Адриан Изенбрандт

Старая Пинакотека , Мюнхен; Дерево, 49,4 × 34 см.
Адриан Изенбрандт или Адриан Изенбрандт [ 1 ] (между 1480 и 1490 — июль 1551) был художником в Брюгге , в последние годы ранней нидерландской живописи , и первым представителем голландской и фламандской живописи Северного Возрождения . Документальные данные свидетельствуют о том, что он был выдающимся и успешным художником своего периода, хотя никаких конкретных работ его руки четко не задокументировано. Историки искусства предполагают, что он руководил большой мастерской, специализирующейся на религиозных сюжетах и религиозных картинах, выполненных в консервативном стиле в традициях ранней нидерландской живописи прошлого века. К его времени новая бурно развивающаяся экономика Антверпена сделала его центром живописи в Нидерландах , но предыдущий центр Брюгге сохранил значительный престиж.
считал, что он Жорж Юлен де Лоо был тем же человеком, что и анонимный Мастер Семи Печалей Богородицы или Псевдо-Мостарт . [ 2 ] Другие искусствоведы сомневаются, что ему можно достоверно приписать какие-либо произведения, а количество приписываемых ему картин крупными музеями уже многие десятилетия сокращается.
Личная жизнь
[ редактировать ]
О его жизни сохранилось всего несколько документальных записей, а также несколько упоминаний в литературе при жизни художника или вскоре после него. Несмотря на это, нет никаких документов, связывающих его как создателя каких-либо сохранившихся произведений. Возможно, он родился в Харлеме или Антверпене около 1490 года. Неизвестно, где и у какого художника он проходил обучение.
Впервые он упоминается в 1510 году, когда он приехал в Брюгге и купил себе бюргерство . В ноябре того же года он стал мастером местной гильдии художников Св. Луки и ювелиров гильдии Св. Элои . Позже он девять раз избирался «дьяконом» (на старо-голландском: vinder ) и дважды губернатором (на старо-голландском: gouverneur = казначей) гильдии.
Он быстро основал важную мастерскую, вероятно, на улице Корте Вламинкстраат в Брюгге. Это было недалеко от мастерской Жерара Давида во Вламинбрюгге и бывшей мастерской Ганса Мемлинга . Брюгге в то время был одним из самых богатых городов Европы. Богатые торговцы и купцы заказывали диптихи и портреты для личного пользования. Изенбрандт писал в основном для частных клиентов. Однако были картины, созданные без какого-либо специального заказа. У него было достаточно работы, чтобы даже предлагать работы другим художникам в Брюгге, о чем свидетельствует судебный иск Изенбрандта 1534 года против Яна ван Эйка (не самого знаменитого) за непоставку заказанных им картин. Он также был назначен агентом в Брюгге художника Адриана Провоста (сына Яна Провуста ), который переехал в Антверпен в 1530 году. Поэтому современные источники упоминают Изенбрандта как известного и зажиточного художника.
Он был женат дважды, первый раз на Марии Грандель, дочери художника Петера Грандель . У них был один ребенок. После ее смерти в 1537 году он снова женился на Клементине де Эрн, на которой женился к 1543 году. В результате этого второго брака у него родились две дочери и сын. [ 3 ] У него также была внебрачная дочь от трактирщицы Кателийне ван Бранденбург (которая была одновременно любовницей художника Амброзиуса Бенсона ).
Когда он умер в Брюгге в 1551 году, он был похоронен рядом со своей первой женой на кладбище церкви Св. Иакова; его дети унаследовали не менее четырех домов с прилегающей собственностью.
