Электрический охлаждающий кислотный тест
![]() Обложка первого американского издания | |
Автор | Том Вульф |
---|---|
Язык | Английский |
Предмет | ЛСД , поколение битников , хиппи |
Издатель | Фаррар Штраус Жиру |
Дата публикации | август 1968 г. [1] |
Место публикации | Соединенные Штаты |
ISBN | 978-0-553-38064-4 |
ОКЛК | 42827164 |
«Электрический прохладительный кислотный тест» — научно-популярная книга Тома Вулфа 1968 года. [2] написана в литературном стиле «новой журналистики» . К 1970 году этот стиль стал называться гонзо-журналистикой — термин, придуманный для обозначения творчества Хантера С. Томпсона. В книге представлен рассказ из первых рук об опыте Кена Кизи и группы энтузиастов психоделии , известных как « Веселые проказники» , которые путешествовали по Соединенным Штатам в ярко раскрашенном школьном автобусе, который они называли «Фуртур» . [3] Кизи и «Проказники» прославились тем, что использовали психоделические препараты (такие как ЛСД ) для расширения своего сознания. [4] В книге рассказывается о кислотных испытаниях с добавлением ЛСД (вечеринках с Kool-Aid ) и встречах с известными фигурами того времени ( Hells Angels , Grateful Dead , Аллен Гинзберг ), а также описывается изгнание Кизи в Мексику и его аресты.
Сюжет
[ редактировать ]Вулф ведет хронику приключений Кена Кизи и группы его последователей. На протяжении всего произведения Кизи изображается стремящимся создать новую религию. Кизи собирает группу последователей, основываясь на привлекательности трансцендентности, достижимой с помощью наркотиков, а также на его способности проповедовать и очаровывать слушателей. Группа была названа «Веселыми шутниками» и вела образ жизни, подпитываемый наркотиками. «Кислотные тесты» — вечеринки, посвященные «Kol-Aid» с добавлением ЛСД и проводимые со светом и шумом, предназначенным для усиления психоделического опыта, — начались в доме Кизи в лесу Ла-Хонды, Калифорния .
В конце концов Шутники покидают пределы поместья Кизи и путешествуют по стране на автобусе под названием Фуртур . Автобусом управляет Нил Кэссиди , который послужил источником вдохновения для персонажа Дина Мориарти в романе Джека Керуака 1957 года «В дороге» . На протяжении всего пути пассажиры автобуса часто принимают кислоту. По мере того как «Веселые проказники» набирают популярность, репутация Кизи также растет. Ближе к середине книги Кизи боготворят как героя растущей контркультуры . Наряду с этим Кизи заводит дружбу с такими группами, как Hells Angels, и пересекается с иконами бит -поколения . Его растущая популярность предоставляет Кизи и Шутникам возможность встретиться с другими значимыми представителями растущей контркультуры, включая Grateful Dead, Аллена Гинзберга, и попытаться встретиться с Тимоти Лири . Неудачная встреча с Лири знаменует собой еще большую неудачу в объединении контркультуры от восточного до западного побережья. Это становится одним из поворотных моментов в книге, указывающим на то, что новое поколение «хиппи» официально опередило старое поколение битников по стилю и философии.
Стремясь рассказать о своем образе жизни, «Проказники» публикуют информацию о своем опыте с кислотой, что привело к появлению термина « Кислотный тест» . Они описывают цель этих партий как стремление к «интерсубъективности», состоянию за пределами индивидуального эго. По мере того, как кислотные тесты становятся все более популярными в культуре, Кизи арестовывают за хранение марихуаны. Пытаясь избежать тюрьмы, он бежит в Мексику, и к нему присоединяются Шутники. Шутники борются в Мексике и не могут добиться таких же результатов от своих кислотных трипов.
