Jump to content

еврей с монетой

еврей с монетой

Еврей монетой с [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] также маленький еврей ( Жидки ), [ 4 ] или счастливый "Żyd na szczęście"еврей [ 1 ] ) — талисман на удачу в Польше, где считается, что изображения или фигурки персонажей, обычно сопровождаемые пословицей , приносят удачу, особенно в финансовом отношении. [ 1 ] Впервые мотив был описан в статьях 2000 года и, вероятно, относится к началу 1990-х годов . [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] Несмотря на широкое признание, фигурки не являются самым популярным талисманом на удачу в Польше. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ]

Ученые предлагают различные интерпретации природы и происхождения мотива, но в целом сходятся во мнении, что он используется как талисман на удачу. [ 9 ] [ 10 ] в частности финансовая удача. [ 1 ] [ 11 ] [ 12 ] Фигурки иногда подвергались критике и назывались спорными, поскольку они основаны на традиционной антисемитской легенде о еврейском ростовщике . [ 13 ] [ 14 ] Мнения об этом мотиве различаются; некоторые ученые считают, что это способствует польско-еврейскому диалогу или рассматривают его как безобидный фольклор или ностальгию , в то время как другие считают, что это антисемитский и оскорбительный стереотип . [ 4 ] [ 5 ] [ 11 ] [ 15 ] [ 16 ]

Использование и обычаи

[ редактировать ]

Фигурки используются как талисман на удачу в надежде разбогатеть. [ 1 ] [ 12 ] а также амулеты на удачу от футбольных фанатов, которые затем обвиняют евреев, если их команда проигрывает. [ 9 ] [ 10 ]

Фигурки часто дарят. [ 15 ] Некоторые из них продаются с «инструкциями», как их использовать, чтобы принести удачу. [ 1 ] рекомендуется перевернуть их вверх дном. В субботу (вечер пятницы) [ 15 ] или суббота [ 17 ] ) или поместите монету (грош, 1/100 злотого ) за изображением, чтобы на дом обрушились деньги и удача. [ 1 ] [ 12 ] [ 15 ] [ 17 ] В домах изображения следует размещать в прихожей слева от двери (вероятно, это аналог мезузы ). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Фигурки также размещают в офисах и магазинах рядом с кассовыми аппаратами. [ 17 ] По данным опроса, проведенного в Польше в 2015 году, 50 процентов респондентов знали о суеверии удачи, 24 процента — о обычае ставить грош за рамку и 13 процентов — переворачивать его вверх дном в субботу. [ 1 ]

Мотив часто сопровождается поговорками. Поговорка Żyd w sieni, pieniądz w kieszeni («Еврей в зале, монета в кармане») имеет корни еще до Второй мировой войны . [ 1 ] Первоначальный смысл поговорки заключался в том, что пока еврей оставался у входа в дом, деньги в доме оставались в безопасности, но в современном обиходе смысл изменился на противоположный: еврей в прихожей приносит в дом удачу. [ 1 ] Джоанна Токарска-Бакир подчеркивает, что: «Учитывая силу коннотаций, связанных с современной историей, эта максима приобретает горький смысл, поскольку она намекает на то, как поляки обогащались, защищая евреев». [ 1 ] Поговорка « Кто nie ma w domu Żyda, temu bida» («Тот, у кого дома нет еврея, тот безденежен») основана на Kiedy bida, to do Żyda («Когда есть бедность, иди к еврею»), первоначально относящейся к Еврейские ростовщики, а также свидания до Второй мировой войны. [ 1 ] Возникли и современные варианты, сопровождающие этот мотив, например: Чтобы деньги были в доме и никогда не заканчивались, в доме должен быть еврей! Он будет хранить деньги («Чтобы деньги оставались дома и не уходили, держите в своем доме еврея, он будет хранить наличные»). [ 1 ]

Согласно опросу 2015 года, проведенному Павлом Добросельским, Петром Маевским и Юстиной Новак в Польше, 65% респондентов узнали этот мотив, 55% видели его дома у семьи или друзей, а у 18% был такой объект. [ 1 ] Не было выявлено корреляции между возрастом респондента и признанием мотива, что является подтверждением того, что мотив появился недавно. [ 1 ] 50% респондентов знали о суеверии, что оно приносит финансовую удачу, [ 1 ] 24% знали о практике размещения гроша за рамой и 13% переворачивали его вверх дном в субботу. [ 1 ] Один из этих ритуалов совершили около 16% респондентов. [ 7 ]

