Филипп Триполи
Филипп Триполитан , иногда Филипп Триполитан [1] или Филипп Фолиньо [2] ( эт. 1218–1269), итальянский католический священник и переводчик. Хотя у него была заметно успешная клерикальная карьера, его самым устойчивым наследием является перевод полного псевдоаристотелевского Secretum secretorum с арабского языка на латынь около 1230 года.
Мало что известно о происхождении и молодости Филиппа. Судя по всему, он получил хорошее образование по специальности юриспруденция. Его карьера была разделена между различными назначениями на Святой Земле , где он провел большую часть 1220-х и конца 1250-х годов, и службой папству . К 1222 году он стал каноником Антиохии. В 1225 году он ненадолго владел замком Курсат . В 1227 году он стал каноником Триполи , а в 1238 году — Библоса . В 1238 году он служил апостольским легатом во Франкской Греции . В 1248 году он сменил свое канонство в Библосе на другое в Тире и добавил к своему портфолио архидьяконство в Сидоне .
Филипп выиграл спорные выборы в архиепархию Тира во время вакансии 1244–1250 годов, но отказался их принять. Вместо этого в 1250 году он занял должность кантора в Тире. В 1251 году он был назначен папским капелланом и занимал эту должность до своей смерти. В 1266–1267 годах он был заместителем апостольского легата в Сицилийском королевстве . В 1267 году он принял архидьяконство в Триполи. Он служил кардиналам во время папских выборов 1268–1271 годов , а в 1269 году был назначен генеральным аудитором. Вскоре после этого он умер.
Жизнь
[ редактировать ]Образование и ранние публикации
[ редактировать ]Филипп, вероятно, родился примерно между 1195 и 1200 годами в Умбрии . В одном документе он упоминается как «клерк Фолиньо ». Его дядя Ренье , выходец из графства Тоди , служил латинским патриархом Антиохии с 1219 по 1225 год. Филипп получил пребенд в Тренте в 1218 году, после чего ему должно было быть не менее 22 лет, если бы ему не был предоставлен папский титул. устроение. В помощь ему был назначен папский иподиакон Дайнисий. [3] Он присоединился к своему дяде в Антиохии где-то между 1219 и 1222 годами, когда получил там канонический сан . Он оставался на службе у своего дяди до 1225 года. [4] Не позднее 1225 года он стал папским иподиаконом. Вероятно, какое-то время он работал в папской канцелярии , возможно, под руководством своего дяди, который был вице-канцлером. [3]
Об образовании Филиппа можно судить по папским документам и его переводу. В папских документах он регулярно упоминается как магистр (магистр), титул, который указывает на то, что он получил высшее образование, возможно, но не обязательно, университетскую степень. Если он и учился в университете, то, вероятно, это был Парижский или, возможно, Болонский университет . Он, очевидно, имел юридическое образование, и папы хвалят его scientia litterarum (знание букв). [3] По крайней мере, в одной рукописи « Секретума» XIII века переводчик упоминается как magister philosophorum («мастер философов»), а его высказывания в отношении Аристотеля в прологе позволяют предположить, что он имел некоторое формальное философское образование. У него хорошая латинизация , что вместе с его напускной скромностью предполагает формальное риторическое образование. некоторые возможные вставки в текст « Секретума» в защиту астрологии Филиппу приписывают , и исправления в его астрономии почти наверняка были сделаны им. [5] [6] На протяжении всей своей карьеры он был плюралистом , что было разрешено каноническим правом только после Четвертого Латеранского собора 1215 года, когда было сделано исключение для «ученых людей». [7]
во время своего пребывания в Святой Земле Филипп, судя по всему, выучил французский язык , лингва-франка государств крестоносцев . Судя по некоторым галлицизмам в его переводе, [8]
Антиохия – Греция
