Стела кактусоносца
Стела кактусоносца | |
---|---|
![]() Надгробие с антропоморфной фигурой, обнаруженное в Чавин-де-Уантар в 1972 году. | |
Материал | Гранит |
Высота | 80 см |
Ширина | 70 см |
Период/культура | 750 г. до н.э. [ 1 ] |
Обнаруженный | 14 ноября 1972 г. [ 2 ] на месте |
Обнаружено | Луис Гильермо Лумбрерас |
Текущее местоположение | Круглая площадь, Чавин-де-Уантар , провинция Уари , департамент Анкаш , Перу |
Регистрация | Надгробие VI-NW12 [ 3 ] |
Культура | Чавинская культура |
Стела носителя кактуса представляет собой монолит или стелу из цельного куска гранита , принадлежащую культуре Чавин древнего Перу , которая остается на своем первоначальном месте на северо-западной стороне круглой площади на археологическом участке, известном как церемониальный центр. Чавин -де-Уантар в регионе Анкаш в Перу . [ 1 ] [ 2 ] Он был обнаружен во время раскопок 1972 года перуанским археологом Луисом Гильермо Лумбрерасом .
В 2001 году на круглой площади был найден фрагмент еще одной стелы, показывающий точное зеркальное отражение стелы кактусоносца . Этот фрагмент предполагает, что существовало четыре стелы с таким же изображением: две в северо-восточном квадранте и две в юго-восточном квадранте, все они обращены к лестнице, ведущей в галерею Лансон - де-Чавин. [ 4 ]
Важность этой стелы заключается главным образом в том, что это ярчайшая иконографическая находка, касающаяся древнего и ритуального использования кактуса Trichocereus macrogonus в Андах . [ 1 ] [ 5 ] Присутствие этого энтеогенного кактуса в каменном искусстве Чавина, расположенном в одном из главных сооружений церемониального центра, породило несколько интерпретаций функций археологического объекта.
Расположение
[ редактировать ]
Стела носителя кактуса остается на своем первоначальном месте, то есть в северо-западном квадранте внутри круглой площади на археологическом участке Чавин -де-Уантар . Участок расположен в одноименном округе, в провинции Уари , в регионе Анкаш .
Круглая площадь расположена перед зданием под названием «Б», Старым Храмом или Древним Храмом. [ 6 ] Он полузатоплен, имеет глубину 2,5 метра (8 футов 2 дюйма), имеет два входа (на восток и запад) и диаметр 21 метр (69 футов). [ 7 ]
Надгробие носителя кактуса было найдено в 1972 году вместе с пятью другими надгробиями, и, по оценкам, всего в северном и южном квадрантах западного полуцикла площади должно было быть 28 стел аналогичных размеров. [ 7 ]
Надгробия, найденные в северо-западном квадранте, изображают антропоморфных существ, идущих как бы в процессии справа налево к восточной лестнице, большинство из которых несут какой-то предмет в руках. [ 8 ]
Ниже этого ряда надгробий размером 80 × 70 см (31 × 28 дюймов) находится ещё один ряд прямоугольных надгробий размером 36 × 69 см (14 × 27 дюймов) с изображениями кошек с крапинками, также продвигающимися в том же направлении, что и существа, представленные в верхнем ряду. [ 9 ]
Открытие и хронология
[ редактировать ]Открытие
[ редактировать ]Надгробие стало частью открытия круглой площади группой перуанского археолога Луиса Гильермо Лумбрераса во время кампании 1972 года 14 ноября. [ 2 ] в рамках проекта археологических исследований Чавина, проводившегося с 1966 по 1973 год. [ 10 ]
В 2001 году во время сезона раскопок в рамках Стэнфордского университета под программы археологических исследований и сохранения Чавин-де-Уантар руководством археолога Джона В. Рика на круглой площади был найден фрагмент еще одной стелы, которая представляет собой точное зеркальное отображение кактуса северо-западного квадранта. несущая стела. На этом фрагменте изображена большая часть левой ноги человека, висящая змея, спускающаяся с пояса человека, а также нижняя часть стебля и корня кактуса. [ 4 ]
Свидетельства, обнаруженные во фрагменте 2001 года, позволяют предположить, что верхний ряд надгробий также первоначально присутствовал в юго-западном квадранте и что плиты, возможно, представляли собой подобранные пары, всего четыре стелы с одинаковым изображением: две обращены вправо и две обращены влево, обе обращены лестница, спускающаяся на запад от галереи Лансон . [ 11 ]
Хронология
