Леон Войзиковский
Леон Войзиковский | |
---|---|
Леон Войчиковски | |
Рожденный | 20 февраля 1899 г. Варшава |
Умер | 23 февраля 1975 г. Варшава |
Национальность | Польский |
Работодатель(и) | Большой театр, Варшава , «Русский балет», «Павлова», «Базиль», «Де Валуа», «Балет Полонез», «Мясин», Лондонский фестиваль, Королевский фламандский фестиваль. |
Известный | Балетный танец и хореография |
Супруг | Lydia Sokolova |
Почести | Офицерский крест, Орден Возрождения Польши. |
Леон Войзиковский , первоначально Леон Войчиковский (20 февраля 1899, Варшава — 23 февраля 1975, Варшава) — польский танцор и балетмейстер, а затем хореограф и педагог. [ 1 ] Впервые он стал известен как участник « Русского балета» . Позже он работал с различными балетными труппами, например, «Павлова», «Базиль», «Де Валуа», «Балет Полонез», «Мясин», Лондонский фестиваль, Королевский фламандский театр.
Карьера в балете
[ редактировать ]Войзиковский родился в Варшаве и обучался танцам в Большом театре Варшавы у Энрико Чекетти . Он стал известен как характерный танцор . [ 2 ] Его юношеская карьера процветала в «Русском балете». В конце концов он и партнерша по танцам Лидия Соколова поженились. Очень популярная и новаторская труппа исполняла передовые хореографии Фокина, Нижинского, Мясина, Нижинской и Баланчина. К сожалению, Дягилев умер в 1929 году, и его компания закрылась. После этого танцевальная деятельность Войзиковского часто включала репертуар «Русского балета». В различных труппах он также работал балетмейстером и писал хореографию. [ 3 ]
«Русский балет» Дягилева.
[ редактировать ]В 1916 году в Лозанне он присоединился к Сергея Дягилева труппе «Русский балет» . Судя по всему, польский секретарь Дягилева по вербовке нашел нескольких танцоров, в том числе шестнадцатилетнего Войзиковского. [ 4 ] В сложных условиях военной Европы компания отправилась в путь, чтобы выступать. Дважды путешествуя по Америке, в его состав входил всемирно известный Вацлав Нижинский . [ 5 ] В группе, поехавшей в Испанию с Дягилевым, Войзиковский изучал там фламенко и испанский танец. [ 6 ] [ 7 ]
Леонид Мясин тогда был хореографом труппы. В его балетах Войзиковский выступал, начиная с «Менин» в 1916 году, а в 1917 году «Парада» и «Русских рассказов» . В том же году Войзиковский в «Женщинах хорошего юмора» мастерски сыграл официанта, который имитировал заказанные блюда, например спагетти. В 1919 году в La Boutique Fantasque танцевал тарантеллу с Лидией Соколовой . [ 8 ] а в «Треуголке» он играл Мельника (с Соколовой в роли жены Мельника); позже он сыграл Коррегидора. [ 9 ] [ 10 ] Мясина В 1920 году: «Астюзи и Пульчинелла» . В 1921 году он исполнил партию «Негра» в балете «Шехерезада» , партию, которую раньше танцевал Нижинский, а затем Мясин. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
В 1921 году Бронислава Нижинская хореографом труппы стала . Войзиковский исполнил спектакль «Три Ивана», поставленный Нижинской и добавленный к постановке 1921 года «Спящей принцессы» Петипа . [ 15 ] Войзиковский участвовал в постановке ее культового «Свадебки» в 1923 году. В следующем году он сыграл роли в «Ле Биш» (как один из двух спортсменов) и в «Голубой поезд» (как игрок в гольф). [ 16 ] [ 17 ] Роль игрока в гольф была «плейбоем, курящим трубку, по мотивам Эдварда, принца Уэльского». [ 18 ] Лидия Соколова позже писала об игре Войзиковского в «пляжном балете» Le Train Bleu :
«Леон обнаружил меня в купальне» и снял с нее пленку. Он «внимательно посмотрел на меня, сунул трубку в карман и станцевал со мной знаменитый вальс Train bleu . Ему пришлось подбросить меня, вращаясь в воздухе, а затем поймать, когда я падал». Это было сложно, «потому что за мой шерстяной костюм невозможно было ухватиться». [ 19 ]
