еврей с монетой
Еврей монетой с [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] также маленький еврей ( Жидки ), [ 4 ] или счастливый "Żyd na szczęście"еврей [ 1 ] ) — талисман на удачу в Польше, где считается, что изображения или фигурки персонажей, обычно сопровождаемые пословицей , приносят удачу, особенно в финансовом отношении. [ 1 ] Впервые мотив был описан в статьях 2000 года и, вероятно, относится к началу 1990-х годов . [ 1 ] [ 2 ] [ 5 ] [ 6 ] Несмотря на широкое признание, фигурки не являются самым популярным талисманом на удачу в Польше. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ]
Ученые предлагают различные интерпретации природы и происхождения мотива, но в целом сходятся во мнении, что он используется как талисман на удачу. [ 9 ] [ 10 ] в частности финансовая удача. [ 1 ] [ 11 ] [ 12 ] Фигурки иногда подвергались критике и назывались спорными, поскольку они основаны на традиционной антисемитской легенде о еврейском ростовщике . [ 13 ] [ 14 ] Мнения об этом мотиве различаются; некоторые ученые считают, что это способствует польско-еврейскому диалогу или рассматривают его как безобидный фольклор или ностальгию , в то время как другие считают, что это антисемитский и оскорбительный стереотип . [ 4 ] [ 5 ] [ 11 ] [ 15 ] [ 16 ]
Использование и обычаи
[ редактировать ]Фигурки используются как талисман на удачу в надежде разбогатеть. [ 1 ] [ 12 ] а также амулеты на удачу от футбольных фанатов, которые затем обвиняют евреев, если их команда проигрывает. [ 9 ] [ 10 ]
Фигурки часто дарят. [ 15 ] Некоторые из них продаются с «инструкциями», как их использовать, чтобы принести удачу. [ 1 ] рекомендуется перевернуть их вверх дном. В субботу (вечер пятницы) [ 15 ] или суббота [ 17 ] ) или поместите монету (грош, 1/100 злотого ) за изображением, чтобы на дом обрушились деньги и удача. [ 1 ] [ 12 ] [ 15 ] [ 17 ] В домах изображения следует размещать в прихожей слева от двери (вероятно, это аналог мезузы ). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Фигурки также размещают в офисах и магазинах рядом с кассовыми аппаратами. [ 17 ] По данным опроса, проведенного в Польше в 2015 году, 50 процентов респондентов знали о суеверии удачи, 24 процента — о обычае ставить грош за рамку и 13 процентов — переворачивать его вверх дном в субботу. [ 1 ]
Мотив часто сопровождается поговорками. Поговорка Żyd w sieni, pieniądz w kieszeni («Еврей в зале, монета в кармане») имеет корни еще до Второй мировой войны . [ 1 ] Первоначальный смысл поговорки заключался в том, что пока еврей оставался у входа в дом, деньги в доме оставались в безопасности, но в современном обиходе смысл изменился на противоположный: еврей в прихожей приносит в дом удачу. [ 1 ] Джоанна Токарска-Бакир подчеркивает, что: «Учитывая силу коннотаций, связанных с современной историей, эта максима приобретает горький смысл, поскольку она намекает на то, как поляки обогащались, защищая евреев». [ 1 ] Поговорка « Кто nie ma w domu Żyda, temu bida» («Тот, у кого дома нет еврея, тот безденежен») основана на Kiedy bida, to do Żyda («Когда есть бедность, иди к еврею»), первоначально относящейся к Еврейские ростовщики, а также свидания до Второй мировой войны. [ 1 ] Возникли и современные варианты, сопровождающие этот мотив, например: Чтобы деньги были в доме и никогда не заканчивались, в доме должен быть еврей! Он будет хранить деньги («Чтобы деньги оставались дома и не уходили, держите в своем доме еврея, он будет хранить наличные»). [ 1 ]
Опрос
[ редактировать ]Согласно опросу 2015 года, проведенному Павлом Добросельским, Петром Маевским и Юстиной Новак в Польше, 65% респондентов узнали этот мотив, 55% видели его дома у семьи или друзей, а у 18% был такой объект. [ 1 ] Не было выявлено корреляции между возрастом респондента и признанием мотива, что является подтверждением того, что мотив появился недавно. [ 1 ] 50% респондентов знали о суеверии, что оно приносит финансовую удачу, [ 1 ] 24% знали о практике размещения гроша за рамой и 13% переворачивали его вверх дном в субботу. [ 1 ] Один из этих ритуалов совершили около 16% респондентов. [ 7 ]
