Возвращение в центр Земли
Возвращение в центр Земли | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Студийный альбом | ||||
Выпущенный | 15 марта 1999 г. | |||
Записано | Март – декабрь 1998 г. | |||
Студия | поп-звук ( Санта-Моника , Калифорния) Студии CTS ( Уэмбли , Лондон) Зал Джакаранда ( Голливуд , Калифорния) А&М Студии (Голливуд, Калифорния) Баджонор Студии ( Остров Мэн ) Студия «Домик для собак» ( Хенли-он-Темз , Англия) | |||
Жанр | Прогрессивный рок | |||
Длина | 76 : 51 | |||
Этикетка | Классика ЭМИ | |||
Продюсер | Рик Уэйкман | |||
Рика Уэйкмана Хронология | ||||
|
«Возвращение к центру Земли» — студийный альбом английского клавишника Рика Уэйкмана . Он был выпущен 15 марта 1999 года на EMI Classics и является продолжением его концептуального альбома 1974 года «Путешествие к центру Земли» , основанного на одноименном научно-фантастическом романе Жюля Верна . В нем рассказывается новая история трех неназванных путешественников, которые пытаются проследить первоначальное путешествие 200 лет спустя, но с другого входа. Рассказывает актер Патрик Стюарт .
Идеи для продолжения возникли в 1991 году, а первоначальные планы выпустить в 1994 году, к двадцатой годовщине оригинала. После того, как Уэйкман выпустил демо-запись песен, он привлек внимание EMI Classics , которая подписала с ним контракт на запись и предоставила аванс на ее запись. В альбоме участвуют Лондонский симфонический оркестр , Английский камерный хор , а также приглашенные выступления Оззи Осборна , Бонни Тайлер , Тони Митчелла , Тревора Рабина , Джастина Хейворда и Катрины Лесканич . В 1998 году производство было остановлено после того, как Уэйкман был госпитализирован с опасным для жизни случаем пневмонии и плеврита .
Альбом стал самым значительным альбомом Уэйкмана за десятилетие и занял 34-е место в UK Albums Chart , его первый хит в UK Top 40 за 18 лет, но не имел коммерческого успеха в США. Уэйкман полностью исполнил альбом со своей рок-группой, оркестром и хором в 2001 и 2006 годах, оба раза в Канаде. В 2021 году был выпущен роскошный бокс-сет с концертными и ранее неизданными аудио- и видеоматериалами.
Фон
[ редактировать ]В 1974 году Уэйкман выпустил свой второй сольный альбом « Путешествие к центру Земли» , концептуальный альбом, основанный на одноименном научно-фантастическом романе Жюля Верна . В нем рассказывается история профессора Лиденбрука, его племянника Акселя и их проводника Ганса, которые следуют по проходу к центру Земли, первоначально открытому Арне Сакнуссеммом, исландским алхимиком . Идея выпустить альбом-продолжение впервые пришла к Уэйкману в 1991 году во время сольного тура по Италии, когда журналист предложил записать новую расширенную версию Journey с использованием новых технологий. Несколько недель спустя, во время Union Tour с Yes , Уэйкман разработал предварительный план перезаписи альбома вживую с добавлением музыки для предполагаемого выпуска в 1994 году, к двадцатой годовщине оригинала. [ 1 ] Во время остановки тура в Нью-Йорке Уэйкман посетил офис Arista Records и предложил эту идею знакомому, но получил отказ. Уэйкман вспоминал: «Он сказал... вы записали и написали [ Journey ] с использованием инструментов и техник записи, которые, как вы знали, существовали, поэтому вы зашли настолько далеко, насколько могли. Теперь, если вы сделаете это снова, это будет по-другому, потому что вы не будете толкать что-либо». [ 1 ] Уэйкману посоветовали отложить эту идею и подумать о новом «эпическом» альбоме с новой историей и музыкой, о котором он «узнает, когда наступит подходящее время». [ 1 ]
