Православная церковь Святого Иоанна Лествичника, Варшава
Православная церковь Иоанна Лествичника | |
---|---|
Православная церковь Иоанна Лествичника в Варшаве | |
Церковь Св. Ян Климак | |
![]() Вид на церковь со стороны улицы Вольской. | |
![]() | |
52 ° 13'40,62 дюйма с.ш. 20 ° 56'47,40 дюйма в.д. / 52,2279500 ° с.ш. 20,9465000 ° в.д. | |
Расположение | Варшава |
Страна | Польша |
Номинал | Польская Православная Церковь |
Веб-сайт | http://www.prawoslawie.pl |
История | |
Основан | 1903 |
Посвященный | 15 октября 1905 г. |
Культ (ы) присутствует | Джон Климакус |
Архитектура | |
Архитектор(ы) | Владимир Покровский |
Стиль | Русское Возрождение |
Новаторский | 1903 |
Завершенный | июнь 1905 г. |
Технические характеристики | |
Количество куполов | 1 |
Количество шпилей | 1 |
Материалы | камень, кирпич |
Администрация | |
епархия | Варшава-Бельско |
Деканат | Варшава |




Сент -Луис. Православная церковь Святого Иоанна Лествичника ( польский : Cerkiew św. Jana Klimaka , русский : Цервь Сятого Иоанна Лествичника в Варшаве. ) — православная приходская церковь епархия Варшавско-Бельская в составе Польской Православной Церкви.
Костёл расположен по адресу: ул. Вольская, 140, в районе Ульрихув Воляского повята, на территории православного кладбища . Он был построен в 1903–1905 годах по инициативе архиепископа Варшавского Иеронима (Ильи Тихоновича Экземлярского) как место захоронения его сына Ивана и для будущего церковного иерарха, а также служил храмом для кладбищенских отпеваний и церковных служб для умерший. Православный приход стал ассоциироваться с российским правлением в межвоенный период, когда многие православные церкви были снесены или закрыты. За исключением периода с 1915 по 1919 год, в церкви почти непрерывно продолжались службы. Он был поврежден во время Второй мировой войны, а во время резни на Воле немцы убили его священников, их семьи и детей из православного приюта, находящегося в ведении прихода.
Здание спроектировал Владимир Покровский. церковных построек 17 века Он имитирует внешний вид ростовских . В церкви хранятся исторические иконы и предметы начала 20 века, в том числе иконостас работы Александра Мурашко. Фрески, добавленные в 60-х и 70-х годах, созданы Адамом Сталоны-Добжаньским и Ежи Новосельским . Здание реконструировалось с 1945 по 1948 год, а также в 60-70-е годы. С 2003 года мощи святителя Базили Мартыша в храме доступны для поклонения.
Церковь вместе со всей территорией Вольского редута внесена в реестр памятников 20 августа 2003 г. (№ А-54).
История
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]Православная церковь была основана на частной инициативе архиепископом Варшавским Иеронимом на кладбище на Воле. Он был построен в качестве подсобного помещения к церкви Св. Лаврентия , конфискованной у католиков после Ноябрьского восстания , но его непосредственным назначением было увековечивание памяти умершего сына архиепископа Ивана Ильича Экземплирского.
В 1903 году архиепископ приобрел за 4275 рублей земельный участок площадью 1237 квадратных сажен, расположенный у восточной стены кладбища по улице Вольской. 28 июня 1903 года был заложен первый камень. Его спроектировал архитектор Владимир Покровский, а строительство церкви и железной ограды вокруг нее полностью финансировалось архиепископом Варшавским. Строительство было завершено в июне 1905 года, но освящение, также проведенное архиепископом, было отложено до 15 октября 1905 года. Через две недели скончался и архиепископ. По его желанию его похоронили рядом с сыном. Церемонию, которая прошла в недостроенной церкви, возглавили архиепископ Виленский и Литовский Никандр и епископ Хелмский Евлогий . Помимо православных, на похоронах присутствовали также католики и евреи.