По мнению Добросельского, низкий уровень знаний и практики связанных с ними суеверий в отличие от высокого уровня признания можно объяснить тем, что этот мотив является недавним явлением, а сопутствующие суеверия еще не вошли в привычку, как старые суеверия. [ 7 ] Добросельский отмечает, что женщины чаще, чем мужчины, практиковали суеверия, связанные с этим мотивом, а также другие суеверия. [ 7 ] Добросельский находит дальнейшее подтверждение новизны этого явления, когда сравнивает свои результаты с результатами исследования общих суеверий в Польше: [ 18 ] В результате выяснилось, что 39% респондентов придерживаются пяти распространенных суеверий, таких как скрещивание пальцев . [ 7 ] В заключительной части опроса Добросельский задавал ряд вопросов, связанных с антисемитскими предрассудками, основанных на вопросах, используемых социологом Антони Сулеком. Респонденты Сулека на вопрос «оказывают ли евреи слишком большое влияние на дела Польши» ответили утвердительно 43% в 2002 году и 22% в 2010 году, тогда как Добросельский в 2015 году обнаружил, что этот показатель составляет 33% (коррелирует с возрастом, обратно коррелирует с финансовым благополучием). и образование). [ 7 ] Добросельский отмечает, что фигурки слабо привязаны к культурному контексту и не пользуются популярностью по сравнению с другими талисманами и ритуалами на удачу. [ 7 ]
Около 50% респондентов рассматривали этот мотив как талисман финансовой удачи (18% не согласились, другие не знали), 43% - как талисман на удачу (20% не согласились), 23% - как региональный сувенир (31% не согласились). ) и 15% как талисман для защиты дома и семьи (33% не согласны). [ 7 ] Добросельски с удивлением отмечает, что лишь немногие респонденты видели это изображение в магазинах (27%), в Интернете (21%) или в местах обслуживания, таких как рестораны (12%), в то время как во многих академических и журналистских статьях говорится, что оно повсеместно распространено в таких местах. Добросельский объясняет несоответствие, предполагая, что мотив, который часто присутствует на небольших предметах, легко не заметить в месте с множеством других предметов, особенно когда покупатели намереваются купить что-то еще. [ 7 ]
Баны
[ редактировать ]В июне 2021 года город Краков объявил о своих планах запретить продажу евреям фигурок с монетами на публичных мероприятиях. [ 19 ] Было сделано заявление [ кем? ] что:
«Еврей на удачу» попадает в широкий спектр дискриминационных подходов, в которых насмешки, презрение и карикатуры несут следы антисемитизма. Представители художественного сообщества, депутаты Европарламента, ученые, занимающиеся этнологией, социологией, историей или иудаистикой, городские активисты, евреи из Польши и из-за границы написали обращения по поводу этих спорных сувениров... Их сравнивают и евреи диаспоры. ...а также многими учеными к таким антисемитским явлениям, как сжигание еврейского чучела, обычай избиения Иуды или присутствие карикатур на евреев в крайне правых брошюрах и публикациях. [ 20 ]
Решение последовало за докладом круглого стола «К феномену «счастливого еврея»» в Польше , состоящего из 48 человек , который изучил это явление и заявил, что «наличие еврейских статуэток с деньгами в сувенирных магазинах и на ярмарках однозначно воспринимается как доказательство». отсутствия размышлений и чувствительности в области так называемого «трудного наследия»... участники заявляют, что город, потерявший почти всех своих еврейских жителей в результате Второй мировой войны, должен принять все возможные меры шаги по предотвращению присутствия этого явления в публичном пространстве». [ 20 ]
Этнографический анализ
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Исследования Эрики Лерер , которая курировала выставку «Сувениры, талисманы и игрушки» в Этнографическом музее Кракова , показывают, что, хотя фигурки евреев существовали в прошлом в Польше, современные статуэтки, соединяющие традиционно одетых евреев с финансовыми мотивами, такими как монеты, появились недавно. До Второй мировой войны еврейские статуэтки присутствовали в рождественских и пасхальных ритуалах, в частности на пасхальной ярмарке Эмаус в Кракове. В коммунистическую эпоху в Польше фигурки евреев можно было купить в магазинах этнического искусства Cepelia . [ 4 ] Статуэтки с монетами были впервые описаны в статьях 2000 года, авторы которых утверждают, что это явление возникло недавно и что фигурки, вероятно, относятся к временам, последовавшим за сменой правительства в 1989 году . [ 1 ]
