Конрад Ворстиус
Конрад Ворстиус | |
---|---|
Рожденный | 19 июля 1569 г. |
Умер | 29 сентября 1622 г. | (53 года)
Другие имена | Конрад фон дер Ворст, Конрад Ворстиус |
Альма-матер | Гейдельбергский университет |
Научная карьера | |
Учреждения | Лейденский университет |
Научные консультанты | Джон Рыбак |
Докторанты | Фрэнсис Сильвиус |
Конрад Ворстиус ( нем . Konrad von der Vorst ; латынь : Conradus Vorstius ; 19 июля 1569 — 29 сентября 1622) — немецко-голландский неортодоксальный богослов- ремонстрант и преемник Якоба Арминия на кафедре богословия в Лейденском университете . [ 1 ] [ 2 ] Его назначение и разногласия вокруг него стали международным вопросом в политических и религиозных делах Соединенных провинций во время Двенадцатилетнего перемирия , предоставив предлог для нерегулярного вмешательства короля Англии Якова I в эти дела. [ 3 ] [ 4 ] Ворстиус опубликовал богословские взгляды, которые были призваны продемонстрировать симпатии к социнианам , и был объявлен еретиком на Дортском синоде в 1619 году. [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Ворстиус родился одним из десяти детей в Кельне 19 июля 1569 года. Его родители Теодор Ворстиус и его жена София Старкия. [ 8 ] были католиками и хотели, чтобы он стал католическим священником, но родители перешли в протестантскую веру, прежде чем он смог заняться этим обучением. [ 1 ] Зачатки образования он получил в Бедбурдике ( Юхен , Германия) в течение пяти лет, прежде чем учился в Дюссельдорфе с 1583 по 1587 год, а также в Экс-ла-Шапель . Он поступил в колледж Св. Лаврентия в Кёльне, где должен был получить степени бакалавра и магистра, но не смог по совести принести положенную присягу на послушание постановлениям Тридентского Собора . [ 9 ]
У его родителей не было много денег, и он в течение двух лет занимался практическими делами в качестве закупщика, где научился обслуживать бизнес и приобрел навыки расчета, а также говорил на французском и итальянском языках. В 1589 году он снова приступил к учебе и поступил в Академию Херборна с 1589 по 1593 год, где полностью посвятил себя богословию под руководством Иоганна Пискатора . [ 10 ] Однако он не пренебрегал своими философскими исследованиями, часто принимая там участие в богословских и философских диспутах. В 1590-1591 годах он начал брать частных учеников, обучая сыновей сановников, которые впоследствии поддерживали с ним дружбу. [ 11 ] Он отправился в Гейдельберг он был публично признан доктором богословия ( SS. Theologiae Doctor ). 12 апреля 1593 года, сосредоточившись на богословии 12 апреля 1594 года, а 4 июля 1594 года [ 1 ]
В декабре 1595 года он отправился с двумя спутниками в Базель и Женеву , где посещал лекции Теодора Беза и заработал себе немалую репутацию. Его диспуты De Sacramentis (Базель, 1595 г.) и De Causis Salutis (1595 г.) принесли ему предложение о должности учителя за 120 крон в год с одобрения Безы и Иоганна Якоба Гринеуса . [ 12 ] Ворстиус, однако, решил вернуться в свою страну и вместо этого отправился в Бургштайнфурт в 1596 году, в графстве Бентхайм , где, благодаря рекомендации Безы и Давида Пареуса , он преподавал в графа фон Бентхайма в Hohe Schule течение пятнадцати лет. . [ 13 ] В Бургштайнфурте Ворстиус защищал реформатскую религию от католического богослова Роберта Беллармина . Он также получил предложения о преподавательских должностях в Сомюре и Марбурге , но не смог или не захотел оставить службу Бентхаймам. [ 1 ]
Примерно в это же время, в 1597 году, Ворстиус женился и стал отцовством. Именно в Бургштайнфурте его публикации De Praedestinatione (Бургштайнфурт, 1597 г.), De Sancta Trinitate (1597 г.) и De Persona et Officio Christi (1597 г.) поставили его под подозрение в социнианстве : его покровитель посоветовал ему снять с себя обвинения и в 1599 году он отправился с этой целью в Гейдельберг и успешно защитил свою ортодоксальность перед тамошним богословским факультетом. [ 1 ] [ 14 ] После этого он был полностью восстановлен в должности и продвинут в Бургштайнфурте, получив в 1605 году дополнительные должности проповедника и консисторского асессора . [ 1 ]
В Лейдене