Профессиональная жизнь
[ редактировать ]


Вместе с Альбертом Корнелисом (до 1513–1531) и Амброзиусом Бенсоном (до 1518–1550), живописцем из Ломбардии , он работал в мастерской ведущего живописца Брюгге Жерара Давида , будучи уже в то время мастером. Изенбрандт упоминается в книге De Gandavensibus et Brugensibus eruditionis laude claris libri duo священника Антониуса Сандеруса , изданной в Амстердаме в 1624 году. Этот писатель ссылается на тексты флорентийца Лодовико Гвиччардини , Шильдербока Карела ван Мандера и (утерянные) заметки. гентского юриста Дионисия Хардвейна (или Хардуин, 1530–1604). Последний, проведший несколько лет в Брюгге около 1550 года, упоминает Изенбрандта как ученика старого Жерара Давида, который преуспел «в обнаженной натуре и в портретах». [ 4 ] [ 5 ] Возможно, он отправился в Геную в 1511 году вместе с Иоахимом Патиниром и Жераром Давидом. Влияние Жерара Давида ясно проявляется в композиции и пейзажном фоне работ, приписываемых Изенбрандту.
В своем критическом каталоге выставки ранних фламандских мастеров в Брюгге в 1902 году гентский великий знаток раннего фламандского искусства и историк искусства Жорж Юлен де Лоо пришел к выводу, что Изенбрандт на самом деле был анонимным Мастером семи скорбей Богородицы и автор большого количества картин, ранее приписываемых Жерару Давиду и Яну Мостарту немецким историком искусства Густавом Фридрихом Ваагеном . [ 6 ] Поэтому его иногда называют Псевдо-Мостартом. [ 7 ] Даже если эта атрибуция Изенбрандта не может быть доказана без сомнения, сейчас она общепринята некоторыми историками искусства, хотя многие другие считают Изенбрандта удобным ярлыком для совокупности работ многих разных художников.
Ни одна из сохранившихся картин не может быть так точно задокументирована, как работа Изенбрандта. Документ, в котором говорится, что он отправил несколько картин из Антверпена в Испанию, показывает, что они работали как на экспорт, так и на местный рынок, и свидетельствует о его международной репутации. Две картины, обычно связанные с ним, датированы 1518 годом:
- Портрет Паулюса де Нигро (Музей Грёнинге, Брюгге) (1518 г.)
- с Триптих Бремзе Поклонением волхвов . Это была его самая монументальная работа, но она была разрушена в 1942 году, когда взорвалась церковь Мариенкирхе в Любеке. Для Макса Дж. Фридлендера это была ключевая работа, которую нужно было использовать при формировании своего стиля.
Одной из его первых картин (ок. 1518–1521) была «Богоматерь Семи Скорбей, почитаемая семьей Ван де Вельде», диптих, который можно увидеть в церкви Богоматери в Брюгге и на ее левой панели в Королевские музеи изящных искусств Бельгии , Брюссель.
Крупные художники, такие как Изенбрандт, обычно рисовали только основные части своих картин, такие как лица и телесные части его фигур. Его лица и участки тела выделены коричневым пигментом . Затем фон заполняли помощники. Конечное качество работы во многом зависело от качества исполнения и компетентности помощников, что приводило к неравномерному качеству его работ. Эти помощники также нарисовали, как это было обычной практикой в то время, множество версий «Мадонны с младенцем», которые затем приписывались Изенбрандту, что дало ему репутацию автора огромного объема работ. Таким образом, выставка ранней нидерландской живописи в Брюгге в 1902 году продемонстрировала большую коллекцию его работ. В отличие от многих современных коллег, документально подтверждено, что у него был только один помощник, Корнелис ван Калленберге, который присоединился к его мастерской в 1520 году.
В 1520 году он работал вместе с Альбертом Корнелисом и Ланселотом Блонделем над декорациями к Триумфальному въезду императора Карла V в Брюгге.
