Вилюс Гайгалайтис
Вилюс Гайгалайтис | |
---|---|
Рожденный | Вильгельм Гайгалат 27 сентября 1870 г. |
Умер | 30 ноября 1945 г. | (75 лет)
Национальность | прусский литовский |
Альма-матер | Кенигсбергский университет |
Род занятий | Лютеранский священник, активист, политик, профессор университета, коллекционер книг |
Политическая партия | Литовские консервативные избирательные общества |
Член правления | Общество Завета |
Награды | Орден Великого князя Литовского Гедиминаса. Орден Трех Звезд |
Вилюс Гайгалайтис или Вильгельм Гайгалат (27 сентября 1870 – 30 ноября 1945) был лютеранским священником и прусским литовским активистом. Он был членом Палаты представителей Пруссии (1903–1918), директором консистории Евангелическо - лютеранской церкви в Литве (1925–1933) и профессором Университета Витаутаса Великого (1925–1936).
Получив образование в Кенигсбергском университете , Гайгалайтис был рукоположен в священники и получил степень доктора философии в 1900 году. Он работал священником в Рамучяй (1900–1902), Прекуле (1902–1915) и Катычае (1915–1919). Как представитель литовских консервативных избирательных обществ , Гайгалайтис избирался в ландтаг Пруссии в 1903, 1908 и 1913 годах. Он присоединился к Консервативной партии Германии и защищал использование литовского языка в школах и церквях. Во время Первой мировой войны поддерживал независимость Литвы и идею объединения Малой Литвы с Собственной Литвой . В 1918 году он был избран председателем Национального совета Малой Литвы , но не подписал Тильзитский акт . После того, как Литва получила контроль над Клайпедским краем в январе 1923 года, Гайгалайтис стал членом Управления Клайпедского края , но через год подал в отставку из-за разногласий и отказался от дальнейшей политической работы.
Гайгалайтис был членом и соучредителем многочисленных культурных и просветительских обществ Литвы. Он был многолетним председателем Общества Сандора и редактором его газеты «Пагалба» . После Первой мировой войны он работал над созданием литовских школ. Он преподавал на факультете евангелической теологии Университета Витаутаса Великого с момента его основания в 1925 году до закрытия в 1936 году. В 1925 году он стал директором консистории Евангелическо - лютеранской церкви в Литве и принял меры против прогерманских священников.
Различные литовские школы и общества были ликвидированы после того, как Литва уступила Клайпедский край нацистской Германии в марте 1939 года, что разрушило дело всей жизни Гайгалайтиса. Он отступил в Литву, а затем в Германию, где умер в Бреттене в 1945 году. Всего Гайгалайтис опубликовал 25 книг, в том числе исследование Gemeinschaftsbewegung (Общинное движение) среди прусских литовцев и первое произведение на литовском языке о поэте Кристионасе Донелайтисе. .
Биография
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Гайгалайтис родился 27 сентября 1870 года и был младшим из хороших детей в семье фермеров в Науиеносе (нем. Heydebruch; современный Науйининкай в волости Пагегяй ) недалеко от Вилкышкяй . [1] Деревня тогда была частью Восточной Пруссии , где проживало большое литовскоязычное меньшинство прусских литовцев . Семья владела 300 моргенами земли (76,5 га или 189 акров). [2] Семья была богатой, и Гайгалайтис иногда представлял себя сыном мелкого дворянина. [3]
Гайгалайтис посещал начальную школу в Жукае с 1877 года. [4] Его первая известная статья (перевод с немецкого о христианских миссионерах) была опубликована в приложении «Келейвис» к «Konzervatyvų draugystės laiškas» в 1884 году (в возрасте 14 лет). [3] В 1886 году он девять месяцев обучался у священника Йонаса Пипираса и успешно сдал вступительные экзамены в гимназию Луизы в Мемеле (ныне Клайпеда). [3] Через год он перевелся в реальную гимназию в Тильзите (ныне Советск), где, по его воспоминаниям, организовал тайную студенческую группу «Балтия». [3] В Тильзите Гайгалайтис познакомился с другими литовскими активистами, особенно с теми, кто работал над изданием «Варпас» , и начал более активно сотрудничать с литовской прессой. [3]
