Jump to content

Леон Войзиковский

Леон Войзиковский
Леон Войчиковски
Войзиковский ок. 1925 год
Рожденный 20 февраля 1899 г.
Варшава
Умер 23 февраля 1975 г.
Варшава
Национальность Польский
Работодатель(и) Большой театр, Варшава , «Русский балет», «Павлова», «Базиль», «Де Валуа», «Балет Полонез», «Мясин», Лондонский фестиваль, Королевский фламандский фестиваль.
Известный Балетный танец и хореография
Супруг Lydia Sokolova
Почести Офицерский крест, Орден Возрождения Польши.

Леон Войзиковский , первоначально Леон Войчиковский (20 февраля 1899, Варшава — 23 февраля 1975, Варшава) — польский танцор и балетмейстер, а затем хореограф и педагог. [ 1 ] Впервые он стал известен как участник « Русского балета» . Позже он работал с различными балетными труппами, например, «Павлова», «Базиль», «Де Валуа», «Балет Полонез», «Мясин», Лондонский фестиваль, Королевский фламандский театр.

Карьера в балете

[ редактировать ]

Войзиковский родился в Варшаве и обучался танцам в Большом театре Варшавы у Энрико Чекетти . Он стал известен как характерный танцор . [ 2 ] Его юношеская карьера процветала в «Русском балете». В конце концов он и партнерша по танцам Лидия Соколова поженились. Очень популярная и новаторская труппа исполняла передовые хореографии Фокина, Нижинского, Мясина, Нижинской и Баланчина. К сожалению, Дягилев умер в 1929 году, и его компания закрылась. После этого танцевальная деятельность Войзиковского часто включала репертуар «Русского балета». В различных труппах он также работал балетмейстером и писал хореографию. [ 3 ]

«Русский балет» Дягилева.

[ редактировать ]

В 1916 году в Лозанне он присоединился к Сергея Дягилева труппе «Русский балет» . Судя по всему, польский секретарь Дягилева по вербовке нашел нескольких танцоров, в том числе шестнадцатилетнего Войзиковского. [ 4 ] В сложных условиях военной Европы компания отправилась в путь, чтобы выступать. Дважды путешествуя по Америке, в его состав входил всемирно известный Вацлав Нижинский . [ 5 ] В группе, поехавшей в Испанию с Дягилевым, Войзиковский изучал там фламенко и испанский танец. [ 6 ] [ 7 ]

Леонид Мясин тогда был хореографом труппы. В его балетах Войзиковский выступал, начиная с «Менин» в 1916 году, а в 1917 году «Парада» и «Русских рассказов» . В том же году Войзиковский в «Женщинах хорошего юмора» мастерски сыграл официанта, который имитировал заказанные блюда, например спагетти. В 1919 году в La Boutique Fantasque танцевал тарантеллу с Лидией Соколовой . [ 8 ] а в «Треуголке» он играл Мельника (с Соколовой в роли жены Мельника); позже он сыграл Коррегидора. [ 9 ] [ 10 ] Мясина В 1920 году: «Астюзи и Пульчинелла» . В 1921 году он исполнил партию «Негра» в балете «Шехерезада» , партию, которую раньше танцевал Нижинский, а затем Мясин. [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

В 1921 году Бронислава Нижинская хореографом труппы стала . Войзиковский исполнил спектакль «Три Ивана», поставленный Нижинской и добавленный к постановке 1921 года «Спящей принцессы» Петипа . [ 15 ] Войзиковский участвовал в постановке ее культового «Свадебки» в 1923 году. В следующем году он сыграл роли в «Ле Биш» (как один из двух спортсменов) и в «Голубой поезд» (как игрок в гольф). [ 16 ] [ 17 ] Роль игрока в гольф была «плейбоем, курящим трубку, по мотивам Эдварда, принца Уэльского». [ 18 ] Лидия Соколова позже писала об игре Войзиковского в «пляжном балете» Le Train Bleu :