Его картины выполнены тщательно и с большой изысканностью. Его фигуры написаны в более теплых тонах и более живых красках, чем работы Жерара Давида. Особенно ярко-красный или темно-синий на идиллическом фоне пышного холмистого пейзажа с замками, расположенными на вершине вертикальной скалы (типично для Изенбрандта), извилистыми реками и густолиственными деревьями (проявлено влияние Жерара Давида). Он не только копировал композиции Жерара Давида, но и старых художников, таких как Ян ван Эйк , Хьюго ван дер Гус и Ганс Мемлинг . Он заимствовал композиции у Яна Госсарта (что привело к путанице с этим художником) и рисунки у Альбрехта Дюрера и Мартина Шонгауэра . Подобные заимствования из старых сочинений были в порядке вещей и обычной практикой. Тем не менее картины Адриана Изенбрандта сохраняют свою индивидуальность.
Он также написал несколько портретов, таких как портрет Паулюса де Нигро ( Музей Грёнинге, Брюгге ), «Человек, взвешивающий золото» (1515–1520) ( Метрополитен-музей, Нью-Йорк ) и «Молодой человек с четками» ( Музей Нортона Саймона). , Пасадена, Калифорния ). Эти портреты, пусть и стереотипные и безжизненные, выполнены с мягким прикосновением и эффектом сфумато в контурах.
Влияние итальянского Возрождения можно увидеть в детальном добавлении модных элементов декораций, таких как волюты , античные колонны и бараньи головы, как, например, в его картине « Месса Святого Григория Великого» ( Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес). Анхелес ). и «Мария с младенцем» (1520–1530) ( Рейксмузеум, Амстердам ). Благодаря этим элементам его можно считать предшественником художника эпохи Возрождения Ланселота Блонделя .
Его часто сравнивают с Амброзиусом Бенсоном (ок. 1495–1550), художником из Ломбардии , эмигрировавшим в Брюгге. Возможно, он познакомил Изенбрандта с техникой сфумато.
Вместе с Бенсоном Изенбрандт принадлежит к поколению, совпадающему и пришедшему на смену поколению Жерара Дэвида и Яна Провуста .
Избранные работы
[ редактировать ]Многие работы сейчас находятся в коллекциях крупнейших музеев мира, таких как:
- Богородица с младенцем (Национальный музей Мачадо де Кастро, Коимбра, 1505–1510 гг.)
- Богородица с Младенцем на троне (Частное собрание) (1510-е)
- Триптих Введения Иисуса во храм ( Собор Святого Сальватора , Брюгге)
- Триптих со святыми Иеронимом, святой Екатериной и Магдалиной (Кунстхалле, Гамбург) (1510–1520)
- Мадонна с Младенцем с членом семьи Хилленсбергеров ( Художественный музей Лоу , Университет Майами, Корал-Гейблс, Флорида)
- Богоматерь Семи Скорбей ( Церковь Богоматери, Брюгге ) (ок. 1518 г.)
- Магдалина в пейзаже ( Национальная галерея, Лондон ) (1515–1520) [ 8 ]
- Портрет Паулюса де Нигро ( Groeningemuseum , Брюгге) (1518 г.)
- Богородица с младенцем ( Музей изящных искусств (Будапешт) ) (1520-е гг.)
- Отдых во время бегства в Египет ( Старая пинакотека , Мюнхен)
- Отдых во время бегства в Египет (Музей изящных искусств, Гент) (1520–1530 гг.)
- Отдых во время бегства в Египет ( Художественно-исторический музей , Вена) (1520–1530)
- Отдых во время бегства в Египет ( Национальная галерея Ирландии , Дублин) (1520–1530)
- Отдых во время бегства в Египет ( Королевский музей изящных искусств , Антверпен) (1520–1530/40)
- Распятие ( Музей искусств округа Лос-Анджелес ) (ок. 1525 г.)