[ редактировать ]В 1225 году Филипп все еще находился на службе у своего дяди в Антиохии. Когда Ренье вернулся в Италию в том же году, он поручил своему племяннику управлять замком и феодальным владением Курсат (Кусайр), где располагалась патриаршая казна. [9] Филиппу было поручено не допустить попадания замка и сокровищ в руки бедного в средствах принца Антиохийского Богемунда IV . [10] Ренье похвалил Филиппа перед папой за помощь, которую тот оказал ему во время приступов болезни. Он умер в сентябре, очевидно, еще в Италии. Папа Гонорий III написал Филиппу, приказывая ему передать замок соответствующим представителям патриархата, пока он пустует. [9]
Филипп все еще находился на востоке в 1227 году, когда папа Григорий IX пожаловал ему канонический сан в Триполи за заслуги перед покойным дядей. [11] [9] Филипп, возможно, уже был августинцем и почти наверняка был священником. Описано, что он пережил опасности морского путешествия и потерю имущества при исполнении служебных обязанностей во время службы Ренье. Возможно, он часто путешествовал на корабле между Антиохией и Триполи. [3] В 1230 году Филипп вернулся в Рим. Преемник его дяди, Альберт Риццато , просил его вернуться в Антиохию, но папа дал ему разрешение заочно сохранить свои бенефиции . В это время его также называют настоятелем Тоди. [9] Конкуренция за услуги Филиппа, возможно, была связана с его знанием арабского языка, полезным дипломатическим навыком. [12]
Филипп, возможно, оставался в Италии долгое время. Незадолго до 1238 года ему был пожалован канонический сан в Библосе , но он находился в Италии в 1238 году, когда Григорий IX отправил его апостольским легатом в Грецию. Там он собрал налог в размере одной трети на доход и движимое имущество от Латинской церкви, чтобы помочь Латинской империи . Григорий IX также приказал ему расследовать финансы Патрской архиепархии . [13]
Предпочтение при Иннокентии IV
[ редактировать ]Филипп вернулся в Рим в 1243 году и обвинил епископа Библоса в том, что он слишком плохо образован для своей должности. [13] он «не читал Доната и не открывал книг Катона ». По словам Филиппа, [14] В том же году Папа Иннокентий IV повторно назначил его каноником в Триполи, узнав, что два недавно стали вакантными. Филип, очевидно, так и не получил предварительной заявки при своем первоначальном назначении, по-видимому, потому, что ее не было в наличии. Число каноников, прикрепленных к Триполитанскому собору, было сокращено с восемнадцати до двенадцати в 1212 году из-за сокращения ресурсов епархии. Хотя Грегори назначил трех человек, чтобы заверить Филиппа, что он действительно получил пребенд, похоже, это не сработало. Даже когда Иннокентий старался дождаться подтверждения вакансии, Филиппу все равно приходилось бороться за свою канонику между 1243 и 1248 годами. Он также боролся по крайней мере девять лет, чтобы получить свою канонику в Библосе. Практика папского предоставления канонов могла легко привести к ситуациям, подобным ситуации Филиппа, когда многочисленные ожидающие каноники в любой момент ждали фактического бенефиция. [13]
Иннокентий IV проявлял благосклонность к Филиппу на протяжении всего его понтификата. Возможно, они были личными друзьями еще со времен службы в папской канцелярии в начале 1220-х годов. 11 сентября 1245 года Филипп находился в Генуе в качестве нунциуса (посланника) патриарха Иерусалимского Роберта и архиепископа Назарета , чтобы завладеть некоторыми купленными ими реликвиями. [13] Возможно, он присутствовал на Первом Лионском соборе в июне и июле в качестве представителя патриарха Иерусалима. В 1247 году он был с папой в Лионе, когда Иннокентий IV приказал патриарху наградить его бенефицием, «несмотря на то, что у него уже были другие». [13] [15] патриарха в Европе. Он в то время исполнял обязанности прокурора (законного представителя) [13]