[ редактировать ]Хронология этого места обсуждалась в ходе исследований на протяжении нескольких десятилетий. В 1989 году Лумбрерас отнес начало культуры Чавин к 1200 году до нашей эры. [ 12 ] Затем, в 2001 году, по мнению археолога Джона В. Рика и его команды из Стэнфордского университета , археологический объект как культурный центр должен был начать свою деятельность примерно в 1500-1300 годах до нашей эры. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Последнее исследование 2019 года, проведенное археологом и антропологом Ричардом Бургером из Йельского университета , основанное на анализе костей, полученных на месте с помощью ускорительной масс-спектрометрии (AMS), относит начало оккупации Чавин-де-Уантар к 950 году до нашей эры. [ 14 ]
Исследователи сходятся во мнении, что церемониальный центр был построен в несколько этапов. Некоторые исследователи устанавливают три фазы (на основе радиоуглеродного датирования керамического материала), например Бюргер; другие четыре фазы, а некоторые даже пять, как Рик. [ 16 ] [ примечание 1 ] Именно после первых этапов строительства к существующим постройкам были добавлены круглая площадь (со всеми ее надгробиями), галерея Караколов, галерея подношений и лестницы восточного и западного доступа - около 750 г. до н.э. [ 9 ] [ 18 ]
Согласно исследованию Бургера, проведенному в 2019 году, строительство круглой площади, ее барельефных надгробий (включая стелу с кактусом) и связанных с ними галерей были разработаны на второй фазе строительства, называемой керамической фазой Чакинани , с 800 по 700 год до нашей эры. Эта Чакинани фаза позже, чем первая фаза строительства, называемая керамической фазой Урабарриу , с 950 по 800 г. до н.э., и раньше, чем более поздняя фаза строительства, называемая Керамическая фаза Джанабарриу , 700–400 гг. До н.э. [ 14 ]
Описание
[ редактировать ]
Контекст
[ редактировать ]Стела расположена на круглой площади археологического памятника, к востоку от Древнего Храма. Это полузатопленная площадь глубиной 2,5 м (8 футов 2 дюйма), диаметром 21 м (69 футов) и двумя входами на западе и востоке. [ 7 ] Из шести найденных стел на пяти изображены антропоморфные существа, идущие справа налево к восточной лестнице, как будто в процессии . [ 8 ] [ 19 ] Предполагается, что это фигуры, представляющие членов жреческой касты Чавина, включая музыкантов и танцоров. [ 20 ] - которые идут процессией вместе с ягуарами (вылепленными на прямоугольных стелах нижнего фриза) к восточной лестнице, ведущей в галерею Лансона, где расположено главное каменное скульптурное изображение храма: Лансон или великая уанка. из Чавина. [ 21 ]
Поскольку эта территория расположена перед галереей Лансона, расположенной в Древнем храме, эту структуру внутри археологического памятника назвали « атриумом Лансона ». [ 22 ] [ 6 ] Атриум Лансона включает в себя круглую площадь, галерею Подношений, галерею Караколес, восточную лестницу (которая идет от круглой площади к галерее Лансона) и западную лестницу. [ 23 ]
Стела с кактусоносцем считается частью группы надгробий, выгравированных и первоначально расположенных на площади: шесть найдены в 1972 году и еще 22 пропали без вести, что дает в общей сложности 28 надгробий (четырнадцать для северо-западного квадранта и четырнадцать для юго-западного квадранта). площади). Это было рассчитано на основе размеров стел и полуцикла. [ 7 ] [ 24 ] Рядом со стелой с кактусоносителем, занесенной в каталог как надгробие VI-NW12, были найдены следующие стелы (слева направо):
- Надгробие VI-NW6 находится в сильно разрушенном состоянии, но можно различить антропоморфное существо, расположенное спереди, из которого «с четырех сторон исходит что-то вроде лучей». [ 25 ]
- Надгробие VI-NW7 («трубач», « путутеро раковину или путито »), рядом с персонажем на надгробии VI-NW6, представляет собой антропоморфное существо в профиль, идущее к западной лестнице (или юго-западной лестнице), держа в правой руке . руку и дует на нее. [ 26 ]
- Надгробие VI-NW8 («трубач», « путутеро »), идентичное VI-NW7 и примыкающее к нему. [ 26 ]
- Надгробие VI-NW9, сильно разрушенное, персонаж в профиль идет к западной лестнице с поднятой правой рукой, неся какой-то предмет (неразличимый). [ 27 ]
С круглой площадью, к северной ее стороне, примыкает «галерея подношений». Эта галерея была первоначально раскопана в 1966 и 1967 годах Лумбрерасом и его командой. Они нашли более 800 артефактов из керамики, камня, кости и ракушек , большинство из которых сломаны. Также были найдены тысячи сломанных костей грызунов, оленей, верблюдовых, псовых, птиц, рыб и людей. Было интерпретировано, что артефакты и кости были помещены в качестве подношений во время великого ритуального события или великого супраобщинного праздника . [ 28 ]