[ редактировать ]В связи с началом Двенадцатилетнего перемирия в 1609 г. [ 15 ] Ворстиус опубликовал трактат против кардинала Беллармина в 1610 году. [ 16 ] После смерти Арминия, в результате которой на кафедре теологии в Лейдене освободилась вакансия, в 1610 году Ворстиус принял призвание стать его преемником. Бесспорно ортодоксальные богословы в Гейдельберге и Арнеме с энтузиазмом хвалили его как достойного этого поста». [ 17 ] Он был выдвинут на пост председателя умеренными членами Ремонстрантской партии , которые одобрили его поддержку общественной свободы мнений, «защищая терпимость к различным мнениям в своей книге против Беллармина». [ 17 ] Была надежда, что он также будет принят некоторыми контрремонстрантами из-за его ортодоксального происхождения. Однако его согласие на это назначение оскорбило графа Бентхайма, и он принес извинения (заявление) перед университетом относительно своих убеждений и практики. [ 18 ]
Ворстиус был весьма тревожным ученым, который мог бросить вызов фундаментальным принципам схоластического богословия. Он представил такие аргументы, не подтверждая их как точки зрения, например, что божественная сущность, если (рассматриваемая как тело в самом широком смысле этого термина) имела протяженность и величину, не могла бы также быть бесконечной. Точно так же (относительно Предопределения), хотя будущие результаты зависели от избранных действий в настоящем, Божество, порученное управлять человеческими делами, не должно также иметь полного предвидения о них: следовательно, божественная воля, хотя и существенна сама по себе, в ее случайных или случайных произвольные операции могут быть изменчивыми и неравномерными в своих движениях. [ 19 ] В 1610 году он переиздал свой Tractatus Theologicus de Deo, sive de Nature et Attributes Dei: Ten Disputations , который впервые увидел свет в 1606 году. [ 20 ] и был посвящен Морису, ландграфу Гессен-Кассельскому .
Назначение Ворстиуса (прерогатива магистратов) дало противникам Арминия возможность совершить политическую интервенцию во имя защиты христианской религии. [ 21 ] Его учение казалось неортодоксальным и глубоко скептическим, казалось, отходящим от христианства и даже от теизма в целом. [ 22 ] Его заявления в « Трактате» побудили контрремонстрантов обвинить его в сочувствии и поощрении ненавистного социнианского инакомыслия , системы, ставящей под сомнение Триединую и вечную природу Бога. Поэтому в 1611 году он дал ответ в своем «Epitome Exegeseos Apologeticae» . [ 23 ] [ 24 ]
Публикация запрещенного труда Социна De Auctoritate S. Scripturae в 1611 году в переводе на латынь. [ 25 ] вызвало более суровое осуждение, хотя Ворстий отрицал, что импортировал социнианские произведения в регион, и утверждал, что не знал об их авторстве. [ 26 ] Кристофер Сандиус причислил это произведение с предисловием к произведениям Ворстиуса. [ 27 ] Со своей стороны, Ворстиус утверждал, что он не отстаивал подобные взгляды, но считал необходимым объяснить их студентам, которые приходили к нему, желая понять, почему такие учителя, как Сибрандус Лубберт (профессор богословия в Университете Франекера 1585–1625 гг.), были настолько агитировал против них. Ворстий апеллировал к свободе понимания и скорее обвинял Любберта в том, что он вызвал интерес к этим вопросам своей попыткой подавить их обсуждение. [ 18 ]
Осенью 1611 года Ворстиус получил восторженные отзывы от Бентхаймов и сената Штайнфуртской гимназии. [ 28 ] По мере нарастания противоречий «его назначение стало символическим поводом в борьбе между двумя партиями [Ремонстрантами и Контра-Ремонстрантами] в церкви и государстве. Ольденбарневельт и Ютенбогерт , лидеры Ремонстрантов, были привержены назначению Ворстиуса, который будет гарантировать, что сторонник арминиано -ремонстрантской точки зрения будет по-прежнему услышан в Лейдене». [ 17 ] Любберт, возглавивший оппозицию Ворстиусу, был описан Симоном Епископием как человек «более чем женский идиот». [ 29 ] Заявив, что истинная религия подвергается нападкам, Люббертус обвинил судей в увековечивании религиозных разделений, вредных для здоровья штатов. Он подал официальные протесты штатам Голландия и Западная Фрисландия и попытался привлечь англиканцев общаясь с архиепископом Кентерберийским и другими английскими богословами, приглашая к вмешательству короля Англии Якова I. на свою сторону , [ 17 ]
Вмешательство короля Англии Якова I.