Для вновь приехавшего из России хореографа Джорджа Баланчина , а также для вернувшегося в труппу Мясина Войзиковский получил балетные роли, например, в «Блудном сыне» Баланчина 1929 года (в качестве компаньона сына). [ 20 ] [ 21 ] Когда Дягилев умер в 1929 году, его труппа «Русский балет» распалась. [ 22 ] [ 23 ]
Другие компании, должности
[ редактировать ]Войзиковскому было тридцать, когда в 1929 году умер Дягилев. В том же году ему удалось присоединиться к балетной труппе Павловой, которая часто гастролировала. Это оказались самые последние годы существования этого знаменитого передвижного танцевального ансамбля. В Гааге всемирно известная Анна Павлова . в 1931 году в возрасте сорока девяти лет внезапно скончалась [ 24 ]
Затем Войзиковский подписал контракт с новой труппой Ballets Russes de Monte Carlo . Его создали Рене Блюм и Василий де Базиль , чтобы продолжить проект, начатый покойным Дягилевым. Были приняты на работу многие из его бывших танцоров, а также его хореографы Баланчин и Мясин. В 1932 году Войзиковский танцевал с Ириной Бароновой в «Детских играх » по эскизам Анри Матисса . К сожалению, между ним и Мясином возник спор, источником разногласий стали исполнительские роли, особенно в «Треуголке» . В результате он покинул компанию в 1934 году. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
В начале 1930-х годов вместе с другими танцовщиками Ballets Russes ( Карсавиной , Идзиковской , Лопоковой , Спесивцевой ) он работал с труппой Вик-Уэллс Нинетт де Валуа в Лондоне. Эти известные исполнители затем придали «некую легитимность» ее зарождающейся балетной труппе, которая превратилась в Королевский балет . [ 28 ] [ 29 ]
В 1934 году он основал собственную труппу Les Ballets de Leon Woizikova. Среди его танцоров были Блинова, Тараканова, Раевская, Фроман, Эглевский , Юскевич и Соколова . Для труппы он поставил два балета: «Порт-Саид» (музыка К. Константинова) и «Любовь волшебника» ( де Фалья ). В 1935 и 1936 годах компания посетила Лондон и Париж. [ 30 ] [ 31 ]
В качестве «балетмейстера и ведущего танцора» Войзиковский присоединился к Василия де Базиля труппе в Ковент-Гардене . Во время турне по Австралии в 1936 году с участием 62 человек компания открылась в Аделаиде, где их танцевальное искусство стало «откровением». Они «произвели фурор, финальное выступление завершилось пятнадцатиминутными овациями». Дальнейшие выступления в Австралии и Новой Зеландии также вдохновили публику, которая мало что знала о балетном репертуаре Дягилева из первых рук. Однако топ-менеджмент компании (представитель собственника и адвокат) поссорился и раскололся. В конечном итоге это привело к возникновению «художественных разногласий» между Яном Хойером, режиссёром (постановщиком), и Войзиковским. В свою очередь, танцоры труппы разделились на две противоборствующие группы. Однако посторонние, судя по всему, мало что знали. [ 32 ]
В 1938 году Войзиковский сменил Брониславу Нижинскую на посту директора недавно созданного государственного балета «Полоне» в Варшаве. Он привел компанию на Всемирную выставку 1939 года в Нью-Йорке . Тем не менее, когда компания вернулась домой в Польшу, и нацистская Германия, и Советская Россия были готовы вторгнуться, развязав Вторую мировую войну. [ 33 ] [ 34 ]
Ему удалось бежать, и он снова присоединился к Русскому балету полковника В. де Базиля во Франции. Эта компания провела большую часть следующих шести лет войны, гастролируя по Америке. [ 35 ] В 1945 году Войзиковский вернулся в опустошенную Варшаву. Там он начал преподавать танец в оперной школе Большого театра . [ 36 ]
Последние годы
