностей (стр. 67–82). В Р. Шоу и Дж. Брансфорде (ред.). Восприятие, действие и знание: к экологической психологии. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум.
- Гибсон, Джей-Джей (1979). Экологический подход к зрительному восприятию. Бостон: Хоутон Миффлин. ISBN 0-89859-959-8 (1986)
- Гибсон, Джей-Джей (1982). Причины реализма: избранные эссе Джеймса Дж. Гибсона, Э. Рида и Р. Джонса (ред.). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Лоуренс Эрлбаум. ISBN 978-0-89859-207-8
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Резерфорд, Раймонд Э. Фэнчер, Александра (2012). Пионеры психологии: история (4-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. п. 641. ИСБН 978-0-393-93530-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Хаггблум, Стивен Дж.; Уорник, Рене; Уорник, Джейсон Э.; Джонс, Винесса К.; Ярбро, Гэри Л.; Рассел, Тенеа М.; Бореки, Крис М.; МакГахи, Рейган; и др. (2002). «100 самых выдающихся психологов 20 века» . Обзор общей психологии . 6 (2): 139–152. CiteSeerX 10.1.1.586.1913 . дои : 10.1037/1089-2680.6.2.139 . S2CID 145668721 .
- ^ наук, Национальная академия наук (1 февраля 1994 г.). Биографические воспоминания: Том 63 . Издательство национальных академий. ISBN 978-0-309-04976-4 . Проверено 25 июня 2023 г. - через Google Книги.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хохберг, Джулиан. «Джеймс Джером Гибсон: 1904–1979» (PDF) . Национальная академия наук.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Каздин, Алан Э., изд. главный (2000). Энциклопедия психологии, Vol. 3 . Лондон: Издательство Оксфордского университета. стр. 493 . ISBN 978-1-55798-652-8 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с Чемеро, Энтони (февраль 2003 г.). «Радикальный эмпиризм на протяжении веков». Психологическая критика . 48 (1): 18–21. дои : 10.1037/000698 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Нейссер, Ульрик (1981). «Некролог: Джеймс Дж. Гибсон (194–1979)». Американский психолог . 36 (2): 214–215. дои : 10.1037/h0078037 .
- ^ Фэнчер, Резерфорд, Раймонд Э., Александра (2012). Пионеры психологии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: WW Нортон. п. 178. ИСБН 978-0-393-93530-1 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ «Джеймс Гибсон: профессор Корнелла» . Нью-Йорк Таймс . 13 декабря 1979 года . Проверено 12 июня 2022 г.
Несмотря на то, что доктор Гибсон официально вышел на пенсию с 1972 года, он продолжал преподавать и заниматься исследованиями до самой своей смерти.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Джеймс Джером Гибсон | Энциклопедия.com» . www.энциклопедия.com . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Экологическая психология» . Энциклопедия когнитивных наук Массачусетского технологического института . Архивировано из оригинала 08.11.2015.
- ^ Дури, Мари. «Джеймс Дж. Гибсон» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия Inc. Проверено 7 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Гибсон, Джеймс (13 мая 2013 г.). Экологический подход к зрительному восприятию . Корнелльский университет. ISBN 978-1-135-05973-6 . Проверено 1 декабря 2014 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Алекс Хук. (1999) «Видеть движение: конспекты лекций». стр. 5» (PDF) . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ Д. А. Норман (1999), Доступность, условности и дизайн. Взаимодействия (6, 3), 38–43
- ^ Герхард Чарльз Рамп (1981), «Экологический подход Дж. Дж. Гибсона к визуальному восприятию изображений», в: Герхард Чарльз Рамп: Психология искусства, искусство и психоанализ, искусствоведение. стр. 82–85.
- ^ Перейти обратно: а б Хефт, Гарри (июнь 2013 г.). «Экологический подход к психологии». Обзор общей психологии . 17 (2): 162–167. CiteSeerX 10.1.1.400.9646 . дои : 10.1037/a0032928 . S2CID 147335659 .
- ^ Гибсон, Джеймс (16 апреля 2014 г.). Теория возможностей . Рутледж. ISBN 978-1-317-81188-6 . Проверено 1 декабря 2014 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ключевые ресурсы JJG: Международное общество экологической психологии (ISEP).
- Крупный центр исследований прямого восприятия: Центр экологических исследований восприятия и действий (CESPA).
- Спор Гомбриха и Гибсона
- Дональд Норман: доступность, условности и дизайн