Университетское обучение
[ редактировать ]После окончания средней школы в 1892 году Гайгалайтис решил изучать теологию и философию в Кенигсбергском университете . Он также брал уроки сравнительного языкознания , истории, литовского языка. [5] Профессор лингвистики Адальберт Безценбергер оказал формирующее влияние на Гайгалайтиса. [6] В ноябре 1894 года он вступил в Прусское общество античности . [7] Он проучился шесть месяцев в Берлинском университете (есть противоречивые сведения, изучал ли он лингвистические или сельскохозяйственные предметы). [8]
Чтобы стать священником, Гайгалайтису пришлось сдать два экзамена – pro licentia concionandi (на чтение проповедей) и pro Ministryio (на служение). Между этими экзаменами был обязательный 18-месячный период ожидания. За это время Гайгалайтис посещал шестинедельные курсы учительской семинарии в Рагните (ныне Неман ) и преподавал в начальных школах. [8]
В июне 1900 года он получил степень доктора философии в Кенигсбергском университете за диссертацию о Wolfenbütteler Postil (недавно обнаруженной литовской рукописи 1573 года). [5] [9] Гайгалайтис выбрал эту тему под влиянием Адальберта Безценбергера , который помог ему получить финансовую помощь от правительства Германии. Диссертация была опубликована в журнале Литовского литературного общества . Это была лингвистическая, а не теологическая работа. [9]
Карьера
[ редактировать ]Религия
[ редактировать ]Гайгалайтис был рукоположен в священники в июне 1900 года. Он принял должность помощника священника ( Hilfsprediger ) в Эйдайчяй , но это была маленькая и отдаленная деревня без церкви. [10] была построена небольшая церковь Когда в близлежащем Рамучяе , Гайгалайтис переехал туда (лютеранский приход в Рамучяй был основан в 1902 году). [11] В апреле 1902 года он стал вторым священником гораздо более крупного и авторитетного прихода в Приекуле . [11] В 1904 году первым священником прихода стал Эндрикис Эндрулайтис. Он активно работал в литовской прессе и сотрудничал с Гайгалайтисом, но скептически относился к литовскому национальному возрождению . [12] В октябре 1915 года Гайгалайтис стал священником в Катычае . В связи с возросшей социальной и политической активностью в марте 1919 года он оставил активную пастырскую деятельность. [13] Затем он переехал в Мемель (Клайпеда), где прожил до 1940 года. [14]
В июне 1925 года Гайгалайтис был избран синодом Евангелическо-лютеранской церкви в Литве церкви в консисторию . [4] Несмотря на протесты немецких и латвийских членов конгрегации, президент Литвы назначил Гайгалайтиса председателем консистории. [15] Он занимал эту должность до 1933 года и принимал меры против прогерманских священников. [4] [15] За такую политику Гайгалайтис часто подвергался нападкам со стороны немецких священников. В 1928 году Курт Баллерштедт опубликовал брошюру Die evangelisch-lutherische Kirche in Litauen im Kampf um ihre Freiheit (Евангелистско-лютеранская церковь в Литве в борьбе за свою свободу) с предисловием Густава Адольфа Дайссмана . В ответ Гайгалайтис в следующем году опубликовал свою собственную брошюру, в которой освещалась борьба церкви в 1925–1929 годах. [16]
В 1937 году он присутствовал на Всемирной конференции по вопросам церкви, сообщества и государства в Оксфорде (вторая конференция движения «Жизнь и работа» ) и выступил с докладом, в котором утверждал, что священникам не следует вмешиваться в национальные конфликты. [13]
Политика
[ редактировать ]В 1903 году Гайгалайтис как представитель Литовских консервативных избирательных обществ был избран в прусскую палату представителей ландтага Пруссии . Он был переизбран в 1908 и 1913 годах, проработав до 1918 года. [4] Первоначально он присоединился к фракции Консервативной партии Германии , но позже был признан независимым. По его воспоминаниям, за годы работы в Ландтаге он произнес еще 14 заметных речей, в частности по вопросам литовского языка в школах и церквях. [17] Находясь в Берлине, он пропагандировал литовскую культуру. Например, в 1910 году он организовал выставку литовского народного искусства и лекции о Литве. [18]