[ редактировать ]В 1612 году король Яков обнародовал подробный текст, отражающий его различные отношения с Соединенными провинциями в случае Ворстиуса за предыдущие два года. [ 30 ] Сначала он изложил события, вызвавшие его сопротивление:
«Прошлой осенью [1611 г.], примерно в конце августа... в наши руки попали две книги упомянутого Ворстиуса, одна, озаглавленная Tractatus Theologicus de Deo , посвященная Лантграу Гессена, напечатанная в 1610 году, другой - его Exegesis Apologetica на основе этой книги, посвященной Штатам и напечатанной в 1611 году. Какие книги, как только мы получили, ... мы оставались не на один час, но вскоре отправили письмо нашему резиденту послу с Штаты" [ 31 ]
Через своего посла сэра Ральфа Уинвуда Джеймс сразу же призвал Генеральные штаты изгнать Ворстиуса как еретика. Позже он пытался оправдать свое вмешательство в этот спор в Aliana Republica следующим образом:
«Если бы предмет ересей Ворстиуса не был основан на вопросах более высокого качества, чем количество и природа Таинств или точки оправдания, заслуг, чистилища, видимого главы Церкви или чего-либо подобного вопросы, которые в настоящее время являются предметом споров между папистами и нами. Более того, если бы он вмешался только в природу и дела Божьи и еще больше (как; схоласты говорят:) Если бы он не поднялся выше, мы открыто заявляем, что в этом случае мы никогда не утруждали бы себя этим делом с таким рвением, как мы делали до сих пор. ... смешивая бесконечность (один из свойственных атрибутов Бога) и необъятность (иногда применяемую к творениям) сущности и субстанции с ипостась , спор о первом и втором творении , непосредственном и опосредованном , делая Бога качественным и квантовым , превращая вечность в вечность , уча вечности состоять из множества веков, и в голове как заклятого врага не только Божества но даже всякая философия, как гуманная, так и естественная, отрицающая существование Бога Actus purus , лишенный качеств, но имеющий в некотором роде (с ужасом будет сказано)... какое-то разнообразие или множественность в самом себе, да даже начало определенной изменчивости; Пусть тогда мир рассудит, не было ли у нас в связи с этим повода тронуться... как у христиан в целом; да, даже как теист , или человек, признающий БОГА, или, как платонический философ». по крайней мере, [ 32 ]
Государственный вопрос
[ редактировать ]Это и другие сообщения составили серию депеш, которыми обменивались Джеймс и Генеральные штаты. Йохан ван Олденбарневельт поблагодарил посла за «княжескую привязанность» короля и пообещал, что это предложение будет рассмотрено. Ответ мало что мог успокоить Джеймса, а скорее представлял собой решимость вести свои собственные дела без вмешательства иностранного государства в религиозные вопросы Нидерландов. Их опыт кровавых преследований, которым подвергались католики во время голландской войны за независимость, не собирался быть забытым. [ 33 ] Джеймс приказал сжечь книги Ворстиуса в Лондоне (в Павловском кресте ), а также в Оксфорде и Кембридже . В своем королевстве Джеймс проявлял терпимость к формам частного богослужения, но не допускал публичных проповедей, противоречащих его религиозной политике.
