Гибсон Л-5
1. Известен промежуточный вид этих моделей:
1935 года L-5 Special с кузовом Special 400/18 дюймов. [ 2 ]
2. У одного из самых ранних Super 400 (серийный номер 91809) сохраняется путаница в обозначениях названий моделей: « Deluxe » и « L-5 » на этикетке, « Super L-5 » на крышке анкерного стержня и « Super 400 » на пяточная пластина шеи. [ 3 ]
Gibson L-5 — гитара с полым корпусом, впервые выпущенная в 1923 году компанией Gibson Guitar Corporation , затем в Каламазу, штат Мичиган . L-5, первая гитара с F-образными отверстиями , была разработана под руководством инженера-акустика и дизайнера Ллойда Лоара и с тех пор находится в производстве. она считалась лучшей гитарой компании В эпоху биг-бэндов . Первоначально он предлагался как акустический инструмент, а полуакустические модели появились только в 1940-х годах.
Проектирование и строительство
[ редактировать ]Во всем мире L-5 была первой гитарой с F-образными отверстиями . [ нужна ссылка ] Тогда, как и сегодня, конструкция L-5 по конструкции, резьбе, распоркам и настройке аналогична конструкции виолончели. Эта гитара, как и виолончель, спроектированы аналогичным образом, чтобы усиливать и проецировать акустическую вибрацию струн по резному и настроенному дереву, используя эфы в качестве точек проецирования. С 1922 по 1934 год Л-5 выпускался с шириной нижнего бута 16 дюймов. В 1934 году ширина нижнего бута была увеличена до 17 дюймов; эта ширина используется до сих пор. Также в 1934 году была выпущена более крупная 18-дюймовая гитара с арочной декой под названием «L5 Super», которая позже была переименована в Gibson Super 400. Эти две богато украшенные акустические гитары являются лучшими инструментами Gibson с резной арктопом. С 1930-х годов Гибсон разработал несколько других 17-дюймовых арктопов, в том числе представленные варианты, которые представляют собой более доступные и менее богато украшенные модели. [ 5 ]
Предвоенные годы (1922–1940).
[ редактировать ]С момента своего появления в 1922–23 годах до 1940-х годов L-5 выпускался в разных конфигурациях (все строго акустические):
- Type one, 16 дюймов. Как это впервые появилось в прейскуранте Gibson (апрель 1923 г.), L-5 имел 16-дюймовый корпус с коричневой отделкой Cremona, боковинами из березы или клена, одинарной 20-ладовой накладкой грифа. с заостренным концом, точечными вставками, наклонным логотипом «The Gibson» на грифе и серебристой фурнитурой. Большинство из этих L-5 первого типа также имели встроенный продюсер Virzi Tone Producer; это была (по сути) дополнительная дека овальной формы, подвешенная внутри корпуса инструмента. Основной внешней отличительной чертой этих ранних Гибсонов эпохи Лоара является несвязанная накладка. [ 6 ] [ нужен лучший источник ]
- Второй тип 16 дюймов. Между 1925 и 1929 годами L-5 имел 16-дюймовый корпус, нижнюю и обечайки из клена, тройную накладку грифа и отсутствие устройства Virzi Tone Producer. К концу этого периода логотип на грифе мог быть наклонным или горизонтальным. Фурнитура была позолочена, а накладка закреплена. [ 7 ] [ нужен лучший источник ]
- Тип третий, 16 дюймов. Между 1929 и 1935 годами последняя итерация 16-дюймового L-5 имела вставки в форме морского ушка на накладке грифа (которые отныне стали визитной карточкой модели), а логотип на головке грифа постепенно стал горизонтальным. Гибсон» без статьи «The». В некоторых экземплярах этого периода также отсутствует острие на конце грифа, которое вместо этого имеет прямоугольную форму. [ 8 ]
- 17-дюймовый L-5 Advanced. Начиная с 1935 года, L-5 выпускался с 17-дюймовым кузовом. [ 4 ] В первые два года хвостовая часть представляла собой немного более широкую версию предыдущей версии, украшенную надписью «L 5». К 1937 году ставшая культовой позолоченная головка в стиле ар-деко с серебряным центральным элементом стала нормой. Кроме того, начиная с 1936 года были связаны отверстия F. 17-дюймовая модель L-5 была также первой моделью L-5, которая имела натуральный светлый оттенок, а также венецианский вырез в качестве опции. Эта модель, более или менее неизменная, также появляется в первые послевоенные годы (примерно до 1947). [ 9 ]
Послевоенные годы
[ редактировать ]Когда после войны на заводе Gibson возобновилось регулярное производство, L-5 выглядел более или менее идентично 17-дюймовому акустическому инструменту, выпущенному в конце предыдущего десятилетия. Если не считать перехода от шрифта к «блочному» логотипу Gibson на самым значительным изменением в последующие годы стало появление электрического L-5. В 1951 году 17-дюймовый L-5 был оснащен парой звукоснимателей P-90 , чтобы соответствовать музыкальным требованиям того времени. Обозначение этой версии инструмента было L-5 CES, что означает Cutaway Electric Spanish. Этот инструмент может быть выполнен в стандартном цвете «солнечные лучи» или в светлом, естественном цвете. Однако полностью акустическая версия L-5 не была заменена этой новой моделью и оставалась доступной в качестве параллельной опции. Начиная с 1958 года звукосниматели P-90 были заменены хамбакерами .