- Церковь Распятия Ноддебо, Фреденсборг, Копенгаген (1515–1521) (последователь Изенбрандта)
- Мадонна, кормящая младенца Христа ( Музей изящных искусств штата Юта , Солт-Лейк-Сити) (ок. 1530–1535)
- Мадонна с младенцем и музыкантами-херувимами ( Музей искусств Сан-Диего , Калифорния) (1540)
- Гефсимания ( Музей искусства и истории культуры , Дортмунд) (1530–1540)
- Архангел Михаил, Святой Андрей и Святой Франциск Ассизский ( Музей изящных искусств (Будапешт) )
- Месса Святого Григория ( Музей Прадо , Мадрид)
- Магдалина ( Музей Прадо , Мадрид)
- Триптих ( Groeningemuseum , Брюгге)
- Депонирование ( Музей Эшмола в Оксфордском университете)
- Богородица с Младенцем ( Музей Фонда Бемберга , Тулуза, Франция)
- Святые и дарители (диптих) ( Национальный музей изящных искусств , Буэнос-Айрес, Аргентина)
- Святой Петр и даритель (Государственные музеи Берлина)
- Изображение женщины (Галерея Дориа Памфили, Рим)
- Мария с Младенцем (Государственные музеи Берлина)
- Поклонение волхвов ( Старая пинакотека , Мюнхен)
- Пресвятая Богородица среди девственниц ( Старая пинакотека , Мюнхен) (копия по Жерару Давиду)
- Триптих с Успением Марии ( Музей Клюни , Париж) (1520–1530?)
- Даритель со святыми Петром и Павлом (Частная коллекция, Лондон)
- Рождение Христа (Общественная художественная коллекция, Художественный музей, Базель) (1520–1530)
- Рождение Христа ( Музей Майера ван ден Берга , Антверпен) (1530–1550)
- Богоматерь на троне в нише ( Рейксмузеум , Амстердам)
- Святой Иероним (Частная коллекция, Лондон) (1560–1570) (последователь Адриана Изенбрандта или Амброзиуса Бенсона)
Больше не приписываемые ему владельцами:
- Отдых во время бегства в Египет (Государственные музеи Берлина) (1520 г.)
- Положение во гроб ( Национальная галерея , Лондон) (около 1550 г.)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Варианты имени: Адриен, Изенбрант, Исенбрант, Исенбрандт или Хайсебрант.
- ↑ Хулина де Лоо «Анонимные мастера» , отрывок из его критического каталога художественной выставки в Брюгге 1902 года.
- ^ Парментье Р.А. (1939). «Источники по истории живописной среды Брюгге XVI века. IX. Адриан Изенбрант». Бельгийский журнал археологии и истории искусств (9-е изд.): 229–265.
- ^ Боденхаузен, Эбехард Фрайхерр фон - Герард Давид и его школа. Мюнхен: Ф. Брукманн, 1905 г. (переиздано в Нью-Йорке: Коллекционное издание, nd) (на немецком языке)
- ^ Энтони Сандерус - Иллюстрированная Фландрия (1641–1644)
- ^ Весы, GF (1847) - Приложение к знаниям о старых голландских школах живописи 15 и 16 веков: Kunstblatt , издание 28
- ^ Жорж Юлен де Лоо - Брюгге 1902: Выставка фламандских картин 14, 15 и 16 веков; критический каталог; Гент, 1902 г. (на французском языке)
- ^ Национальная галерея, Лондон
Ссылки
[ редактировать ]- Э. Бенезит – Словарь художников, скульпторов, дизайнеров и граверов, Librairie Gründ , Париж, 1976 г. ISBN 2-7000-0153-2 (на французском языке)
- Тернер, Дж. – Художественный словарь Гроува – Издательство Оксфордского университета, США; Новое издание Ed (2 января 1996 г.); ISBN 0-19-517068-7
- Тилль-Хольгер Борхерт – «Адриан Изенбрант» в каталоге выставки «Брюгге и Возрождение»; Брюгге, 15 августа — 6 декабря 1998 г.; ISBN 90-5544-230-5
- Изенбрант, Адриан в Национальной галерее, Вашингтон, округ Колумбия
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Адрианом Изенбрантом , на Викискладе?