Уязвленный тем, что он назвал «холодностью» ответа Ассамблеи, Джеймс (назвав Ворстиуса « яйцом кокатриса ») [ 34 ] и «змея в траве») ответил, что, если они не изгонят его, дружба между их странами окажется под угрозой. В письме Роберту Сесилу Уинвуд описал борьбу между теми, «кто искренне любит исповедовать единственную истинную религию» и теми, кто считает, что «сила их государства состоит главным образом в том, чтобы поддерживать религию как исповедуемые на определенной широте, границы которой расширяются и ограничиваются юмором и аппетитом фантазии каждого конкретного человека». [ 17 ]
В длинном обращении Уинвуда к Ассамблее в Гааге утверждалось, что аргументы против назначения Ворстиуса были как политическими, так и религиозными: поскольку некоторые власти (например, Голландия ) выступили против этого, назначение поставит под угрозу единство провинций. [ 35 ] [ 36 ] Далее утверждалось (или угрожало), что Соединенные провинции избежали полного подавления со стороны Испании в знак божественной милости с их стороны в продвижении истинной религии, но это назначение может повлечь за собой потерю этой милости. Король прислал список предложений, взятых непосредственно из Ворстиуса, чтобы проиллюстрировать утверждения, которые он нашел нежелательными. [ 37 ]
Эта переписка между двумя странами стала известна всему миру в 1612 году. Джеймс также нанял бывшего католика Ричарда Шелдона и католического присяжного заседателя Уильяма Уормингтона, чтобы они написали против Ворстиуса. [ 38 ] В 1613 году сэр Дадли Карлтон попросил Паоло Сарпи оценить взгляды Ворстиуса. Сарпи представил обоюдоострый доклад, нанеся удар всем реформаторам, с едва завуалированной критикой вмешательства Джеймса и его смешения религиозных и политических интересов. [ 39 ]
Оппозиция и изгнание
[ редактировать ]Ворстиус ответил на осуждение англичан в своем « Кристиана ак скромном ответе» (1611 г.): [ 41 ] но Генеральные штаты почувствовали себя обязанными уволить его, сохранив при этом его зарплату, в 1612 году. [ 42 ] Он поселился в изгнании в Гауде примерно в мае 1612 года. Нападения на Ворстиуса продолжались, и он отстаивал свою точку зрения в серии полемик. [ 43 ] Пискатор адресовал Ворстиусу Amica Collatio , том заметок, в 1613 году, споря с ним «откровенно, спокойно и скромно» (и широко). [ 44 ] В глазах Пискатора Ворстиус превратился из «его духовного сына» в «его выродившегося сына, от которого он не испытал ничего, кроме страданий». [ 45 ] Гуго Гроций в своем «Ordinum Hollandiae ac Westfrisiae pietas» 1613 года защищал право гражданских властей назначать на университетский факультет кого бы то ни было: [ 46 ] Штаты не могли быть организованы на религиозных принципах, и их права не зависели от религиозного обучения или убеждений. Ворстиус опубликовал ответ Пискатору из Гауды в 1617 году: [ 47 ] и еще один - контрремонстранту Фесту Хоммиусу в 1618 году. [ 48 ]
Изгнание и смерть
[ редактировать ]Двенадцатилетнее перемирие с Испанией, заключенное в 1609 году и открывшее путь для этих событий, должно было истечь в 1621 году. Эта перспектива придала срочность урегулированию этих споров, которые достигли кульминации в 1619 году. [ 22 ] Нападение на Ворстиуса, все еще возглавляемое Люббертом, привело к его осуждению как еретика и декрету о его изгнании, изданному на Дортском Синоде . [ 49 ] Король Яков I снова оказал значительное давление через своих делегатов, и когда выяснилось, что синод не намерен изгонять Ворстиуса, он послал сэра Дадли Карлтона от его имени к принцу Оранскому лично, чтобы потребовать этого. [ 50 ]
В приговоре синода под председательством Йоханнеса Богермана говорилось о «его беспутной распущенности в скептических допросах главных глав христианской религии, его скользкой, сомнительной и извилистой манере преподавания... пагубной для Божьей Церкви, неподобающей такой высокое и священное дело...; его учение... ни в коем случае нельзя терпеть в церквях и школах, но следует изгонять и искоренять с отвращением». Его лишили должности профессора и должностей в Лейденском университете и дали шесть недель на то, чтобы покинуть Голландию и Западную Фрисландию. [ 51 ] [ 52 ] Примерно в то же время, в мае 1619 года, в Гааге был казнен Йохан ван Ольденбарневельт .
