Декларация независимости Турецкой Республики Северного Кипра
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2023 г. ) |
Декларация независимости Северного Кипра | |
---|---|
![]() Копия оригинального UDI Северной Каролины 1983 года. | |
Созданный | 5 ноября 1983 г. |
Ратифицирован | 15 ноября 1983 г. |
Расположение | Северный Кипр |
Автор(ы) | Проф. Доктор Туран Февзиоглу, Осман Эртуг, Неджати Мунир Эртекюн, Тугай Улучевик [1] |
Подписавшиеся | 40 членов парламента турок-киприотов |
Цель | Подчеркивая независимость, свободу и суверенитет турок-киприотов и реализуя самоопределение нации. |
Декларация независимости Турецкой Республики Северного Кипра была односторонней декларацией независимости (UDI) от Республики Кипр парламентом киприотов-турок 15 ноября 1983 года.
Через восемь лет после провозглашения Турецкого Федеративного Государства Кипр (в 1975 году) декларация Северного Кипра была представлена парламенту киприотов-турок в Северной Никосии лидером киприотов-турок и президентом государства Северных Кипров Рауфом Денкташем 15 ноября 1983 года. Содержит текст, поддерживающий прав человека и желания жить бок о бок с населением киприотов-греков, он завершился декларацией о том, что Северный Кипр является независимым и суверенным государством, и назвал это образование Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК). Позже в тот же день парламент киприотов-турок принял единогласную резолюцию о ратификации декларации.
Фон
[ редактировать ]До 1960 года остров Кипр был британской колонией , отнятой у Османской империи во время Первой мировой войны . Лондонское и Цюрихское соглашения 1959 года предусматривали конституцию независимого Кипра, которая разделяла население на этнические общины, в которых президент избирался киприотами-греками , а вице-президент - киприотами-турками . Также будет существовать национальный законодательный орган, называемый Палатой представителей , в который киприоты-греки и турки будут выбирать своих представителей, и Совет министров из 10 членов , из которых 3 члена будут киприотами-турками.
Договор о гарантиях , подписанный в 1960 году Кипром , Грецией , Турцией и Соединенным Королевством , запрещал Кипру вступать в любой политический или экономический союз с другим государством. Он также требовал от других подписавших сторон гарантировать независимость и территориальную целостность Кипра и с этой целью позволял державам-гарантам предпринимать односторонние действия для поддержания статус-кво на Кипре. Договор также позволил Соединенному Королевству сохранить суверенитет над своими военными базами на острове .
К 1963 году конституционная основа начала разваливаться, когда законодательный орган раскололся по общинному признаку и зашел в тупик. Президент греков-киприотов Макариос III предложил внести поправки в конституцию, чтобы выйти из тупика, против чего решительно выступили кипрско-турецкое руководство и правительство Турции. В результате члены турок-киприотов вышли из Совета министров, Палаты представителей и государственной службы. Президент Макариос отказался от любых решений, которые могли бы привести к разделу Кипра.
В июле 1974 года государственный переворот, поддержанный военной диктатурой в Греции, сверг президента Макариоса и назначил Никоса Сэмпсона президентом, заявив о своем намерении сформировать политический союз с Грецией . Турция, утверждая, что она осуществляет свое право на одностороннее вмешательство в соответствии с Договором о гарантиях, затем вторглась на остров в два этапа, начиная с 20 июля 1974 года. К августу 1974 года северная часть острова, включая северную половину столицы Никосии, - находились под турецкой оккупацией. Буферная зона ООН на Кипре была создана вдоль линии прекращения огня.
Временная администрация киприотов-турок была создана 1 октября 1974 года, а 13 февраля 1975 года было провозглашено Турецкое Федеративное государство Кипр . Предполагалось, что эта декларация станет первым шагом на пути к федеративному государству киприотов-турок и что киприоты-греки в конечном итоге объявят свое собственное федеративное государство в рамках недавно объединенного Кипра. Однако декларация была отклонена Республикой Кипр и Организацией Объединенных Наций, хотя она не рассматривалась как декларация независимости. От цели создания федеративного государства киприотов-турок отказались после восьми лет неудачных переговоров, которые привели к провозглашению независимости в 1983 году.

Реакции
[ редактировать ]издал Совет Безопасности ООН две резолюции ( 541 и 550 ), провозгласив, что UDI киприотов-турок является юридически недействительным, и потребовал, чтобы ни одно другое суверенное государство не признавало эту декларацию, и потребовал ее отзыва. [2] [3]
Признание
[ редактировать ]государства-члены ООН
[ редактировать ]Турция официально признала Северный Кипр в день провозглашения UDI и в настоящее время является единственным государством-членом ООН, признавшим независимость Северного Кипра.
Пакистан и Бангладеш ранее признали Северный Кипр, но отозвали свое признание после того, как декларация была осуждена Организацией Объединенных Наций.