[ редактировать ]В Лондоне Войзиковский поставил несколько балетов, поставив «Петрушку» в 1958 году и «Шехерезаду» в 1960 году. Эти постановки были поставлены для Лондонского фестивального балета , балетмейстером которого он позже стал. Время от времени он ставил и другие балеты дягилевской эпохи, например, для Кёльнского балета и Королевского фламандского балета . Он был балетмейстером «Европейского балета» Мясина, например, на Фестивале балета 1960 года в Генуе. [ 37 ] Он участвовал в реконструкции хореографии Нижинской для «Голубого поезда» . [ 38 ] До середины 1960-х преподавал в Кёльнском институте театрального танца, а до 1974 года — в Боннском университете . Затем он вернулся в Варшаву. [ 39 ]
Lydia Sokolova
[ редактировать ]Отношения
[ редактировать ]Британская балерина Лидия Соколова (она взяла русское имя) и Войзиковский оба были танцовщиками в «Русском балете»: она с 1913 года, он с 1916 года. В 1919 году, несмотря на привязанность друг к другу, они полюбили друг друга. В своих танцах они иногда выступали в парах, получая признание. Влюбившись, они начали тайно писать друг другу. В конце концов, эта непростая ситуация обнаружилась. Это привело к публичным конфронтациям, в которых участвовали их отчужденные супруги (оба танцора в труппе) и друг друга. Дягилев выразил свое неодобрение. Соколова то воодушевилась, то впала в ужасную депрессию. [ 40 ] Тем не менее, отношения пережили трудности и расцвели, что привело к их браку. [ 41 ]
Затем какое-то время они процветали, разделяя свою жизнь в качестве солистов «Русского балета» и ненадолго в других танцевальных труппах. Много позже Соколова напишет: «Если бы он сопротивлялся азартным играм, мы могли бы быть так счастливы». В 1929 году во время отпуска на юге Франции, в Ле-Лаванду , Лидия открыла газету, в которой сообщалось о внезапной смерти в Венеции Сергея Дягилева. Выразив свое горе, она показала его Леону.
«Когда ужасная истина проникла в мое сознание, мои колени подкосились... Когда я поднял глаза, наконец, Леона уже не было. Затем я увидел его вдалеке, идущего вдоль кромки моря, пиная воду ногой. " [ 42 ]
Ее наблюдения
[ редактировать ]Соколова вспомнила, что они с Войзиковским исполнили некое па-де-де , пьесу, на репетиции которой «нам нравилось танцевать, хотя мы не считали ее чем-то особенным». Однако когда их исполнение закончилось, «аплодисменты были громкими». Они приняли «смущающее» количество вызовов на занавес.
Соколова описывает Войзиковского как «никогда не актера, его талант заключался в настоящем танце». У него был «феноменальный фотографический ум», который, например, позволил ему запомнить страницы танцевальных нот для «Весны священной» . Она пишет, что когда Леону было чуть больше двадцати, Дягилев предложил ему попробовать себя в хореографии, но это было слишком рано для его карьеры. [ 43 ]
В эпизоде примерно 1924 года два танцора хотели объявить забастовку с требованием повышения зарплаты против Дягилева и «Русского балета». Однако ни один другой танцор с ними не согласился; забастовка не удалась. Затем танцоры решили, что после ночного выступления:
«[Небольшая] депутация должна обратиться к Дягилеву... и Леон, будучи универсальным товарищем, был выбран, чтобы возглавить ее. Дягилев направился к группе с грозовым лицом. Леон подошел к нему и попытался изложить точку зрения танцоров. несколько подробностей. Выслушав его молча, Дягилев спросил: «Леон, где твои друзья?» Когда Леон оглянулся, в поле зрения не было ни души». [ 44 ] [ 45 ]
Примерно в 1916 году в Ондаррибии на северном побережье Испании, недалеко от французской границы, Соколова была там, когда Леон спас жизнь «Тариату, французскому мальчику, который был в нашей компании, от утопления в бурном море». Вскоре произошло еще одно памятное событие. Небольшая свита танцевальной труппы получила аудиенцию у короля и королевы Испании. В присутствии королевы Леон случайно ногой открыл «огромную коробку для нард», и ее «диски вращались и гремели во всех направлениях», на глазах у Дягилева. [ 46 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Кеглер, стр.574 (первоначально Войчиковский).