Расположенная на южной стороне круглой площади галерея раковин раковин также была обнаружена в 1972 году. В это время было обнаружено большое количество крупных фрагментов ракушек Titanostrombus galeatus (ранее Strombus galeatus ) и раковин Spondylus crassisquama (ранее Spondylus Princeps ). По словам Лумбрераса, «устроены так, как будто образуют пол». [ 29 ] В 2001 году в той же галерее Джон Рик провел раскопки и нашел двадцать ракушек ( путуту на языке кечуа), вылепленных в барельефе . [ 30 ]

Стела
[ редактировать ]На стеле изображено антропоморфное существо со змеиными волосами, ртом с клыками или бивнями , поясом с двуглавой змеей и когтями, которое в правой руке держит что-то похожее на кактус Сан-Педро ( Trichocereus macrogonus , либо var. macrogonus или var. pachanoi ) с четырьмя жилками или бороздками. [ 31 ] [ 32 ]
Описание надгробия Лумбрерасом следующее: [ 33 ]
«У этого персонажа нет человеческого лица, хотя он мог бы иметь маску, наиболее выдающимся элементом которой являются толстые клыки, выходящие за пределы губ рта, угол которого довольно велик. Головной убор интересен, он не имеет вида металлическая корона первых трех стел и скорее могла выглядеть как тюрбан или заплетенные волосы, идущие к спине, где каждый из волос становится змеей, как те, что надо лбом, так и те, что ниспадают сзади.
...
Бывает также, что в ушах нет наушников или сережек и что на лбу заметна нахмуренность и, наконец, что губы выступают далеко за пределы рта. Клыки изогнуты назад и заострены, остальные зубы блокированы, как у человека, за исключением тех, что на конце рта, где они изгибают губы, имеют треугольную форму и освобождены. Зрачок подпрямоугольных глаз эксцентричен и смотрит вверх. Бровей нет. На шее свисает пеллегрина , а на талии имеется пояс, на котором свисают две змеи. Ногти рук и ног — по 3 когтя у первой и по два — у второй. Он носит браслеты и нарукавные повязки . Левая рука прикреплена к грудной клетке, а правой держит кактус. Сзади есть элемент, похожий на «мантии», о которых мы говорим с музыкантами, но это вполне могут быть крылатые атрибуты».
- Луис Гильермо Лумбрерас , Чавин: Археологические раскопки I (2007)

Определение вида кактуса
[ редактировать ]Утверждалось, что кактус, изображенный на стеле, является энтеогенным кактусом Echinopsis pachanoi, синонимом Trichocereus macrogonus var. пачанои . Эта разновидность T. macrogonus , общая с другой энтеогенной андской разновидностью, T. macrogonus var. макрогунус [ примечание 2 ] обычно называют кактусом Сан-Педро. [ примечание 3 ] Помимо стелы-носителя, найденной Лумбрерасом в 1972 году, и фрагмента стелы, найденного Риком в 2001 году, в Чавине найдены еще два фрагмента с изображениями кактусов:
- миниатюрная голова-клава, обнаруженная в 1935 году: из глаз клыкастого антропоморфного существа прорастают трехжильные стебли кактуса; [ 21 ]
- фрагмент керамики с чем-то похожим на корону кактуса с четырьмя жилками в мусоре эпохи Чавина в секторе Вачекса, где встречаются реки Мосна и Уачеча. [ 36 ]

были найдены керамика и текстиль с изображениями кактусов В тот же период, известный как «Ранний горизонт», в регионах Ламбаеке и Ика . [ 1 ] [ 37 ] [ 38 ] В таких местах, как Тембладера и Куписник в регионе Ламбаеке , было обнаружено более 32 керамических изображений кактуса Сан-Педро, связанных с пятнистыми кошачьими , змеями и хищными птицами . [ 39 ] [ примечание 4 ]
Были найдены археоботанические остатки кактуса Сан-Педро. Самая старая находка соответствует находке в пещере Гитарреро , сделанной археологом Томасом Ф. Линчем в Каллехон-де-Уайлас , в 120 км от Чавин-де-Уантар, и датируется примерно 10 000 лет назад . [ 41 ] [ 42 ] Археолог Роза Фунг Пинеда нашла остатки свернутой коры, которая, как она предполагает, принадлежит кактусу Сан-Педро, на археологическом участке Лас-Альдас на центральном побережье региона Анкаш, заселенном в период с 1200 по 900 годы до нашей эры. [ 43 ] В 2016 году группа археологов обнаружила на этот раз очень хорошо сохранившийся стебель кактуса рода Echinopsis, захороненный в Уака-эль-Параисо в регионе Лима, датируемый 2000 годом до нашей эры. [ 44 ]
Сегодня кактус является центральным элементом ритуальных практик северного курандеризма , выражения традиционной медицины, которое имеет место в северо-западной части Перу, в регионах Кахамарка , Ла-Либертад , Ламбайеке , Пьюра и Тумбес , а также на юге Эквадора. , в провинции Лоха . [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ]