По мнению Добросельского, низкий уровень знаний и практики связанных с ними суеверий в отличие от высокого уровня признания можно объяснить тем, что этот мотив является недавним явлением, а сопутствующие суеверия еще не вошли в привычку, как старые суеверия. [ 7 ] Добросельский отмечает, что женщины чаще, чем мужчины, практиковали суеверия, связанные с этим мотивом, а также другие суеверия. [ 7 ] Добросельский находит дальнейшее подтверждение новизны этого явления, когда сравнивает свои результаты с результатами исследования общих суеверий в Польше: [ 18 ] В результате выяснилось, что 39% респондентов придерживаются пяти распространенных суеверий, таких как скрещивание пальцев . [ 7 ] В заключительной части опроса Добросельский задавал ряд вопросов, связанных с антисемитскими предрассудками, основанных на вопросах, используемых социологом Антони Сулеком. Респонденты Сулека на вопрос «оказывают ли евреи слишком большое влияние на дела Польши» ответили утвердительно 43% в 2002 году и 22% в 2010 году, тогда как Добросельский в 2015 году обнаружил, что этот показатель составляет 33% (коррелирует с возрастом, обратно коррелирует с финансовым благополучием). и образование). [ 7 ] Добросельский отмечает, что фигурки слабо привязаны к культурному контексту и не пользуются популярностью по сравнению с другими талисманами и ритуалами на удачу. [ 7 ]

Около 50% респондентов рассматривали этот мотив как талисман финансовой удачи (18% не согласились, другие не знали), 43% - как талисман на удачу (20% не согласились), 23% - как региональный сувенир (31% не согласились). ) и 15% как талисман для защиты дома и семьи (33% не согласны). [ 7 ] Добросельски с удивлением отмечает, что лишь немногие респонденты видели это изображение в магазинах (27%), в Интернете (21%) или в местах обслуживания, таких как рестораны (12%), в то время как во многих академических и журналистских статьях говорится, что оно повсеместно распространено в таких местах. Добросельский объясняет несоответствие, предполагая, что мотив, который часто присутствует на небольших предметах, легко не заметить в месте с множеством других предметов, особенно когда покупатели намереваются купить что-то еще. [ 7 ]

В июне 2021 года город Краков объявил о своих планах запретить продажу евреям фигурок с монетами на публичных мероприятиях. [ 19 ] Было сделано заявление [ кем? ] что:

«Еврей на удачу» попадает в широкий спектр дискриминационных подходов, в которых насмешки, презрение и карикатуры несут следы антисемитизма. Представители художественного сообщества, депутаты Европарламента, ученые, занимающиеся этнологией, социологией, историей или иудаистикой, городские активисты, евреи из Польши и из-за границы написали обращения по поводу этих спорных сувениров... Их сравнивают и евреи диаспоры. ...а также многими учеными к таким антисемитским явлениям, как сжигание еврейского чучела, обычай избиения Иуды или присутствие карикатур на евреев в крайне правых брошюрах и публикациях. [ 20 ]

Решение последовало за докладом круглого стола «К феномену «счастливого еврея»» в Польше , состоящего из 48 человек , который изучил это явление и заявил, что «наличие еврейских статуэток с деньгами в сувенирных магазинах и на ярмарках однозначно воспринимается как доказательство». отсутствия размышлений и чувствительности в области так называемого «трудного наследия»... участники заявляют, что город, потерявший почти всех своих еврейских жителей в результате Второй мировой войны, должен принять все возможные меры шаги по предотвращению присутствия этого явления в публичном пространстве». [ 20 ]

Этнографический анализ

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]