Между 1247 и 1251 годами Филипп, по-видимому, проживал в основном в Риме, хотя известно, что в какой-то момент в 1248 году он уезжал из папского двора по делам. Иннокентий IV написал много писем от его имени в этот период римского проживания. Возможно, Филипп преподавал право в Studium Curiae, основанной Иннокентием в 1245 году. [16] В 1248 году с разрешения папы он передал свой канонический сан в Библосе своему племяннику, ученому Николаю. В то время он впервые упоминается как почетный капеллан кардинала Хью Сен-Шер , и этой чести он пользовался, по крайней мере, в конце 1250 года. Незадолго до 1248 года Филипп был отлучен от церкви неизвестным способом. В 1248 году Иннокентий IV, действуя по совету кардинала Пьетро да Коллемеццо , тем не менее утвердил его в архидьяконстве Сидона , на который он был назначен, и приказал патриарху Иерусалимскому и епископу Лидды отменить все действия, предпринятые против Филиппа. . Филипп к этому времени также был каноником Тира , но епископ Триполи все еще был против того, чтобы он получил свой пребенд в Триполи. [13]
Тир и Триполи
[ редактировать ]В 1250 году Филипп отклонил свое спорное избрание в Тирскую архиепископию , передав эту должность папе. [15] [16] (Возможно, он был избран несколькими годами ранее, [16] предыдущий архиепископ погиб в битве при Ла Форби в 1244 году. [17] ) Николас Ларкат унаследовал вакантную кафедру, и папа назначил Филиппа на прежнюю должность Николая кантора Тира. [16] [18] Это был офис-нерезидент со значительным доходом, из которого Филип нанял настоящего музыкального руководителя. Папа также наградил его всем имуществом епископа Вифлеемского в Тире, подтвердив при этом его пребенды в Тире и Сидоне. [16]
К 1251 году Филипп был почётным папским капелланом . В том же году Иннокентий IV запретил выносить ему какой-либо приговор (например, отлучение от церкви) без явного папского мандата. Он назвал патриарха Иерусалимского и аббата Бельмонта хранителями этого ордена. [16]
В 1256 году папа Александр IV отправил Филиппа с миссией в Святую Землю: восстановить имущество, которое по праву принадлежало архидьякону Тортосы . Его также можно найти на Святой Земле в 1257 году, когда он взял ссуду у госпитальеров от имени своего начальника Опизо Фиески , племянника Иннокентия IV и епископа Триполи, для финансирования путешествия последнего за границу. В 1259 году он подтвердил право госпитальеров на десятину с земель, которыми они владели в пределах Триполийской епархии. Это было основано на первоначальном соглашении 1125 года, также заключенном с кантором Триполи по имени Филипп. [19]
Последние годы в Италии
[ редактировать ]К 1267 году Филипп был архидьяконом Триполи. (Возможно, он был анонимным архидьяконом, которому Папа Урбан IV написал в 1263 году.) В документах он упоминается под титулом dominus (господин), что указывает на повышение статуса. Он оставался почетным папским капелланом при Папе Клименте IV (1265–1268). Он служил заместителем кардинала Рауля де Гроспарми в его миссии легата в Королевстве Сицилия . Он уладил церковный спор в Лаурино (1266?) и присутствовал при вынесении легатом приговора в Козенце (1267). [19]
Во время длительного конклава 1268–1271 годов Филипп работал на собравшихся кардиналов. Его титул изменился с capellanus papae (капеллан папы) на capellanus sedis apostolicae (капеллан апостольского престола) во время длительной папской вакансии. В апреле 1269 года кардиналы послали его отбить замок Лариано , узурпированный неким Риккарделло, и предоставили ему для этого право отлучить от церкви. В мае ему поручили определить цель группы вооруженных римлян, направлявшихся в Витербо (где собирался конклав). В октябре он отлучил Риккарделло от церкви. Последний раз он упоминается в 1269 году под титулом генерального аудитора Священного дворца ( auditor Generalis Causarum Sacri Palatii ), что означает, что он мог рассматривать дела, переданные в папский суд, и выносить решения при условии одобрения папы. [19]
Филипп умер, вероятно, вскоре после 1269 года. К 1274 году в Триполи появился новый архидьякон. [19]
Перевод
[ редактировать ]Около 1230 года Филипп перевел полный псевдоаристотелевский текст Secretum secretorum с арабского языка на латынь. [11] Есть свидетельства существования его перевода самое позднее 1230-х или 1240-х годов. [4] В прологе своего перевода Филипп описывает, как он был с визитом в Антиохии со своим епископом Ги Валентским , когда там была обнаружена рукопись «Арабской тайны» . По настоянию Гая он перевел его на латынь. Он посвятил его епископу. [20] Это «удивительно точный и точный» перевод. Тем не менее, единственное упоминание в папских реестрах о литературных способностях Филиппа — это похвала Иннокентия IV о нем как о scientia litterarum . [15]