Таким образом, вместе со свидетельствами этноисторических и этнографических записей, помимо присутствия кактуса на данной территории в дикой природе, исследователи сходятся во мнении, что кактус, изображенный на стеле носителя, является кактусом Сан-Педро ( Trichocereus macrogonus var. macrogonus , syn. Echinopsis peruviana T. macrogonus var. pachanoi , syn или . [ 49 ] [ 50 ]
Интерпретации
[ редактировать ]Принято считать, что различные сооружения (здания, площади, лестницы) археологического памятника Чавин-де-Уантар выполняли в основном церемониальные функции и были связаны с религиозным культом. [ 51 ] [ 52 ] Таким образом, это место сегодня известно как церемониальный центр Чавин-де-Уантар. [ 53 ] [ 54 ]
Таким образом, круглая площадь была также местом ритуальных действий. Пол площади после археологических раскопок «предстал на удивление чистым, что позволяет предположить, что это было место, о котором заботились и поддерживали для особых видов деятельности». [ 55 ] Кроме того, центр круглой площади совпадает со структурой, расположенной на холме к востоку от реки Мосны, точно в момент восхода солнца во время летнего солнцестояния каждый декабрь, что позволяет предположить, что существовала причина, связанная с астрономическими наблюдениями, когда этот сектор археологических раскопок был спроектирован памятник. [ примечание 5 ] Эти данные подтверждают теорию ритуальной функции сооружения. [ 57 ]
Интерпретации употребления кактуса в Чавине
[ редактировать ]
Представленность энтеогенных растений в культурном материале, найденном на археологическом участке Чавин-де-Уантар, убедительна в отношении использования кактуса Сан-Педро. [ 59 ] Другие данные также свидетельствуют о ритуальном использовании Anadenanthera colubrina (широко известного как vilca, cebil или willka на языке кечуа) из-за ее возможного изображения не только на стеле, но также из-за находки сопутствующих принадлежностей, таких как табакерки , вилканы. и шпатели. [ 60 ]
Использование кактуса как ресурса для манипуляций
[ редактировать ]Археолог Джон В. Рик утверждал, что «во многих созданных или используемых средствах массовой информации — ландшафте, архитектуре, декорировании, свете, звуке, наркотиках — я нахожу свидетельства тонко настроенных манипуляций со стороны планировщиков объектов, исполнителей и организаторов». [ 61 ] В этой гипотезе, с одной стороны, изображения психоактивных растений на каменных стелах культуры Чавин 3000 лет назад являются свидетельством манипулятивного использования энтеогенных растений членами культа, а с другой стороны, храм Чавин был местом психологических исследований и экспериментов для проверки реакции людей на различные стимулы . [ 62 ]
Исходя из этих рассуждений, Рик рассматривает Чавин как место, созданное для того, чтобы производить впечатление на людей и манипулировать ими, чтобы сделать их частью системы религиозных убеждений , которая служит построению авторитета и власти членов культа по отношению к населению в местном и региональном контексте. . [ 63 ]
Использование кактусов в качестве энтеогенов
[ редактировать ]Антропологи и археологи Джордж Ф. Лау и Ричард Бургер интерпретировали храм не как центр, предназначенный для манипулирования, а как центр большей сложности, предложив место Чавина как важный панандийский центр сети обмена продуктами позднего формирования - осязаемой. и нематериальное — и паломничество . [ 64 ] [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] Бургер также предположил, что семена Anadenanthera colubrina , не принадлежащие к экосистемам вокруг Чавина, были одним из призрачных растений, которые были частью этого обмена, привезенными на археологические раскопки паломниками и торговцами из равнинных джунглей . [ 60 ]
По мнению Бюргера, использование энтеогенов — веществ с психотропными свойствами, используемых в религиозном контексте — связано с шаманизмом : [ 68 ]
В Чавин-де-Уантар, как и в других местах религиозной власти в древней Америке, центральным событием ритуальной деятельности было употребление психотропных веществ. Эти галлюциногенные вещества вызывали преобразующий эффект, к которому стремились священники и другие религиозные деятели в поисках связи с невидимыми силами, влияющими на мир природы.