«Леон обнаружил меня в купальне» и снял с нее пленку. Он «внимательно посмотрел на меня, сунул трубку в карман и станцевал со мной знаменитый вальс Train bleu . Ему пришлось подбросить меня, вращаясь в воздухе, а затем поймать, когда я падал». Это было сложно, «потому что за мой шерстяной костюм невозможно было ухватиться». [ 19 ]

Для вновь приехавшего из России хореографа Джорджа Баланчина , а также для вернувшегося в труппу Мясина Войзиковский получил балетные роли, например, в «Блудном сыне» Баланчина 1929 года (в качестве компаньона сына). [ 20 ] [ 21 ] Когда Дягилев умер в 1929 году, его труппа «Русский балет» распалась. [ 22 ] [ 23 ]

Другие компании, должности

[ редактировать ]

Войзиковскому было тридцать, когда в 1929 году умер Дягилев. В том же году ему удалось присоединиться к балетной труппе Павловой, которая часто гастролировала. Это оказались самые последние годы существования этого знаменитого передвижного танцевального ансамбля. В Гааге всемирно известная Анна Павлова . в 1931 году в возрасте сорока девяти лет внезапно скончалась [ 24 ]

Затем Войзиковский подписал контракт с новой труппой Ballets Russes de Monte Carlo . Его создали Рене Блюм и Василий де Базиль , чтобы продолжить проект, начатый покойным Дягилевым. Были приняты на работу многие из его бывших танцоров, а также его хореографы Баланчин и Мясин. В 1932 году Войзиковский танцевал с Ириной Бароновой в «Детских играх » по эскизам Анри Матисса . К сожалению, между ним и Мясином возник спор, источником разногласий стали исполнительские роли, особенно в «Треуголке» . В результате он покинул компанию в 1934 году. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]

В начале 1930-х годов вместе с другими танцовщиками Ballets Russes ( Карсавиной , Идзиковской , Лопоковой , Спесивцевой ) он работал с труппой Вик-Уэллс Нинетт де Валуа в Лондоне. Эти известные исполнители затем придали «некую легитимность» ее зарождающейся балетной труппе, которая превратилась в Королевский балет . [ 28 ] [ 29 ]

В 1934 году он основал собственную труппу Les Ballets de Leon Woizikova. Среди его танцоров были Блинова, Тараканова, Раевская, Фроман, Эглевский , Юскевич и Соколова . Для труппы он поставил два балета: «Порт-Саид» (музыка К. Константинова) и «Любовь волшебника» ( де Фалья ). В 1935 и 1936 годах компания посетила Лондон и Париж. [ 30 ] [ 31 ]

В качестве «балетмейстера и ведущего танцора» Войзиковский присоединился к Василия де Базиля труппе в Ковент-Гардене . Во время турне по Австралии в 1936 году с участием 62 человек компания открылась в Аделаиде, где их танцевальное искусство стало «откровением». Они «произвели фурор, финальное выступление завершилось пятнадцатиминутными овациями». Дальнейшие выступления в Австралии и Новой Зеландии также вдохновили публику, которая мало что знала о балетном репертуаре Дягилева из первых рук. Однако топ-менеджмент компании (представитель собственника и адвокат) поссорился и раскололся. В конечном итоге это привело к возникновению «художественных разногласий» между Яном Хойером, режиссёром (постановщиком), и Войзиковским. В свою очередь, танцоры труппы разделились на две противоборствующие группы. Однако посторонние, судя по всему, мало что знали. [ 32 ]

В 1938 году Войзиковский сменил Брониславу Нижинскую на посту директора недавно созданного государственного балета «Полоне» в Варшаве. Он привел компанию на Всемирную выставку 1939 года в Нью-Йорке . Тем не менее, когда компания вернулась домой в Польшу, и нацистская Германия, и Советская Россия были готовы вторгнуться, развязав Вторую мировую войну. [ 33 ] [ 34 ]

Ему удалось бежать, и он снова присоединился к Русскому балету полковника В. де Базиля во Франции. Эта компания провела большую часть следующих шести лет войны, гастролируя по Америке. [ 35 ] В 1945 году Войзиковский вернулся в опустошенную Варшаву. Там он начал преподавать танец в оперной школе Большого театра . [ 36 ]