Ученые изучили ряд размеров статуэток, картин и сопутствующих товаров «Еврей с монетой». Одним из них является стереотипная связь между евреями и деньгами . По словам польского исследователя еврейской истории Божены Уминьской-Кефф , хотя евреи на протяжении многих столетий стереотипно ассоциировались с деньгами и финансовой выгодой, [ 4 ] [ 21 ] Рост изображения монет в посткоммунистической Польше не является случайным, поскольку евреи стали приравниваться в Польше к успеху на капиталистическом Западе, который Польша после 1989 года стремится догнать. [ 4 ] Социолог Ева Тартаковски связывает популярность фигурок с недавним ростом общественного дискурса о Холокосте в Польше , который начался с Яна Т. Гросса публикации «Соседи: разрушение еврейской общины в Едвабне, Польша » (2001). . [ 1 ]
По мнению историка и социолога Алины Калы , в фигурках выделяются три точки отсчета. Первый напоминает статуэтки с традиционной пасхальной ярмарки в Эмаусе , второй — черную магию , а третий — традиционную антисемитскую карикатуру на еврейского ростовщика , которая использовалась в нацистской и антисемитской польской иконографии. Однако, в то время как классические образы ростовщиков часто изображали ассимилированных евреев, нынешние польские статуэтки изображают евреев в традиционной православной одежде. Кала также отмечает, что, скорее всего, после жалобы туриста, сейчас на фигурках, продаваемых в районе Казимежа, изображена Звезда Давида . вместо монеты [ 13 ]
По словам польского антрополога Иоанны Токарской-Бакир , фигурки выполняют роль, аналогичную ряду других домашних демонов - в данном случае защищая польские дома, которые были «очищены от евреев». Токарска-Бакир говорит, что, учитывая, что польское общество обогатилось в результате «исчезновения» евреев, этот обычай гротескен – демонизм, превратившийся в тривиальность. Обращаясь к книге Зигмунда Фрейда « Тотем и табу» , Токарска-Бакир противопоставляет польский обычай тотемической религии , которая является продуктом попыток виновных сыновей искупить основополагающее убийство легендарных вождей орды. Рассмотренная таким образом, Токарска-Бакир считает эту гротескную практику менее иррациональной: защита дома евреем, изгнанным из дома, является извращенным признаком моральной инициации. [ 2 ] [ 3 ] [ 7 ] Анализ Токарской-Бакира, впервые опубликованный в выходном выпуске Gazeta Wyborcza , вызвал насмешливые и возмущенные отклики. [ 7 ] Павел Енджеевский из Форума польских евреев отверг утверждения об антисемитизме деятелей и указал на желание получить богатство и положительный имидж евреев как профессиональных людей, а также на высокий доход американцев-евреев. [ 7 ] Этнолог Людвик Стомма охарактеризовал ее анализ как «трудно спутать что-то более запутанное» и предположил, что ее взгляды основаны на устаревших работах XIX века. Стомма отметила, что некоторые определения, используемые Токарской-Бакир, трудны для понимания, например, «заменитель отца» или «освобожденная женщина». По мнению Стоммы, Токарска-Бакир должна знать, что «тотемических религий» никогда не было. [ 22 ] В ответ Токарска-Бакир заявила, что читатели будут помнить Зигмунда Фрейда еще долго после того, как забудут Стомму. [ 7 ]