Во время Первой мировой войны, когда Германия оккупировала большую часть территории современной Литвы, Гайгалайтис опубликовал политическую брошюру «Литовско-балтийский вопрос» ( Dielitauisch-baltische Frage ), в которой утверждал, что Германия должна создать контролируемое Германией буферное государство из губернаторств Литвы. Вильно , Ковно и Сувалки . В то время он не хотел включать прусских литовцев в это государство. [17] В 1917 году он опубликовал более подробный трактат «Литва: оккупированная земля» ( Litauen das besetzte Gebiet ) в поддержку независимости Литвы. В книгу вошла карта этнографической Литвы , охватывающая как Малую Литву , так и Собственно Литву . [19] Он также был членом Немецко-литовского общества, которое издавало газету Das neue Litauen , поддерживавшую независимость Литвы, но только в том случае, если Литва зависела от Германии. [20]
16 ноября 1918 года Гайгалайтис был избран председателем Национального совета Малой Литвы , который принял Тильзитский акт , призывавший к объединению Малой Литвы и Собственной Литвы в единое независимое литовское государство. Однако из-за политической реакции Гайгалайтис отказался занять этот пост и не подписал акт, хотя в целом поддержал эту идею. [21] Несколько недель спустя он стал председателем Национального совета. Гайгалайтис столкнулся с давлением со стороны немецкой полиции и в июле 1919 года бежал в Каунас , временную столицу Литвы . Там он работал редактором официальной правительственной газеты «Летува» . [22]
Он вернулся в Клайпедский край , когда в начале 1920 года он был передан французской администрации в соответствии с мандатом Лиги Наций . [22] Он с большей готовностью присоединился к усилиям Литвы по объединению Клайпедского края с Литвой, [23] хотя он хотел сохранить автономию региона. [22] 20 марта 1920 года Гайгалайтис и трое других членов Национального совета Малой Литвы были кооптированы Советом Литвы . Это была символическая мера, призванная продемонстрировать политическую поддержку идеи объединения. [22] Гайгалайтис совершил две дипломатические миссии по Клайпедскому краю: для консультаций в Соединенном Королевстве в 1921 году и в качестве руководителя делегации прусских литовцев на конференции послов в ноябре 1922 года. [23]
После того как Литва в январе 1923 года получила контроль над Клайпедским краем , Гайгалайтис стал членом Управления Клайпедского края . Он был его членом с февраля по декабрь 1923 года и в основном занимался религиозными и образовательными вопросами. Он разработал закон об использовании литовского языка в школах. [4] Литовцы хотели ввести более строгие требования к литовскому языку, а Гайгалайтис поддерживал автономию региона и более умеренный подход. Политические разногласия привели к его отставке из управления в декабре 1923 года и отказу от дальнейшей политической деятельности. [24]
Политическая деятельность Гайгалайтиса вызвала критику. Немцы обвинили его в шовинизме и предательстве. [25] Литовцы критиковали его за то, что он недостаточно литовец и поддерживает автономию Клайпедского края. [26] В частности, Гайгалайтис поссорился с Мартинасом Янкусом и Йонасом Ванагайтисом , двумя другими пролитовскими прусскими литовцами. [26]
Общества
[ редактировать ]В 1904 году вместе с другими Гайгалайтис учредил благотворительное, культурно-просветительское общество «Сандора» . Он был ее председателем (до 1940 года) и редактором газеты «Пагалба» . [4] Общество содержало приюты для инвалидов, воскресные школы, поддерживало обедневших студентов, организовывало церковные хоры и т. д. [7] Один из приютов, созданный в 1934 году, сейчас носит его имя и продолжает действовать в Гаргждае . [4] Общество Сандора также опубликовало 30 книг и брошюр. [27]