Конец 1950-х годов и наши дни
[ редактировать ]Сегодня стандартной моделью L-5 является L-5 CES, электрическая версия, разработанная для минимизации обратной связи, которой подвержены хорошо вырезанные арктопы при усилении.
Компания Gibson периодически выпускает варианты L-5 ограниченными сериями разного размера. Одним из примеров является тонкокорпусный «L-5 CT» (тонкий в разрезе), который имеет те же общие характеристики, за исключением толщины корпуса. Модель CT была впервые создана для Джорджа Гобеля, который хотел менее громоздкую гитару.
Еще одна вариация L-5 — модель Уэса Монтгомери , названная в честь популярного джазового гитариста 1950-х и 1960-х годов. Модель Уэса Монтгомери имеет один звукосниматель Classic 57 в грифе и параллельную распорку, поддерживающую верхнюю часть. Параллельная распорка является стандартной, а более популярная — это немного более яркая «параллельная распорка», которая, как считается, передает звук дальше, чем арка с X-образными распорками.
1955 года Модель Gibson Byrdland — это еще одна вариация L-5, разработанная Билли Бердом и Хэнком Гарландом . Гитара Byrdland имеет тонкий корпус в стиле L-5 и изначально имела более узкий гриф с относительно короткой мензурой в 23 1/2 дюйма, что помогало играть сложные аккорды.
За прошедшие годы появилось несколько различных моделей L-5 с полым корпусом, в том числе L-5 Signature и L-5 Studio. ES -5 была первой заводской моделью гитары с тремя звукоснимателями. ES-5 был создан на основе L-5, представленного в 1949 году и позже модифицированного как Gibson ES-5 Switchmaster. В отличие от L-5, у которого была верхняя дека из массивной резной ели, а обечайки и задняя часть из цельного клена, корпус ES-5 был изготовлен из прессованной ламинированной древесины, чтобы предотвратить обратную связь. Гибсон также считал, что лучшие тона не нужны для электрической модели, и прессовал Ламинированное дерево позволило бы создать более доступную в производстве модель и, таким образом, могло бы попасть в руки гораздо большего числа игроков, чем резные инструменты.
L-5 CES был электрической версией L-5, представленной в 1951 году. Первоначально в них использовались звукосниматели P-90 , но -хамбакеры . с 1958 года использовались звукосниматели [ 10 ] С 1961 по 1969 год большинство серийных гитар L-5CES имели «флорентийский» (острый) вырез, пришедший на смену «венецианскому» (закругленному) дизайну выреза.
Известные исполнители
[ редактировать ]L-5 на протяжении нескольких поколений находился в руках многих исполнителей. Во многих записях RCA пятидесятых годов заметное место занимает гитара, в том числе пластинки Элвиса Пресли , в которых присутствует звучание Скотти Мура L-5 . Сессионный гитарист из Нэшвилла Хэнк Гарланд , который также записал известные джазовые альбомы до почти смертельной автомобильной аварии, часто играл на L-5, как и джазовый гитарист Уэс Монтгомери. Малоизвестный факт: L-5 — это гитара, которую Граучо Маркс держал под рукой на протяжении всей своей личной жизни. Хотя Маркс и не был широко известен, он хорошо играл на гитаре. Современные гитаристы, которые играют и играли на L-5 на известных записях, а также вживую, включают Така Андресса из Tuck and Patti , Мелвина Спаркса , Ли Ритенура , Джорджа Ван Эпса и Говарда Робертса (который использовал свой L-5 для записи вступительной части). такты культовой темы «Сумеречной зоны» ). Джон Майер использует один из них на своем концертном компакт-диске/DVD 2008 года «Where the Light Is» . Эрик Клэптон использовал L-5 для записи Reptile (2001), а также для своего концертного CD/DVD 2002 года. One More Car, One More Rider во время песен « Reptile » и « Somewhere Over the Rainbow ».