Уэйкман занимался другими проектами, пока идея не возродилась в 1996 году, когда за два месяца четыре звукозаписывающие компании выразили заинтересованность в финансировании и выпуске его нового «эпического» альбома. «К моменту первого звонка я подумал: «Возможно, именно это имел в виду мой друг [из Arista], потому что, похоже, сейчас хорошее время»». [ 1 ] Один лейбл вскоре прекратил свою деятельность, но остальные три по-прежнему интересовались, и Уэйкман начал развивать концепцию. Он прочитал другой известный роман Верна, «Вокруг света за восемьдесят дней» , и начал писать музыку, но отказался от этой идеи отчасти из-за попыток Ричарда Брэнсона установить мировой рекорд облететь Землю на воздушном шаре и возможности людей, рассказывающих о музыке. на мероприятие. [ 1 ] Впоследствии Уэйкман прочитал газетную статью Стивена Спилберга , «который говорил о том, что для создания фильмов есть сиквелы, как у вас есть история, и вы выкручиваетесь из этой истории в совершенно новую историю, но у вас есть отношения, которые очень удобны для люди, которые слушают совершенно новую историю, новых персонажей, но отношения все еще остаются». [ 1 ] Это побудило его, после повторного просмотра оригинального романа «Путешествие », рассказать в альбоме новую историю, происходящую 200 лет спустя, о трех путешественниках, которые пытаются следовать исходному маршруту, но спускаются через другой вход. [ 2 ] Уэйкман написал историю так, как если бы он был Верном, пишущим продолжение, и намеренно не назначал имена или пол путешественникам, «потому что они могли быть теми, кто слушает». [ 1 ] [ 3 ]
Идея Уэйкмана была хорошо принята тремя звукозаписывающими компаниями, и его попросили выпустить демо-запись некоторых песен, повествования и оркестровых партий. Он подошел к этому, оглядываясь назад на работу с Дэвидом Боуи над его альбомом Hunky Dory (1971), который он использовал «как параллель, чтобы извлечь из себя максимум». [ 3 ] Обычно он записывал демо с клавишными партиями «в довольно солидной форме» с играющими вокруг них музыкантами, но на этот раз он записал демо всего трека на фортепиано и попросил гитариста Фрейзера Торникрофт-Смита , басиста Фила Уильямса и барабанщика Саймона Хэнсона. играть партии так, как если бы это были его собственные песни. «К тому времени, когда я начал писать свои собственные партии, мне приходилось играть на клавишных совершенно не так, как я обычно играю». [ 3 ] Проблема возникла, когда Уэйкмана спросили о его аккомпанирующей группе, поскольку он хотел, чтобы они и оркестр не ограничивались одним стилем, и мысленно видел, как каждая группа исполняет множество стилей, играя «рок-вещи, хэви-метал… Я хочу, чтобы группа играла классику». [ 1 ] Несмотря на то, что ему сказали продолжать работу над демо, Уэйкман был обеспокоен тем, правильно ли его идея была понята звукозаписывающими лейблами; два его старших сына, Оливер и Адам Уэйкманы , посоветовали ему не делать альбом, если он не может быть произведен по его вкусу. [ 1 ] Уэйкман был близок к тому, чтобы отложить весь проект, пока Ник Качиаппо, редактор информационной службы и журнала Yes в Калифорнии, не рассказал на ужине своему другу Дуайту Дерайтеру из EMI-Capitol о проблеме Уэйкмана. Краткое описание альбома было отправлено Дерайтеру, которому оно понравилось, и он переслал его в европейский офис EMI Classics , подразделения классической музыки лейбла, так как он думал, что они поймут его лучше. [ 1 ] При содействии Фрэнка Роджерса из музыкального издательства The Product Exchange, который вскоре взял на себя руководство проектом, идея пришла к президенту лейбла Ричарду Литтелтону, который обсуждал альбом с Уэйкманом за обедом в феврале 1998 года. Литтлтон предложил контракт на запись и предложил предоставить 100 000 фунтов стерлингов для покрытия расходов, и Уэйкман согласился. [ 1 ] [ 4 ]
Запись