Он был членом многих других обществ, в том числе Общества Бируте (поддерживал его библиотеку), [28] Литовское литературное общество (стало членом его правления с 1911 г.), [29] Литовское научное общество в Вильнюсе (1907–1914) и Общество «Спауда» в Тильзите (1914–1922). [5] Когда в 1919 году Общество «Спауда» организовало литовскую ежедневную газету Prūsųlietuvių balsas , Гайгалайтис пожертвовал на это дело 21 000 марок. [27]
В 1913 году, готовясь к 200-летию со дня рождения поэта Кристионаса Донелайтиса , Гайгалайтис опубликовал первую биографию Донелайтиса и собрал деньги на строительство ему памятника на Рамбинасе . Однако он не был построен из-за Первой мировой войны. [18] Во время войны собирал средства для сосланных в Сибирь пруссаков . [5]
Он стал соучредителем Общества «Аукурас» по пропаганде литовской культуры (1922). [5] В 1924 году он стал соучредителем Общества музеев Клайпедского края. Он был его председателем до 1939 года. [30] Общество поддержало Музей Клайпедского края, открывшийся в 1931 году и экспонирующий в основном археологические артефакты. [31] Гайгалайтис был представителем Британского и зарубежного библейского общества в Литве (1924–1937). [5] Он также был членом и какое-то время председателем Общества литовско-латвийского единства. [14] Гайгалайтис был одним из руководителей Клайпедского отделения Красного Креста Литвы , созданного в 1935 году. [14]
Образование
[ редактировать ]В 1922 году Гайгалайтис основал первую литовскую гимназию в Мемеле (ныне Клайпедская гимназия Витаутаса Великого ) и был ее первым директором (до 1924 года). [5] Он был соучредителем и многолетним председателем Общества школ Клайпедского края, созданного в 1926 году. Когда Клайпедский край был присоединен к Литве, в нем была 241 начальная школа, но только в одной из них преподавание было на литовском языке. [23] Отсутствие литовских учителей и сопротивление немецких родителей затрудняли изменение языка обучения. Поэтому общество создало и содержало частные начальные школы в регионе. [32] В 1938 году в обществе было 60 школ, в которых обучалось 2520 учащихся. [30] В 1934 году он основал в Клайпеде курсы проповедников и хормейстеров. [4]
Гайгалайтис и другие работали над созданием факультета евангелической теологии в Университете Витаутаса Великого в Каунасе. Факультет был основан в апреле 1925 года. Первые три преподавателя (в том числе Гайгалайтис) были приняты на работу в сентябре 1925 года. [33] Повилас Якубенас (член Литовской евангелической реформатской церкви Деканом факультета был ), за исключением 1927/1928 учебного года, когда этот пост занял Гайгалайтис. Гайгалайтис не жил в Каунасе, а ездил на работу из Клайпеды. [33] Он работал на факультете до его закрытия 15 сентября 1936 года. [4] Он преподавал занятия по христианской миссии, социологии, литургии , этике, экзегезе , апологетике , катехизации и пастырскому богословию . [34] [35]
Дальнейшая жизнь и смерть
[ редактировать ]После того, как в марте 1939 года Литва уступила Клайпедский край нацистской Германии , дело жизни Гайгалайтиса было разрушено нацистами – различные школы и общества (в том числе общество «Сандора») были ликвидированы. Он опасался ареста гестапо . [36] В январе 1940 года он переехал в Кретингу и работал священником в Гаргждайском приходе. [4] Здоровье его ухудшалось, и ему требовалось лечение в санаториях. [36]
В феврале 1941 года, после советской оккупации Литвы , он эмигрировал в Германию, используя гражданство своей жены. [36] Они были допрошены полицией, прошли через фильтрационный лагерь, им было запрещено жить с родственниками жены во Франкфурте . [36] В конце концов они поселились в Бреттене на территории современной Баден-Вюртемберга . Гайгалайтис жил под надзором полиции и писал свои мемуары (опубликованы в 1998 году). [36] Он умер там 30 ноября 1945 года. [37] Согласно его завещанию, останки его и его жены были перезахоронены на Елнишском кладбище недалеко от Приекуле 26 марта 1994 года. [37]