Среди первых игроков L-5 — Эдди Лэнг и Мэйбел Картер из «Семьи Картер» , которая большую часть своей карьеры играла свою ставшую знаменитой модель 1928 года. L-5 Мэйбел Картер сейчас хранится в Зале славы кантри-музыки в Нэшвилле, штат Теннесси . Джанго Рейнхардт играл на L-5, оснащенном звукоснимателем DeArmond, во время своего тура с Дюком Эллингтоном в ноябре 1946 года. [ 11 ] Граучо Маркс играет на своем L-5 в братьев Маркс фильме 1932 года «Лошадиные перья» . [ 12 ] Клинт Иствуд использовал L-5 в фильме 1982 года «Человек из Хонкитонка» . У него был вырез (введенный в 1939 году), что маловероятно в истории, действие которой происходит во время Великой депрессии .
У комика и певца Джорджа Гобеля была специальная версия гитары Gibson L-5 с арктопом, специально разработанная и подаренная ему его другом Милтоном Берлом в 1958 году, "L-5CT" (в разрезе, тонкая) с уменьшенными размерами грифа ( 24 3/4 дюйма и глубина тела (2 3/8 дюйма), соответствующая его небольшому росту, а также вишнево-красная отделка (для оптимального появления в новом цветном телешоу Гобеля). С 1958 по 1963 год было произведено около 45 L-5CT, что сделало их одной из самых редких моделей Gibson. Большинство из них были акустическими гитарами, хотя некоторые поставлялись со звукоснимателями. Самая редкая модель L5 была близким родственником L-5CT. Он назывался «Герб»*. Он был задуман сотрудником Gibson Энди Нельсоном (который помог разработать L-5CT) в 1961 году. Он имел тот же тонкий корпус, что и L-5CT, но новую для 1961 года «флорентийскую» форму в разрезе в стиле Super 400. вставки на грифе и уникальный дизайн герба рыцаря/щита на грифе. Всего было выпущено шесть Crest (все в 1961 году), и не было двух одинаковых. В 1969–70 годах компания Gibson выпустила еще одну модель под названием «Crest», но это был инструмент другого типа, похожий на ES-330, но с корпусом из палисандра и плавающими звукоснимателями.
В 1970-х годах компания Gibson выпустила L-5S , которая фактически представляла собой цельнокорпусную версию арки L-5. Его использовали Пэт Мартино , Пол Саймон и, с 1973 по 1976 год, Марк Фарнер из Grand Funk Railroad (его можно увидеть с гитарой на обложках концертного альбома группы 1975 года Caught in the Act ); а версия с одним звукоснимателем, изготовленная на заказ, была сделана для Ронни Вуда , который одолжил ее Киту Ричардсу для его тура 1988 года с X-Pensive Winos. [ 13 ] [ 14 ] Недавно на рынке была представлена версия L-5 с двойным вырезом. Глубина корпуса уменьшена до 2 3/8 дюйма. Верхний вырез носит чисто косметический характер, поскольку основание грифа или пятка препятствуют более высокому доступу к ладам.
Галерея
[ редактировать ]![]() | Этот раздел содержит неэнциклопедическую или чрезмерную галерею изображений . |
Варианты моделей, упомянутые выше
[ редактировать ]-
[Электрические модели серии ES]
ES-5 Switchmaster ([1949]/1955–1962)
(Стрелочник с Р-90 был (1955–1957)) -
[Электрический L-серии]
L-5 CES (1951–) Электрогитара
-
[ тонкая линия, короткая версия. ]
см. Бердленд (1957–)
(тонкая линия, более узкий гриф, 23 ½ дюйма ) укороченная версия -
[твердая гитарная версия]
L5-S (1972–1980-е) Цельнокорпусная гитара
-
[подписная модель]
L-5 Ли Ритенура Подпись (2003–) [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Алькантара, Пол. «85558-Гибсон Л-5» . prewargibsonl-5.com . Архивировано из оригинала 4 мая 2017 года . Проверено 20 мая 2018 г.
Джо Спанн... Путеводитель Спанна по Гибсону... Я делаю вывод, что гитара Мэйбел была отправлена в январе 1930 года.