- Бургер (1992): 271.
Согласно этой точке зрения, атрибуты животных, таких как ягуар ( Panthera onca ) или орел-гарпия ( Harpia harpyja ) в скульптурах культуры Чавин, связаны с альтер-эго южноамериканских шаманов. [ 69 ] В этом смысле наличие керамики, металлических пластин, текстиля и стел, таких как изображение кактусоносца с атрибутами кошек, орлов и змей, является частью религиозного послания шаманской трансформации, воплощенного в архитектуре храма. [ 69 ]
-
Деталь стелы Раймонди .
-
Фрагмент текстиля.
-
с золотым тиснением . Пластина
-
Голова клавы в Национальном музее Чавина.
Интерпретация персонажа, изображенного на стеле
[ редактировать ]Антропоморфное существо, изображенное на стеле, имеет, как описывает его Лумбрерас, атрибуты змеи, орла и кошки. Это и есть послание шаманской трансформации, на которое ссылается Бургер. [ 33 ] [ 69 ] Аналогичным образом, учитывая, что персонаж несет кактус Сан-Педро на церемониальной площади, этот факт подчеркивает аргумент о том, что «кактус был интегрирован в культ Чавина» и использовался в ритуалах. [ 70 ]

Антрополог Леонардо Фельдман Грасиа интерпретировал, что стела носителя несет визуальное метафорическое послание, связанное с приобретением членами культа Чавин атрибутов животных; в случае ягуара: глаза, рот и нос персонажа, в случае змей: волосы, а в случае хищной птицы: когти и крылья. [ 72 ] Таким образом, по словам Фельдмана Грасиа, кактусу удается — благодаря своему психотропному действию — усиливать восприятие и умственные способности человека, который его глотает: [ 73 ]
Глаз кошки с эксцентричным зрачком заменяет глаз «носителя Святого Петра»; эта метонимическая замена относится к повышению чувствительности зрения и открытию способности «видеть». Замена человеческих волос змеями указывает на повышение чувствительности осязания; доказано, что петровские волосы вызывают заметное повышение чувствительности кожи; эта «визуальная метонимия» выражает, таким образом, то, что жрец в каждой поре приобретает осязательную чувствительность змеи.
Среди кинестетических изменений, производимых Сан-Педро, наиболее распространенным является ощущение необычайной невесомости тела, впечатление левитации или полета. Развернутые крылья в задней части фигуры следует интерпретировать как метафору упомянутой кинестезии.- Фельдман Грасия (2006): 95–96.
Как и Бургер, Фельдман Грасиа утверждает, что использование кактуса следует рассматривать в двойном аспекте. Человек не только приобретает атрибуты животных, применяя восприятие и умственные способности, но также умудряется вступить в общение с божествами и воплотить мифических предков. [ 74 ] Итальянский антрополог Марио Полиа, согласно своим этнографическим исследованиям в Сьерра-де -Пьюра , рассматривает ритуальное использование кактуса Сан-Педро также как сакраментальный напиток в контексте северного курандеризма : употребление кактуса в пищу — это шаманская техника, позволяющая союз шамана с духовной сущностью, обитающей в растении. [ 75 ]
Таким образом, согласно вышесказанному, персонаж, выгравированный на стеле носителя, будет представлять специалиста по ритуалам, шамана, в полной шаманской трансформации: включающей в себя исключительные восприятия и способности и в то же время в общении и общении с божествами. . [ 69 ] Последнее согласуется с тем, что Мирча Элиаде упоминает в своей книге «Шаманизм: архаические техники экстаза» : «Включение животного во время сеанса — это, как мы видели на примере мертвых, нечто большее, чем владение, магическое преобразование шамана. в это животное». [ 76 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Пять конструктивных фаз Рика: насыпи, расширение, консолидация, черно-белое и поддержка. [ 17 ]
- ^ Trichocereus macrogonus var. macrogonus ранее был более известен под синонимом Echinopsis peruviana . [ 34 ]