Последние годы

[ редактировать ]

В Лондоне Войзиковский поставил несколько балетов, поставив «Петрушку» в 1958 году и «Шехерезаду» в 1960 году. Эти постановки были поставлены для Лондонского фестивального балета , балетмейстером которого он позже стал. Время от времени он ставил и другие балеты дягилевской эпохи, например, для Кёльнского балета и Королевского фламандского балета . Он был балетмейстером «Европейского балета» Мясина, например, на Фестивале балета 1960 года в Генуе. [ 37 ] Он участвовал в реконструкции хореографии Нижинской для «Голубого поезда» . [ 38 ] До середины 1960-х преподавал в Кёльнском институте театрального танца, а до 1974 года — в Боннском университете . Затем он вернулся в Варшаву. [ 39 ]

Отношения

[ редактировать ]

Британская балерина Лидия Соколова (она взяла русское имя) и Войзиковский оба были танцовщиками в «Русском балете»: она с 1913 года, он с 1916 года. В 1919 году, несмотря на привязанность друг к другу, они полюбили друг друга. В своих танцах они иногда выступали в парах, получая признание. Влюбившись, они начали тайно писать друг другу. В конце концов, эта непростая ситуация обнаружилась. Это привело к публичным конфронтациям, в которых участвовали их отчужденные супруги (оба танцора в труппе) и друг друга. Дягилев выразил свое неодобрение. Соколова то воодушевилась, то впала в ужасную депрессию. [ 40 ] Тем не менее, отношения пережили трудности и расцвели, что привело к их браку. [ 41 ]

Затем какое-то время они процветали, разделяя свою жизнь в качестве солистов «Русского балета» и ненадолго в других танцевальных труппах. Много позже Соколова напишет: «Если бы он сопротивлялся азартным играм, мы могли бы быть так счастливы». В 1929 году во время отпуска на юге Франции, в Ле-Лаванду , Лидия открыла газету, в которой сообщалось о внезапной смерти в Венеции Сергея Дягилева. Выразив свое горе, она показала его Леону.

«Когда ужасная истина проникла в мое сознание, мои колени подкосились... Когда я поднял глаза, наконец, Леона уже не было. Затем я увидел его вдалеке, идущего вдоль кромки моря, пиная воду ногой. " [ 42 ]

Ее наблюдения

[ редактировать ]

Соколова вспомнила, что они с Войзиковским исполнили некое па-де-де , пьесу, на репетиции которой «нам нравилось танцевать, хотя мы не считали ее чем-то особенным». Однако когда их исполнение закончилось, «аплодисменты были громкими». Они приняли «смущающее» количество вызовов на занавес.

Соколова описывает Войзиковского как «никогда не актера, его талант заключался в настоящем танце». У него был «феноменальный фотографический ум», который, например, позволил ему запомнить страницы танцевальных нот для «Весны священной» . Она пишет, что когда Леону было чуть больше двадцати, Дягилев предложил ему попробовать себя в хореографии, но это было слишком рано для его карьеры. [ 43 ]

В эпизоде ​​примерно 1924 года два танцора хотели объявить забастовку с требованием повышения зарплаты против Дягилева и «Русского балета». Однако ни один другой танцор с ними не согласился; забастовка не удалась. Затем танцоры решили, что после ночного выступления:

«[Небольшая] депутация должна обратиться к Дягилеву... и Леон, будучи универсальным товарищем, был выбран, чтобы возглавить ее. Дягилев направился к группе с грозовым лицом. Леон подошел к нему и попытался изложить точку зрения танцоров. несколько подробностей. Выслушав его молча, Дягилев спросил: «Леон, где твои друзья?» Когда Леон оглянулся, в поле зрения не было ни души». [ 44 ] [ 45 ]

