Jump to content

Левантийская керамика

Плитки на Куполе Скалы в Иерусалиме.
Палестинские амфоры в замке Бодрум , Турция

Керамика и керамика производились в Леванте с доисторических времен.

Историческая справка

[ редактировать ]

Неолитический период

[ редактировать ]

История керамики в регионе начинается в период позднего неолита , иногда известный как керамический неолит (PN) или иногда, основываясь на предполагаемой местной последовательности памятника Иерихон , керамический неолит А.

Докерамический неолит ( ок. 8300 – ок. 5500 до н.э. )

[ редактировать ]

Нет убедительных доказательств производства керамики во времена раннего неолита (догончарного неолита / ПП), но существует пиротехнология, которая позволила людям достигать температур, превышающих 1000 ° C (1830 ° F), для превращения известняка в известь для изготовления гипс , указывает на уровень развития технологии, созревший для открытия гончарного дела и его распространения. В период PPN переносные сосуды из известкового гипса, называемые «vaisselles blanche» или « Белая посуда », выполняли некоторые функции, которые позже выполняла керамика. Эти сосуды, как правило, были довольно большими и грубыми и встречались довольно редко.

Есть некоторые признаки того, что керамика могла использоваться в третьей и последней фазе раннего неолита, PPNC (признанными фазами раннего неолита являются, начиная с самой ранней, PPNA , PPNB и PPNC ); однако такие артефакты редки, их происхождение сомнительно, и вопрос остается под вопросом. Примерно где-то в конце VI тысячелетия до нашей эры керамика была завезена в Южный Левант и стала широко использоваться. Предположительно сложные формы, технологические и декоративные аспекты наводили археологов на мысль, что он, должно быть, был получен как завезенный технологический прогресс из соседних регионов на севере, а не разрабатывался на местном уровне. Однако доказательства этой гипотезы остаются сомнительными из-за отсутствия документации в археологических записях. Эта гипотеза также не учитывает массу простых, грубо выполненных сосудов, входивших в керамический репертуар этого периода.

Керамика эпохи неолита ( ок. 5500 – ок. 4500 до н. э. )

[ редактировать ]

Из-за открытий более ранних гончарных традиций, сделанных начиная с 1990-х годов, временные рамки начального керамического периода позднего неолита считаются примерно 7000–6700 до н.э. [1] Эти самые ранние гончарные традиции могут быть известны в литературе как «Начальный гончарный неолит» в районе реки Балих в Сирии и Турции, например, Телль-Саби Абьяд . [2] Или он может быть известен как «Халула I» в сирийском районе Евфрата; основной сайт — Телль Халула . Кроме того, он может быть известен как «Рудж 2а» в бассейне реки Руж на севере Леванта ( Идлиб , Сирия). [1] [3]

К самой ранней фазе PN керамика была повсеместно распространена и оставалась таковой практически во все периоды на юге Леванта до наших дней. Исключение составляли пустынные районы, где полукочевники предпочитали менее тяжелые, хрупкие и громоздкие конструкции. Стили керамики, основанные в основном на форме, ткани и декоративных элементах, использовались для определения хронокультурных фаз. Белая посуда продолжала использоваться, но, похоже, оставалась редкой, а сосуды часто были небольшими и довольно хрупкими. Возможно, таких сосудов было найдено немало и идентифицировано как керамические.

Самая ранняя фаза ПН связана с местом расположения Шаар ха-Голан в долине реки Иордан. Эту керамику иногда называют « ярмукской посудой». Диагностическая керамика, типичная для этого периода, несколько сложна. Его самым выдающимся аспектом является использование длинных, узких, прорезанных полосок линий, заполненных орнаментом «елочка», часто окрашенных в красный или желтый цвет. Формы сосудов могут быть весьма ажурными, и с выступами на небольших баночках с длинным горлышком нередки ручки . Также присутствуют более распространенные, более грубые и менее хорошо сделанные сосуды, но они менее диагностичны для данного периода.

Обычные или более грубые изделия обычно имеют простую форму, часто хуже отделаны и не украшены. Стенки сосудов этого класса часто имеют неравномерную толщину и выглядят «комковатыми». Этот грубый аспект часто еще больше подчеркивается вытертой травой внешней поверхностью и негативным впечатлением, оставленным соломой или растительными материалами (например, измельченной сухой травой или сорняками), которые сгорают и оставляют впадины после обжига. Эти включения были либо добавлены намеренно, либо являются непреднамеренным результатом плохо левитированной (т.е. процесса очистки глины путем удаления естественных, неглинистых включений, таких как камни и растительные материалы) или нелевигированной глины, и они характерны для этой грубой керамики эпохи неолита. . В керамике позднего неолита, как правило, используется керамика разной породы, песок, гравий, мелкие камни и иногда грог (измельченная керамика). Большая часть неолитической керамики изготавливается при слабом обжиге и не достигает температуры намного выше 600 ° C (1112 ° F), что более или менее является минимумом, необходимым для создания керамики из низкообожженных глин. Вероятно, это были суда обжигают в , а не в ямах печах , хотя такую ​​гипотезу еще предстоит доказать. На сегодняшний день в литературе, основанной на раскопках, нет прямых свидетельств того, как неолитические народы южного Леванта обжигали свою керамику.