[ редактировать ]Запись началась в марте 1998 года и проходила в шести разных местах, включая домашнюю студию Уэйкмана под названием Bajonor на острове Мэн . [ 2 ] Продолжительность альбома в исходном виде составляла 126 минут, но Уэйкман сократил его примерно до 80 минут, чтобы он мог поместиться на один компакт-диск. В результате, по словам Уэйкмана, альбом получился более «прямым». [ 5 ] Он был записан на 48-дорожечных машинах Sony, где Уэйкман играл на 13 различных клавишных инструментах. [ 3 ] Уэйкман отказался проигрывать какую-либо музыку своей семье, что Оливер посчитал странным, поскольку он обычно делился с ними своими музыкальными работами. Адам помогал в аранжировке хора. [ 5 ]
Литтелтон хотел, чтобы Уэйкман записал альбом с музыкантами, с которыми он никогда раньше не работал, чтобы подтолкнуть Уэйкмана и альбом к «новым пределам». Поначалу эта идея показалась Уэйкману странной, поскольку у него уже была своя рок-группа The English Rock Ensemble, но позже сказал, что Литтелтон был «на 100% прав». [ 5 ] Уэйкман мог свободно выбирать ведущих вокалистов по своему выбору, а Литтлтон предложил ему использовать «подходящего певца для правильной песни». [ 5 ] Он написал четыре песни, ориентируясь на конкретного вокалиста, но две другие пьесы, «Ride of Your Life» и «Mr. Slow», ни на кого не рассчитывал. Уэйкман почувствовал, что первому нужен «непристойный женский рок-вокал», и случайный комментарий коллеги привел к контакту с Катриной Лесканич , которая согласилась принять участие. [ 3 ] Тони Митчелл спел в "Mr. Slow" после того, как инженер Wakeman Стюарт Соуни помогал с записью ударных в Барримора Барлоу студии . Барлоу предложила Митчелл после прослушивания альбома ее группы Kiss of the Gypsy . [ 3 ] «Buried Alive» исполняет Оззи Осборн , «Is Anybody There?» Бонни Тайлер , «Никогда не бывает долго, долго» Тревора Рабина и «Тихие воды глубоки» Джастина Хейворда . [ 2 ]

Выбор рассказчика был выбран незадолго до того, как Уэйкман подписал контракт с EMI. Гилберт Хизервик, глава американского подразделения EMI, спросил, кто возьмет на себя роль, и предложил английского актера Патрика Стюарта . Уэйкман знал, что заказ Стюарта приведет к увеличению затрат, но Литтелтону понравилась идея, и он воплотил ее в жизнь. Партии Стюарта были записаны в студии POP Sound Studios в Санта-Монике , штат Калифорния, в августе 1998 года. Изначально сессия была запланирована на два часа, но Стюарту настолько понравился этот опыт, что он позволил сессии продолжаться в течение всего дня без каких-либо дополнительных затрат и отменил ее. другие его запланированные мероприятия. [ 5 ] Повествование Стюарта было помещено на дорожки компакт-диска с нечетными номерами, а музыка - на четные. Уэйкман хотел, чтобы песни шли параллельно истории, в отличие от оригинального альбома Journey , где песни рассказывали историю вместе с повествованием. [ 3 ]
Запись была прервана на полпути из-за ухудшения здоровья Уэйкмана. В течение трех месяцев он работал по 22 часа в день, что отягощало его морально и морально. [ 6 ] В августе 1998 года, вскоре после поездки из Лос-Анджелеса для записи рассказа Стюарта, Уэйкман потерял сознание на поле для гольфа и был доставлен в больницу. У него был диагностирован опасный для жизни случай двойной пневмонии и плеврита , и у него появились признаки болезни легионеров . В какой-то момент врачи дали ему жить всего 48 часов. [ 6 ] Из-за неудачи записи с оркестром были перенесены на декабрь 1998 года. [ 5 ]
Первоначально Уэйкман предложил использовать симфонический оркестр и хор из Белграда с неизвестным рассказчиком, чтобы свести затраты к минимуму, но Литтелтон был рад нанять хорошо известного человека, а позже был рад, что «устоял перед искушением» следовать идее Уэйкмана, поскольку он хотел сделать альбом «на полную катушку». [ 5 ] Они согласились использовать Лондонский симфонический оркестр под управлением Дэвида Снелла и Английский камерный хор под управлением Гая Протеро , что обошлось в 122 000 фунтов стерлингов. [ 5 ] Запись проходила в течение двух дней в студии 1 CTS Studios на Уэмбли , Лондон, оба