Понс де Капдуэль

Понс де Капдуэль [ а ] ( эт. 1160–1220) . [ 1 ] или 1190–1237 гг. [ 2 ] ) был трубадуром из Оверни , вероятно, из Шаптёя . Его песни отличались большой веселостью. Он был популярным поэтом, сохранилось 27 его песен, некоторые в 15 рукописях. [ 1 ] Четыре его кансо сохранились с нотной записью. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Жизнь и раса
[ редактировать ]Сохранилась vida , или краткая биография Понса, написанная его современником и коллегой-трубадуром Уком де Сен-Сирком . [ 3 ] По словам Ука, Понс и трубадур Гийем де Сен-Лейдье были оба из епархии Ле-Пюи , и хотя Гийем был «щедр на деньги» ( larcs donaire d'aver ), Понс был очень скуп ( fort escars d'aver ). [ 4 ] Сообщается, что он любил Азалайсу, дочь Бернарда VII Андузского и жену Уазиля де Меркёра (или Меркуора). (Бернар Андузский был покровителем многих трубадуров.) Вида утверждает, что «[Понс] нежно любил [Азалаю], восхвалял ее и сочинил о ней много хороших песен; и пока он был жив, он не любил никого другого, и когда дама умерла, он взял крест, пошел за море и умер там». [ 5 ] По словам Разо [ б ] Как следует из вида в некоторых рукописях, Понс, чтобы проверить любовь Азалая к нему, полюбил другую женщину, Одиарт, жену Розелина, сеньора Марселя . Раскол между ними был преодолен только благодаря вмешательству Марии де Вентадорн и виконтессы Обюссон . [ 6 ] После смерти Азалайс в 1237 году Понс написал о ней плач : «Из всех пленников я aicel que plus». [ 1 ] Некоторые ученые утверждают, что этот план на самом деле был написан для Алазайса де Буассасо, умершего до 1220 года, а другие ошибочно приравнивали Азалайса к даме, известной только как Парус-де-Клаустра в стихах Пейроля . [ 6 ]
Понс был сослан со своей родины в середине 1210-х годов и путешествовал «через Прованс » ( per Proensa ), чтобы около 1220 года присоединиться к Пятому крестовому походу . По словам ненадежного Жана де Ностредама , он умер после участия в завоевании Иерусалима , в 1227 году. [ 1 ] Ученые старшего возраста, такие как Фридрих Кристиан Диц и Макс фон Напольский, полагали, что Понс погиб во время Третьего крестового похода в 1189 году, но это окончательно опровергнуто. [ 6 ]
Документальные доказательства
[ редактировать ]Родители Понса неизвестны, но он происходил из семьи лордов Фэя и имел шестерых детей, о которых можно судить по записям. [ 1 ] Понса, вероятно, следует отождествлять с «Понтием Капитолийским», который появляется в документах между 1189 и 1220 годами. До 1196 года Понтий женился на женщине по имени Джарентоне, которая подарила ему в замок Вертезон , феодальное владение епископа Клермона качестве приданого . . [ 2 ] В 1199 году Понс заключил в тюрьму епископа Роберта Клермонского . В 1205 году, отвечая на запрос, начатый Папой Иннокентием III , король Филипп II заставил Жарентоне передать Вертезона епископу. [ 6 ] В 1211 году Понс и Жарентоне со своими тремя сыновьями, тремя дочерьми и тремя зятьями продали Вертезон епископу за 7650 марок , из которых 7000 должны были остаться у епископа в качестве компенсации за его незаконное заключение. [ 6 ] Сыновьями Понса были Журден, Пьер де Фей и Жарентон.
Понс, вероятно, был знаком с трубадуром Кларой д'Андуза и трубадурами Дальфи д'Альвернья , Фольке де Марселя (которого он восхвалял в песне) и Пейролем. [ 1 ] Ги де Кавайон и Рикау де Тараскон ссылаются на Понса и Одиарта как на судей своего тенсо , составленного после 1210 года, и Элиас де Баржоль также упоминает Понса. [ 6 ] Понс также упоминается Жервасом Тилбери в его «Otia Imperialia» , где объясняется, что он был повелителем оборотня Рембо де Пуже, лишение которого Понсом наследства привело к его трансформации и последующему жестокому неистовству. [ 7 ]
Из всех произведений Понса, за исключением, возможно, «Плана » , только две его песни о крестовом походе можно с уверенностью датировать примерно 1213 годом. [ 2 ] «So qu'om plus vol e plus es voluntos» было написано после битвы при Лас-Навас-де-Толоса (16 июля 1212 г.) и перед битвой при Мюре (12 сентября 1213 г.), поскольку оно было посвящено Петру II Арагонскому , который умер там. Крестоносная песня «En Honor del Pair'en Cui es», имеющая форму сирвента , относится к войне императора Священной Римской империи (вероятно, Оттона IV ) и короля Англии против Филиппа II и «короля Апулии». (вероятно, Фридрих II ). Вероятно, это Бувинская война . [ 8 ]
Песни Понса « S'eu fis ni dis nuilla sazo » и « Tuich dison q'el temps de pascor » предположительно датируются примерно 1210 годом.