Керамика позднего неолита имеет менее отличительные черты. Работа К. Кеньона в ей Иерихоне подсказала два периода позднего неолита, основанные на существовании групп более грубой и тонкой керамики. Первый, предположительно представляющий менее сложное и более раннее занятие, получил название PNA (керамика неолита А); последний назывался ПНБ (Керамика неолита Б). Многие исследователи теперь считают, что разница заключается в функции, а не в свидетельстве хронологических различий между этими двумя группами, поскольку примеры каждой из них часто встречаются в современном контексте. Таким образом, типы PNB часто обозначаются как изысканные или роскошные товары. [ нужна ссылка ]

На стоянке Мунхатта , раскопанной Ж. Перро , представлена ​​большая серия керамических комплексов, датируемых периодом неолита. На одном из этапов находятся чрезвычайно сложные керамические сосуды из особо тонко левитированной, тщательно отполированной или полированной (полировка почти сухой, твердой кожи, поверхности из необожженной глины до получения гладкой поверхности, которая становится блестящей при обжиге) черной ткани. Другая керамика предполагает, что некоторые гончары в этот период, датируемый более поздней, чем более ранняя, «ярмукская» фаза на этом месте (определяемая керамикой типа Шаар ха-Голан), были высококвалифицированными мастерами. Один исследователь, Ю. Гарфинкель , называет эту фазу «Иерихоном IX» по названию слоя и связанной с ним керамики, раскопанных Дж. Гарстангом в Иерихоне (он проводил раскопки в Иерихоне до Кеньона). Декорированная керамика этого периода часто имеет красную краску в виде полос, иногда в виде крупных и широких украшений в виде елочки.

Не вся керамика этих фаз столь хронокультурно диагностична. Большинство сосудов имеют простые изделия и утилитарного типа. [ нужна ссылка ] Кроме того, в позднем неолите известны и другие способы украшения. Они включают использование накладок (нанесение краски на весь сосуд), полировку и надрезание (например, насечку, прочесывание, надрезание и т. д.). Волнистые линии гребня, часто сочетающиеся с росписью, — один из характерных типов декора позднего неолита, связанный с этапом Рабах (см. ниже). Использование красных шликеров и красок было обычным явлением в этот и более поздние периоды и, вероятно, является прямым результатом использования глин, богатых оксидами железа, которые при некоторых условиях имеют тенденцию приобретать землисто-красные тона от коричневого до оранжевого и кирпично-красный. Эти же глины при обжиге в восстановительной атмосфере (т. е. лишенной кислорода) часто приобретают серый или черный цвет. Темные сердцевины от серого до черного цвета на некоторых горшках указывают на неполный обжиг.

Самая последняя фаза PN названа в честь места Вади Рабах , раскопанного Дж. Капланом. Ю. Гарфинкель относит этот последний период LN к раннему энеолиту. Различие, по-видимому, в основном вопрос терминологии. Поскольку окончательного разрыва между поздним неолитом и ранним энеолитом не существует, каждый исследователь должен решить, что такое неолит, а что — ранний энеолит. Ситуация еще более сложная, поскольку, по-видимому, существуют значительные региональные различия в комплексах неолитической керамики и немало путаницы в отношении того, что представляет собой хроно-культурно связанные комплексы. Это результат плохой сохранности стоянок НП и способа их раскопок.

Резюме: Неолитическая керамика вполне могла прийти в виде полноценного технологического комплекса из более северных регионов. Керамика, по-видимому, стала повсеместной в южном Леванте к концу VI тысячелетия и остается неотъемлемой частью человеческой материальной культуры до настоящего времени. Некоторые местные гончары проявили особое мастерство в своем производстве, что предполагает, как и в случае с кремневыми мастерами, настоящую ремесленную специализацию. Это связано с навыками поиска и подготовки сырья, изготовления горшков, их украшения и управления пиротехникой, необходимой для превращения их в керамику. Некоторые аспекты керамики, формы, ткани, способов украшения являются относительно надежными диагностическими индикаторами хронокультурной идентичности человеческого общества. Керамика, преимущественно в виде черепков , нередко составляет основную массу артефактов материальной культуры, обнаруженных на раскопках, датируемых периодом ПН.

Период энеолита (начало 4-го тысячелетия до н.э. - ок. 3500 г. до н.э.)

[ редактировать ]

Энеолит . (или «медно-каменный век») — хронокультурный период, который, возможно, длился более тысячелетия, хотя дата его окончания несколько проблематична Наиболее ранние фазы этого периода связаны с керамикой, мало отличающейся от керамики эпохи позднего неолита (см. Керамика позднего неолита). Хотя простые изделия, вероятно, доминируют в большинстве собраний, ученые уделяют больше всего внимания украшенным типам. Есть несколько хорошо раскопанных мест и нет хороших стратиграфических последовательностей, которые позволили бы создать достаточно хорошо стратифицированную керамику, чтобы можно было разработать какую-либо надежную хронологическую последовательность в стилях керамики, хотя некоторые из них заявлены. Керамику периода энеолита в настоящее время можно разделить на две основные хронологические группы: раннего и позднего энеолита. Более примечательной является более поздняя группа, известная по некоторым обширным раскопкам, в результате которых был обнаружен большой керамический репертуар. Судя по всему, существуют региональные различия, особенно между северной и южной сферами южного Леванта и местами к востоку. Некоторые из этих различий также могут быть хронологическими; новые даты по 14C (радиоуглероду) предполагают один тип местонахождения, Телеилат-эль-Гассул в северной долине Арава в Иордании возник несколько раньше, чем группа памятников в бассейне Беэр-Шева . Попытка Гарфинкеля разделить этот период на три фазы: раннюю, среднюю и позднюю, основана на ряде ложных сборок и не имеет авторитета. Хотя такие хронологические различия возможны, в настоящее время о последовательности энеолита известно недостаточно, чтобы ее определить.

Керамика периода раннего энеолита часто похожа на керамику позднего неолита. Диагностическим признаком этого периода является керамика, изготовленная на циновках, вероятно, из соломы. В этом случае глина вдавливалась в ткань циновки, оставляя отпечаток, который гончары иногда не удаляли. Таким образом, на некоторых основаниях сосудов этого периода имеются отчетливые узоры циновок, на которых они были изготовлены. Другие методы, используемые для производства керамики в этот период, включают роспись и скольжение внешней поверхности, а также ограниченное использование резного декора, иногда в виде рыбьей кости, но обычно гораздо больших размеров, чем у ярмукской керамики. Одной из специализированных форм, связанных с этим периодом, является так называемый сосуд-«торпеда», длинный узкий толстостенный сосуд с двумя большими вертикальными выступами, прикрепленными к его верхнему, почти трубчатому корпусу. Керамика периода позднего энеолита представляет собой продолжение многих основных форм и типов более раннего периода, но большая часть типичных украшений раннего энеолита прекращена.

