Южная школа


( Южная школа китайский : 南宗 画 ; пиньинь : nán zōng huà ) китайской живописи , часто называемая « литературной живописью» ( 文人画 ; wén rén huà ), представляет собой термин, используемый для обозначения искусства и художников, которые противостоят формальная Северная школа ( 北宗画 ; běi zōng huà живописи ). Различие не географическое, а касается стиля и содержания произведений и в некоторой степени позиции художника. Обычно там, где профессиональные, формальные художники относились к Северной школе, ученые-бюрократы, которые либо ушли из профессионального мира, либо никогда не были его частью, составляли Южную школу. [ 2 ]
По словам Уильяма Уотсона , в то время как в Северную школу входят «художники, предпочитающие четкую, выразительную структуру в своих композициях с использованием явных перспективных приемов», Южная школа «культивирует более интимный стиль пейзажа, залитого облаками и туманом, в какие приятные каллиграфические формы имеют тенденцию заменять условности, установленные для изображения камней, деревьев и т. д. Художника Южной школы интересовали отдаленные эффекты, но его коллега Северной школы уделял больше внимания композиционным приемам, которые добиться иллюзии спада и в то же время более внимательно относиться к реалистичности деталей... некоторые художники колеблются между ними». [ 3 ] Более философское различие состоит в том, что художники Южной школы «считалось, что они искали внутреннюю реальность и выражали свою собственную возвышенную натуру», в то время как художники Северной «рисовали только внешний вид вещей, мирские и декоративные». [ 4 ]
Южная школа никогда не была формальной художественной школой в том смысле, что художники обучались у одного мастера в одной студии. Это скорее общий термин, охватывающий как географию, так и хронологию. , Можно сказать , что образ жизни и отношение литераторов а также связанный с ними стиль живописи восходят довольно далеко к ранним периодам китайской истории. Однако классификация «Южной школы» как таковая, то есть введение этого термина, как говорят, была сделана ученым-художником Дун Цичаном (1555–1636), который заимствовал эту концепцию из чаньского ( дзен ) буддизма. , в котором также есть Северная и Южная школы. [ 5 ]
Стиль и предметы
[ редактировать ]Как правило, художники Южной школы работали в технике размывки черными чернилами и сосредоточивались на выразительных мазках и несколько более импрессионистическом подходе, чем формальное внимание Северной школы к деталям и использованию цвета и высоко усовершенствованные традиционные приемы и методы. Стереотипный художник-литератор жил на пенсии в горах или других сельских районах, не полностью изолированный, но погруженный в красоту природы и вдали от мирских забот. Они также были любителями культуры, гипотетически наслаждаясь и принимая участие во всех четырех искусствах китайского ученого , рекламируемых конфуцианством , то есть живописи, каллиграфии , музыке и играх на ловкость и стратегию. Они часто объединяли эти элементы в своей работе и собирались друг с другом, чтобы поделиться своими интересами.
Литературные картины чаще всего представляют собой пейзажи, часто в жанре шаньшуй ( китайский : 山水 ; пиньинь : шань шуй ; букв. «Горная вода»), и изображают ученых на пенсии или путешественников, любующихся и наслаждающихся пейзажами или погруженных в культуру. . Фигуры часто изображаются несущими или играющими на гуцинях (цитрах) и живущими в довольно изолированных горных скитах. Каллиграфические надписи на основе классических стихотворений или произведений современных литераторов (художника или друга) также довольно распространены. Однако, хотя этот тип пейзажа с определенными чертами и элементами является стандартной стереотипной живописью Южной школы, жанр на самом деле варьировался довольно широко, поскольку сами художники-литераторы, отвергая формальные ограничения Северной школы, искали свободу экспериментировать. с предметами и стилями.
