Список ранних и легендарных монархов Бирмы
Это список ранних и легендарных монархов Бирмы (Мьянмы) . , он охватывает монархов ранних государств Верхней Бирмы Согласно различным королевским хроникам , Нижней Бирмы и Аракана . Список состоит из двух типов. Некоторые из династий, вероятно, произошли от «индийских легенд, взятых из санскритских или палийских оригиналов», чтобы связать бирманскую монархию с Буддой . [ 1 ] [ 2 ] Многие другие были реальными историческими личностями, окутанными добуддийскими легендами, и, вероятно, существовали в другой период времени, чем тот, который описан в хрониках. Более того, многие из этих исторических легендарных фигур, вероятно, были современниками конкурирующих небольших поселений, а не принадлежали к непрерывной линии, представленной в хрониках. [ 3 ]
Если не указано иное, даты царствования в этой статье сокращены до первого года западного календаря, хотя бирманский календарь охватывает западный календарь. Например, начало правления короля Пьинбья , 208 г. н. э. (с 25 марта 846 г. по 24 марта 847 г. н. э.), показано здесь только как 846 г. (вместо 846/47 г.).
Верхняя Бирма
[ редактировать ]Первая династия Тагаунг была частью мифа о происхождении Абхиязы , который «внезапно появился» в центральной Бирме в 1781 году — в трактате Мани Яданабон . [ 4 ] Этот миф не был частью ни одной из предшествующих центрально-бирманских хроник и договоров, а также тех, которые были сразу после него, включая хронику Язавина Тита 1798 года . [ 5 ] Но миф получил распространение вместе с королями Конбаунгов и, наконец, был включен в хронику Хманнан Язавин в 1832 году, официально связывая королей Конбаунгов и центральных бирманцев с Буддой. [ 6 ] Провозглашение было частью региональных традиций, связывающих их лидеров с кланом Будды . Самое раннее свидетельство такой связи было в Аракане в 1450-х годах. К началу 17 века араканская традиция стала более сложной и, наконец, достигла центральной Бирмы в 18 веке. [ 7 ] Его поддержали короли Конбаунгов, которые, начиная с 1770-х годов, начали попытки разъединить преобладавший тогда добуддийский миф о происхождении монархии с солнечным духом с более универсальным (буддийским) мифом. [ 2 ]
Монарх | Царствование | Отношение | Примечания |
---|---|---|---|
Пиво | 850–825 гг. до н. э. | ||
Двигайтесь с | 825–? | Сын |
Это список королей второй династии Тагаунг, приведенный в хронике Хманнан Язавин , в которой не указаны даты правления, за исключением даты, когда двумя принцами из Тагаунга было основано королевство Шри Кшетра. [ 8 ] По мнению Майкла Чарни, вторая династия Тагаунгов — это просто версия того же мифа об Абхиязе (Даза Яза/Дхаджараджа — это еще один титул Абхиязы/Абхираджи), который летописцы Хманнана, должно быть, осознавали, но, тем не менее, поместили ее в последовательность как династию-преемницу, чтобы обойти «любые претензии на легитимность со стороны королевской линии западной Бирмы» [Аракан]. [ 9 ]
Монарх | Царствование | Отношение | Примечания |
---|---|---|---|
Тадо Маха Яза | Его сыновья основали Королевство Шри Кшетра в 483 году до нашей эры. |
Формирующее раннее язычество
[ редактировать ]Ниже приводится список языческих царей, приведенный в основных королевских хрониках. [ 10 ]
Имя | Царствование по Затадавбону Язавину | Царствование Маха Язавина , Язавина Тита и Хманнана Язавина | Отношения с предшественником |
---|---|---|---|
Тамоддарит | 80–125 | 107–152 | Племянник Тупьинни Шри Кшетры. |
Ятекьяунг | 125–140 | 152–167 | смотритель |
Пьюсавти | 140–222 | 167–242 | Зять Тамоддарита |
Спасибо | 514–521 | 516–523 | Сын |
Среднераннее язычество (613–846 гг. н.э.)
[ редактировать ]Все четыре основные летописи согласуются с датами правления в этот период. [ 10 ]
Имя | Царствование Затадавбона Язавина , Маха Язавина , Язавина Тита и Хманнана Язавина | Отношения с предшественником |
---|---|---|
Попа Саврахан | 613–640 | Узурпатор |
Хелу | 829–846 | Сын |
Позднее раннее язычество (846-1044 гг.)