1915-1939
[ редактировать ]В 1915 году все православные священники, работавшие в Варшаве, были эвакуированы, в связи с чем церковь закрыли. За ним присматривал Никанор Скибин.
В 1919 году отец Антоний Рудлевский приехал в Варшаву из Лодзи, чтобы стать настоятелем церкви Святой Троицы в Подвале (Cerkiew Świętej Trójcy na Podwalu) и регулярно служить там мессу. По его просьбе в Варшаву приехал и отец Ян Коваленко, который окормил церковь на Воле. По его инициативе в 1931 году была возведена колокольня (вес колоколов 354 кг). В связи с возвращением некоторых церквей в собственность католиков, а другие были снесены после ухода русских , церковь на Воле стала - наряду с собором Святой Марии Магдалины в Праге - одной из двух отдельно стоящих православных церквей, оставшихся в Варшаве.
В 1923 году в костеле похоронили убитого митрополита Варшавского Ежи Ярошевского.
Вторая мировая война
[ редактировать ]Церковь, особенно ее нижняя часть, часто использовалась как убежище для мирных жителей во время обороны Варшавы в сентябре 1939 года.
5 августа 1944 года во время резни на Воле были убиты пастор архимандрит Теофан (Протасевич) и один из его священников отец Антоний Калишевич и его семья. Немецкие войска также убили детей приходского православного приюта, его сотрудников и десятки жителей близлежащих районов, скрывавшихся в нижней части церкви. Братская могила детей и сотрудников детского дома находится у костела на улице Вольской.
После этих событий церковь была заброшена и оставалась без присмотра до января 1945 года. Немецкие солдаты неоднократно принимали участие в актах вандализма, в том числе в краже церковных колоколов. Церковь также служила укрытием для гражданского населения во время Варшавского восстания .
При коммунизме
[ редактировать ]Продолжая дело своего предшественника, отец Александр Чубук-Подольский в конце 1945 года стал новым настоятелем прихода на Воле и прослужил до 1948 года. В начале следующего десятилетия техническое состояние здания церкви было охарактеризовано как хорошее. , однако он нуждался в реставрации.
В 1950-е годы на кладбище и на улице Вольской были установлены две мемориальные доски Чорека в память жертв резни на Воле.
В 1960-е годы церковь была полностью отреставрирована. В 1964 году фасад и купол были отремонтированы. В 1966 году интерьер здания был перестроен, включая хор с картиной, изображающей молитву Христа в пустыне. В том же десятилетии приход святителя Иоанна Лествичника организовал православное религиозное обучение детей школьного возраста с занятиями в храме (пастырское учреждение не имело приходского дома). В начале 70-х годов в этих занятиях занималось около 30 детей.
В ночь с 22 на 23 мая 1968 года неизвестные ворвались в здание, похитив ряд исторических икон и православных предметов.
В 1977 году была отреставрирована нижняя церковь. В декабре 1978 года здание было повторно посвящено из-за масштабного ремонта. Церемонию возглавил митрополит Варшавский и вся польская базилика в сопровождении архимандрита Атаназия (Кудюка), настоятеля монастыря в Жировичах ( Русской Православной Церкви ), и группы их священников. После рукоположения здания ремонтные работы продолжались. В 1980 году через семь лет были завершены фрески на вершине церкви, а в 1987 году была заменена старая конструкция звонницы по проекту Михала Сандовича. В следующем году состоялись церковные торжества по случаю тысячелетия Крещения Руси , на которых помимо присутствовавшего православного духовенства присутствовали и представители других христианских Церквей. Об этом событии напоминает мемориальная доска внутри церкви.
После 1989 г.