Ворстиус покинул Гауду и продолжал скрываться, в основном в районе Утрехта . В 1622 году Фридрих III, герцог Гольштейн-Готторпский, предложил ему убежище. Рассказывают, что на смертном одре он продиктовал Гербольду Томбергию завещание веры, которое впоследствии было передано социнианам в знак его приверженности их вере. [ 53 ] Он умер в Теннинге 29 сентября 1622 года. [ 54 ]
На его похоронах во Фридрихштадте (Фредериксстад) речь прочитал Маркус Гуальтерус , чью Книгу дружбы Ворстиус записал в 1616 году. Он сказал о последних годах Ворстиуса, что они прошли в постоянных переездах из дома в дом, чтобы его не обнаружили его преследователи. ему всегда приходилось следить за тем, чтобы была лестница, чтобы можно было сбежать через окна наверху. [ 55 ] Сам Гвальтер, ректор Кампена в Оверэйселе , был вынужден покинуть этот город в 1621 году из-за своих дружеских контактов с Ворстием и Епископием. [ 56 ] «Речь» была опубликована в 1624 году. Ремонстрантская На месте его могилы возникла церковь во Фридрихштадте.
Семья
[ редактировать ]Брак Ворстиуса упоминается как произошедший недавно, в письме от 14 января 1599 года его друга Кристофа Пецелиуса . [ 57 ]
- Его сын Адольф Ворстиус ( Дельфт , 1597 – Лейден, 1663) стал профессором медицины в Лейденском университете в 1636 году.
- Его сын Виллем Хендрейк Ворстиус (ум. 1 октября 1652 г.), изучавший раввинскую литературу , был протестантским проповедником в Лейдене после 1642 г. и также подозревался в социнианстве. (Адольф и Вильгельм Генрих были именами Бентхайма.)
- Другой сын, Гернерус (умер в марте 1682 г.), также был протестантским проповедником в Доккуме в 1632 г., но был изгнан на пять лет в 1634 г. В следующем году он вернулся только для того, чтобы быть снова арестованным и изгнанным, после чего он стал проповедником. в Хорне (1641 г.), Лейдене (1653 г.) и Роттердаме (1658 г.), где он стал почетным пастором в 1680 году. Гернерус редактировал книгу своего отца «Doodsteek der Calvinistische Prasdestinate» .
- Потомки Ворстиуса на протяжении столетия были проповедниками в голландских протестантских церквях. [ 26 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж «Ворстиус, Конрад», в JH Zedler, Grosses Complete Universal Lexicon of All Sciences and Arts (опубликовано Иоганном Генрихом Зедлером, Лейпциг и Галле, 1746 г.), Vol. 50: Vo-Vrh, стр. 1290–1310 (Google). На немецком и латыни. Зедлер существенно опирается на Гвальтеруса.
- ^ Маркус Гуальтерус, О жизни и смерти преподобного, самых прославленных и ученых людей, Dn. Конради Ворстий СС. Доктор богословия, благочестиво и мирно скончавшийся в Тоннинге 29 сентября 1622 г. и на следующий день после Календы. Октябрь ему было дано почетное командование в новой Гольсатии земли Фридриха, Орацио (1624 г.). Читайте в Геттингенском университете: Zentrales Verzeichnis Digitalisierte Drucke, DFG-Viewer (Траурная речь на латыни).
- ^ WK Jordan, Развитие религиозной терпимости в Англии , 4 тома (Harvard University Press, Кембридж, Массачусетс, 1932–1940), II: 1603–1640, стр. 334–37 (Hathi Trust).
- ^ А. В. Харрисон, Начало арминианства для Дортского синода (Лондонский университет Press, Лондон, 1926), стр. 165-89.
- ^ HY Groenewegen, «Conradus Vorstius», в PC Molhuysen, PJ Blok и JH Kossmann (редакторы), New Dutch Biographical Dictionary , 10 Vols (Leiden 1911-1937), стр. 1342-44.
- ^ К. ван дер Вуде, «Конрад Ворстиус», в «Биографическом лексиконе по истории голландского протестантизма» (Uitgeverij Kok, Kampen 1978-2006), I, стр. 407-10.