Субнациональные образования
[ редактировать ]Парламент принял резолюцию о Нахичеванской Автономной Республики , которая является самоуправляющимся эксклавом Азербайджана , признании ТРСК суверенным государством.
Решение Международного Суда по декларациям независимости
[ редактировать ]22 июля 2010 года Международный Суд ООН (МС) вынес не имеющее обязательной юридической силы решение (в отношении Косово ), согласно которому «международное право не содержит запрета на декларации независимости»; см. Политический статус Косово . Ожидалось, что это решение поддержит требования о признании Северным Кипром. [4] [5] Решение Международного суда также рассматривается как открывающее перед ТРСК больше потенциальных возможностей для обретения международной легитимности. [6]
Соответствующие судебные дела
[ редактировать ]Международное право не содержит запрета на декларации независимости. [7] а признание страны – это политический вопрос. [8]
- 2 июля 2013 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) постановил, что «...несмотря на отсутствие международного признания режима в северной зоне, фактическое признание его действий может оказаться необходимым для практических целей. Таким образом, принятие властями «ТРСК» мер гражданского, административного или уголовного права, а также их применение или обеспечение исполнения на этой территории может рассматриваться как имеющее правовую основу во внутреннем праве для целей Конвенции». [9]
- 9 октября 2014 года Федеральный суд США (США) заявил, что « ТРСК предположительно действует как демократическая республика с президентом, премьер-министром, законодательной и судебной властью». [10] [11] [12]
- 2 сентября 2015 года ЕСПЧ постановил, что «...судебная система, созданная в «ТРСК», должна считаться «созданной законом» со ссылкой на «конституционную и правовую основу», на которой она действовала, и он не принял утверждение о том, что судам "ТРСК" в целом не хватало независимости и/или беспристрастности". [13]
- 3 февраля 2017 года Высокий суд Соединенного Королевства не было обязанности заявил: «В законе Соединенного Королевства правительства воздерживаться от признания Северного Кипра. Сама Организация Объединенных Наций работает с правоохранительными органами Северного Кипра и способствует сотрудничеству между две части острова». [14] и показал, что сотрудничество между полицией Соединенного Королевства и правоохранительными органами Северного Кипра является законным.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Звезда Кибриса Политика 19.11.2011
- ^ Текст резолюции 541 на сайте undocs.org.
- ^ Текст резолюции 550 на сайте undocs.org.
- ^ Бомонт, Питер (22 июля 2010 г.). «Независимость Косово законна, постановил мировой суд» . Хранитель . Питер Бомонт, The Guardian (Великобритания), 22.07.2010 . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ Бомонт, Питер (22 июля 2010 г.). «Независимость Косово законна, постановил суд ООН» . Хранитель . Питер Бомонт, The Guardian (Великобритания), 22.07.2010 . Проверено 25 марта 2020 г.
- ^ " "Может ли Косово стать образцом для Кипра" " . Джунейт Енигун, Международная конференция по отношениям Балкан и Северного Кипра: перспективы политических, экономических и стратегических исследований, Центр стратегических исследований, 2011 . Проверено 25 марта 2020 г. После решения Международного Суда об одностороннем провозглашении независимости Косово ТРСК получила огромное преимущество за столом переговоров, а также новаторский путь нео-вильсонизма вновь открылся на международной арене. Может ли Косово стать образцом для Северного Кипра? Согласно международному праву, предыдущие решения не становятся прецедентом. Но практически, особенно после консультативного заключения Международного Суда в 2010 году, это, безусловно, станет вдохновляющим путем и еще одним вариантом для Кипра и кипрских турок.
- ↑ BBC. Архивировано 22 мая 2018 года в Wayback Machine. Президент Международного Суда (МС) Хисаши Овада (2010): «Международное право не содержит запрета на декларации независимости».
- ^ Ошисанья, Альманах современных и сравнительных судебных решений, 2016 г. Архивировано 14 ноября 2022 г. в Wayback Machine , стр. 64: Международный суд утверждал, что ... вопрос признания был аполитичным.
- ^ ЕСПЧ . Решение от 07.02.2013. пункт 29
- ↑ Центр новостей здания суда, 13.10.2014 Разногласия по поводу собственности на контролируемом турками Кипре провалились
- ^ Михали Тумазу, Николас Канциларис и Марулла Томпазу против Турецкой Республики и Турецкой Республики Северного Кипра.
- ^ Федеральный суд США Тумазу и др. против Турецкой Республики и Турецкой Республики Северного Кипра
- ^ ЕСПЧ . Решение от 09.02.2015. пункт 237.
- ↑ The Telegraph, 03.02.2017 Преступники, скрывающиеся от британского правосудия, больше не могут использовать Кипр в качестве убежища, постановили судьи в своем знаковом решении.