- ^ Есть и другие виды кактусов, также называемые Сан-Педро . Другие энтеогенные виды, присутствующие в Андах, известные как «Сан-Педро», включают Echinopsis cuzcoensis и E. lageniformis . [ 35 ]
- ^ В 2000 году американский антрополог Дуглас Шэрон отредактировал книгу о шаманизме и священном кактусе , в которую вошли изображения археологических артефактов с изображениями кактуса в каменном и керамическом материале не только раннего горизонта, но и раннего промежуточного периода в моче. и Наска . культуры [ 40 ]
- ↑ Празднование декабрьского солнцестояния в Андах называется Капак Райми . [ 56 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Samorini (2014 , p. 19)
- ^ Перейти обратно: а б с Лумбрерас (2007 , стр. 168)
- ^ Лумбрерас (2007 , стр. 176)
- ^ Перейти обратно: а б Рик (2008b , стр. 22)
- ^ Шультес и Хофманн (2010 , стр. 166)
- ^ Перейти обратно: а б Лумбрерас (2014 , стр. 85)
- ^ Перейти обратно: а б с д Гонсалес-Рамирес (2014 , стр. 137)
- ^ Перейти обратно: а б Гонсалес-Рамирес (2014 , стр. 138)
- ^ Перейти обратно: а б Гонсалес-Рамирес (2014 , стр. 139)
- ^ Лумбрерас (2007 , стр. 13)
- ^ Рик (2008b , стр. 23)
- ^ Бургер (2019 , стр. 6)
- ^ Фельдман Грасия (2006 , стр. 9)
- ^ Перейти обратно: а б с Бургер (2019 , стр. 13)
- ^ «Архитектурная последовательность и хронология в Чавин-де-Уантар, Перу» . www.kembel.com . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Бургер (2019 , стр. 2–6)
- ^ Лумбрерас (2009) , с. 77.
- ^ Фельдман Грасия (2006 , стр. 33)
- ^ Рик (2008b , стр. 21)
- ^ Лумбрерас (2014 , стр. 97, 247)
- ^ Перейти обратно: а б Бургер (2011 , стр. 124)
- ^ Ивасаки (1987 , стр. 19)
- ^ Лумбрерас (2014 , стр. 125)
- ^ Лумбрерас (2007 , стр. 175)
- ^ Лумбрерас (2007 , стр. 179)
- ^ Перейти обратно: а б Лумбрерас (2007 , стр. 180–181)
- ^ Лумбрерас (2007 , стр. 181)
- ^ Лумбрерас (2014 , стр. 91)
- ^ Лумбрерас (2014 , стр. 89–90)
- ^ Ла Роза, Росио (19 августа 2001 г.). «В Перу найдены 3000-летние инструменты» . Нация (на испанском языке). ISSN 0325-0946 . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Шэрон (2004 , стр. 62)
- ^ Моррис, Гамильтон (18 июня 2012 г.). «Раскрытие криптокактуса» (на испанском языке). Порок . Проверено 23 апреля 2017 .
- ^ Перейти обратно: а б Лумбрерас (2007 , стр. 182–183)
- ^ Альбезиано и Кислинг (2012) .
- ^ Фельдман Грасия (2006) , с. 14.
- ^ Мессия Черногория (2014 , стр. 328–329)
- ^ Корди-Коллинз (1982 , стр. 145)
- ^ Рик (2006 , стр. 106)
- ^ Торрес (2008 , стр. 245)
- ^ Шэрон (2000) .
- ^ Фельдман Грасия (2006 , стр. 112)
- ^ Саморини, Джорджо (01.06.2019). «Старейшие археологические данные, свидетельствующие о связи Homo sapiens с психоактивными растениями: мировой обзор» . Журнал психоделических исследований . 3 (2): 63–80. дои : 10.1556/2054.2019.008 .
- ^ Фельдман Грасия (2006 , стр. 29)
- ^ «Археологи в Перу находят кактус возрастом 4000 лет» . RTVE.es (на испанском языке). ЭФЕ. 26 августа 2016 г. Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Полиа Меккони (1993 , стр. 330)
- ^ Перес Вильярреал (2009 , стр. 90)
- ^ «Они стремятся объявить традиционное использование растения Сан-Педро культурным наследием» (на испанском языке). Andina.com.pe. 10 октября 2016 г. Проверено 25 апреля 2017 г.
- ^ Буссманн и Шарон (2015 , стр. 71)
- ^ Шэрон (2000)
- ^ Торрес (2008 , стр. 241–243)
- ^ Рик (2008b , стр. 20)
- ^ Лумбрерас (2014 , стр. 156)
- ^ «История Перу» . educared.fundaciontelefonica.com.pe (на испанском языке) . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ «Археологический объект культурного наследия Чавин-де-Уантар» (на испанском языке). Председатель ЮНЕСКО . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Гонсалес-Рамирес (2014 , стр. 700)
- ^ Иван (2008) .
- ^ Рик (2008b) , с. 12.