Исследования Эрики Лерер , которая курировала выставку «Сувениры, талисманы и игрушки» в Этнографическом музее Кракова , показывают, что, хотя фигурки евреев существовали в прошлом в Польше, современные статуэтки, соединяющие традиционно одетых евреев с финансовыми мотивами, такими как монеты, появились недавно. До Второй мировой войны еврейские статуэтки присутствовали в рождественских и пасхальных ритуалах, в частности на пасхальной ярмарке Эмаус в Кракове. В коммунистическую эпоху в Польше фигурки евреев можно было купить в магазинах этнического искусства Cepelia [ pl ] . [ 4 ] Статуэтки с монетами были впервые описаны в статьях 2000 года, авторы которых утверждают, что это явление возникло недавно и что фигурки, вероятно, относятся к временам, последовавшим за сменой правительства в 1989 году . [ 1 ]

Ученые изучили ряд размеров статуэток, картин и сопутствующих товаров «Еврей с монетой». Одним из них является стереотипная связь между евреями и деньгами . По словам польского исследователя еврейской истории Божены Уминьской-Кефф [ pl ] , хотя евреи на протяжении многих столетий стереотипно ассоциировались с деньгами и финансовой выгодой, [ 4 ] [ 21 ] Рост изображения монет в посткоммунистической Польше не является случайным, поскольку евреи стали приравниваться в Польше к успеху на капиталистическом Западе, который Польша после 1989 года стремится догнать. [ 4 ] Социолог Ева Тартаковски связывает популярность фигурок с недавним ростом общественного дискурса о Холокосте в Польше , который начался с Яна Т. Гросса публикации «Соседи: разрушение еврейской общины в Едвабне, Польша » (2001). . [ 1 ]

По мнению историка и социолога Алины Калы , в фигурках выделяются три точки отсчета. Первый напоминает статуэтки с традиционной пасхальной ярмарки в Эмаусе [ pl ] , второй — черную магию , а третий — традиционную антисемитскую карикатуру на еврейского ростовщика , которая использовалась в нацистской и антисемитской польской иконографии. Однако, в то время как классические образы ростовщиков часто изображали ассимилированных евреев, нынешние польские статуэтки изображают евреев в традиционной православной одежде. Кала также отмечает, что, скорее всего, после жалобы туриста, сейчас на фигурках, продаваемых в районе Казимежа, изображена Звезда Давида . вместо монеты [ 13 ]

По словам польского антрополога Иоанны Токарской-Бакир , фигурки выполняют роль, аналогичную ряду других домашних демонов - в данном случае защищая польские дома, которые были «очищены от евреев». Токарска-Бакир говорит, что, учитывая, что польское общество обогатилось в результате «исчезновения» евреев, этот обычай гротескен – демонизм, превратившийся в тривиальность. Обращаясь к книге Зигмунда Фрейда « Тотем и табу» , Токарска-Бакир противопоставляет польский обычай тотемической религии , которая является продуктом попыток виновных сыновей искупить основополагающее убийство легендарных вождей орды. Рассмотренная таким образом, Токарска-Бакир считает эту гротескную практику менее иррациональной: защита дома евреем, изгнанным из дома, является извращенным признаком моральной инициации. [ 2 ] [ 3 ] [ 7 ] Анализ Токарской-Бакира, впервые опубликованный в выходном выпуске Gazeta Wyborcza , вызвал насмешливые и возмущенные отклики. [ 7 ] Павел Енджеевский из Форума польских евреев отверг утверждения об антисемитизме деятелей и указал на желание получить богатство и положительный имидж евреев как профессиональных людей, а также на высокий доход американцев-евреев. [ 7 ] Этнолог Людвик Стомма охарактеризовал ее анализ как «трудно спутать что-то более запутанное» и предположил, что ее взгляды основаны на устаревших работах XIX века. Стомма отметила, что некоторые определения, используемые Токарской-Бакир, трудны для понимания, например, «заменитель отца» или «освобожденная женщина». По мнению Стоммы, Токарска-Бакир должна знать, что «тотемических религий» никогда не было. [ 22 ] В ответ Токарска-Бакир заявила, что читатели будут помнить Зигмунда Фрейда еще долго после того, как забудут Стомму. [ 7 ]