Ученый-культуролог Павел Добросельский, проводящий анализ народной культуры, приходит к тому же выводу, что и Токарска-Бакир. [ 1 ] Добросельский утверждает, что этот мотив основан на прежних еврейских и денежных стереотипах, но приглушен и перенаправлен на позитивное значение в поддержку поляков, стремящихся к богатству. Добросельский рассматривает этот мотив как «реакцию на чувство изоляции, вызванное чрезвычайно сложным польским дискурсом о Холокосте, и одновременно на интериоризацию (через учет распространенных интерпретаций) и оспаривание (путем инвертирования его значения) этого дискурса». [ 1 ] [ 7 ] По словам Добросельского, этот образ беспокоит в основном исследователей и публицистов, а для большинства поляков еврей с монетой кажется безобидным - дружеская практика, связанная с позитивным отношением к евреям. Добросельский пишет, что дебаты среди ученых ведутся в изолированном кругу, где специальные знания вызывают контекст многослойной истории антисемитских предрассудков, которая, однако, отсутствует в практике реальной общественной жизни. [ 7 ] Добросельский также отмечает, что на высокую узнаваемость этих фигур могли повлиять сами дебаты ученых, которые сделали их видимыми для широкой публики. [ 7 ]
По мнению Тартаковского, даже если фигурки не являются выражением антисемитизма, на них влияет растормаживание ксенофобской риторики и маркировка тех, кого называют «врагами государства». Тартаковский отмечает, что свобода выражения мнений в Польше после 1989 года отражает американскую модель, а не французскую, в которой свобода выражения мнений отдается запрету на разжигание ненависти. Тартаковский связывает размещение изображения слева от дверного проема с вероятным издевательством над мезузой в еврейском обычае. Тартаковский отмечает, что повторное присвоение еврейских статуэток является глубоко двусмысленным, но вызывает тревогу из-за современного политического контекста и стереотипов. [ 1 ]
По мнению Уминьской-Кефф, хотя явления антисемитизма не получают признания в современной Польше, старые антисемитские мифы все еще повторяются и даже воспринимаются как факты. Уминьска-Кефф утверждает, что образы и суеверия, окружающие фигурки, содержат в себе все основные элементы антисемитизма – неперсонализированный бездушный человек, воплощенный в деньгах, [ 1 ] [ 21 ] и рассматривает фигурки как часть более широкой традиции антисемитских стереотипов в Польше (еврейские колдуны, евреи, берущие кровь у детей , Юденсау , Жидокомуна и т. д.). [ 21 ]
Джонни Дэниелс, активист, продвигающий диалог между евреями и поляками, сказал, что считает подобные предметы «бесчувственным, но в конечном итоге [] безобидным выражением ностальгии», сравнимым с табачным магазином Indian в Соединенных Штатах. По словам директора Центра Симона Визенталя по международным отношениям Шимона Самуэльса, за фигурками скрывается суеверие в отношении евреев. Сэмюэлс сравнил их с призрачной конечностью современной Польши. Из-за отсутствия значительного еврейского присутствия в стране, статуэтки служат наследием стойких еврейских карикатур. [ 9 ]
Влияние и использование
[ редактировать ]По словам Лерера, некоторые евреи, приезжающие в Польшу, считают статуэтки «подстрекательскими и шокирующими, и в основном их воспринимают в контексте антисемитизма». Лерер говорит, что, хотя невозможно понять статуэтки с монетой, не обращаясь к истории антисемитских образов, фигурки уходят корнями в долгую историю, более сложную, чем просто антисемитизм. По словам Лерера, народные мастера, создающие статуэтки, особенно старые, относятся к фигуркам художественно, чутко. Одно из применений амулетов - это туристические сувениры и знаки ностальгии или политических попыток соединиться с еврейским прошлым, тогда как второе использование - как талисман на удачу, приносящий процветание. Лерер заявляет, что статуэтки рассматриваются в польском народном обществе как невинные и даже комплиментарные по отношению к евреям, и что большинство из них не осознают, что такие предметы могут вызвать споры. Лерер также говорит, что фигурки «воплощают в себе некоторые кусочки исторической памяти о евреях, увиденной глазами их преимущественно крестьянских соседей, но смешанную с мифами, иногда ностальгией, а иногда и послевоенным сочувствием». [ 1 ] [ 9 ] [ 16 ] Лерер отмечает, что эти туристические сувениры вызывают двойственную реакцию среди еврейских туристов; реакция покупателей варьируется от отвращения до удивления. [ 23 ]
