Почему я сепаратист
![]() Первое издание | |
Автор | Марсель Шапут |
---|---|
Оригинальное название | Почему я сепаратист |
Переводчик | Роберт А. Тейлор |
Жанр | Эссе |
Издатель | Ежедневные выпуски |
Дата публикации | 1961 |
Опубликовано на английском языке | 1962 ( Райерсон Пресс ) |
Страницы | 101 |
«Почему я сепаратист» — политическое эссе Марселя Шапута , борца за независимость Квебека от Канады. Он был опубликован на французском языке в 1961 году и в английском переводе в 1962 году.
Контекст
[ редактировать ]10 сентября 1960 года около 20 человек основали Объединение за национальную независимость (RIN) в отеле Auberge Le Châtelet в Морен-Хайтс , в регионе Лаурентидес в Квебеке. Андре Д'Аллемань был избран президентом, а Марсель Шапут - вице-президентом новой организации. [ А 1 ] Лекции, которые Чапут читал на тему независимости в рамках общественных встреч, организованных RIN, привлекли к нему внимание средств массовой информации. Его известности способствовали разногласия, вызванные контрастом между его политическими позициями и его статусом федерального государственного служащего, принесшего присягу на верность королеве Канады .
18 сентября 1961 года он опубликовал политическое эссе «Почему я сепаратист» в Университетском кружке Монреаля. [ А 2 ] Его книгу опубликовал Жак Эбер из Éditions du Jour. оно было переведено на английский язык как «Почему я сепаратист» Несколько месяцев спустя и опубликовано издательством Ryerson Press .
Краткое содержание
[ редактировать ]Книга открывается 8-страничным предисловием, в котором автор предлагает всем «свободным людям», способным избавиться от своих предвзятых идей, прочитать предлагаемое им эссе, одновременно предупреждая их, что им не следует надеяться найти на его страницах все ни ответов на их вопросы, ни политической программы, ни законченного литературного произведения. Эссе лишь претендует на рассмотрение «постоянных элементов» на основе четырех постулатов:
- Французские канадцы образуют нацию .
- Франко-канадская нация такая же нация, как и любая другая.
- Штат Квебек — национальное государство франко-канадцев.
- Чтобы прогрессировать, французские канадцы должны быть хозяевами в своем доме.
Автор отбрасывает не только вопрос о гипотетической политической программе в поддержку независимости, но и вопрос о «модальностях власти», одновременно успокаивая своих читателей, заявляя, что лично он выступает за рождение демократической республики . [ Б 1 ]
Содержание эссе состоит из 21 короткой тетради ( кайера ), сгруппированной в шесть разделов. В первом разделе шесть тетрадей, во втором — пять, в третьем — четыре, в четвертом — три, в пятом — две и, наконец, в шестом — только одна.
Раздел 1
[ редактировать ]В разделе 1, озаглавленном «Шесть измерений сепаратизма» , рассматриваются последствия для французских канадцев принадлежности к меньшинству внутри канадской федерации через 1) исторические, 2) политические, 3) экономические, 4) культурные, 5) социальные и 6) психологические аспекты их коллективной жизни. Чапут считает, что величайшее зло, причиненное конфедерацией 1867 года, заключалось в том, что оно исказило в сознании франко-канадцев ощущение своих собственных границ и превратило их в меньшинство . Канадская нация, чисто политическая и искусственная конструкция, основанная, как утверждает автор, силой оружия и подчинения, возводится на отрицании франко-канадской идентичности. Несмотря на мрачную картину положения франко-канадского народа на всех уровнях, которую он рисует, автор верит в его способность к возрождению и призывает его выбрать высшую степень коллективной свободы, на которую он имеет право.
В заключение первого раздела Шапут предлагает французским канадцам поучиться у непоколебимой воли еврейского народа они строят Государство Израиль. , который после столетий изгнания наконец возродился на земле своих предков, где с тех пор 1948. Он предлагает, чтобы первой задачей освобождения французских канадцев было избавление от символов послушания и кастрации, которые, на его взгляд, представляют собой маленького кучерявого святого Иоанна Крестителя и его овец, которые проводится ежегодно 24 июня в Национальный день франко-канадцев . [ Б 2 ]
Раздел 2
[ редактировать ]В разделе 2 « Пять решений нашей проблемы » представлены 1) полная ассимиляция , 2) осознанная интеграция , 3) автономия провинций, 4) истинная конфедерация и 5) независимость Квебека как пять способов, наиболее часто выдвигаемых для решения экзистенциальной проблемы. Проблема франко-канадской нации. Автор объясняет, почему, по его мнению, первые четыре решения менее предпочтительны, чем пятое.
