Портун (мифология)
Религия в Древний Рим |
---|
![]() |
Практики и убеждения |
Священство |
Божества |
Связанные темы |
Портунус был древнеримским богом ключей, дверей, домашнего скота и портов. Возможно, первоначально он защищал склады, где хранилось зерно, но позже стал ассоциироваться с портами, возможно, из-за народных ассоциаций между porta «ворота, дверь» и portus «гавань», «ворота» в море, или из-за расширения в значении портуса . [ 1 ] Позже Портун стал отождествляться с греческим Палемоном . [ 2 ]
Фестиваль Портуна, отмечавшийся 17 августа, за шестнадцатый день до календ сентябрьских , был Портуналией , второстепенным событием в римском году. В этот день очень торжественно и мрачно бросали в огонь ключи на удачу. Его атрибутом был ключ, а его главный храм в городе Риме , Храм Портуна , находился на Бычьем форуме, недалеко от старейшего речного порта города, Портуса Тиберина , и старейшего каменного моста через реку Понс . Эмилий .

Портунус, по-видимому, тесно связан с богом Янусом , с которым он разделяет многие символы, функции и символ ключа. [ 3 ] Он также изображался в виде двуглавого существа, каждая голова которого была обращена в противоположные стороны, на монетах и в качестве номинального главы кораблей. Его считали deus portuum portarumque praeses. [ 4 ] (букв. Бог, контролирующий порты и ворота). для освящения перестроенного храма Януса на Форуме Холтории, Связь между двумя богами подчеркивается тем фактом, что дата, выбранная императором Тиберием — это день Портуналий , 17 августа. [ 5 ]
Лингвист Джулиано Бонфанте, исходя из своего культа и значения его имени, предположил, что Портунус должен быть очень архаичным божеством и может восходить к эпохе, когда латиняне жили в жилищах, построенных на сваях. [ 6 ] Он утверждает, что латинские слова porta (дверь, ворота) и portus (гавань, порт) имеют этимологию от одного и того же индоевропейского корня, означающего брод , переход вброд .
Портуна Фламен , фламен Portunalis , был одним из flamines majores и совершал ритуал смазывания копья ( хаста ) статуи бога Квирина мазью, специально приготовленной для этой цели и хранившейся в небольшой вазе ( персиллум ). [ 7 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Римский ключ, человеческое лицо, I век н.э.
-
Римский ключ Лицо Пана, I век н.э.
-
Римский ключ с ручкой в стиле Януса, I век н.э.
Ссылки и источники
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фаулер, В. Вард (1899). Римские праздники периода республики . Порт Вашингтон, штат Нью-Йорк: Kennikat Press. стр. 202–204.
- ^ «Портун дает моряку полную безопасность при путешествии по морям; но почему бушующее море выбросило так много жестоко разбитых обломков?» — спрашивает христианский апологет Арнобий , ок. 300 г. н. э. ( Семь книг против язычников III.23 ( онлайн-текст, архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine ).
- ^ Пол. п. 161 Л2
- ^ Scholium Veron. on Aeneid V.241
- ^ Жорж Дюмезиль Архаичная римская религия Париж, 1974, часть I, глава 4.
- ^ Г. Бонфанте "Следы свайной терминологии в латинском словаре?" Труды Института наук, литературы и искусства Венето 97 (1937:53-70).
- ^ Фест. п. 321 Л2
Источники
[ редактировать ]- Марк Теренций Варрон , De Lingua Latina vi.19
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.