[ редактировать ]В 90-е годы были проведены дальнейшие ремонтные работы, в том числе реставрация фресок в верхнем храме. 5 декабря 1999 года, после завершения работ, он был повторно освящен митрополитом Варшавским и предстоятелем Польской церкви митрополитом Саввой (Грикуняком) .
В 2009 году на западной стороне здания была открыта мемориальная доска в честь православных верующих, погибших во время Великой Отечественной войны.
В 2014 году нижнюю часть церкви снова отремонтировали, заменив пол и покрасив потолок. В настоящее время ведутся работы по восстановлению фресок Ежи Новосельского из-за их плохого состояния из-за плесени и сырости.
Архитектура
[ редактировать ]При создании Православной церкви Владимир Покровский ориентировался на культовую архитектуру Ростовской области XVII века. Выразительный стиль россиян должен был сохраниться в контрасте с обликом церкви Св. Лаврентия, которая, по мнению проектировщика новой церкви, слишком явно сохраняла внешние черты католического религиозного искусства.
Здание построено на латинском кресте из камня и кирпича. Его увенчивает одиночная медная луковица с крестом. На восточной стене установлена мемориальная доска с надписью на русском языке, посвященной основателю и описывающей обстоятельства создания церкви. Вход в церковь с западной стороны ведет через расширенное крыльцо (элемент, встречающийся и в архитектуре Ростова), на котором расположен треугольный тимпан с фреской с изображением фигуры Божией Матери . Снаружи он украшен декоративными деталями, также характерными для ростовского строительства, в том числе храмов Ростовского кремля. Порталы, нефы и придел, заполненный Акротерионом , напоминающим одновременно луковичную главу церкви. полукруглого находится фриз Акротериона На барабане , под рядом окон, .
Церковь имеет два независимых этажа, каждый из которых приспособлен для богослужений.
Верхняя часть
[ редактировать ]Покровителем церкви является святой монах Иоанн Лествичник. По первоначальному проекту церковь должна была быть чрезвычайно скромной по сравнению с другими православными храмами, построенными русскими в Варшаве, так как была полностью лишена фресок на стенах. Это произошло из-за того, что здание находилось на кладбище. В настоящее время стены украшены картинами Адама Сталоны-Добжаньского и Сотириса Пантопулоса. Адам Сталоны-Добжаньский выполнил витражи церкви.
Иконостас – работа Александра Мурашко, который ранее выполнял работы по украшению (в том числе) церкви Архангела Михаила в Варшаве. На его православные иконы явно повлияло творчество Виктора Васнецова , в частности изображения святых Владимирского собора в Киеве . Иконостас вырезан из дуба . Он трехрядный, украшен небольшими колоннами в стиле романского возрождения , с розетками и акротерионом. В первом ряду икон на диаконской двери сцена Благовещения и четыре изображения евангелистов. Традиционно на левой стороне располагалась икона покровителя церкви, а по обе стороны царских врат – изображения Иисуса Христа и Богородицы. На правой стороне находится икона святого Иеронима . Над царскими вратами находится прямоугольная икона Христа гораздо меньшего размера типа «Акиропоэта» . Второй ряд икон образовал нынешние Св. Александра, Св. Василий Великий , Тайная Вечеря , Св. Иоанн Златоуст и Св. Николай. . Самая высокая область состоит из круглых икон Св. Петра , Св. Павла и расположенной в центре Троицы .
С 1986 года у царских врат находится копия иконы Почаевской Божией Матери , изготовленная в Варшаве и освященная в Почаевской Лавре . После возвращения церкви Св. Лаврентия католической церкви были возвращены еще три иконы, первоначально находившиеся в этой церкви.