Ученый-культуролог Павел Добросельский, проводящий анализ народной культуры, приходит к тому же выводу, что и Токарска-Бакир. [ 1 ] Добросельский утверждает, что этот мотив основан на прежних еврейских и денежных стереотипах, но приглушен и перенаправлен на позитивное значение в поддержку поляков, стремящихся к богатству. Добросельский рассматривает этот мотив как «реакцию на чувство изоляции, вызванное чрезвычайно сложным польским дискурсом о Холокосте, и одновременно на интериоризацию (через учет распространенных интерпретаций) и оспаривание (путем инвертирования его значения) этого дискурса». [ 1 ] [ 7 ] По словам Добросельского, этот образ беспокоит в основном исследователей и публицистов, а для большинства поляков еврей с монетой кажется безобидным - дружеская практика, связанная с позитивным отношением к евреям. Добросельский пишет, что дебаты среди ученых ведутся в изолированном кругу, где специальные знания вызывают контекст многослойной истории антисемитских предрассудков, которая, однако, отсутствует в практике реальной общественной жизни. [ 7 ] Добросельский также отмечает, что на высокую узнаваемость этих фигур могли повлиять сами дебаты ученых, которые сделали их видимыми для широкой публики. [ 7 ]

По мнению Тартаковского, даже если фигурки не являются выражением антисемитизма, на них влияет растормаживание ксенофобской риторики и маркировка тех, кого называют «врагами государства». Тартаковский отмечает, что свобода выражения мнений в Польше после 1989 года отражает американскую модель, а не французскую, в которой свобода выражения мнений отдается запрету на разжигание ненависти. Тартаковский связывает размещение изображения слева от дверного проема с вероятным издевательством над мезузой в еврейском обычае. Тартаковский отмечает, что повторное присвоение еврейских статуэток является глубоко двусмысленным, но вызывает тревогу из-за современного политического контекста и стереотипов. [ 1 ]

По мнению Уминьской-Кефф, хотя явления антисемитизма не получают признания в современной Польше, старые антисемитские мифы все еще повторяются и даже воспринимаются как факты. Уминьска-Кефф утверждает, что образы и суеверия, окружающие фигурки, содержат в себе все основные элементы антисемитизма – неперсонализированный бездушный человек, воплощенный в деньгах, [ 1 ] [ 21 ] и рассматривает фигурки как часть более широкой традиции антисемитских стереотипов в Польше (еврейские колдуны, евреи, берущие кровь у детей , Юденсау , Жидокомуна и т. д.). [ 21 ]

Джонни Дэниелс, активист, продвигающий диалог между евреями и поляками, сказал, что считает подобные предметы «бесчувственным, но в конечном итоге [] безобидным выражением ностальгии», сравнимым с табачным магазином Indian в Соединенных Штатах. По словам директора Центра Симона Визенталя по международным отношениям Шимона Самуэльса, за фигурками скрывается суеверие в отношении евреев. Сэмюэлс сравнил их с призрачной конечностью современной Польши. Из-за отсутствия значительного еврейского присутствия в стране, статуэтки служат наследием стойких еврейских карикатур. [ 9 ]

Влияние и использование

[ редактировать ]

По словам Лерера, некоторые евреи, приезжающие в Польшу, считают статуэтки «подстрекательскими и шокирующими, и в основном их воспринимают в контексте антисемитизма». Лерер говорит, что, хотя невозможно понять статуэтки с монетой, не обращаясь к истории антисемитских образов, фигурки уходят корнями в долгую историю, более сложную, чем просто антисемитизм. По словам Лерера, народные мастера, создающие статуэтки, особенно старые, относятся к фигуркам художественно, чутко. Одно из применений амулетов - это туристические сувениры и знаки ностальгии или политических попыток соединиться с еврейским прошлым, тогда как второе использование - как талисман на удачу, приносящий процветание. Лерер заявляет, что статуэтки рассматриваются в польском народном обществе как невинные и даже комплиментарные по отношению к евреям, и что большинство из них не осознают, что такие предметы могут вызвать споры. Лерер также говорит, что фигурки «воплощают в себе некоторые кусочки исторической памяти о евреях, увиденной глазами их преимущественно крестьянских соседей, но смешанную с мифами, иногда ностальгией, а иногда и послевоенным сочувствием». [ 1 ] [ 9 ] [ 16 ] Лерер отмечает, что эти туристические сувениры вызывают двойственную реакцию среди еврейских туристов; реакция покупателей варьируется от отвращения до удивления. [ 23 ]