История
[ редактировать ]Хотя сам термин возник гораздо позже, художники, позднее привязавшиеся к нему, восходят как минимум к династии Тан , [ 6 ] с большей группой из (довольно сбивающей с толку) династии Северная Сун . В последний период традиция литературной пейзажной живописи, по-видимому, приобрела большинство характеристик, которые она сохраняла на протяжении всей своей истории, и от нее сохранился ряд теоретических работ; Степень, в которой сохранились настоящие произведения мастеров Тан или Сун, до сих пор остается предметом споров. [ 7 ] Некоторые из известных имен периодов между периодами Тан и Сун были очень высокопоставленными чиновниками. [ 8 ] но в более поздние периоды пейзажная живопись стала убежищем и формой приглушенного протеста внутри своего класса для чиновников, оказавшихся в немилости или выступавших против суда и избегавших его. [ 9 ] В период Цин (1644–1911) каноны классической китайской живописи в основном основывались на критериях, установленных Дун Цичаном, Мо Шилуном (1537?–1587) и Чэнь Цзиру (1558–1639). Они выделили две разные школы: «Северную школу живописи» и «Южную школу живописи», также называемую «Литературной живописью». Они были вдохновлены двумя школами, образовавшимися в результате раскола чань-буддизма во времена династии Тан: школой Северного Чань и школой Южного Чань. [ 10 ]
Как и другие традиции китайского искусства, ранний южный стиль вскоре приобрел классический статус и стал широко копироваться и подражать, а более поздние художники иногда создавали наборы картин, каждая в стиле другого классического художника. Хотя этот стиль сильно пострадал от конфронтации с западной живописью, начиная с 18 века, этот стиль продолжал практиковаться, по крайней мере, до 20 века. [ 11 ]
Влияние в Японии
[ редактировать ]Начиная с 18 в. позиции китайских литераторов (учёного-бюрократа на пенсии, целиком отдающегося любви к культуре) стали перенимать японские художники. Поскольку японским литераторам (文人, C: wen ren , J: Bun Jin ) было запрещено покидать Японию и у них было мало доступа к оригинальным китайским произведениям (или к встречам с самими литераторами), образ жизни, отношение и искусство значительно изменились в Япония. Помимо коренных японских вдохновений, эти бунджин приобрели китайское влияние только благодаря книгам по искусству, напечатанным на дереве , в которых была попытка воспроизвести и передать идеалы и методы Южной школы. Южная школа (南宗画, C: нань чжун хуа , J: нань сюга ) стала известна как нанга в Японии . Японские художники-литераторы имели самое разное социальное происхождение (феодалы и их вассалы, самураи, торговцы и даже рыбаки), хотя они подражали образу жизни китайских литераторов. [ 12 ]
литераторы
[ редактировать ]Учёные, учёные государственные служащие или литераторы Имперского Китая — все обучались конфуцианству, известному как Школа литераторов. В раннем Китае этот термин относился к классу людей, прошедших традиционное китайское образование. Были проведены экзамены на китайскую государственную службу, включая китайскую литературу и философию. Сдача экзамена была обязательным требованием для получения многих государственных должностей. Эти люди были мандаринами и относились к тем, кто занимал государственные должности.
Избранные известные артисты
[ редактировать ]- Ван Вэй (王伟699–759)
- Дун Юань (东元, середина X века)
- Хуан Гунван (黄公王, 1269–1354)
- Ни Зан (倪贊, 1301–1374 гг.)
- У Чжэнь (Wu Zhen, 1280–1354)
- Ван Мэн (王梦, 1308–1385 гг.)
- Шэнь Чжоу (Шэнь Чжоу, 1427–1509)
- Вэнь Чжэнмин (文正明, 1470–1559)
См. также
[ редактировать ]- Китайская живопись
- Школа У - группа в Южной школе.
- Школа Чжэ - группа в составе Северной школы.
- Нанга (японская живопись)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Больной, 219–220.
- ^ Больной, 334
- ^ Уотсон, 86 лет.
- ^ Больной, 334
- ^ Больной, 334
- ^ А. Р. Дэвис (1 августа 1990 г.). Книга китайских стихов . Издательство Гонконгского университета. п. 31. ISBN 978-962-209-228-0 .
- ^ Фаррер, 111–115; 336–339
- ^ Фаррер, 111–115; 336–339
- ^ Фаррер, 336–339.
- ^ Меккарелли, 175–236.
- ^ Фаррер, 114–119; 344–345
- ^ Меккарелли, 175–236.
Ссылки
[ редактировать ]- Фаррер, Энн, в Роусон, Джессика (ред.). Книга китайского искусства Британского музея , 2007 г. (2-е изд.), British Museum Press, ISBN 9780714124469
- ЯАНУС - Наньшууга
- Меккарелли, Марко. «Китайские художники в Нагасаки: стиль и художественное загрязнение в период Токугава (1603–1868)» в Ming Qing Studies 2015 , стр. 175–236.
- Сикман, Лоуренс , в: Сикман Л. и Сопер А., Искусство и архитектура Китая , История искусства Пеликана, 3-е изд. 1971 г., Penguin (ныне Йельская история искусства), LOC 70-125675.
- Уотсон, Уильям , Стиль в искусстве Китая , 1974, Пингвин, ISBN 0140218637