Давайте бороться
Такелма , (также Дагельма ) — коренной американец который первоначально жил в Долине Разбойников на внутреннем юго-западе Орегона .
Большинство их деревень располагалось вдоль реки Роуг . Имя Такелма означает «(Те) вдоль реки».
История
[ редактировать ]О образе жизни такелма известно гораздо меньше, чем об их соседях в других частях Орегона и северной Калифорнии . Их родина была заселена евроамериканцами в конце истории американской границы, потому что окружающая горная страна защищала ее. Но как только колонизация началась, она пошла быстрыми темпами. Открытие золота послужило толчком к созданию первого белого поселения в этом регионе в 1852 году. Выжившие такелма были отправлены в резервации в 1856 году. Поселенцы и туземцы жили в этом регионе вместе менее четырех лет.
Поскольку территория Такелмы включала наиболее привлекательную в сельскохозяйственном отношении часть Долины Роуг, особенно вдоль самой реки Роуг, их ценные земли были преимущественно захвачены и заселены евроамериканскими поселенцами в середине 19 века. Почти все без исключения эти пришельцы мало или совсем не хотели узнавать о своих коренных соседях и считали их опасной помехой. Они мало что писали о такелма, за исключением документирования собственного взгляда на конфликты. Коренные американцы, живущие недалеко от Такелмы, но на более маргинальных и труднопроходимых землях, такие как народы Шастан и Роуг-Ривер атабаскские , пережили период колонизации, сохранив свою культуру и язык в более нетронутом виде.
Конфликты между поселенцами и коренными народами прибрежных и внутренних районов юго-западного Орегона обострились и стали известны как Войны на реке Роуг . [ 1 ] Натан Дутит исследовал мирные встречи между белыми и индейцами южного Орегона, встречи, которые он описывает как «средние» взаимодействия, осуществляемые «культурными посредниками». Дутит утверждает, что без такого «среднего» контакта такелма и другие индейцы южного Орегона были бы истреблены, а не переселены.
В 1856 году правительство США насильно переселило такелма, переживших войны с разбойными индейцами, в резервацию прибрежных индейцев (сегодня резервация Силец ) на дождливом северном побережье Орегона, в среду, сильно отличающуюся от страны сухих дубов и чапараля, которую они знали. [ 2 ] Многие погибли по пути в резервацию Силец и индейскую резервацию Гранд-Ронд , которая сейчас существует как Конфедеративные племена общины Гранд-Ронд в Орегоне . И многие умерли в резервациях от болезней, отчаяния и неправильного питания. Индийские агенты обучали выживших такелма навыкам ведения сельского хозяйства и отговаривали их говорить на своем родном языке, полагая, что их лучший шанс на продуктивную жизнь зависит от изучения ими полезных навыков и английского языка . В резервациях такелма жили вместе с коренными американцами разных культур; и их смешанные браки с людьми других культур, как в резервации, так и за ее пределами, препятствовали передаче языка и культуры такельманов потомкам такельманов.
Такельма провели много лет в изгнании, прежде чем антропологи начали опрашивать их и записывать информацию об их языке и образе жизни. Лингвисты Эдвард Сапир и Джон Пибоди Харрингтон работали с потомками Такелмы.
В конце 1980-х годов Агнес Бейкер Пилигрим , внучка вождя Такелмы Джорджа Харни, стала наиболее значимым представителем Такелмы. [ 3 ]
«В 1994 году на берегу Эпплгейта люди Такелма впервые за полтора столетия провели Священную Церемонию лосося… Еще одно предприятие, Межплеменной проект Такелма, начавшийся в 2000 году, работал над восстановлением съедобных, лекарственные и плетеные растения с помощью традиционных методов сжигания и обрезки». [ 4 ]
По переписи 2010 года 16 человек заявили о своем происхождении от Такелмы, пятеро из них были чистокровными. [ 5 ]
Культура
[ редактировать ]Окружающая среда и адаптация
[ редактировать ]Люди Такельмана жили как собиратели — термин, который многие антропологи считают более точным, чем охотники-собиратели . Они собирали растительную пищу и насекомых, ловили рыбу и охотились. Такельма выращивали только одну культуру — местный табак ( Nicotiana biglovii ). Такелма жили небольшими группами родственных мужчин и их семей. На внутреннем юго-западе Орегона четко выражены времена года, и древние жители Такелма адаптировались к этим временам года, проводя весенние, летние и ранние осенние месяцы, собирая и запасая еду на зимний сезон. Река Роуг, вокруг которой возникли их деревни, снабжала их лососем и другой рыбой. [ 6 ] По общему мнению, древние промыслы лосося были большими. Интенсивный и скоординированный труд, связанный с крупномасштабным выловом лосося сетями и копьями мужчинами, а также их очисткой и сушкой женщинами, обеспечивал такелма превосходным, богатым белком рационом на протяжении большей части года, если промысел лосося не прекращался. хороший. Рацион лосося дополнялся или заменялся в годы плохого промысла лосося такой дичью, как олени, лоси, бобр, медведь, антилопа и снежный баран. (Последние два вида в настоящее время локально вымерли.) Мелкие млекопитающие, такие как белки, кролики и суслики, могут попасться в ловушки как мужчинам, так и женщинам. Личинки желтого жакета и кузнечики также давали калории.