Джоанна Михлич рассматривает использование евреев как «талисманы на удачу» как трансформацию прежнего негативного стереотипа еврейского кредитования в позитивный стереотип еврейского бизнесмена, которому поляки должны подражать для достижения успеха. Михлик отмечает, что эти предметы популярны, преподносятся в качестве подарков и в некоторых кругах являются «предметом, который должен быть в наличии» в частном бизнесе. По словам Михлича, это привело к появлению новой группы польских художников, специализирующихся на этих артефактах, которые создают китчевые произведения для удовлетворения рыночного спроса. Михлик утверждает, что позитивное отношение к старым антисемитским стереотипам характерно не только для Польши, но также имеет место и в других посткоммунистических странах Восточной Европы, таких как Румыния. [ 24 ]
Историк Магдалена Валигурска связывает картины и скульптуры с черной магией, рассматривая их как амулеты в стране, которая сейчас почти лишена евреев. [ 25 ]
Музыковед и исследователь иудаики Галина Гольдберг отмечает, что, хотя это явление может быть интересным как в коммерческом, так и в этнографическом смысле, «вызывает тревогу то, что наиболее распространенный польский образ еврейства, который запечатлен в умах людей, которые не знают других евреев, это традиционно одетый ортодоксальный еврей, обладающий властью контролировать свое финансовое состояние». [ 26 ]
Выставки и представления
[ редактировать ]2013 года Выставка «Сувенир, талисман, игрушка» в Этнографическом музее Кракова , курируемая Эрикой Лерер, исследовала развитие еврейских статуэток в целом и «еврея с монетой» в частности. [ 4 ] [ 13 ] Впоследствии выставка была расширена и выставлена в Еврейском музее Галиции . [ 27 ] [ 28 ] Последующая книга «Счастливые евреи / Na szczęście to Żyd» представляет собой расширенную версию каталога выставки, а также содержит сборник писем, отправленных польским властям евреями со всего мира, возмущенными этим мотивом. [ 7 ]
Одновременно с Фестивалем еврейской культуры 2017 года в Кракове , открывающим специальные мероприятия Festivalt , трио уличных артистов, одетых в традиционные православные одежды, сидели за столом, окруженным имитацией рамы для фотографий и нагруженными старинными чернильницами, бухгалтерской книгой и гусиное перо. Оживляя фигурки, артисты предлагали прохожим «удачу» в обмен на несколько монет. [ 29 ] Один из исполнителей, Михаэль Рубенфельд, продолжил выступления в 2018 году. [ 15 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
В 2019 году Еврейский музей в Лондоне провел выставку под названием «Евреи, деньги, миф», посвященную антисемитским образам, связывающим евреев с деньгами. Помимо антисемитских образов, относящихся к «Иуде и тридцати сребренникам» , на выставке была представлена витрина популярных польских керамических фигурок «Счастливый еврей». [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]- Блэкамур
- Бетонный абориген
- Сигарный магазин Индийский
- Экономический антисемитизм
- Счастливый торговец
- Джин Чан
- Газон-жокей
- Архетип мамочки
- Манэки-нэко
- Монеты как вотивное подношение
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Тартаковский, Ева (2017). « Le Juif à la pièce d'argent. Архивировано 1 марта 2017 года в Wayback Machine ». La vie des idées (на французском языке) . « Еврей с золотой монетой. Архивировано 24 мая 2019 года в Wayback Machine ». Английский перевод Дорваля, Арианны. 24 апреля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Токарска-Бакир, Иоанна (18 февраля 2012 г.), «Еврей с монетой завоевывает Польшу» , Gazeta Wyborcza (на польском языке), заархивировано из оригинала 8 августа 2019 г. , получено 25 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Токарска-Бакир, Джоанна (2019), «Еврей с монетой: анализ современной фольклорной эмблемы» (PDF) , Американская ассоциация польско-еврейских исследований , заархивировано (PDF) из оригинала 27 февраля 2017 г. , получено 25 раз. август 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мер, Бенни (20 ноября 2014 г.), «Почему поляки собирают еврейские статуэтки?» , Haaretz , заархивировано из оригинала 16 мая 2022 года , получено 25 августа 2019 года.
- ^ Jump up to: а б Белфер, Илана (9 октября 2013 г.), «Эй, Польша, что случилось с этими счастливыми еврейскими статуями?» , VICE , заархивировано из оригинала 29 мая 2019 года , получено 25 августа 2019 года.
