Христофор Антиохийский
Христофор Антиохийский | |
---|---|
Патриарх Антиохийский | |
Церковь | Халкидонская церковь Антиохии |
Видеть | Антиохия |
Установлено | 960 |
Срок закончился | 23 мая 967 г. |
Предшественник | Агапий I |
Преемник | Евстратий |
Личные данные | |
Рожденный | |
Умер | 23 мая 967 г. Антиохия |
Христофор ( араб . خريسطوفورس, Харистуфур ) был халкидонским патриархом Антиохии с 960 по 967 год. [ 1 ] [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Уроженец Багдада , которого первоначально звали Иса , он переехал в Сирию под властью Сайфа ад-Давлы , хамданидского эмира Алеппо . [ 3 ] и устроился на работу секретарем подчиненного эмира в Шайзаре . Он вмешивался в церковные споры в Антиохии , и ее христианские жители избрали его новым патриархом после смерти I. Агапия
Будучи патриархом, Кристофер предпринимал образовательные и благотворительные усилия, чтобы помочь своим христианским подданным, включая переговоры с Сайфом ад-Даулой о снижении налогов . Когда в 965 году в Антиохии вспыхнуло восстание под предводительством Рашика ан-Насими , Христофор принял сторону эмира и удалился в монастырь Симеона Столпника, чтобы избежать взаимодействия с мятежниками. После того, как восстание было окончательно подавлено, это сделало патриарха фаворитом при дворе Сайфа ад-Даулы, но создало врагов внутри Антиохии.
Когда Сайф ад-Даула умер в начале 967 года, враги Кристофера воспользовались кратковременным вакуумом власти и устроили против него заговор. Хотя его предупредил об этой опасности друг - мусульманин по имени Ибн Аби Амр, Кристофер решил остаться в Антиохии. Обвинив патриарха в заговоре против Антиохии с союзниками Сайфа ад-Даулы и с византийцами , заговорщики убедили группу приезжих солдат из Хорасана убить его в ночь на 23 мая 967 года. Ему отрубили голову, а тело бросили в реку Оронт . Вскоре после этого группа местных христиан нашла тело в реке и тайно отвезла его в местный монастырь, где Христофора стали почитать как мученика .
В конце 969 года армии императора Никифора II завоевали Антиохию, и новый патриарх Антиохии ( Феодор II ) принёс тело Христофора в город для всеобщего почитания . Наконец он был похоронен в мраморном саркофаге на западной стороне церкви Святого Петра .
Наследие
[ редактировать ]На протяжении веков Христофор почитался как святой Греческой Православной Церковью Антиохии либо 21, либо 22 мая, о чем свидетельствуют литургические рукописи на сирийском и арабском языках , которые включают календари святых . [ 4 ] Однако с растущим доминированием византийского обряда в Сирии раннего Нового времени его почитание вышло из употребления.
Источники
[ редактировать ]Безусловно, наиболее подробным источником о жизни Кристофера является « Жизнь Кристофера», написанная Ибрагимом ибн Юханна , византийским бюрократом, который знал Кристофера еще ребенком в Антиохии. [ 5 ] Первоначально этот текст был написан как на греческом , так и на арабском языках , но сохранилась только арабская версия. Он был отредактирован и переведен на французский язык Хабибом Заятом в 1952 году. [ 1 ] Значительные части его истории также включены в историю Яхьи Антиохийского . [ 6 ] а краткие сообщения, сосредоточенные на смерти Христофора, появляются в византийских историях Льва Диакона и Иоанна Скилица .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Заят, Хабиб (1952). «Житие мелькитского патриарха Антиохийского Христофора († 967 г.), написанное протоспатарием Ибрагимом бен Юханна: неопубликованный документ X века». Христианский Ближний Восток . 2 :11–38, 333–366.
- ^ Биттер, Тоома (1995). Аль-Киддиссон аль-мансийюн фи аль-Турат аль-Антаки . Дума, Ливан: Аилат аль-Салут аль-Куддус. пп. 373–387.
- ^ Джорджи, Андреа У. Де; Эгер, А. Аса (30 мая 2021 г.). Антиохия: История . Рутледж. стр. 282–283, 297. ISBN. 978-1-317-54041-0 . Проверено 8 февраля 2024 г.
- ^ Соже, Жозеф-Мари (1969). Первые исследования происхождения и особенностей мелькитских синаксов (XI-XVII вв.) . Брюссель: Общество болландистов. стр. 380–383.
- ^ Ламоро, Джон. «Киша сират аль-Батриярк Сала Антакия аль-Шахид Харистуфур ва-шахадатихи биха, Аллафаха Ибрахим ибн Юханна [ск. Юханна] аль-ибрутусбатар аль-Малаки а юнаньян тумма накалаха айдан арабийян» . Христианско-мусульманские отношения 600 – 1500 . Брилл . Проверено 15 сентября 2019 г.
- ^ Антаки, Яхья б. Саид б. Яхья (1924). «История Яхья-Ибн-Саида Антиохийского, преемника Саида-Ибн-Битрика». Патрология Восточная . 18 (5): 778, 798, 806–810.