Публикации
[ редактировать ]Всего Гайгалайтис опубликовал 23 книги (18 на литовском языке и пять на немецком). [16] Содержание этих книг разнообразно: академические исследования, популярные труды по христианской морали, учебные книги по научно-популярным книгам, азбуки , впечатления от путешествий, пропаганда трезвенничества . [16]
Академические исследования
[ редактировать ]В 1904 году Гайгалайтис опубликовал исследование Gemeinschaftsbewegung (Общинное движение) среди прусских литовцев. В следующем году оно было переведено на литовский язык как Evangeliški surinkimai Lietuvoje . [38] Движение возникло в 18 в. на основе идей пиетизма и обычаев изгнанных зальцбургских протестантов . [39] По словам Гайгалайтиса, он потратил девять лет на сбор данных и опрос участников движения. Он остается ценным историческим источником и доминирует в литовской историографии по этому вопросу. [40]
Гайгалайтис всю жизнь интересовался литовской библиографией . Когда Сильвестрас Балтрамайтис опубликовал в 1892 году свою библиографию литовских книг, Гайгалайтис написал ее обзор в Варпасе и обнаружил 62 недостающие статьи – 58 книг и четыре периодических издания. В его личной библиотеке было 37 недостающих записей. [41] Одна из этих записей (перевод рассказа Йодокуса Темме ) известна только по этой рецензии. [42] В следующем году он опубликовал критический обзор исторических источников и книг по истории Литвы в Vienybėlietuvninkų . [43] Начиная с 1896 года Гайгалайтис составлял библиографический указатель для журнала «Извещения Литовского литературного общества», издаваемого Литовским литературным обществом . [44] Кульминацией такой работы стал библиографический обзор и история литовской прессы Lietuvos nusidavimai ir mūsų rašliava, опубликованный в 1912 году. Когда Литва стала независимой, Гайгалайтис сотрудничал с Миколасом Биржишкой и был одним из ключевых источников информации о литовских книгах, изданных в Малой Литве . [43]
В 1913 году, готовясь к 200-летию со дня рождения священника и поэта Кристионаса Донелайтиса , Гайгалайтис опубликовал краткую биографию и литературный анализ своего ключевого стихотворения « Времена года» . Это была первая работа о Донелайтисе на литовском языке. [45]
В начале 1900-х годов Гайгалайтис изучал труды историка Симонаса Даукантаса с лингвистической точки зрения, но эта работа не была завершена. [46]
Редактор книг
[ редактировать ]Гайгалайтис отредактировал несколько книг. К ним относится двухтомный литовский перевод лютеранской повестки дня, опубликованный в 1897 году. [8] Он редактировал литовский перевод Библии, опубликованный в 1908 году. Это издание, опубликованное римским , а не немецким черным шрифтом , предназначалось для литовцев в Литве и Соединенных Штатах. [47] Он модернизировал орфографию, заменил варваризмы и т. д. [27] Он также помогал редактировать сборник литовских народных песен Вилюса Калвайтиса опубликованный в 1905 году. Гайгалайтис также собирал народные песни и подготовил публикацию в 1888 году, но она не была опубликована. [27]
Статьи в прессе
[ редактировать ]Первая известная статья Гайгалайтиса была опубликована, когда ему было 14 лет. [48] Позже он сотрудничал с многочисленными литовскими и немецкими периодическими изданиями, издаваемыми в Малой Литве, Собственной Литве и Литовцами в Соединенных Штатах. [48] Поскольку политические статьи могли привлечь внимание полиции, Гайгалайтис публиковался под многочисленными псевдонимами, что затрудняло установление авторства. [49]
Чаще всего он публиковал политические статьи о своей работе в Ландтаге Пруссии в журналах Lietuviška ceitunga , Lietuvos keleivis и Naujalietuviška ceitunga . Он также публиковал политические статьи в немецких Rheinisch-Westfälische Zeitung , Der Tag и других. [49] С 1905 по 1938 год Гайгалайтис редактировал и вносил большую часть содержания в ежемесячный журнал «Пагальба», издаваемый Обществом Сандора. [49]