Джоанна Михлич рассматривает использование евреев как «талисманы на удачу» как трансформацию прежнего негативного стереотипа еврейского кредитования в позитивный стереотип еврейского бизнесмена, которому поляки должны подражать для достижения успеха. Михлик отмечает, что эти предметы популярны, преподносятся в качестве подарков и в некоторых кругах являются «предметом, который должен быть в наличии» в частном бизнесе. По словам Михлича, это привело к появлению новой группы польских художников, специализирующихся на этих артефактах, которые создают китчевые произведения для удовлетворения рыночного спроса. Михлик утверждает, что позитивное отношение к старым антисемитским стереотипам характерно не только для Польши, но также имеет место и в других посткоммунистических странах Восточной Европы, таких как Румыния. [ 24 ]

Историк Магдалена Валигурска связывает картины и скульптуры с черной магией, рассматривая их как амулеты в стране, которая сейчас почти лишена евреев. [ 25 ]

Музыковед и исследователь иудаики Галина Гольдберг отмечает, что, хотя это явление может быть интересным как в коммерческом, так и в этнографическом смысле, «вызывает тревогу то, что наиболее распространенный польский образ еврейства, который запечатлен в умах людей, которые не знают других евреев, это традиционно одетый ортодоксальный еврей, обладающий властью контролировать свое финансовое состояние». [ 26 ]

Выставки и представления

[ редактировать ]

2013 года Выставка «Сувенир, талисман, игрушка» в Этнографическом музее Кракова , курируемая Эрикой Лерер, исследовала развитие еврейских статуэток в целом и «еврея с монетой» в частности. [ 4 ] [ 13 ] Впоследствии выставка была расширена и выставлена ​​в Еврейском музее Галиции . [ 27 ] [ 28 ] Последующая книга «Счастливые евреи / Na szczęście to Żyd» представляет собой расширенную версию каталога выставки, а также содержит сборник писем, отправленных польским властям евреями со всего мира, возмущенными этим мотивом. [ 7 ]

Одновременно с Фестивалем еврейской культуры 2017 года в Кракове , открывающим специальные мероприятия Festivalt , трио уличных артистов, одетых в традиционные православные одежды, сидели за столом, окруженным имитацией рамы для фотографий и нагруженными старинными чернильницами, бухгалтерской книгой и гусиное перо. Оживляя фигурки, артисты предлагали прохожим «удачу» в обмен на несколько монет. [ 29 ] Один из исполнителей, Михаэль Рубенфельд, продолжил выступления в 2018 году. [ 15 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]