- ^ Грюн, Джордж (2015). «От L-5 до Super 400 - История больших ароктопов Гибсона» . Винтажная гитара (журнал) . № январь 2015 г. (архивировано на Gruhn Gutiars (guitars.com ) «При первом осмотре этот Gibson 1935 года выглядит как гриф L-5 на корпусе Super 400. С маркировкой L-5 Special, это, скорее всего, самая ранняя арктоп с шириной 18 дюймов. Модель отверстия, сделанная любым строителем. Вполне вероятно, что это прототип Super 400, поскольку он появился на свет на несколько месяцев раньше ... Представлен L-5 Special. Здесь корпус в стиле Super 400/18 дюймов, верхняя дека из ели с отверстиями f, задняя дека и обечайки из фигурного клена с отделкой в виде солнечных лучей, несколько креплений корпуса, гриф из клена в стиле L-5 с задней полоской из орехового дерева, накладка грифа из черного дерева с перламутровыми вставками и жемчужные вставки на головке гвоздика указывают на то, что он был отправлен в Кой-Дэвисон 6 сентября 1935 года. ...»
- ^ «Gibson Super 400 – Super 400, серийный номер 91809» . Довоенный Гибсон L-5 (PreWarGibsonL-5.com) . 13 июня 2021 года.
Изображенный здесь экземпляр был внесен в бухгалтерские книги Gibson в апреле 1935 года (серийный номер 91809), что делает его одной из первых двух гитар Super 400, поставленных заводом Gibson (это самый ранний из сохранившихся экземпляров, известных на данный момент). время). / На этикетке сверху написано «Deluxe», а для модели — «L-5», а на черной крышке анкерного стержня в форме декора выгравирована надпись «Super L-5». В отличие от более поздних серийных образцов, на хвостовой части не выгравирована надпись Super 400, хотя на пятке имеется надпись Super 400. ...
.
См. изображение 1 : логотип «SUPER L-5» на крышке анкерного стержня и изображение 3 : логотип «Super 400» на пяточной пластине грифа. - ^ Перейти обратно: а б Ахард, Кен (1990). «Глава 2 Между войнами - i) Установление традиции Гибсона» . История и развитие американской гитары . Смелый Страммер. п. 8 - 9 . ISBN 978-0-933224-18-6 .
... следующее драматическое событие произошло в 1934 году. ... Именно в это время появилась усовершенствованная модель. Усовершенствованная модель L5, теперь с 17-дюймовым корпусом и повышенной мощностью, стала самой распространенной рабочей гитарой в танцевальных залах того времени.
- ^ Путеводитель Грюна по старинным гитарам , 2-е издание, стр. 140
- ^ «16-дюймовый Л-5 Тип Один» . Клуб владельцев довоенных Gibson L-5 . Архивировано из оригинала 29 мая 2015 года . Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ «16-дюймовый Л-5 Тип Два» . Клуб владельцев довоенных Gibson L-5 . Архивировано из оригинала 10 мая 2021 года . Проверено 28 октября 2022 г.
- ^ «Галерея третьего типа – Гибсон L-5» . www.prewargibsonl-5.com . Архивировано из оригинала 23 января 2015 года . Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ «17-дюймовая временная шкала, продолжение - Гибсон L-5» . www.prewargibsonl-5.com . Архивировано из оригинала 23 января 2015 года . Проверено 10 мая 2021 г.
- ^ «Л5-ЦЕС» . Гибсон.
- ↑ «Джанго» Майкла Дрегни, Oxford University Press, 2004. Тони Романо, игравший с джазовым скрипачом Джо Венути , также играл на L-5. Фактически, он играл L-5 Эдди Лэнга, которая была первой выпущенной.
- ^ Джерри Маккалли, Удивительно серьезная история о комике Граучо Марксе и его пожизненном стремлении овладеть гитарой.
- ^ Картер, Уолтер. «Приключения в архивах: Каменный след ведет к Гибсону S-1» . Музыкальные инструменты Гибсона. Архивировано из оригинала 12 мая 2008 года . Проверено 15 февраля 2008 г.
- ^ Кейт Ричардс и X-задумчивые алкаши (1988). Концерт в Hollywood Palladium (DVD). Девственные отчеты.
- ^ Картер, Уолтер (2007). Книга об электрогитаре Gibson - Семьдесят лет классическим гитарам . Книги о бэкбите. п. 156. ИСБН 978-0-87930-895-7 .
Lee Ritenour L-5 Signature (с 2003 г. по настоящее время) Одинарная арка, закругленный рупор, уменьшенный размер L-5 Как L-5 Signature с плавающим звукоснимателем, струнодержателем с точной настройкой TP-6. • 1 плавающий мини-хамбакер (некоторые с ...
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ингрэм, Адриан (1997). Гибсон L5 . Издательство Центрстрим. ISBN 9781574240474 .