- ^ '151. Конрад Ворстиус (или Ворст)», в Р. Уоллесе, Антитринитарная биография: Или, Очерки из жизни и сочинений выдающихся антитринитаристов , 3 тома (ET Whitfield, Лондон 1850), II, стр. 444-54 (Google) .
- ^ «Старкия» в Гвальтерусе (1624 г.), но «Сторния» в Зедлере (1746 г.).
- ^ Гуальтерус, De Vita et Obitu (1624), стр. 30 в ридере.
- ^ Уоллес, Антитринитарная биография , II, стр. 444.
- ^ Гуальтерус, De Obitu et Vita (1624), стр. 30 в ридере.
- ^ Гуальтерус, De Obitu et Vita (1624), стр. 40 в ридере.
- ^ Гуальтерус, De Obitu et Vita (1624), стр. 41 в ридере.
- ^ П. Пареус, «Историческое повествование о жизни и смерти Д. Давидиса Парей» (без страниц), в Давидисе Пареи... Operum Theologicorum Tomus (In Bibliopolio haeredum Ionae Rosae, Vaenit 1628), стр. 17-40 в читателе, на стр. (32–33) в ридере (Martin-Luther-Universität Halle-Wittenburg: Universitats- und Landesbibliothek Sachsen-Anhalt). (На латыни: читается в Цедлере).
- ^ CSM Rademaker, «В основе споров о двенадцатилетнем перемирии: Конрад Ворстиус, Джерард Воссиус и Хьюго Гротиус», в книге Дж. Де Ландтшира и HJM Неллена (ред.), Между Сциллой и Харибдой: ученые писатели писем, путешествующие по рифам Религиозные и политические противоречия в Европе раннего Нового времени , Исследования Брилла по интеллектуальной истории, Том. 192 (Брилл, Лейден, 2011), стр. 465–89.
- ^ К. Ворстиус, Anti-Bellarmin Contractus (Ex Officina Typographica Guilielmi Antonii, Ганновер, 1610 г.). Читайте в Universitätsbibliothek, Трир/Дилибри, Рейнланд-Пфальц .
- ^ Jump up to: а б с д и Ф. Шрайвер, «Православие и дипломатия: Джеймс I и дело Ворстиуса», The English Historical Review , Vol. 85, нет. 336, июль 1970 г. (Издательство Оксфордского университета), стр. 449–74. (jstor=563191).
- ^ Jump up to: а б Дж. Николс, Работы Джеймса Арминия, Д. Д. , 3 тома (Лонгман, Херст, Рис, Орм, Браун и Грин, Лондон, 1825 г.), I, стр. 214–16, примечание (Google).
- ^ Более подробное объяснение см. в Дж. Ролсе, «Кальвинизм, арминианство и социнианство в Нидерландах до Дортского синода», в М. Малслоу и Дж. Ролсе (ред.), Социнианство и арминианство: антитринитаристы, кальвинисты и культурный обмен. в Европе семнадцатого века (Брилл, Лейден и Бостон, 2005), стр. 3–48, особенно на стр. 24–25 (Google).
- ^ К. Ворстиус, Богословский трактат о Боге или о природе и атрибутах Бога (Теофил Цезарь, Штайнфурт, 1606 г.), Читать в Google ; Издание 1610 г., читалось в Университете Мартина-Лютера, Галле-Виттенбург . Зедлер перечисляет (под номером 8) Disputationes X de natura et attributis Dei, опубликованные в Штайнфурте в 1602 году: книга Грегора Шенфельдта с аналогичным названием была опубликована под эгидой Вильгельма Генриха фон Бентхайма Весселиусом в Касселе в 1599 году (Worldcat).
- ^ Николс, Работы Джеймса Арминия , I, стр. 202-36 (Google).
- ^ Jump up to: а б С. Мортимер, Разум и религия в английской революции: вызов социнианства (Cambridge University Press, 2010), стр. 46-48 (Google).