Примерно в 1916 году в Ондаррибии на северном побережье Испании, недалеко от французской границы, Соколова была там, когда Леон спас жизнь «Тариату, французскому мальчику, который был в нашей компании, от утопления в бурном море». Вскоре произошло еще одно памятное событие. Небольшая свита танцевальной труппы получила аудиенцию у короля и королевы Испании. В присутствии королевы Леон случайно ногой открыл «огромную коробку для нард», и ее «диски вращались и гремели во всех направлениях», на глазах у Дягилева. [ 46 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кеглер, стр.574 (первоначально Войчиковский).
  2. ^ Рейнольдс и Маккормик (2003), стр.55 (персонаж).
  3. ^ Кеглер (1977), стр.574 «Войзиковский» (обучение).
  4. ^ Мясин (1968), стр. 65-66, 72; здесь называется «Воидзиковский».
  5. ^ Шид (1989), стр. 81-84, (гастроли), стр.81 Войзиковский присоединяется к Ballets Russes, первому турне по Америке; с.83 остается при Дягилеве во время второй в Америку под руководством Нижинского.
  6. ^ Париж и Байю,
  7. ^ Мясин (1968).
  8. ^ Соколова (1960), стр.99 (его мим-спектакль она назвала «шедевром») и стр. 134, 138 (тарантелла).
  9. ^ Баланчин (1954), стр. 403 и 404 для «Треуголки» .
  10. ^ Sokolova (1989), p. (quote).
  11. ^ Шид (1989).
  12. ^ Sokolova (1960), pp. 56-57.
  13. ^ См. Мясин (1968).
  14. ^ Париж и Байо: балеты Мясина в 1916-1920 годах.
  15. ^ Sokolova (1989), p.92.
  16. ^ Баер (1986), стр. 32-36 (Носес), 38-40 ( Биче ), 41-44 ( Синий поезд ); стр. 74-75 в пользу Войзиковского.
  17. ^ Стравинский (1936), стр.176 о балетах Нижинской: Войзиковский.
  18. ^ Гарафола (2005), стр.385 (цитата).
  19. ^ Sokolova (1960), pp. 221-222 (quote).
  20. ^ Баланчин (1954), стр.293 ( Блудный сын ), стр.447 (Войзиковский по списку «главных танцоров-мужчин» Русского балета).
  21. ^ Гарафола (1989), стр. 376 (как одна из полдюжины «звезд» балета, переживших упадок труппы в 1929 году), 405–415 (его роли в «Русском балете»).
  22. ^ Кеглер (1977), стр. 50-51 «Русские балеты».
  23. ^ W балет: Пульчинеллы 152 с М, Ле Мантелот 234, Треуголка 142, 176 ^, Клеопатра 172 + заменить Мясин, Мясин 143, 174; Компания М [?] || 143 ЛС, 175-76; LS+LW 153 // SACRE 159-168, 166-167, 181-3, Музыка 160, #166 LS 178 // LW: травмы 177-178 \\+// S 164 VS 159, L167,173 VS.
  24. ^ Кеглер (1977), стр. 574, 407.
  25. ^ Гарсиа-Маркес (1990), стр. 6-7 (присоединяется к компании); стр. 110–111, 150 (покидает компанию по поводу спора с Мясином).
  26. ^ См. Баланчин (1954), стр. 404, 477.
  27. ^ Шид (1989), с. 180 (фото с Бароновой), с.182 (присоединяется к роте).
  28. ^ Рейнольдс и Маккормик (2003), стр. 183 (цитата Валуа).
  29. ^ См. Гарафола (1989), стр.332.
  30. ^ Гарсиа-Маркес (1990), стр.150 (компания, танцоры, балеты, визиты); п. 155 (два его балета позже в репертуаре труппы де Базиля).
  31. ^ Кеглер (1977), стр.574 (компания Войзиковского).
  32. ^ Гарсиа-Маркес (1990), стр. 154-155 (компания в Аделаиде), 156 (раскол в руководстве).
  33. ^ Рейнольдс и Маккормик (2003), стр.181 (Балет Полонез).
  34. ^ См., Баер (1986), стр.66.
  35. ^ См. Гарсиа-Маркес (1990), стр. 284 (Америка).
  36. ^ Кеглер (1977), стр.574 (Войзиковский: Возвращение Василия в Варшаву).
  37. ^ Мясин (1968), стр. 258, 262-263.
  38. ^ Графола (2005), с.
  39. ^ Кеглер (1977), стр. 126–127 (Кёльн), 329–330 (Лондонский фестиваль балета), 574 (Войзиковский).
  40. ^ Соколова (1960, 1989), они влюбляются (с. 149, 150, 154, 173); муж-собственник (71, 79, [94], 149, 168, 169); написание писем (148, 149, 154, 155); пары в балете: Тарантелла (134, 138, 148), Признание (153), Треуголка (142, 175-176), Клеопатра (172); Дягилев (154, 156, 158, 159); физические столкновения (157–158, 173, 174); Соколова (148, 155-156, 178); планы (149, 173, 184); медовый месяц (208).
  41. ^ Гарафола (1989), стр.233 (Соколова и Войзиковский).
  42. ^ Соколова (1960, 1989), с.241 (цитата "Если бы"); о его азартных играх: стр. 211, 217, 227, 241, 257, 263. Смерть Дягилева: стр. 279-280, цитата на 280 [конец книги воспоминаний].
  43. ^ Соколова (1960, 1989), с. 153 ( па-де-деус , цитата), 57 (танцор, а не актер), 161 (память о нем), 177 (хореография).
  44. ^ Соколова (1989), с.228 (неудавшаяся забастовка и Леон). Оба «зачинщика» были уволены. Дягилев сказал Леону: «Если у вас есть претензии, приходите ко мне наедине».
  45. Ранее, примерно в 1919 году, Дягилев повысил зарплату Лидии и Леону. Тем не менее, Ballets Russes хронически испытывал нехватку денег и разорился после финансового краха 1921–1922 годов: «Спящая принцесса» . В следующем году оба бездельничали, получали зарплату и голодали; они подали в суд на Дягилева о невыплаченной компенсации и выиграли. Дягилев заплатил. Вскоре после этого они подписали с ним новый контракт, и оба получили повышение. Соколова (1989), с.183 (поднятие ок.1919), стр. 200-201 (катастрофа, иск, новый договор).
  46. ^ Sokolova (1960, 1989), pp. 83 (saves Tariat), 84-85 (backgammon).