Кизи и некоторые из Проказников возвращаются в Соединенные Штаты. В этот момент Кизи становится полноценным иконой поп-культуры, появляясь в теле- и радиошоу, несмотря на то, что его разыскивает ФБР. В конце концов его находят и арестовывают. Кизи освобождают условно, поскольку он убеждает судью, что следующим шагом его движения станет «Выпускной экзамен», событие, в котором Шутники и другие последователи попытаются достичь интерсубъективности без использования изменяющих сознание наркотиков. Выпуск не является достаточно эффективным, чтобы снять обвинения с имени Кизи. Ему дали два приговора за два отдельных преступления. Его отправляют в трудовой лагерь для отбытия наказания. Он переезжает с женой и детьми в Орегон и начинает отбывать наказание в лесах Калифорнии.
Культурное значение и прием
[ редактировать ]
Электрический прохладительный кислотный тест был описан как верный и «важный» для изображения корней и роста движения хиппи. [5]
Считается, что литературный стиль «Новой журналистики» вызвал у аудитории либо восхищение, либо недоверие. Хотя «Электрический прохладительный кислотный тест» не был первоначальным стандартом новой журналистики, это наиболее часто цитируемая работа этого жанра. Описания и рассказы Вулфа о приключениях Кизи и его соратников оказали влияние на культурное восприятие фигур и событий в книге. Стиль Вулфа особенно характерен для «Новой журналистики», поскольку он предлагает читателю рассматривать произведение как художественную литературу, а не как репортаж.
Книга получила скромное литературное признание, в частности, за четкое повествование, которое Вулф поддерживал в изображенной снисходительной и часто опьяняющей среде. [6] Несмотря на погружение Вулфа в «движение» Кизи и защиту идеологии Кизи и Шутников, он трезво описывает их переживания как вызванные как паранойей, так и кислотными трипами, которые стали культурным мотивом группы. [6] Вулф ведет хронику повседневной жизни Проказников и многочисленных психоделических переживаний, и его воздержание полезно дифференцирует его точку зрения. Вулф пытается изобразить Проказников и Кизи в их окружении, и, по его мнению, они сами хотели, чтобы их видели. [7]
Хотя некоторые видели в новой журналистике будущее литературы, эта концепция не осталась без критики. Было много тех, кто оспаривал правдоподобность этого стиля, и было много вопросов и критических замечаний по поводу правдивости рассказов. [8] Однако Вулф оспорил подобные утверждения и отметил, что в таких книгах, как «Кислотный тест на электрическое охлаждение » он был почти невидим на протяжении всего повествования. Он утверждает, что предоставил откровенный отчет о событиях, свидетелем которых он стал. [9] Поскольку сторонники художественной и ортодоксальной научной литературы продолжали подвергать сомнению обоснованность «новой журналистики», Вулф поддерживал растущую дисциплину. Вулф считал, что этот метод письма превратил героев газет и статей в людей, которым аудитория могла бы общаться и сочувствовать. [9]
Газета New York Times назвала эту книгу одним из величайших произведений своего времени, а один писатель назвал ее не только великой книгой о хиппи, но и «важной книгой». [5] В обзоре продолжилось исследование драматического воздействия рассказа Вулфа об истории Кизи. Книга Вулфа разоблачила нормы контркультуры, которые вскоре распространились по всей стране. В обзоре отмечается, что, хотя Кизи получил признание за свою литературную работу «Пролетая над гнездом кукушки» , он по большей части не был заметной иконой. Его эксперименты и употребление наркотиков были известны в узких кругах, таких как Pranksters. Рассказы Вулфа о Кизи и шутниках вынесли их идеологию и употребление наркотиков в широкое обсуждение. [5] В отдельном обзоре утверждалось, что книга Вулфа была столь же важна для движения хиппи, как книга Нормана Мейлера 1968 года «Армии ночи» была для антивьетнамского движения. [10]