дня состояли из двух трехчасовых сессий. [ 3 ] Уэйкман вспоминал этот опыт как самый нервный в своей музыкальной карьере на тот момент. Незадолго до выступления оркестра он вспоминал: «Я впервые услышу, сработают ли все сделанные мною аранжировки, будут ли они звучать идеально или же это будет звучать ужасно, как если бы ЛСО был третьеразрядным духовым оркестром. Я спросил себя, что бы сделали эти директора EMI, если бы это звучало ужасно… Эти последние двадцать секунд были самыми тихими двадцатью секундами в моей жизни. Как будто в замедленной съемке я видел, как эстафета поднималась вверх. Я слышал только черновой микс в аппаратной. было так, как будто густые облака уступали место выходу солнца. В этот момент все напряжение покинуло мое тело, когда я обернулся и увидел только смеющиеся лица. Если у меня все еще были сомнения, они все покинули тот же самый момент». [ 5 ] Было зарезервировано два дополнительных дня с оркестром в режиме ожидания на случай, если потребуется перезаписать партии, но они не были использованы. Запись была перенесена в Студию 2 для редактирования и наложения. [ 3 ]
Обложка — первая обложка Уэйкмана, разработанная Роджером Дином , который создавал обложки для нескольких альбомов Yes. [ 3 ] Когда запись альбома была завершена в декабре 1998 года, в его производстве было задействовано почти 300 человек. [ 2 ] Его производство обошлось в 2 миллиона фунтов стерлингов, что является значительной суммой по сравнению с более ранними альбомами Уэйкмана, которые выпускались с небольшим бюджетом. [ 5 ] [ 7 ] Уэйкман впервые услышал альбом целиком 17 декабря 1998 года и получил его компакт-диск в середине января 1999 года. [ 5 ]
Выпуск и прием
[ редактировать ]Оценки по отзывам | |
---|---|
Источник | Рейтинг |
About.com | (смешанный) [ 8 ] |
Вечерняя почта Бирмингема | (смешанный) [ 9 ] |
Бостон Геральд | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Вся музыка | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
9 февраля 1999 года альбом был представлен на вечеринке с участием 300 гостей, организованной EMI в Музее естественной истории в Южном Кенсингтоне , Лондон. [ 5 ] Релиз альбома последовал 15 марта. [ 12 ] [ 13 ] Была сделана рекламная радиоверсия альбома, в которой песни были отредактированы примерно на четыре минуты, и распространена на радиостанциях, чтобы альбом транслировался по радио. [ 5 ] Также был выпущен ограниченный тираж винила тиражом 35 000 экземпляров. [ 3 ] он достиг 34-го места в чарте альбомов Великобритании За три недели пребывания в чарте альбомов . EMI поставила цель продать 300 000 копий альбома по всему миру, но продажи достигли 195 000 копий только через два года после его выпуска. Цели были достигнуты на каждой территории, кроме Соединенных Штатов, где было продано всего 25 000 копий, чем Уэйкман был разочарован. [ 14 ] Идеи превратить альбом в фильм в формате IMAX были отвергнуты. [ 3 ]
Альбом получил неоднозначные отзывы музыкальных критиков. Газета Birmingham Evening Mail написала, что альбом «вдвое длиннее и столь же амбициозен», как оригинал, и оценила «точное повествование» Стюарта. Оркестр и хор «с удовольствием проникаются духом происходящего», но в обзоре говорится: «Ожидайте негативной реакции на панк-рок в 2001 году». [ 9 ] В обзоре Кевина Р. Конви, опубликованном в The Boston Herald, альбом получил полторы звезды из пяти, заявив, что Уэйкман «не потерял свою хватку» и что продолжение «столь же помпезно и напыщенно, как и original», который содержал «совершенно глупый сценарий» повествования и «смехотворные» тексты. Конвей заключил: «Тем, кто любит Journey , вероятно, это тоже понравится. Другие, возможно, захотят найти более творческие способы доставить себе головную боль». [ 10 ] В октябре 1999 года в обзоре Шона Перри для About.com выступление Стюарта было высоко оценено за его «заразительную точность» в повествовании и начало альбома «пышными оркестровками, хитро украшающими острые артикуляции Стюарта повсюду». Перри думал, что клавишные Уэйкмана звучат «казалось бы окутанными ... конечно, не настолько отличительными, насколько может быть звучание Уэйкмана», но приветствовал «Buried Alive» как момент, когда альбом «акустически вырывается вперед», а также вокал Осборна и соло Уэйкмана. С тех пор Перри думал, что альбом приобретает «неземной тон ... без какой-либо реальной центральной темы, которую можно было бы передать», но считал песни Тайлера и Хейворда яркими моментами. Перри пришел к выводу, что альбом действует как «самореализующееся стремление» Уэйкмана, и подумал, что публике не хватает терпения, чтобы выдержать альбом. [ 8 ]
Живое выступление
[ редактировать ]Первоначально Уэйкман хотел исполнить альбом на испанском острове Тенерифе ближе к горе Тейде , как можно , вместе с Orquesta Sinfonica de Tenerife , но трудности с выступлениями в такой экологической зоне привели к тому, что от этой идеи пришлось отказаться. [ 1 ] Материал из альбома «Return to the Center of the Earth» впервые был исполнен вживую в рамках 25-дневного тура Уэйкмана «Half Century Tour», в ходе которого с мая 1999 года избранный материал за всю его карьеру исполнялся в церквях и соборах по всему Соединенному Королевству. [ 15 ] Полномасштабный тур со сценой, спроектированной Дином, был отложен. [ 5 ]
Уэйкман дважды полностью исполнял альбом вживую, оба раза в Квебеке , Канада. Премьера состоялась 30 июня 2001 года в Труа-Ривьер с группой Уэйкмана English Rock Ensemble, сформированной тогда из его сына Адама Уэйкмана , клавишника, гитариста Анта Глинна, басиста Ли Помроя и барабанщика Тони Фернандеса . Вокал на английском языке исполнили Лак Мервиль и Фабиола Тупен. Второе выступление последовало 15 июля 2006 года на Равнинах Авраама в Квебеке в рамках ежегодного Летнего фестиваля Квебека . Уэйкмана сопровождал оркестр из 45 человек под управлением Жиля Бельмара , хор Vocalys Ensemble Choir из 20 человек, английский рок-ансамбль, а также приглашенный вокал Джона Андерсона , Анни Вильнёв и Винсента Маруа с повествованием Гая Надона . Концерт сопровождался гигантскими экранами, светом и фейерверком. Уэйкман заявил, что это шоу стало ярким событием в его карьере. [ нужна ссылка ]
Список треков
[ редактировать ]Вся музыка, повествование и тексты написаны и спродюсированы Риком Уэйкманом ; все треки с нечетными номерами озвучены Патриком Стюартом . [ 2 ]
Нет. | Заголовок | Рекомендуемый исполнитель | Длина |
---|---|---|---|
1. | "Видение" | 2:34 | |
2. | "Возвращение" | 2:39 | |
3. | «Мать-Земля»
| 3:48 | |
4. | «Похоронен заживо» | Оззи Осборн | 6:01 |
5. | "Загадка" | 1:18 | |
6. | "Есть кто-нибудь здесь?" | Бонни Тайлер | 6:35 |
7. | "Овраг" | 0:49 | |
8. | «Танец тысячи огней» | 5:41 | |
9. | "Пастух" | 2:01 | |
10. | "Мистер Медленный" | Тони Митчелл | 3:47 |
11. | «Мост времени» | 1:12 | |
12. | «Никогда — это долго, долго» | Тревор Рабин | 5:19 |
13. | «Сказки Линденбрукского моря»
| 2:57 | |
14. | "Убийство" | 5:23 | |
15. | «Вечная история» | 1:10 | |
16. | «Тихие воды глубоки» | Джастин Хейворд | 5:21 |
17. | «Время внутри времени»
| 2:39 | |
18. | «Поездка твоей жизни» | Катрина Лесканич | 6:01 |
19. | «Плавающий»
| 1:59 | |
20. | "Пламя потока" | 2:00 | |
21. | "Вулкан"
| 2:10 | |
22. | «Конец возвращения» | 5:23 | |
Общая длина: | 76:51 |
Персонал
[ редактировать ]Кредиты взяты из примечаний к компакт-диску альбома. [ 2 ]
Музыканты
- Рик Уэйкман — Korg 01/W ProX, Roland JD-800 , Kurzweil K2500R, Korg Trinity ProX, Korg X5DR, Technics WSA, Steinway концертный рояль , Minimoog синтезатор , Fatar SL 880, GEM PRO 2
- Джастин Хейворд — вокал в «Still Waters Run Deep»
- Катрина Лесканич — вокал в «Ride of Your Life»
- Тони Митчелл — вокал в «Mr. Slow».