Ограничивающим фактором в диете Такелмы были углеводы, поскольку рыба и дичь содержали много жиров и белков. Чтобы получить углеводы и витамины, необходимые для хорошего здоровья, такельма собирали разнообразную растительную пищу. Однако в соответствии с теорией оптимального кормодобывания , которая предполагает, что люди, как и другие существа, решают, какую пищу есть в зависимости от того, что дает наибольшую пищевую ценность за труд, затраченный на ее получение, такелма стратегически сосредоточились на двух растительных продуктах: желудях и камасе. , также известный как камассия . Они собирали желуди с двух видов дубов на своей территории в Долине Роуг: белого дуба Орегона и черного дуба Калифорнии . Когда эти продукты были недоступны или для разнообразия своего рациона, женщины Такелма также собирали и обрабатывали семена местных трав и тара ( Madia elegans ), выкапывали корни и собирали мелкие плоды.
Жилье
[ редактировать ]В зимние месяцы такелма жили в полуподземных домах, частично вырытых в изолирующей земле, с надстройками, построенными из вертикально расположенных досок сахарной сосны . Более бедные люди также жили в жилищах из бревен и коры, хорошо засыпанных землей и сухими листьями для изоляции. [ 7 ] Обычно доски опирались на две вертикальные опоры высотой 6 футов, которые поддерживали горизонтальный центральный столб. Рядом с ямой для костра были размещены циновки из кошачьего хвоста с отверстиями в крыше для вентиляции. Дома Такелма имели структурное сходство с полуподземными домами народов Кламат и Модок на востоке, которые говорили на языках плато-пенутийской семьи, а также с домами шаста на юге, которые говорили на различных языках Шастана (которые могут быть частью гипотетической семьи Хокан ). В одном историческом отчете описывается прямоугольная дощатая конструкция, достаточно большая, чтобы вместить 100 человек, но археологи в этом регионе обычно находили остатки гораздо меньших жилищ. В теплые летние месяцы Такельма жил в домах из кустарника или вообще отказывался от них. [ 7 ]
См. также
[ редактировать ]- Латгава
- язык такелма
- Фрэнсис Джонсон
- Такилма, Орегон
- ВМС США «USS Takelma », ныне ARA Suboficial Castillo (A-6) , патрульный катер ВМС Аргентины.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сотрудники ICTMN (7 ноября 2012 г.). «Открытие затерянного поля битвы с индейцами в Орегоне, связанное с« детективной работой » » . Сеть СМИ Indian Country Today . Проверено 4 декабря 2012 г.
- ^ «Племя Такельма» . Национальный памятник «Пещеры Орегона». 21 ноября 2012 г. Проверено 4 декабря 2012 г.
- ^ Стейси Д. Стамбо. « Холокост привел к резне в Индии: в понедельник 1855 года индейцы решили, что больше не могут терпеть» . Ежедневный курьер . Проверено 3 декабря 2012 г.
- ^ Уолдман, Карл. « Такельма ». Энциклопедия индейских племен, третье издание. Нью-Йорк: Facts On File, Inc., 2006. История американских индейцев в Интернете. Facts On File, Inc. (по состоянию на 4 декабря 2012 г.)
- ^ «Перепись 2010 года CPH-T-6. Коренные племена американских индейцев и Аляски в США и Пуэрто-Рико: 2010 год» (PDF) . www.census.gov . Проверено 29 марта 2018 г.
- ^ Этвуд, Кей, Деннис Дж. Грей (2003). «Индейские культуры: такелма и другие народы» . Проект истории Орегона . Проверено 4 декабря 2012 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Сапир 1907 , стр. 251–275.
Библиография
[ редактировать ]- Бекхэм, Стивен Доу (1996), Реквием по народу: индейцы-изгои и пограничники , Корваллис: издательство Университета штата Орегон, ISBN 0-87071-521-6
- Кэмпелл, Лайл (1997), Языки американских индейцев: историческая лингвистика коренных американцев , Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN 0-19-509427-1
- Дутит, Натан (2002), Неопределенные встречи: индейцы и белые в мире и войне в Южном Орегоне 1820-1860-х годов , Нью-Йорк: Издательство Университета штата Орегон, ISBN 0-87071-549-6
- Хэннон, Нэн (1990), Хэннон, Нэн; Олмо, Ричард К. (ред.), «Обзор юго-западного Орегона», Жизнь с землей: индейцы юго-западного Орегона , Медфорд, Орегон: Пресса Исторического общества Южного Орегона
- Годдард, Айвз, изд. (1996), Языки , Справочник североамериканских индейцев, том. 17, Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт, ISBN. 0-16-048774-9
- Грей, Деннис Дж. (1987), Такелмасы и их соседи-атапаски: новый этнографический синтез для района верхней реки Роуг на юго-западе Орегона , Антропологические документы Университета Орегона, Юджин, Орегон: University of Oregon Press
- ЛаЛанд, Джефф (1987), Сначала над Сискиусом: Путешествие Питера Скина Огдена в 1826-1827 годах через приграничье Орегона и Калифорнии , Портленд, Орегон: Пресса Исторического общества Орегона
- ЛаЛанд, Джефф (1990), «Индейцы Юго-Западного Орегона: Этноисторический обзор», Жизнь с землей: Индейцы Юго-Западного Орегона , Медфорд, Орегон: Историческое общество Южного Орегона, ISBN 0-943388-08-2
- Митхун, Марианна (1999), Языки коренных народов Северной Америки , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-23228-7
- Сапир, Эдвард (1907), Заметки об индейцах такелема юго-западного Орегона , Новая серия американского антрополога, том. 9, Вашингтон, округ Колумбия: Американская антропологическая ассоциация, стр. 251–275.
- Сапир, Эдвард (1909), Тексты Такелемы , Антропологические публикации Университетского музея, том. 2, Вашингтон, округ Колумбия: University of Pennsylvania Press, стр. 34–42.
- Сапир, Эдвард (1922), «Язык такелма юго-западного Орегона», в Боасе, Франце (редактор), Справочник по языкам американских индейцев: Часть 2 , Вашингтон, округ Колумбия: Издательство правительственной типографии, стр. 1–296.