Керамика позднего энеолита известна некоторыми особыми формами, в том числе: 1) корнетами — конусообразными сосудами с узкими отверстиями и длинными, сильно заостренными сторонами, оканчивающимися преувеличенными длинными палочковидными основаниями; 2) (так называемые) маслобойки или птичьи сосуды, сосуды бочкообразной формы, часто с дугообразным горлышком, одним плоским концом и двумя выступами на каждом горизонтальном конце ствола, предназначенные для подвешивания; 3) небольшие чаши с прямыми сторонами, суживающимися к плоским основаниям (так называемые V-образные, несмотря на плоское основание; окончато-подставные чаши, небольшие вазы с вертикальными выступами, прорезанными по кругу, вертикальными трубчатыми ручками, большими дырчатыми горлышками с широкими плечами и относительно узкими основаниями.

Маленькие чаши и корнеты этого периода могут быть особенно тонкими и казаться выточенными на колесах, но они обработаны только таким образом. Недавние исследования техник изготовления чаш в этот период показывают, что эти сосуды, хотя и вращались на круге, на самом деле были обработаны таким образом только путем скобления после того, как были вылеплены вручную. Нет никаких доказательств того, что быстрый гончарный круг использовался в период энеолита для «бросания горшков» с использованием центростремительной силы. В этот период на центральном побережье появляется волнистая линия или ручка с выемкой на выступе, что предвещает ее принятие в качестве наиболее распространенного типа ручки на протяжении всего раннего бронзового века. Обычные украшения включают приподнятые, похожие на веревки полосы на некоторых сосудах, красную роспись и украшение в виде корочки на краях больших сосудов (за исключением горловины). Гребень, образующий широкие, широкие, плоские линии, иногда встречается на сосудах позднего энеолита. Выраженные региональные различия, а также функции мест определяют виды сосудов, типы используемой глины и предпочтительные формы украшения. Технология и морфология энеолитической керамики сильно повлияли на керамические стили последующего периода ранней бронзы I, особенно на юге. область.

В этот период хорошо документировано специализированное изготовление оссуариев (коробок, предназначенных для хранения костей после декарнации, т. е. вторичных захоронений). Он включает в себя множество типов прямоугольных коробок, некоторые из которых имеют чрезвычайно сложные фасады. Некоторые антропоморфные изображения появляются на этих оссуариях в виде трехмерной скульптуры (редко), часто с особенно заметным носом, в то время как другие черты лица обычно нарисованы. Некоторые оссуарии сделаны из типичных кувшинов, измененных и украшенных для этой конкретной функции, связанной с погребением.

Ранний бронзовый век ( ок. 3500 – ок. 2300 до н.э. )

[ редактировать ]

Заброшенность многих памятников в конце периода энеолита и серьезные изменения в материальной культуре привели к тому, что археологи назвали период после энеолита « ранним бронзовым веком », что является неправильным названием (использовалась только медь без олова {медь + олово = бронза}). это стало общепринятой конвенцией. Керамика продолжала производиться в больших количествах, и до недавнего времени считалось, что произошел полный разрыв в традициях более ранних периодов, в типологии и морфологии. Хотя основные различия известны и стали больше по мере развития раннего бронзового века, самые ранние фазы демонстрируют более чем некоторую преемственность с традициями горшечного строительства эпохи энеолита. Ранний бронзовый век теперь можно разделить на три последовательные фазы: ранняя бронза I, ранняя бронза II и ранняя бронза III. Некоторые ученые относят раннюю бронзу IV к раннему бронзовому веку. Этот период известен другим ученым как средняя бронза I, ранняя бронза-средняя бронза и промежуточная бронза. Учитывая стили керамики, есть некоторые основания использовать термин «ранняя бронза IV».

Керамика эпохи ранней бронзы I ( ок. 3500 – ок. 3000 до н. э. ) в южном регионе, очевидно, происходит от традиций энеолита. Подобные типы сосудов известны, и на самых ранних этапах они изготавливались в соответствии с традиционными методами изготовления эпохи энеолита. На севере, кажется, гораздо меньше преемственности, но это, возможно, больше связано с восприятием археологических данных. К сожалению, на севере нет хороших последовательностей энеолита, по которым можно было бы точно узнать, что представляет собой последняя фация энеолита.

Регионализм

[ редактировать ]

Ясно одно: на самых ранних стадиях EB I наблюдается выраженный регионализм, который со временем становится менее заметным. Регионализм особенно заметен на самой ранней стадии ранней бронзы I, с дихотомией между северной и южной сферами влияния и мозаикой более локализованных традиций внутри этих более крупных сфер. В южном регионе украшение в виде корочки для пирога обычно встречается на больших кувшинах для хранения, а впервые этот тип детали встречается и на сосудах с дырчатым горлышком. Ручка выступа в этот период становится заметной; его самые ранние показатели, очевидно, унаследованные от предшествующего периода, примечательны тем, что во многих вариациях почти всегда имеют волнистый край. Лишь довольно поздно в этот период и в отдельных регионах этот придаток был сделан с гладкими краями. Плохая сохранность на большинстве южных участков ограничивает знания о типологии этой ранней фазы.

Керамика из северного региона, полностью признанная ранней бронзой I, демонстрирует меньше свидетельств того, что она вдохновлена ​​предыдущим периодом. Однако это может быть просто результатом ограниченного восприятия исследователей, которые не могут отличить керамику от того, что может быть начальной фазой ранней бронзы I.

