Ритуальное поведение у животных
Вера животных — это изучение поведения животных, которое предполагает проторелигиозную веру. Принято считать, что религия и вера присущи только человеку. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] во многом из-за типичного словарного определения слова «религия» (см., например, Викисловарь или Dictionary.com ), требующего веры в божество, чего не наблюдалось у животных, кроме человека. [ 4 ] Однако, используя «неантропоцентрическое и неантропоморфное определение прототипа» религии, такое как определение, разработанное Джеймсом Харродом в его работе 2011 года «Трансвидовое определение религии», [ 5 ] ученые могут изучать религиозные практики и поведение животных.
Ритуальное поведение чаще всего изучается у шимпанзе . [ 6 ] слоны, [ 7 ] и дельфины, [ 8 ] но такое поведение наблюдалось и у других животных, например, у сорок. [ 4 ] вороны [ 9 ] и косатки. [ 10 ]
Ритуальное поведение обезьян
[ редактировать ]Теолог и биолог Оливер Путц отмечает, что, поскольку шимпанзе способны на моральную свободу действий , христиане могут понять, что они созданы по образу Божьему . [ 11 ] Более того, Нэнси Р. Хауэлл предполагает, что «шимпанзе и бонобо могут иметь предшественники культуры и духовности, такие как связанность, взаимозависимость и социальность, а также уровень «символических способностей » ». [ 6 ] Приматолог Джейн Гудолл идет еще дальше, отмечая, что некоторые шимпанзе могут «танцевать» в начале сильного дождя или когда они натыкаются на водопад. Она предполагает, что «их «элементарные» проявления являются предшественниками религиозного ритуала». [ 12 ] [ 13 ]
Ритуальное поведение слонов
[ редактировать ]Плиний Старший сообщил о предполагаемом почитании слонов перед небесными телами:
Слон — самый крупный из них и по интеллекту приближается к человеку. Он понимает язык своей страны, подчиняется командам и помнит все обязанности, которым его научили. Он одинаково чувствителен к удовольствиям любви и славы и в такой степени, которая редка даже среди людей, обладает понятиями честности, благоразумия и справедливости; он также испытывает религиозное уважение к звездам и почитает солнце и луну. [ 14 ]
Похоронные обряды у животных
[ редактировать ]Хотя горе свойственно многим животным, похоронные ритуалы им не свойственны. Однако они хорошо известны у африканских слонов . [ 15 ]
Рональд К. Сигел пишет, что:
нельзя игнорировать тщательно продуманное поведение слонов при закапывании как аналогичный признак ритуального или даже религиозного поведения этого вида. Встречая мертвых животных, слоны часто закапывают их грязью, землей и листьями. Среди животных, которых, как известно, хоронили слоны, помимо самих слонов, были носороги, буйволы, коровы, телята и даже люди. [Были] замечены слоны, хоронящие своих мертвецов с большим количеством еды, фруктов, цветов и яркой листвы. [ 16 ] [ нужны разъяснения ]
Как дикие, так и содержащиеся в неволе шимпанзе совершают ритуальные действия после смерти члена группы. Такое поведение начинается с группового или индивидуального молчания, которое может длиться часами, за которым следует такое поведение, как характерные вокализации; уход за тушкой; торжественное посещение и осмотр трупа членами группы; дисплеи; и жалобные всхлипы или крики бедствия. [ 6 ]
Внимание к мертвым присуще не только слонам и шимпанзе. Известно, что дельфины остаются с недавно умершими членами своей стаи в течение нескольких дней, не давая дайверам приблизиться к ним. [ 8 ] Однако причины этого остаются неясными. Хотя ученые могут наблюдать за их действиями, мыслительные процессы, которые их мотивируют, находятся за пределами текущего изучения. [ 17 ]
Талекуа (также известная как J35) , самка косатки , несла труп своего новорожденного детеныша в течение 17 дней. [ 18 ] Спорный вопрос, было ли это «туром горя» или просто инстинктом. [ 10 ]
Вороны и другие врановые также, похоже, участвуют в ритуальном поведении, напоминающем похороны, в том числе собираются вокруг трупа и дежурят над ним. [ 9 ] [ 19 ]
Актуальность для изучения ранних современных людей
[ редактировать ]Ритуальная жизнь животных представляет интерес для палеоантропологов , поскольку дает удобное представление о том, как системы религиозных верований могли развиваться у наших предков. «Скелетные останки кроманьонца найдены похороненными в позе эмбриона, что соответствует примитивному мифу о том, что такая поза способствует перерождению. Изучение родственного поведения у животных, не являющихся людьми, дает возможность понять их природу и функции у человека. ." [ 20 ] видели поверхностное сходство между погребальными ритуалами африканских слонов и погребальными ритуалами неандертальцев Действительно, некоторые . [ 21 ]
Эволюционный психолог Мэтт Россано предположил, что религия развивалась в три этапа: В период до верхнего палеолита для религии характерны экстатические ритуалы, используемые для облегчения социальных связей. Позднее, получили развитие шаманские лечебные обряды в верхнем палеолите, . Наконец, религиозные выражения со временем развивались и включали наскальное искусство , ритуальные артефакты, поклонение предкам и развитие мифов и моральных структур. [ 22 ] Если это правда, то поведение шимпанзе, свидетелем которого стала Гудолл, можно интерпретировать как сходство с религией человека доверхнепалеолита. Однако Де Ваал отмечает, что бонобо не проявляют никаких признаков ритуального поведения, но при этом чрезвычайно миролюбивы и демонстрируют моральную свободу действий . Это ставит под сомнение совместное развитие морали и проторелигии . [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]- Эволюционная этика
- Эволюционное происхождение религии
- Эволюция морали
- Истоки добродетели
- Теория шпона
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коглан, Энди (11 марта 2009 г.). «Наши изощренные умы дали нам религию» . Новый учёный . Daily Mail и General Trust . Проверено 1 июня 2024 г.