- ^ Грубер, Рут Эллен (осень 2009 г.), «За пределами виртуального еврея: новая подлинность и настоящие воображаемые пространства в Европе» , The Jewish Quarterly Review , 99 (4): 487–504, doi : 10.1353/jqr.0.0064 ,
Мой опыт в Анатевке был моим первым с этой конкретной линейкой еврейских статуэток, хватающихся за деньги, но идентичные фигурки теперь продаются поштучно в некоторых местах Кракова и Варшавы. Евреи и их предполагаемая особая связь с деньгами являются давним, часто негативным стереотипом и частым предметом картин и других изображений. Поляки объяснили, что существует «традиция поляков размещать фотографии евреев с деньгами в руках возле входных дверей своих домов как знак удачи».
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Добросельский, Павел (2015), « » Еврей с монетой» как практика польской народной культуры: предварительный отчет об исследовании (PDF) , Kultura Współczesna , 3 (87), Национальный центр культуры : 61 –75, заархивировано (PDF) из оригинала 24 мая 2019 г. , получено 25 августа 2019 г.
- ^ Думается, что низкая изученность и популярность магических ритуалов, совершаемых над изображением - по контрасту с высоким признанием "еврея с деньгами" - могут быть следствием непродолжительного зарождения этого суеверия, которое еще не утвердилось как автоматическая практика. (...) Гипотеза о слабом закреплении этой практики в польском культурном контексте усиливает сравнение с исполнением поляками других практик, считающихся суеверными «еврей с деньгами» как практика польской культуры. народный. Предварительный отчет об исследовании, «Kultura Współczesna», 2015, № 3. Павел Добросельский, стр. 71.
- ^ Jump up to: а б с д Польские евреи на каминной полке. Архивировано 19 июля 2019 года в Wayback Machine , The JC, 4 декабря 2014 года.
- ^ Jump up to: а б Поездка в Треблинку: долгие поиски потерянного отца. Архивировано 3 июля 2019 г. в Wayback Machine , Диана Вихтель, 2018 г., Awa Press, стр. 144. ссылка на отрывок из книги в Нжеральде, опубликованной 16 мая 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Завадская, Анна. «Пить водку с антисемитами. Пример «польско-еврейских отношений» сегодня». Адептус 11 (2018): 1-23. цитата: ""Еврей с монетой" - это антисемитская картина, которую люди вешают дома как талисман, приносящий финансовый успех, которую можно купить по всей Польше в сувенирных магазинах, газетных киосках, цветочных магазинах, художественных галереях и на базарах. Фигура изображенный на таких изображениях носит шляпу или кипу, поэтому надевание кипы может быть истолковано как жест самоэкзотики. Это надевание маски и участие в маскараде в роли еврея, призванного удовлетворить потребности. потребности христианской аудитории.
- ^ Jump up to: а б с Счастливые евреи? Архивировано 25 августа 2019 года в Wayback Machine Pictures + эссе Эрики Лерер в Еврейском музее в Лондоне, каталог «Евреи, деньги, миф» , страница 77. выставки
- ^ Jump up to: а б с Алла, Алина (2015), «Сувенир, Игрушка, Талисман / Сувенир, Талисман, Игрушка (выставка в Этнографическом музее в Кракове, 2013, куратор: Эрика Лерер» , Studia Litteraria et Historica , 3 (4): 265–271, заархивировано из оригинала 28 октября 2021 года , получено 23 августа. 2019 год
- ^ Счастливые евреи? Архивировано 25 августа 2019 года в Wayback Machine Pictures + эссе Эрики Лерер в Еврейском музее в Лондоне, 79 . каталог выставки «Евреи, деньги, миф», страница
- ^ Jump up to: а б с д и Лифшиз, Цнаан (18 августа 2018 г.), «Почему изображения «Счастливого еврея» так популярны в Польше» , The Times of Israel , Еврейское телеграфное агентство , заархивировано из оригинала 2 июня 2019 г. , получено 25 августа 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Подкаст «Голоса об антисемитизме». Архивировано 25 августа 2019 г. в Wayback Machine , USHMM, 1 октября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Сион, Илан Бен (29 декабря 2014 г.), «Настоящих евреев мало в Варшаве, но фигурки «удачливых евреев» повсюду» , The Times of Israel , заархивировано из оригинала 24 августа 2019 г. , получено 25 августа 2019 г.