Ассимиляция или англизация — четкий путь, проложенный со времен Союза 1840 года . [ Б 3 ] французским канадцам предлагается регулярно, пишет Шапут. Логика ассимиляции непримирима, и те, кто защищает ее среди французских канадцев, разделяют мнение независимых, которым надоело быть «гражданами второго сорта» и «использоваться в качестве невинных жертв в развлечении иллюзии двуязычной Канады». . Ассимиляционисты хотят, чтобы французские канадцы положили конец своей «уменьшенной национальной жизни», позволив себе завоевать привлекательность общеанглийской жизни, позволив победить себя оружию, используемому при ассимиляции народов: «интересы, мысли течения, тенденции, психологический климат». Со своей стороны, борцы за независимость заявляют, что желают положить конец ухудшению национальной жизни франко-канадцев, двуязычию, навязанному им их зависимостью от английского языка, не становясь полностью англичанами, а становясь полностью французами.
Прозрачную интеграцию предлагают сторонники централизации власти в Оттаве, для которых Квебек является и может быть только такой же провинцией, как и любая другая. По их мнению, французские канадцы должны занять важные административные должности в федеральном правительстве. При этом французские канадцы извлекут максимум пользы из существующей системы и, взяв в руки рычаги контроля, смогут обеспечить себе место в федерации. Чапут не может одобрить этот вариант, поскольку, по его мнению, он основан на двух фундаментальных ошибках. Во-первых, население Канады неоднородно: демографическое неравновесие между английским и французским элементом слишком велико для успешной интеграции. Во-вторых, Квебек не похож на любую другую провинцию: это также национальное государство франко-канадцев.
Автономия провинций — это решение, выдвинутое целым легионом «великих защитников франко-канадских наций», которые боролись против посягательств федерального правительства на юрисдикцию провинций в целом и Квебека в частности. Для Шапута автономист Квебека был изображен в 17 веке Жаном де Лафонтеном в басне «Волк и ягненок» . [ Б 4 ] Подобно ягненку, автономист теоретически и морально прав во всех отношениях, но практический разум волка все равно побеждает, потому что волк сильнее ягненка. Чапут прощает автономистам их слишком большую добродетель, но упрекает их в том, что они «не следуют до конца собственным рассуждениям, что может означать только независимость». Будучи недостаточным из-за реальности централизации для получения прибыли Оттавы, он предлагает автономистам обменять свое стремление к автономии провинций внутри федерации на достижение большей автономии за ее пределами.
Настоящая конфедерация — это политический идеал, о котором мечтали многие автономисты Квебека. Для автора нет сомнения, что этот идеал был бы огромным прогрессом по сравнению с политическим статус-кво . Однако, заглянув в его энциклопедию Quillet, [ Б 5 ] при слове «конфедерация » он читает, что все конфедерации имеют тенденцию превращаться в федерации и что федерация отличается от конфедерации тем, что государства-члены обладают уменьшенным внутренним суверенитетом и теряют свой внешний суверенитет. Помимо опасности потенциального перехода от состояния конфедерации к состоянию федерации, Чапут не считает, что настоящую конфедерацию будет легче достичь, чем независимость, потому что для этого потребуется убедить англо-канадцев отказаться от своей позиции силы над Франко. -Канадцы за одно абсолютное равенство с ними. Они потеряют часть своей свободы действий в политических вопросах в пользу населения, численно уступающего их собственному. Для франко-канадцев, полагает автор, настоящая конфедерация стала бы психологической катастрофой. Только независимость может освободить франко-канадца от комплекса неполноценности, который парализует его волю и подрывает его действия.
Независимость Квебека — это решение, которое следует «из простого математического наблюдения за демократией: большинство побеждает меньшинство». Борцы за независимость во главе с Чапутом утверждают, что французские канадцы обречены на «подчинение и посредственность» до тех пор, пока они составляют языковое и культурное меньшинство, подвергающееся последствиям политической воли чуждого им большинства.
Раздел 3
[ редактировать ]На страницах раздела 3 « Четыре вопроса относительно независимости » автор отвечает на вопросы 1) легитимности, 2) жизнеспособности, 3) желательности и 4) осуществимости независимости Квебека.