Список сохранившихся работ
[ редактировать ]- усталый
- Таким образом, меня принимают за того, кто ищет
- Astrucs es ce cui amors te jojos [ с ]
- Бен - это просто то, что царствование [ д ]
- Я знаю, что перелететь [ и ]
- Сердца, которые у тебя есть, яузен
- Ничего для маленького сезона
- Скромный и откровенный, и твой соплей видит тебя. [ ж ]
- Я не человек, плюсы загара [ г ]
- Adregz solatz и aveinens compaigna [ ч ]
- Мне нравится эта мысль
- Верные друзья cui amors te jojos (с музыкой)
- Мой domna.m говорит, что eu fatz orgoill
- Лучше, чем можно сказать или подумать
- Радости любви и влюбленных
- О ком мне нужно заботиться?
- S'eu fis ni dis nuilla sazo [ я ]
- Если как тот, у кого достаточно доблестей [ Дж ]
- Если все радости и добро [ к ]
- Он дал мне столько сердца и твердой воли
- Tant mi destrein uns desconortz qi.m ve
- Tuich dison q'el temps de pascor
- Us gais conortz me fai gajamen далеко (с музыкой)
- Песни крестового похода
- Пусть он будет нашим лидером и гарантом [ л ]
- В честь пары'en Cui es
- Так что om plus vol e plus es voluntos
- Декорации
- Гей-эскорт отправляет желающих [ м ]
- Планы
- Из всех пленников я птица, которая больше всего
Сноски
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Его топонимическая фамилия также пишется Capduell , Capdveyll , Capdveill , Capduoill , Capdoill или Capdolh в средневековых документах. Его первым может появиться как Понц .
- ^ Краткое объяснение песни.
- ↑ В одной рукописи, приписываемой Пейру де Менсаку .
- ↑ В одной рукописи, приписываемой Альбертету де Сестаро .
- ^ В одной рукописи, ...собревалер .
- ↑ В одной рукописи, приписываемой Бернару де Вентадорну .
- ↑ В одной рукописи, приписываемой Арно де Маруалю .
- ↑ В других рукописях приписывается Пейре Рожье де Мирапейшу и Аймерику де Пегийану .
- ^ В одной рукописи S'anc fis ni... .
- ↑ В некоторых рукописях приписывается Арно де Маруалю и Бернару Аморосу .
- ↑ В одной рукописи, приписываемой Пейре д'Альверне .
- ↑ В одной рукописи Er nos sia...
- ↑ Сохранилось несколько фрагментов в разных рукописях.
- Цитаты
- ^ Jump up to: а б с д и ж Чемберс 1978, 140.
- ^ Jump up to: а б с д Обри 1996, 19–20.
- ^ По (1989), 44.
- ^ По (1989), 41.
- ^ Лукас (1958), 123.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лукас (1958), 124.
- ^ Жервас Тилбери (1707 г.), «Otia Imperialia: Отдых для императора» , Оксфордские средневековые тексты: Жервас Тилбери: Otia Imperialia: Отдых для императора , Oxford University Press , получено 4 декабря 2023 г. , 813-815.
- ^ Лукас (1958), 125.
Источники
[ редактировать ]- Обри, Элизабет. Музыка трубадуров . Издательство Университета Индианы, 1996. ISBN 0-253-21389-4
- Чемберс, Фрэнк М. Рецензия на книгу Жана Перреля «Трубадур Понс, сеньор Шаптей и Вертезон: его время, его жизнь, его работа». Романская филология 32 , 1 (1978): 140.
- Лукас, Его Святейшество «Понс де Капдуой и Азалис де Меркуор: исследование Плана » . Ноттингемские средневековые исследования 2 (1958): 119–13.
- По, Элизабет Уилсон. «Старый провансальский Эскар / Эскас : «Бедный»? Пересмотр репутации Понса де Капдуа». Тенсо 4 , 2 (1989): 37–58.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фабр, Клод. Трубадур Понс де Шаптей, некоторые замечания о его жизни и духе его стихов . Ле Пюи-ан-Веле: Пейриллер, Рушон и Гамон, 1908 год.
- Напольски, Макс фон. Жизнь и творчество трубадура Понса де Капдуойля . Холл: Нимейер, 1879 г.
- Перрель, Жан. «Трубадур Понс, сеньор Шаптей и Вертезон, его время, его жизнь, его работа». Ревю д'Овернь 90 , 2–3 (1976): 89–199.
- Томас, Антуан. «Личность трубадура Понса де Шаптейля». Анналы дю Миди 5 (1893): 374–79.