[ редактировать ]Летописи вновь не согласуются с датами этого периода. Даты в более поздних хрониках Язавин Тит и Хманнан Язавин теперь отходят от дат Маха Язавина , начиная с 846 года нашей эры. [ 10 ]
Имя | Царствование по Затадавбону Язавину | Царствование по Маха Язавину | Царствование Язавина Тита и Хманнана Язавина | Отношения с предшественником (ами) |
---|---|---|---|---|
Пьинбья | 846–886 | 846–858 | 846–878 | Брат |
Таннет | 886–904 | 858–876 | 878–906 | Сын |
Продажа Нгахкве | 904–934 | 876–901 | 906–915 | Узурпатор |
Тейнко | 934–956 | 901–917 | 915–931 | Сын |
Ресторан Курица | 956–1001 | 917–950 | 931–964 | Узурпатор |
Кунсо Кьяунгпю | 1001–1021 | 950–971 | 964–986 | Сын Таннет |
Глаз | 1021–1038 | 971–977 | 986–992 | Сын Ньянг-у Саврахана |
Соккате | 1038–1044 | 977–1002 | 992–1017 | Брат |
Нижняя Бирма
[ редактировать ]Монарх | Царствование | Отношение | Примечания |
---|---|---|---|
Мануша | ?–1057 г. н.э. |
Ранний Хантавади
[ редактировать ]Список здесь составлен Харви, который сообщил об этом из Швемадо Тамаинг (букв. «История пагоды Швемадо»); даты не подтверждены. [ 3 ] В других хрониках Мона приводится аналогичный список правителей с 573 по 781 год без каких-либо записей после этого, что оставляет промежуток в 276 лет до завоевания Пегу Пэганом в 1057 году. [ 11 ] Список Харви лучше синхронизируется с исторически подтвержденными языческими датами. Но, по словам Майкла Аунг-Твина , доязыческие королевства мон в Нижней Бирме являются легендами более позднего 15-го века, не подтвержденными доказательствами. Пегу как топоним впервые появился в древнебирманской надписи 1266 года. [ 12 ]
Правители Аракана
[ редактировать ]Второй Даньявади (825 г. до н.э. – 146 г. н.э.)
[ редактировать ]Монарх | Царствование | Отношение | Примечания |
---|---|---|---|
Kan Raza III | 825–788 |
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Зал 1960: 7
- ^ Перейти обратно: а б Либерман 2003: 196.
- ^ Перейти обратно: а б Харви 1925: 368
- ^ Чарни 2002: 9
- ^ Чарни 2002: 9, 34.
- ^ Чем Тун 1964: ix – x
- ^ Чарни 2002: 4–5.
- ^ Используется в Vol. 1 1829: 159–160
- ^ Чарни 2002: 26–27.
- ^ Перейти обратно: а б с Маха Язавин Том. 1 2006: 343–347.
- ^ Фэйр 1883: 289
- ^ Аунг-Твин 2005: 29
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аунг-Твин, Майкл (2005). Туманы Раманьи: Легенда о Нижней Бирме (иллюстрированное издание). Гонолулу: Гавайский университет Press. ISBN 978-0-8248-2886-8 .
- Чарни, Майкл Уолтер (2002). «Централизация исторической традиции в доколониальной Бирме: миф об Абхирадже/Дхаджарадже в ранних исторических текстах Кон-баунга» . Исследования Юго-Восточной Азии . 10 (2): 185–215. дои : 10.5367/000000002101297053 . ISSN 0967-828X . S2CID 143753605 .
- Чарни, Майкл В. (2006). Мощное обучение: буддийские литераторы и трон последней династии Бирмы, 1752–1885 гг . Анн-Арбор: Мичиганский университет.
- Холл, DGE (1960). Бирма (3-е изд.). Библиотека Университета Хатчинсона. ISBN 978-1-4067-3503-1 .
- Харви, GE (1925). История Бирмы: с древнейших времен до 10 марта 1824 года . Лондон: Фрэнк Касс и Ко. Лтд.
- Кала, У (1724 г.). Маха Язавин Джи (на бирманском языке). Том. 1–3 (2006, 4-е изд.). Янгон: Издательство Ya-Pyei.
- Либерман, Виктор Б. (2003). Странные параллели: Юго-Восточная Азия в глобальном контексте, c. 800–1830, том 1, Интеграция на материке . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-80496-7 .
- Фейр, генерал-лейтенант сэр Артур П. (1883 г.). История Бирмы (изд. 1967 г.). Лондон: Сюсил Гупта.
- Королевская историческая комиссия Бирмы (1832 г.). Хманнан Язавин (на бирманском языке). Том. 1–3 (изд. 2003 г.). Янгон: Министерство информации Мьянмы.
- Тан Тун (1964). Исследования по истории Бирмы (на бирманском языке). Том. 1. Янгон: Маха Дагон.