- ^ Гонсалес-Рамирес (2014 , стр. 132)
- ^ Рик (2013 , стр. 173)
- ^ Перейти обратно: а б Бургер (2011 , стр. 129–133)
- ^ Рик (2008a , стр. 86)
- ^ Стэнфордский университет (25 апреля 2016 г.). «Стэнфордский археолог прослеживает истоки власти в Андах Перу» . Стэнфордские новости . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ Парк, Уильям (11 августа 2016 г.). «Перуанский храм, намекающий на зарождение религии» . www.bbc.com . Проверено 26 марта 2020 г. .
- ^ Лист (2016 , стр. 84)
- ^ Бургер (1992 , стр. 271, 277)
- ^ Бургер (2019 , стр. 15–16)
- ^ Фельдман Грасия (2006 , стр. 106)
- ^ Бургер (1992 , стр. 271)
- ^ Перейти обратно: а б с д Бургер (1995 , стр. 152)
- ^ Фельдман Грасия (2006 , стр. 42)
- ^ «Скульптурный керамический церемониальный сосуд, изображающий человеческое лицо, превращающееся в кошачье, ML040218 - стиль Куписник» . Google Искусство и культура . Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Фельдман Грасия (2006 , стр. 92–94)
- ^ Фельдман Грасия (2006 , стр. 95–96)
- ^ Фельдман Грасия (2006 , стр. 96)
- ^ Polia (1996 , стр. 305–306)
- ^ Элиаде (2009 , стр. 95)
Библиография
[ редактировать ]- Альбезиано, София; Кислинг, Роберто (январь 2012 г.). «Идентичность и неотипизация Cereus macrogonus , типового вида рода Trichocereus (Cactaceae)». Хазелтония . 17 : 24–34. дои : 10.2985/1070-0048-17.1.3 .
- Бургер, Ричард Л. (1992). Таунсенд, Ричард Ф. (ред.). «Священный центр в Чавин-де-Уантар». Древняя Америка: искусство священных пейзажей . Чикаго (США): Чикагский институт искусств и Музей изящных искусств (Хьюстон): 265–277.
- Бургер, Ричард Л. (1995). Чавин и истоки Андской цивилизации (1-е изд.). Темза и Гудзон. ISBN 0-500-27816-4 . ОСЛК 32704056 .
- Бургер, Ричард Л. (2011). «Какой галлюциногенный табак использовался в Чавин-де-Уантар? Иконографическая идентификация» . Лорд Паша . 31 (2): 123–140. дои : 10.1179/naw.2011.31.2.123 . ISSN 0077-6297 . S2CID 191965354 .
- Бургер, Ричард Л. (2019). «Понимание социально-экономической траектории Чавин-де-Уантар: новая радиоуглеродная последовательность и ее более широкие последствия» (PDF) . Латиноамериканская древность . 30 (2): 373–392. дои : 10.1017/laq.2019.17 . ISSN 1045-6635 . S2CID 166501033 .
- Буссманн, Райнер В.; Шэрон, Дуглас (2015). «Лекарственные растения Анд и Амазонки – Волшебная и лекарственная флора Северного Перу» . Центр Уильяма Л. Брауна, Ботанический сад Миссури . Сент-Луис. дои : 10.13140/RG.2.1.3485.0962 . ISBN 978-0-9960231-3-9 .
- Корди-Коллинз, Алана (1982). «Психоактивно раскрашенные перуанские растения: текстиль шаманизма» (PDF) . Журнал этнобиологии . 2 (2). Сан-Диего: Музей человека Сан-Диего, Университет Сан-Диего : 144–153. ISSN 2162-4496 .
- Элиаде, Мирча (2009) [1968]. Шаманизм и архаичные техники экстаза (8-е изд.). Мехико: Фонд экономической культуры.
- Фельдман Грасия, Леонардо (2006). Кактус Сан-Педро: его функция и значение в Чавин-де-Уантар и религиозной традиции Центральных Анд (магистерская диссертация по общественным наукам) (на испанском языке). Национальный университет Сан-Маркос , факультет социальных наук.
- Гонсалес-Рамирес, Андреа (2014). Фигуративные представления как социальная существенность - Производство и использование шляпок гвоздей Чавин де Уантар (докторская диссертация) (на испанском языке). Барселона: Автономный университет Барселоны, факультет предыстории.
- Ивасаки Каути, Фернандо (1987). «Галлюциногены и религиозные подходы к искусству Чавина» . Исторический (на испанском языке). 11 (1). Лима: Факультет гуманитарных наук Папского католического университета Перу (PUCP): 1–24. doi : 10.18800/historica.198701.001 . ISSN 0252-8894 . S2CID 258860822 .