- ^ «Социал, Центр изучения общественного мнения. «Суеверия еще живы». (2011)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 11 мая 2021 г. Проверено 26 августа 2019 г.
- ^ Радловская, Рената (10 июня 2021 г.). «Мы больше не сможем купить в Кракове фигурку еврея за монету? Город решил, что она антисемитская» . Выборча.пл . Архивировано из оригинала 11 июня 2021 года . Проверено 11 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Противостояние феномену «счастливого еврея» в Польше» . willadecjusza.pl (на польском языке). 8 июня 2021 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2021 года . Проверено 11 июня 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с «Еврей с именем еврей». Архивировано 24 мая 2019 г. в Wayback Machine («Еврей с именем еврей»), Божена Уминьска-Кефф, 19 мая 2012 г., первоначально опубликовано в Przekrój , переиздано на Rzeczpospolita.
- ↑ Людвик Стомма, «Бакир z pieniążkiem», «Политика», том 11 (2850), 14.03-20.03.2012.
- ^ Загробная жизнь клезмера: этнография возрождения еврейской музыки в Польше и Германии Магдалена Валигорска, стр. 144 Oxford University Press, 2013 г.
- ^ Михлик, Джоанна Беата (2016), «Воспоминания о евреях и Холокосте в посткоммунистической Восточной Европе: случай Польши» , в Сеймуре, Дэвиде М.; Камино, Мерседес (ред.), Холокост в XXI веке: оспариваемые/оспариваемые воспоминания , Тейлор и Фрэнсис, стр. 138–139, ISBN 9781317299592
- ^ Валигурска, Магдалена (1 августа 2013 г.), «Детектив на еврейскую тему в современной Польше и Германии», East European Jewish Relations , 43 (2): 143–161, doi : 10.1080/13501674.2013.813129 , ISSN 1350-1674 , S2CID 143657466
- ↑ Идя к народу: евреи и этнографический импульс , Халина Гольдберг, стр. 265
- ↑ Сувенир, талисман, игрушка. Архивировано 29 мая 2019 г. в Wayback Machine , Krakow Post, 10 сентября 2013 г.
- ^ Популярные изображения евреев в Кракове: народное искусство или стереотипные карикатуры? Архивировано 19 августа 2019 г. в Wayback Machine , Tablet, Дара Брэмсон, 18 февраля 2014 г.
- ↑ На краковском фестивале персонаж «Счастливого еврея» играет на стереотипах, чтобы прославить утраченную культуру. Архивировано 25 мая 2019 г. в Wayback Machine , Times of Israel, 28 июля 2017 г.
- ↑ Познакомьтесь с канадцем, который хочет стать «самым счастливым евреем Польши». Архивировано 27 мая 2019 г. в Wayback Machine , 13 августа 2018 г., Vice.
- ^ «Настоящие, живые, удачливые евреи: разговор с FestivALT» . Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ^ « Интервью с счастливыми евреями » . Архивировано из оригинала 26 июля 2019 года . Проверено 26 июля 2019 г.
- ↑ Евреев считали «все о Беньяминах» на протяжении 2000 лет, новые выставки показывают, заархивировано 12 апреля 2019 г. в Wayback Machine , Даниэлла Пелед, Гаарец, 20 марта 2019 г.
- ↑ Дэниел Финкельштейн: В следующий раз, когда меня спросят, как зародился антисемитизм, я скажу: «Сходите на эту выставку». Архивировано 22 мая 2019 г. в Wayback Machine , The Times, Дэниел Финкельштейн, 20 марта 2019 г.
- ^ Эпплбаум, Диана (12 июня 2019 г.), «Грязная нажива: взгляд на историю евреев и денег» , Мозаика, заархивировано из оригинала 21 июня 2019 г. , получено 21 июня 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Интернет-сайт Lucky Jewish, посвященный выставке «Сувенир, игрушка-талисман 2013» в Этнографическом музее Кракова , куратор Эрика Лерер
- Счастливые евреи Джейсон Франциско, описание выступления на ежегодном фестивале еврейской культуры в Кракове .