Описывая в прологе свой метод перевода, Филипп пишет: «Я перевел... иногда буквально, а иногда по смыслу, так как у арабов есть одна манера речи, а у латинян другая». [11] Более поздний древнефранцузский переводчик Иоанн Антиохийский , также работавший на Святой Земле, возможно, находился под влиянием пролога Филиппа. [11]
С XIII по XVI века сохранилось более 200 рукописей перевода Филиппа. Это был первый полный перевод с арабского языка, хотя медицинские части были переведены веком ранее Иоанном Севильским , чей перевод Филипп использовал в своем собственном переводе. Роджер Бэкон отредактировал и написал комментарий к переводу Филиппа между 1243 и 1254 годами, но Майкл Скот в своей «Liber Physiognomiae» между 1228 и 1236 годами, похоже, использовал оригинальную арабскую версию. [15]
Позднесредневековая копия Книги об исследованиях мочи, сделанная для императора Фридриха II в 1212 году, приписывает ее Филиппу Триполийскому и Герарду Кремонскому . К тому времени репутация Филиппа была высока и была связана с медициной. Некоторые современные ученые также предполагают, что он получил медицинское образование, потому что у него была копия перевода медицинских глав Иоанна Севильского, и ему приписывают помощь своему дяде во время его болезни. [21] [22] Другой медицинский трактат, Experimenta отмечает minime reprobanda , иногда приписывают Филиппу, но это современное ошибочное приписывание. Оно анонимно во всех рукописях, кроме одной, которая приписывает его Томасу Кантимпре . [22]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Манзалауи 1982 , с. 55.
- ^ Хаскинс 1925 , с. 481.
- ^ Jump up to: а б с д Уильямс 2003 , стр. 68–71.
- ^ Jump up to: а б Уильямс 2003 , с. 86.
- ^ Уильямс 2003 , стр. 87–88.
- ^ Манзалауи 1982 , стр. 57–58.
- ^ Уильямс 2003 , с. 90.
- ^ Уильямс 2003 , с. 91.
- ^ Jump up to: а б с д Уильямс 2003 , стр. 72–74.
- ^ Гамильтон 2016 , с. 226.
- ^ Jump up to: а б с д Рубин 2018 , с. 76.
- ^ Уильямс 2003 , с. 87.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Уильямс 2003 , стр. 74–79.
- ^ Уильямс 2003 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б с д Хаскинс 1924 , стр. 137–140.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Уильямс 2003 , стр. 80–82.
- ^ Гамильтон 2016 , с. 264.
- ^ Гамильтон 2016 , с. 266.
- ^ Jump up to: а б с д Уильямс 2003 , стр. 82–85.
- ^ Уильямс 2003 , стр. 64–65.
- ^ Манзалауи 1982 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Уильямс 2003 , с. 89.
Библиография
[ редактировать ]- Гамильтон, Бернард (2016) [1980]. Латинская церковь в государствах крестоносцев: Светская церковь . Рутледж.
- Хаскинс, Чарльз Х. (1924). Исследования по истории средневековой науки . Издательство Гарвардского университета.
- Хаскинс, Чарльз Х. (1925). «Арабская наука в Западной Европе». Исида . 7 (3): 478–485. дои : 10.1086/358333 . JSTOR 224296 .
- Манзалауи, Махмуд А. (1982). «Филипп Триполийский и его текстовые методы». В ВФ Райане; Чарльз Б. Шмитт (ред.). Псевдо-Аристотель, Тайна тайн : источники и влияния . Институт Варбурга. стр. 55–72.
- Рубин, Джонатан (2018). Обучение в городе крестоносцев: интеллектуальная деятельность и межкультурные обмены в Акко, 1191–1291 гг . Издательство Кембриджского университета.
- Уильямс, Стивен Дж. (2000). «Перевод Псевдоаристотелевского Secretum secretorum Филиппом Триполийским , рассматриваемый в контексте интеллектуальной деятельности в Леванте крестоносцев». У Б. ван ден Абиле; А. Тихон ; И. Дрэлантс (ред.). Occident et Proche-Orient: контакты ученых au temps des Croisades . Воспоминания. Том. 5. Бреполи. стр. 79–94. дои : 10.1484/m.rem-eb.3.935 . ISBN 978-2-503-51116-0 .
- Уильямс, Стивен Дж. (2003). Тайна тайн: научная карьера псевдоаристотелевского текста в латинском средневековье . Издательство Мичиганского университета.