- ^ К. Ворстиус, Epitome exegeseos Apologigetica, или Краткое изложение некоторых статей, извлеченных из Tractate de Deo (&c.) , (Теофил Цезарь, Штайнфурт, 1611 г.). Прочтите Google в
- ^ Среди работ Ворстиуса Цедлер ( «Universal Lexicon» , т. 50, стр. 1307) перечислил (под номером 17) ответ гейдельбергским теологам под названием (C. Vorstius), Protestatio Epistolica contra Theologorum Heidelbergensium de Tractata suo de Deo Censuram ( Гаага, 1610 г.). Ни одно такое название не указано ни в Worldcat, ни в Цифровой библиотеке Постреформации .
- ^ F. Socinus, De Auctoritate S. Scripturae: небольшая работа, наиболее полезная в наше время: как ее можно понять из основных вещей (&c.) . Прочитано (под разрешением социнианского типографа «Себастьян Стернаций, Раков, 1611 г.») в Google , но указано в Worldcat по состоянию на «Теофил Цезарь, Штайнфурт, 1611 г.».
- ^ Jump up to: а б С.Д. ван Вин, «Ворст, вёрст, Конрад (Conradus Vorstius)», в С.М. Джексоне (ред.), Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога , 13 томов (Funk and Wagnalls Company, Нью-Йорк и Лондон, 1912), XII : Тренч-Цвингли, с. 227 (Интернет-архив).
- ^ К. Сандиус, Bibliotheca Anti-Trinitariorum: или Catalogus Scriptorum и т. д. Оп. позже (Из Йоханнеса Акониума, Фрейстад, 1684 г.), стр. 98-99 (Гугл).
- ^ Полностью приведено в Gualtherus, De Vita et Obitu (1624), стр. 43–46 , стр. 46–52 в книге чтения (DFG-Viewer).
- ^ Николс, Работы Джеймса Арминия , I, с. 465 (Google).
- ^ Джеймс Р. , Декларация о разбирательстве с Генеральными штатами Соединенных провинций Нидерландов, по делу Д. Конрада Ворстиуса , в Джеймсе (Монтегю) (ред.), Дела Всевышнего и Могущественного Принц Ямс (Роберт Баркер и Джон Билл, cum privilegio , Лондон, 1616 г.), стр. 347–80 (Google).
- ^ Джеймс Р., «Декларация», сочинения , стр. 349-50.
- ^ Джеймс Р., «Декларация», сочинения , стр. 365 (Гугл).
- ^ Джеймс Р., «Декларация», Works , стр. 351-54 (Google)
- ^ Гвальтер в своем панегирике вспомнил пословицу Зенобиуса «Плохое яйцо плохой вороны», а Ворстиус перевернул ее, сказав «Хорошее яйцо хорошего лебедя». Гуальтерус, De Vita et Obitu , с. 26 в Ридере.
- ^ Х. Хелмерс, «Английская публичная дипломатия в Голландской республике, 1609-1619», The Seventhen Century , Vol. XXXVI (2021), выпуск 3: К. ван Гелдер и Н. Ламаль (редакторы), Культурная и общественная дипломатия в Европе семнадцатого века , стр. 413–37. Читайте у Тейлора и Фрэнсиса онлайн .
- ^ Джеймс Р., «Декларация», Works , стр. 354–64 (Google).
- ^ Джеймс Р., «Декларация», Works , стр. 359–60 (Google).
- ^ Э. И. Карлейль (1885–1900). Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания. .
- ^ Д. Вуттон, Паоло Сарпи: Между Возрождением и Просвещением (Cambridge University Press, 2002), стр. 90-92 (Google). ISBN 978-0-521-89234-6
- ^ Gualtherus, Album Amicorum , Рукопись, с записями с 1593 по 1624 и 1649 годы. «Stammbuch», содержащий 194 записи с 23 цветными гербовыми иллюстрациями, был приобретен в 1937 году путем покупки у Antiquariaat Meyer Elte для Королевской библиотеки Нидерланды в Гааге, полочная марка 133 л 8 .
- ^ К. Ворстиус, Христианский и скромный ответ на некоторые статьи, недавно переданные из Англии (Томас Бассон, Лейден, 1611 г.). Прочтите Google в
- ^ У.Б. Паттерсон, Король Джеймс VI и я и воссоединение христианского мира (Издательство Кембриджского университета, 1997), стр. 263.