Библиография

[ редактировать ]
  • Нэнси Ван Норман Баер, Бронислава Нижинский. Жизнь танцора (Музей изящных искусств Сан-Франциско, 1986).
  • Джордж Баланчин , полное собрание рассказов Баланчина о великих балетах (Нью-Йорк: Doubleday, 1954).
  • Линн Гарафола , Русские балеты Дягилева (Уэслианский университет, 1989).
  • Линн Гарафола, Наследие танца двадцатого века (Оксфордский университет, 2005 г., перепечатка: Da Capo Press).
  • Висенте Гарсиа-Маркес, «Русский балет». Русские балеты полковника де Базиля в Монте-Карло 1932–1952 (Нью-Йорк: Кнопф, 1990).
  • Леонид Мясин , Моя жизнь в балете (Лондон: Macmillan, 1968).
  • Нэнси Рейнольдс и Малкольм Маккормик, «Нет фиксированных точек». Танец в двадцатом веке (Йельский университет, 2003 г.).
  • Ричард Шид, «Русский балет» (Secaucus: Wellfleet, 1989).
  • Лидия Соколова , Танцы с Дягилевым. Мемуары Лидии Соколовой (Лондон: Джон Мюррей, 1960).
  • Игорь Стравинский , Chronique de ma vie (Париж, 1935), переведенный как Автобиография (Нью-Йорк: Simon & Schuster, 1936).
    • Линн Гарафола и Нэнси Ван Норман Баер, редакторы журнала «Русский балет и его мир» (Йельский университет, 1999).
    • Хорст Гёглер, Краткий Оксфордский словарь танца (Оксфордский университет, 1977).
    • Роберт Готлиб , редактор Reading Dance (Нью-Йорк: Пантеон, 2008).
  • Кармен Пэрис и Хавьер Байо, «Войзиковский, Леон (1899–19175)» в MCNBiografías . Доступ 27 марта 2018 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c8533e6f5cebec132519226b994f4be1__1708694580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/e1/c8533e6f5cebec132519226b994f4be1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Leon Woizikovsky - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)