Личная библиотека
[ редактировать ]Гайгалайтис был библиофилом и владел богатой личной библиотекой литовских публикаций и произведений о Литве на других языках. [28] После Первой мировой войны его личная библиотека была объединена с библиотекой Общества Сандора, которая в 1939 году насчитывала около 7500 книг и периодических изданий. [28] В библиотеке было несколько старых и редких изданий, таких как «Постил» Йонаса Бреткунаса (1591 г.), сборник гимнов Даниэля Кляйна (1704 г.), словарь Филиппа Рухига (1747 г.). [50]
Во время Второй мировой войны библиотека была разделена: около 300 книг и коллекция периодических изданий были проданы Государственной центральной библиотеке , остальные предметы вывезены в Германию, розданы другим коллекционерам или оставлены местному священнику. [28] [51] Гайгалайтис взял с собой в Германию около 1750 томов. В них не вошли старые и редкие издания (их судьба неизвестна). В своем завещании он оставил эти книги библиотеке Университета Витаутаса Великого . [52] В 1956 году эти тома были переданы в дар нынешней Берлинской государственной библиотеке . Они были каталогизированы и описаны Йохеном Дитером Рэнджем в 1980 году. [52] После восстановления независимости Литвы в 1990 году около 1600 книг были переданы в Национальную библиотеку Литвы имени Мартинаса Мажвидаса в 1997 году. [53]
Был также разогнан личный архив Гайгалайтиса. Некоторые материалы остались в Литве, другие оказались в Германии, Швейцарии, США. Некоторые предметы были возвращены из Швейцарии вместе с архивом дипломата Альбертаса Герутиса . [54] В 2022 году родственники Гайгалайтиса передали часть его личного архива Публичной библиотеке Иевы Симонайтите Клайпедского уезда . Документы включают рукописи мемуаров, дневники, письма, фотографии, несколько личных вещей. [55]
Награды
[ редактировать ]Гайгалайтис удостоен следующих наград: [4]
- 1928 — Орден Великого князя Литовского Гедиминаса 3-й степени.
- 1928: Медаль Независимости (Литва)
- 1930: Орден Великого князя Литовского Гедиминаса 2-й степени.
- 1933: Почетный доктор теологии Латвийского университета.
- 1935: Орден Трех звезд (4-й степени).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Каунас 1998 , стр. 486–487.
- ^ Каунас 1998 , стр. 486.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Каунас 1998 , стр. 490.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Пулокас 2020 , стр. 10–11.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Юшка 2000-2009 .
- ^ Каунас 1998 , стр. 491.
- ^ Перейти обратно: а б Каунас 1998 , стр. 501.
- ^ Перейти обратно: а б с Каунас 1998 , стр. 492.
- ^ Перейти обратно: а б Каунас 1998 , стр. 502.
- ^ Каунас 1998 , стр. 492–493.
- ^ Перейти обратно: а б Каунас 1998 , стр. 493.
- ^ Каунас 1998 , стр. 494.
- ^ Перейти обратно: а б Каунас 1998 , стр. 495.
- ^ Перейти обратно: а б с Королева .
- ^ Перейти обратно: а б Петкунас 2000–2009 .
- ^ Перейти обратно: а б с Каунас 2007 , стр. 194.
- ^ Перейти обратно: а б Каунас 1998 , стр. 496.
- ^ Перейти обратно: а б Каунас 1998 , стр. 500.
- ^ Каунас 2023 , стр. 5.
- ^ Стракаускайте 1996 , с. 79.
- ^ Каунас 1998 , стр. 497.
- ^ Перейти обратно: а б с д Каунас 1998 , стр. 498.
- ^ Перейти обратно: а б с Стракаускайте 1996 , с. 80.
- ^ Каунас 1998 , стр. 499.
- ^ Каунас 2007 , стр. 190–191.
- ^ Перейти обратно: а б Каунас 2007 , стр. 191.
- ^ Перейти обратно: а б с д Каунас 1998 , стр. 511.
- ^ Перейти обратно: а б с д Каунас 1998 , стр. 512.
- ^ Каунас 1998 , стр. 505.
- ^ Перейти обратно: а б Стракаускайте 1996 , с. 81.
- ^ Тамулинас и Жукас 2000–2009 .
- ^ Стракаускайте 1996 , стр. 80-81.
- ^ Перейти обратно: а б Каунас 1998 , стр. 507.
- ^ Стракаускайте 1996 , с. 82.
- ^ Чепенас 1972 , с. 386.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Каунас 1998 , стр. 514.
- ^ Перейти обратно: а б Каунас 1998 , стр. 515.
- ^ Каунас 1998 , стр. 503.
- ^ Жемайтайтис и Петкунас 2000–2009 .
- ^ Июль 2018 г. , с. 145.
- ^ Каунас 2007 , стр. 212.