- ^ Рейнольдс и Маккормик (2003), стр.55 (персонаж).
- ^ Кеглер (1977), стр.574 «Войзиковский» (обучение).
- ^ Мясин (1968), стр. 65-66, 72; здесь называется «Воидзиковский».
- ^ Шид (1989), стр. 81-84, (гастроли), стр.81 Войзиковский присоединяется к Ballets Russes, первому турне по Америке; с.83 остается при Дягилеве во время второй в Америку под руководством Нижинского.
- ^ Париж и Байю,
- ^ Мясин (1968).
- ^ Соколова (1960), стр.99 (его мим-спектакль она назвала «шедевром») и стр. 134, 138 (тарантелла).
- ^ Баланчин (1954), стр. 403 и 404 для «Треуголки» .
- ^ Sokolova (1989), p. (quote).
- ^ Шид (1989).
- ^ Sokolova (1960), pp. 56-57.
- ^ См. Мясин (1968).
- ^ Париж и Байо: балеты Мясина в 1916-1920 годах.
- ^ Sokolova (1989), p.92.
- ^ Баер (1986), стр. 32-36 (Носес), 38-40 ( Биче ), 41-44 ( Синий поезд ); стр. 74-75 в пользу Войзиковского.
- ^ Стравинский (1936), стр.176 о балетах Нижинской: Войзиковский.
- ^ Гарафола (2005), стр.385 (цитата).
- ^ Sokolova (1960), pp. 221-222 (quote).
- ^ Баланчин (1954), стр.293 ( Блудный сын ), стр.447 (Войзиковский по списку «главных танцоров-мужчин» Русского балета).
- ^ Гарафола (1989), стр. 376 (как одна из полдюжины «звезд» балета, переживших упадок труппы в 1929 году), 405–415 (его роли в «Русском балете»).
- ^ Кеглер (1977), стр. 50-51 «Русские балеты».
- ^ W балет: Пульчинеллы 152 с М, Ле Мантелот 234, Треуголка 142, 176 ^, Клеопатра 172 + заменить Мясин, Мясин 143, 174; Компания М [?] || 143 ЛС, 175-76; LS+LW 153 // SACRE 159-168, 166-167, 181-3, Музыка 160, #166 LS 178 // LW: травмы 177-178 \\+// S 164 VS 159, L167,173 VS.
- ^ Кеглер (1977), стр. 574, 407.
- ^ Гарсиа-Маркес (1990), стр. 6-7 (присоединяется к компании); стр. 110–111, 150 (покидает компанию по поводу спора с Мясином).
- ^ См. Баланчин (1954), стр. 404, 477.
- ^ Шид (1989), с. 180 (фото с Бароновой), с.182 (присоединяется к роте).
- ^ Рейнольдс и Маккормик (2003), стр. 183 (цитата Валуа).
- ^ См. Гарафола (1989), стр.332.
- ^ Гарсиа-Маркес (1990), стр.150 (компания, танцоры, балеты, визиты); п. 155 (два его балета позже в репертуаре труппы де Базиля).
- ^ Кеглер (1977), стр.574 (компания Войзиковского).
- ^ Гарсиа-Маркес (1990), стр. 154-155 (компания в Аделаиде), 156 (раскол в руководстве).
- ^ Рейнольдс и Маккормик (2003), стр.181 (Балет Полонез).
- ^ См., Баер (1986), стр.66.
- ^ См. Гарсиа-Маркес (1990), стр. 284 (Америка).
- ^ Кеглер (1977), стр.574 (Войзиковский: Возвращение Василия в Варшаву).