В 2019 году Еврейский музей в Лондоне провел выставку под названием «Евреи, деньги, миф», посвященную антисемитским образам, связывающим евреев с деньгами. Помимо антисемитских образов, относящихся к «Иуде и тридцати сребренникам» , на выставке была представлена ​​витрина популярных польских керамических фигурок «Счастливый еврей». [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Тартаковский, Ева (2017). « Le Juif à la pièce d'argent. Архивировано 1 марта 2017 года в Wayback Machine ». La vie des idées (на французском языке) . « Еврей с золотой монетой. Архивировано 24 мая 2019 года в Wayback Machine ». Английский перевод Дорваля, Арианны. 24 апреля 2017 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Токарска-Бакир, Иоанна (18 февраля 2012 г.), «Еврей с монетой завоевывает Польшу» , Gazeta Wyborcza (на польском языке), заархивировано из оригинала 8 августа 2019 г. , получено 25 августа 2019 г.
  3. ^ Jump up to: а б с Токарска-Бакир, Джоанна (2019), «Еврей с монетой: анализ современной фольклорной эмблемы» (PDF) , Американская ассоциация польско-еврейских исследований , заархивировано (PDF) из оригинала 27 февраля 2017 г. , получено 25 раз. август 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Мер, Бенни (20 ноября 2014 г.), «Почему поляки собирают еврейские статуэтки?» , Haaretz , заархивировано из оригинала 16 мая 2022 года , получено 25 августа 2019 года.
  5. ^ Jump up to: а б Белфер, Илана (9 октября 2013 г.), «Эй, Польша, что случилось с этими счастливыми еврейскими статуями?» , VICE , заархивировано из оригинала 29 мая 2019 года , получено 25 августа 2019 года.
  6. ^ Грубер, Рут Эллен (осень 2009 г.), «За пределами виртуального еврея: новая подлинность и настоящие воображаемые пространства в Европе» , The Jewish Quarterly Review , 99 (4): 487–504, doi : 10.1353/jqr.0.0064 , Мой опыт в Анатевке был моим первым с этой конкретной линейкой еврейских статуэток, хватающихся за деньги, но идентичные фигурки теперь продаются поштучно в некоторых местах Кракова и Варшавы. Евреи и их предполагаемая особая связь с деньгами являются давним, часто негативным стереотипом и частым предметом картин и других изображений. Поляки объяснили, что существует «традиция поляков размещать фотографии евреев с деньгами в руках возле входных дверей своих домов как знак удачи».
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Добросельский, Павел (2015), « » Еврей с монетой» как практика польской народной культуры: предварительный отчет об исследовании (PDF) , Kultura Współczesna , 3 (87), Национальный центр культуры [ пл ] : 61 –75, заархивировано (PDF) из оригинала 24 мая 2019 г. , получено 25 августа 2019 г.
  8. ^ Думается, что низкая изученность и популярность магических ритуалов, совершаемых над изображением - по контрасту с высоким признанием "еврея с деньгами" - могут быть следствием непродолжительного зарождения этого суеверия, которое еще не утвердилось как автоматическая практика. (...) Гипотеза о слабом закреплении этой практики в польском культурном контексте усиливает сравнение с исполнением поляками других практик, считающихся суеверными «еврей с деньгами» как практика польской культуры. народный. Предварительный отчет об исследовании, «Kultura Współczesna», 2015, № 3. Павел Добросельский, стр. 71.
  9. ^ Jump up to: а б с д Польские евреи на каминной полке. Архивировано 19 июля 2019 года в Wayback Machine , The JC, 4 декабря 2014 года.
  10. ^ Jump up to: а б Поездка в Треблинку: долгие поиски потерянного отца. Архивировано 3 июля 2019 г. в Wayback Machine , Диана Вихтель, 2018 г., Awa Press, стр. 144. ссылка на отрывок из книги в Нжеральде, опубликованной 16 мая 2018 г.
  11. ^ Jump up to: а б Завадская, Анна. «Пить водку с антисемитами. Пример «польско-еврейских отношений» сегодня». Адептус 11 (2018): 1-23. цитата: ""Еврей с монетой" - это антисемитская картина, которую люди вешают дома как талисман, приносящий финансовый успех, которую можно купить по всей Польше в сувенирных магазинах, газетных киосках, цветочных магазинах, художественных галереях и на базарах. Фигура изображенный на таких изображениях носит шляпу или кипу, поэтому надевание кипы может быть истолковано как жест самоэкзотики. Это надевание маски и участие в маскараде в роли еврея, призванного удовлетворить потребности. потребности христианской аудитории.
  12. ^ Jump up to: а б с Счастливые евреи? Архивировано 25 августа 2019 года в Wayback Machine Pictures + эссе Эрики Лерер в Еврейском музее в Лондоне, каталог «Евреи, деньги, миф» , страница 77. выставки