Несколько более поздняя фаза хорошо известна по ряду памятников, наиболее известным из которых является Йифтахель в системе долины Бейт-Нетофа . На этом месте обнаружен относительно большой корпус сосудов достаточной сохранности. Самая характерная керамика этого периода известна как «Серая полированная посуда», а иногда и «Эсдраэлонская посуда» или прото-городская керамика C. Эта посуда известна своим обычно серым цветом, сильно полированной отделкой и ограниченным и своеобразным набором морфологических типов, почти всегда чаш. Большинство чаш имеют килевидный (угловой) профиль, некоторые из них — с плоскими выступами, образующими с высоты птичьего полета волнистую линию. Подобные морфологические типы встречаются также в красном или желто-коричневом цвете. Дополнительные типы керамики имеют черты, напоминающие типы энеолита. Кроме того, в этот период также была заметна ручка выступа. Керамика всегда изготавливается вручную, и на самых ранних этапах она, по-видимому, была изготовлена ​​в домашних условиях местными гончарами, работающими в рамках общих традиций того, как должен выглядеть горшок, но с небольшим рабским копированием. В этот период была популярна высокая петлевая ручка для кувшинов и других предметов. джонглеты .

Вторая фаза ранней бронзы I

[ редактировать ]

Вторую фазу ранней бронзы I можно увидеть как в северных, так и в южных регионах. На севере большая часть керамики окрашена или отполирована в красный цвет. Серая полированная посуда продолжает производиться, но экземпляры этой посуды, в более ранний период изготовленные тонко и, очевидно, предметы роскоши, сделаны менее качественно.

Близкий морфологический тип представляет собой изогнутую чашу с линией равномерно расположенных конических выступов чуть ниже края на внешней стороне сосуда. Такие чаши, как известно, также краснеют на севере; на юге подобные типы очень редки, они не скользят и не полируются. В этот период на севере появляется зернистая размывка, разновидность росписи, оставляющая узор, слегка напоминающий древесину (иногда называемая полосовой скольжением). Пифои бывают разных типов. Два известных типа отличаются ободками; у одного ярко выраженный носовой обод, а у другого - утолщенный обод с регулярными бороздками, благодаря которым он получил название «рельсовый обод».

На юге сохраняется определенная региональность, подчеркнутая двумя типами украшенных изделий, которые лишь слегка пересекаются в своем распространении. Это «группа окрашенных линий», красные линии обычно на светлом фоне. Внутри этой группы существует очень характерный «стиль корзины», имитирующий плетение корзин. Этот тип обычно встречался в горной местности вокруг Иерусалима и вплоть до Иерихона и Баб-эд-Дры в Иорданской рифтовой долине .

Южнее, в Шефеле (предгорьях) вплоть до Северного Негева, находится группа керамики с характерными полосатыми ручками, часто двунитевыми, а иногда и с тонкими кольцами глины, обернутыми горизонтально вокруг мест крепления ручек к стенкам сосуда. Были изготовлены и другие родовые типы, в том числе более стандартизированные пифои, часто с толстым покрытием из негашеной извести на внешней стороне. Эти пифои обычно украшались плоскими тонкими полосками глины, расположенными горизонтально вокруг сосуда в одну или несколько полос и прижатыми через равные промежутки времени, чтобы создать впечатление веревки.

Повышение стандартизации

[ редактировать ]

Именно в этот период наблюдается значительный рост стандартизации в более крупных сферах, северной и южной. Хотя ни одного центра гончарного производства еще не обнаружено, похоже, есть свидетельства обширной торговли керамикой между местами или, возможно, из центральной точки производства. Только обширный петрографический анализ может помочь доказать это и, возможно, указать возможное местонахождение таких центров.

К третьей и заключительной фазе ранней бронзы I сохраняется дихотомия между севером и югом, с красной полировкой в ​​отличие от отсутствия полировки и широким использованием белого негашеного известкового шликера, отражающего северные и южные традиции соответственно. Обширная торговля керамикой или, возможно, группы странствующих гончаров, по-видимому, оставили много свидетельств их перемещения или перемещения горшков между регионами и внутри регионов. Морфологические типы распространены от региона к региону и от сферы к сфере, но часто с локализованными деталями.

Вся керамика этого периода изготовлена ​​вручную. Импортированная из Египта керамика в этот период была найдена на некоторых стоянках юго-западного региона. Большинство памятников имеют лишь небольшое количество, но некоторые избранные памятники предполагают длительные контакты с египтянами и, возможно, даже с египтянами, проживающими в южном Леванте .

Хирбет Керакваре в музее Тель-Авива.

Керамика ранней бронзы I на севере, по-видимому, предшествует керамике ранней бронзы II с точки зрения морфологии и украшения (особенно красной окраски и полировки), хотя в более поздний период гончары достигли аналогичных типов с помощью совершенно разных технологических подходов.

Гончарный круг

[ редактировать ]

Кажется, в ход вошли колеса и стали изготавливаться новые ткани, лучше левигированные (очищенные от грубых материалов). В этот период появилась так называемая «металлическая посуда». Некоторые экземпляры выглядят так, как будто они имитируют металл, а при сильном обжиге ткани издают металлический звон при ударе. Кувшины, блюда из этой посуды встречались наряду с другими из более простых тканей.

«Металлические изделия», вероятно, изготавливались где-то в Ливане или в районе горы Хермон и распространялись на юг, обычно до Изреельской долины . Южнее известны аналогичные морфологические типы, но они разной фурнитуры.

Посуда Хирбет Керак

[ редактировать ]
Посуда Хирбет Керак

Типы ранней бронзы III продолжают более раннюю традицию, но на севере появился новый тип посуды, привезенный с Кавказа. [4] и, вероятно, занесенный по суше через Анатолию и Сирию , появляется.