Законна ли независимость Квебека? Это законно, считает Шапут, во-первых, потому что французские канадцы образуют нацию. Франко-канадская нация имеет свои собственные институты, территорию, которой она владеет в соответствии со статьей 109 Закона о Британской Северной Америке и которую она оккупирует более четырех столетий; он говорит на общем языке и демонстрирует желание жить как коллектив ( vouloir-vivre Collectif ), которое сохраняется после двух столетий британского и англо-канадского господства. Франко-канадский народ может законно выбрать политическую независимость на основании пункта 2 статьи 1 Устава Организации Объединенных Наций , подписанного Канадой при правительстве премьер-министра Уильяма Лайона Маккензи Кинга и никогда впоследствии не отвергаемого.
Жизнеспособна ли независимость Квебека? Это не только жизнеспособно, но и необходимо для экономического освобождения французских канадцев, утверждает автор. Чтобы экономика Квебека перешла в руки жителей Квебека, они должны иметь возможность принимать законы в вопросах валюты, банковского дела, налогообложения, импорта и экспорта, воздушного, морского и наземного транспорта, всех юрисдикций федерального штата в Канаде. Что касается ресурсов, которыми Квебек будет обладать после обретения независимости, Чапут считает, что ни один серьезный человек не может сомневаться в том, что они позволят людям с населением в пять-шесть миллионов человек жить и процветать.
Желательна ли независимость Квебека? Обрести независимость, обрести международную правосубъектность — это «нормальное» решение, принятое десятками народов, присоединившихся к Организации Объединенных Наций с момента ее основания в 1945 году. Канадская федерация, которая делает французских канадцев меньшинством, нежелательна. Исторически независимость Квебека заключается в том, чтобы привести франко-канадский народ к реализации своей судьбы, завершить трансформацию Квебека из колонии в суверенную нацию, точно так же, как это уже сделали многие бывшие колонии. С политической точки зрения желательно, чтобы французские канадцы перестали быть вечным меньшинством и извлекли выгоду из преимуществ демократически избранного национального правительства. С экономической точки зрения независимость Квебека желательна, поскольку она дала бы французским канадцам контроль над политическими средствами, без которых, по мнению Чапута, достижение экономической независимости «останется сладкой мечтой». В культурном отношении независимость желательна, поскольку тогда франко-канадцы смогут жить в столь же одноязычном обществе, как и англо-канадское общество. В социальном плане независимость может способствовать только улучшению условий жизни людей в Квебеке, поскольку свободы, которыми пользуются в других измерениях коллективной жизни (политических, экономических, культурных), позволят применять глобальные решения к различным проблемам Квебека. общество. Психологически независимость была бы желательна, поскольку, по мнению автора, «проблемы Французской Канады стали психологическими проблемами». Для человека, как и для народа, независимость — это состояние ума, утверждает Шапут, и одно только это состояние ума могло бы смыть половину симптомов зла, разъедающего франко-канадское сообщество.
Возможна ли независимость Квебека? Чапут считает, что международный политический климат очень благоприятствует обретению Квебеком независимости. [ Б 6 ] Чапут считает, что, поскольку дело Квебека является законным, единственное, чего не хватает, — это воли народа, выраженной путем выборов или референдума, чтобы выполнить условия международного сообщества по признанию государств. По мнению автора, немыслимо, чтобы Оттава или Вашингтон отказались от подписания Устава Организации Объединенных Наций только для того, чтобы противодействовать вступлению Квебека в сообщество независимых национальных государств.
Раздел 4
[ редактировать ]В разделе 4 « Три основных возражения против независимости » Шапут обсуждает 1) веру французских меньшинств, 2) предполагаемую изоляцию Квебека после обретения независимости и 3) политическую незрелость французских канадцев, которые представляют собой возражения, наиболее часто выдвигаемые против независимость Квебека.
Франкоязычные меньшинства, в основном выходцы из Квебека и Акадии, рассредоточенные по девяти английским провинциям Канады, часто являются причиной разногласий и недоразумений в дискуссиях о политическом статусе Квебека. Вопреки тому, что часто утверждают по этому вопросу, Чапут считает, что независимость Квебека изменит положение франко-канадских меньшинств к лучшему не только в английской Канаде, но также в Соединенных Штатах и во всем мире. Став суверенным, Квебек, как и все другие независимые государства, сможет проводить политику, направленную на защиту и поддержку своих граждан, проживающих за пределами его границ.
