Податливость интеллекта
Податливость интеллекта описывает процессы, посредством которых интеллект может увеличиваться или уменьшаться с течением времени, и не является статическим явлением. Эти изменения могут произойти в результате генетики , фармакологических факторов, психологических факторов, поведения или условий окружающей среды . Податливый интеллект может относиться к изменениям в когнитивных навыках , памяти , рассуждении или мышечной памятью связанных с двигательных навыках, . Вообще большинство изменений интеллекта человека происходит либо в начале развития, в критический период , либо в старости (см. нейропластичность ).
Чарльз Спирмен , который ввел общий фактор интеллекта «g», описал интеллект как способность человека адаптироваться к окружающей среде с помощью набора полезных навыков, включая рассуждение и понимание закономерностей и отношений. Он считал, что люди, высоко развитые в одной интеллектуальной способности, имеют тенденцию быть высокоразвитыми и в других интеллектуальных способностях. Считалось, что более умный человек способен легче «вмещать» свой опыт в существующие когнитивные структуры, чтобы развивать структуры, более совместимые со стимулами окружающей среды. [1]
В целом считается, что интеллект обусловлен как генетическими факторами, так и факторами окружающей среды, но степень, в которой каждый из них играет ключевую роль, вызывает большие споры. Исследования однояйцевых и разнояйцевых близнецов, воспитывавшихся отдельно и вместе, показывают сильную корреляцию между IQ детей и социально-экономическим уровнем родителей. Дети, выросшие в семьях низшего класса, как правило, получают более низкие баллы по тестам интеллекта по сравнению с детьми, выросшими как в семьях среднего, так и в семьях высшего класса. Однако нет никакой разницы в показателях интеллекта между детьми, выросшими в семьях среднего и высшего класса. [2]
Определения
[ редактировать ]- Интеллект : очень общая способность, которая, помимо прочего, включает в себя способность рассуждать, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро учиться и учиться на опыте. [3]
- Критический период : ограниченный период развития, в течение которого нервная система особенно чувствительна к воздействию опыта. [4]
Основы нейронауки
[ редактировать ]Биологическая основа интеллекта заложена в степени связи нейронов головного мозга и различном количестве белого и серого вещества. Исследования показывают, что интеллект положительно коррелирует с общим объемом мозга . [1] Хотя это правда, что количество нейронов в мозге на самом деле уменьшается в ходе развития, поскольку нейронные связи растут и пути становятся более эффективными, поддерживающие структуры в мозгу увеличиваются. Это увеличение поддерживающих тканей, включая миелинизацию , кровеносные сосуды и глиальные клетки , приводит к увеличению общего размера мозга. [1] Когда окружность мозга и IQ сравнили у 9-летних детей, между ними была обнаружена положительная корреляция. Увеличение IQ на 2,87 балла происходило при каждом увеличении стандартного отклонения мозга окружности . [5]
Важность критического периода
[ редактировать ]Мозг быстро растет в течение первых пяти лет развития человека. В пять лет человеческий мозг составляет 90% от своего общего размера. Затем мозг постепенно перестает расти до середины-конца двадцати пяти лет. От начала до конца мозг увеличивается в размерах более чем на 300% с рождения. [2] Критический период , определяемый как начальные годы развития мозга, важен для интеллектуального развития, поскольку мозг оптимизирует перепроизводство синапсов , присутствующих при рождении. [2] В критический период нейронные пути уточняются в зависимости от того, какие синапсы активны и принимают передачу. Это феномен «используй или потеряй». [2]
Нейронная пластичность
[ редактировать ]Нейронная пластичность относится к любому изменению структуры нейронной сети, формирующей центральную нервную систему. Нейронная пластичность — это нейронная основа изменений в работе мозга, включая обучение, формирование памяти и изменения интеллекта. Одной из хорошо изученных форм пластичности является долгосрочное потенцирование (LTP). [6] Это относится к изменению нейронных связей в результате высокой активации по обе стороны синаптической щели. Это изменение в нейронных связях позволяет легче обрабатывать информацию, поскольку нейронная связь, связанная с этой информацией, становится сильнее благодаря LTP. [2] Другие формы пластичности включают рост новых нейронов, рост новых связей между нейронами и избирательное устранение таких связей, называемое «обрезкой дендритов». [7]
Генетические факторы интеллекта
[ редактировать ]Люди обладают разной степенью нейропластичности из-за своего генетического строения, что влияет на их способность адаптироваться к условиям окружающей среды и эффективно учиться на собственном опыте. [1] Степень, в которой результаты тестов интеллекта могут быть связаны с генетической наследственностью, увеличивается с возрастом. В настоящее время нет объяснения этому загадочному результату, но есть подозрения, что в методах тестирования есть недостатки. Исследование голландских близнецов пришло к выводу, что интеллект пятилетних детей наследуется на 26%, а результаты тестов 12-летних - на 64%. Структурно генетические влияния объясняют 77–88% различий в толщине среднесагиттальной области мозолистого тела , объеме хвостатого ядра , объемах теменной и височной долей. [3]