Впервые обнаруженный в Хирбет Кераке (Тель Бет Йера) на Кинерете в 1920-х годах, он известен как посуда Хирбет Керак и связан с культурой Кура-Араксес, которая развивалась в районе Кавказа. Очевидно, его изготовили гончары, которые принесли с собой эту традицию. Примерами являются весьма характерные типы: кувшины и кувшины, иногда с рифлением, окрашенные и полированные красным или черным цветом или комбинацией этих цветов, чугунки, некоторые с украшениями и лицами, а также чаши с кистями.

Посуда Хирбет Керак всегда изготавливалась вручную. Он также известен как красно-черная полированная посуда (иногда через дефис «красно-черный») в контексте западной Сирии и долины Амук . В Закавказье , откуда, по-видимому, она и произошла, эту посуду также называют посудой Караз или Пулур. Как таковое оно может быть связано с более поздним историческим появлением народа, исторически признанного хурритами . Петрографический анализ показывает, что некоторые из них были сделаны на месте. Другие местные традиции продолжаются и в конечном итоге повлияли на последующую керамику промежуточного века.

силы . С этого периода известен гончарный круг, используемый в основном для метания небольших чаш с помощью центробежной Это новшество, которое было продолжено и в последующий период, когда его использовали для изготовления бортов сосудов определенных типов. В этот период появляется грушевидный кувшин, но неясно, имеет ли он какую-либо связь с более поздними сосудами аналогичной формы из средней бронзы II. За исключением посуды Хирбет Керак, керамика этого периода продолжает традиции ранней бронзы и передала их народам, населявшим небольшие поселения последующего периода.

Средний бронзовый век I ( ок. 2300 – ок. 2000 до н.э. )

[ редактировать ]

Этот период носит несколько названий: ранняя бронза/средняя бронза, ранняя бронза IV и промежуточная бронза – это лишь некоторые из названий, присвоенных ему. Керамика самых ранних этапов имеет явный «аромат ранней бронзы». Некоторые формы сосудов и их детали, например, плоские основания и сложенные «конвертом» выступающие ручки, свидетельствуют о преемственности традиций. Действительно, недавние данные о стоянках ранней бронзы III показывают, что определенные формы появились тогда и продолжились в ранней бронзе IV или даже позже. Лампа с четырьмя струями — одна из них; другой — форма «чайника».

Между керамикой северных и южных регионов существует серьезная дихотомия и большие различия. Определенные формы связаны с определенными типами тканей, которые могут быть связаны с тем или иным регионом. В керамике этого периода наблюдаются некоторые новшества, в том числе использование круга для изготовления краев кувшинов. На юге украшение, как правило, представляло собой насечки, а на севере более распространена роспись. Существуют также региональные различия с керамикой из Трансиордании, несколько отличающиеся от керамики из районов к западу от Иордана.

К сожалению, в этот период было раскопано относительно мало поселений, и большая часть известной керамики получена из гробниц. Это связано с тем, что в конце эпохи ранней бронзы III большинство крупных населенных пунктов были заброшены, и люди имели тенденцию селиться в гораздо меньших по размеру общинах. Вероятно, потому, что у них было меньше ресурсов и, возможно, им приходилось больше работать, чтобы сохранить себя, они оставили относительно скудные свидетельства своих постоянных поселений. Когда-то считалось, что большинство людей этого периода вели полукочевой образ жизни, но с течением времени обнаруживается все больше свидетельств оседлости в этот период. На севере обнаружены первые свидетельства проникновения керамики сирийского типа в группу так называемых «чайников Мегиддо», небольших, изящных, колесных сосудов из обожженной темной, почти металлической ткани, украшенных белыми волнистыми линиями. .

На местах были обнаружены свидетельства местных различий в отделке, морфологии и тканях. Одним из таких является использование полированных красных пластинок, известных с кладбища в Баб-эд-Дра . В районе Бет-Шана некоторые сосуды украшены особыми расписными украшениями, а в пещере недалеко от Тель-Кедеша в Верхней Галилее обнаружено множество светильников на пьедесталах. По сути, керамика этого периода представляет собой последние угасающие остатки традиции, восходящей к местному периоду энеолита (с еще более ранними предшественниками) и продолжающейся до раннего бронзового века. Однако есть намеки на серьезные изменения, которые произойдут в влияниях северной Сирии, которая должна была произвести революцию в керамических традициях южного Леванта на следующие два тысячелетия.

Средний бронзовый век ( ок. 2000 – ок. 1550 до н. э. )

[ редактировать ]

Керамика этого периода относительно мало чем обязана местным предшественникам. Он имеет свои корни в более северных регионах, особенно в традициях Сирии, которая, в свою очередь, находилась в контакте с месопотамскими и анатолийскими регионами. Керамика развитого среднего бронзового века (средняя бронза IIA, IIB и IIC) представляет собой революционную традицию для южного Леванта.

Этот период разделен на три подпериода: MBII A, B и C. B и C более тесно связаны, чем A. Этот период диагностируется по хорошо отполированному красному пятну, так часто наблюдаемому в соответствующих слоях при раскопках. Слип обычно используется на небольших судах того периода. Другие методы украшения, которые часто встречаются в керамике этого периода, - это горизонтальные, иногда треугольные узоры, выполненные черной или красной краской.

Во второй половине этого периода (B+C) не видно полированной красной пластинки, которая практически исчезла в восемнадцатом веке и была заменена белой/кремовой полоской. Керамика часто имеет довольно тонкие стенки и даже обжигается в печи при высоких температурах. Несмотря на это, существует развитие техник MBII A, что с тех пор означает преемственность в обществе. Другой заметной чертой этого периода является отсутствие рисунка на большинстве типов керамики, а затем только одноцветная. Один цвет часто представляет собой полосы или круги с появлением странной птицы. Эти рисунки появляются на баночках с мазью.