- ^ Каталог ошибок или галлюцинаций Д. Сибр. Лубберти (Штайнфурт, 1611 г.); Пролог к более полному ответу последует в свое время после заявления Сибранда Любберта и неоднократного предупреждения министров Леовардена (Лейден, 1612 г.); Более полный ответ на некоторые эристические сочинения (1612 г.); и Paraenesis ad Sibrandum Lubbertum (Гауда, 1613).
- ^ Конради Ворстиусу, С. Теол. D. Дружественная сортировка и т. д. Заметки Джона. Фишер, профессор св. литературы в знаменитой школе Нассовицы Херборненси (Herbornae Nassoviorum, 1613). Прочтите в Google
- ^ А. Мюлинг, «Арминий и богословы Херборна: на примере Иоганна Пискатора», в книге К. Д. Штанглина, М. Толсмы и Т. М. ван Леувена (ред.), Арминиус, арминианство и Европа: Якоб Арминий (1559/60). - 1609) , (Брилл, Лейден 2009), стр. 115-34, стр. 130 (Гугл).
- ^ Х.-Дж. Ван Дам, «De Imperio Summarum Potestatum Circa Sacra», в HJM Nellen и E. Rabbie (редакторы), Hugo Grotius Theologian – Essays in Honor of GHM Posthumus Meyjes (EJ Brill, New York 1994), стр. 19-40 (Гугл).
- ^ К. Ворстиус, Amica Duplicatio ad Johnnes Piscatoris, Theologia Herbornensis, Apologeticam Responsione (&c.) (Apud Andrea Burier, Gouda 1617). Прочтите Google в
- ^ К. Ворстиус, Апологетический ответ на те вещи, которые назвал Фест Хоммиус (&c.) (1618). Прочтите Google в
- ^ Николс, Работы Джеймса Арминия , I, стр. 409–515, на стр. 496–503, примечание (Google).
- ^ А. Милтон (редактор), Британская делегация и Дортский синод (1618-1619) , Общество звукозаписи англиканской церкви 13 (The Boydell Press, Woodbridge 2006), Введение, стр. xli-xlii (Google).
- ^ Указ LL. Поместья Голландии и Западной Фрисландии относительно Конрада Ворстиуса , 1619 г., в (Первоисточник, с приговором Синода), Решение Синода Холдена в Дорте (Лондон: Джон Билл, 1619 г.), стр. 101-06 (Google ).
- ^ Золотые останки вечно памятного мистера Джона Хейлза , 3-е впечатление, с дополнениями (Г. Поулет, Лондон, 1688), стр. 546-48 (Google).
- ↑ Перевод завещания см. в Nichols, Works of James Arminius , I, at p. 217, примечание (Google).
- ^ Стронг, Джеймс; МакКлинток, Джон. «Ворстиус (Ворст), Конрад» . Циклопедия библейской, теологической и церковной литературы . Харпер и братья: Нью-Йорк, 1880 г. Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ цитируется в Zedler, Universal Lexicon , vol. 50, на с. 1296.
- ^ В. Шнор и Д. Ломайер (редакторы), «Гуальтерус, Маркус», в Schleswig-Holsteinisches Biografien Lexikon , Vol. 5 (Wachholtz, Neumünster 1979), стр. 100–101. ISBN 3-529-02645-X.
- ^ Николс, Работы Джеймса Арминия , I, с. 204, примечание (Google).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с Конрадом Ворстиусом, на Викискладе?
- Выдержки из Декларации против Ворстиуса
- Отчет Томаса Фуллера
- Декларация о разбирательствах с Генеральными штатами Соединенных провинций Нижнего Ковнтрея по делу Д. Конрада Ворстива , в собрании сочинений короля Якова 1616 года.
- Эрих Веннекер (1998). «Ворстиус, Конрад». В Баутце, Трауготт (ред.). Биографически-библиографический церковный лексикон (BBKL) (на немецком языке). Том 13. Герцберг: Бауц. столбцы. 84-90. ISBN 3-88309-072-7 . Требует входа в систему.
В эту статью включен текст из публикации в свободном доступе : Джексон, Сэмюэл Маколи, изд. (1914). «Ворст, Конрад». Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога (третье изд.). Лондон и Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.