Помимо похвалы, которую «Электрический прохладительный кислотный тест» получил в некоторых изданиях, книга подверглась критике за стилистическое представление контркультуры и употребления наркотиков. Обзор в The Harvard Crimson выявил влияние книги, но не похвалил. [11] [12] Обзор, написанный Джеем Кантором , который сам приобрел литературную известность, дает более умеренное описание Кизи и его шутников. Кантор бросает вызов мессианскому изображению Кизи Вулфом, заключая, что «в конце концов, одежды, подобные Христу, которые Вулф создал для Кизи, слишком велики. У нас остался еще один кислотоголовый и кучка сумасшедших детей, которые сделали несколько сумасшедших поступков». Кантор объясняет, как судья предложил Кизи возможность выступить перед массами и ограничить употребление ЛСД. Кизи, которого Вулф боготворил за то, что он начал движение, бессилен в своей возможности изменить движение. Кантор также критикует похвалу Вулфа за безудержное злоупотребление ЛСД. Кантор признает влияние Кизи на этот сценарий, заявляя, что препарат действительно был широко распространен к 1969 году, когда он написал свою критику. [11] [12] Однако он ставит под сомнение прославление такого употребления наркотиков, оспаривая этические атрибуты использования такого препарата, и далее утверждает, что «ЛСД не уважает людей и индивидуальность». [11] [12]
в 1989 году, На вопрос Терри Гросса в программе «Свежий воздух» что он думает о книге, Кизи ответил:
Это хорошая книга. да, он... Вульф гений. Он сделал много такого, ему было всего около трех недель. Такое количество диалогов и правдоподобия он уловил без магнитофона, вообще не делая заметок. Он просто очень внимательно наблюдает и запоминает. Но, знаете, у него там свой редакционный фильтр. Итак, то, что он придумывает, — это часть меня, но это не весь я…» [13]
В планах экранизация
[ редактировать ]Проект экранизации книги Вулфа, похоже, застопорился. Предприниматель Альфред Ровен приобрел права на экранизацию вскоре после публикации книги, передав их своим детям перед своей смертью, которые доверили их Ричарду Н. Гладштейну после того, как их представил ему их адвокат. Гладштейн нанял Гаса Ван Сента (который посвятил свой фильм 2002 года «Джерри Кизи ») в качестве режиссера, а затем Дастина Лэнса Блэка в качестве сценария. [14] Гастин Нэш Позже для переписывания был нанят . В 2011 году Ван Сант сказал, что он все еще работает над фильмом, но еще не нашел способа заставить проект работать. [15]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вайнгартен, Марк (3 сентября 2005 г.). «Генезис гонзо» . Хранитель . Проверено 24 июля 2018 г.
- ^ Вулф, Том (1968). Электрический охлаждающий кислотный тест . Нью-Йорк: Бантам. ISBN 0-553-38064-8 .
- ^ Рейнольдс, Стэнли (2 мая 2014 г.). «Кислотные приключения - обзор The Electric Kool-Aid Acid Test: Из архива, 2 мая 1969 г.» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 11 сентября 2017 г.
- ^ «Кен Кизи и веселые шутники — праздник дальнейшего пути» . ККЭД . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с Фремонт, «Книги времени».
- ^ Jump up to: а б Бредал, «Исследование силы: кислотный тест Тома Вулфа». 83.
- ^ Бредал, Исследование силы: кислотный тест Тома Вулфа . 84.
- ^ Скура, Беседы с Томом Вулфом, 178 .
- ^ Jump up to: а б Скура, «Беседы с Томом Вулфом», 132 .
- ^ Брайан. «Банда насосной станции и кислотный тест с электрическим охлаждением».
- ^ Jump up to: а б с Кантор, «Кислотный тест с электрическим охлаждением».
- ^ Jump up to: а б с «Кислотный тест Electric Kool'Aid | Новости | Harvard Crimson» . www.thecrimson.com . Проверено 31 марта 2017 г.
- ^ Беседы с Кеном Кизи , изд. Скотт Ф. Паркер (Университетское издательство Миссисипи, 2014), 110 .
- ^ Флеминг, Майкл (10 июня 2007 г.). «Ван Сант в миксе «Kool-Aid»» . Разнообразие . Проверено 28 марта 2022 г.
- ^ Литтелтон, Оливер (16 сентября 2011 г.). «Гас Ван Сент говорит, что он все еще работает над тем, как сделать «кислотный тест на электрическое охлаждение» » . ИндиВайр . Проверено 28 марта 2022 г.