- Оззи Осборн — вокал в «Buried Alive»
- Бонни Тайлер — вокал в «Is Anybody There?»
- Тревор Рабин — вокал, гитара в «Never is a Long, Long Time»
- Фрейзер Торникрофт-Смит — гитара
- Фил Уильямс — бас
- Саймон Хэнсон — ударные
- Лондонский симфонический оркестр
- Дэвид Снелл – дирижер оркестра
- Английский камерный хор – хор
- Гай Протеро - дирижер хора
Дополнительный персонал
- Патрик Стюарт — повествование
Производство
- Рик Уэйкман — производство
- Роджер Дин — обложка, оформление буклета, живопись, рисунки, надписи
- Мартин Дин — дизайн буклета
- Саймон Фаулер - фотография
- Фрэнк Роджерс — исполнительный продюсер
- Кэролайн Роджерс – координация проекта
- Кэнди Атчесон – координация проекта
Графики
[ редактировать ]Диаграмма (1999) | Пик позиция |
---|---|
Шотландские альбомы ( OCC ) [ 16 ] | 70 |
Британские альбомы ( OCC ) [ 17 ] | 34 |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Рик Уэйкман – Интервью – Мадрид, 21 [так в оригинале] апреля 1999 г.» . ДаMuseum.org. 21 апреля 1999 года . Проверено 14 декабря 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Возвращение в Центр Земли (Примечания СМИ). Классика ЭМИ. 1999. 724355676320.
{{cite AV media notes}}
: Неизвестный параметр|people=
игнорируется ( помогите ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Уорд, Пол (июль 1999 г.). «Рик Уэйкман: запись возвращения к центру Земли» . Звук на звуке . Проверено 15 января 2023 г.
- ^ Перту, Андриан (5 февраля 2003 г.). «Рик Уэйкман: Возвращение в центр Земли – Часть II» . Ежемесячник Mixdown, журнал Beat Magazine . № 106 . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Болленберг, Джон (22 января 2000 г.). «Возвращение Рика Уэйкмана!» . Progressiveworld.net . Проверено 6 февраля 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Попофф 2016 , с. 141.
- ↑ Пресс-релиз «Возвращение к центру Земли» (1 октября 1998 г.).
- ^ Перейти обратно: а б Перри, Шон (октябрь 1999 г.). «Рик Уэйкман – Возвращение в центр Земли» . Винтажный рок (About.com) . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сингл недели». Вечерняя почта Бирмингема . 16 марта 1999 г.
- ^ Перейти обратно: а б Конвей, Кевин Р. (13 июня 1999 г.). «Группа надеется, что «Astro» также станет хитом; SMASHMOUTH Astro Lounge (Interscope) получит 3 1/2 звезды» . Бостон Геральд . Архивировано из оригинала 20 ноября 2018 года . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ Дегань, Майк. Обзор «Возвращение к центру Земли» Проверено 3 октября 2009 г.
- ^ «Рок; БАРЕНОВЫЕ Амбиции» . Ковентри Ивнинг Телеграф . 19 февраля 1999 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ Смит, Эйдан (5 марта 1999 г.). «Парень-паденька и человек-да» . Шотландец . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ Попофф 2016 , с. 140.
- ^ Баттерс, Паула (2 июня 1999 г.). « Прог-рокер совершает поездку по домам святых» . Шотландец . Архивировано из оригинала 2 февраля 2017 года . Проверено 30 января 2017 г.
- ^ "Официальный шотландский чарт альбомов: 100 лучших" . Официальная чартерная компания . Проверено 28 июня 2023 г.
- ^ "Топ-100 официальных альбомов" . Официальная чартерная компания . Проверено 28 июня 2023 г.
- Источники
- Попофф, Мартин (2016). Время и слово: история «Да» . Книги по саундчеку. ISBN 978-0-9932120-2-4 .