Фармакологическое влияние
[ редактировать ]Многочисленные фармакологические разработки были сделаны, чтобы помочь организовать нейронные сети для пациентов с нарушениями обучения. Холинергическая . и глутаматергическая системы мозга играют важную роль в обучении, памяти и организации развития нейронных цепей Эти системы помогают извлечь выгоду из критического периода и организовать синаптическую передачу . На аутизм и другие нарушения обучаемости воздействуют препараты, направленные на холинергическую и глутаматергическую передачу. Эти препараты увеличивают количество ацетилхолина, присутствующего в мозге, за счет увеличения выработки предшественников ацетилхолина, а также ингибирования деградации ацетилхолина холинэстеразами . чувствительность мозга к пластичности, зависящей от активности Сосредоточив внимание на повышении активности этой системы, улучшается . В частности, глутаматергические препараты могут снижать порог LTP , способствовать более нормальной морфологии дендритных отростков и сохранять большее количество полезных синаптических связей. Холинергические препараты могут восстановить связь базальный отдел переднего мозга с корой и гиппокампом — связи, которые часто нарушаются у пациентов с нарушениями обучения. [8]
Психологические факторы
[ редактировать ]Психологические факторы и предвзятые представления об интеллекте могут оказывать на интеллект такое же влияние, как и генетическая структура. У детей с ранним хроническим стрессом наблюдаются нарушения кортиколимбической связи в развитии. Ранний хронический стресс определяется как непоследовательный или неадекватный уход и нарушение условий раннего выращивания. У этих детей наблюдалось снижение когнитивных функций , особенно в области гибкого познания , или способности эффективно использовать рабочую память . отсутствие связи между лимбической системой и префронтальной корой . В этом недостатке можно обвинить [9]
Поведенческие факторы
[ редактировать ]При изучении податливого интеллекта поведенческие факторы часто оказываются наиболее интригующими, поскольку именно эти факторы человек может контролировать. Существует множество поведенческих факторов, влияющих на интеллектуальное развитие и нервную пластичность . Ключом к успеху является пластичность, которая обусловлена электрической активацией нейронов, обусловленной опытом . Эта активация, обусловленная опытом, заставляет аксоны отрастать новые ветви и развивать новые пресинаптические окончания . [2] Эти новые ответвления часто приводят к большей умственной обработке в различных областях.
Воспользовавшись критическим периодом
[ редактировать ]Как обсуждалось ранее, критический период — это время сокращения нейронов и значительного интеллектуального развития. [2]
См. также
[ редактировать ]- Когнитивное развитие - область исследований в области нейробиологии и психологии.
- Интеллект – способность воспринимать, делать выводы, приобретать, сохранять и применять информацию.
- Коэффициент интеллекта - оценка теста, предназначенного для оценки интеллекта.
- Нейропластичность – способность мозга постоянно меняться.
- Улучшение гибкого интеллекта - Факторы общего интеллекта
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Чеснок, Д. (2002). Понимание природы общего фактора интеллекта: роль индивидуальных различий в нейронной пластичности как объяснительного механизма. [Обзор]. Психологический обзор, 109 (1), 116–136.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Линден, диджей (2007). Случайный разум: как эволюция мозга дала нам любовь, память, мечты и Бога. Кембридж: Издательство Belknap Press Гарвардского университета.
- ^ Перейти обратно: а б Дири, И.Дж., Пенке, Л., и Джонсон, В. (2010). Нейронаука различий человеческого интеллекта. [Обзор]. Nature Reviews Neuroscience, 11(3), 201–211.
- ^ Первес Д., Августин Г., Фитцпатрик Д., Холл В., ЛаМантия А., Макнамара Дж. и др. (2008). Нейронаука (4-е изд.). Сандерленд, Массачусетс: Sinauer Associates, Inc.
- ^ Гейл, CR, О'Каллаган, FJ, Годфри, К.М., Лоу, CM, и Мартин, CN (2004). Критические периоды роста мозга и когнитивных функций у детей. [Статья]. Мозг, 127, 321–329.
- ^ Маленка, РЦ; Николл, РА (1999). «Долгосрочное усиление – десятилетие прогресса?». Наука . 285 (5435): 1870–1874. дои : 10.1126/science.285.5435.1870 . ПМИД 10489359 .
- ^ Сигал, М. (2005). «Дендритные шипы и долговременная пластичность». Обзоры природы. Нейронаука . 6 (4): 277–284. дои : 10.1038/nrn1649 . ПМИД 15803159 . S2CID 3354468 .
- ^ Капоне, GT (1998). Препараты, повышающие интеллект? Применение при детских когнитивных нарушениях. [Доклады]. Обзоры исследований умственной отсталости и нарушений развития, 4 (1), 36–49.
- ^ Блэр, К. (2006). Насколько похожи подвижное познание и общий интеллект? Взгляд нейробиологии развития на гибкое познание как аспект когнитивных способностей человека. [Обзор]. Поведенческие науки и науки о мозге, 29 (2), 109–160.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сущностная теория интеллекта - Наука о воспитании детей
- Повышение нашего IQ – Нью-Йорк Таймс