- ^ Мясин (1968), стр. 258, 262-263.
- ^ Графола (2005), с.
- ^ Кеглер (1977), стр. 126–127 (Кёльн), 329–330 (Лондонский фестиваль балета), 574 (Войзиковский).
- ^ Соколова (1960, 1989), они влюбляются (с. 149, 150, 154, 173); муж-собственник (71, 79, [94], 149, 168, 169); написание писем (148, 149, 154, 155); пары в балете: Тарантелла (134, 138, 148), Признание (153), Треуголка (142, 175-176), Клеопатра (172); Дягилев (154, 156, 158, 159); физические столкновения (157–158, 173, 174); Соколова (148, 155-156, 178); планы (149, 173, 184); медовый месяц (208).
- ^ Гарафола (1989), стр.233 (Соколова и Войзиковский).
- ^ Соколова (1960, 1989), с.241 (цитата "Если бы"); о его азартных играх: стр. 211, 217, 227, 241, 257, 263. Смерть Дягилева: стр. 279-280, цитата на 280 [конец книги воспоминаний].
- ^ Соколова (1960, 1989), с. 153 ( па-де-деус , цитата), 57 (танцор, а не актер), 161 (память о нем), 177 (хореография).
- ^ Соколова (1989), с.228 (неудавшаяся забастовка и Леон). Оба «зачинщика» были уволены. Дягилев сказал Леону: «Если у вас есть претензии, приходите ко мне наедине».
- ↑ Ранее, примерно в 1919 году, Дягилев повысил зарплату Лидии и Леону. Тем не менее, Ballets Russes хронически испытывал нехватку денег и разорился после финансового краха 1921–1922 годов: «Спящая принцесса» . В следующем году оба бездельничали, получали зарплату и голодали; они подали в суд на Дягилева о невыплаченной компенсации и выиграли. Дягилев заплатил. Вскоре после этого они подписали с ним новый контракт, и оба получили повышение. Соколова (1989), с.183 (поднятие ок.1919), стр. 200-201 (катастрофа, иск, новый договор).
- ^ Sokolova (1960, 1989), pp. 83 (saves Tariat), 84-85 (backgammon).
Библиография
[ редактировать ]- Нэнси Ван Норман Баер, Бронислава Нижинский. Жизнь танцора (Музей изящных искусств Сан-Франциско, 1986).
- Джордж Баланчин , полное собрание рассказов Баланчина о великих балетах (Нью-Йорк: Doubleday, 1954).
- Линн Гарафола , Русские балеты Дягилева (Уэслианский университет, 1989).
- Линн Гарафола, Наследие танца двадцатого века (Оксфордский университет, 2005 г., перепечатка: Da Capo Press).
- Висенте Гарсиа-Маркес, «Русский балет». Русские балеты полковника де Базиля в Монте-Карло 1932–1952 (Нью-Йорк: Кнопф, 1990).
- Леонид Мясин , Моя жизнь в балете (Лондон: Macmillan, 1968).
- Нэнси Рейнольдс и Малкольм Маккормик, «Нет фиксированных точек». Танец в двадцатом веке (Йельский университет, 2003 г.).
- Ричард Шид, «Русский балет» (Secaucus: Wellfleet, 1989).
- Лидия Соколова , Танцы с Дягилевым. Мемуары Лидии Соколовой (Лондон: Джон Мюррей, 1960).
- Игорь Стравинский , Chronique de ma vie (Париж, 1935), переведенный как Автобиография (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1936).
- Линн Гарафола и Нэнси Ван Норман Баер, редакторы журнала «Русский балет и его мир» (Йельский университет, 1999).
- Хорст Гёглер, Краткий Оксфордский словарь танца (Оксфордский университет, 1977).
- Роберт Готлиб , редактор Reading Dance (Нью-Йорк: Пантеон, 2008).
- Кармен Пэрис и Хавьер Байо, «Войзиковский, Леон (1899–19175)» в MCNBiografías . Доступ 27 марта 2018 г.