В алтаре находится икона Воскресения Христова и ряд икон, изображающих избранные великие праздники Православной Церкви. По другую сторону от придела с обеих сторон расположены иконостасы святых Сергия Радонежского и Серафима Саровского . В правой части иконостаса была помещена Голгофа и икона Христа Страдающего работы протодиакона Семенова. Другие святые, изображения которых почитаются в церкви: Св. Апостол Андрей , Св. Ольга Киевская и Св. Владимир Великий (иконы, вставленные к тысячелетию Крещения Киевской Руси ) и привезенные из паломничества на Афон , в т.ч. копии с икон Божией Матери и святителя Иоанна Русинского. В атриуме подвешена репродукция изображения «Проповеди Христа в ладье». Оборудование церкви постоянно пополняется и обновляется.
Особые иконы — чтимого святителя Николая и список Казанской Божией Матери, установленные в 2001 году, а также украшенный киот работы Войцеха Шмеи. Эти изображения оказались в церкви по инициативе основателя. С 2003 года в костеле также хранятся мощи Базилия Мартыша, одного из мучеников Хелма и Подлясья.
Нижняя часть
[ редактировать ]Нижняя часть церкви посвящена святым Илии и святому Иерониму , покровителям основателя храма. Работой по отделке нижней части здания руководил Петр Феддерс. Имеется однорядный иконостас работы Владимира Инокентьева из розового и черного мрамора , специально привезенный для этой цели из Швеции. Алтарь сделан из того же материала, под которым похоронен архиепископ Иероним. Стены церкви покрыты картинами А. Корелина, который также выполнил стеклянную икону Христа Пантократора в окружении апостолов. Между 1977 и 1979 годами существующее оформление стен было заменено фресками Ежи Новосельского. В них представлены избранные сцены из истории спасения, а на восточной стене находится изображение Оранской Богоматери . Центральный мраморный аналог у подножия церкви также является могилой митрополита Варшавского Ежи.
В своем завещании архиепископ просил, чтобы внешний вид нижней части церкви не менялся и не использовался для последующих похорон. Для захоронения других людей должна была быть выделена земля, прилегающая к церкви на востоке. Это, однако, не было удовлетворено, так как вместе с ним в церкви похоронены и другие. Кроме того, в 1944 году был реализован проект расширения нижней часовни, чтобы можно было проводить дальнейшие захоронения. Этот план был окончательно реализован в 1978 году.
Связан с церковью
[ редактировать ]Протоиерей Николай Лопатинский, служивший в храме с 1905 по 1906 год, был награжден золотым крестом.
Во второй половине 20 века в состав приходских пастырей входили Ежи Клингер и Алексий Зноско, теологи и профессора Христианской теологической академии (Chrześcijańska Akademia Teologiczna) в Варшаве.
В 21 веке, в 2003-2007 годах Паисюш (Мартынюк) был приходским священником, а позже стал епископом Пшемысль-Новой Сончской епархии.
Гости церкви
[ редактировать ]Церковь посещает множество посетителей из разных иерархий Православной Церкви, приезжающих с официальными визитами в Польскую Православную Церковь. Среди них были Константинопольские патриархи Димитрий и Варфоломей , Патриарх Иерусалимский Феофил III , Румынский Патриарх Феоктист , Сербский Патриарх Павел , Архиепископ Афинский Христодул , Албанский митрополит Анастасий , Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор , митрополиты из Америка и Канада Феодосий и Герман , архиепископы Павел и Лев из Куопио в Финляндии, митрополит Ленинградский Алексий , митрополит Минский и Слуцкий Филарет , митрополит Астанинский и Казахстанский Александр (Могилов), митрополит Черногорский и Приморский Амфилохий и другие православные архиереи из Белоруссии, Болгарии , Кипр, Грузия, Греция, Италия, Португалия, Румыния, Сербия и Украина.
Библиография
[ редактировать ]- Дариуш Анхимюк. «Historia parafii św. Яна Климака» . cerkiew.pl (на польском языке) . Проверено 21 декабря 2009 г.
- Адам Мисиюк, Православный приход Св. Ян Климак в Варшаве на Воле , «Православный календарь 2005», Варшавская православная митрополия, Варшава 2004, ISSN 1425-2171