Квебек будет изолирован от остального мира в результате отделения, часто утверждают те, кто не поддерживает это. Чапут не согласен. Далекий от изоляции после обретения независимости, Квебек тогда будет поддерживать равноправные дипломатические отношения со всеми другими странами. Политическая независимость наций не означает автаркии , она не является противоположностью интернационализма , это первое условие любого и всякого интернационализма. Без политической свободы наций, утверждает Чапут, построение крупных наднациональных политических ансамблей является предприятием не интернационализма, а империализма .
Политическая незрелость французских канадцев, о которой говорят критики квебекского национализма в целом и сепаратизма в частности, как правило, относится конкретно к эпохе премьер-министра Квебека Мориса Дюплесси , находившегося у власти в течение 15 лет, с 1944 по 1959 год. Шапут говорит, что он поддерживает Cité libre , Редакция когда они хотят, чтобы французские канадцы взяли на себя ответственность, и в принципе соглашается с Пьером Трюдо, когда он пишет, что важнее реабилитировать демократию, нападать на идеологию клерикально-буржуазной элиты, разоблачать ленивость франко-канадцев, чем искать виновных среди англичан. [ Б 7 ] Однако он считает, что конкретное определение, которое Трюдо дает слову «национализм», является источником путаницы. национализм — это поспешное обобщение Отвергать любой , потому что политическая мысль, претендующая на звание националистической (хотя на самом деле таковой не считает Шапут), принесла плохие плоды. [ Б 8 ] По его словам, рассуждать таким образом равнозначно «борьбе с Церковью из-за инквизиции, жизнью из-за болезни, правилом из-за исключения». Для завершения программы освобождения Cité libre необходимо не только социальное освобождение внутри Квебека, но и внешнее освобождение Квебека, которое принесет политическое разделение. Чапут видит здесь два освобождения, которые «дополняют друг друга и неразрывно связаны друг с другом».
Раздел 5
[ редактировать ]Раздел 5, озаглавленный «Два варианта франко-канадской нации» , сводит варианты, доступные франко-канадцам, к вариантам: 1) оставаться меньшинством внутри огромной страны или 2) становиться большинством внутри меньшей страны.
Раздел 6
[ редактировать ]В шестом и последнем разделе «Единственная причина нашего дела » утверждается, что битва за независимость Квебека ведется прежде всего во имя человеческого достоинства . Независимость — это не просто вопрос логики и веских аргументов. Это вопрос характера. Шапут выражает свою убежденность в том, что франко-канадская нация обладает характером и чувством достоинства, присущими свободным нациям.
Прием
[ редактировать ]В 1960-е годы было продано более 40 000 экземпляров книги. [ А 3 ] В Квебеке это означает значительный успех продаж, особенно политического эссе. [ Б 9 ] В 1961 году большинство националистов Квебека, будь то либералы или консерваторы, рассматривали конституционное будущее Квебека только через реформы. Вариант независимости, обычно обозначаемый уничижительным термином « сепаратизм» , не воспринимался всерьез. С 1960 по 1968 год диссертация, защищенная Марселем Шапутом и другими членами RIN, получила распространение в гражданском обществе до такой степени, что вынудила все политические партии скорректировать свой дискурс относительно политического статуса Квебека.
Издания
[ редактировать ]Марсель Шапут опубликовал эссе «Почему я сепаратист» 18 сентября 1961 года в Университетском кружке Монреаля. [ А 2 ] Книгу опубликовало издательство Éditions du Jour. Жак Эбер , владелец Éditions du Jour, друг Пьера Трюдо, далек от симпатий к политическим взглядам, высказываемым Шапутом. Именно с намерением опубликовать опровержение нового сепаратистского дискурса он заказал у Чапута рукопись на 17 июля 1961 года. [ А 4 ] Титульный лист первого издания был навязан автору, который выразил протест в объявлении на первой странице книги. На обложке был изображен разорванный на две части зеленый кленовый лист на красном фоне. В 1962 году издание Éditions du Jour опубликовало «Pourquoi je suis antiséparatiste» Жана -Шарля Харви в ответ на эссе Шапута. На обложке книги Харви были изображены две половинки кленового листа, синяя и красная, скрепленные между собой английской булавкой. [ А 5 ]
Книга «Pourquoi je suis séparatiste» была переиздана тем же издателем в 1969 году 40-тысячным экземпляром. Это издание имело сине-бело-черную обложку. [ А 5 ]
Пересмотренное и расширенное издание было опубликовано издательством Éditions Bibliothèque Québécoise в 2007 году. Предисловие к нему написано Мишелем Венном , генеральным директором Institut du Nouveau Monde , с аннотациями Сильви Шапю. [ Б 10 ] и приложен к четырем другим политическим текстам Марселя Шапута. [ Б 11 ] [ А 6 ]
Переводы
[ редактировать ]Английский перевод Роберта А. Тейлора был опубликован издательством Ryerson Press в феврале 1962 года под названием «Почему я сепаратист» . [ А 2 ] Позже он был опубликован UMI в 1970 году и Greenwood Press в 1975 году. [ А 7 ]
Справочные примечания
[ редактировать ]- ^ Чапут 2007 , с. 254.