  13. ^ Jump up to: а б с Алла, Алина (2015), «Сувенир, Игрушка, Талисман / Сувенир, Талисман, Игрушка (выставка в Этнографическом музее в Кракове, 2013, куратор: Эрика Лерер» , Studia Litteraria et Historica , 3 (4): 265–271, заархивировано из оригинала 28 октября 2021 года , получено 23 августа. 2019 год
  14. ^ Счастливые евреи? Архивировано 25 августа 2019 года в Wayback Machine Pictures + эссе Эрики Лерер в Еврейском музее в Лондоне, 79 . каталог выставки «Евреи, деньги, миф», страница
  15. ^ Jump up to: а б с д и Лифшиз, Цнаан (18 августа 2018 г.), «Почему изображения «Счастливого еврея» так популярны в Польше» , The Times of Israel , Еврейское телеграфное агентство , заархивировано из оригинала 2 июня 2019 г. , получено 25 августа 2019 г.
  16. ^ Jump up to: а б Подкаст «Голоса об антисемитизме». Архивировано 25 августа 2019 г. в Wayback Machine , USHMM, 1 октября 2015 г.
  17. ^ Jump up to: а б с Сион, Илан Бен (29 декабря 2014 г.), «Настоящих евреев мало в Варшаве, но фигурки «удачливых евреев» повсюду» , The Times of Israel , заархивировано из оригинала 24 августа 2019 г. , получено 25 августа 2019 г.
  18. ^ «Социал, Центр изучения общественного мнения. «Суеверия еще живы». (2011)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 11 мая 2021 г. Проверено 26 августа 2019 г.
  19. ^ Радловская, Рената (10 июня 2021 г.). «Мы больше не сможем купить в Кракове фигурку еврея за монету? Город решил, что она антисемитская» . Выборча.пл . Архивировано из оригинала 11 июня 2021 года . Проверено 11 июня 2021 г.
  20. ^ Jump up to: а б «Противостояние феномену «счастливого еврея» в Польше» . willadecjusza.pl (на польском языке). 8 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2021 года . Проверено 11 июня 2021 г.
  21. ^ Jump up to: а б с «Еврей с именем еврей». Архивировано 24 мая 2019 г. в Wayback Machine («Еврей с именем еврей»), Божена Уминьска-Кефф, 19 мая 2012 г., первоначально опубликовано в Przekrój , переиздано на Rzeczpospolita.
  22. Людвик Стомма, «Бакир z pieniążkiem», «Политика», том 11 (2850), 14.03-20.03.2012.
  23. ^ Загробная жизнь клезмера: этнография возрождения еврейской музыки в Польше и Германии Магдалена Валигорска, стр. 144 Oxford University Press, 2013 г.
  24. ^ Михлик, Джоанна Беата (2016), «Воспоминания о евреях и Холокосте в посткоммунистической Восточной Европе: случай Польши» , в Сеймуре, Дэвиде М.; Камино, Мерседес (ред.), Холокост в XXI веке: оспариваемые/оспариваемые воспоминания , Тейлор и Фрэнсис, стр. 138–139, ISBN  9781317299592
  25. ^ Валигурска, Магдалена (1 августа 2013 г.), «Детектив на еврейскую тему в современной Польше и Германии», East European Jewish Relations , 43 (2): 143–161, doi : 10.1080/13501674.2013.813129 , ISSN   1350-1674 , S2CID   143657466
  26. Идя к народу: евреи и этнографический импульс , Халина Гольдберг, стр. 265
  27. Сувенир, талисман, игрушка. Архивировано 29 мая 2019 г. в Wayback Machine , Krakow Post, 10 сентября 2013 г.
  28. ^ Популярные изображения евреев в Кракове: народное искусство или стереотипные карикатуры? Архивировано 19 августа 2019 г. в Wayback Machine , Tablet, Дара Брэмсон, 18 февраля 2014 г.
  29. На краковском фестивале персонаж «Счастливого еврея» играет на стереотипах, чтобы прославить утраченную культуру. Архивировано 25 мая 2019 г. в Wayback Machine , Times of Israel, 28 июля 2017 г.
  30. Познакомьтесь с канадцем, который хочет стать «самым счастливым евреем Польши». Архивировано 27 мая 2019 г. в Wayback Machine , 13 августа 2018 г., Vice.
  31. ^ «Настоящие, живые, удачливые евреи: разговор с FestivALT» . Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 26 июля 2019 г.
  32. ^ « Интервью с счастливыми евреями » . Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 26 июля 2019 г.
  33. Евреев считали «все о Беньяминах» на протяжении 2000 лет, новые выставки показывают, заархивировано 12 апреля 2019 г. в Wayback Machine , Даниэлла Пелед, Гаарец, 20 марта 2019 г.
  34. Дэниел Финкельштейн: В следующий раз, когда меня спросят, как зародился антисемитизм, я скажу: «Сходите на эту выставку». Архивировано 22 мая 2019 г. в Wayback Machine , The Times, Дэниел Финкельштейн, 20 марта 2019 г.
  35. ^ Эпплбаум, Диана (12 июня 2019 г.), «Грязная нажива: взгляд на историю евреев и денег» , Мозаика, заархивировано из оригинала 21 июня 2019 г. , получено 21 июня 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5328d2ab4ed778e1543867cd53abed4__1721700900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/d4/e5328d2ab4ed778e1543867cd53abed4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jew with a coin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)