Тот факт, что для религии необходим сложный разум, может объяснить, почему вера уникальна для людей.
- ^ Брукс, Майкл (4 февраля 2009 г.). «Прирожденные верующие: как ваш мозг создает Бога» . Новый учёный . Daily Mail и General Trust . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Обернский университет (17 января 2014 г.). «Доказательства биологической основы религии в эволюции человека» . Наука Дейли .
- ^ Jump up to: а б Пилчер, Хелен. «Есть ли у других животных религия?» . Научный фокус BBC . Проверено 1 июня 2024 г.
[Животные] не поклоняются, не молятся и не верят ни в каких богов.
- ^ Харрод, Дж.Б. (2011). «Межвидовое определение религии». Журнал по изучению религии, природы и культуры . 5 (3): 327–353. дои : 10.1558/jsrnc.v5i3.327 .
- ^ Jump up to: а б с Харрод, Джеймс Б. (июнь 2014 г.). «Дело в пользу религии шимпанзе» (PDF) . Журнал по изучению религии, природы и культуры . 8 (1): 8–45. doi : 10.1558/jsrnc.v8i1.8 – через религиозные форумы.com.
- ^ Касван, Парвин; Рой, Акашдип (26 февраля 2024 г.). «Раскопки захоронений телят среди азиатских слонов Elephas maximus Linnaeus, 1758 (Mammalia: Proboscidea: Elephantidae) в северной Бенгалии, Индия» . Журнал таксонов, находящихся под угрозой исчезновения . 15 (2): 24615–24629. дои : 10.11609/jott.8826.16.2.24615-24629 .
- ^ Jump up to: а б Риттер, Ф. (апрель 2007 г.). «Поведенческие реакции зубастых дельфинов на мертвого новорожденного теленка». Архивировано 18 ноября 2018 г. в Wayback Machine . Наука о морских млекопитающих , стр. 429–433.
- ^ Jump up to: а б «Почему вороны устраивают похороны» . Живая наука . 6 января 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Горе или инстинкт: интерпретация действий матери-косатки | CBC News» . ЦБК . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Путц, Оливер (август 2009 г.). «Социальные обезьяны по образу Божьему: моральные обезьяны, человеческая уникальность и образ Божий». Журнал религии и науки . 44 (3). дои : 10.1111/j.1467-9744.2009.01019.x .
- ^ Гудолл, Джейн (2005). «Первобытная духовность». В Б. Тейлоре (ред.). Энциклопедия религии и природы . Нью-Йорк: Континуум Томмеса. стр. 1303–1306.
- ^ Кинг, Барбара Дж. (29 марта 2016 г.). «Видеть духовность в шимпанзе» . Атлантика . Коллектив Эмерсон . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Плиний, Естественная история (VIII.1)
- ^ Бекофф, Марк (29 октября 2009 г.). «Горе животных» . Психология сегодня .
- ^ Сигел, Рональд К. (октябрь 1980 г.). «Психология жизни после смерти» (PDF) . Американский психолог . 35 (10): 911–931. дои : 10.1037/0003-066X.35.10.911 . ПМИД 7436117 . S2CID 17117249 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 ноября 2018 г.
- ^ Дудзинский К.М.; Сакаи М; Масаки К; Коги К; Хишии Т; Куримото М (2003). «Поведенческие наблюдения бутылоносых дельфинов по отношению к двум мертвым сородичам». Водные млекопитающие 29.1, стр. 108–116.
- ^ Дарран Саймон (13 августа 2018 г.). « Путешествие горя закончилось» для косатки, которая больше не несет мертвого теленка» . CNN . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Думаете, вороньи похороны - это странно? Подождите, пока не увидите поминки» . 23 июля 2018 г.
- ^ Сигал РК (1981). «Учет опыта «загробной жизни»» Psychology Today, январь, стр. 4.
- ^ Сапольски, Роберт М. (2006) Monkeyluv: и другие очерки о нашей жизни как животных. Scribner Book Co. стр.189 ISBN 0-743-26015-5 .
- ^ Россано MJ (2006). Обзор общей психологии «Религиозное мышление и эволюция религии», том 10 (4), декабрь, стр. 346–364.
- ^ Де Ваал, Франс (2013) Бонобо и атеист. WW Нортон и Ко, ISBN 978-0-393-07377-5