- ^ Каунас 2007 , стр. 216.
- ^ Перейти обратно: а б Каунас 1998 , стр. 504.
- ^ Каунас 2007 , стр. 214.
- ^ Каунас 1998 , стр. 504–505.
- ^ Каунас 1998 , стр. 502–503.
- ^ Каунас 2007 , стр. 199.
- ^ Перейти обратно: а б Каунас 1998 , стр. 508.
- ^ Перейти обратно: а б с Каунас 1998 , стр. 509.
- ^ Каунас 2007 , стр. 219.
- ^ Каунас 2007 , стр. 222–223.
- ^ Перейти обратно: а б Каунас 2007 , стр. 228–229.
- ^ Каунас 2007 , стр. 229.
- ^ Каунас 2007 , стр. 229–230.
- ^ Диковене 2022 .
Библиография
[ редактировать ]- Бараса, Дариус (2018). «Паломничество в прусской Литве: массовость, распространение и имидж в третьем десятилетии XIX века» . Старая литовская литература (на литовском языке). 46 : 141–169. ISSN 1822-3656 .
- Чепенас, Пранас, изд. (1972). Литовский университет 1579–1803–1922 (на литовском языке). Чикаго: Ассоциация литовско-американских профессоров. ОСЛК 2152067 .
- Диковене, Аста (25 марта 2022 г.). «Архив корифея страны – в Клайпеде» (на литовском языке). День Каунаса . Проверено 24 марта 2024 г.
- Юшка, Альбертс (2000–2009). «Вилюс Гайгалайтис» . Энциклопедия Малой Литвы (на литовском языке). Издательский центр науки и энциклопедий . Проверено 23 марта 2024 г.
- Королева Виктория. «Вилюс Гайгалайтис – священник, политик, общественный деятель (виртуально)» (на литовском языке). Публичная библиотека Клайпедского уезда имени Иевы Симонайтите . Проверено 23 марта 2024 г.
- Каунас, Домас (1998). «Жизнь во имя веры и литовства: признаки существования Виляуса Гайгалайтиса». Воспоминания . Гайгалайтис, Вилюс. Каукене, Аудроне (ред.). (на литовском языке). Клайпеда: Фонд Маленькой Литвы, Издательство Клайпедского университета. ISBN 9986-505-77-1 .
- Каунас, Домас (2007). «Книговедение и деятельность Вилиаса Гайгалайтиса» . Книговедение (на литовском языке). 48 : 187–238. дои : 10.15388/kn.v48i0.8124 . ISSN 2345-0053 .
- Каунас, Домас (28 ноября 2023 г.). «100-летие Клайпедского края: предпосылки и последствия объединения частей Литвы» (PDF) (на литовском языке). Литовская академия наук.
- Петкунас, Дариус (2000–2009). «Синод» . Энциклопедия Малой Литвы (на литовском языке). Издательский центр науки и энциклопедий . Проверено 23 марта 2024 г.
- Пулокас, Кястутис (14 декабря 2020 г.). «Священник доктор Вилиус Гайгалайтис» . Наука Литвы (на литовском языке). 21 (664): 10–11. ISSN 1392-7191 .
- Стракаускайте, Ниоле (1996). «Из литовской деятельности Виляуса Гайгалайтиса в Малой Литве» . История (на литовском языке). 34 : 76–85. ISSN 2029-7181 .
- Тамулин, Лин; Жукас, Юлюс (2000–2009). «Музей Клайпедского края» . Энциклопедия Малой Литвы (на литовском языке). Издательский центр науки и энциклопедий . Проверено 23 марта 2024 г.
- Жемайтайтис, Альгирдас; Петкунас, Дариус (2000–2009). «Сборщики» . Энциклопедия Малой Литвы (на литовском языке). Издательский центр науки и энциклопедий . Проверено 23 марта 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1870 рождений
- 1945 смертей
- Малая Литва
- Люди из Восточной Пруссии
- Литовское лютеранское духовенство
- Члены Палаты представителей Пруссии
- Члены Совета Литвы
- Редакторы литовских газет
- Литовские коллекционеры книг и рукописей.
- Выпускники Кенигсбергского университета
- Академический состав Университета Витаутаса Великого