Кувшин для мази — важнейшая керамика того периода. Мода на кувшины постепенно меняется от грушевидных к цилиндрическим. Среди этих сосудов мы находим зооморфные формы, такие как головы животных или человеческие головы. Эти рисунки часто сопровождаются «проколами», которые раньше заполнялись белой известью.

Наконец, посуда «Шоколад на белом» и посуда «Бихром». [ нужны разъяснения ] - важные типы керамики, появившиеся в 16 веке. Первый из двух типов состоит из нанесения толстой белой шликерной краски, а затем темно-коричневой краски. Этот тип встречается в северном регионе страны, особенно недалеко от долины реки Иордан. Бихромную посуду, более важную из двух, можно найти, в Телль-эль-Аджуле и Тель-Мегиддо среди прочего, . Его «подвесные» линии или полосы, которые обычно бывают черными на белом фоне или чаще красными на черном, могут помочь заметить этот тип керамики. Бихром был импортирован с Кипра . [ нужны разъяснения ]

Поздний бронзовый век (1550–1150 до н. э.)

[ редактировать ]

В связи с притоком импортных видов керамики керамику этого периода необходимо разделить на четыре подгруппы:

Местная керамика

[ редактировать ]

Местные жители показывают, что к этому периоду наблюдается явная эволюция керамики через МБ. Разница, которую можно отметить между этими двумя периодами, заключается в том, что с началом позднего бронзового века популярность кувшинов, которые когда-то были широко распространены, снижается и они становятся серыми. Фактически, местная керамика теперь производится массово, грубым и дешевым способом.

В моду возвращается отделка красками, хотя к ней просто добавляется легкий слип цвета буйвола, а иногда и без скольжения. Краска изображает множество различных геометрических форм, а иногда внутри нарисованных на прямоугольных панелях, называемых метопами, можно найти священное дерево, окруженное двумя антилопами.

Группа Бихром

[ редактировать ]

Опять же, в этот период мы видим, что большая часть этой группы — красная краска на черном фоне. Наиболее распространенными сосудами этого типа являются кратеры, кувшины и кувшины. Эта группа после испытаний с использованием методов нейтронной активации показала, что она была импортирована с восточного Кипра; сюда входит кипрская посуда Bichrome . Главный спор заключается в том, производил ли кипрский рынок ханаанский стиль для экспорта или хананеи производили керамику для домашнего потребления в Израиле. Эту керамику также можно было найти в Мегиддо, местного производства.

Кипрская импортная керамика

[ редактировать ]
Кувшины Бильбиль - Керамика периода поздней бронзы в музее Хехта , Хайфа, Израиль - Посуда для базового кольца; Поздний бронзовый век IIB ок. 1400–1200 до н.э.

Это подборка керамики ручной работы в разных стилях. Эти стили называются: Base Ring, White Slip, Monochrome, White Shaved, White Painted, Bucchero . Из этих различных типов чаще всего использовались монохромный, белый слип и кольцо с основанием. Похоже, что этот тип керамики имел скорее декоративный, чем полезный характер. [5] «Бильбильские кувшины» являются примером посуды Base Ring, которая представляет собой керамику и имеет длинные тонкие шеи. [6] [7] Археологи предполагают, что кувшины билбил могли использоваться в торговле опиумом из-за следов опиатов, обнаруженных в некоторых стилях кувшинов, а также из-за формы сосуда, напоминающей перевернутый Papaver somniferum . [8]

Распространение керамики Южного Леванта
Распространение керамических памятников эпохи неолита в Южном Леванте.

Микенский импорт

[ редактировать ]

Эта керамика производилась во внутренней Греции и на островах Эгейского моря. Техника изготовления - быстроколесная, с использованием мелкой, хорошо левитированной глины. Комбинация была светло-кремового цвета, что служило фоном изысканному украшению, обычно выполненному в темно-коричневом цвете. Типы сосудов представляли собой небольшие закрытые колбы или «банки-стремя». К концу бронзового века есть свидетельства того, что микенская позднеэлладская керамика IIIC изготавливалась местными гончарами из ханаанской глины. Либо это указывает на постоянное население микенских гончаров в так называемых филистимских городах, либо отражает этническое перемещение новых культурных элементов в этот регион.

Железный век I (1150–950 до н. э.)

[ редактировать ]

В это время в Ханаане появляются две новые крупные группы гончаров. Они были связаны с заселением филистимлян и израильтян.

Филистимская бихромная посуда

[ редактировать ]

Филистимская бихромная посуда является потомком импортной микенской посуды прошлого периода, известной также как микенская IIIC1b. Этот новый стиль керамики изготавливается на местном уровне. Нейтронный анализ показывает, что оно могло быть изготовлено даже в той же мастерской. Оно началось примерно в 12 веке до нашей эры и начало исчезать к концу 11 века до нашей эры. На стиль слегка повлиял Египет, но в основном Ханаан. Микенская традиция твердо придерживается формы глиняной посуды (например, «кувшины в стременах»), тогда как бутылки, как обнаружено, соответствуют кипрскому стилю (что видно по высоким и узким горлышкам). Украшение этой новой посуды изменилось: красные и черные краски на беловатом шликере. Птицы и рыбы распространены на микенской керамике IIIC1b, но меньше на новом стиле: фактически ко второй половине XI века птица, которая когда-то считалась священной, исчезла из керамики.

Израильская керамика

[ редактировать ]

Новые израильские поселенцы начали с использования основных типов ханаанской керамики, пока не начали создавать простые копии купленной керамики, чтобы удовлетворить свои потребности. Отличительной чертой этого раннего израильского стиля являются пифои. Они разбросаны по этим сайтам. Многие банки для хранения имели «обод с воротником», которые были наиболее популярны в центральной части Израиля, хотя с тех пор было обнаружено, что они также производились в районах за пределами зоны израильских поселений.

Железный век II (1000–586 до н.э.)