- Лау, Джордж Ф. (2016). Археология Анкаша: камни, руины и поселения в Андском Перу (на испанском языке). Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-317-48215-4 . OCLC 948774131 .
- Лумбрерас, Луис Гильермо (2007), Чавин: археологические раскопки (1) (на испанском языке), Лима: Universidad Alas Peruanas , ISBN 978-9972210310
- Лумбрерас, Луис Гильермо (2014), Раскопки на круглой площади и атриуме Лансон-де-Чавин-де-Уантар (на испанском языке), Лима: Андский институт археологических и социальных исследований, ISBN 978-612-46332-3-2
- Мессия Черногория, христианин (2014). «Праздники и власть в Чавин-де-Уантар в период позднего формирования в центральных Андах» (PDF) . Чунгара, Журнал чилийской антропологии (на испанском языке). 46 (3). Арика: Университет Тарапаки: 313–343. дои : 10.4067/S0717-73562014000300002 . ISSN 0717-7356 .
- Перес Вильярреал, Ана Мария (2009). «Традиционная медицинская система с Санпедро и обучение целителей мастером Марко Москера Уатай». Журнал «Культура и наркотики» (на испанском языке). 14 (16). Манисалес: Университет Кальдаса : 89–102. ISSN 0122-8455 .
- Полиа Мекони, Марио (1996), «Пробуждение, исправление, отчет...»: divinos y médicos del Ande (на испанском языке), Лима: Редакционный фонд Папского католического университета Перу , ISBN 9972-42-050-7
- Рик, Джон В. (2006). Шэрон, Дуглас (ред.). «Чавин де Уантар: свидетельства развитого шаманизма». Меса и космологии в Центральных Андах : 101–112. ISBN 9780937808825 .
- Рик, Джон В. (2008a). «Эволюция власти и власти в Чавин-де-Уантар, Перу» . Археологические документы Американской антропологической ассоциации . 14 (1): 71–89. дои : 10.1525/ap3a.2004.14.071 .
- Рик, Джон В. (2008b). Конклин, Уильям Дж.; Квилтер, Джеффри (ред.). «Контекст, конструкция и ритуал в развитии власти в Чавин-де-Уантар» . Чавин: искусство, архитектура и культура . Лос-Анджелес: Институт археологии Котсена, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес : 3–34. дои : 10.2307/j.ctvdmwx21.7 . ISBN 9781931745451 .
- Рик, Джон В. (2013). «Религия и власть в Чавин-де-Уантар» . Чавин: загадочный храм Перу в Андах . Ритберг: Верлаг Шайдеггер и Шписс: 166–175. ISBN 9783858817310 .
- Саморини, Джорджио (2014). «Аспекты и проблемы археологии южноамериканских наркотиков» (PDF) . Журнал «Культура и наркотики» (на испанском языке). 21 . Манисалес: степень магистра в области культуры и наркотиков, Университет Кальдаса : 13–34. doi : 10.17151/cult.drog.2014.19.21.2 (неактивен 31 января 2024 г.). ISSN 0122-8455 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - Шультс, Ричард Эванс Хоффманн, Альберт (2010). Растения богов, истоки использования галлюциногенов (на испанском языке). Мехико: Фонд экономической культуры. ISBN 9789681663032 .
- Шэрон, Дуглас (2000). Шаманизм и священный кактус: этноархеологические свидетельства использования севере Перу ] кактуса Сан-Педро на (на испанском языке). Музей человека Сан-Диего.
- Шэрон, Дуглас (2004) [1978], Шаман Четырех Ветров (на испанском языке), Мехико: Siglo XXI Editores, ISBN 9789682310065
- Торрес, Константино Мануэль (2008). Конклин, Уильям Дж.; Квилтер, Джеффри (ред.). «Психоактивная фармакопея Чавина: иконографические свидетельства». Чавин - Искусство, архитектура и культура . Монография 61. Лос-Анджелес: Институт археологии Котсена, Калифорнийский университет, Лос-Анджелес : 239–259. дои : 10.2307/j.ctvdmwx21.15 . ISBN 978-1-931745-45-1 .
- Уотсон, Питер (2012). Великий разрыв: история и человеческая природа в Старом и Новом Свете . Лондон: Вайденфельд и Николсон. ISBN 978-0-29785857-7 .
Веб-сайты
[ редактировать ]- Иван, Игнасио (22 декабря 2008 г.). «Мир: Что мы празднуем? Капак Райми или Рождество? Инти Райми или Сан-Хуан?» . Сервинди (на испанском языке). Сервинди - Услуги межкультурной коммуникации . Проверено 4 мая 2021 г.