- ^ Jump up to: а б с Чапут 2007 , с. 255.
- ^ Чапут 2007 , с. 10.
- ^ Чапут 2007 , с. 239.
- ^ Jump up to: а б Чапут 2007 , с. 171.
- ^ « Почему я сепаратист », в Google Книгах , получено 11 июля 2010 г.
- ^ « Почему я сепаратист », в Google Книгах , получено 11 июля 2010 г.
Пояснительные примечания
[ редактировать ]- ↑ Марсель Шапут основал Республиканскую партию Квебека в феврале 1963 года, чуть больше года после публикации своего эссе.
- ↑ Под председательством Марселя Шапута RIN выбрала себе в качестве эмблемы голову барана , то есть овцу святого Иоанна Крестителя, которая стала взрослой и готова к свободе.
- ↑ Две Канады, Нижняя Канада (Квебек) с французским большинством и Верхняя Канада (Онтарио) с английским большинством, образованные Вестминстером в 1791 году, были объединены под единым законодательным органом той же властью 50 лет спустя, в 1841 году.
- ^ Что невиновность - не щит / История учит, не самая длинная / Самые сильные причины всегда уступают / Доводам самых сильных - « Волк и ягненок », Жан де Лафонтен Басни онлайн
- ^ Энциклопедический словарь Квилле , опубликованный Аристидом Квилле и под редакцией Рауля Мортье .
- ^ Книга опубликована в середине важного периода деколонизации на нескольких континентах.
- ↑ Пьер Трюдо, «Националистическое отчуждение», в Cité libre , март 1961 г.
- ↑ Среди либералов и в прогрессивной среде всех мастей Дюплесси упрекали в том, что он был глубоко реакционным, задерживал экономическое и социальное развитие Квебека и был воплощением культа вождя, государственного авторитаризма за счет индивидуальных свобод и т.д.
- ^ Достаточно продать 1500 экземпляров книги в книжных магазинах Квебека, чтобы она считалась бестселлером. [ 1] Архивировано 12 февраля 2010 г. в Wayback Machine .
- ^ Дочь Марселя Шапута, автора, переводчика.
- ^ Тексты: Франко-канадские меньшинства перед независимостью Квебека (1961 г.), Свобода, суверенитет и интернационализм (1961 г.), Будущее Канады: разделение, интеграция или ...? (1961), Записка, представленная в личном качестве Марселем Шапутом Парламентскому комитету по конституции (1964).
Ссылки
[ редактировать ]- Монографии
- Шапут, Марсель (2007), Почему я сепаратист (на французском языке), Монреаль: Bibliothèque Québécoise, ISBN 978-2-89406-271-5
- Брюне, Жан-Марк; Коте, Жан (2006), Патриот: Марсель Шапут и его времена (на французском языке), Монреаль: Éditions de l'Ordre naturistesocial de Saint-Marc l'Evangéliste, ISBN 2-9806551-1-2
- Коте, Жан (1979), Марсель Шапут, пионер независимости (на французском языке), Монреаль: Квебекор, ISBN 2-89089-011-2
- Статьи
- Матье Бок-Коте, «Презентация того, почему я сепаратист », в книге Дени Моньера, Робера Комо и Шарля-Филиппа Куртуа (ред.) Развитие мысли о независимости: эссе. 1834-1968 , ВЛБ, 2010 г.
- Бруно Деше, « Марсель Шапут или Le pari de la dignité. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine », на Vigile.net , 17 октября 2002 г.
- Сильви Шапут: « Марсель Шапут не был правым фанатиком », в Le Devoir , 29 мая 2007 г.
- Жан-Франсуа Надо, « В стороне — Химия и магия Марселя Шапута », в Le Devoir , 19 мая 2007 г.
- Мириам Д'Арси, « Марсель Шапут. Почему я сепаратист (репортажи) », в L'Action nationale , 25 марта 2008 г.