[ редактировать ]

В период Объединенной монархии израильская керамика улучшилась. В отделочных методах использовалось значительное количество красного шликера, наносимого вручную и разглаживаемого неравномерной полировкой. Однако при разделе королевства гончарные стили распались на две отдельные традиции.

Посуда Самарии — это общее название керамики Израиля (северного царства), хотя существует большое разнообразие форм и стилей. Их можно разделить на две отдельные группы. Первый — толстостенный, с высоким подножием и красной накладкой (иногда полированной), чаще всего в форме чаши. Второй изготовлен из мелких частиц глины и украшен концентрическими полосами красно-желтоватого цвета.

Иудейская керамика совершенно другая и постепенно превращается во все более и более сложные типы/стили. К 8-7 векам до нашей эры иерусалимская керамика была особенно хороша. По всему южному королевству использовалась техника, известная как «полировка колес». Этот термин описывает, как наносилась оранжево-красная накладка, пока горшок находился на круге, а затем полировалась до блеска руками гончара или гладкими инструментами.

Классический период

[ редактировать ]

В римский и ранневизантийский периоды Левант находился на границе огромных территорий, где древнеримская керамика производилась и использовалась , часто перевозившаяся на большие расстояния по морю. Как и в других регионах, местные традиции и римский стиль массового производства сосуществовали, но Левант так и не стал крупным центром производства товаров на экспорт, как это произошло на территории современного Туниса с его африканской красной посудой и современной Турции с фокейской красной посудой. скольжение , оба часто раскапываются в Леванте. Однако Левант был центром производства больших блоков необработанного римского стекла , которые отправлялись в различные центры для обработки. [ нужна ссылка ]

Обычная кухонная посуда Галилеи производилась в основном в Кафр-Инане (Кефар-Хананья). Один произведенный там предмет, «тип Кефар Хананья I CE», также известен как «Галилеева чаша». [9] Эта сеть грубой керамики была одной из многих субрегиональных и микрорегиональных сетей культуры грубой и тонкой керамики, действовавших в Леванте. [10]

Средний возраст

[ редактировать ]

Арабский период

[ редактировать ]

Исследуя сходства разных эпох, Макалистер обсуждает палестинскую керамику арабского периода и ее общие характеристики с древней и современной керамикой, производимой в Палестине. [11] О керамике арабского периода он отмечает: «...похоже, там были большие шаровидные кувшины, мало чем отличающиеся от пресемитских и первых семитских кувшинов бочкообразной формы». Он описывает их как имеющие «ручки-выступы, хотя и иной формы, чем ранние ручки-выступы», и продолжает писать, что «... ручки такого типа до сих пор изготавливаются в местной керамике». [11] Далее он отмечает, что крышки кувшинов этого периода поразительно похожи на крышки «самого раннего типа посуды», «второсемитских крышек кувшинов с двумя петлями посередине блюдца». [11]

Гончар и колесо, Яффо , 1859 год. Из Томсона, с. 282.

Лампы, произведенные в арабский период, были «либо эллинистического типа с длинным носиком, либо византийской формы туфель». [11] «Третий семитский светильник», почти полностью исчезнувший в эллинистический период, снова входит в употребление в арабский период, и Макалистер отмечает, что он до сих пор часто используется среди арабских жителей Палестины. [11]

Некоторые из техник линейного декора также демонстрируют «поразительное сходство с рисованным орнаментом второго семитского периода». [11] Макалистер отмечает, что основные различия заключаются в том, что «шликер и краска имеют более толстую и богатую текстуру в арабской посуде, чем в аморейской , а расписные изделия более геометрические, более механические, а также более мелкие и «изысканные» в арабской посуде. позже, чем в ранней керамике». [11] Что касается сходства с римским периодом, то горизонтальные ребра, ключевая характеристика керамики римской эпохи, «так же распространены в этот период, как и в римский, но, кажется, отличаются по очертанию». [11]

современная эпоха

[ редактировать ]

Современные палестинские горшки, миски, кувшины и чашки, особенно те, которые были произведены до образования Израиля в 1948 году, по форме, ткани и отделке похожи на свои древние аналоги. [12] Уинифред Нидлер , заместитель хранителя Ближневосточного отдела музея Онтарио, Королевского археологического пишет в книге «Палестина: древняя и современная» (1949), что эта преемственность демонстрирует, «насколько настойчиво гончарное ремесло цеплялось за традиции на протяжении веков». [12] Р. А. Стюарт Макалистер в своей работе «Раскопки Гезера » (1912 г.) подчеркивает этот момент, предваряя свой обзор палестинской керамики на протяжении веков, отмечая, что: [13]

... разделение на периоды [палестинской керамики] в некоторой степени является неизбежным злом, поскольку оно предполагает вводящую в заблуждение идею разрыва - как если бы периоды представляли собой множество водонепроницаемых отсеков с фиксированными перегородками между ними. На самом деле каждый период почти незаметно переходит в следующий.

Комментируя далее современные образцы палестинской керамики, Нидлер отмечает, что используемая глина имеет почти тот же состав, что и древние образцы, и имеет такую ​​же форму, разглаживается и обжигается таким же образом, а поверхности часто украшаются аналогичной росписью, высечкой или лепкой. техники. [12] Посуда « Рамаллах » — розовато-серая керамика с тонкими стенками, расписанная простыми геометрическими и растительными узорами красного цвета, — изготовлена ​​вручную; как и «сковородка» и самодельные жаровни. Другая керамика изготавливается на круге и практически не украшена, но часто покрыта глянцевой черной глазурью и имеет грубые узоры ярко-красного цвета. [12]

Палестинская ассоциация культурного обмена (ПАСЕ) собрала коллекцию традиционной керамики, в том числе кастрюли, кувшины, кружки и тарелки, изготовленные мужчинами и женщинами из исторических деревень, таких как Аль-Джиб ( Гиваон ), Бейтин ( Вефиль ) и Сенжел . Их изготавливают вручную и обжигают в открытых печах на древесном угле, как в древние времена. [14]

Палестинская керамика производится на традиционных семейных фабриках в Хевроне и других городах. Керамика, охватывающая широкий спектр красочных тарелок с ручной росписью, ваз, подвесных украшений, плитки, чашек, кувшинов и зеркал в рамах, известна замысловатыми деталями цветочных и арабесковых узоров. [14]

Палестинские художники , создающие современные глиняные скульптуры, такие как Вера Тамари из Рамаллаха, использовали в своих работах глиняные осколки древних произведений. Говорит Тамари, [15]

Мои собственные работы вдохновлены историей палестинской земли. Какое-то время я использовал в своих работах из глины множество черепков керамики. Вы находите осколки керамики повсюду, потому что Палестина имеет столь тысячелетнюю историю, что вы идете по холму и просто находите эти маленькие кусочки керамики, свидетельствующие о жизни, которая там была - кусочки кувшинов, тарелок, чаш. .

Дина Газаль из Наблуса использует другой подход, считая, что абстракция лучше всего выразит суть ее идей.Качества материала, с которым она работает, очень важны для Газаль. Она объясняет, что ее работа — это попытка показать универсальность материала, и она надеется бросить вызов традиционным представлениям об использовании глины. [16]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Бернбек, Рейнхард; Ньювенхейз, Оливье (2013). «Введение: устоявшиеся парадигмы, текущие споры и возникающие темы: состояние исследований позднего неолита в Верхней Месопотамии» (PDF) . В Ньювенхейзе, Оливье; Аккерманс, Питер; Бернбек, Рейнхард; Рогаш, Яна (ред.). Интерпретация позднего неолита Верхней Месопотамии . Документы по археологии из Лейденского музея древностей (PALMA 9). Тюрнхаут: Бреполи. стр. 17–37. ISBN  978-2-503-54001-6 .
  2. ^ Самая старая керамика Телль-Саби Абьяда (и Сирии), 7000–6700 гг. До н.э. Архивировано 23 июля 2015 г. в Wayback Machine http://www.sabi-abyad.nl.
  3. ^ Сиро-японские археологические исследования - Проект бассейна Руж, Сирия
  4. ^ «ДНК библейских хананеев живет в современных арабах и евреях» . Нэшнл Географик . 28 мая 2020 г. Архивировано из оригинала 1 июня 2020 г.
  5. ^ Чарльзворт, Джеймс Х. (2010). Добрый и злой змей: как универсальный символ стал христианизированным . Издательство Йельского университета. п. 98. ИСБН  978-0300142730 .
  6. ^ Бильбильские джунглеты
  7. ^ Новачек, Габриэль Вера (2011). Древний Израиль: основные моменты из коллекции Восточного института Чикагского университета (PDF) . Восточный институт Чикагского университета. п. 32. ISBN  9781885923653 .
  8. ^ Хованец, Зузана; Бунимовиц, Шломо; Ледерман, Цви. «Здесь есть опиум? - Анализ кипрских кувшинов с базовыми кольцами из Тель-Бет-Шемеш, Израиль» (PDF) . Средиземноморская археология и археометрия . 15 (2): 175–189.
  9. ^ Нойснер и др., 2008, с. 203.
  10. ^ Викман, 2007, с. 773 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Макалистер, 1912, с. 228-231.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д Нидлер, 1949, стр. 75–76.
  13. ^ Макалистер, 1912, с. 131.
  14. ^ Перейти обратно: а б «Выставка традиционных палестинских ремесел ПАСЕ» . ШАГ. Архивировано из оригинала 3 июня 2007 г. Проверено 13 июля 2007 г.
  15. ^ «Интервью: Вера Тамари» . Журнал Мать Джонс. 11 мая 2005 года . Проверено 13 июля 2007 г.
  16. Дина Газзал. Архивировано 30 января 2008 г. в Wayback Machine.

Библиография

[ редактировать ]
  • Макалистер, Р. А. Стюарт (1912). Раскопки Гезера: 1902–1905 и 1907–1909 гг. (PDF) . Джон Мюррей, Западная Албемарл-стрит, Лондон.
  • Нидлер, Уинифред (1949). Палестина: древняя и современная . Королевский археологический музей Онтарио. стр. 75–76.
  • Нойснер, Джейкоб; Чилтон, Брюс; Грин, Уильям Скотт (2008). Джейкоб Нойснер; Брюс Чилтон; Уильям Скотт Грин (ред.). Историческое знание в библейской древности (Иллюстрированное изд.). Део Паб. ISBN  978-1-905679-00-3 .
  • Уикхэм, Крис (2007). Обрамление раннего средневековья: Европа и Средиземноморье, 400–800 (иллюстрировано, переиздание). Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-921296-5 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Колдстрим, Николас и Амихай Мазар. 2003. «Греческая керамика из Тель-Рехова и хронология железного века». Журнал исследований Израиля 53 (1): 29–48.
  • Хейс, Джон В. 1997. Справочник по средиземноморской римской керамике. Норман: Университет Оклахомы Пресс.
  • Люк, Джоанна. 2003. Торговые порты, Аль-Мина и геометрическая греческая керамика в Леванте. Оксфорд: Археопресс.
  • Пикок, ДПС 1982. Керамика в римском мире: этноархеологический подход. Лондон: Лонгман.
  • Пенья, Дж. Теодор. 2007. Римская керамика в археологических записях. Кембридж (Великобритания): Издательство Кембриджского университета.
  • Робинсон, Генри Шредер. 1959. Керамика римского периода: хронология. Принстон, Нью-Джерси: Американская школа классических исследований в Афинах.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e367135719cb25448932d47992c238e7__1722255540
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e3/e7/e367135719cb25448932d47992c238e7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Levantine pottery - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)